I.2.3.3.2.1.5. Божества – почти люди

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас. I.2.3.3.1.1. Боже­ство Пара­каса, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Paracas - Primera Parte by Tello, Julio C.Фото 1[1]. Рисо­ван­ные копии фигур, выши­тых на тка­нях пери­ода Некро­поля. Иллю­стра­ция из книги Tello, Julio C. Paracas. Primera Parte. Lima, 1959

I.2.3.3.2.1.5. Боже­ства – почти люди

image003Фото 2[2]. Мотив покрова с лета­ю­щим Боже­ством Паракаса

Пер­со­наж, пока­зан­ный на фото 2 – 7, несо­мненно, сле­дует отне­сти к антро­по­зо­оморф­ным боже­ствам и оха­рак­те­ри­зо­вать его как Боже­ство Пара­каса, уме­ю­щее летать. Однако его изоб­ра­зи­тель­ный канон стал осно­вой образца, по кото­рому были созданы мотивы, пред­став­ля­ю­щие божеств с мини­му­мом зве­ри­ных черт – почти людей. Поэтому с него и сле­дует начать рассказ.

image005Фото 3[3]. Круп­ный план головы божества

По дан­ному канону были сде­ланы вышивки несколь­ких покро­вов, кото­рые, к сожа­ле­нию, не сохра­ни­лись. До нас дошли только их неболь­шие фраг­менты. Бруклин­ский музей вла­деет всего двумя кусоч­ками одного мотива с фигу­рой боже­ства (фото 4). Где нахо­дится вто­рой такой же фраг­мент, но в луч­шей сохран­но­сти, пока­зан­ный на цвет­ных сним­ках (фото 2 и 3), мне неизвестно.

image007Фото 4. Тек­стиль­ный фраг­мент, воз­можно, часть покрова. Раз­меры: 9,5×14 см. Куль­тура: Наска (по N. Kajitani, 1993 г.); Некро­поль Пара­каса (по A. Rowe, 1993 г.). Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период. Даты: 200 – 600 гг. н.э. Бруклин­ский музей, США[4]

Еще два очень похо­жих мотива, но явно от дру­гого покрова, хра­нятся в Метрополитен-музее искусств (фото 5 и 6).

image009Фото 5. Фраг­менты из Метрополитен-музея искусств, Нью-Йорк, США

image011Фото 6. Фраг­мент покрова (на фото 5 справа). Раз­меры: 8,26×12,7 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых.  Куль­тура: Пара­кас. Дата: IIIII вв. до н.э. Гео­гра­фия: Перу. Метрополитен-музей искусств[5]

Фраг­мент мотива еще одного покрова (фото 7) вхо­дит в кол­лек­цию Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной истории.

image013Фото 7. Деко­ри­ро­ван­ный фраг­мент ткани. Раз­меры: длина 8,5 см, ширина 8,5 см. Мате­ри­алы: ткань (шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние; сте­бель­ча­тый шов. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побе­ре­жье(?). Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США [6]

Как я уже гово­рила, исполь­зу­е­мый на пред­став­лен­ных моти­вах канон точ­нее всех осталь­ных пока­зы­вает шлем и дыха­тель­ную систему под­вод­ного сна­ря­же­ния богов во плоти с помо­щью укра­ше­ний головы и змее­по­доб­ных сущ­но­стей, кото­рые пере­дают шланги дыха­тель­ной системы. Это изоб­ра­же­ние шлема вполне сопо­ста­вимо по реа­ли­стич­но­сти с голо­вой так назы­ва­е­мого гва­те­маль­ского кос­мо­навта (см.: «Врата Солнца», с. 2, рис. 16).

Покровы, где вышито лета­ю­щее Боже­ство Пара­каса, и те ткани, где изоб­ра­жены божества-люди, дума­ется, при­над­ле­жат к раз­ным исто­ри­че­ским пери­о­дам. Важно здесь не столько то, что на одних изоб­ра­жено боже­ство со зве­ри­ными чер­тами, а на дру­гих – боже­ства, кото­рых можно назвать людьми, потому что зве­ри­ных черт, исклю­чая длин­ные ногти на руках и ногах, у них прак­ти­че­ски не оста­лось. А лишив­шись зве­ри­ных черт, они утра­тили вме­сте с ними и соот­вет­ству­ю­щую идео­ло­ги­че­скую состав­ля­ю­щую. Глав­ное – на моти­вах пока­зано дру­гое сна­ря­же­ние плов­цов. Оно самое лег­кое – очки и дыха­тель­ная трубка. Но поскольку в Анд­ском мире закон пре­ем­ствен­но­сти для богов во плоти и их став­лен­ни­ков был непре­ло­жен, соблю­де­ние тра­ди­ци­он­ных кано­нов на пред­ме­тах куль­то­вого назна­че­ния было обя­за­тель­ным. В итоге мы видим очень похо­жие мотивы, но в резуль­тате изме­не­ния дета­лей и атри­бу­тов они напол­ня­ются дру­гим смыслом.

