КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков
1.2.7. Погребение правителей и знати, окончание
Место захоронения погребального контейнера
«В общих чертах месоамериканский обычай состоял в том, чтобы хоронить мертвых в тех местах, где, как считалось, душа могла легко начать свое путешествие или где останки сохраняли полезную силу для родственников», – указывает мексиканский археолог Леонардо Лопес Лухан (Leonardo López Luján, родился в 1964 г.), сын Альфредо-Федерико Лопеса Остина. «Эти места, – пишет он, – соответствовали некоторым из основных предельных зон нативного космовидения. Как письменные источники, так и археологические свидетельства говорят о том, что лица высшего ранга были захоронены в пещерах, в патио дворцов и в основном корпусе платформ, баз и пирамид»[1]. Следует отметить, что Леонардо Лопес является руководителем археологического Проекта Великого храма и, помимо других тем, на протяжении многих лет исследует проблему мест захоронения правителей Ацтекской империи. Между тем мексиканским археологам до сих пор не посчастливилось найти ни одного погребения императора мешиков.
Момент смерти императора имел большое политическое значение, поскольку в его руках была сосредоточена вся власть в стране и она должна была перейти к новому правителю. Кроме того, смерть императора имела огромное космологическое значение. Он расценивался как персона, наиболее близкая к Уицилопочтли. Его отсутствие сравнивалось с затмением солнца, с тьмой. Возникновение нового правителя было возвращением света. При этом мощной божественной силой в своих представлениях ацтеки наделяли и само тело императора. И оно требовало к себе повышенного внимания как при жизни, так и после смерти[2].
Сведения о погребальных обрядах императоров содержатся в исторических источниках, таких, как: «Мемориалы» Мотолинии; работы Франсиско Сервантеса де Саласара (Francisco Cervantes de Salazar, 1514? – 1575) – испанского литератора и ректора Королевского и Папского университета Мексики; «История Индий Новой Испании» (1579) монаха-доминиканца Диего Дюрана (1537 – 1588); «Мексиканская хроника» (1598) ацтека Фернандо де Альварадо Тесосомока (1520⁄1530 – 1610), а также утерянный ныне месоамериканский кодекс начала XVI в. с условным названием Хроника Х (Crónica X). Она послужила источником для сочинений Фернандо де Альварадо Тесосомока, Диего Дюрана, которые позже были использованы метисом Хуаном де Товаром (1547 – 1626) и монахом-иезуитом Хосе де Акостой (1540 – 1600) и являются одними из основных источников письменной информации о доиспанской Мексике[3]. Однако данные о местах захоронения контейнеров с прахом императоров крайне скудны.
Так, у Мотолинии есть лишь упоминание о том, что пепел правителей был погребен в храмах. В работах других хронистов имеется более подробная информация, хотя временами она противоречива.
Согласно Франсиско Сервантесу де Саласару, храмы на вершине платформ были зарезервированы для тлатоани. «Святыни, – сообщает он, – служили местами погребения для правителей, потому что другие были погребены в земле – вокруг храмов и в их патио».
О похоронах Монтесумы I (1440 – 1469) известно из «Истории Индий Новой Испании» Диего Дюрана. Он пишет, что «были проведены обычные погребальные церемонии, которые делают для господ, подобные тем, которые полагаются всем царям и правителям земель, с их приношениями и подарками, в соответствии с их использованием и обычаем, убивая многих рабов и людей в услужении, полагая, что они будут служить в другой жизни, хороня с ним большую часть его сокровищ, зарывая в землю в патио его собственного дома, где сейчас находятся королевские дома»[4].
Информация о погребальных обрядах трех императоров – Ашайякатля, Тисока и Ауицотля – немного яснее.
