I.2.3.3.3.2. Люди на суше

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.3.2. Люди на суше

Среди ком­по­зи­ций Пара­каса, где бόль­шая часть моти­вов пока­зы­вает божеств в воде, как-то очень непри­вычно видеть изоб­ра­же­ния людей вне вод­ной среды – сто­я­щими на суше. Они выпол­нены не по тра­ди­ци­он­ным пара­кас­ским кано­нам и не имеют соот­вет­ству­ю­щей системы сим­во­лов. Вер­нее, какая-то часть сим­во­лов оста­лась. Но изме­ни­лось посла­ние моти­вов, а вме­сте с ним и смыс­ло­вая нагрузка сим­во­лов. Дума­ется, перед жрецами-художниками, созда­вав­шими рисунки для этих моти­вов, сто­яла задача пока­зать не древ­них богов и их силы, а обо­жеств­лен­ных пред­ста­ви­те­лей того или иного рода (семьи). На моти­вах люди одеты так, как оде­ва­лись боги, а в руках они дер­жат пред­меты, кото­рые дер­жали боги. На их лицах маски. Но теперь все эти атри­буты явля­ются не зна­ками боже­ствен­ной силы, а сим­во­лами боже­ствен­ной власти.

Суще­ство­вали ли покровы с людьми на суше парал­лельно с покро­вами, где, как и прежде, изоб­ра­жа­лись боги по древним кано­нам, или же были един­ствен­ным отра­же­нием исто­ри­че­ской реаль­но­сти, мне неиз­вестно. Но можно пред­по­ло­жить, что группа покро­вов с людьми на суше соот­вет­ство­вала какому-то опре­де­лен­ному пери­оду, когда боги Пара­каса ото­шли от дел или же решили более не кон­так­ти­ро­вать с наро­дом открыто, не пока­зы­вать без осо­бой надоб­но­сти чудеса своей тех­ники. Они могли пра­вить на суше под видом людей, скры­вая воз­мож­ные отли­чия сво­его облика под одеж­дой, мас­кой и голов­ным убо­ром, а кроме того, исполь­зо­вать посвя­щен­ных людей. Не думаю, что боги вовсе оста­вили побе­ре­жье без сво­его при­сут­ствия. Но, веро­ятно, его плот­ность умень­ши­лась на какое-то время – до при­бы­тия богов новой волны.

 

I.2.3.3.3.2.1. Пара­кас­ский вари­ант канона боже­ства с двумя жезлами

image003Фото 1. Неза­вер­шен­ная кайма (сни­мок внизу слева). Раз­меры: 203×18 см. Мате­риал и тех­ника: вышивка шер­стя­ными нит­ками сте­бель­ча­тым швом на шер­стя­ной ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния. Дати­ровка и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1А (100 г. до н.э. – 100 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[1]. Фото 2. Мотив круп­ным планом

image001Одним из пер­вых, на мой взгляд, изоб­ра­же­ний людей на суше, кото­рое, воз­можно, стало для них осно­во­по­ла­га­ю­щим кано­ном, явля­ется мотив крас­ной каймы (фото 1 и 2) из Музея миро­вой куль­туры Гете­борга. Очер­та­ния пер­со­нажа мотива уже близки к есте­ствен­ным. Но в его пред­став­ле­нии и атри­бу­тике еще много от тра­ди­ций гео­мет­ри­че­ского стиля.

Поза пер­со­нажа соот­вет­ствует позе боже­ства с жез­лами вто­рого вари­анта, где ноги пока­заны сбоку. Но при этом его ноги слегка согнуты в коле­нях, что, видимо, оста­лось от канона тка­ней корич­не­вой гаммы, где боже­ство сто­яло на полу­со­гну­тых ногах дино­завра и для устой­чи­во­сти опи­ра­лось на хвост. Такая поза харак­терна для боль­шин­ства пара­кас­ских пер­со­на­жей на суше. Во вто­ром по рас­про­стра­нен­но­сти вари­анте позы руки не раз­ве­дены в сто­роны, а про­тя­нуты в том направ­ле­нии, куда смот­рят стопы. При­том что тело пер­со­нажа изоб­ра­жено фрон­тально, созда­ется впе­чат­ле­ние, что он слегка повер­нут к нам боком (см. фото 16 и 25). Такая поза более всего близка к позе сера окулядо на моти­вах тка­ней корич­не­вой гаммы, кото­рый изоб­ра­жен там сбоку.

