Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.3.2. Люди на суше
Среди композиций Паракаса, где бόльшая часть мотивов показывает божеств в воде, как-то очень непривычно видеть изображения людей вне водной среды – стоящими на суше. Они выполнены не по традиционным паракасским канонам и не имеют соответствующей системы символов. Вернее, какая-то часть символов осталась. Но изменилось послание мотивов, а вместе с ним и смысловая нагрузка символов. Думается, перед жрецами-художниками, создававшими рисунки для этих мотивов, стояла задача показать не древних богов и их силы, а обожествленных представителей того или иного рода (семьи). На мотивах люди одеты так, как одевались боги, а в руках они держат предметы, которые держали боги. На их лицах маски. Но теперь все эти атрибуты являются не знаками божественной силы, а символами божественной власти.
Существовали ли покровы с людьми на суше параллельно с покровами, где, как и прежде, изображались боги по древним канонам, или же были единственным отражением исторической реальности, мне неизвестно. Но можно предположить, что группа покровов с людьми на суше соответствовала какому-то определенному периоду, когда боги Паракаса отошли от дел или же решили более не контактировать с народом открыто, не показывать без особой надобности чудеса своей техники. Они могли править на суше под видом людей, скрывая возможные отличия своего облика под одеждой, маской и головным убором, а кроме того, использовать посвященных людей. Не думаю, что боги вовсе оставили побережье без своего присутствия. Но, вероятно, его плотность уменьшилась на какое-то время – до прибытия богов новой волны.
I.2.3.3.3.2.1. Паракасский вариант канона божества с двумя жезлами
Фото 1. Незавершенная кайма (снимок внизу слева). Размеры: 203×18 см. Материал и техника: вышивка шерстяными нитками стебельчатым швом на шерстяной ткани полотняного переплетения. Датировка и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-1А (100 г. до н.э. – 100 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[1]. Фото 2. Мотив крупным планом
Одним из первых, на мой взгляд, изображений людей на суше, которое, возможно, стало для них основополагающим каноном, является мотив красной каймы (фото 1 и 2) из Музея мировой культуры Гетеборга. Очертания персонажа мотива уже близки к естественным. Но в его представлении и атрибутике еще много от традиций геометрического стиля.
Поза персонажа соответствует позе божества с жезлами второго варианта, где ноги показаны сбоку. Но при этом его ноги слегка согнуты в коленях, что, видимо, осталось от канона тканей коричневой гаммы, где божество стояло на полусогнутых ногах динозавра и для устойчивости опиралось на хвост. Такая поза характерна для большинства паракасских персонажей на суше. Во втором по распространенности варианте позы руки не разведены в стороны, а протянуты в том направлении, куда смотрят стопы. Притом что тело персонажа изображено фронтально, создается впечатление, что он слегка повернут к нам боком (см. фото 16 и 25). Такая поза более всего близка к позе сера окулядо на мотивах тканей коричневой гаммы, который изображен там сбоку.
На мотиве каймы присутствуют и змееподобные сущности с масками, от которых исходят потоки в виде прямых тонких линий. Но те маски, которые расположены на уровне бедер персонажа более напоминают бородатые человеческие головы. Они являются частью одной змееподобной сущности, которая здесь была бы похожа на пояс с двумя трофейными головами, если бы ее концы просто свисали, а не были бы изображены в виде двух остроконечных гор. И, тем не менее, ничто не помешало специалистам Музея мировой культуры Гетеборга написать о персонаже следующее: «Антропоморфная фигура, представленная анфас. Она держат посох в одной руке и нож в другой. Она носит тунику и то, что кажется поясом. Трофейные головы подвешены к поясу с обеих сторон, и две змеевидные полосы, заканчивающиеся трофейными головами, выходят из головы фигуры»[2].
Фото 3. Вышитый фрагмент каймы. Размеры: 12,7×27,94 см. Материал: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. IV – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[3]. Фото 4. Крупный план верхнего персонажа
На кайме из Музея мировой культуры, к сожалению, ни одна из фигур, ни даже фон не были завершены. Интерпретацию ее канона можно видеть на четырех других артефактах, также, вероятно, когда-то бывших красной каймой, возможно, даже одного и того же покрова. Правда, змееподобных сущностей с масками/головами на мотивах нет. Принадлежат фрагменты Метрополитен-музею искусств (фото 3 и 4), Британскому (фото 5) и Бруклинскому (фото 5а) музеям.
Фото 5. Текстильный фрагмент. Размеры: длина 9,9 см, ширина 6 см. Материалы и техника: ткань полотняного переплетения, вышитая стебельчатым швом нитками красного (фон), желтого, коричневого, черного и белого цветов. Культура период: Паракас(?). Британский музей[4]
Каталог Британского музея характеризует персонаж как «фигуру, изображенную фронтально, одетую в тунику с бахромой и набедренную повязку, с золотым головным украшением и лицевой раскраской; в каждой руке она несет жезлоподобные объекты»[5].
