Жертвоприношение пленных на коронации Монтесумы II

 1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

image001ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПЛЕННЫХ
НА КОРОНАЦИИ МОНТЕСУМЫ
II

По тра­ди­ции новый уэй-тлатоани (импе­ра­тор) про­хо­дил дли­тель­ную про­це­дуру интро­ни­за­ции. Она состо­яла из целого ряда свет­ских, воен­ных и рели­ги­оз­ных меро­при­я­тий и, в част­но­сти, двух цере­мо­ний коро­на­ции. Пер­вая коро­на­ция имела место сразу после его выбо­ров, а вто­рая – после его пер­вого воен­ного похода. Вто­рая коро­на­ция под­твер­ждала пол­но­мо­чия тла­то­ани как главы импе­рии в при­сут­ствии ино­стран­ных гостей. Счи­та­ется, что офи­ци­ально такой поря­док ввел рефор­ма­тор, поли­ти­че­ский и воен­ный дея­тель – сиуа­ко­атль Тла­ка­елель (1397 – 1487), хотя сама идея вос­хо­дит еще к толь­тек­ской куль­туре[1], пре­ем­ни­ками кото­рой ацтеки себя позиционировали.

image001Фото 1. Коро­на­ци­он­ный камень Мон­те­сумы II, или «Камень пяти солнц». Знак Пер­вого Солнца 4-Ягуар нахо­дится в пра­вом ниж­нем углу. Далее про­тив дви­же­ния часо­вой стрелки рас­по­ла­га­ются знаки трех после­ду­ю­щих солнц: 4-Ветер, 4-Дождь и 4-Вода, в цен­тре – знак Пятого Солнца 4-Движение. Знак года 11-Тростник в квад­рат­ном кар­туше отно­сится к 1503 г., году коро­на­ции Мон­те­сумы, а день, ука­зан­ный выше, 1-Крокодил соот­вет­ствует 15 июля, когда, веро­ятно, про­изо­шла цере­мо­ния. Раз­меры: 55,9×66×22,9 см. Мате­риал: базальт. Время и место созда­ния: 1503 г., Тено­чтит­лан. Чикаг­ский инсти­тут искусств, Чикаго, США[2]

Наи­бо­лее пол­ное опи­са­ние меро­при­я­тий, сопро­вож­дав­ших вступ­ле­ние на трон Мон­те­сумы II, при­во­дит в своей книге «Мон­те­сума» (1994) бель­гий­ский исто­рик Мишель Гро­лиш[3] (Michel Graulich, 1944 – 2015). При этом он ссы­ла­ется на уте­рян­ный ныне месо­аме­ри­кан­ский кодекс начала XVI в. с услов­ным назва­нием Хро­ника Х (Crónica X). Она послу­жила источ­ни­ком для «Мек­си­кан­ской хро­ники» (1598) ацтека Фер­нандо де Аль­ва­радо Тесо­со­мока (1520⁄1530 – 1610) и «Исто­рии Индий Новой Испа­нии» монаха-доминиканца Диего Дюрана (1537 – 1588), кото­рые позже были исполь­зо­ваны мети­сом Хуа­ном де Това­ром (1547 – 1626) и монахом-иезуитом Хосе де Ако­стой (1540 – 1600) и явля­ются одними из основ­ных источ­ни­ков пись­мен­ной инфор­ма­ции о доис­пан­ской Мек­сике[4]. Однако М. Гро­лиш не ука­зы­вает, у какого именно из пере­чис­лен­ных авто­ров он почерп­нул исполь­зу­е­мые им све­де­ния. Поэтому его про­стран­ное, изоби­лу­ю­щее яркими дета­лями повест­во­ва­ние сле­дует счи­тать, на мой взгляд, ско­рее худо­же­ствен­ной интер­пре­та­цией про­ис­хо­див­ших собы­тий со мно­гими допу­ще­ни­ями, кото­рая более соот­вет­ствует исто­ри­че­скому роману, нежели науч­ному труду.

Для меня в рам­кой иссле­ду­е­мой темы несо­мнен­ный инте­рес пред­став­ляет рас­сказ о жерт­во­при­но­ше­нии плен­ных, кото­рое сопро­вож­дало цере­мо­нию вто­рой коро­на­ции Мон­те­сумы. Этот рас­сказ явля­ется наи­бо­лее пол­ной вер­сией жерт­во­при­но­ше­ний такого рода, кото­рая отли­ча­ется от обще­при­ня­той не только дета­лями собы­тия, но и их трак­тов­кой. Поэтому я посчи­тала необ­хо­ди­мым опуб­ли­ко­вать его почти цели­ком, снаб­див иллю­стра­ци­ями и пояс­ня­ю­щими комментариями.

image057Вто­рой коро­на­ции по обы­чаю пред­ше­ство­вал ина­у­гу­ра­ци­он­ный поход нового импе­ра­тора, целью кото­рого была победа, зна­ме­но­вав­ша­яся захва­том плен­ных для буду­щих торжеств.

«Однако этот поход, име­но­вав­шийся «мытьем коро­лев­ских ног», имел осо­бый, мифо­ло­ги­че­ский смысл, – заме­чает М. Гро­лиш. – Речь шла о вос­про­из­ве­де­нии пер­вой войны эры – той, кото­рая вспых­нула сразу с появ­ле­нием Солнца.

Здесь можно вспом­нить, что после своей гибели в Тео­ти­уа­кане Кецалькоатль-Нанауатль воз­ро­дился в виде Солнца и уста­но­вил обы­чай свя­щен­ной войны. Миш­ко­атлю и его трем бра­тьям было пору­чено вести войну с четырь­мя­стами мимик­соас (речь идет о Сен­цон Мимиш­коа – о четы­рех­стах север­ных звез­дах – Ф.Ó.), чтобы кор­мить его самого и его мать, Землю. Поэтому в даль­ней­шем, вся­кий раз, когда про­ис­хо­дило жерт­во­при­но­ше­ние, обре­чен­ные плен­ники пред­став­ляли мимик­соас и наря­жа­лись в соот­вет­ству­ю­щие одежды».

