I.2.3.3.3.3. «Микрокосм жизни» Южного побережья

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

I.2.3.3.3. Боже­ства в облике людей, окон­ча­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.3.3. «Мик­ро­косм жизни» Южного побережья

Ман­тия Бруклин­ского музея

image001Фото 1. Покров или ман­тия. Раз­меры: 148×62,2 см. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Место находки: Южное побе­ре­жье, Пара­кас, Перу. Куль­тура: Наска. Даты: 100 – 300 гг. н.э. Бруклин­ский музей, США

Бруклин­ский музей вла­деет необыч­ной ман­тией или покро­вом, кото­рый спе­ци­а­ли­сты харак­те­ри­зуют как «одну из самых извест­ных в мире анд­ских тка­ней». По их мне­нию, «его неболь­шой раз­мер поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что он мог быть исполь­зо­ван в каче­стве лич­ного цере­мо­ни­аль­ного пред­мета»[1].

«Девя­но­сто фигур, укра­ша­ю­щие кайму, – гово­рится в ката­логе музея, – были интер­пре­ти­ро­ваны как мик­ро­косм жизни на южном побе­ре­жье Перу две тысячи лет назад с осо­бым акцен­том на сель­ское хозяй­ство. Мно­гие из изоб­ра­же­ний демон­стри­руют мест­ную флору и фауну, а также куль­тур­ные рас­те­ния. Поря­док, в кото­ром повто­ря­ются фигуры, побу­дил неко­то­рых уче­ных трак­то­вать ткань как лун­ный календарь».

image003Фото 2. Уча­сток ман­тии с основ­ным полем

Основ­ное поле ман­тии выпол­нено из ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния (фото 2). Она очень вет­хая и неко­то­рые ее фраг­менты не сохра­ни­лись. Ткань укра­шена мас­ками сера окулядо, кото­рые, похоже, нане­сены на нее с помо­щью рос­писи. Неко­то­рые уче­ные дати­руют ткань более ран­ним пери­о­дом, нежели кайму, и пред­по­ла­гают, что она может про­ис­хо­дить из долины Ики, где были най­дены арте­факты со схо­жим обра­зом сера окулядо.

Кайма была при­шита к основ­ному полю позд­нее. Она выпол­нена в тех­нике скре­щен­ного обви­ва­ния, кото­рая явля­ется типич­ной тех­ни­кой Наски-2. (Подроб­нее см.: Нетка­ное деко­ри­ро­ва­ние. 3.1.2.2. Тех­ника скре­щен­ного обви­ва­ния косич­кой.) Поэтому ман­тия в насто­я­щее время счи­та­ется рабо­той худож­ни­ков Наски, кото­рые были совре­мен­ни­ками народа Пара­каса. Нашли ее в Некро­поле Пара­каса. Спе­ци­а­ли­сты Бруклин­ского музея рас­це­ни­вают ман­тию как «одну из наи­бо­лее важ­ных тка­ней в мире по при­чине ее слож­но­сти и таин­ствен­ной образности».

image005Фото 3. Одна из сто­рон листа бро­шюры «El manto de Paracas»

В 1991 г. музей издал бро­шюру, посвя­щен­ную ман­тии (фото 3). Ниже я при­вожу выдержки из нее, опуб­ли­ко­ван­ные в онлайн-каталоге музея. Их я про­ил­лю­стри­ро­вала неко­то­рыми из боль­шого числа фото­гра­фий участ­ков каймы и абри­сов моти­вов, также содер­жа­щихся в каталоге.

«Девя­но­сто отдель­ных фигур выстро­ены на кайме, как в ходе про­цес­сии. Около трид­цати фигур уни­кальны, дру­гие попа­дают в группы, кото­рые имеют схо­жие костюмы, коло­рит, позы и пози­ции. Ни одна фигура четко не выде­ля­ется из осталь­ных, их общая после­до­ва­тель­ность до сих пор не расшифрована.

