1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПЛЕННЫХ
НА КОРОНАЦИИ МОНТЕСУМЫ II
По традиции новый уэй-тлатоани (император) проходил длительную процедуру интронизации. Она состояла из целого ряда светских, военных и религиозных мероприятий и, в частности, двух церемоний коронации. Первая коронация имела место сразу после его выборов, а вторая – после его первого военного похода. Вторая коронация подтверждала полномочия тлатоани как главы империи в присутствии иностранных гостей. Считается, что официально такой порядок ввел реформатор, политический и военный деятель – сиуакоатль Тлакаелель (1397 – 1487), хотя сама идея восходит еще к тольтекской культуре[1], преемниками которой ацтеки себя позиционировали.
Фото 1. Коронационный камень Монтесумы II, или «Камень пяти солнц». Знак Первого Солнца 4-Ягуар находится в правом нижнем углу. Далее против движения часовой стрелки располагаются знаки трех последующих солнц: 4-Ветер, 4-Дождь и 4-Вода, в центре – знак Пятого Солнца 4-Движение. Знак года 11-Тростник в квадратном картуше относится к 1503 г., году коронации Монтесумы, а день, указанный выше, 1-Крокодил соответствует 15 июля, когда, вероятно, произошла церемония. Размеры: 55,9×66×22,9 см. Материал: базальт. Время и место создания: 1503 г., Теночтитлан. Чикагский институт искусств, Чикаго, США[2]
Наиболее полное описание мероприятий, сопровождавших вступление на трон Монтесумы II, приводит в своей книге «Монтесума» (1994) бельгийский историк Мишель Гролиш[3] (Michel Graulich, 1944 – 2015). При этом он ссылается на утерянный ныне месоамериканский кодекс начала XVI в. с условным названием Хроника Х (Crónica X). Она послужила источником для «Мексиканской хроники» (1598) ацтека Фернандо де Альварадо Тесосомока (1520⁄1530 – 1610) и «Истории Индий Новой Испании» монаха-доминиканца Диего Дюрана (1537 – 1588), которые позже были использованы метисом Хуаном де Товаром (1547 – 1626) и монахом-иезуитом Хосе де Акостой (1540 – 1600) и являются одними из основных источников письменной информации о доиспанской Мексике[4]. Однако М. Гролиш не указывает, у какого именно из перечисленных авторов он почерпнул используемые им сведения. Поэтому его пространное, изобилующее яркими деталями повествование следует считать, на мой взгляд, скорее художественной интерпретацией происходивших событий со многими допущениями, которая более соответствует историческому роману, нежели научному труду.
Для меня в рамкой исследуемой темы несомненный интерес представляет рассказ о жертвоприношении пленных, которое сопровождало церемонию второй коронации Монтесумы. Этот рассказ является наиболее полной версией жертвоприношений такого рода, которая отличается от общепринятой не только деталями события, но и их трактовкой. Поэтому я посчитала необходимым опубликовать его почти целиком, снабдив иллюстрациями и поясняющими комментариями.
Второй коронации по обычаю предшествовал инаугурационный поход нового императора, целью которого была победа, знаменовавшаяся захватом пленных для будущих торжеств.
«Однако этот поход, именовавшийся «мытьем королевских ног», имел особый, мифологический смысл, – замечает М. Гролиш. – Речь шла о воспроизведении первой войны эры – той, которая вспыхнула сразу с появлением Солнца.
Здесь можно вспомнить, что после своей гибели в Теотиуакане Кецалькоатль-Нанауатль возродился в виде Солнца и установил обычай священной войны. Мишкоатлю и его трем братьям было поручено вести войну с четырьмястами мимиксоас (речь идет о Сенцон Мимишкоа – о четырехстах северных звездах – Ф.Ó.), чтобы кормить его самого и его мать, Землю. Поэтому в дальнейшем, всякий раз, когда происходило жертвоприношение, обреченные пленники представляли мимиксоас и наряжались в соответствующие одежды».
Имеющиеся данные о том, какой именно поход для Монтесумы II был инаугурационным, не совпадают. Некоторые испанские авторы называют его объектом город Икпатепек, где произошло восстание, а другие – город Атлиско (Атлишко).