Име­ю­щи­еся дан­ные о том, какой именно поход для Мон­те­сумы II был ина­у­гу­ра­ци­он­ным, не сов­па­дают. Неко­то­рые испан­ские авторы назы­вают его объ­ек­том город Икпа­те­пек, где про­изо­шло вос­ста­ние, а дру­гие – город Атлиско (Атлишко).
Икпа­те­пек рас­по­ла­гался далеко от Тено­чтит­лана – в Оахаке, и поход про­тив него озна­чал бы для импе­ра­тора и его армии отсут­ствие в тече­ние несколь­ких меся­цев. Мон­те­сума, по сло­вам М. Гро­лиша, не мог поз­во­лить себе такой риск. Его интро­ни­за­ция еще не была завер­шена, что было чре­вато дру­гими вос­ста­ни­ями. Для своих пер­вых похо­дов пред­ше­ствен­ники Мон­те­сумы доволь­ство­ва­лись, как пра­вило, более близ­кими объ­ек­тами. Кроме того, рису­ноч­ные ману­скрипты дати­руют поко­ре­ние этого города 1511 г., тогда как Мон­те­сума при­шел к вла­сти после смерти Ауиц­отля в 1502 г., а его пер­вая коро­на­ция состо­я­лась в 1503 г.

image003Фото 2[5]. Карта Ацтек­ской импе­рии в 1427 – 1520 гг. с ука­за­нием тер­ри­то­ри­аль­ных заво­е­ва­ний отдель­ных правителей

По мне­нию М. Гро­лиша, выбор импе­ра­тора пал на город Атлиско, кото­рый нахо­дился в 28 км на юг от Уэшот­цинко, в 20 км на юго-запад от Чолулы и в 50 км на юго-запад от Тлаш­калы. Он рас­по­ла­гался в двух днев­ных пере­хо­дах от Мешико-Теночтитлана и кон­тро­ли­ро­вал вход в долину Пуэблы с юго-запада, в обход вул­кана Попо­ка­те­петля. Однако этот город вхо­дил в число участ­ни­ков цве­точ­ных войн, поэтому напа­де­ние на него стало бы нару­ше­нием заве­ден­ного порядка. Но война в Уэшот­цинко поз­во­ляла Мехико вме­шаться в кон­фликт по просьбе одной из враж­до­вав­ших груп­пи­ро­вок и попы­таться уста­но­вить там свою власть.

«Поход осу­ществ­лялся по всем пра­ви­лам, – отме­чает М. Гро­лиш. – Чтобы избе­жать воз­мож­ного риска, импе­ра­тор, по-видимому, взял доста­точ­ное коли­че­ство вои­нов. Жители Атлиско и при­шед­шие к ним на помощь воины долины полу­чили стро­гий урок. Мон­те­сума сразу ввел в бой цвет сво­его рыцар­ства, что спо­соб­ство­вало уве­ли­че­нию числа подви­гов. Его бра­тья Куит­ла­уак, Мат­ла­цин­катль, Пина­у­итль и Чече­на­ти­ка­цин, а также двое из сыно­вей дяди Мон­те­сумы, покой­ного импе­ра­тора Тисока, сра­жа­лись в пер­вых рядах. Было захва­чено боль­шое коли­че­ство плен­ных. Однако потери меши­ков были также ощу­тимы. Был убит, среди про­чих, вое­на­чаль­ник Хвицилихвицин».

Воз­вра­ще­ние импе­ра­тора и его вой­ска в Мешико обя­зано было сопро­вож­даться боль­шим тор­же­ством. Поэтому впе­ред были высланы гонцы с вестью о победе.

image005Фото 3. Труба из рако­вины. Инвен­тар­ный № 1988.1214. Раз­меры: 38,1×20 см. Куль­тура: ацтек­ская или миш­тек­ская. Время созда­ния: Позд­ний пост­клас­си­че­ский период, 1425 – 1520 гг. Место про­ис­хож­де­ния: Мек­сика, Цен­траль­ное или Южное наго­рье. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[6]

«Когда побе­до­нос­ная армия вошла в город, – пишет М. Гро­лиш, – плен­ники были выстро­ены в два ряда. Они были обя­заны сви­стеть и петь, тогда как на вер­шине пира­мид воины-ветераны и жрецы, кото­рые не поки­дали город, дули в рако­вины и сту­чали в бара­баны. Затем заслу­жен­ные вете­раны, име­ну­е­мые «ста­рыми орлами», и учи­теля фех­то­ва­ния постро­и­лись в две шеренги на пере­се­ка­ю­щей лагуну дамбе, чтобы при­нять воинов-победителей и их плен­ни­ков. Все были укра­шены крас­ными пле­те­ными кожа­ными лен­точ­ками, под­вес­ками из раз­но­цвет­ных кам­ней и мор­скими ракуш­ками. На вете­ра­нах были надеты хлоп­ча­то­бу­маж­ные доспехи, а в руках у них были круг­лые щиты и, вме­сто сабель, посохи. Жрецы, ста­рые и моло­дые, выстро­и­лись согласно их рангу. На спине у каж­дого висела обыч­ная кале­баса с таба­ком, а на руке – мешо­чек с лада­ном. Неко­то­рые из них, про­давцы огня tlenamacaquey потря­сали тер­ра­ко­то­выми куриль­ни­цами, имев­шими форму ковша или раз­ли­ва­тель­ной ложки.

image007Фото 4[7]. Кера­ми­че­ская куриль­ница. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана, Мехико, Мексика

