Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.3.2. Люди на суше, продолжение
Белый покров Паракаса на посвященной ему выставке в Музее археологии и антропологии Национального университета Сан-Маркоса[i]
I.2.3.3.3.2.4. Белый покров Паракаса
Фото 1[1]. Белый покров Паракаса (Manto Blanco Paracas). Размеры: длина 2,75 м, ширина 1,40 м. Ткань из хлопка полотняного переплетения, вышивка шерстяными нитками. Музей археологии и антропологии Национального университета Сан-Маркоса, Лима, Перу[2]
Белый покров Паракаса попал к Хулио Тельо во время одной из его экспедиций в Писко между 1913 и 1919 гг.[3]. Теперь он хранится в Музее археологии и антропологии Национального университета Сан-Маркоса Лимы как бесценная реликвия за бронированными дверями в помещении, где автоматически поддерживаются определенные значения температуры и влажности воздуха.
Фото 2 и 3. Участки основного поля
Уникальность покрова состоит в том, что его основное поле соткано из неокрашенного белого хлопка. Между тем природная цветовая гамма перуанского хлопка коричневая. Хотя у него и существуют оттенки, близкие к цвету яичной скорлупы, но в тканях Паракаса обычно используются волокна именно коричневых оттенков. Других белых покровов найдено не было. Кроме того, на покрове вышиты целых восемь разных мотивов, тогда как обычно покровы украшались вариантами одного мотива[4]. К тому же работу его художников и вышивальщиков отличает высочайший уровень мастерства, что особенно заметно проявляется в проработке деталей. Например, головные уборы и жезлы вышиты так мастерски, что их изображения кажутся сделанными с натуры. Это позволяет лучше понять, что же показано на схожих мотивах других тканей с подобными мотивами.
Фото 4. Участок покрова с каймой
Приведенные здесь снимки фрагментов покрова являются стоп-кадрами фильма об этом артефакте (http://www.youtube.com/watch?v=Cn4vhFYXocw), сделанного культурным центром Сан-Маркоса по случаю его выставки, приуроченной к 457-летию Национального университета Сан-Маркоса. Поэтому пропорции фигур немного искажены, а качество изображений оставляет желать лучшего.
Фото 5. Персонажи на основном поле
Мне удалось найти все восемь мотивов. Пять из них повторяются на текстиле, о котором говорилось в начале темы «Люди на суше» (с. 29). Были ли на покрове собраны наиболее типичные и значимые мотивы того времени или же, наоборот, мотивы покрова послужили основой для мастеров, создававших эти ткани, мне неизвестно. Впрочем, одно не исключает другого.
Фото 6 и 7. Мотив на кайме и на основном поле Белого покрова. Фото 8. Мотив основного поля покрова из Музея мировой культуры Гетеборга
На покрове вышит персонаж с таинственным круглым предметом в области уха (фото 6 и 7), который украшает черный покров Музея мировой культуры Гетеборга (фото 8). На Белом покрове предмет имеет вид концентрических окружностей из золотой проволоки. Но, несмотря на реалистичность изображения, значение предмета остается загадкой. Обращает на себя внимание и налобник персонажа. На нем вместо привычной маски в центре помешен золотой диск с круглым отверстием посередине.
Фото 9 и 10. «Охотник за головами» на кайме Белого покрова и на его основном поле. Фото 11. Мотив покрова из Музея искусства Лимы
Среди персонажей Белого покрова легко найти «охотника за головами» (фото 9 и 10) с покрова Музея искусства Лимы (фото 11), потому что они весьма схожи по рисунку и цветовой гамме.
Фото 12. Персонаж с «веткой» на кайме Белого покрова. Фото 13. Аналогичный персонаж на покрове из Американского музея естественной истории
Есть на Белом покрове и персонаж, держащий на плече «ветку с плодами» (фото 12), который украшает покров из Американского музея естественной истории (фото 13).
Фото 14 и 15. Человек-птица на кайме и основном поле Белого покрова. Фото 16. Этот же персонаж на покрове Музея мировой культуры Гетеборга
Весьма узнаваем на Белом покрове человек-птица (фото 14 и 15) с покровов Музея мировой культуры Гетеборга (фото 16) и Музея золота Лимы.