Икпатепек располагался далеко от Теночтитлана – в Оахаке, и поход против него означал бы для императора и его армии отсутствие в течение нескольких месяцев. Монтесума, по словам М. Гролиша, не мог позволить себе такой риск. Его интронизация еще не была завершена, что было чревато другими восстаниями. Для своих первых походов предшественники Монтесумы довольствовались, как правило, более близкими объектами. Кроме того, рисуночные манускрипты датируют покорение этого города 1511 г., тогда как Монтесума пришел к власти после смерти Ауицотля в 1502 г., а его первая коронация состоялась в 1503 г.
Фото 2[5]. Карта Ацтекской империи в 1427 – 1520 гг. с указанием территориальных завоеваний отдельных правителей
По мнению М. Гролиша, выбор императора пал на город Атлиско, который находился в 28 км на юг от Уэшотцинко, в 20 км на юго-запад от Чолулы и в 50 км на юго-запад от Тлашкалы. Он располагался в двух дневных переходах от Мешико-Теночтитлана и контролировал вход в долину Пуэблы с юго-запада, в обход вулкана Попокатепетля. Однако этот город входил в число участников цветочных войн, поэтому нападение на него стало бы нарушением заведенного порядка. Но война в Уэшотцинко позволяла Мехико вмешаться в конфликт по просьбе одной из враждовавших группировок и попытаться установить там свою власть.
«Поход осуществлялся по всем правилам, – отмечает М. Гролиш. – Чтобы избежать возможного риска, император, по-видимому, взял достаточное количество воинов. Жители Атлиско и пришедшие к ним на помощь воины долины получили строгий урок. Монтесума сразу ввел в бой цвет своего рыцарства, что способствовало увеличению числа подвигов. Его братья Куитлауак, Матлацинкатль, Пинауитль и Чеченатикацин, а также двое из сыновей дяди Монтесумы, покойного императора Тисока, сражались в первых рядах. Было захвачено большое количество пленных. Однако потери мешиков были также ощутимы. Был убит, среди прочих, военачальник Хвицилихвицин».
Возвращение императора и его войска в Мешико обязано было сопровождаться большим торжеством. Поэтому вперед были высланы гонцы с вестью о победе.
Фото 3. Труба из раковины. Инвентарный № 1988.1214. Размеры: 38,1×20 см. Культура: ацтекская или миштекская. Время создания: Поздний постклассический период, 1425 – 1520 гг. Место происхождения: Мексика, Центральное или Южное нагорье. Музей изящных искусств, Бостон, США[6]
«Когда победоносная армия вошла в город, – пишет М. Гролиш, – пленники были выстроены в два ряда. Они были обязаны свистеть и петь, тогда как на вершине пирамид воины-ветераны и жрецы, которые не покидали город, дули в раковины и стучали в барабаны. Затем заслуженные ветераны, именуемые «старыми орлами», и учителя фехтования построились в две шеренги на пересекающей лагуну дамбе, чтобы принять воинов-победителей и их пленников. Все были украшены красными плетеными кожаными ленточками, подвесками из разноцветных камней и морскими ракушками. На ветеранах были надеты хлопчатобумажные доспехи, а в руках у них были круглые щиты и, вместо сабель, посохи. Жрецы, старые и молодые, выстроились согласно их рангу. На спине у каждого висела обычная калебаса с табаком, а на руке – мешочек с ладаном. Некоторые из них, продавцы огня tlenamacaquey потрясали терракотовыми курильницами, имевшими форму ковша или разливательной ложки.
Фото 4[7]. Керамическая курильница. Музей Великого храма Теночтитлана, Мехико, Мексика
По мере того как пленные входили в город, воины-ветераны и жрецы бросали им куски кукурузных лепешек, хранившихся в храме в качестве облаток. В то же время их приветствовали возгласами: «Добро пожаловать, сыновья Солнца. Наконец вы прибыли в Мешико-Теночтитлан – туда, где вода спокойна, где пел орел и шипела змея, где летают рыбы, где по берегам растет осока и тростник; где главный начальник и судья – Уицилопочтли. Не думайте, что он привел вас сюда случайно. Он хочет, чтобы вы отдали жизнь за него. Именно поэтому вам позволено созерцать этот славный город и любоваться им. Ведь если бы вас не привели сюда в качестве пленников для жертвоприношения, то вы бы не имели возможности здесь побывать… Вы наши дорогие гости. Вас должно утешать то, что вы пришли сюда не в результате каких-либо женских козней, но в результате деяний мужчин – чтобы погибнуть здесь, оставив по себе вечную память».