image015Фото 8[7]. Мотив основ­ного поля покрова пред­по­ло­жи­тельно из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Пер­со­наж уже не имеет рото­вой маски – загуб­ника дыха­тель­ного аппа­рата. Ее заме­няет змее­по­доб­ная сущ­ность, изги­ба­ю­ща­яся под пря­мым углом – дыха­тель­ная трубка. Две дру­гие змее­по­доб­ные сущ­но­сти отхо­дят от пояса пер­со­нажа и обви­вают его ноги. По рисунку они схожи с цепями ДНК и, воз­можно, оста­ются гене­ти­че­скими сим­во­лами, но пока­зы­вают, как мне кажется, уже пузырьки выды­ха­е­мого воз­духа. Рас­краска обла­сти вокруг глаз у пер­со­на­жей весьма при­чуд­лива и раз­но­об­разна. Но на неко­то­рых лицах она явно повто­ряет кон­туры очков для под­вод­ного пла­ва­ния (см., напри­мер, мотив в ниж­нем ряду слева на фото 10). В одной руке пер­со­нажи дер­жат веер – сим­вол предка, но он пере­вер­нут и теперь, ско­рее всего, явля­ется не вее­ром, а цере­мо­ни­аль­ным ножом. Во вто­рой руке они сжи­мают пред­мет, кото­рый можно назвать поло­са­тым жез­лом. Рядом с жез­лом пла­вает малень­кая сущ­ность, похо­жая на ту, кото­рая обычно изоб­ра­жа­ется как налобник.

image017Фото 9[8]. Ман­тия. Куль­тура: Некро­поль Пара­каса. Музей Нации, Лима, Перу

Manto Paracas, Cultura Paracas NecropolisФото 10. Круп­ный план участка ман­тии из Музея Нации[9]

Тка­ней с подоб­ными изоб­ра­же­ни­ями божеств-людей я знаю всего три. Пер­вые две нахо­дятся в музеях Лимы. Точ­ными дан­ными о них я не рас­по­ла­гаю. В Музее Нации хра­нится малень­кий покров квад­рат­ной формы или, ско­рее, накидка, ман­тия (фото 9, 10). А Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу вла­деет пол­но­раз­мер­ным покро­вом (фото 11 и 12). Эти вещи очень похожи, воз­можно, они были сде­ланы в одной мастер­ской и вхо­дили в фардо одной и той же мумии.

image048Фото 11. Покров в вит­рине Музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[10]

image021Фото 12. Покров из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу с вари­ан­том мотива его каймы круп­ным пла­ном[11]

image023Фото 13. Один из вари­ан­тов мотива основ­ного поля пред­по­ло­жи­тель­ного этого же покрова[12]

Тре­тий покров, кото­рый сохра­нился гораздо хуже, вхо­дит в пара­кас­скую кол­лек­цию Музея миро­вой куль­туры Гете­борга. Он имеет всего одну узор­ную полосу, кото­рая пере­се­кает его посе­ре­дине. Выши­тые на ней мотивы очень близки к тем, что выпол­нены на тка­нях из музеев Лимы.

image025Фото 14[13]. Чер­ный покров с кай­мой посре­дине. Раз­меры: 210×143 см. Мате­риал и тех­ника: вышивка шер­стя­ной пря­жей сте­бель­ча­тым швом на хлоп­ко­вой ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния. Покров состоит из двух кус­ков, сши­тых вме­сте. Дати­ровка и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[14]

image027Фото 15[15]. Вари­ант мотива

image029Фото 16[16]. Круп­ный план головы одного из божеств

image030                image032Фото 17[17]. Змее­по­доб­ная сущ­ность, выхо­дя­щая изо рта одной из фигур.
Фото 18[18]. Пояс одной из фигур с при­креп­лен­ными к нему змее­по­доб­ными сущностями

Мно­гие уче­ные счи­тают, что на моти­вах тка­ней Пара­каса изоб­ра­жены не боже­ства, а шаманы, либо вопло­тив­ши­еся в опре­де­лен­ное боже­ство, либо оде­тые так, чтобы быть похо­жими на боже­ство. Я счи­таю, что в боль­шин­стве слу­чаев худож­ники изоб­ра­жали божеств. Но не исклю­чаю воз­мож­но­сти, что на дан­ных тка­нях вполне могли быть изоб­ра­жены обо­жеств­лен­ные жрецы-правители. В ком­по­зи­цию мотива, где вышито Боже­ство Пара­каса (фото 2 – 7), вклю­чены фигуры птиц, его кисти рук и стопы имеют зве­ри­ные очер­та­ния, а в пра­вой руке оно дер­жит змее­по­доб­ную сущ­ность с голо­вой (мас­кой) чело­века. А боже­ства тка­ней из музеев Лимы и Гете­борга не сопро­вож­дены столь мощ­ной сим­во­ли­кой. Их анту­раж, а зна­чит и ста­тус гораздо скром­нее. И выгля­дят они как люди.