Изнанка каймы явля­ется зер­каль­ным отра­же­нием лице­вой сто­роны, за исклю­че­нием трех фигур, кото­рые имеют и лицо, и спину. Все фигуры пред­став­лены в мно­го­чис­лен­ных ракур­сах, и каж­дая часть тела изоб­ра­жена отдельно стан­дар­ти­зи­ро­ван­ным спо­со­бом: лица все­гда пока­заны анфас, ноги в про­филь и т.д. <…>

Неко­то­рые фигуры пред­став­ля­ются мифо­ло­ги­че­скими и имеют сверхъ­есте­ствен­ные харак­те­ри­стики, такие, как отростки, ино­гда назы­ва­е­мые «лен­тами» или «сим­во­лами», кото­рые обычно рас­про­стра­ня­ются от ртов или одежды. Ленты не соот­вет­ствуют извест­ным объ­ек­там и могут пред­став­лять некую абстракт­ную силу энер­гии. Неко­то­рые чело­ве­че­ские фигуры носят очень слож­ные костюмы. Как и во мно­гих обще­ствах, костю­ми­ро­ван­ные жрецы, воз­можно, дей­ство­вали в каче­стве тол­ко­ва­те­лей и посред­ни­ков между есте­ствен­ным и сверхъ­есте­ствен­ным мирами. Костю­ми­ро­ван­ные фигуры могут также пред­став­лять про­ме­жу­точ­ный этап при транс­фор­ма­ции реаль­ного живого чело­века в дух. Так как тек­стиль Пара­каса и Наски исполь­зо­вался для погре­баль­ного обер­ты­ва­ния, было бы уместно для его дизайна отра­жать такую трансформацию.

image007Фото 4. Фигура № 48 – жен­ский пер­со­наж (в цен­тре) и два его спут­ника (пер­со­нажи № 47 и 49)

image009image011image013 Фото 5 – 7. Абрисы пер­со­на­жей № 47 – 49

image015image017Фото 8 и 9. Вид пер­со­нажа № 49 (с одним кры­лом) сзади и его абрис

Три фигуры счи­та­ются жен­скими из-за более длин­ной одежды… В соот­вет­ствии с сель­ско­хо­зяй­ствен­ной темой каймы из этих трех жен­ских фигур про­рас­тают два вида рас­те­ний. Дру­гие фигуры каймы дер­жат или демон­стри­руют бес­те­лес­ные головы и малень­кие кук­ло­по­доб­ные объ­екты, кото­рые уче­ные назы­вают «тро­фей­ными голо­вами» и «подо­би­ями фигур». Это, как пред­став­ля­ется, имеет отно­ше­ние к риту­аль­ным жерт­во­при­но­ше­ниям, свя­зан­ным с рели­ги­оз­ным куль­том, кото­рые рас­про­стра­ня­ются по Южному побе­ре­жью в это время. Бес­те­лес­ные головы и люди, при­не­сен­ные в жертву, были най­дены в погре­бе­ниях, и изоб­ра­же­ния жерт­во­при­но­ше­ний имеют место во всем искус­стве Пара­каса и Наски. Тро­фей­ные головы на кайме часто пока­зы­ва­ются про­рас­та­ю­щими, как семена, рас­те­ни­ями и живот­ными, что гово­рит о вза­и­мо­свя­зан­ных цик­лах рож­де­ния и смерти.

image019image021image023Фото 10 – 12. Фраг­мент каймы с коша­чьим боже­ством (пер­со­наж № 3) и его спут­ни­ком (пер­со­наж № 2) и их абрисы

При­мерно треть фигур каймы имеют неко­то­рые эле­менты коша­чьего мотива. Изоб­ра­жен­ный боль­шой «Пам­пас­ский кот» – это малень­кий дикий кот, назы­ва­ю­щийся Felis colocolo, кото­рый по-прежнему оби­тает в рай­оне Южного побе­ре­жья. Изоб­ра­жен­ные рега­лии соот­вет­ствуют бога­тым, пре­красно сде­лан­ным пред­ме­там, извест­ным по пара­кас­ским сверт­кам мумий. Налоб­ные укра­ше­ния, брас­леты и рото­вые маски, такие, как пока­заны на кайме, были сде­ланы из тон­ких листов золота.

image025image027Фото 13 и 14. Мотив с ламой и его абрис

Ламы были един­ствен­ными вьюч­ными живот­ными, исполь­зо­вав­ши­мися в Андах в доко­лум­бо­вые вре­мена. Они пере­но­сили грузы между совер­шенно раз­ными эко­ло­ги­че­скими зонами на раз­лич­ных высо­тах. Каж­дая из изоб­ра­жен­ных лам (одна в очень пло­хом состо­я­нии) несет покры­тую листьями ветвь с фрук­тами; их спины укра­шены бобами, цве­тами, пер­цем чили и дру­гими ово­щами. Ламы по-прежнему имеют как прак­ти­че­ское, так и сим­во­ли­че­ское зна­че­ние в Андах.

