I.2.3.1.2. Нетканое декорирование

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Паракас:

3. Ткани, про­дол­же­ние

image001

3.1.2. Нетка­ное декорирование

3.1.2.1. Выши­ва­ние

image001Фото 1[1]. Набор игл для выши­ва­ния и два вере­тена на фоне туники. Пара­кас­ская кол­лек­ция. Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Швеция

image003По боль­шей части орна­менты тек­стиля как пери­ода Пещер, так и пери­ода Некро­поля Пара­каса вышиты с помо­щью иглы. Для вышивки исполь­зо­ва­лись ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния, кото­рое явля­ется самым про­стым. В нем нить уткá пере­пле­та­ется с нитью основы в шах­мат­ном порядке (фото слева). Поверх­ность тка­ней с таким пере­пле­те­нием глад­кая, мато­вая, лицо и изнанка оди­на­ко­вые. Сама ткань проч­ная[2].

Выши­валь­ные иглы, как и станки, были самыми при­ми­тив­ными. Они дела­лись не из металла, а из колю­чек рас­те­ний (фото 1).

image005Фото 2. Дере­вян­ная игла с хлоп­ко­вой нитью. Раз­меры: 15×0,4×0,2 см. Культура/период: Некро­поль Пара­каса. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период. География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу, регион Ики, про­вин­ция Писко, Пара­кас, Некро­поль Пара­каса. Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, США[3]

В Музее Пибоди хра­нится дере­вян­ная игла (фото 2), кото­рая была най­дена в одном из фардо. Но она слиш­ком тол­стая для вышивки. Ско­рее всего, ею сши­вали ткань верх­него защит­ного слоя фардо (фото 3).

image006Фото 3. Свер­ток мумии Пара­каса. Фото­гра­фия 1938 г. Культура/период: Пара­кас. География/происхождение: Южная Аме­рика,  Перу, регион Ики. Гео­гра­фи­че­ское место: Пара­кас. Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди[4]

Самый древ­ний тек­стиль гео­мет­ри­че­ского стиля, кото­рый отно­сится к пери­оду Пещер, был соткан из хлопка. Впо­след­ствии, когда на смену тка­ным узо­рам при­шли вышивки, стали отда­вать пред­по­чте­ние чисто­шер­стя­ному тек­стилю. В период Некро­поля чисто­шер­стя­ные ткани про­дол­жали делать, но, кроме того, выра­ба­ты­вали покровы с основ­ным полем из шер­сти и кай­мой из хлопка, а также соткан­ные цели­ком из хлопка. Но для вышивки при­ме­ня­лись, как пра­вило, окра­шен­ные шер­стя­ные нитки раз­ной тол­щины, кото­рыми добиться хоро­шего резуль­тата гораздо легче, чем пря­жей из хлопка хотя бы бла­го­даря их эла­стич­но­сти. Понятно, что для вышивки необ­хо­дима шерсть только выс­шего каче­ства. А для чет­кой про­ра­ботки рисунка мотива тре­бу­ется хорошо спря­ден­ная нитка, часто очень тон­кая. Исход­ное сырье, кото­рое как нельзя лучше соот­вет­ство­вало этим тре­бо­ва­ниям, давала вику­нья, шерсть кото­рой сла­вится своей неж­но­стью и тон­ко­стью, правда, она плохо пере­но­сит кра­ше­ние совре­мен­ными фаб­рич­ными кра­си­те­лями. Но мастера Пара­каса, ско­рее всего, умели кра­сить шерсть вику­ньи без ущерба для нее. Шерсть аль­паки пере­но­сит кра­ше­ние гораздо лучше и, хотя и усту­пает шер­сти вику­ньи по тон­ко­сти, в осталь­ном также имеет пре­вос­ход­ные характеристики.

image007Фото 4[5]. Сте­бель­ча­тый шов

Из выши­валь­ных швов наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ным был сте­бель­ча­тый (фото 4). Им про­кла­ды­вали кон­туры узора (фото 4а), а затем их запол­няли (фото 4b).

image009 image011Фото 5[6]. Неза­кон­чен­ный мотив покрова. Фото 6[7]. Один из вари­ан­тов мотива основ­ного поля покрова

Бла­го­даря тому, что покров из захо­ро­не­ний в рай­оне Писко по неиз­вест­ным при­чи­нам не был закон­чен, мы имеем воз­мож­ность посмот­реть на уже гото­вый, но еще не запол­нен­ный кон­тур фигуры человека-птицы (фото 5) – основ­ного мотива покрова (фото 6). (О самом покрове рас­ска­зано на с. 33)

image013Фото 7[8]. Круп­ный план узор­ной полосы покрова. Пара­кас­ская кол­лек­ция. Музей миро­вой куль­туры, Гетеборг

На круп­ном плане узор­ной полосы покрова (фото 7) хорошо видны раз­лич­ные вари­анты исполь­зо­ва­ния сте­бель­ча­того шва, кото­рым здесь, как и на мно­гих дру­гих тка­нях, вышиты не только фигура, но и фон.

image014 image016Фото 8 и 9. Тек­стиль­ный мотив (лицо и изнанка). Раз­меры: длина 8,5 см, ширина 8 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом по тка­ной основе. Культура/период: Пара­кас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Некро­поль Пара­каса. Бри­тан­ский музей[9]

Как известно, о мастер­стве выши­валь­щика мно­гое гово­рит изнанка его работы. На фото 8 и 9 можно видеть лицо и без­упреч­ную изнанку узора в стиле Некрополя.

 

| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | xv | xvi | xvii | 3 | 4 | 4a | 5 | 5a| 6 | 7 | 7b |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>