По мере того как плен­ные вхо­дили в город, воины-ветераны и жрецы бро­сали им куски куку­руз­ных лепе­шек, хра­нив­шихся в храме в каче­стве обла­ток. В то же время их при­вет­ство­вали воз­гла­сами: «Добро пожа­ло­вать, сыно­вья Солнца. Нако­нец вы при­были в Мешико-Теночтитлан – туда, где вода спо­койна, где пел орел и шипела змея, где летают рыбы, где по бере­гам рас­тет осока и трост­ник; где глав­ный началь­ник и судья – Уици­ло­по­чтли. Не думайте, что он при­вел вас сюда слу­чайно. Он хочет, чтобы вы отдали жизнь за него. Именно поэтому вам поз­во­лено созер­цать этот слав­ный город и любо­ваться им. Ведь если бы вас не при­вели сюда в каче­стве плен­ни­ков для жерт­во­при­но­ше­ния, то вы бы не имели воз­мож­но­сти здесь побы­вать… Вы наши доро­гие гости. Вас должно уте­шать то, что вы при­шли сюда не в резуль­тате каких-либо жен­ских коз­ней, но в резуль­тате дея­ний муж­чин – чтобы погиб­нуть здесь, оста­вив по себе веч­ную память».

image009 image011Фото 5[8]. Кера­ми­че­ская ста­туя воина-орла (сим­вол Вос­хо­дя­щего Солнца) в пол­ный рост в Музее Вели­кого храма Тено­чтит­лана. Най­дена в одной из ком­нат Дома орлов, рас­по­ло­жен­ного возле север­ного фасада Вели­кого храма на тер­ри­то­рии цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана. Как и на дан­ном снимке, ста­туя сто­яла на камен­ной ска­мье с рас­пис­ными релье­фами, пока­зы­ва­ю­щими про­цес­сию воору­жен­ных вои­нов, шеству­ю­щих к цака­та­пай­олли [8a], пред­став­лен­ному как Вос­хо­дя­щее Солнце с лучами в виде пер­фо­ра­то­ров для кро­во­пус­ка­ния. Фото 5а. Фраг­мент ска­мьи в инте­рьере Дома орлов с ком­по­зи­цией, изоб­ра­жа­ю­щей пред­по­ло­жи­тельно Тес­кат­ли­поку и Мон­те­суму I, а также цака­та­пай­олли как Вос­хо­дя­щее Солнце в цен­тре[8b]

При­вет­ствия, обра­щен­ные к воинам-победителям, зву­чали при­мерно так: «Добро пожа­ло­вать, сыно­вья, в цар­ство Мон­те­сумы, кото­рое вы про­сла­вили бла­го­даря вашей отваге и силе ваших рук, побе­див и раз­гро­мив наших вра­гов и нака­зав их за непо­чти­тель­ность к нашему богу Уицилопочтли».

Потом плен­ных заста­вили напиться «боже­ствен­ного» пульке (teooctli). Таким обра­зом они упо­до­би­лись мимик­соас, кото­рые были пьяны в тот момент, когда их при­несли в жертву во время пер­вой войны ради про­пи­та­ния неба и земли».

Этот мек­си­кан­ский миф, кото­рый важен для пони­ма­ния вер­сии М. Гро­лиша, он изла­гает в главе «Сотво­ре­ние Солнца и Луны в Тео­ти­уа­кане»:
«На двух богов, а именно: на Кецалькоатля-Наиауатля и на 4-й год Кремня – нало­жена епи­ти­мия. Бога­тый 4-й год Кремня пред­ла­гает в знак рас­ка­я­ния дра­го­цен­ные перья и золото, неф­ри­то­вые изде­лия и кораллы. Бед­ный же Кецалькоатль-Нанауатль (Змей с зеле­ными перьями) может отдать лишь рубцы со своих ран и свою кровь. В пол­ночь оба бога должны прыг­нуть в гро­мад­ную печь. 4-й год Кремня при­бли­жа­ется пер­вым, но жар печи застав­ляет его отсту­пить, Кецаль­ко­атль, однако, не испы­ты­вает коле­ба­ний. Сопро­вож­да­е­мый орлом, суще­ством от Солнца, он устрем­ля­ется в огонь, уми­рает, спус­ка­ется в ад, где одер­жи­вает победу над смер­тью, и совер­шает жерт­во­при­но­ше­ние, убив для этого пове­ли­те­лей ночи. Затем, пре­об­ра­зив­шись в Тона­тиу, Солнце, он воз­но­сится к небу, где его ста­вит на цар­ство вер­хов­ная боже­ствен­ная пара Оме­те­отль.
Захва­чен­ный при­ме­ром Кецаль­ко­атля, 4-й год Кремня отва­жи­ва­ется на вто­рую попытку: за ним сле­дует ягуар – ноч­ное живот­ное. Но то ли по недо­статку сво­его соб­ствен­ного пыла, то ли из-за умень­ше­ния пла­мени в печи, он пре­вра­тился в небес­ное тело с суще­ственно мень­шим сия­нием. Неко­то­рые хро­ни­сты утвер­ждают, что это сия­ние умень­ши­лось из-за того, что Папац­так, бог опья­не­ния, раз­бил в драке лицо 4-го года Кремня чашей, укра­шен­ной изоб­ра­же­нием кро­лика: от этого удара воз­никли напо­ми­на­ю­щие кро­лика пятна, кото­рые оби­та­тели Месо­аме­рики, подобно жите­лям Индии, видят на Луне.
Разо­рван­ная на части богиня Тлаль­те­отль тре­бует жертвы в виде сер­дец и крови; Солнце, впер­вые воз­нес­шись на небо, в свою оче­редь, тре­бует чело­ве­че­ских жертв. Оно согласно вра­щаться по небо­склону лишь в том слу­чае, если его будут кор­мить орга­нами дви­же­ния, то есть серд­цами, создает четы­ре­ста пять чудо­вищ, име­ну­е­мых миш­ко­ат­лями или мимик­соас, для того, чтобы те устра­и­вали войны, и, так же, как и Земле, постав­ляли ему сердца и кровь. Четы­ре­ста из миш­ко­ат­лей пред­по­чли воен­ным дей­ствиям пьян­ство и раз­врат. Тогда Солнце обра­ти­лось к пяти остав­шимся: Миш­ко­атлю – Облач­ному Змею, его трем бра­тьям и сестре, и те истре­били четы­ре­ста своих собра­тьев – пья­ниц и раз­врат­ни­ков»[9].