Фото 5[8]. Керамическая статуя воина-орла (символ Восходящего Солнца) в полный рост в Музее Великого храма Теночтитлана. Найдена в одной из комнат Дома орлов, расположенного возле северного фасада Великого храма на территории церемониального комплекса Теночтитлана. Как и на данном снимке, статуя стояла на каменной скамье с расписными рельефами, показывающими процессию вооруженных воинов, шествующих к цакатапайолли [8a], представленному как Восходящее Солнце с лучами в виде перфораторов для кровопускания. Фото 5а. Фрагмент скамьи в интерьере Дома орлов с композицией, изображающей предположительно Тескатлипоку и Монтесуму I, а также цакатапайолли как Восходящее Солнце в центре[8b]
Приветствия, обращенные к воинам-победителям, звучали примерно так: «Добро пожаловать, сыновья, в царство Монтесумы, которое вы прославили благодаря вашей отваге и силе ваших рук, победив и разгромив наших врагов и наказав их за непочтительность к нашему богу Уицилопочтли».
Потом пленных заставили напиться «божественного» пульке (teooctli). Таким образом они уподобились мимиксоас, которые были пьяны в тот момент, когда их принесли в жертву во время первой войны ради пропитания неба и земли».
Этот мексиканский миф, который важен для понимания версии М. Гролиша, он излагает в главе «Сотворение Солнца и Луны в Теотиуакане»:
«На двух богов, а именно: на Кецалькоатля-Наиауатля и на 4-й год Кремня – наложена епитимия. Богатый 4-й год Кремня предлагает в знак раскаяния драгоценные перья и золото, нефритовые изделия и кораллы. Бедный же Кецалькоатль-Нанауатль (Змей с зелеными перьями) может отдать лишь рубцы со своих ран и свою кровь. В полночь оба бога должны прыгнуть в громадную печь. 4-й год Кремня приближается первым, но жар печи заставляет его отступить, Кецалькоатль, однако, не испытывает колебаний. Сопровождаемый орлом, существом от Солнца, он устремляется в огонь, умирает, спускается в ад, где одерживает победу над смертью, и совершает жертвоприношение, убив для этого повелителей ночи. Затем, преобразившись в Тонатиу, Солнце, он возносится к небу, где его ставит на царство верховная божественная пара Ометеотль.
Захваченный примером Кецалькоатля, 4-й год Кремня отваживается на вторую попытку: за ним следует ягуар – ночное животное. Но то ли по недостатку своего собственного пыла, то ли из-за уменьшения пламени в печи, он превратился в небесное тело с существенно меньшим сиянием. Некоторые хронисты утверждают, что это сияние уменьшилось из-за того, что Папацтак, бог опьянения, разбил в драке лицо 4-го года Кремня чашей, украшенной изображением кролика: от этого удара возникли напоминающие кролика пятна, которые обитатели Месоамерики, подобно жителям Индии, видят на Луне.
Разорванная на части богиня Тлальтеотль требует жертвы в виде сердец и крови; Солнце, впервые вознесшись на небо, в свою очередь, требует человеческих жертв. Оно согласно вращаться по небосклону лишь в том случае, если его будут кормить органами движения, то есть сердцами, создает четыреста пять чудовищ, именуемых мишкоатлями или мимиксоас, для того, чтобы те устраивали войны, и, так же, как и Земле, поставляли ему сердца и кровь. Четыреста из мишкоатлей предпочли военным действиям пьянство и разврат. Тогда Солнце обратилось к пяти оставшимся: Мишкоатлю – Облачному Змею, его трем братьям и сестре, и те истребили четыреста своих собратьев – пьяниц и развратников»[9].
