1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
Человеческие жертвоприношения
с позиции физической антропологии, окончание
В своих публикациях Симена Чавес затрагивает также антропологические аспекты техники жертвоприношения с извлечением сердца. Правда, в связи с существовавшей у мешиков практикой отправки тел убитых в водоворот Пантитлана или на утилизацию жителям столицы, в Теночтитлане, по данным Национального института антропологии и истории Мексики, было задокументировано всего четыре таких свидетельства. Два из них представляют собой останки человека, а два других – останки животных из семейства кошачьих[1]. Этого явно недостаточно для серьезной доказательной базы. Однако трудно рассчитывать на то, что новые свидетельства появятся и их количество будет удовлетворительным.
Фото 1[2]. Человеческое жертвоприношение для извлечения сердца. Лист 8, фрагмент. Кодекс Лауда (Codex Laud). Тип объекта: пиктографический документ. Каталожный № MS. Laud Misc. 678. Объем: 24 листа (48 страниц). Формат: 16,5×15,5 см. Общая длина: около 4 м. Время изготовления: XVI в. (до конкисты). Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания
Общепринятыми являются представления о том, что для извлечения сердца жрец вскрывал грудную клетку жертвы. Описания таких действий приводятся в постконкистских буквенных текстах, рассказывающих об обычаях ацтеков, а также в труде францисканского монаха Диего де Ланды, посвященном обычаям юкатанских майя. (Подробнее см.: 1.1. Жертвоприношения майя.) По мнению ученых Национального института антропологии и истории, они подтверждаются изображениями доиспанских документальных источников, таких, как, например, «Кодекс Лауда», где показан жрец, использующий большой кремневый нож на грудной клетке жертвы для извлечения сердца (фото 1). Согласно данным каталога Метрополитен-музея искусств, длина текпатля составляла почти 29 см при ширине около 9 см, а обсидианового ножа – почти 18 см при ширине около 5 см (фото 2 и 3). Меду тем, по словам Симены Чавес, археологические данные указывают на гораздо более точный метод: доступ к грудной полости из брюшной полости.
Фото 2. Нож. Инвентарный №: 00.5.1044. Размеры: 8,89×28,58 см. Материал: кремний. География: Мексика, Месоамерика. Культура: ацтекская. Дата: XIII – XVI вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[2a]. Фото 3. Нож. Инвентарный №: 00.5.1046. Размеры: 5,41×17,62 см. Материал: обсидиан. География: Мексика, Месоамерика. Культура: ацтекская. Дата: XIII – XVI вв. Метрополитен-музей искусств[2b]
«Отделение сердечной мышцы было выполнено с использованием инструментов с тонким краем и, конечно же, небольшого размера, которые оставляли многочисленные следы на внутренней стороне ребер. Это противоречит сообщениям, в которых говорится, что сердце было извлечено с одного шага; напротив, следы показывают, что это был более сложный процесс, продолжительность которого зависела от опыта жреца», – поясняет Симена Чавес[3].
Фото 4. Жертвоприношение для извлечения сердца (по С. Чавес). Похороны правителя и жертвоприношение раба. Лист 57, фрагмент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Тип объекта: манускрипт. Инвентарный № 70400. Размеры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Материалы: бумага, натуральные пигменты. Датировка: 1530 – 1554 гг. Место происхождения и производства: Мексика. Музей Америки, Мадрид, Испания[4]
К такому выводу Симена Чавес пришла в результате лабораторного анализа скелета ребенка, найденного в приношении № 111 на стороне святилища Уицилопочтли. Оно было сделано на церемонии обновления Великого храма. На момент проведения исследования скелет ребенка был единственным археологическим свидетельством этого жертвоприношения, найденным в здании. В качестве доказательств изложенной точки зрения Симена Чавес в своей книге приводит одну из миниатюр Кодекса Тудела (фото 4). (Напомню, что они представляют собой вольные копии рисунков индейских художников.) Миниатюра посвящена принятому у мешиков обычаю хоронить правителей и знать, согласно которому персону сжигали на костре, в который бросали сердца рабов. На ней изображено запеленатое тело, подготовленное для сжигания, и принесенный в жертву раб с сердцем, извлеченным, согласно С. Чавес, через брюшную полость.