Диего Дюран сообщает, что о смерти Ашайякатля (1469 – 1481) были уведомлены тлатоани соседних городов и в первую очередь Тескоко и Тлакопана. Эти двое правителей были самыми важными, поскольку их города вместе с Теночтитланом образовали Тройственный союз. Они первыми выступили с речами и сделали очень богатые приношения. Например, правитель Тескоко преподнес четырех рабов, золотое лабре, пару орехер, наригеру, золотую корону, два браслета, наконечники стрел, перья разных птиц, накидки, ожерелья, пояс, обувь и др. На погребальное фардо императора было помещено четыре одеяния, одно поверх другого. Каждое из них представляло бога: первое – Уицилопочтли; второе – Тлалока; третье – Йоуалауа, а четвертое – Кецалькоатля. После похоронных песен, подношения цветов и копала тело было кремировано перед идолом Уицилопочтли[5]. «После убийства всех мужчин и женщин-рабов, и карликов, и горбунов, – иногда превышающих от пятидесяти до шестидесяти человек, – кровь была брошена на огонь, которая погасила горящий пепел, – пишет Дюран. – Могильщики собрали все это, вырыли яму у ног Уицилопочтли и похоронили его там со всеми сердцами мертвых, вместе с богатыми украшениями, перьями и мантиями, которые ему были принесены»[6].
Фото 1[6a]. Похороны царя Тесосомока. Сцена № 80. Прорисовка. Кодекс Шолотля (Codicé Xolotl). Объем: 6 листов. Размеры листа: 42×48 см. Материал: аматная бумага. Время создания: до 1542 г. Язык: науатль. Национальная библиотека Франции
Схожие церемонии изображены в сцене № 80 из Кодекса Шолотля (фото 1), которая посвящена смерти царя Тесосомока в 1424 г. или 1426 г. Он правил могущественным государством тепанеков, столицей которого был город Аскапоцалько. Под властью Аскапоцалько мешики-ацтеки находились до 1428 г. и поэтому вполне могли заимствовать погребальные обычаи тепанеков.
Похороны Тисока (1481 – 1486), по данным Альварадо Тесосомока, проводились по тому же протоколу, что и похороны предыдущих правителей, и в присутствии принципалов. Императора одели, окутали саваном и омыли синей водой. Его кремировали, а затем жрец, одетый в синее, окропил пепел. Тисока погребли (enterrado – букв. «зарыли в землю») у ног Уицилопочтли, в его храме. Согласно версии Дюрана, Тисок был сожжен перед Уицилопочтли жрецами, лица и обнаженные тела которых были окрашены в черный цвет[7].
Фото 2[8]. Представители высшей знати совершают приношения во время погребальных церемоний для Ауицотля. Страница 298, фрагмент. История Индий Новой Испании (Кодекс Дюрана). Тип объекта: манускрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Национальная библиотека Испании, Мадрид
Похороны Ауицотля (1486 – 1502) Диего Дюран и Альварадо Тесосомок описывают схожим образом. Гранды на своих плечах отнесли его к Уицилопочтли, т.е. к Великому храму, где он был принят жрецами. Пока фардо императора горело на погребальном костре, жгли ладан, музыканты играли траурную музыку, а жрецы совершали жертвоприношения. Останки императора и приношения, которые не были сожжены, погребли рядом с Куаушикалько[9] (платформой для кремации).
Фото 3. Кремация Ауицотля. Лист 128v. Кодекс Товара. Тип документа: манускрипт. Материалы: бумага, акварель. Языки: испанский, науатль. Автор: монах-иезуит Хуан де Товар (Juan de Tovar, около 1546 г. – около 1626 г.). Время и место создания: 1585 г., Мексика. Библиотека Джона Картера Брауна, Провиденс, США[10]
Согласно группе Хроники X, погребальное фардо и изображение Ашайякатля, Тисока и Ауицотля были подняты на вершину Великого храма для кремации. «Нет сомнений в том, – утверждает Леонардо Лопес, – что они были погребены в храме бога-покровителя мешиков или в Куаушикалько»[11].