Фото 6[10]. Пирамида Великого храма Теночтитлана с алтарями Тлалока и Уицилопочтли (слева) и цомпантли (справа). Лист 232v, фрагмент. История Индий Новой Испании (Кодекс Дюрана). Тип объекта: манускрипт. Автор: Диего Дюран. Дата: 1579 г. Национальная библиотека Испании, Мадрид
«Затем пленных отвели в храм, к статуе Уицилопочтли, где их встречали жрецы гудением в раковины, – продолжает М. Гролиш. – Один за другим пленники опускались на колени перед богом и прикасались губами к земле, взятой из-под ног статуи. Встав с колен, они обошли сначала вокруг большой «чаши орла», которая должна будет принять их кровь и сердца. Затем – вокруг каменного жернова – темалакатля, к которому наиболее храбрые из них будут привязаны, чтобы, вооружившись бутафорским оружием, участвовать в поединке против хорошо вооруженных воинов, представлявших ягуаров и орлов. И, наконец, – вокруг цомпантли, помоста, уставленного столбами с поперечинами, на которых были нанизаны тысячи голов принесенных в жертву пленников. Сооружение выглядело как искусственный сад, где головы представлялись спелыми плодами.
Фото 7[11]. Темалакатль Монтесумы I с изображением побед над армиями 11 земель. Размеры: высота 0,71 м, диаметр 2,25 м. Материал и техника: монолит из базальта, резьба. Дата создания: 1440/1481 г. Обнаружен в 1988 г. в историческом центре Мехико под Дворцом архиепископа, построенным над руинами доиспанского храма в южной части церемониального комплекса Теночтитлана, который был посвящен Тескатлипоке. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика
Как правило, пленные отдавали затем почести императору. Возможно, что в данном случае они отправились лишь к сиуакоатлю, который повторил им, что они у себя дома, и дал им возможность поесть и одеться подобающим образом. Наиболее отличившимся вручили украшенные перьями щиты, а также цветы и сигары, и после этого они должны были танцевать под стук барабанов на рыночной площади. Наконец их заперли в клетках, установленных в помещениях, именовавшихся куаукалли, «дом орла». Обычно за каждым из пленников присматривал взявший его в плен воин.
Фото 8[12]. Музыканты, играющие на уэуэтле и тепонацтле (вертикальном и горизонтальном щелевом барабанах). Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de nueva España), или Флорентийский кодекс. Тип объекта: манускрипт. Языки: испанский, науатль. Автор: Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1575 – 1577 гг. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция, Италия
Эти церемонии приема военнопленных имеют свое объяснение. К будущей пище богов следует относиться с должным уважением. Пленные должны умереть, но умереть славной смертью. Им говорят «добро пожаловать» как дорогим гостям и повторяют, что они «у себя дома» и что смерть превратит их в мимиксоас, спутников Солнца. Их окуривают ладаном, как если бы они были божественными существами, а возможно, и для того, чтобы очистить их от скверны. После всего этого их представляют всем, кого касается это жертвоприношение.
Следует при всем этом как бы включить пленных в общество мешиков, сделать так, чтобы они были «у себя дома», как это говорит «змея-женщина» (богиня Сиуакоатль – Ф.Ó.), «хозяйка дома» Мешико. Их представляют властям, их кормят, поят и одевают, им предоставляют кров. Иногда они получают даже временных супруг, которые делают менее тягостными их последние дни. В дальнейшем мы познакомимся с судьбой одного в прошлом прославленного военачальника, который, будучи взятым в плен, жил довольно долго в Мехико перед тем, как быть принесенным в жертву; возможно, это просто миф, но тут важен сам принцип: жертва должна быть членом данного общества. Здесь как бы продолжается та связь, которая установилась на поле боя в тот момент, когда победитель, хватая своего противника, провозгласил: «Вот мой любимый сын», а сдающийся в плен ответствовал: «Вот мой высокочтимый отец». Обычай захватывать будущих жертв в чужих краях, а затем выдавать их за соотечественников, присущ не только мешикам.
Эта интеграция-ассимиляция объясняется тем фактом, что другой значит какой-то не такой, то есть хуже и, стало быть, он может стать полноценной жертвой лишь после того, как будет принят данным обществом.