image037Фото 6[10]. Пира­мида Вели­кого храма Тено­чтит­лана с алта­рями Тла­лока и Уици­ло­по­чтли (слева) и цом­пантли (справа). Лист 232v, фраг­мент. Исто­рия Индий Новой Испа­нии (Кодекс Дюрана). Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Диего Дюран. Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

«Затем плен­ных отвели в храм, к ста­туе Уици­ло­по­чтли, где их встре­чали жрецы гуде­нием в рако­вины, – про­дол­жает М. Гро­лиш. – Один за дру­гим плен­ники опус­ка­лись на колени перед богом и при­ка­са­лись губами к земле, взя­той из-под ног ста­туи. Встав с колен, они обо­шли сна­чала вокруг боль­шой «чаши орла», кото­рая должна будет при­нять их кровь и сердца. Затем – вокруг камен­ного жер­нова – тема­ла­катля, к кото­рому наи­бо­лее храб­рые из них будут при­вя­заны, чтобы, воору­жив­шись бута­фор­ским ору­жием, участ­во­вать в поединке про­тив хорошо воору­жен­ных вои­нов, пред­став­ляв­ших ягу­а­ров и орлов. И, нако­нец, – вокруг цом­пантли, помо­ста, устав­лен­ного стол­бами с попе­ре­чи­нами, на кото­рых были нани­заны тысячи голов при­не­сен­ных в жертву плен­ни­ков. Соору­же­ние выгля­дело как искус­ствен­ный сад, где головы пред­став­ля­лись спе­лыми плодами.

image011Фото 7[11]. Тема­ла­катль Мон­те­сумы I с изоб­ра­же­нием побед над арми­ями 11 земель. Раз­меры: высота 0,71 м, диа­метр 2,25 м. Мате­риал и тех­ника: моно­лит из базальта, резьба. Дата созда­ния: 1440/1481 г. Обна­ру­жен в 1988 г. в исто­ри­че­ском цен­тре Мехико под Двор­цом архи­епи­скопа, постро­ен­ным над руи­нами доис­пан­ского храма в южной части цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана, кото­рый был посвя­щен Тес­кат­ли­поке. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мексика

Как пра­вило, плен­ные отда­вали затем поче­сти импе­ра­тору. Воз­можно, что в дан­ном слу­чае они отпра­ви­лись лишь к сиуа­ко­атлю, кото­рый повто­рил им, что они у себя дома, и дал им воз­мож­ность поесть и одеться подо­ба­ю­щим обра­зом. Наи­бо­лее отли­чив­шимся вру­чили укра­шен­ные перьями щиты, а также цветы и сигары, и после этого они должны были тан­це­вать под стук бара­ба­нов на рыноч­ной пло­щади. Нако­нец их заперли в клет­ках, уста­нов­лен­ных в поме­ще­ниях, име­но­вав­шихся куа­у­калли, «дом орла». Обычно за каж­дым из плен­ни­ков при­смат­ри­вал взяв­ший его в плен воин.

image013Фото 8[12]. Музы­канты, игра­ю­щие на уэу­этле и тепо­нацтле (вер­ти­каль­ном и гори­зон­таль­ном щеле­вом бара­ба­нах). Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии (Historia general de las cosas de nueva España), или Фло­рен­тий­ский кодекс. Тип объ­екта: ману­скрипт. Языки: испан­ский, нау­атль. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1575 – 1577 гг. Биб­лио­тека Медичи Лау­рен­ци­ана, Фло­рен­ция, Италия

Эти цере­мо­нии при­ема воен­но­плен­ных имеют свое объ­яс­не­ние. К буду­щей пище богов сле­дует отно­ситься с долж­ным ува­же­нием. Плен­ные должны уме­реть, но уме­реть слав­ной смер­тью. Им гово­рят «добро пожа­ло­вать» как доро­гим гостям и повто­ряют, что они «у себя дома» и что смерть пре­вра­тит их в мимик­соас, спут­ни­ков Солнца. Их оку­ри­вают лада­ном, как если бы они были боже­ствен­ными суще­ствами, а воз­можно, и для того, чтобы очи­стить их от скверны. После всего этого их пред­став­ляют всем, кого каса­ется это жертвоприношение.

Сле­дует при всем этом как бы вклю­чить плен­ных в обще­ство меши­ков, сде­лать так, чтобы они были «у себя дома», как это гово­рит «змея-женщина» (богиня Сиуа­ко­атльФ.Ó.), «хозяйка дома» Мешико. Их пред­став­ляют вла­стям, их кор­мят, поят и оде­вают, им предо­став­ляют кров. Ино­гда они полу­чают даже вре­мен­ных супруг, кото­рые делают менее тягост­ными их послед­ние дни. В даль­ней­шем мы позна­ко­мимся с судь­бой одного в про­шлом про­слав­лен­ного вое­на­чаль­ника, кото­рый, будучи взя­тым в плен, жил довольно долго в Мехико перед тем, как быть при­не­сен­ным в жертву; воз­можно, это про­сто миф, но тут важен сам прин­цип: жертва должна быть чле­ном дан­ного обще­ства. Здесь как бы про­дол­жа­ется та связь, кото­рая уста­но­ви­лась на поле боя в тот момент, когда побе­ди­тель, хва­тая сво­его про­тив­ника, про­воз­гла­сил: «Вот мой люби­мый сын», а сда­ю­щийся в плен ответ­ство­вал: «Вот мой высо­ко­чти­мый отец». Обы­чай захва­ты­вать буду­щих жертв в чужих краях, а затем выда­вать их за сооте­че­ствен­ни­ков, при­сущ не только мешикам.