Фото 5. Жрец извлекает сердце человека в ходе жертвоприношения на течкатле. Лист 51, фрагмент. Кодекс Тудела[5]
Точку зрения Симены Чавес подтверждает и другой рисунок из Кодекса Тудела, где жертвоприношение с извлечением сердца показано более полно (фото 5). Однако главным аргументом в пользу предположения С. Чавес, на мой взгляд, является не только и не столько место раны на теле жертвы в изображении художника. Ведь даже доиспанский мастер составления пиктографических кодексов вряд ли знал точно, где должна находиться рана, поскольку не был посвящен в тонкости техники извлечения сердца. Думается, она была тайным знанием, передававшимся жрецами-сакрификаторами из поколения в поколение. Поэтому основное доказательство в пользу теории Симены Чавес – это изображение объекта, не менее важного для извлечения сердца, нежели текпатль. Им, на мой взгляд, был жертвенный камень (алтарь) – течкатль, каменная плита которого, несомненно, обладала определенными параметрами, выработанными в течение веков.
Фото 6. Модель храма с течкатлем перед входом в святилище. Инвентарный № 1994.35.47. Высота: 11,7 см. Материал: керамика. Культура: ацтекская. Дата: XV – XVI вв. География: Мексика, Герреро(?), район реки Бальсас. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[6]
Скругленный верх, который имеет течкатль на керамической модели храма XV – XVI вв. (фото 6) и на миниатюрах кодексов конца XV – начала XVI в., придавал телу жертвы то положение, которое было оптимальным для извлечения сердца именно через брюшную полость (фото 5 и 7). Подобный изгиб тела для вскрытия грудной клетки не требовался и, более того, был неприемлем.
Фото 7[7]. Страница 42. Фрагмент «Принесение в жертву Кецалькоатля цвета кости» (по Э.-Г. Зейлеру[8]). Кодекс Борджиа (Codex Borgia). Тип объекта: пиктографическая рукопись. Материал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: науатль. Время создания: неизвестно, предположительно XVI в., до конкисты. Место создания: штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
Течкатль Великого храма Теночтитлана последнего периода его существования не сохранился, как и течкатли других храмов Ацтекской империи. Археологи обнаружили течкатль фазы II строительства Великого храма Теночтитлана, которая датируется 1325 – 1428 гг. (фото 8 и 9). Верх его прямоугольной плиты не имеет скругления, как на миниатюрах из кодексов Тудела и Борджиа (см. фото 5 и 7).
Фото 8[9]. Фаза II строительства Великого храма Теночтитлана (между 1325 и 1428 гг.): святилища Уицилопочтли (справа) и Тлалока (слева) с жертвенными алтарями в виде течкатля и фигуры Чак-Мооля перед ними соответственно. Фото 9[10]. Течкатль перед святилищем Уицилопочтли
Видимо, форма течкатля была оптимизирована в дальнейшем вместе с совершенствованием техник жертвоприношения. Это стало возможным благодаря росту числа актов жертвоприношений и количества умерщвленных в ходе них людей в результате усиления завоевательной активности правителей империи. Кстати, в Мадридском кодексе культуры майя позднего постклассического периода (1250 – 1500 гг. н.э.) также изображен скругленный сверху течкатль и соответствующие ему поза жертвы и местоположение раны (фото 10).
Фото 10. Человеческое жертвоприношение. Мадридский кодекс. Инвентарный № 70300. Длина: более 4 м. Материал: натуральный пигмент, аматная бумага. Датировка: 1250 – 1500 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: Месоамерика, Майя, поздний постклассический период. Место происхождения: Мексика. Музей Америки, Мадрид, Испания[11]
Миниатюры сохранившихся доконкистских кодексов отражают способ жертвоприношения, характерный для последних этапов существования ацтекской цивилизации. Между тем стоит отметить, что сцены жертвоприношений присутствуют только на страницах книг. В других видах искусства ацтеков они по неизвестным причинам не встречаются. К тому же миниатюр, показывающих сцены жертвоприношения, очень мало. Вместе с тем не стоит забывать, что в пиктографических текстах, таких, например, как Кодекс Борджиа, они являются идеограммами жертвоприношения, что предопределяет их условность. Это касается также инструмента для жертвоприношения, в качестве которого обычно выступает, как принято считать, текпатль, т.е. нож из кремня, который был менее острым, нежели нож из обсидиана. Здесь, видимо, можно предположить наличие традиции, в силу которой именно текпатль, а не обсидиановый нож, считался символом жертвоприношения.