<…>
Фото 9. Монтесума II Младший. Художник Антонио Родригес. Материалы: холст, масло. Время создания: 1680 – 1697 гг.[13]
После пленников и части армии Монтесума сам вошел в город. Он возвращался в свою столицу победителем и, более того, он сам захватил пленных, что считалось верхом доблести. Возможно, что его подвиги будут прославлены в эпических песнопениях. Отныне он уже настоящий король. Его пленных, его «сыновей», несли за ним в паланкинах – в богатых одеяниях и украшениях. Затем его проводили важные сановники, окуривая по дороге ладаном, до Большой площади. При его появлении зазвучали трубы и раковины. Монтесума поднялся на вершину храма Уицилопочтли и совершил ритуал покаяния, пуская себе кровь из ушей, бедер и голеней. Затем он взял кадильницу и окурил фимиамом божественную статую. Спустившись вниз, он отправился к себе во дворец, где его встретили короли Тескоко и Тлакопана, приветствовавшие его такими словами: «Государь, дайте отдохнуть вашему телу и вашим ногам, поскольку вы, конечно, устали. Вы исполнили свой долг перед Тлальтекутли, долг повелителя земли, лета и всего, что зелено, орла, летающего над нашими головами. И поскольку великое божество получило то, что ему положено, то отдохните, государь, и мы также пойдем к себе отдыхать. Отдыхайте, наш добрый государь и король». Затем пришли попрощаться его соратники, и Монтесума наградил главных командиров провизией и украшениями. Начальники четырех кварталов города также пришли с подарками: отрезами дорогой материи и цветами, которые Монтесума сразу же передал воевавшим с ним солдатам и бедным старушкам.
Фото 10[14]. Богиня Тлальтекутли (Tlaltecuhtli). Музей Великого храма Теночтитлана
<…>
Приготовления к празднику шли полным ходом. Чтобы достойным образом принять именитых гостей, было собрано громадное количество цветов, приготовлены сигары, роскошная одежда, украшения. Все было организовано таким образом, чтобы в каждый день праздника несколько тысяч носильщиков доставляли в город большие количества оленей, кроликов, перепелок, индеек и прочих идущих в пищу животных и птиц, а также перец, какао, рыбу, фрукты и все съедобное, что можно было обнаружить в радиусе ста пятидесяти лье. Четырнадцать залов дворца были приведены в идеальный порядок, их обстановка: циновки, портьеры, сидения, светильники и прочее – все было полностью обновлено, украшено ветками растений и цветами. Там же были развешены художественно выполненные круглые щиты. На сидения с высокими спинками были наброшены шкуры ягуаров. Один из залов был украшен картинами, в которых отображалось величие Мешико и провинций, чьи представители присутствовали на празднике. В центре главного дворцового двора был сооружен павильон, перед которым разместились барабаны: вертикальные с натянутой мембраной и горизонтальные, полностью деревянные. Барабаны издавали два тона. Павильон был увенчан гербом Мешико, представленным в виде разноцветной бумажной аппликации. Королевский орел в золотой короне разрывал на части большую змею. Он восседал на опунции, гордо подняв голову. Тут же в павильоне были установлены клетки с живыми диковинными птицами».
Фото 11[15]. Жреческий головной убор («корона Монтесумы II»). Копия. (Оригинал, созданный в 1515 г., хранится во Всемирном музее Вены.) Размеры: высота 116 см, диаметр 175 см. Материалы: перья, золотые пластинки, кожа, бумага, хлопок, дерево. Время создания: 1950-е гг. Национальный музей антропологии, Мехико
На праздник в первую очередь позвали главных союзников – королей Тескоко и Тлакопана. Монтесума настоял на том, чтобы по примеру его предшественника были приглашены и традиционные «враги дома» – государи городов долины Пуэблы – Тлашкалы, Уэшотцинко, Чолулы, а также правители тарасков из Мичоакана.
Посланцы Монтесумы тайным образом добрались живыми и невредимыми до Уэшотцинко. Они передали приглашение его королю и получили от него согласие. Затем они отправились в Чолулу и Тлашкалу, стараясь обходить места, где их могли бы увидеть, например, работающие в поле крестьяне. Так посланцы проникли в названные города и выполнили данное им поручение.