Три фигуры каймы носят то, что, кажется шкур­кой лисы. Такие шкурки были най­дены во мно­гих сверт­ках мумий. Во вре­мена инков (1470 – 1532) лисьи шкурки были спе­ци­аль­ным зна­ком, кото­рый носил муж­чина, имев­ший в общине кон­крет­ные обя­зан­но­сти, свя­зан­ные с сель­ским хозяй­ством. Так как все эти фигуры носят голов­ной убор, укра­шен­ный покры­той листьями вет­кой, они, воз­можно, зани­мали ана­ло­гич­ную долж­ность. Суще­ствуют раз­ли­чия между фигу­рами, кото­рые могут ука­зы­вать на нали­чие более чем одного худож­ника. Два вла­дельца лисьей шкурки прак­ти­че­ски иден­тичны. Но тре­тий немного больше и отли­ча­ется сво­ими деталями.

Одна из трех фигур каймы, у кото­рых есть и перед, и спина, пока­зана в костюме с кры­лом птицы на одном плече (пер­со­наж № 49, фото 4, 7 – 9). Один из пара­кас­ских сверт­ков мумий содер­жал именно такой костюм – укра­шен­ный перьями, – накидку, похо­жую на крыло. Цен­траль­ная фигура в трио, нахо­дя­ще­гося на одном конце тек­стиля, имеет длин­ную ленту, выхо­дя­щую изо рта и закан­чи­ва­ю­щу­юся кош­кой, дру­гая рото­вая лента была утрачена.

<…>

Сель­ское хозяй­ство было хорошо раз­вито на Южном побе­ре­жье во вре­мена Пара­каса и Наски, и боль­шое раз­но­об­ра­зие рас­те­ний пред­став­лено на орна­менте каймы, вклю­чая кор­не­плоды, фрукты, бобы, юкку и цве­ту­щие виды. Неко­то­рые уче­ные счи­тают этот тек­стиль раз­но­вид­но­стью кален­даря, в част­но­сти, потому, что на нем пока­зано так много раз­лич­ных видов флоры и фауны, но никто не был в состо­я­нии деко­ди­ро­вать изображение».

У меня есть боль­шие сомне­ния в том, что кайма явля­ется сель­ско­хо­зяй­ствен­ным кален­да­рем. Я думаю, что, ско­рее, на ней поме­щен пан­теон Наски, вклю­ча­ю­щий в себя божеств, кото­рые вышли на пер­вый план в тот период, к кото­рому отно­сится ман­тия, а также божеств, пред­став­ля­ю­щих более ран­ний период в жизни Пара­каса. Совре­мен­ные боже­ства Наски пока­заны срав­ни­тельно про­сто – в виде сто­я­щих на земле людей с мини­му­мом пара­кас­ской сим­во­лики. Искон­ные боже­ства изоб­ра­жены близко к соот­вет­ству­ю­щим им древним канонам.

image029image031Фото 15 и 16. Мотив с коша­чьим боже­ством и его абрис

К совре­мен­ным боже­ствам, прежде всего, я бы отнесла наскан­ского кота, кото­рый пока­зан на кайме прак­ти­че­ски в своем есте­ствен­ном виде на моти­вах с фото 10, 12 и 15, 16. Эти изоб­ра­же­ния живот­ного, где пере­дан даже его при­род­ный окрас, поз­во­ляют под­твер­дить пред­по­ло­же­ние о том, что про­то­ти­пами наскан­ского кота были пам­пас­ский или анд­ский коты (фото 17). (Подроб­нее о них читайте в мате­ри­але: I.2.3.2.1. Мир божеств Пара­каса в изоб­ра­же­ниях на кера­мике пери­ода Пещер.)

image033Фото 17[2]. Анд­ский кот

К тра­ди­ци­он­ным изоб­ра­же­ниям коша­чьего боже­ства можно отне­сти мотив, засня­тый на фото 18 и 19, где вышито плы­ву­щие (ныря­ю­щее или летя­щее) боже­ство в шапке с коша­чьими ушками и рото­вой маске с коша­чьими усами.