На мотиве каймы при­сут­ствуют и змее­по­доб­ные сущ­но­сти с мас­ками, от кото­рых исхо­дят потоки в виде пря­мых тон­ких линий. Но те маски, кото­рые рас­по­ло­жены на уровне бедер пер­со­нажа более напо­ми­нают боро­да­тые чело­ве­че­ские головы. Они явля­ются частью одной змее­по­доб­ной сущ­но­сти, кото­рая здесь была бы похожа на пояс с двумя тро­фей­ными голо­вами, если бы ее концы про­сто сви­сали, а не были бы изоб­ра­жены в виде двух ост­ро­ко­неч­ных гор. И, тем не менее, ничто не поме­шало спе­ци­а­ли­стам Музея миро­вой куль­туры Гете­борга напи­сать о пер­со­наже сле­ду­ю­щее: «Антро­по­морф­ная фигура, пред­став­лен­ная анфас. Она дер­жат посох в одной руке и нож в дру­гой. Она носит тунику и то, что кажется поя­сом. Тро­фей­ные головы под­ве­шены к поясу с обеих сто­рон, и две змее­вид­ные полосы, закан­чи­ва­ю­щи­еся тро­фей­ными голо­вами, выхо­дят из головы фигуры»[2].

image005 image007Фото 3. Выши­тый фраг­мент каймы. Раз­меры: 12,7×27,94 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. IVIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[3]. Фото 4. Круп­ный план верх­него персонажа

На кайме из Музея миро­вой куль­туры, к сожа­ле­нию, ни одна из фигур, ни даже фон не были завер­шены. Интер­пре­та­цию ее канона можно видеть на четы­рех дру­гих арте­фак­тах, также, веро­ятно, когда-то быв­ших крас­ной кай­мой, воз­можно, даже одного и того же покрова. Правда, змее­по­доб­ных сущ­но­стей с масками/головами на моти­вах нет. При­над­ле­жат фраг­менты Метрополитен-музею искусств (фото 3 и 4), Бри­тан­скому (фото 5) и Бруклин­скому (фото 5а) музеям.

image009Фото 5. Тек­стиль­ный фраг­мент. Раз­меры: длина 9,9 см, ширина 6 см. Мате­ри­алы и тех­ника: ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния, выши­тая сте­бель­ча­тым швом нит­ками крас­ного (фон), жел­того, корич­не­вого, чер­ного и белого цве­тов. Куль­тура период: Пара­кас(?). Бри­тан­ский музей[4]

Ката­лог Бри­тан­ского музея харак­те­ри­зует пер­со­наж как «фигуру, изоб­ра­жен­ную фрон­тально, оде­тую в тунику с бахро­мой и набед­рен­ную повязку, с золо­тым голов­ным укра­ше­нием и лице­вой рас­крас­кой; в каж­дой руке она несет жезло­по­доб­ные объ­екты»[5].

image048Фото 5а. Два фраг­мента каймы. Раз­меры (с бахро­мой): 31×12,1 см и 28,4×12,1 см. Мате­риал и тех­ника: шер­стя­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния; вышивка шер­стью. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу. Куль­тура: Некро­поль Пара­каса. Период: 200 – 600 гг. н.э. Бруклин­ский музей, США[5а]

По мне­нию Энн Роу, на фраг­мен­тах каймы из Бруклин­ского музея изоб­ра­жены воины, дер­жа­щие жезлы и ножи (туми тре­уголь­ной формы). «Фигуры носят то, что выгля­дит как голов­ной убор из перьев с двумя лен­тами с одной сто­роны, – ска­зано в ката­логе, – имеют лице­вую рас­краску, одеты в корот­кую тунику и штаны напо­до­бие под­гуз­ни­ков»[6].

image011Фото 6. Чер­ный покров. Раз­меры: 165×115 см. Мате­ри­алы и тех­ника: шер­стя­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния из двух кус­ков, сши­тых вме­сте; вышивка шер­стя­ными нит­ками сте­бель­ча­тым швом. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1 (100 г. до н.э.– 100 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[7]

На покрове из Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 6 и 7) вышит мотив, кото­рый пред­став­ляет собой еще одну вари­а­цию канона.

image013Фото 7. Мотив каймы покрова

В англий­ском вари­анте ком­мен­та­риев ката­лога музея Гете­борга к мотиву ска­зано: «Антро­по­морф­ная фигура, по-видимому, нося­щая тунику или пончо, набед­рен­ную повязку и нож­ные брас­леты. Фигура имеет рас­кра­шен­ное лицо. На голове она носит шлем (в испан­ском вари­анте – ого­ло­вье) и круг­лый объ­ект. Одна рука дер­жит поло­са­тый жезл, дру­гая – копье (в испан­ском вари­анте – стрелу)»[8].

image016Фото 8[9]. Покров. в. до н.э. – в. н.э. Раз­меры: 137×287,5 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Музей искус­ства Лимы[10]

Мотивы покрова из Музея искус­ства Лимы (фото 8 – 11а) еще дальше ушли от изоб­ра­зи­тель­ного образца неза­вер­шен­ной крас­ной каймы.