«Другие города также приняли приглашение. Вскоре в Мешико стали прибывать приглашенные короли и принцы. Те из приглашенных, которые не имели своего жилища в столице, были размещены в королевских комнатах, специально приготовленных для этого случая.
Самые красивые комнаты достались королям городов долины Пуэбла – без ведома простого народа, а может быть, даже и без ведома королей Тескоко и Тлакопана. Под страхом смерти было запрещено говорить об их присутствии.
Фото 11а. Лабре в виде орлиной головы. Инвентарный №: 1978.412.218. Размеры: 1,6×3,2 см. Материал: золото. География: Мексика, Месоамерика. Культура: ацтекская. Дата: XIV – XVI вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[15a]
Все эти знатные гости приносят свои поздравления императору, который одаривает их великолепными одеждами, головными уборами из перьев, золотыми украшениями и драгоценными камнями. Помогающий ему в раздаче подарков сиуакоатль обращается к аудитории: «Уважаемые сеньоры, наденьте эти праздничные одежды, поскольку нас посетили наши враги, и таким образом мы как бы смотрим смерти в лицо. Завтра, возможно, придет смерть к нам или к ним. А сейчас пользуйтесь моментом отдыха, пойте и танцуйте и сохраните в памяти то, что я вам сказал».
Фото 11b. Пара ушных украшений с головой орла и колокольчиками. Инвентарный №: 1978.412.200a, b. Размеры: 6×2,1 см. Материал: золото. География: Мексика, Месоамерика. Культура: ацтекская или миштекская. Дата: XV – XVI вв. Метрополитен-музей искусств[15b]
Когда приходит очередь врагов и они должны идти с поздравлениями к императору, во дворце гасятся все огни, за исключением больших жаровен. Тлашкальтеки приветствуют Монтесуму очень скромно, подчеркивая мощь и великолепие его государства. От имени своих королей они предлагают ему простой лук с несколькими стрелами и грубую одежду из волокна агавы. Блокада долины Пуэбла не позволяет им разбогатеть и отважиться на большую щедрость. Монтесума отвечает им в том же вежливом и скромном тоне, прося гостей передать их королям выражения его глубочайшего почтения с пожеланиями быстрого роста их благосостояния. Другие традиционные враги также приносят свои поздравления и вручают подарки. От имени короля Мичоакана дарятся луки и колчаны с золочеными стрелами. Выслушав ответные слова благодарности и откланявшись, они идут обедать, после чего их еще награждают одеждой, оружием и значками.
Фото 12. Церемониальный сосуд для питья. Инвентарный № 2015.2. Размеры: высота 14,6 см, диаметр 17,1 см. Материалы: глина, краски. Культура: восточная науа (Миштека-Пуэбла). Стиль: Пуэбла–Тлашкала. Время создания: Постклассический период, 1300 – 1521 гг. Место происхождения: Пуэбла или Тлашкала, Мексика. Музей изящных искусств, Бостон. Такие изысканные чаши, изготовленные в мастерских Пуэблы и Тлашкалы, использовались аристократами, особенно во время праздников, для питья специальных напитков. По некоторым данным, Монтесума II Младший (1466 – 1520) ел только из таких сосудов, украшенных изображениями его богов-покровителей и другими религиозными образами[16].
Тем временем другие короли и принцы уже начали свой танец на площади большого двора. Светильники гасятся, чтобы представители непокоренных территорий могли в полумраке присоединиться к остальным танцующим. Время от времени гости кушают грибы, вызывающие наркотическое состояние. Весь день они танцуют, и это продолжается четыре дня. В какой-то определенный момент Монтесума в блеске своего великолепного наряда появляется во дворе и подходит к танцующим. Он окуривает ладаном музыкальные инструменты и статую бога танцев, а затем обезглавливает в их честь перепелок. Ведь танец, по сути говоря, не только удовольствие, это, прежде всего, способ привлечь к себе внимание богов, приблизиться к ним, освобождаясь от лишнего веса путем часто повторяющихся подскоков. Танец относят к macehualiztli, покаянным действиям.