image035image037Фото 18 и 19. Пер­со­наж № 1 – боже­ство в ипо­стаси кота

Много на кайме малень­ких коша­чьих фигур, кото­рые явля­ются атри­бу­тами боже­ства. Они могут вхо­дить в состав его слож­ного голов­ного убора (см. фото 33 и 34) или быть голов­ным убо­ром. Напри­мер, у пер­со­нажа № 55 голов­ной убор состоит только из фигуры кота, поме­щен­ного на его голову кверху лапами (фото 20 и 21), тогда как на пара­кас­ских тка­нях мы при­выкли видеть на голове пер­со­нажа шапку с коша­чьими ушками, как у пер­со­нажа № 1 (фото 18 и 19). Воз­можно, именно мотив с пер­со­на­жем № 55 имелся в виду авто­ром бро­шюры музея, когда речь шла о лисьих шкур­ках, кото­рые носят фигуры. Ведь, по име­ю­щимся дан­ным, лисьи шкурки поме­ща­лись над лож­ной голо­вой мумии. Однако, судя по окрасу живот­ного, кото­рый соот­вет­ствует окрасу пам­пас­ского или анд­ского кота, а также по форме его хво­ста, нельзя ска­зать, что на дан­ном мотиве изоб­ра­жен рыжий анд­ский зорро.

image039image041Фото 20 и 21. Пер­со­наж № 55 с котом на голове

Коты пока­заны соеди­нен­ными со ртом пер­со­нажа часто прак­ти­че­ски напря­мую (фото 22 и 23), или ими завер­ша­ются змее­по­доб­ные сущ­но­сти, выхо­дя­щие изо рта (фото 24 и 25) или из тела пер­со­нажа (см. фото 42 и 43).

image043image045Фото 22 и 23. Пер­со­наж № 13, дер­жа­щий кота у сво­его рта, и его абрис

image047 image049Фото 24 и 25. Пер­со­наж № 39 и его абрис

Слож­ные ком­по­зи­ции, в кото­рые вхо­дят коты, выпол­нены на основе тра­ди­ци­он­ных кано­нов Пара­каса, под­нов­лен­ных в соот­вет­ствии с веле­нием вре­мени. Так, напри­мер, пер­со­наж № 13 (фото 22 и 23) изоб­ра­жен в «позе пловца». Он, как и дру­гие пер­со­нажи, име­ю­щие подоб­ные позы, постав­лен на ноги, поэтому его отки­нув­ша­яся назад фигура выгля­дит для непо­свя­щен­ных странно. Посла­ние мотива, без сомне­ния, дру­гое, новое. Его смысл отра­жают две «куколки» с жез­лами, вее­рами(?) и кор­не­пло­дами, а также кот, с кото­рым соеди­нен рот пер­со­нажа и кото­рого он дер­жит за перед­ние лапы. Понятно, что «куколки» и кот отно­сятся к миру пред­ков. Но что кон­кретно сим­во­ли­зи­рует кот на дан­ном мотиве и на этой кайме в прин­ципе и почему про­об­ра­зом дан­ного боже­ства выбрано такое малень­кое живот­ное, как анд­ский или пам­пас­ский коты? Я теря­юсь в догадках.

image051image053image055Фото 26 и 27. Пер­со­наж с огром­ным налоб­ни­ком. Фото 28. Близ­кий ему мотив каймы из Музея миро­вой куль­туры Гетеборга

На кайме при­сут­ствуют узна­ва­е­мые пер­со­нажи дру­гих покро­вов Пара­каса. Среди них – летя­щие (плы­ву­щие) пер­со­нажи, о кото­рых шла речь в теме «Вер­ти­каль­ная ком­по­зи­ция». Осно­вой для их изоб­ра­же­ния был канон мотива каймы из Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 28). Напри­мер, пер­со­нажи № 9 и 20 также изоб­ра­жены с огром­ным налобником-пропеллером и змее­по­доб­ными сущ­но­стями, созда­ю­щими кон­тур аппа­рата (фото 26, 27 и 29, 30).