Версии о смерти и месте погребения последнего доиспанского императора Монтесумы II (Мотекусомы II), который находился в плену у Эрнана Кортеса, противоречивы. Конкистадор Берналь Диас де Кастильо в «Правдивой истории завоевания Новой Испании» сообщает следующее. После резни, устроенной испанцами под руководством Педро де Альварадо в Великом храме на празднике Тошкатль, в Теночтитлане началось восстание. Мешики в течение нескольких дней атаковали дворец Ашайякатля, в котором квартировали испанцы, содержались заложники и сам Монтесума. Конкистадоры с трудом сдерживали их натиск. Тогда Эрнан Кортес решил атаковать Великий храм, прекрасно понимая, что взятие и поджог главного храма у мешиков и других индейских народов обозначает победу над врагом и его подчинение. Конкистадором удалось прорваться к храму, поджечь его святилища и сбросить установленных там идолов. Но взятие главного храма не дало ожидаемого результата. Конкистадорам пришлось отступить и вернуться во дворец Ашайякатля. На следующий день атаки мешиков возобновились с новой силой. Когда положение стало критическим, Кортес потребовал, чтобы Монтесума обратился к своему народу. В разгар боя он вышел к парапету плоской крыши дворца Ашайякатля и попытался уговорить предводителей восстания прекратить боевые действия, ибо в этом случае испанцы обещали покинуть Теночтитлан. Мешики с почтением выслушали Монтесуму, но ответили ему отказом.
Фото 4. Кодекс Монтесумы. Тип объекта: пиктографический документ. Материал и размеры: полоса аматной бумаги в двух фрагментах, 250×20 см. Время создания: конец XVI – начало XVII в. Национальна библиотека антропологии и истории, Мехико[12]
«И лишь они закончили разговаривать, пишет Берналь Диас, – тотчас мешики метнули столь много камней и дротиков, а наши, прикрывающие Мотекусому круглыми щитами, пренебрегли в тот момент своим долгом защищать его, поскольку видели, что во время его разговора с мешиками не было военных действий, и в Мотекусому попали три камня: один – в голову, другой – в руку, а третий – в ногу; и мы, положив его, просили лечиться и подкрепиться, говорили ему это доброжелательно, но он не хотел, а вскоре неожиданно пришли нам сказать, что он умер»[13].
Фото 5. Пленный Монтесума с веревкой на шее обращается к восставшему народу. Кодекс Монтесумы, фрагмент[14]
Для извещения о смерти Монтесумы Кортес велел освободить одного из самых важных жрецов, а также видного сановника. Они должны были сообщить новому императору, которого звали Куитлауак, и его военачальникам, что испанцы готовы выдать тело для торжественного погребения. Кроме того, посланники должны были передать мешикам, что «если теперь не произойдет замирения, то весь город ужасно поплатится». С телом испанцы отправили большое количество знатных мешиков и жрецов, бывших у них в плену. «Но… события от этого мало изменились, – замечает Берналь Диас. – Правда, при виде убитого раздались крики горя, завывания и причитания, но уже в следующий момент штурм возобновился с еще большим ожесточением»[15].
Эту же версию смерти Монтесумы излагает и сам Эрнан Кортес во втором письме-реляции императору Карлу V. Однако ни ацтеки, ни конкистадоры, ни испанские хронисты не верили в смерть Монтесумы от рук мешиков. «Вполне вероятно, что именно конкистадоры убили Мотекусому II и других, поскольку он уже не мог воздействовать на мешиков и необходимость в нем и других пленниках-заложниках отпала, они стали опасной обузой». Так считает профессор Д.Н. Егоров, переводчик и комментатор «Правдивой истории завоевания Новой Испании» Берналя Диаса де Кастильо. По его данным, Монтесума II был убит конкистадорами в период с 7 по 10 июля 1520 г. В своих комментариях Д.Н. Егоров приводит еще несколько версий смерти и погребения императора[16].