image051Фото 9[11]. Уча­сток покрова с каймой

image053 image055Фото 10 и 10а. Вари­анты мотива на основ­ном поле

На пер­со­наже покрова мы видим  харак­тер­ный для Пара­каса налоб­ник: маску с двумя исхо­дя­щими от нее в обе сто­роны длин­ными пря­мыми лучами («усами») и корот­кими лучами, фор­ми­ру­ю­щими нечто вроде сия­ния сверху. Но здесь пока­зан его сдво­ен­ный вари­ант. Вокруг головы пер­со­нажа также изоб­ра­жено «сия­ние», кото­рое в лите­ра­туре при­нято назы­вать укра­ше­нием из перьев. У пер­со­нажа есть поло­са­тый хвост, а на лице – «усы», кото­рые создают абрис очков для под­вод­ного пла­ва­ния. На его шею надет кулон, кото­рый на моти­вах с боже­ствами в облике людей заме­щал эле­мент дыха­тель­ного устрой­ства. Дру­гими сло­вами, те сим­волы более ран­них кано­нов, кото­рые пере­да­вали части защит­ного сна­ря­же­ния богов во плоти и были, ско­рее всего, осо­бенно непо­нятны после­ду­ю­щим поко­ле­ниям жрецов-художников, окон­ча­тельно пере­шли в кате­го­рию укра­ше­ний (кулон) и даже стали изоб­ра­жаться как рас­краска лица (усы).

image057 image059Фото 11 и 11а. Вари­анты мотива на кайме

В одно фардо с покро­вом, видимо, вхо­дила эскла­вина, укра­шен­ная этим же орна­мен­том. К сожа­ле­нию, мне уда­лось найти только ее черно-белые снимки очень пло­хого каче­ства (фото 12 и 13).

image021              image023Фото 12[12]. Эскла­вина. Фото 13. Вари­ант мотива ее каймы

Инте­ресно, как автор ста­тьи, из кото­рой я взяла снимки эскла­вины, – Доло­рес Буит­рон (Buitrόn) харак­те­ри­зует мотив каймы в под­ри­су­ноч­ной под­писи к его фото­гра­фии: «Деталь эскла­вины из Некро­поля Пара­каса. Пред­став­ляет воина в голов­ном уборе из перьев и наклад­ных кос, оде­того в унку и набед­рен­ную повязку. Это и есть «охот­ник за тро­фей­ными голо­вами», кото­рый дер­жит копье и тро­фей­ную голову»[13]. Она назы­вает ленты из оре­хер наклад­ными косами, пончо – унку, а поло­са­тый жезл – копьем. И это опуб­ли­ко­вано в «Бюл­ле­тене архео­ло­гии и антро­по­ло­гии» Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса» в 2000 г.! Хотя маска здесь дей­стви­тельно очень похожа на тро­фей­ную голову, кото­рую дер­жат за волосы. Да и хват у пер­со­нажа необыч­ный для анд­ской ико­но­гра­фии. Изоб­ра­же­ние руки, постав­лен­ной подоб­ным обра­зом, среди моти­вов Пара­каса и Наски мне ни разу не встре­ча­лось. Так и вправду дер­жат добычу. Автора могли бы сму­тить энер­ге­ти­че­ские потоки, кото­рые исхо­дят от маски. Они, конечно, похожи на бороду. Однако борода и усы не рас­тут у анд­цев. Но, навер­ное, логика здесь про­ста: если у самого пер­со­нажа есть усы, то почему бы не быть бороде у тро­фей­ной головы.

image025Фото 14. Покров из шер­сти вер­блю­до­вых и хлопка. Стиль: Наска. Ика, Перу. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[14]

Пер­со­наж мотива стоит в пара­кас­ском вари­анте позы боже­ства с жез­лами, созда­ю­щей иллю­зию того, что он повер­нут к нам боком. В одной руке пер­со­наж дер­жит тон­кий длин­ный и неров­ный шест, к кото­рому, как плоды на ветке, при­креп­лены маски/головы с воло­сами на одну сто­рону. Они довольно часто встре­ча­ются на моти­вах с пер­со­на­жами на суше. Схо­жая маска/голова при­креп­лена сбоку к голов­ному убору пер­со­нажа. Для моти­вов дан­ного пери­ода стала харак­терна и сама «ветка с пло­дами», кото­рые могут пред­став­лять раз­ные объ­екты. От того, что висит на «ветке», зави­сит ее трак­товка уче­ными. Так, на моти­вах с «сель­ско­хо­зяй­ствен­ным боже­ством» спе­ци­а­ли­сты в «ветке» видят сте­бель с бобами.