image057 image059Фото 29 и 30. Пер­со­наж № 20 с широ­кими змее­по­доб­ными сущ­но­стями, изги­ба­ю­щи­мися под пря­мым углом, и его абрис

Пер­со­наж № 82, как и пер­со­наж каймы музея Гете­борга, летит, вле­ко­мый суще­ством с искус­ствен­ными кры­льями (фото 31 и 32). Но на мотиве из музея Гете­борга (фото 26) им явля­ется обе­зьяна. Здесь же иден­ти­фи­ци­ро­вать суще­ство невоз­можно, хотя авторы ман­тии, видимо, при­дают ему боль­шое зна­че­ние, поскольку оно появ­ля­ется на кайме и в каче­стве неболь­шого само­сто­я­тель­ного пер­со­нажа (пер­со­наж № 43, фото 33 и 35). При этом, как и малень­кое коша­чье боже­ство (пер­со­наж № 1, фото 18 и 19), оно поме­щено прямо на угол каймы, что, по логике вещей, гово­рит о его осно­во­по­ла­га­ю­щем зна­че­нии в каче­стве тра­ди­ци­он­ного боже­ства. К теме полета на мотиве с пер­со­на­жем № 82, как и на боль­шин­стве ком­по­зи­ций каймы, добав­лена тема рас­те­ний, даро­ван­ных богами, кото­рая часто ста­но­вится глав­ной. Так, вме­сто змее­по­доб­ных сущ­но­стей боже­ство дер­жит руками корнеплоды.

image061 image063Фото 31 и 32. Пер­со­наж № 82 и его абрис

image065image067image069Фото 33 – 35. Пер­со­наж № 42 с котами на голове и отдельно сто­я­щий пер­со­наж № 43 в виде суще­ства с искус­ствен­ными кры­льями, абрисы персонажей

Необык­но­венно инте­ре­сен пред­мет, кото­рый нахо­дится между ступ­нями пер­со­нажа № 82. Он похож на гераль­ди­че­ский щит, на кото­ром изоб­ра­жены два ряда пря­мо­уголь­ни­ков с двумя точ­ками в верх­ней части. Как и фигуры мно­гих вер­ти­каль­ных ком­по­зи­ций, этот пер­со­наж можно рас­смат­ри­вать и вверх, и вниз голо­вой. При этом он меняет свой образ.

image071  image073Фото 36 и 37. Пер­со­наж № 4 и его абрис

Среди сим­во­лов, сопро­вож­да­ю­щих пер­со­наж № 4 (фото 36 и 37), так же, как и на части моти­вов с летя­щими пер­со­на­жами темы «Вер­ти­каль­ная ком­по­зи­ция», изоб­ра­жены цветы-«шестеренки». Они окру­жают некий пря­мо­уголь­ный объ­ект с фигур­ками гор­ба­того кота и птицы, кото­рый пер­со­наж несет на спине.

image075image077image079Фото 38 и 39. Пер­со­наж № 14 и его абрис. Фото 40. Вари­ант мотива покрова Музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Среди пер­со­на­жей каймы можно встре­тить и «гор­ба­того ста­рика» (фото 38 и 39), кото­рый схож с Боже­ством Пара­каса на суше (фото 40).

Кроме адап­ти­ро­ван­ных к новым реа­лиям изоб­ра­же­ний тра­ди­ци­он­ных божеств, на кайме ман­тии пред­став­лены божества-люди, сто­я­щие на земле, с мини­му­мом замыс­ло­ва­тых пара­кас­ских атри­бу­тов (фото 4 – 7 и 10, 11). Среди них появ­ля­ется и жен­ское боже­ство (фото 4 и 6). Персонажи-люди одеты довольно про­сто и из атри­бу­тов боже­ствен­ной вла­сти носят часто только довольно типич­ный набор голов­ных укра­ше­ний. Осо­бенно бедно по пара­кас­ским мер­кам пока­зан спут­ник кота с дере­вом на спине – пер­со­наж № 2 (фото 10 и 11). В одной руке он дер­жит клу­бень, в дру­гой – неяс­ный пред­мет, а из всего набора укра­ше­ний у него есть только налоб­ник. Лица персонажей-людей изоб­ра­жены как чело­ве­че­ские. Они не закрыты сплош­ными мас­ками и часто не имеют лице­вой рас­краски. Исклю­че­ние состав­ляют лица пер­со­нажа № 2 и жен­ского пер­со­нажа, у кото­рых они поде­лены по гори­зон­тали белой лома­ной линией на две части: верх­нюю крас­ную и ниж­нюю синюю. Лица персонажей-людей розо­вого (телес­ного) цвета. У силь­ных божеств они укра­шены рото­выми масками.