Так, Франсиско де Агиляр, бывший на месте событий солдат Кортеса, впоследствии ставший монахом, в «Кратком сообщении о завоевании Новой Испании» рассказывает, что некоторые индейцы, штурмовавшие дворцовый комплекс Ашайякатля, не были мешиками и не узнали Монтесуму, прикрытого щитом охранявшего его конкистадора. И лишь щит был немного убран, чтобы он мог обратиться к индейцам, как один круглый камень попал ему в лоб. Вечером раненого Монтесуму и других весьма знатных мешиков, пленных, как и он, «Кортес с согласия своих капитанов приказал убить, не щадя никого». Трупы убитых были выброшены за пределы дворцового комплекса Ашайякатля, где их увидели мешики и с громким плачем погребли согласно своим законам и обычаям.
Диего Дюран в «Истории Индий Новой Испании» сообщает, что Кортес заставил Монтесуму подняться на плоскую крышу дворцового комплекса Ашайякатля и попытаться как-то успокоить мешиков. Бой моментально прекратился, но мирного разговора не получилось. В адрес Монтесумы посыпались угрозы и ругательства. Ведь был уже избран новый верховный правитель. И тут неожиданно один из индейцев сильно бросил камень, попавший Монтесуме в лоб. «…И хотя Мотекусома был ранен, его жизнь находилась вне опасности… Другие же говорят, что он был одновременно ранен в ногу стрелой… Когда же оставшиеся в живых испанцы бежали из Мешико [в «Ночь печали»]… пришли мешики во дворец [Ашаякатля] искать Мотекусому, чтобы наказать его, и, бродя в поисках по комнатам, нашли его мертвым с цепью на ногах и пятью ножевыми ранами в груди, и вместе с ним многих своих плененных испанцами сановников и сеньоров, и среди них Какаму [(Какамацина)], всех убитых кинжалами…».
Фото 6. Испанцы бросают убитых Монтесуму и Ицкауцина в воды канала. Фото 7[17]. Мешики забирают тело Монтесумы и сжигают на погребальном костре у подножия храма в Кополько. Лист 40v, фрагменты. Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Флорентийский кодекс. Книга XII: Завоевание Мексики. Тип объекта: манускрипт. Материалы: чернила на бумаге. Размеры листа: 31,0×21,2 см. Автор: францисканский монах Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1575 – 1577 гг. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция, Италия
Бернардино де Саагун во «Всеобщей истории вещей Новой Испании» ничего не сообщает ни о разговоре на крыше, ни о ранении Монтесумы. Со слов своих информантов – индейцев из Тлателолько, он утверждает, что конкистадоры убили Монтесуму II и Ицкауцина. В Книге XII в главе XXIII Саагун рассказывает, «как убив Мотекусому и главного знатного из Тлателолько, испанцы принесли и бросили их тела у ворот строений, в которых они находились»:
«Через четыре дня после того, как был оставлен храм [Уицилопочтли], испанцы пришли [из дворцового комплекса Ашаякатля] и бросили тела убитых Мотекусомы и Ицкауцина на берегу [канала] с водой в месте, называвшемся Теоайок, там было искусное изображение черепахи из камня; этот камень был очень похож на черепаху. И когда их увидели, когда узнали, что один из них – Мотекусома, а другой – Ицкауцин, то подняли на руках Мотекусому и отнесли его [к святилищу] в одно место, называвшееся Кополько. Там поместили его на дрова погребального костра, затем поднесли огонь, разожгли огонь. И вот затрещало пламя, разбрасывая искры, и взметнулось ввысь длинными языками…».
