Содержание
Предисловие
1. Жертвоприношения в Месоамерике
…1.1. Жертвоприношения майя
…1.2. Жертвоприношения ацтеков
…1.3. Жертвоприношения и игра в мяч
2. Культ грибов и его отражение в иконографии майя
3. Грибы на росписях Теотиуакана
4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
5. Грибы на изображениях Моче
6. Тайный культ грибов Сикана
Предисловие
Фото 1. Туми с фигурой. Инвентарный № 1987.394.568. Материал: медь. Высота: 17,5 см. Культура: Моче. Дата: II – VII вв. География: Перу. Метрополитен-музей искусств. Нью-Йорк, США[i]
Долгое время я не могла понять символику формы туми – церемониального ножа, который был характерен для доиспанских культур Северного побережья Перу – Моче, Ламбайеке–Сикана и Чиму и, по мнению ученых, использовался для человеческих жертвоприношений. Форма туми имеет две основные конфигурации, которые делают его похожим: 1) на лопасть винта (фото 1) и 2) на старинную сечку для травы или капусты с полукруглым лезвием (фото 2), которое соответствовало полукруглому корпусу небольших деревянных корыт. Корытца выдалбливали из ствола дерева, поэтому их стенки были скругленными. В них российские хозяйки когда-то измельчали траву для свиней. В таких же корытцах секли капусту для квашения. Подобное приспособление было очень удобно. В нем капуста, к примеру, не рассыпалась по столу, а сечка не цеплялась за борта. Однако туми второй конфигурации, который для краткости принято называть Т-образным, с заготовкой квашеной капусты, конечно, никак не связан.
Фото 2[ii]. Туми. Код каталогизации: ML100937. Размеры: 24,3×0,1×11,8 см. Вес: 149 г. Материал: сплав меди и серебра (60 % Cu 40 % Ag). Культура/стиль: Ламбайеке. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха спада (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко, Лима, Перу[iii]
Обе конфигурации туми весьма необычны для ножа. Поэтому было бы резонно предположить, что именно форма делает туми священным предметом. В эпоху Моче тумиобразные обводы имели и другие атрибуты облачения божеств, жрецов-правителей и знати. Особенно похожими на Т-образный туми были пластины, украшавшие головной убор и, в частности, шлем (фото 3). Они помещались на голове персонажа «лезвием» вверх и в таком положении напоминали срез гриба.
Фото 3[iv]. Бутыль стремя-горлышко со скульптурными изображениями совы-воина и жертвоприношением пленного, а также с живописным представлением ритуального боя. Материал: керамика. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима
Довольно быстро выяснилось, что тумиобразные очертания свойственны и некоторым золотым артефактам (или их частям), принадлежащим доиспанским культурам Колумбии. Однако исследование показало, что ножами они не являются. (Подробнее см.: «В поисках золотых туми Колумбии».)
Фото 4. Антропоморфное навершие жезла. Инвентарный № O26176. Материал: золотой сплав. Культура: Тайрона, 900 – 1600 гг. Музей золота Колумбии, Богота[v]
Но в ходе изучение ювелирных изделий древней Колумбии я обратила внимание на то, что на головные уборы касиков культуры Тайроны помещены фигурные пластины, схожие с туми–навершиями шлемов Моче (фото 4). Судя по археологическим находкам, такие пластины украшали головные уборы некоторых представителей элиты Тайроны. На фото 5, показывающем комплект погребального убранства одного из тайронов, хорошо видно, что пластины действительно выглядят как срезы грибов, с которыми их и идентифицируют некоторые ученые.