image081  image083Фото 41 и 42. Пер­со­наж № 12 и его абрис

Таким силь­ным боже­ством явля­ется пер­со­наж № 12 (фото 41 и 42). Об этом гово­рят его поза боже­ства с двумя жез­лами, в кото­рой обычно изоб­ра­жа­ются самые могу­ще­ствен­ные боже­ства, а также сами жезлы. Пер­со­наж № 12 дер­жит в одной руке дерево из змее­по­доб­ных сущ­но­стей, а в дру­гой – сноп рас­те­ний и веер. Он обла­дает хво­стом из змее­по­доб­ной сущ­но­сти с гене­ти­че­ской сим­во­ли­кой. Его голов­ной убор рос­ко­шен. Вме­сто поло­сок, кото­рые пере­дают перья, а ско­рее сия­ние, исхо­дя­щее от головы пер­соны, на нем вышиты бес­те­лес­ные сущ­но­сти на тон­ких шеях и с тремя отрост­ками на голове. Голов­ной убор вклю­чает в себя также налоб­ник и две ленты из оре­хер. Рото­вая маска пер­со­нажа имеет самый древ­ний дизайн, где верх­няя пара «усов» обрам­ляет глаза, пере­да­вая очки для под­вод­ного пла­ва­ния. Лицо пока­зано как лицо бла­го­род­ного седо­бо­ро­дого муж­чины с боль­шими кра­си­выми гла­зами и пря­мым носом. Кожа лица розо­вая, а губы крас­ные. Такое близ­кое к реаль­ному изоб­ра­же­ние лица – боль­шая ред­кость для моти­вов Пара­каса и Наски. Я знаю только один мотив подоб­ного рода, где также вышит седо­бо­ро­дый муж­чина при­ят­ной наруж­но­сти (см. фото 13, с. 23). И он, что уди­ви­тельно, имеет неко­то­рое сход­ство черт с опи­сы­ва­е­мым пер­со­на­жем. Кроме того, на нем надета эскла­вина такого же фасона, а она есть только на этих двух арте­фак­тах и более нигде не встре­ча­ется. Может быть, это одна и та же исто­ри­че­ская личность?

Инте­ресно, что у  пер­со­нажа № 12 не только чело­ве­че­ское лицо, но и чело­ве­че­ские ступни (будто бы в зеле­ных носоч­ках с белой резин­кой). Спра­вед­ли­во­сти ради нужно ска­зать, что и неко­то­рые дру­гие пер­со­нажи имеют чело­ве­че­ские ступни. У осталь­ных стопы изоб­ра­жены как зве­ри­ные с боль­шим паль­цем в виде запя­той в чавин­ском стиле. И таких, как мне кажется, боль­шин­ство. Какой либо зако­но­мер­но­сти, связи формы стоп с кон­крет­ным обра­зом пер­со­нажа я не выявила. Так, у трио с жен­ским боже­ством (фото 4), только оно одно имеет чело­ве­че­ские ступни, а его спут­ники обла­дают ступ­нями с дра­ко­ньим паль­цем, несмотря на то, что они изоб­ра­жены как люди. В то же время пер­со­наж № 55 с широ­кой змее­по­доб­ной сущ­но­стью на спине, т.е. изоб­ра­жен­ный по ста­рому канону, имеет чело­ве­че­ские ступни (фото 20 – 21).

image085 image087Фото 43 и 44. Вид пер­со­нажа № 16 спереди

Пер­со­наж № 16 (фото 43 и 44), очень близ­кий по ико­но­гра­фии к пер­со­нажу № 12, но сто­я­щий в пара­кас­ском вари­анте позы боже­ства с двумя жез­лами (руки не раз­ве­дены в сто­роны, а про­тя­нуты по направ­ле­нию стоп), обла­дает сто­пами с дра­ко­ньим паль­цем. Его ноги и руки цели­ком состав­лены из неких зеле­ных сущ­но­стей, и он окру­жен более слож­ной и древ­ней атрибутикой.