Таким образом, в отличие от своих предшественников, Монтесума II не получил похоронных церемоний, соответствующих его званию, из-за особых обстоятельств его смерти. Что касается конкретного места погребения пепла Монтесумы, то Леонардо Лопес приводит три версии. По данным Диего Дюрана, его тело было кремировано без чести и торжественности, а останки были захоронены во внутреннем дворе его дома. Альварадо Тесосомок утверждает, что их взяли в «дом суеверия tetzahuitl Уицилопочтли». Анонимный автор сообщает, что тело императора было отнесено в храм, который упал и горел (в результате атаки конкистадоров). Они сожгли его, а затем его останки были выпиты принципалами[18]. Это свидетельство опубликовано в материале «Обычаи, праздники, погребения и различные способы исхода индейцев Новой Испании 1945 года в Тлалокан» мексиканским историком Федерико Гомесом де Ороско (1891 – 1962)[19].
Леонардо Лопес пишет, что с телами умерших членов царской семьи поступали так же, как с телами императоров. В пример он приводит два сообщения Диего Дюрана. Так, Тлакаелеля (брата-близнеца Монтесумы I), самого известного сиуакоатля в истории Мексики, погребли «рядом с гробницами царей». Второй пример касается трех братьях Монтесумы II, убитых в бою. В отсутствие смертных останков три статуи братьев были вырезаны и сожжены перед изображением Уицилопочтли. Их пепел похоронили в куаушикалли.
Леонардо Лопес считает, что для Акольуакана (Acolhuacan) – региона, столицей которого являлся Тескоко, была характерна погребальная практика, аналогичная той, которая существовала в Теночтитлане. При этом он ссылается на Фернандо де Альву Иштлильшочитля, который сообщает, что Несауальпилли был кремирован и что золотой сундук, содержащий его пепел, был похоронен в Великом храме Тескоко[20].
Фото 8. Несауальпилли (Nezahualpilli – «Постящийся Принц», 1463 – 1515 гг.) – тлатоани Тескоко в 1472—1515 гг., сын тлатоани Тескоко Несауалькойотля. Лист 108r, фрагмент. Кодекс Иштлильшочитля (Codex Ixtlilxochitl). Тип объекта: манускрипт. Идентификационный № Mexicain 65–71. Объем: 122 листа. Размеры листа: 21×31 см. Материал: европейская бумага. Язык: испанский. Дата создания: 1550 г. Национальная библиотека Франции, Париж[21]
Похороны Несауальпилли (фото 9) были грандиозными. Он умер в 1515 г. после 44 лет правления Тескоко – второго по величине и влиянию города-государства Ацтекской империи после Теночтитлана. Поэтому на его похороны прибыли сам император Монтесума II и высшие сановники Теночтитлана. При себе они имели роскошный подарок – двадцать рабов для жертвоприношения. «Посольства приходили в Тескоко отовсюду, – отмечает Мишель Гролиш. – Около двухсот рабов-мужчин и примерно сто рабынь было принесено в жертву – для того, чтобы служить королю на том свете, и для того, чтобы он не умирал один, чтобы его смерть была смертью некоего микрокосмоса, концом маленькой эры»[22].
Царский погребальный обряд
в изложении Фернандо де Альвы Иштлильшочитля
В своем исследовании Леонардо Лопес почему-то обходит вниманием похороны Тесосомока, которые подробно описал цитируемый им мексиканский историк колониальной эпохи Фернандо де Альва Иштлильшочитль (1578⁄1580 – 1650) в «Сказании о Несауалькойтоле»[23]. Тесосомок (Тецоцомок) правил могущественным государством тепанеков, центром которого были земли к западу от озера Тескоко, а столицей – город Аскапоцалько. Под его властью мешики-ацтеки находились до 1428 г. По словам Иштлильшочитля, «|порядок| этих похорон и погребения будет служить для владык, которые умрут в дальнейшем». То есть его сочинение фактически содержит описание царского погребального и поминального обрядов, сценарий которых в общих чертах продолжал оставаться актуальным в последние годы империи. Однако логично было бы предположить, что похороны первых правителей мешиков, которые находились в подчинении Аскапоцалько, не были столь пышными, как у уэй-тлатоани, которые создавали и расширяли империю.