image027Фото 15[15]. Покров на стенде музея

image029Фото 16[16]. Уча­сток покрова с каймой

Пер­со­наж покрова их Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии несет «ветку с пло­дами» на плече, а тот, кото­рый вышит на крас­ном покрове из Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 17 – 20), дер­жит ее навису в вытя­ну­той руке. И «плоды» на ней выгля­дят совсем по-другому.

image031Фото 17. Крас­ный покров с фигу­рой с жез­лом. Раз­меры: 265×163 см. Мате­риал и тех­ника: ткань основ­ного поля выпол­нена из шер­сти, а каймы – из хлопка; вышивка сте­бель­ча­тым швом. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный пери­ода, фаза-1B (100 г. до н.э. – 100 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[17]

На покрове из музея Гете­борга изоб­ра­жен кры­ла­тый чело­век. Его голов­ной убор вен­чает стрелка с крас­ным нако­неч­ни­ком, кото­рая, как мне кажется, может быть еще одним сим­во­лом силы полета.

image033Фото 18. Четыре вари­анта мотива на основ­ном поле

image035Фото 19. Вари­ант тре­тий слева (пере­вер­нут вниз голо­вой) на фото 18

image037Фото 20. Вари­ант вто­рой слева

Вот, как опи­сы­ва­ется мотив в ката­логе музея: «Антро­по­морф­ная фигура одета в тунику, набед­рен­ную повязку и тюр­бан. Из тюр­бана высту­пает то, что может быть ножом. Кры­лья, кото­рые вид­не­ются из-за спины, могут быть накид­кой из перьев. На лодыж­ках фигура носит ленты. В одной руке она дер­жит пря­мой жезл. В дру­гой руке – жезл с заост­рен­ной вер­хуш­кой и двумя под­ве­шен­ными к нему объ­ек­тами. Послед­ние могут быть коло­коль­чи­ками или бубен­чи­ками…»[18].

Woollen fabric (textile)Фото 21. Покров. Куль­тура: Пара­кас. Музей золота, Лима[19]

Detail of a piece of woollen fabric (textile)Фото 22[20]. Мотив основ­ного поля покрова

В Музее золота Лимы хра­нится покров, на кото­ром вышит лишь слегка изме­нен­ный мотив с кры­ла­тым чело­ве­ком (фото 21 и 22).

image041Фото 23[21]. Покров. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу(?)

Невоз­можно обойти вни­ма­нием мотив покрова без вышивки на кайме из пред­по­ло­жи­тельно Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (фото 23 – 26). Мотив яркий, кра­соч­ный и совер­шенно непо­хо­жий ни на какой дру­гой, хотя поза пер­со­нажа вполне кано­ни­че­ская, все осталь­ные атри­буты также пара­кас­ские, но поданы они весьма непривычно.

image042Фото 24. Покров в выста­воч­ной витрине

image044Фото 25[22]. Вари­ант мотива

Лице­вая маска пер­со­нажа сде­лана в форме налоб­ного укра­ше­ния. Кроме того, ее лучи, закан­чи­вав­ши­еся малень­кими головами/масками, рас­кра­шены в раз­ные цвета. К плечу пер­со­нажа при­мы­кает змее­по­доб­ная сущ­ность в оска­лен­ной маске, а под ней – на спине пер­со­нажа – нахо­дится пред­мет, кото­рый, видимо, изоб­ра­жает то, что изоб­ра­жал горб на более ран­них кано­нах. Одна рука пер­со­нажа пуста, а к кисти дру­гой – при­креп­лен пред­мет, кото­рый напо­ми­нает те объ­екты, кото­рые нахо­ди­лись в руках у пер­со­на­жей тка­ней корич­не­вой гаммы. Как и у пер­со­нажа неза­вер­шен­ной каймы (см. фото 2), у пер­со­нажа покрова поверх пончо в обла­сти бедер изоб­ра­жена змее­по­доб­ная сущ­ность о двух головах/масках, кото­рая изги­ба­ется под углом. Но она несрав­ненно тоньше и повер­нута голо­вами вверх, а концы ее пере­кре­щи­ва­ются. Трудно что-либо ска­зать о дан­ном мотиве, кроме того, что он явля­ется уни­каль­ным и вызы­вает чув­ство страха, несмотря на свою весе­лую цве­то­вую гамму.

image046Фото 26[23]. Вари­ант мотива

Про­дол­же­ние: с. 30

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 | 26 | 272829 | 30 |

[11] http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Paracas_style_-_Ceremonial_mantle_-_Google_Art_Project.jpg

[12] Buitrn D. Los tejidos Paracas // Boletín de Arqueología y Antropología. 2000. № 6. Universidad Nacional Mayor de San Marcos (http://sisbib.unmsm.edu.pe/bibvirtualdata/publicaciones/antropologia/2000_n06/a02.pdf).

[13] Buitrn D. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>