Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас. I.2.3.3.1.1. Божество Паракаса, продолжение
Фото 1[1]. Рисованные копии фигур, вышитых на тканях периода Некрополя. Иллюстрация из книги Tello, Julio C. Paracas. Primera Parte. Lima, 1959
I.2.3.3.2.1.5. Божества – почти люди
Фото 2[2]. Мотив покрова с летающим Божеством Паракаса
Персонаж, показанный на фото 2 – 7, несомненно, следует отнести к антропозооморфным божествам и охарактеризовать его как Божество Паракаса, умеющее летать. Однако его изобразительный канон стал основой образца, по которому были созданы мотивы, представляющие божеств с минимумом звериных черт – почти людей. Поэтому с него и следует начать рассказ.
Фото 3[3]. Крупный план головы божества
По данному канону были сделаны вышивки нескольких покровов, которые, к сожалению, не сохранились. До нас дошли только их небольшие фрагменты. Бруклинский музей владеет всего двумя кусочками одного мотива с фигурой божества (фото 4). Где находится второй такой же фрагмент, но в лучшей сохранности, показанный на цветных снимках (фото 2 и 3), мне неизвестно.
Фото 4. Текстильный фрагмент, возможно, часть покрова. Размеры: 9,5×14 см. Культура: Наска (по N. Kajitani, 1993 г.); Некрополь Паракаса (по A. Rowe, 1993 г.). Ранний промежуточный период. Даты: 200 – 600 гг. н.э. Бруклинский музей, США[4]
Еще два очень похожих мотива, но явно от другого покрова, хранятся в Метрополитен-музее искусств (фото 5 и 6).
Фото 5. Фрагменты из Метрополитен-музея искусств, Нью-Йорк, США
Фото 6. Фрагмент покрова (на фото 5 справа). Размеры: 8,26×12,7 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. Дата: III – II вв. до н.э. География: Перу. Метрополитен-музей искусств[5]
Фрагмент мотива еще одного покрова (фото 7) входит в коллекцию Американского музея естественной истории.
Фото 7. Декорированный фрагмент ткани. Размеры: длина 8,5 см, ширина 8,5 см. Материалы: ткань (шерсть верблюдовых, хлопок). Техники: полотняное переплетение; стебельчатый шов. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побережье(?). Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США [6]
Как я уже говорила, используемый на представленных мотивах канон точнее всех остальных показывает шлем и дыхательную систему подводного снаряжения богов во плоти с помощью украшений головы и змееподобных сущностей, которые передают шланги дыхательной системы. Это изображение шлема вполне сопоставимо по реалистичности с головой так называемого гватемальского космонавта (см.: «Врата Солнца», с. 2, рис. 16).
Покровы, где вышито летающее Божество Паракаса, и те ткани, где изображены божества-люди, думается, принадлежат к разным историческим периодам. Важно здесь не столько то, что на одних изображено божество со звериными чертами, а на других – божества, которых можно назвать людьми, потому что звериных черт, исключая длинные ногти на руках и ногах, у них практически не осталось. А лишившись звериных черт, они утратили вместе с ними и соответствующую идеологическую составляющую. Главное – на мотивах показано другое снаряжение пловцов. Оно самое легкое – очки и дыхательная трубка. Но поскольку в Андском мире закон преемственности для богов во плоти и их ставленников был непреложен, соблюдение традиционных канонов на предметах культового назначения было обязательным. В итоге мы видим очень похожие мотивы, но в результате изменения деталей и атрибутов они наполняются другим смыслом.
Фото 8[7]. Мотив основного поля покрова предположительно из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу
Персонаж уже не имеет ротовой маски – загубника дыхательного аппарата. Ее заменяет змееподобная сущность, изгибающаяся под прямым углом – дыхательная трубка. Две другие змееподобные сущности отходят от пояса персонажа и обвивают его ноги. По рисунку они схожи с цепями ДНК и, возможно, остаются генетическими символами, но показывают, как мне кажется, уже пузырьки выдыхаемого воздуха. Раскраска области вокруг глаз у персонажей весьма причудлива и разнообразна. Но на некоторых лицах она явно повторяет контуры очков для подводного плавания (см., например, мотив в нижнем ряду слева на фото 10). В одной руке персонажи держат веер – символ предка, но он перевернут и теперь, скорее всего, является не веером, а церемониальным ножом. Во второй руке они сжимают предмет, который можно назвать полосатым жезлом. Рядом с жезлом плавает маленькая сущность, похожая на ту, которая обычно изображается как налобник.