Фото 9[24]. Похороны Тесосомока. Сцена № 80. Прорисовка. Кодекс Шолотля (Codicé Xolotl). Объем: 6 листов. Размеры листа: 42×48 см. Материал: аматная бумага. Время создания: до 1542 г. Язык: науатль. Национальная библиотека Франции
Согласно Иштлильшочитлю, царь Тесосомок умер в возрасте 300 лет в 1424 г. Пышная церемония кремации проводилась в главном храме Тескоко, посвященном Тескатлипоке, в присутствии родичей, друзей и знатных особ или их представителей, прибывших почти из всех земель, городов и селений царства. Этому предшествовала траурная процессия, во главе которой шли подобающе одетые «благородные мужи» со своими жезлами, которые сопровождали тело царя по дороге в храм.
«…Сзади шел Тлатокаикпальцин [Tlatocaycpaltzin], младший из сыновей покойного, со многими владыками и послами из разных мест, и многими благородными, его подчиненными, которые несли множество знамен, и украшений, и плюмажей, принадлежавших царю, щитов и макан (деревянных палиц с толстым и круглым концом – Ф.Ó.), луков и стрел, дубинок и копий, – пишет Иштлильшочитль. – Все шли с песнопением о его смерти, деяниях и подвигах, и цари, владыки и посланцы со своими жезлами и знаками отличия, как уже было рассказано, шли, оплакивая покойного. Также шли некоторые рабы и служители царя, очень нарядно одетые, чтобы быть принесенными в жертву и умереть со своим владыкой, хотя в то время они не были так многочисленны, как позже.
После того, как они прибыли в храм, из его ворот вышел верховный жрец, называемый сиуакоатль [Zihuacoatl] за свой сан, со всеми жрецами храма и, с пением некоторых песен по этому случаю тотчас там, во дворе храма, поместили тело на большое количество дров из сосны–окоте, и копала, и благовоний, и со всеми знаками отличия и украшениями сожгли его, и тут же принесли в жертву рабов, вырывая у них сердца и бросая в огонь, а их тела похоронили в большой могиле, и поместили большое количество плащей, перьев, украшений, золота, маиса и других семян, и множество еды в жертву по их порядку, каждую вещь перед алтарем идола. После того, как обряды закончились, жрецы забрали золото, украшения и плюмажи, и все поместили в святилищах для украшения идолов, а плащи и еду распределили между жрецами.
<…>
На следующий день, когда огонь уже погас, собрали его пепел и сложили в один ковчег [arco], очень хорошо сделанный и украшенный, и его складывали внутрь жрецы, и также поместили внутрь волосы, которые у него срезали; и изваяние покойного, очень естественное, сделанное со всеми знаками царской власти, с маской из дерева и изумрудов в естественную величину, отделанной и помещенной, поставили на алтарь над ковчегом, сбоку от главного алтаря Тескатлипоки, и после этого еще четыре дня жрецы совершали поминальные обряды, во время которых сыновья и прочие люди покойного приносили большое количество жертв, помещая их на то место, где он был сожжен, и перед ковчегом и изваянием, и на четвертый день их поминальных обрядов принесли в жертву некоторых рабов, до пяти или шести, хотя позднее было по десять и более; и в последний день этого месяца, когда прошли двадцать дней, вновь совершили поминальные обряды и принесли в жертву еще одного раба, а через восемьдесят дней еще трех рабов, и так же через год.
Таким образом умер и был похоронен тиран Тецоцомок, и |порядок| этих похорон и погребения будет служить для владык, которые умрут в дальнейшем, хотя в том, что касается человеческих жертвоприношений, в дальнейшем они были гораздо обильнее…».