Фото 17. Персонаж с четырьмя жезлами на основном поле Белого покрова. Фото 18 и 19. Он же на кайме
На покрове вышит также персонаж с четырьмя жезлами в груди (фото 17 – 19). Интересно, что все персонажи Белого покрова одеты одинаково и очень просто: в гладкие, без украшений, пончо и тапаррабо с бахромой. А персонаж с четырьмя жезлами составляет исключение. Он неизменно одет в богатую тунику, украшенную двумя узорными полосами.
Фото 20. Персонаж Белого покрова. Фото 21. Персонаж каймы из Британского музея
Копии персонажа Белого покрова, показанного на фото 20, на других тканях я не нашла. Но у него есть большое сходство с персонажем мотива, вышитого на кайме из Британского музея (фото 21) и Метрополитен-музея искусств.
Фото 22. Персонаж с бестелесной сущностью и двумя головами (слева)
Повторений персонажа, которого можно видеть на фото 22 слева, мне пока обнаружить не удалось. В композиции этого мотива объединены атрибуты персонажей, по крайней мере, двух других мотивов. Среди них: бестелесная сущность, которую персонаж держит обеими руками, и головной убор, правда, без длинной накидки, – как у персонажа с четырьмя жезлами; две бестелесные головы и усы на лице, – как у «охотника за головами». Но головы на мотиве Белого покрова имеют распущенные волосы, повернуты подбородками вверх и помещены с обеих сторон фигуры под обрез пончо. То есть персонаж их не держит. Они как бы висят в воздухе, касаясь низа пончо подбородками. Неужели и их кто-то может назвать трофейными головами?
Фото 23. Персонаж с антарой на основном поле Белого покрова
Голова персонажа, заснятого на фото 23, имеет тот же набор украшений, что и у персонажа с четырьмя жезлами, включая длинную накидку, а также стрелку, которая есть у персонажа-птицы. В правой руке он держит веер с ножом/стрелкой, а в левой – антару (antara). Изображения людей с антарой и сампоньей на керамике – не редкость. Но на тканях Паракаса аналогичных мотивов мне видеть не приходилось.
Фото 24[5]. Современные сампоньи из двух рядов трубок, называемые сику (siku)
Известно, что музыка имела большое значение в жизни Андского мира и широко использовалась во время религиозных церемоний. В культурах Паракаса и Наски были созданы крошечные двойные окарины, которые издавали пронзительный свист высокой интенсивности, необходимый для достижения состояния транса[6]. Важнейшим ритуальным музыкальным инструментом для Паракаса и Наски была антара – разновидность сампоньи (zampoña) (фото 24) – андского духового инструмента, который относят к флейтам Пана.
Фото 25. Антара. Материал: тростник. Культура: Наска. Дата или период: 200 г. до н.э. – 550 г. н.э. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[7]
Антара делалась из трубок различной длины, скрепленных вместе хлопковыми нитями. Для ее изготовления использовались стебли тростника (фото 25) или полые кости птиц, например, пеликанов. А для Наски была характерна антара из обожженной глины (фото 26). Скорее всего, на вышитом мотиве изображена как раз керамическая антара.
Фото 26. Антара (в двух ракурсах). Размеры: 20,6×8,3×1,3 см. Материал: керамика, пигмент. Культура: Наска. Бруклинский музей, США[8]
«Сотни антар, подобные этой, – говорится в каталоге Бруклинского музея, – были найдены в захоронениях Наски вдоль путей паломников. Это наводит на мысль, что инструменты имели важную церемониальную функцию в древние времена. Ученые полагают, что антары звучали во время шествия паломников к гигантским геоглифам (рисункам, начерченным на земле) в пустыне Наски и на ритуальных праздниках, которые проходили в соседнем месте Кауачи (Cahuachi). Такие церемонии проводились для обеспечения водой сельскохозяйственного сезона»[9].
Пара самых известных керамических антар культуры Наски хранится в Музее золота Перу Лимы. Весной 2013 г. они в рамках выставки «Тысяча лет золота инков» демонстрировались в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Антары так же, как и на фото 27, были выставлены в одной витрине с загадочным сосудом весьма необычной и сложной формы. Сами инструменты покрыты росписью с нигде более не встречающимся сюжетом, смысл которого постичь мне никак не удается. Видимо, он как-то связан со «сценарием» церемонии, в которой использовались эти антары.
Фото 27. Антары культуры Наски. Музей золота Перу, Лима[10]