Фото 13[17]. Коронация Монтесумы II. Лист 152r, фрагмент. История Индий Новой Испании (Кодекс Дюрана)
На четвертый день происходит помазание и венчание на власть императора. Ритуалы в этот день сходны с ритуалами первого дня. На вершине пирамиды Уицилопочтли натирают черной мазью тело нового императора, потом окропляют его в четыре приема священной водой с помощью кропила, изготовленного из веток кедра и вербы, а затем торжественно облачают его в королевские одежды, вручают королевские инсигнии (знаки высшей власти) и надевают на голову королевскую диадему. Монтесума обещает покровительствовать культовым ритуалам, стоять на стороне богов и законов города, поддерживать войны и защищать интересы общества – если понадобится, то и ценой своей жизни.
Фото 14. Жертвоприношение. Лист 53, фрагмент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Тип объекта: манускрипт. Инвентарный № 70400. Размеры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Материалы: бумага, натуральные пигменты. Датировка: 1530 – 1554 гг. Место происхождения и производства: Мексика. Музей Америки, Мадрид, Испания[18]
Наконец происходит жертвенная казнь нескольких тысяч человек, взятых в плен во время последней интронизационной войны или содержавшихся в резерве с более давних времен. В предшествующую ночь они, как и полагалось, бодрствовали, каждый – в обществе того, кто взял его в плен. В полночь их «хозяин» обрезал им волосы на верхушке головы, приобретая тем самым их славу и позволяя их душам покинуть тело. С наступлением дня их наряжают в одежды мимиксоас. Их головы покрываются птичьим пухом, на их руках и ногах чертятся мелом белые полосы. Глаза очерчиваются черными кругами, губы «увеличиваются» красной краской. Имея на себе маштли (набедренную повязку) и бумажную накидку и держа в руке белый флажок, они проходят вереницей мимо большой цомпантли, площадки для демонстрации отрезанных голов. После этого пленные отправляются к храму Уицилопочтли и поднимаются наверх один за другим. По мере того как они продвигаются к вершине, у них отбирают флажки и бумажные украшения. Четыре жреца, наряженные грифами, что должно вызывать ассоциации с богом смерти, хватают человека за руки и ноги и распластывают на жертвенном камне, имеющем выпуклую верхнюю поверхность. Они прижимают конечности человека книзу, так что его тело, соответственно, выгибается вверх. Появляется жрец-сакрификатор («посвятитель»), вооруженный большим кремниевым ножом. Он погружает этот нож в грудь пленника между ребер, вводит руку в зияющее отверстие и вырывает продолжающее трепетать сердце, которое он поднимает и предлагает солнцу. Сразу после этого происходит действие в честь богини земли: ножом из черного обсидиана у бездыханной жертвы жрец отрезает голову, что вызывает новый поток крови, долженствующий кормить и удобрять землю.
Фото 15[19]. Декорированные текпатли. Музей Великого храма Теночтитлана. Фото 16. Нож для жертвоприношений из обсидиана. Музей Великого храма Теночтитлана[20]
Чтобы подчеркнуть это второе назначение, тело жертвы сталкивается вниз таким образом, чтобы оно скатилось по лестницам пирамиды к алтарю, изображающему разъятую на части теллурическую (земную) богиню Койольшауки. Там его разрезают на части, и «хозяин» жертвы относит все это домой, чтобы угостить своих. Монтесума принимает личное участие в первых посвящениях, поскольку речь идет о его интронизации. Затем его сменяют два союзных короля, а потом наступает очередь великих жрецов. Потоки крови оживляют красный цвет ступеней храма, распространяя специфический запах бойни. Спрятавшись поблизости, принцы из долины Пуэбла наблюдают ужасную сцену умерщвления их подданных, испытывая при этом смешанное чувство негодования и восхищения.
Фото 17. Расчлененная Койольшауки. Жертвенный камень. Диаметр: 3,25 м. Вес: почти 8 т. Располагался у подножия лестницы пирамиды Великого храма Теночтитлана, ведущей к святилищу Уицилопочтли. Создан в правление императора Ашайякатля (1469 – 1481). Найден в 1978 г. при рытье канавы для прокладки электрического кабеля в историческом центре Мехико. Музей Великого храма. Снимок 2009 г.[21]
Жертвенная казнь пленных воспроизводит избиение четырехсот мимиксоас на заре текущей эры. Однако в то же время она связана и с другим подобным эпизодом, в котором участвуют четыреста уицнауа и их сестра Койольшауки, случившимся после чудесного рождения в Коатепеке Уицилопочтли, которое является одновременно и рождением, появлением солнца. Некоторые элементы ритуала обусловлены этим центральным эпизодом в странствиях мешиков.