Как уже отмечалось, поиски захоронения верховных правителей мешиков пока не увенчались успехом. В середине 1980-х гг. археологи обнаружили семь погребений с остатками сгоревших костей в Великом храме на половине святилища Уицилопочтли – месте, предназначенном исключительно для размещения смертных останков правителей, их родственников или жрецов. Захоронения относятся к конструктивным этапам II (1375 – 1427) и IVb (1469 – 1481). Следовательно, останки могли принадлежать Акамапичтли (1375 – 1355), Уицилиуитлю (1396 – 1417), Чимальпопоке (1417 – 1427) и Монтесуме I (1440 – 1469). Однако изучение костей и связанных с ними приношений исключило эту возможность[25]. Две урны, соответствующие одному и тому же погребальному контексту и относящиеся к этапу II строительства Великого храма, показаны на фото 10 и 11.
Фото 10. Погребальная урна с изображением Тескатлипоки. Материал: камень. Время создания: этап II строительства Великого храма (1375 – 1427). Музей Великого храма, Мехико, Мексика[26]. Фото 11. Погребальная урна, изображающая сидящую фигуру. Материалы: урна – из травертина, крышка – из обсидиана. Высота: урны 16,5 см, крышки 8 см. Время создания: около 1390 г. Урна была найдена под полом храма Уицилопочтли. Музей Великого храма[27]
В 2006 г. у подножия Великого храма был открыт монолит Богини Земли Тлальтекутли, на котором была вырезана дата смерти императора Ауицотля. Эта находка дала археологам надежду найти его гробницу, поскольку, согласно сообщениям Диего Дюрана и Альварадо Тесосомока, императора похоронили именно у подножия пирамиды. (Подробнее см.: «В поисках гробницы императора Ауицотля».)
Жертвоприношения на похоронах
Приведенный обзор исторических источников показывает, человеческие жертвоприношения с извлечением сердца сопровождали не только календарные праздники и военные триумфы императоров, но и погребения правителей и вельмож, и были весьма многочисленными на похоронах монархов. Они сопутствовали также поминальным церемониям в течение последующих четырех лет, на протяжении которых умершие своей смертью пребывали в Миктлане.
В жертву приносили не воинов, взятых в плен, а рабов и слуг, поскольку военнопленные, по словам Диего Дюрана, были только для богов[28]. Следовательно, можно предположить, что жертвоприношения рабов и слуг на похоронах были предназначены их хозяину. При этом энергетические субстанции тейолия и тоналли, содержавшиеся в их сердцах и крови, увеличивали энергетический потенциал правителя. Сердца принесенных в жертву хоронили вместе пеплом правителя или сжигали вместе с его телом на погребальном костре. Видимо, этого было достаточно, чтобы души рабов и слуг отправились за своим хозяином в Миктлан. Ведь их тела не сжигали, а хоронили в земле, в отдельной могиле (могилах). В Миктлане принесенные в жертву слуги становились спутниками хозяина в его путешествии по Подземному миру, продолжая выполнять свои обязанности. Помимо слуг, в жертву приносились уродцы и карлики, жившие при дворе. Они, вероятно, были нужны для развлечения хозяина.
Исходя из этих представлений, можно сделать вывод, что умершие люди путешествовали по Миктлану не как бестелесные сущности. Их души имели человеческое тело, нуждающееся в питании и уходе. При этом оно было уязвимо для опасностей Подземного мира. Чем больше покойный собирал тоналли и тейолии во время похорон и поминок, чем больше за ним отправлялось слуг, тем больше была вероятность того, что он достигнет последнего, девятого уровня Миктлана и что путь к нему будет легче.
Количество принесенных в жертву рабов и слуг зависело от социального статуса умершего. Так, Диего Дюран упоминает, что во время похорон Ауицотля было принесено в жертву 200 рабов. Кроме того, были убиты жрец, помольщицы зерна и вообще люди, которые служили ему при жизни[29].