image089 image091Фото 45 и 46. Вид фигуры сзади

Оба эти пер­со­нажа демон­стри­руют среди божеств-людей самый бога­тый костюм, допол­нен­ный рас­ши­той ман­тией, кото­рой нет у дру­гих фигур.

image006 image049Фото 47 и 48. Мотив с летя­щим боже­ством и его абрис

В попытке понять смысл изоб­ра­жен­ного на кайме может стать клю­че­вым мотив, пока­зан­ный на фото 47 и 48. Он состоит из трех фигур. В его цен­тре нахо­дится летя­щее боже­ство с огром­ной голо­вой мон­стра. Оно вобрало в себя мно­гие черты пер­со­на­жей моти­вов, рас­смот­рен­ных в теме «Божества-чудовища» (см. с. 26). Оче­видно, что боже­ство очень могу­ще­ственно. На нем надета длин­ная туника, укра­шен­ная фигур­ками котов и птиц, и голов­ной убор, состо­я­щий из гигант­ского налоб­ника и двух «куко­лок». От налоб­ника сзади отхо­дят змее­по­доб­ные сущ­но­сти. «Куколку» с вее­ром и жез­лом боже­ство дер­жит в одной из рук. Из его рта выхо­дит змее­по­доб­ная сущ­ность с завит­ками по краям, внутрь кото­рой поме­щены бес­те­лес­ные сущ­но­сти в той форме, в какой обычно изоб­ра­жа­ется налоб­ник. Закан­чи­ва­ется змее­по­доб­ная сущ­ность фигу­рой коша­чьего боже­ства в налоб­нике и рото­вой маске.

image105                                   image107Фото 49 и 50. Абрисы фигур вла­сти­теля и «простолюдина»

Двумя дру­гими змее­по­доб­ными сущ­но­стями, кото­рые несут на себе гене­ти­че­скую сим­во­лику, боже­ство свя­зано с двумя наи­бо­лее типич­ными среди персонажей-людей фигу­рами: пер­со­на­жем, оде­тым, как вла­сти­тель (фото 49), и пер­со­на­жем, оде­тым очень скромно и не име­ю­щим ника­ких голов­ных укра­ше­ний (про­сто­лю­ди­ном?), – фото 50. В то же время на обрат­ной сто­роне мотива вышит вид со спины только фигуры «про­сто­лю­дина» (фото 51 и 52). Навер­ное, это гово­рит о важ­но­сти пер­со­нажа, поскольку, напомню, фигур, у кото­рых есть их изоб­ра­же­ние сзади, всего три.

image113 image111Фото 51 и 52. Изнанка мотива и абрис фигуры «про­сто­лю­дина» сзади

Обрат­ная сто­рона пока­зы­вает, что на голову пер­со­нажа все же надет неболь­шой убор, состо­я­щий исклю­чи­тельно из перьев, а на его тунике изоб­ра­жен корич­не­вый пря­мо­уголь­ник, как бы встав­лен­ный в две рамы: одну из сплош­ной линии, а дру­гую – из пунк­тир­ной. Кстати говоря, схо­жие ком­по­зи­ции из встав­лен­ных друг в друга пря­мо­уголь­ни­ков вышиты на туни­ках мно­гих персонажей-людей. Встре­ча­ются также изоб­ра­же­ния одного цвет­ного пря­мо­уголь­ника (без «рамки»). Ком­по­зи­ции раз­ли­ча­ются цве­тами и рисун­ком линий и не выгля­дят как укра­ше­ние одежды (см., напри­мер, фото 4 – 10). Это поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что они играют роль сво­его рода знака отли­чия, кото­рый гово­рит, воз­можно, о роде заня­тий и/или статусе.

Фигуры людей меньше, нежели фигура летя­щего боже­ства. То есть они ему не ровня. Но, тем не менее, я бы не ска­зала, что они пред­став­ляют собой, как гово­рят в Ста­ром Свете, про­стых смерт­ных. По моему глу­бо­кому убеж­де­нию, ни один цере­мо­ни­аль­ный пред­мет, свя­зан­ный с рели­ги­оз­ным куль­том, не может на себе нести изоб­ра­же­ния про­стых смерт­ных (не божеств). Я думаю, все пер­со­нажи каймы явля­ются боже­ствами, вклю­чая лам, лягу­шек и рас­те­ния, не говоря уже о людях, кото­рые, ско­рее всего, изоб­ра­жают обо­жеств­лен­ных пред­ков, но уже гораздо менее дале­ких, нежели божество-корабль.