В символическом смысле во время жертвоприношений погибают не только пленные, но и те, кто их посвящает, то есть воины, взявшие их в плен. Принесенные в жертву мимиксоас варятся в маисовом рагу и поедаются. Лучший кусок, правая ляжка, предназначается императору. «Хозяин» пленника не принимает участия в поедании своей полуобожествленной жертвы, поскольку он не должен есть свою собственную плоть. Только его близкие могут принимать участие в этой трапезе. Согласно некоторым источникам, поедающие непременно должны быть благородными. Они считали плоть принесенных в жертву действительно священной и благословенной, поэтому поедали ее с соблюдением церемоний, полагающихся небесным созданиям.
Фото 18. Чаша с ножками в виде головы орла (куаушикалли). Культура ацтеков. Музей этнологии, Берлин, Германия[22]
Воин, захваченный в плен самим императором, имеет право на особое обхождение. Его, облаченного в одежды бога солнечного огня Ишкозаукви, умерщвляет великий жрец. Последний вырывает у жертвы сердце и стряхивает с него кровь в направлении четырех стран света. Остаток крови собирается в чашу и подается тлатоани, который окропляет ею все статуи Большого храма. Голова выставляется на высоком столбе, а содранная кожа, набитая ватой, будет украшать некоторое время фасад дворца.
Человеческие жертвоприношения очень способствуют повышению авторитета Монтесумы, Мешико, империи и ее храбрых воинов. По окончании жертвоприношений короли и знатные вельможи принимаются есть грибы-галлюциногены, что вызывает у них, наряду с символической смертью вместе с обреченным пленником, ощущение контакта с божеством. Они находятся в состоянии опьянения и некоторые, действительно, кончают самоубийством.
Фото 19[23]. Художественная реконструкция храмового комплекса Теночтитлана
Немного погодя традиционные враги наносят императору прощальный визит. Они получают подарки для своих королей: золотые митры, мухобойки, особенно ценимые тлашкальтеками и уэшотцинками, которых имперская блокада лишает большинства предметов роскоши. Благородные мешики провожают их далеко за город. В самом Мешико продолжают одаривать храбрецов различными дорогими подарками и почестями. Жрецы, мажордомы, начальники кварталов (calpulli), командиры центурий и другие должностные лица получают в подарок одежду, а старики, сироты и другие бедняки – различные необходимые им вещи».
[1] Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/tlatoani-i-vysshiy-uroven-vlasti-i-upravleniya.html#.WiajhXlx11B).
[3] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=22).
[7] https://www.flickr.com/photos/baggis/10958978956/
[8] https://www.flickr.com/photos/18228804@N00/1602535649/
[8a] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art.pdf).
[8b] Aguilar-Moreno M. Aztec Architecture (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Architecture_Part1.pdf).
[9] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-4.php).
[11] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/piedra-del-ex-arzobispado/DQFveX9XnWOibQ
[15] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Feather_headdress_Moctezuma_II.JPG
[15a] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/310663?sortBy=Relevance&ft=Aztec&offset=0&rpp=20&pos=17
[15b] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/310649?sortBy=Relevance&ft=Aztec&offset=20&rpp=20&pos=30
[19] https://www.flickr.com/photos/baggis/3520457627/
[20] http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6643-museo-del-templo-mayor-estrena-acceso-y-abre-exposicion-conmemorativa
[21] https://www.flickr.com/photos/miguelalvarez/4095977415/; Museo del Templo Mayor: Coyolxauhqui (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/museo.pdf); Templo Mayor. Etapas constructivas (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/zona_arqueologica.pdf).
[22] http://www.mexicolore.co.uk/aztecs/artefacts/weekly/eagle-bowl
[23] https://tuul.tv/articulo/cultura/20-datos-no-conocias-tenochtitlan-ciudad-grande-mundo