Эта интеграция-ассимиляция объ­яс­ня­ется тем фак­том, что дру­гой зна­чит какой-то не такой, то есть хуже и, стало быть, он может стать пол­но­цен­ной жерт­вой лишь после того, как будет при­нят дан­ным обще­ством.
<…>

image015Фото 9. Мон­те­сума II Млад­ший. Худож­ник Анто­нио Род­ри­гес. Мате­ри­алы: холст, масло. Время созда­ния: 1680 – 1697 гг.[13]

После плен­ни­ков и части армии Мон­те­сума сам вошел в город. Он воз­вра­щался в свою сто­лицу побе­ди­те­лем и, более того, он сам захва­тил плен­ных, что счи­та­лось вер­хом доб­ле­сти. Воз­можно, что его подвиги будут про­слав­лены в эпи­че­ских пес­но­пе­ниях. Отныне он уже насто­я­щий король. Его плен­ных, его «сыно­вей», несли за ним в палан­ки­нах – в бога­тых оде­я­ниях и укра­ше­ниях. Затем его про­во­дили важ­ные санов­ники, оку­ри­вая по дороге лада­ном, до Боль­шой пло­щади. При его появ­ле­нии зазву­чали трубы и рако­вины. Мон­те­сума под­нялся на вер­шину храма Уици­ло­по­чтли и совер­шил ритуал пока­я­ния, пус­кая себе кровь из ушей, бедер и голе­ней. Затем он взял кадиль­ницу и оку­рил фимиа­мом боже­ствен­ную ста­тую. Спу­стив­шись вниз, он отпра­вился к себе во дво­рец, где его встре­тили короли Тес­коко и Тла­ко­пана, при­вет­ство­вав­шие его такими сло­вами: «Госу­дарь, дайте отдох­нуть вашему телу и вашим ногам, поскольку вы, конечно, устали. Вы испол­нили свой долг перед Тлаль­те­кутли, долг пове­ли­теля земли, лета и всего, что зелено, орла, лета­ю­щего над нашими голо­вами. И поскольку вели­кое боже­ство полу­чило то, что ему поло­жено, то отдох­ните, госу­дарь, и мы также пой­дем к себе отды­хать. Отды­хайте, наш доб­рый госу­дарь и король». Затем при­шли попро­щаться его сорат­ники, и Мон­те­сума награ­дил глав­ных коман­ди­ров про­ви­зией и укра­ше­ни­ями. Началь­ники четы­рех квар­та­лов города также при­шли с подар­ками: отре­зами доро­гой мате­рии и цве­тами, кото­рые Мон­те­сума сразу же пере­дал вое­вав­шим с ним сол­да­там и бед­ным старушкам.

image017Фото 10[14]. Богиня Тлаль­те­кутли (Tlaltecuhtli). Музей Вели­кого храма Теночтитлана

<…>
При­го­тов­ле­ния к празд­нику шли пол­ным ходом. Чтобы достой­ным обра­зом при­нять име­ни­тых гостей, было собрано гро­мад­ное коли­че­ство цве­тов, при­го­тов­лены сигары, рос­кош­ная одежда, укра­ше­ния. Все было орга­ни­зо­вано таким обра­зом, чтобы в каж­дый день празд­ника несколько тысяч носиль­щи­ков достав­ляли в город боль­шие коли­че­ства оле­ней, кро­ли­ков, пере­пе­лок, индеек и про­чих иду­щих в пищу живот­ных и птиц, а также перец, какао, рыбу, фрукты и все съе­доб­ное, что можно было обна­ру­жить в ради­усе ста пяти­де­сяти лье. Четыр­на­дцать залов дворца были при­ве­дены в иде­аль­ный поря­док, их обста­новка: циновки, пор­тьеры, сиде­ния, све­тиль­ники и про­чее – все было пол­но­стью обнов­лено, укра­шено вет­ками рас­те­ний и цве­тами. Там же были раз­ве­шены худо­же­ственно выпол­нен­ные круг­лые щиты. На сиде­ния с высо­кими спин­ками были набро­шены шкуры ягу­а­ров. Один из залов был укра­шен кар­ти­нами, в кото­рых отоб­ра­жа­лось вели­чие Мешико и про­вин­ций, чьи пред­ста­ви­тели при­сут­ство­вали на празд­нике. В цен­тре глав­ного двор­цо­вого двора был соору­жен пави­льон, перед кото­рым раз­ме­сти­лись бара­баны: вер­ти­каль­ные с натя­ну­той мем­бра­ной и гори­зон­таль­ные, пол­но­стью дере­вян­ные. Бара­баны изда­вали два тона. Пави­льон был увен­чан гер­бом Мешико, пред­став­лен­ным в виде раз­но­цвет­ной бумаж­ной аппли­ка­ции. Коро­лев­ский орел в золо­той короне раз­ры­вал на части боль­шую змею. Он вос­се­дал на опун­ции, гордо под­няв голову. Тут же в пави­льоне были уста­нов­лены клетки с живыми дико­вин­ными птицами».

image019Фото 11[15]. Жре­че­ский голов­ной убор («корона Мон­те­сумы II»). Копия. (Ори­ги­нал, создан­ный в 1515 г., хра­нится во Все­мир­ном музее Вены.) Раз­меры: высота 116 см, диа­метр 175 см. Мате­ри­алы: перья, золо­тые пла­стинки, кожа, бумага, хло­пок, дерево. Время созда­ния: 1950-е гг. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико

На празд­ник в первую оче­редь позвали глав­ных союз­ни­ков – коро­лей Тес­коко и Тла­ко­пана. Мон­те­сума настоял на том, чтобы по при­меру его пред­ше­ствен­ника были при­гла­шены и тра­ди­ци­он­ные «враги дома» – госу­дари горо­дов долины Пуэблы – Тлаш­калы, Уэшот­цинко, Чолулы, а также пра­ви­тели тарас­ков из Мичо­акана.
Посланцы Мон­те­сумы тай­ным обра­зом добра­лись живыми и невре­ди­мыми до Уэшот­цинко. Они пере­дали при­гла­ше­ние его королю и полу­чили от него согла­сие. Затем они отпра­ви­лись в Чолулу и Тлаш­калу, ста­ра­ясь обхо­дить места, где их могли бы уви­деть, напри­мер, рабо­та­ю­щие в поле кре­стьяне. Так посланцы про­никли в назван­ные города и выпол­нили дан­ное им поручение.