Поскольку люди свя­заны с божеством-кораблем змее­по­доб­ными сущ­но­стями с гене­ти­че­ской сим­во­ли­кой, можно пред­по­ло­жить, что они пред­став­лены здесь как его дети, потомки. То есть новые боги заяв­ляют в посла­нии дан­ного мотива, а может, и всей ман­тии, о своей пре­ем­ствен­но­сти искон­ной рели­гии и своем род­стве с искон­ными богами, а сле­до­ва­тельно, о своем праве на власть. Власть оли­це­тво­ряет пер­со­наж слева. Что же оли­це­тво­ряет пер­со­наж справа? Неужели и вправду про­сто­лю­дина – кре­стья­нина? Не зна­чит ли это, что в посла­нии гово­рится о том, что и вла­сти­тель, и про­сто­лю­дин – дети богов, но боги изна­чально сде­лали их раз­ными в соот­вет­ствии с их предназначением?

.

Накидка Музея миро­вой куль­туры Гетеборга

image093 image095Фото 1. Пара­кас­ский тек­стиль. Раз­меры: 104×53 см. Время и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2 (100 – 200 гг. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция. Фото 2. Чер­теж накидки с квад­ра­тами, про­ну­ме­ро­ван­ными в соот­вет­ствии с описанием

В Музее миро­вой куль­туры Гете­борга хра­нится тек­стиль, кото­рый цели­ком сде­лан в тех­нике скре­щен­ного обви­ва­ния шер­стя­ными нит­ками с исполь­зо­ва­нием пуч­ков нитей, шну­ров или тка­ных поло­сок (в зави­си­мо­сти от раз­мера детали) из хлопка. Его раз­меры еще меньше, чем у ман­тии из Бруклин­ского музея. Поэтому эту вещь сле­дует назвать накид­кой. Она пред­по­ло­жи­тельно лежала перед гру­дью мумии в наруж­ных слоях фардо.

image097Фото 3. Уча­сток накидки круп­ным планом

Накидка состоит из 32 ажур­ных квад­ра­тов, в цен­тре кото­рых раз­ме­щены раз­лич­ные фигуры (антро­по­морф­ные пер­со­нажи, рас­те­ния, живот­ные). В онлайн-каталоге музея[3] при­во­дится опи­са­ние ком­по­зи­ции каж­дого квад­рата. Но фото­гра­фии их отсут­ствуют, а те снимки, кото­рые есть (фото 3 – 6), не при­вя­заны к опи­са­нию. Накидка обрам­лена кай­мой. По све­де­ниям из ката­лога музея, «кайма по всему краю тек­стиля содер­жит четыре систе­ма­ти­че­ски повто­ря­ю­щихся мотива, а именно: коша­чье (веро­ятно, пам­пас­скую кошку – Oncifelis colocolo или Leopardus colocolo), птицу, кото­рая может быть соко­лом, неопо­знан­ную птицу и антро­по­морф­ную фигуру, кото­рая носит юбку, брас­леты, голов­ной убор и воло­ся­ные под­вески и дер­жит посох, веер и клу­бень». На обеих сто­ро­нах мотива фигуры имеют ана­ло­гич­ный вид.

image099 image101Фото 4 и 5. Мотивы накидки

Тема­тика накидки близка к изоб­ра­жен­ной на кайме тек­стиля из Бруклин­ского музея. Однако сле­дует при­знать, что она выпол­нена не столь искусно.

image103Фото 6. Пер­со­наж в «позе пловца»

image109Фото 7[4]. Мотив с пер­со­на­жем, кото­рый кажется нам лягушкой

 

Про­дол­же­ние: с. 35

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 | 26 | 2728 | 29303132 | 33 | 34 | 35 |

 


[1] Все цитаты и фото­гра­фии взяты из онлайн-каталога Бруклин­ского музея: http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/48296/Mantle_known_as_The_Paracas_Textile/image/27934/image#

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>