Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Паракас:
3. Ткани, продолжение
3.1.2. Нетканое декорирование
3.1.2.1. Вышивание
Фото 1[1]. Набор игл для вышивания и два веретена на фоне туники. Паракасская коллекция. Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция
По большей части орнаменты текстиля как периода Пещер, так и периода Некрополя Паракаса вышиты с помощью иглы. Для вышивки использовались ткани полотняного переплетения, которое является самым простым. В нем нить уткá переплетается с нитью основы в шахматном порядке (фото слева). Поверхность тканей с таким переплетением гладкая, матовая, лицо и изнанка одинаковые. Сама ткань прочная[2].
Вышивальные иглы, как и станки, были самыми примитивными. Они делались не из металла, а из колючек растений (фото 1).
Фото 2. Деревянная игла с хлопковой нитью. Размеры: 15×0,4×0,2 см. Культура/период: Некрополь Паракаса. Ранний промежуточный период. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Паракас, Некрополь Паракаса. Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[3]
В Музее Пибоди хранится деревянная игла (фото 2), которая была найдена в одном из фардо. Но она слишком толстая для вышивки. Скорее всего, ею сшивали ткань верхнего защитного слоя фардо (фото 3).
Фото 3. Сверток мумии Паракаса. Фотография 1938 г. Культура/период: Паракас. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики. Географическое место: Паракас. Музей археологии и этнологии Пибоди[4]
Самый древний текстиль геометрического стиля, который относится к периоду Пещер, был соткан из хлопка. Впоследствии, когда на смену тканым узорам пришли вышивки, стали отдавать предпочтение чистошерстяному текстилю. В период Некрополя чистошерстяные ткани продолжали делать, но, кроме того, вырабатывали покровы с основным полем из шерсти и каймой из хлопка, а также сотканные целиком из хлопка. Но для вышивки применялись, как правило, окрашенные шерстяные нитки разной толщины, которыми добиться хорошего результата гораздо легче, чем пряжей из хлопка хотя бы благодаря их эластичности. Понятно, что для вышивки необходима шерсть только высшего качества. А для четкой проработки рисунка мотива требуется хорошо спряденная нитка, часто очень тонкая. Исходное сырье, которое как нельзя лучше соответствовало этим требованиям, давала викунья, шерсть которой славится своей нежностью и тонкостью, правда, она плохо переносит крашение современными фабричными красителями. Но мастера Паракаса, скорее всего, умели красить шерсть викуньи без ущерба для нее. Шерсть альпаки переносит крашение гораздо лучше и, хотя и уступает шерсти викуньи по тонкости, в остальном также имеет превосходные характеристики.
Фото 4[5]. Стебельчатый шов
Из вышивальных швов наиболее употребительным был стебельчатый (фото 4). Им прокладывали контуры узора (фото 4а), а затем их заполняли (фото 4b).
Фото 5[6]. Незаконченный мотив покрова. Фото 6[7]. Один из вариантов мотива основного поля покрова
Благодаря тому, что покров из захоронений в районе Писко по неизвестным причинам не был закончен, мы имеем возможность посмотреть на уже готовый, но еще не заполненный контур фигуры человека-птицы (фото 5) – основного мотива покрова (фото 6). (О самом покрове рассказано на с. 33)
Фото 7[8]. Крупный план узорной полосы покрова. Паракасская коллекция. Музей мировой культуры, Гетеборг
На крупном плане узорной полосы покрова (фото 7) хорошо видны различные варианты использования стебельчатого шва, которым здесь, как и на многих других тканях, вышиты не только фигура, но и фон.
Фото 8 и 9. Текстильный мотив (лицо и изнанка). Размеры: длина 8,5 см, ширина 8 см. Материал: шерсть верблюдовых. Техника: вышивка стебельчатым швом по тканой основе. Культура/период: Паракас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Некрополь Паракаса. Британский музей[9]
Как известно, о мастерстве вышивальщика многое говорит изнанка его работы. На фото 8 и 9 можно видеть лицо и безупречную изнанку узора в стиле Некрополя.
[3] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/view/objects/asitem/search$0040/263/title-desc?t:state:flow=f7c6aa86-2c33-40ba-81f3-64e2f7676fad
[4] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/view/objects/asitem/search$0040/277/title-desc?t:state:flow=7822f672-d457-41f6-b97e-a759898f1fe4
[9] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=602556&objectId=477641&partId=1; http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=602594&objectid=477641