Фото 11[12]. Страница 19 «Шесть областей мира». Фрагмент «2. Тонатиу инчан, восточное небо» (по Э.-Г. Зейлеру[13]). Кодекс Борджиа
Только на нескольких миниатюрах Кодекса Борджиа можно найти изображение черного обсидианового ножа. Например, он помещен возле ноги Кецалькоатля, совершающего жертвоприношение (фото 11). Лезвие ножа, вонзающегося в тело полосатого пленника, имеет белый цвет. На других страницах кодекса жертвенный нож обычно нарисован белым или красно-белым, что относит его к текпатлям.
Фото 12. Пять из 31 обсидианового ножа, которые использовались во время человеческих жертвоприношений. Возраст ножей: около 2000 лет. Обнаружены мексиканскими учеными при раскопках древнего города Кантона[14] (период расцвета 600 – 1000 гг. н.э.), находящегося в штате Пуэбла на границе со штатом Веракрус в Мексике. Культура: Ольмека-Шикаланка
Между тем разумно было бы предположить, что основными инструментами жрецов были ножи из обсидиана разного размера и назначения. Они применялись как в ходе самого жертвоприношения, так и после него – во время обработки тел и черепов. На это указывает находка археологов, сделанная при раскопках города Кантона (период расцвета 600 – 1000 гг. н.э.), находящегося в штате Пуэбла. Обнаруженные там обсидиановые ножи различаются по величине (фото 12). Сохранившиеся на них следы разных частей человеческой плоти говорят о том, что каждый нож имел свое назначение и использовался для различных процедур.
Фото 13[15]. Приношение № 125. Дата: 1502 г. Место и время находки: вертикальный тоннель рядом с монолитом Богини Земли Тлальтекутли у фасада Великого храма Теночтитлана, 2010 г. Исторически центр Мехико
Вместе с тем нужно признать, что в приношениях на территории Великого храма Теночтитлана обсидиановых ножей было найдено гораздо меньше, нежели кремневых. Пример тому – богатое приношение, раскрытое в 2010 г. На фото 13 оно показано на месте своей закладки – в большом каменном пространстве. На поверхности видны три черных обсидиановых ножа и около 16 белых кремневых ножей (текпатлей). Помимо ножей приношение включало в себя ракушки и золотые предметы, а также останки собаки или волка, принесенного в жертву для извлечения сердца. (Собака в представлении народов Месоамерики является спутником и проводником человека в царстве мертвых.) Это и несколько других приношений связанны с монолитом Богини Земли Тлальтекутли (на фото слева[16]), обнаруженным в 2006 г. у подножия Великого храма Теночтитлана. Тогда ученые предположили, что монолит может быть мемориальным объектом, с помощью которого было отмечено место кремации тела Ауицотля (1502) и место захоронения сосуда с его пеплом. (Подробнее см.: «В поисках гробницы императора Ауицотля».)
Фото 14[17]. Реконструкционный рисунок Великого храма Теночтитлана
Разрабатывая тему способов извлечения сердца, следует также помнить о том, что жертвоприношение всегда было действом, направленным на восприятие людей, присутствовавших на церемонии. В случае жертвоприношений в Великом храме с использованием течкатля, который был установлен на вершине пирамиды, изъятие сердца жертвы проводилось на большой высоте. (В период правления Монтесумы II высота храма достигла 45 м.) Поэтому стоявшие у подножия пирамиды зрители не могли видеть в деталях работу главного жреца и его помощников. Это позволяло жрецам делать акцент на самых эффектных моментах жертвоприношения и скрывать его технические подробности, такие, как хирургические манипуляции и соответствующие им инструменты, т.е. ножи. Они, как предполагает Симена Чавес, должны были быть маленькими, а манипуляции – продолжительными. Однако по отработанному сценарию церемонии маленький обсидиановый нож в нужный момент мог быть незаметно заменен большим кремневым – текпатлем, хорошо видимым на значительном расстоянии. В финале движением одной руки жрец имитировал быстрое вскрытие грудной клетки, а движением второй – мгновенное вырывание сердца.