Фото 9[8]. Мантия. Культура: Некрополь Паракаса. Музей Нации, Лима, Перу
Фото 10. Крупный план участка мантии из Музея Нации[9]
Тканей с подобными изображениями божеств-людей я знаю всего три. Первые две находятся в музеях Лимы. Точными данными о них я не располагаю. В Музее Нации хранится маленький покров квадратной формы или, скорее, накидка, мантия (фото 9, 10). А Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу владеет полноразмерным покровом (фото 11 и 12). Эти вещи очень похожи, возможно, они были сделаны в одной мастерской и входили в фардо одной и той же мумии.
Фото 11. Покров в витрине Музея археологии, антропологии и истории Перу[10]
Фото 12. Покров из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу с вариантом мотива его каймы крупным планом[11]
Фото 13. Один из вариантов мотива основного поля предположительного этого же покрова[12]
Третий покров, который сохранился гораздо хуже, входит в паракасскую коллекцию Музея мировой культуры Гетеборга. Он имеет всего одну узорную полосу, которая пересекает его посередине. Вышитые на ней мотивы очень близки к тем, что выполнены на тканях из музеев Лимы.
Фото 14[13]. Черный покров с каймой посредине. Размеры: 210×143 см. Материал и техника: вышивка шерстяной пряжей стебельчатым швом на хлопковой ткани полотняного переплетения. Покров состоит из двух кусков, сшитых вместе. Датировка и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[14]
Фото 15[15]. Вариант мотива
Фото 16[16]. Крупный план головы одного из божеств
Фото 17[17]. Змееподобная сущность, выходящая изо рта одной из фигур.
Фото 18[18]. Пояс одной из фигур с прикрепленными к нему змееподобными сущностями
Многие ученые считают, что на мотивах тканей Паракаса изображены не божества, а шаманы, либо воплотившиеся в определенное божество, либо одетые так, чтобы быть похожими на божество. Я считаю, что в большинстве случаев художники изображали божеств. Но не исключаю возможности, что на данных тканях вполне могли быть изображены обожествленные жрецы-правители. В композицию мотива, где вышито Божество Паракаса (фото 2 – 7), включены фигуры птиц, его кисти рук и стопы имеют звериные очертания, а в правой руке оно держит змееподобную сущность с головой (маской) человека. А божества тканей из музеев Лимы и Гетеборга не сопровождены столь мощной символикой. Их антураж, а значит и статус гораздо скромнее. И выглядят они как люди.
Фото 19. Крупный план участка мантии из Музея Нации[19]
Допустимо, что на этих мотивах действительно показаны уже не боги, а жрецы с символами божественности, т.е. облаченные как боги. Вполне вероятно, что, получив от божеств во плоти простейшее снаряжение для подводного плавания – маску, трубку, – они имели возможность плавать под водой. Иначе как бы появились такие изображения, которые могли быть сделаны только, если их автор сам находился в воде и видел персонажей своими глазами?
Фото 20. Пончо или туника. Размеры: 189,1×70 см. Размер: взрослый, вероятный владелец – мужчина. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Наска. Период: Ранний промежуточный период, фаза-2. Даты: 100 – 200 гг. н.э. Место находки: Южное побережье Перу. Бруклинский музей, США[20]
Бесценную информацию для понимания религиозных представлений паракасцев эпохи позднего Некрополя Паракаса или ранней Наски дает ткань из Бруклинского музея (фото 20), на которой мы видим божеств в похожем облачении.
Согласно комментариям каталога Бруклинского музея, ткань, вероятно, первоначально была либо баннером, либо драпировкой, либо полумантией. Впоследствии ее превратили в пончо (тунику), для чего прорезали щель горловины и сделали длинную бахрому в плечевой зоне. Нитки, которыми были вышиты края горловины и боков, а также те, и из которых выполнена бахрома, окрашены в темно-фиолетовый цвет. Он не был использован при тканье, что подтверждает предположение о том, что переделка была произведена позднее. Вырез горловины (24 см) мал для человеческой головы, если череп был радикально удлинен. Некоторые туники с небольшим вырезом горловины в Некрополе Паракаса были надеты на сверток мумии через ложную голову. Возможно, данную ткань превратили в пончо, чтобы использовать аналогичным образом.