«Дру­гие города также при­няли при­гла­ше­ние. Вскоре в Мешико стали при­бы­вать при­гла­шен­ные короли и принцы. Те из при­гла­шен­ных, кото­рые не имели сво­его жилища в сто­лице, были раз­ме­щены в коро­лев­ских ком­на­тах, спе­ци­ально при­го­тов­лен­ных для этого случая.

Самые кра­си­вые ком­наты доста­лись коро­лям горо­дов долины Пуэбла – без ведома про­стого народа, а может быть, даже и без ведома коро­лей Тес­коко и Тла­ко­пана. Под стра­хом смерти было запре­щено гово­рить об их присутствии.

image025Фото 11а. Лабре в виде орли­ной головы. Инвен­тар­ный №: 1978.412.218. Раз­меры: 1,6×3,2 см. Мате­риал: золото. Гео­гра­фия: Мек­сика, Месо­аме­рика. Куль­тура: ацтек­ская. Дата: XIVXVI вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[15a]

Все эти знат­ные гости при­но­сят свои поздрав­ле­ния импе­ра­тору, кото­рый ода­ри­вает их вели­ко­леп­ными одеж­дами, голов­ными убо­рами из перьев, золо­тыми укра­ше­ни­ями и дра­го­цен­ными кам­нями. Помо­га­ю­щий ему в раз­даче подар­ков сиуа­ко­атль обра­ща­ется к ауди­то­рии: «Ува­жа­е­мые сеньоры, наденьте эти празд­нич­ные одежды, поскольку нас посе­тили наши враги, и таким обра­зом мы как бы смот­рим смерти в лицо. Зав­тра, воз­можно, при­дет смерть к нам или к ним. А сей­час поль­зуй­тесь момен­том отдыха, пойте и тан­цуйте и сохра­ните в памяти то, что я вам сказал».

image027Фото 11b. Пара ушных укра­ше­ний с голо­вой орла и коло­коль­чи­ками. Инвен­тар­ный №: 1978.412.200a, b. Раз­меры: 6×2,1 см. Мате­риал: золото. Гео­гра­фия: Мек­сика, Месо­аме­рика. Куль­тура: ацтек­ская или миш­тек­ская. Дата: XVXVI вв. Метрополитен-музей искусств[15b]

Когда при­хо­дит оче­редь вра­гов и они должны идти с поздрав­ле­ни­ями к импе­ра­тору, во дворце гасятся все огни, за исклю­че­нием боль­ших жаро­вен. Тлаш­каль­теки при­вет­ствуют Мон­те­суму очень скромно, под­чер­ки­вая мощь и вели­ко­ле­пие его госу­дар­ства. От имени своих коро­лей они пред­ла­гают ему про­стой лук с несколь­кими стре­лами и гру­бую одежду из волокна агавы. Бло­када долины Пуэбла не поз­во­ляет им раз­бо­га­теть и отва­житься на боль­шую щед­рость. Мон­те­сума отве­чает им в том же веж­ли­вом и скром­ном тоне, прося гостей пере­дать их коро­лям выра­же­ния его глу­бо­чай­шего почте­ния с поже­ла­ни­ями быст­рого роста их бла­го­со­сто­я­ния. Дру­гие тра­ди­ци­он­ные враги также при­но­сят свои поздрав­ле­ния и вру­чают подарки. От имени короля Мичо­акана дарятся луки и кол­чаны с золо­че­ными стре­лами. Выслу­шав ответ­ные слова бла­го­дар­но­сти и откла­няв­шись, они идут обе­дать, после чего их еще награж­дают одеж­дой, ору­жием и значками.

image021Фото 12. Цере­мо­ни­аль­ный сосуд для питья. Инвен­тар­ный № 2015.2. Раз­меры: высота 14,6 см, диа­метр 17,1 см. Мате­ри­алы: глина, краски. Куль­тура: восточ­ная науа (Миштека-Пуэбла). Стиль: Пуэбла–Тлашкала. Время созда­ния: Пост­клас­си­че­ский период, 1300 – 1521 гг. Место про­ис­хож­де­ния: Пуэбла или Тлаш­кала, Мек­сика. Музей изящ­ных искусств, Бостон. Такие изыс­кан­ные чаши, изго­тов­лен­ные в мастер­ских Пуэблы и Тлаш­калы, исполь­зо­ва­лись ари­сто­кра­тами, осо­бенно во время празд­ни­ков, для питья спе­ци­аль­ных напит­ков. По неко­то­рым дан­ным, Мон­те­сума II Млад­ший (1466 – 1520) ел только из таких сосу­дов, укра­шен­ных изоб­ра­же­ни­ями его богов-покровителей и дру­гими рели­ги­оз­ными обра­зами[16].