Фото 15. Декорированный текпатль. Музей Великого храма Теночтитлана[18]
Вместе с тем мы не можем игнорировать устные свидетельства индейских информантов испанских монахов, на основе которых они делали записи для комментариев к кодексам и для составления своих исторических трудов. А эти свидетельства указывают только на один способ извлечения сердца – путем вскрытия грудной клетки. Вполне вероятно, что исторически существовали оба способа. Это подтверждают настенные росписи Храма воинов и Храма ягуаров в Чичен-Ице – священном городе майя, основанном в 455 г. на севере полуострова Юкатан. В X в. город был захвачен тольтеками и стал столицей их государства в середине XI в. В XIII в. Чичен-Ица подверглась нападению и была разграблена. Ко времени испанских завоеваний (середина XVI в.) Чичен-Ица представляла собой развалины. Испанские источники утверждали, что для индейцев руины города являлись местом паломничества, а вокруг города располагались компактные поселения майя, с которыми, видимо, и общался Диего де Ланда.
Фото 16. Человеческое жертвоприношение для извлечения сердца, изображенное на настенной росписи в Храме воинов Чичен-Ицы. Реконструкционный рисунок Энн Акстелл Моррис (Ann Axtell Morris)[19]
На прорисовке росписи из Храма воинов (фото 16) течкатль со скругленным верхом вытянут в ширину, что меняет позу жертвы и открывает доступ как к грудной, так и к брюшной полости. Жрец держит в руке не нож, а майянский топорик, который предполагает рубящие движения. Судя по тому, как жрец им замахнулся, он, видимо, собирается вскрыть сразу обе полости.
Фото 17. Человеческое жертвоприношение для извлечения сердца, изображенное на настенной росписи в Храме ягуаров Чичен-Ицы. Реконструкционный рисунок[20]
На прорисовке росписи их Храма ягуаров (фото 17) течкатль имеет квадратную форму без скругления сверху, как в Великом храме Теночтитлана фазы II. Телу жертвы придана поза, которая делает возможным оба способа извлечения сердца. На росписях запечатлен момент, предшествующий изъятию сердца, и соответственно рана не изображена. Поэтому сказать с уверенностью, какой именно путь жрец-сакрификатор выбрал для извлечения сердца, нельзя, особенно на прорисовке росписи из Храма ягуаров. Тем не мене сравнение течкатлей, изображенных на росписях Чичен-Ицы и на миниатюре из Мадридского кодекса, которая относится к другой, более поздней эпохе, показывает, что форма течкатля с течением времени изменилась. Течкатль уменьшился в ширину и приобрел скругленный верх, что обусловило изменение позы жертвы. Это свидетельствует об изменении техники извлечения сердца. А значит, если во времена майя и тольтеков могли применяться оба способа, то в эпоху особенно активного расширения Ацтекской империи предпочтение было отдано способу извлечения сердца через брюшную полость.
Фото 18[21]. Художественная реконструкция храмового комплекса Теночтитлана
Понятно, что быстро вскрыть грудную клетку и мгновенно извлечь из нее сердце было под силу только немногим мастерам своего дела. А значит, при той частоте и массовости жертвоприношений, которая стала характерна для Ацтекской империи начиная с царствования императора-завоевателя Ауицотля, квалифицированных кадров жрецов-сакрификаторов не хватало. К тому же не было смысла тратить время на каждого из тех тысяч пленных, которые ждали своего часа быть принесенными в жертву в честь военной победы или другого праздника. Поэтому был принят к исполнению упрощенный и соответственно более быстрый способ извлечения сердца для массовых жертвоприношений. Однако он, видимо, не считался каноническим, традиционным, идущим от предков – тольтеков, и по этой причине не афишировался. Жрецы могли держать его в тайне, пользуясь тем, что их работу толпы собравшихся, среди которых были информанты испанских монахов и их предки, видели лишь издали.
Фото 19[22]. Керамическая статуя Миктлантекутли из Дома орлов. Высота: 176 см. Найдена в ходе пятого этапа археологического Проекта Великого храма между 1994 и 1997 гг. Музей Великого храма, Мехико, Мексика
Очевидно, что жрецы-сакрификаторы должны были иметь не только практический опыт, но и обладать знаниями анатомии человеческого тела. Накопленные веками знания и умения передавались жрецами из поколения в поколение. Об уровне этих знаний свидетельствует керамическая фигура, показанная на фото 19 и 21. Она была найдена в Доме орлов, который размещается рядом с северным фасадом Великого храма Теночтитлана. Артефакт датируется временем правления Монтесумы I (1440 – 1469).