Фото 21. Голова спутника третьего персонажа
Ученые Бруклинского музея отнесли ткань к культуре Наски Раннего промежуточного периода. На ней фигуры уже были не вышиты, а вытканы. Для фона использовались шерстяные нити красного цвет, а для узоров – еще 14 цветов. И лишь некоторые детали, например, очертания прорезей для глаз и рта, зубы вышиты стебельчатым швом, как это можно видеть на фото 21.
Ткань изначально была длиннее, и на ней помещались минимум четыре большие фигуры. Сейчас остались три больших фигуры и десять маленьких. «Большие фигуры все разные, показаны в головных уборах, масках, пончо, юбках и набедренных повязках, – говорится в каталоге музея. – В руках они держат трофейные головы, ножи и стрелы. Маленькие фигуры присоединены к концам змей или лентовидных ответвлений от поясов, головных уборов, хвостов и ртов больших фигур»[21].
Большие фигуры показаны в соответствии с каноном, близким тому, что использовался на покровах с божествами-людьми, о которых идет речь в данном параграфе. Убранство головы первого, верхнего персонажа (фото 22) такое же приблизительно, как у персонажей покровов музеев Лимы и Гетеборга. На его маске вокруг рта изображена ступенчатая пирамида. А второй персонаж имеет комплект головных украшений, как у Божества Паракаса (фото 2 – 7), т.е. в него входит ротовая маска, передающая загубник и распределительное устройство шлангов дыхательной системы (фото 23). Третий персонаж носит очки для подводного плавания.
Фото 23. Голова второго персонажа
Конфигурация третьего персонажа наиболее сложна. Его фигура совмещена с фигурой кота. При этом тело кота соединено со спиной персонажа, а его голова, видимо, находилась ниже подбородка персонажа, о чем позволяет судить абрис фрагмента, середина которого утрачена. На голову персонажа надета шапка, верх которой не скруглен, как у шапок остальных фигур, а имеет треугольные выступы в форме кошачьих ушек. Она очень напоминает чуку, которое стало церемониальным головным убором жрецов-властителей Империи Уари.
Несомненно, что изображенное на ткани связано между собой и представляет текст послания, в котором говорится о божествах Паракаса и о том, как они трактовались раньше и как они трактуются на данный момент в плане идеологии и в изобразительном аспекте.
Первый персонаж (см. фото 22) связан с котом-динозавром и обезьяной-динозавром, которые показаны в соответствии с представлениями времен тканей геометрического стиля. Его рот соединен с двумя крошечными фигурами котов-динозавров. Кот-динозавр и обезьяна-динозавр держат перед собой змееподобную сущность, которую можно воспринимать и как голову с длинными волосами.
Фото 24. Спутник второго персонажа
Второй персонаж связан только с двумя маленькими фигурками людей. Одна из них показана плывущей, а вторая – стоящей вертикально в позе божества с жезлами (фото 24).
Третий персонаж – божество-человек в ипостаси кота – окружен спутниками первых двух персонажей, а также имеет своих собственных. «Пуповиной» он соединен с плывущим человеком. Широкой лентой через голову кота под своим подбородком он связан с человеком-птицей-котом (возможно, с летающим Божеством Паракаса в шапке кота), а двумя более узкими лентами на головном уборе – с фигурами, вероятно, кота-динозавра и обезьяны-динозавра, изображенными в другой манере, нежели те же фигуры первого персонажа. Рядом с третьим персонажем расположены человек с крыльями (на кончике кошачьего хвоста) и двойная рыба Паракаса (с левого бока).
Фото 25. Человек(обезьяна)-птица-кот
Человек(обезьяна)-птица-кот в своих руках держит человека (фото 25) и, как сказано в каталоге музея, пожирает его. Думается, что такой вывод неправилен. Он сделан на основе того, что у божества оскалены зубы. Тогда нужно сказать, что и человек пожирает руку божества, поскольку у него тоже оскалены зубы и выражение лица не менее зверское. Изображение оскаленных зубов на человеческом лице идет из чавинской традиции, где наличие острых клыков говорит о том, что божество является драконом. Поэтому символика данной пары может быть и не связана с пожиранием людей. Сомнительным кажется мне и аналогичное прочтение символики пары двойная рыба Паракаса – человек, хотя его голова соприкасается с мордой рыбы.
Третье божество, судя по его атрибутике, является наиболее мощным из всех и, по всей вероятности, представляет собой божество человека-кота, ставшего верховным богом Наски.