Тем вре­ме­нем дру­гие короли и принцы уже начали свой танец на пло­щади боль­шого двора. Све­тиль­ники гасятся, чтобы пред­ста­ви­тели непо­ко­рен­ных тер­ри­то­рий могли в полу­мраке при­со­еди­ниться к осталь­ным тан­цу­ю­щим. Время от вре­мени гости кушают грибы, вызы­ва­ю­щие нар­ко­ти­че­ское состо­я­ние. Весь день они тан­цуют, и это про­дол­жа­ется четыре дня. В какой-то опре­де­лен­ный момент Мон­те­сума в блеске сво­его вели­ко­леп­ного наряда появ­ля­ется во дворе и под­хо­дит к тан­цу­ю­щим. Он оку­ри­вает лада­ном музы­каль­ные инстру­менты и ста­тую бога тан­цев, а затем обез­глав­ли­вает в их честь пере­пе­лок. Ведь танец, по сути говоря, не только удо­воль­ствие, это, прежде всего, спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние богов, при­бли­зиться к ним, осво­бож­да­ясь от лиш­него веса путем часто повто­ря­ю­щихся под­ско­ков. Танец отно­сят к macehualiztli, пока­ян­ным действиям.

image001Фото 13[17]. Коро­на­ция Мон­те­сумы II. Лист 152r, фраг­мент. Исто­рия Индий Новой Испа­нии (Кодекс Дюрана)

На чет­вер­тый день про­ис­хо­дит пома­за­ние и вен­ча­ние на власть импе­ра­тора. Риту­алы в этот день сходны с риту­а­лами пер­вого дня. На вер­шине пира­миды Уици­ло­по­чтли нати­рают чер­ной мазью тело нового импе­ра­тора, потом окроп­ляют его в четыре при­ема свя­щен­ной водой с помо­щью кро­пила, изго­тов­лен­ного из веток кедра и вербы, а затем тор­же­ственно обла­чают его в коро­лев­ские одежды, вру­чают коро­лев­ские инсиг­нии (знаки выс­шей вла­сти) и наде­вают на голову коро­лев­скую диа­дему. Мон­те­сума обе­щает покро­ви­тель­ство­вать куль­то­вым риту­а­лам, сто­ять на сто­роне богов и зако­нов города, под­дер­жи­вать войны и защи­щать инте­ресы обще­ства – если пона­до­бится, то и ценой своей жизни.

image025Фото 14. Жерт­во­при­но­ше­ние. Лист 53, фраг­мент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Тип объ­екта: ману­скрипт. Инвен­тар­ный № 70400. Раз­меры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Мате­ри­алы: бумага, нату­раль­ные пиг­менты. Дати­ровка: 1530 – 1554 гг. Место про­ис­хож­де­ния и про­из­вод­ства: Мек­сика. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[18]

Нако­нец про­ис­хо­дит жерт­вен­ная казнь несколь­ких тысяч чело­век, взя­тых в плен во время послед­ней интро­ни­за­ци­он­ной войны или содер­жав­шихся в резерве с более дав­них вре­мен. В пред­ше­ству­ю­щую ночь они, как и пола­га­лось, бодр­ство­вали, каж­дый – в обще­стве того, кто взял его в плен. В пол­ночь их «хозяин» обре­зал им волосы на вер­хушке головы, при­об­ре­тая тем самым их славу и поз­во­ляя их душам поки­нуть тело. С наступ­ле­нием дня их наря­жают в одежды мимик­соас. Их головы покры­ва­ются пти­чьим пухом, на их руках и ногах чер­тятся мелом белые полосы. Глаза очер­чи­ва­ются чер­ными кру­гами, губы «уве­ли­чи­ва­ются» крас­ной крас­кой. Имея на себе маштли (набед­рен­ную повязку) и бумаж­ную накидку и держа в руке белый фла­жок, они про­хо­дят вере­ни­цей мимо боль­шой цом­пантли, пло­щадки для демон­стра­ции отре­зан­ных голов. После этого плен­ные отправ­ля­ются к храму Уици­ло­по­чтли и под­ни­ма­ются наверх один за дру­гим. По мере того как они про­дви­га­ются к вер­шине, у них отби­рают флажки и бумаж­ные укра­ше­ния. Четыре жреца, наря­жен­ные гри­фами, что должно вызы­вать ассо­ци­а­ции с богом смерти, хва­тают чело­века за руки и ноги и рас­пла­сты­вают на жерт­вен­ном камне, имеimage029ющем выпук­лую верх­нюю поверх­ность. Они при­жи­мают конеч­но­сти чело­века книзу, так что его тело, соот­вет­ственно, выги­ба­ется вверх. Появ­ля­ется жрец-сакрификатор («посвя­ти­тель»), воору­жен­ный боль­шим крем­ни­е­вым ножом. Он погру­жает этот нож в грудь плен­ника между ребер, вво­дит руку в зия­ю­щее отвер­стие и выры­вает про­дол­жа­ю­щее тре­пе­тать сердце, кото­рое он под­ни­мает и пред­ла­гает солнцу. Сразу после этого про­ис­хо­дит дей­ствие в честь богини земли: ножом из чер­ного обси­ди­ана у без­ды­хан­ной жертвы жрец отре­зает голову, что вызы­вает новый поток крови, дол­жен­ству­ю­щий кор­мить и удоб­рять землю.

image027 image035Фото 15[19]. Деко­ри­ро­ван­ные тек­патли. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана. Фото 16. Нож для жерт­во­при­но­ше­ний из обси­ди­ана. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана[20]

Чтобы под­черк­нуть это вто­рое назна­че­ние, тело жертвы стал­ки­ва­ется вниз таким обра­зом, чтобы оно ска­ти­лось по лест­ни­цам пира­миды к алтарю, изоб­ра­жа­ю­щему разъ­ятую на части тел­лу­ри­че­скую (зем­ную) богиню Кой­оль­ша­уки. Там его раз­ре­зают на части, и «хозяин» жертвы отно­сит все это домой, чтобы уго­стить своих. Мон­те­сума при­ни­мает лич­ное уча­стие в пер­вых посвя­ще­ниях, поскольку речь идет о его интро­ни­за­ции. Затем его сме­няют два союз­ных короля, а потом насту­пает оче­редь вели­ких жре­цов. Потоки крови ожив­ляют крас­ный цвет сту­пе­ней храма, рас­про­стра­няя спе­ци­фи­че­ский запах бойни. Спря­тав­шись побли­зо­сти, принцы из долины Пуэбла наблю­дают ужас­ную сцену умерщ­вле­ния их под­дан­ных, испы­ты­вая при этом сме­шан­ное чув­ство него­до­ва­ния и восхищения.