Фото 5а. Два фрагмента каймы. Размеры (с бахромой): 31×12,1 см и 28,4×12,1 см. Материал и техника: шерстяная ткань полотняного переплетения; вышивка шерстью. Место находки: Южное побережье Перу. Культура: Некрополь Паракаса. Период: 200 – 600 гг. н.э. Бруклинский музей, США[5а]
По мнению Энн Роу, на фрагментах каймы из Бруклинского музея изображены воины, держащие жезлы и ножи (туми треугольной формы). «Фигуры носят то, что выглядит как головной убор из перьев с двумя лентами с одной стороны, – сказано в каталоге, – имеют лицевую раскраску, одеты в короткую тунику и штаны наподобие подгузников»[6].
Фото 6. Черный покров. Размеры: 165×115 см. Материалы и техника: шерстяная ткань полотняного переплетения из двух кусков, сшитых вместе; вышивка шерстяными нитками стебельчатым швом. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-1 (100 г. до н.э.– 100 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[7]
На покрове из Музея мировой культуры Гетеборга (фото 6 и 7) вышит мотив, который представляет собой еще одну вариацию канона.
В английском варианте комментариев каталога музея Гетеборга к мотиву сказано: «Антропоморфная фигура, по-видимому, носящая тунику или пончо, набедренную повязку и ножные браслеты. Фигура имеет раскрашенное лицо. На голове она носит шлем (в испанском варианте – оголовье) и круглый объект. Одна рука держит полосатый жезл, другая – копье (в испанском варианте – стрелу)»[8].
Фото 8[9]. Покров. I в. до н.э. – I в. н.э. Размеры: 137×287,5 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Музей искусства Лимы[10]
Мотивы покрова из Музея искусства Лимы (фото 8 – 11а) еще дальше ушли от изобразительного образца незавершенной красной каймы.
Фото 9[11]. Участок покрова с каймой
На персонаже покрова мы видим характерный для Паракаса налобник: маску с двумя исходящими от нее в обе стороны длинными прямыми лучами («усами») и короткими лучами, формирующими нечто вроде сияния сверху. Но здесь показан его сдвоенный вариант. Вокруг головы персонажа также изображено «сияние», которое в литературе принято называть украшением из перьев. У персонажа есть полосатый хвост, а на лице – «усы», которые создают абрис очков для подводного плавания. На его шею надет кулон, который на мотивах с божествами в облике людей замещал элемент дыхательного устройства. Другими словами, те символы более ранних канонов, которые передавали части защитного снаряжения богов во плоти и были, скорее всего, особенно непонятны последующим поколениям жрецов-художников, окончательно перешли в категорию украшений (кулон) и даже стали изображаться как раскраска лица (усы).
Фото 11 и 11а. Варианты мотива на кайме
В одно фардо с покровом, видимо, входила эсклавина, украшенная этим же орнаментом. К сожалению, мне удалось найти только ее черно-белые снимки очень плохого качества (фото 12 и 13).
Фото 12[12]. Эсклавина. Фото 13. Вариант мотива ее каймы
Интересно, как автор статьи, из которой я взяла снимки эсклавины, – Долорес Буитрон (Buitrόn) характеризует мотив каймы в подрисуночной подписи к его фотографии: «Деталь эсклавины из Некрополя Паракаса. Представляет воина в головном уборе из перьев и накладных кос, одетого в унку и набедренную повязку. Это и есть «охотник за трофейными головами», который держит копье и трофейную голову»[13]. Она называет ленты из орехер накладными косами, пончо – унку, а полосатый жезл – копьем. И это опубликовано в «Бюллетене археологии и антропологии» Национального университета Сан-Маркоса» в 2000 г.! Хотя маска здесь действительно очень похожа на трофейную голову, которую держат за волосы. Да и хват у персонажа необычный для андской иконографии. Изображение руки, поставленной подобным образом, среди мотивов Паракаса и Наски мне ни разу не встречалось. Так и вправду держат добычу. Автора могли бы смутить энергетические потоки, которые исходят от маски. Они, конечно, похожи на бороду. Однако борода и усы не растут у андцев. Но, наверное, логика здесь проста: если у самого персонажа есть усы, то почему бы не быть бороде у трофейной головы.