Фото 5[vi]. Украшения, обнаруженные в погребении знатного тайрона. Музей золота Тайроны. Дом таможни, город Санта-Марта, департамент Магдалена, Колумбия
Подобной чести мог удостоиться только гриб, ставший священным благодаря его использованию в ритуальных практиках. Но поместить на головной убор божества высшего ранга даже священный гриб показалось мне еще более странным решением жрецов, нежели поместить туда нож (туми). Ведь в результате ранг божества снижается до уровня духа гриба. Данное умозаключение я сделала на основе исследования иконографии Моче. У этой культуры части церемониального костюма, оружие и другие предметы, использовавшиеся жрецом-правителем, когда он принимал образ божества, от имени которого правил в мире сейчас, являлись священными. Такой же статус придавался растениям, препараты из которых применялись в ходе ритуалов. На живописных и скульптурных изображениях Моче предметы, составляющие образ божества-прародителя, и священные растения, позволяющие контактировать с ним, иногда приобретают черты человека, т.е. изображаются как божество младшего уровня – дух вещи или растения.
Однако отмести, не проверив, версию гриба как одного из возможных вариантов символики туми, конечно, было нельзя. Стремление раскрыть тайну этого ножа побудило меня провести небольшое исследование на тему места грибов в ритуальных практиках и искусстве культур Месоамерики и Андского мира.
В качестве краткого резюме, предваряющего основной текст статьи, можно сказать следующее. Исследование показало, что в Месоамерике существовал культ грибов, который был связан с человеческими жертвоприношениями и кровопусканиями (без причинения смерти), которые были введены ольмеками – представителями самой древней цивилизации этой историко-культурной зоны. В дальнейшем данная практика и соответствующая ей религиозная идеология были восприняты майя, а затем ацтеками.
По сравнению с другими культурами Месоамерики и Андского мира иконография майя содержит наибольшее количество изображений грибов. Однако они достаточно редки. Исключение составляют многочисленные каменные скульптурки грибов из Каминальхуйу (Гватемала) – одного из крупнейших центров горных майя в доклассический период. Скульптурки очень реалистичны и не допускают сомнения в том, что они показывают именно гриб. Другие изображения, представленные на росписи сосудов, рельефах, украшающих стены и скульптуры божеств, часто не столь однозначны. Кто-то увидит в них гриб, а кто-то воспримет их как нечто иное. Среди других культур Месоамерики изображения грибов встречаются в основном у ольмеков и миштеков, у ацтеков их значительно меньше.
Тексты и иллюстрации кодексов свидетельствуют о большом значении грибов и грибных ритуалов в религии майя и миштеков. А каменные грибы, использовавшиеся в ходе обрядов кровопускания горных майя (Гватемала), расцениваются как жезлы власти. Рисунок из Венского кодекса миштеков показывает, что грибы действительно могли помещаться на голове божества, причем не целиком, а в разрезанном виде, срезом вперед.
В Андском мире следы религиозных представлений и соответствующих им ритуалов, которые были свойственны культурам Месоамерики, наиболее отчетливо читаются в религиозной идеологии и практике культуры Моче. Примечательно, что туми, появившись впервые, по всей видимости, у культуры Викус, укрепился в статусе атрибута божеств именно в период существования цивилизации Моче вместе с другими тумиобразными предметами. Однако форма туми и ему подобных элементов облачения божеств, жрецов-правителей и воинов Моче никак не связана с грибами. (Подробнее см.: «Символика и происхождение чальчальчи».) Возможное исключение составляют тумиобразные фигуры на головных уборах. Реалистические изображения грибов не встречаются в иконографии Моче, что говорит об отсутствии культа грибов. Но с данным утверждением вступают в противоречие мухоморовая раскраска головных уборов и одежды персонажей расписных и скульптурных сосудов и, в особенности, объемные грибоподобные элементы головных уборов персонажей керамических скульптур. Все это можно воспринимать как зашифрованное послание о существовании тайного культа грибов, который имел распространение только среди элиты Моче. Более отчетливые свидетельства тайного поклонения священным грибам обнаруживаются у культуры Ламбайеке–Сикана. Их можно найти в изобразительных канонах фигуры Сиканского божества, помещенного на рукоять туми, а также в специфике использования туми.