image034Фото 19. Круп­ный план участка ман­тии из Музея Нации[19]

Допу­стимо, что на этих моти­вах дей­стви­тельно пока­заны уже не боги, а жрецы с сим­во­лами боже­ствен­но­сти, т.е. обла­чен­ные как боги. Вполне веро­ятно, что, полу­чив от божеств во плоти про­стей­шее сна­ря­же­ние для под­вод­ного пла­ва­ния – маску, трубку, – они имели воз­мож­ность пла­вать под водой. Иначе как бы появи­лись такие изоб­ра­же­ния, кото­рые могли быть сде­ланы только, если их автор сам нахо­дился в воде и видел пер­со­на­жей сво­ими глазами?

image036Фото 20. Пончо или туника. Раз­меры: 189,1×70 см. Раз­мер: взрос­лый, веро­ят­ный вла­де­лец – муж­чина. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Наска. Период: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2. Даты: 100 – 200 гг. н.э. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу. Бруклин­ский музей, США[20]

Бес­цен­ную инфор­ма­цию для пони­ма­ния рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний пара­кас­цев эпохи позд­него Некро­поля Пара­каса или ран­ней Наски дает ткань из Бруклин­ского музея (фото 20), на кото­рой мы видим божеств в похо­жем облачении.

Согласно ком­мен­та­риям ката­лога Бруклин­ского музея, ткань, веро­ятно, пер­во­на­чально была либо бан­не­ром, либо дра­пи­ров­кой, либо полу­ман­тией. Впо­след­ствии ее пре­вра­тили в пончо (тунику), для чего про­ре­зали щель гор­ло­вины и сде­лали длин­ную бахрому в пле­че­вой зоне. Нитки, кото­рыми были вышиты края гор­ло­вины и боков, а также те, и из кото­рых выпол­нена бахрома, окра­шены в темно-фиолетовый цвет. Он не был исполь­зо­ван при тка­нье, что под­твер­ждает пред­по­ло­же­ние о том, что пере­делка была про­из­ве­дена позд­нее. Вырез гор­ло­вины (24 см) мал для чело­ве­че­ской головы, если череп был ради­кально удли­нен. Неко­то­рые туники с неболь­шим выре­зом гор­ло­вины в Некро­поле Пара­каса были надеты на свер­ток мумии через лож­ную голову. Воз­можно, дан­ную ткань пре­вра­тили в пончо, чтобы исполь­зо­вать ана­ло­гич­ным образом.

image038Фото 21. Голова спут­ника тре­тьего персонажа

Уче­ные Бруклин­ского музея отнесли ткань к куль­туре Наски Ран­него про­ме­жу­точ­ного пери­ода. На ней фигуры уже были не вышиты, а вытканы. Для фона исполь­зо­ва­лись шер­стя­ные нити крас­ного цвет, а для узо­ров – еще 14 цве­тов. И лишь неко­то­рые детали, напри­мер, очер­та­ния про­ре­зей для глаз и рта, зубы вышиты сте­бель­ча­тым швом, как это можно видеть на фото 21.

Ткань изна­чально была длин­нее, и на ней поме­ща­лись мини­мум четыре боль­шие фигуры. Сей­час оста­лись три боль­ших фигуры и десять малень­ких. «Боль­шие фигуры все раз­ные, пока­заны в голов­ных убо­рах, мас­ках, пончо, юбках и набед­рен­ных повяз­ках, – гово­рится в ката­логе музея. – В руках они дер­жат тро­фей­ные головы, ножи и стрелы. Малень­кие фигуры при­со­еди­нены к кон­цам змей или лен­то­вид­ных ответв­ле­ний от поя­сов, голов­ных убо­ров, хво­стов и ртов боль­ших фигур»[21].

image040Фото 22. Пер­вый персонаж

Боль­шие фигуры пока­заны в соот­вет­ствии с кано­ном, близ­ким тому, что исполь­зо­вался на покро­вах с божествами-людьми, о кото­рых идет речь в дан­ном пара­графе. Убран­ство головы пер­вого, верх­него пер­со­нажа (фото 22) такое же при­бли­зи­тельно, как у пер­со­на­жей покро­вов музеев Лимы и Гете­борга. На его маске вокруг рта изоб­ра­жена сту­пен­ча­тая пира­мида. А вто­рой пер­со­наж имеет ком­плект голов­ных укра­ше­ний, как у Боже­ства Пара­каса (фото 2 – 7), т.е. в него вхо­дит рото­вая маска, пере­да­ю­щая загуб­ник и рас­пре­де­ли­тель­ное устрой­ство шлан­гов дыха­тель­ной системы (фото 23). Тре­тий пер­со­наж носит очки для под­вод­ного плавания.