Фото 14. Покров из шерсти верблюдовых и хлопка. Стиль: Наска. Ика, Перу. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[14]
Персонаж мотива стоит в паракасском варианте позы божества с жезлами, создающей иллюзию того, что он повернут к нам боком. В одной руке персонаж держит тонкий длинный и неровный шест, к которому, как плоды на ветке, прикреплены маски/головы с волосами на одну сторону. Они довольно часто встречаются на мотивах с персонажами на суше. Схожая маска/голова прикреплена сбоку к головному убору персонажа. Для мотивов данного периода стала характерна и сама «ветка с плодами», которые могут представлять разные объекты. От того, что висит на «ветке», зависит ее трактовка учеными. Так, на мотивах с «сельскохозяйственным божеством» специалисты в «ветке» видят стебель с бобами.
Фото 15[15]. Покров на стенде музея
Фото 16[16]. Участок покрова с каймой
Персонаж покрова их Американского музея естественной истории несет «ветку с плодами» на плече, а тот, который вышит на красном покрове из Музея мировой культуры Гетеборга (фото 17 – 20), держит ее навису в вытянутой руке. И «плоды» на ней выглядят совсем по-другому.
Фото 17. Красный покров с фигурой с жезлом. Размеры: 265×163 см. Материал и техника: ткань основного поля выполнена из шерсти, а каймы – из хлопка; вышивка стебельчатым швом. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный периода, фаза-1B (100 г. до н.э. – 100 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[17]
На покрове из музея Гетеборга изображен крылатый человек. Его головной убор венчает стрелка с красным наконечником, которая, как мне кажется, может быть еще одним символом силы полета.
Фото 18. Четыре варианта мотива на основном поле
Фото 19. Вариант третий слева (перевернут вниз головой) на фото 18
Фото 20. Вариант второй слева
Вот, как описывается мотив в каталоге музея: «Антропоморфная фигура одета в тунику, набедренную повязку и тюрбан. Из тюрбана выступает то, что может быть ножом. Крылья, которые виднеются из-за спины, могут быть накидкой из перьев. На лодыжках фигура носит ленты. В одной руке она держит прямой жезл. В другой руке – жезл с заостренной верхушкой и двумя подвешенными к нему объектами. Последние могут быть колокольчиками или бубенчиками…»[18].
Фото 21. Покров. Культура: Паракас. Музей золота, Лима[19]
Фото 22[20]. Мотив основного поля покрова
В Музее золота Лимы хранится покров, на котором вышит лишь слегка измененный мотив с крылатым человеком (фото 21 и 22).
Фото 23[21]. Покров. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу(?)
Невозможно обойти вниманием мотив покрова без вышивки на кайме из предположительно Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 23 – 26). Мотив яркий, красочный и совершенно непохожий ни на какой другой, хотя поза персонажа вполне каноническая, все остальные атрибуты также паракасские, но поданы они весьма непривычно.
Фото 24. Покров в выставочной витрине
Фото 25[22]. Вариант мотива
Лицевая маска персонажа сделана в форме налобного украшения. Кроме того, ее лучи, заканчивавшиеся маленькими головами/масками, раскрашены в разные цвета. К плечу персонажа примыкает змееподобная сущность в оскаленной маске, а под ней – на спине персонажа – находится предмет, который, видимо, изображает то, что изображал горб на более ранних канонах. Одна рука персонажа пуста, а к кисти другой – прикреплен предмет, который напоминает те объекты, которые находились в руках у персонажей тканей коричневой гаммы. Как и у персонажа незавершенной каймы (см. фото 2), у персонажа покрова поверх пончо в области бедер изображена змееподобная сущность о двух головах/масках, которая изгибается под углом. Но она несравненно тоньше и повернута головами вверх, а концы ее перекрещиваются. Трудно что-либо сказать о данном мотиве, кроме того, что он является уникальным и вызывает чувство страха, несмотря на свою веселую цветовую гамму.
Фото 26[23]. Вариант мотива
[3] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50000628?rpp=20&pg=4&ft=paracas+cavernas&pos=68
[4] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1653565&partId=1&matcult=7982&page=1
[5] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1653565&partId=1&matcult=7982&page=1
[5a] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/37824/2_Textile_Fragments_undetermined_Border#
[6] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/37824/2_Textile_Fragments_undetermined_Border#
[8] http://www.paracas.se/es/mantle/mantle-5/
[9]http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Paracas_style_-_Ceremonial_mantle_-_Google_Art_Project.jpg
[11] http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Paracas_style_-_Ceremonial_mantle_-_Google_Art_Project.jpg
[12] Buitrόn D. Los tejidos Paracas // Boletín de Arqueología y Antropología. 2000. № 6. Universidad Nacional Mayor de San Marcos (http://sisbib.unmsm.edu.pe/bibvirtualdata/publicaciones/antropologia/2000_n06/a02.pdf).
[13] Buitrόn D. Opus cit.
[14] http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mantle,_plain_weave_of_camelid_fiber_and_cotton,_early_Nasca_style,_Ica,_Peru_-_Peruvian_fabric_in_the_American_Museum_of_Natural_History_-_DSC06128.JPG?uselang=ru