Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Паракас:
3. Ткани, продолжение
3.1. Общие характеристики тканей
3.1.1. Технические особенности
Фото 1[1]. Крупный план сохранившегося фрагмента одной из самых сложных тканей культуры Паракаса. Британский музей
Ткани Паракаса отличаются не только красотой и завораживающими мистическими сюжетами орнаментов, но и технической сложностью. Вышивались полотна поэтапно несколькими людьми. Было подсчитано, что на изготовление каждой ткани требовалось от 5000 до 29000 часов. При этом многие техники ремесленников Паракаса настолько совершенны, что современные мастера не могут их повторить. Похоже, что народ Паракаса всегда останется непревзойденным в своем искусстве создания текстиля[2].
Выработка тканей такого качества не могла осуществляться на примитивном уровне домашнего тканья. Она требовала разделения труда и хорошей организации производства. Скорее всего, в Паракасе существовали ткаческие мастерские, где одни ремесленники специализировались на прядении, другие – на крашении, третьи – на тканье, четвертые – на вышивании и т.д. Не стоит забывать и о потребности в художниках и идеологах сюжетов, т.е. специалистах по религиозной символике – жрецах. В процесс изготовления тканей были по большому счету вовлечены и поставщики, и производители высококачественного хлопка и шерсти.
Фото 2. Перуанский коричневый хлопок. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса[3]
Ткани вырабатывали из белого и коричневого хлопка (фото 2), из шерсти верблюдовых, а в некоторых, особых случаях, – человеческого волоса, иногда украшая их дополнительно перьями, бисером.
Фото 3. Деревянное веретено с пряслицем из глины. Размеры: длина 27,8 см, максимальная толщина 1,1 см. Датировка: 100 – 200 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: Некрополь Паракаса. Музей Америки, Мадрид, Испания[4]
Для прядения использовали длинные веретена из дерева и тростника с пряслицами из глины или камня. Нередко их украшали росписью (фото 3).
В новом Зале Паракаса Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (Лима) экспонируются инструменты для прядения и ткачества, которые являлись часть приношения, обнаруженного в одной из гробниц (фото 4 – 4b). Они были упакованы в тканый мешок. В него входила также корзина из растительных волокон. По мнению ученых, такое приношение говорит о «важности ткачей для социальной организации Паракаса»[5].
Фото 4 и 4а. Инструменты для прядения и ткачества. Фото 4b. Тканая оболочка приношения с корзиной и гребнем(?) для чесания волокон хлопка или шерсти. Зал Паракаса. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу (2013)[6]
Содержимое плетеной корзины прямоугольной формы с крышкой (фото 5), которая стала частью погребального приданого гораздо более поздних культур, в частности культуры Чанкай, показывает, что форма веретен и материал, из которого они изготавливались, не менялись на протяжении веков. Веретена на снимке разложены по бокам корзины, а в самой корзине находятся веретена с намотанными на них нитками, которые спрядены для ручной работы нереально ровно и тонко. В корзине также можно видеть кудели непряденых хлопка и шерсти. (О паракасских инструментах для прядения и ткачества также см.: «Мумия Музея Америки».)
Фото 5. Ткацкая корзина из перуанской коллекции Музея Рёмера и Пелицэуса, Хильдесхайм, Германия[7]
Мастера Паракаса использовали неокрашенную шерсть альпаки, которая дает серый, белый, бежевый, каштановый и черный цвета, и шерсть викуньи, которая имеет оттенки бежевого цвета, а также неокрашенные волокна хлопка (белый, оттенки коричневого). Но лучший текстиль вырабатывался из окрашенной пряжи. Для изготовления красок брались различные растения, насекомые (кошениль), моллюски, минералы[8]. В результате получались орнаменты фантастических цветов, которые даже спустя более 2000 лет не поблекли. Исследования показали, что паракасцы обладали серьезными познаниями в области крашения, которые в настоящее время во многом утрачены.
Фото 6[9]. Ткач периода Некрополя. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса
Кем были ткачи и вышивальщики Паракаса – мужчинами или женщинами? Считается, что в Андах прядение и ткачество – женское ремесло. Но в Паракасе, как и в Инкской империи, ткачи и вышивальщики высшей категории могли быть мужчинами. На инсталляции Музея Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса ткет именно мужчина (фото 6).
Фото 7. Поясной станок с незаконченной хлопковой тканью. Размеры ткани: 107,0×112,4×3,1 см. Вес: 990 г. Культура/стиль: Чанкай (Chancay). Хронология по Рафаэлю Ларко Хойлю: Имперский период (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Поздний промежуточный период (1000 – 1476 гг. н.э.). Регион: Центральное побережье. Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[10]. Фото 8. Участок незаконченной ткани крупным планом
Паракасские мастера ткали на одном из самых простых станков, который называется поясным станком (telar de cintura) – фото 7 и 8. Он не имеет жесткой рамы. Используются лишь две деревянные палки, на которые и натягиваются нити основы. К обоим концам палок привязывается веревка (тканая лента). С помощью одной из веревочных петель станок фиксируется на дереве (шесте), другая же надевается на талию ткача или ткачихи (фото 6). При этом натяжение нитей регулируется изменением положения тела человека. Поясной станок применяется и по сей день. И он не претерпел особых изменений.