Фото 20[23]. Керамических статуя воина-орла (символ Восходящего Солнца – ипостась Уицилопочтли). Найдена в Доме орлов. Музей Великого храма
Фигура и часть каменной скамьи, на которой она стояла, теперь экспонируются в Музее Великого храма вместе с другой частью скамьи, на которой стоит фигура воина-орла в полный рост. Скамья тянулась вдоль стен одной из комнат Дома орлов и была украшена расписными рельефами, которые изображали шествие воинов к цакатапайолли. По мнению мексиканских ученых, Дом орлов представлял собой здание с несколькими помещениями, где совершались ритуалы, связанные с приходом к власти правителей мешиков[24].
Фото 21[25]. Крупный план статуи Миктлантекутли в ракурсе три четверти
Керамическая статуя, о которой идет речь, считается изображением бога мертвых Миктлантекутли. Однако у нее отсутствуют атрибуты, типичные для владыки Миктлана или какого-либо другого бога. Перед нами – фигура голого мужчины, лишенная каких-либо символических элементов, за исключением тех, которые определяют его как мертвого человека. На мой взгляд, статуя выглядит как наглядное пособие по извлечению сердца. Его скульптор показал выходящим из грудной клетки, у которой отсутствуют признаки вскрытия. Из этого можно сделать вывод, что сердце жертв уже при Монтесуме I извлекалось через брюшную полость.
[1] Libro desmitifica el sacrificio humano entre los mexicas a través del análisis osteológico // Boletín. 10 October 2017 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6576-libro-desmitifica-el-sacrificio-humano-entre-los-mexicas-a-traves-del-analisis-osteologico).
[2] http://www.famsi.org/research/pohl/jpcodices/laud/img_laud08.html
[2a] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/307735?sortBy=Relevance&ft=Aztec&offset=40&rpp=20&pos=55
[2b] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/307737?sortBy=Relevance&ft=Aztec&offset=40&rpp=20&pos=58
[3] Libro desmitifica el sacrificio humano entre los mexicas a través del análisis osteológico.
[6] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/316872?sortBy=Relevance&ft=Aztec&offset=80&rpp=20&pos=86
[8] Комментарии к кодексу Борджиа Э.-Г. Зейлера / Перевод Д.В. Иванова. 2014 (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia6.shtml).
[11] PDF version of the Madrid Codex at FAMSI (http://www.famsi.org/mayawriting/codices/pdf/madrid_rosny_bb.pdf).
[13] Комментарии к кодексу Борджиа Э.-Г. Зейлера / Перевод Д.В. Иванова. 2014 (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia3.shtml).
[14] Forscher finden Beweise für Menschenopfer // Spiegel-Online, 2012 (http://www.spiegel.de/wissenschaft/mensch/menschenopfer-in-mexiko-forscher-finden-beweise-an-steinmessern-a-831229.html).
[15] http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/lobo-sacrificado-hace-500-anos-por-los-aztecas-adornado-con-piezas-oro-purisimo_11720/4
[16] The Associated Press. 11.16.2006 (http://www.nbcnews.com/id/15757468/ns/technology_and_science-science/t/mysterious-monolith-may-hide-aztec-tomb/#.Wm8VinmYNRA).
[17] Основано на: https://www.indiansworld.org/sites/default/files/field/photo/templo_mayor_1200.jpg; http://photobucket.com/gallery/user/regiosfera/media/bWVkaWFJZDoxMDIzOTY3MQ==/?ref=
[19] De Landa, Diego. Yucatan Before and After the Conquest / An English translation by William Gates, [1937] (http://www.sacred-texts.com/nam/maya/ybac/ybac32.htm).
[20] Baudez C.-F. Una historia de la religión de los antiguos mayas (http://books.openedition.org/cemca/957?lang=es).
[21] https://i.pinimg.com/originals/b0/42/79/b04279630e85ca1da521e761922ed685.jpg
[24] Recinto Ceremonial. Templo Mayor (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/recinto_ceremonial.pdf)
[25] https://www.flickr.com/photos/101561334@N08/9781908254/