image042Фото 23. Голова вто­рого персонажа

Кон­фи­гу­ра­ция тре­тьего пер­со­нажа наи­бо­лее сложна. Его фигура сов­ме­щена с фигу­рой кота. При этом тело кота соеди­нено со спи­ной пер­со­нажа, а его голова, видимо, нахо­ди­лась ниже под­бо­родка пер­со­нажа, о чем поз­во­ляет судить абрис фраг­мента, сере­дина кото­рого утра­чена. На голову пер­со­нажа надета шапка, верх кото­рой не скруг­лен, как у шапок осталь­ных фигур, а имеет тре­уголь­ные выступы в форме коша­чьих ушек. Она очень напо­ми­нает чуку, кото­рое стало цере­мо­ни­аль­ным голов­ным убо­ром жрецов-властителей Импе­рии Уари.

Несо­мненно, что изоб­ра­жен­ное на ткани свя­зано между собой и пред­став­ляет текст посла­ния, в кото­ром гово­рится о боже­ствах Пара­каса и о том, как они трак­то­ва­лись раньше и как они трак­ту­ются на дан­ный момент в плане идео­ло­гии и в изоб­ра­зи­тель­ном аспекте.

Пер­вый пер­со­наж (см. фото 22) свя­зан с котом-динозавром и обезьяной-динозавром, кото­рые пока­заны в соот­вет­ствии с пред­став­ле­ни­ями вре­мен тка­ней гео­мет­ри­че­ского стиля. Его рот соеди­нен с двумя кро­шеч­ными фигу­рами котов-динозавров. Кот-динозавр и обезьяна-динозавр дер­жат перед собой змее­по­доб­ную сущ­ность, кото­рую можно вос­при­ни­мать и как голову с длин­ными волосами.

image044Фото 24. Спут­ник вто­рого персонажа

Вто­рой пер­со­наж свя­зан только с двумя малень­кими фигур­ками людей. Одна из них пока­зана плы­ву­щей, а вто­рая – сто­я­щей вер­ти­кально в позе боже­ства с жез­лами (фото 24).

Тре­тий пер­со­наж – божество-человек в ипо­стаси кота – окру­жен спут­ни­ками пер­вых двух пер­со­на­жей, а также имеет своих соб­ствен­ных. «Пупо­ви­ной» он соеди­нен с плы­ву­щим чело­ве­ком. Широ­кой лен­той через голову кота под своим под­бо­род­ком он свя­зан с человеком-птицей-котом (воз­можно, с лета­ю­щим Боже­ством Пара­каса в шапке кота), а двумя более узкими лен­тами на голов­ном уборе – с фигу­рами, веро­ятно, кота-динозавра и обезьяны-динозавра, изоб­ра­жен­ными в дру­гой манере, нежели те же фигуры пер­вого пер­со­нажа. Рядом с тре­тьим пер­со­на­жем рас­по­ло­жены чело­век с кры­льями (на кон­чике коша­чьего хво­ста) и двой­ная рыба Пара­каса (с левого бока).

image046Фото 25. Человек(обезьяна)-птица-кот

Человек(обезьяна)-птица-кот в своих руках дер­жит чело­века (фото 25) и, как ска­зано в ката­логе музея, пожи­рает его. Дума­ется, что такой вывод непра­ви­лен. Он сде­лан на основе того, что у боже­ства оска­лены зубы. Тогда нужно ска­зать, что и чело­век пожи­рает руку боже­ства, поскольку у него тоже оска­лены зубы и выра­же­ние лица не менее звер­ское. Изоб­ра­же­ние оска­лен­ных зубов на чело­ве­че­ском лице идет из чавин­ской тра­ди­ции, где нали­чие ост­рых клы­ков гово­рит о том, что боже­ство явля­ется дра­ко­ном. Поэтому сим­во­лика дан­ной пары может быть и не свя­зана с пожи­ра­нием людей. Сомни­тель­ным кажется мне и ана­ло­гич­ное про­чте­ние сим­во­лики пары двой­ная рыба Пара­каса – чело­век, хотя его голова сопри­ка­са­ется с мор­дой рыбы.

Тре­тье боже­ство, судя по его атри­бу­тике, явля­ется наи­бо­лее мощ­ным из всех и, по всей веро­ят­но­сти, пред­став­ляет собой боже­ство человека-кота, став­шего вер­хов­ным богом Наски.

 

Про­дол­же­ние: с. 25

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 |

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>