Длина драгоценных покровов Паракаса, которые хранятся в музеях и частных коллекциях, доходит до 3 м. Но в фардо были найдены также простые, не узорные ткани, которые интересны только узким специалистам. Некоторые из них достигают 34 м в длину[11].
Фото 9[12]. Ткачиха из Чинчеро в традиционном костюме работает на станке, который прикреплен к ее талии с помощью жгута из белой ткани. Центр традиционного текстиля Куско (2007)
Существует мнение, что длинные ткани с помощью поясного станка получить невозможно. Ведь натяжение нитей создается с помощью тела. Следовательно, длина ткани напрямую зависит от длины руки ткача. Но это мнение опровергают современные перуанские ткачи, продолжающие создавать шедевры ткачества на этом древнем и таком примитивном станке.
Фото 10[13]. Второй конец станка зафиксирован на столбе с помощью веревки
На фото 9 и 10 заснята ткачиха из Чинчеро, которая работает над длинной тканью с традиционной для этой общины цветовой композицией. На фото 9 хорошо видно, что мастерица ткет на поясном станке. А фото 10 показывает, что ближний край уже готовой ткани намотан на палку и поэтому не мешает регулировать натяжение нитей.
Фото 11. Ткачи ткаческого кооператива общины Чауайтире (Chahuaytire), дистрикт Писака (2011)[14]
Правда, ширина данной ткани, как и других перуанских тканей, сравнительно небольшая. На глаз – сантиметров 50 или 70. В то же время ширина классического паракасского покрова равняется 1,6 м, т.е. он более чем в три (два) раза шире полотна, над которым работает чинчерка, и больше размаха ее рук. Но такая ширина была у покровов самого простого полотняного переплетения, не имевших никаких тканых узоров, поскольку они украшались вышивкой. Думается, изготовить такую ткань на поясном станке вполне реально. На фото 11 мы видим современного ткача из общины Чауайтире, который работает над тканью шириной (на глаз) более метра, а она будет украшена не только цветными полосами, но и геометрическим узором. Ширина более сложных в работе паракасских накидок и покровов с ткаными узорами была как раз небольшой (70 – 90 см), и их вполне можно было выполнить на поясном станке.
Тем не менее, следует признать ткани Паракаса по своим размерам уникальными для доколумбового Андского мира. У последующих культур они были гораздо меньше. Думается, дело совсем не в том, что секрет изготовления длинных и широких тканей был утерян. Особого секрета здесь нет, а навыки можно быстро восстановить, что и показывают современные перуанцы, которые воспроизводят ткацкие техники своих предков. Я считаю, что исчезновение больших тканей связано с изменением погребальной культуры. Фардо из множества слоев простых и узорчатых тканей ушло вместе с Паракасом. Так, например, в Наске и Уари ткани с узорами уже помещались поверх фардо, которое набивалось ватой. И эти ткани были одеждой – пончо или унку. Следовательно, ткани большей длины и ширины стали не нужны. С этих пор не изузоренные пелены и настенный текстиль, а одежда стала нести послание богам и людям.
Фото 12. Фрагмент ленты. Размеры: 137×14,5 см. Материал: шерсть. Техники: двусторонняя ткань полотняного переплетения; брокадо. Культура: Паракас. Период: 700 – 300 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[15]
Ткани, узор которых создается на станке, принадлежат в основном к эпохе Пещер. В этот период изготавливались ткани, которые называются двусторонними, или двойными (исп. doble – двойной, двусторонний). При использовании этой техники создается «структура, в которой ткут одновременно две системы основы и две системы утка, вырабатывая две независимые ткани, которые могут быть соединены между собой»[16]. При этом обе стороны могут быть одинаковыми или различными по цветовым сочетаниям. Другими словами у двусторонних тканей нет изнанки, т.е. узоры на изнанке имеют такой же качественный вид, как и на лице. Для создания узоров применяется также техника брокадо (исп. brocado). В отличие от вышивания, брокадо делается в ходе тканья с использованием дополнительных нитей уткá (уток – нити, которые ткач продергивает с помощью челнока через заранее натянутые на станок нити основы), которые выводятся на поверхность при необходимости и скрываются, когда не требуются. В то время как вышивка может идти в любом направлении, брокадо должно следовать линии утка. Узор появляется только на одной стороне ткани[17]. На фото 12 показан фрагмент ленты, которая относится к самым древним примерам двусторонних тканей Южного побережья Перу. Для выполнения фигур на ней была использована техника брокадо.
[1] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=409025&objectid=654072
[2] Bader T. Paracas Textiles (http://web.nmsu.edu/~tbader/portfolio/professional/Paracan%20Textiles.pdf).
[4] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&AMuseo=MAM&Ninv=14811
[5] Inauguran sala dedicada a los Paracas en el Museo Nacional de Arqueología, Antropología e Historia del Perú (http://www.cultura.gob.pe/comunicacion/noticia/inauguran-sala-dedicada-los-paracas-en-el-museo-nacional-de-arqueologia).
[6] http://noticias.terra.com.pe/nacional/museo-de-arqueologia-lo-que-ofrece-la-sala-paracas,503e88bfb6804410VgnVCM4000009bcceb0aRCRD.html
[11] Paracas textile (http://www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_objects/aoa/p/paracas_textile.aspx).
[15] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).
[16] Murra J., Brugnoli P., Hoces S. Arte Mayor de los Andes. Santiago de Chile, 1989 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/arte-mayor-de-los-andes/).