image027Фото 17. Рас­чле­нен­ная Кой­оль­ша­уки. Жерт­вен­ный камень. Диа­метр: 3,25 м. Вес: почти 8 т. Рас­по­ла­гался у под­но­жия лест­ницы пира­миды Вели­кого храма Тено­чтит­лана, веду­щей к свя­ти­лищу Уици­ло­по­чтли. Создан в прав­ле­ние импе­ра­тора Ашай­я­катля (1469 – 1481). Най­ден в 1978 г. при рытье канавы для про­кладки элек­три­че­ского кабеля в исто­ри­че­ском цен­тре Мехико. Музей Вели­кого храма. Сни­мок 2009 г.[21]

Жерт­вен­ная казнь плен­ных вос­про­из­во­дит изби­е­ние четы­рех­сот мимик­соас на заре теку­щей эры. Однако в то же время она свя­зана и с дру­гим подоб­ным эпи­зо­дом, в кото­ром участ­вуют четы­ре­ста уиц­науа и их сестра Кой­оль­ша­уки, слу­чив­шимся после чудес­ного рож­де­ния в Коате­пеке Уици­ло­по­чтли, кото­рое явля­ется одно­вре­менно и рож­де­нием, появ­ле­нием солнца. Неко­то­рые эле­менты риту­ала обу­слов­лены этим цен­траль­ным эпи­зо­дом в стран­ствиях мешиков.

В сим­во­ли­че­ском смысле во время жерт­во­при­но­ше­ний поги­бают не только плен­ные, но и те, кто их посвя­щает, то есть воины, взяв­шие их в плен. При­не­сен­ные в жертву мимик­соас варятся в маи­со­вом рагу и поеда­ются. Луч­ший кусок, пра­вая ляжка, пред­на­зна­ча­ется импе­ра­тору. «Хозяин» плен­ника не при­ни­мает уча­стия в поеда­нии своей полу­обо­жеств­лен­ной жертвы, поскольку он не дол­жен есть свою соб­ствен­ную плоть. Только его близ­кие могут при­ни­мать уча­стие в этой тра­пезе. Согласно неко­то­рым источ­ни­кам, поеда­ю­щие непре­менно должны быть бла­го­род­ными. Они счи­тали плоть при­не­сен­ных в жертву дей­стви­тельно свя­щен­ной и бла­го­сло­вен­ной, поэтому поедали ее с соблю­де­нием цере­мо­ний, пола­га­ю­щихся небес­ным созданиям.

image039Фото 18. Чаша с нож­ками в виде головы орла (куа­у­ши­калли). Куль­тура ацте­ков. Музей этно­ло­гии, Бер­лин, Гер­ма­ния[22]

Воин, захва­чен­ный в плен самим импе­ра­то­ром, имеет право на осо­бое обхож­де­ние. Его, обла­чен­ного в одежды бога сол­неч­ного огня Ишко­за­укви, умерщ­вляет вели­кий жрец. Послед­ний выры­вает у жертвы сердце и стря­хи­вает с него кровь в направ­ле­нии четы­рех стран света. Оста­ток крови соби­ра­ется в чашу и пода­ется тла­то­ани, кото­рый окроп­ляет ею все ста­туи Боль­шого храма. Голова выстав­ля­ется на высо­ком столбе, а содран­ная кожа, наби­тая ватой, будет укра­шать неко­то­рое время фасад дворца.

Чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния очень спо­соб­ствуют повы­ше­нию авто­ри­тета Мон­те­сумы, Мешико, импе­рии и ее храб­рых вои­нов. По окон­ча­нии жерт­во­при­но­ше­ний короли и знат­ные вель­можи при­ни­ма­ются есть грибы-галлюциногены, что вызы­вает у них, наряду с сим­во­ли­че­ской смер­тью вме­сте с обре­чен­ным плен­ни­ком, ощу­ще­ние кон­такта с боже­ством. Они нахо­дятся в состо­я­нии опья­не­ния и неко­то­рые, дей­стви­тельно, кон­чают самоубийством.

image039Фото 19[23]. Худо­же­ствен­ная рекон­струк­ция хра­мо­вого ком­плекса Теночтитлана

Немного погодя тра­ди­ци­он­ные враги нано­сят импе­ра­тору про­щаль­ный визит. Они полу­чают подарки для своих коро­лей: золо­тые митры, мухо­бойки, осо­бенно цени­мые тлаш­каль­те­ками и уэшот­цин­ками, кото­рых импер­ская бло­када лишает боль­шин­ства пред­ме­тов рос­коши. Бла­го­род­ные мешики про­во­жают их далеко за город. В самом Мешико про­дол­жают ода­ри­вать храб­ре­цов раз­лич­ными доро­гими подар­ками и поче­стями. Жрецы, мажор­домы, началь­ники квар­та­лов (calpulli), коман­диры цен­ту­рий и дру­гие долж­ност­ные лица полу­чают в пода­рок одежду, а ста­рики, сироты и дру­гие бед­няки – раз­лич­ные необ­хо­ди­мые им вещи».



[1] Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/tlatoani-i-vysshiy-uroven-vlasti-i-upravleniya.html#.WiajhXlx11B).

[3] Гро­лиш М. Мон­те­сума / Пере­вод с фран­цуз­ского Н.М. Куки­ева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=22).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>