Вопрос о том, жертвовали ли люди, присутствовавшие на похоронах, свою кровь покойному, остается неясным. В постконкистских хрониках об этом ничего не говорится. Принято считать, что кровь в ходе ритуала кровопускания обычно жертвовалась богам, например, в рамках календарных праздников. Однако в публикации Федерика Гомеса де Ороско «Обычаи, праздники, погребения…» указывается, что кровь жертвовалась живыми, умершими или больными. Существует предположение, что ритуал кровопускания (самопожертвования) совершался только во время поминок по усопшему на празднике поминовения мертвых. В хрониках отмечается, что на этом празднике фигуры предков мазали кровью. Возможно, это – единственное упоминание в источниках, которое связывает практику кровопускания с похоронами. Между тем среди погребальных приношений, найденных археологами, очень часто встречаются остатки перфораторов из кости. По словам Диего Дюрана, эти инструменты использовались только один раз, а потом выбрасывались. Согласно Кодексу Бадиано (Códice Badiano), такие перфораторы также применялись в медицине. При заболеваниях суставов пораженную часть прокалывали костью ягуара, или пумы, или костью орла. Поэтому умершему мог понадобиться такой перфоратор в «загробной» жизни. Есть и другая интерпретация обычая включать перфораторы из кости в состав приношений. В соответствии с ней перфораторы предназначались для ритуалов кровопускания, которые правитель будет проводить для поклонения богам после смерти[30].
Похороны и поминки людей, не относившихся к представителям знати и, в частности, простонародья, проходили без человеческих жертвоприношений. Поэтому их «души» были более уязвимы для опасностей Подземного мира. И вероятность исчезнуть по пути к девятому уровняю Миктлана для них была особенно велика. Видимо, близкие умерших могли как-то помочь им, только жертвуя свою кровь на празднике поминовения мертвых, когда они мазали ею статуи покойных.
В то же время, по свидетельству Кодекса Мальябекки[31], ацтеки регулярно жертвовали свою кровь владыке Миктлана.
Фото 1[32]. Ритуал кровопускания перед Миктлантекутли. Лист 79r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Идентификационный № Magl. XIII. 3. Тип документа: манускрипт. Время создания: XVI в. Факсимильное издание, предпринятое Жозефом-Флоримоном герцогом де Луба (Joseph Florimond, duc de Loubat, 1837 – 1921) в 1904 г. в Париже. Место хранения оригинала: Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия
Так, миниатюра на листе 79r кодекса (фото 1) изображает женщину и мужчин, поклоняющихся Миктлантекутли, который восседает на вершине пирамиды храма. У основания пирамиды нарисована идеограмма ритуала кровопускания – цакатапайолли (zacatapayolli) – шар из травы с воткнутыми в него перфораторами. В данном случае это – окровавленные листья магея (агавы). Ритуал совершают двое мужчин. Один из них колючкой листа магея проткнул свой язык, а другой – ухо. На их телах видны кровоточащие раны от проколов, сделанных ранее.
Согласно комментарию, рисунок «показывает способ, каковой индейцы имели, чтобы совершить покаяние, и он состоял в том, чтобы поместить вверху сидящим идола, которого они называли Миктлантекутли, что означает «Владыка мертвецов», и перед ним они совершали жертвоприношения из ушей, а другие из языков, а другие из икр, и они состояли в том, что они протыкали свои уши и свои языки некими очень острыми шипами, и так совершали покаяние».
Фото 2[33]. Поклонение «владыке смерти». Лист 88r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Миниатюра на листе 88r (фото 2) изображает поклонение божеству, которое в тексте называется «владыкой смерти», «очень превозносимым в их обрядах, каковой всегда имел великую жажду людской крови». Здесь поклонение совершают жрецы, о чем говорят их длинные волосы, темная окраска тела и лица, а также ритуальные сумки с табаком на спине. Двое жрецов подносят божеству чаши с кровью. Она течет из их правой руки и ушей. Третий жрец, стоя на лестнице, опрокидывает чашу с кровью на голову божества.
«…Имелся закон, – говорится в комментарии, – чтобы никто не должен был входить в его храм, не пожертвовав чашку человеческой крови, и вместе с этим должен был иметь окровавленной правую руку тот, кто приходил жертвовать, и это делали для того, чтобы этот дьявол был к ним благосклонен в час их смерти, в память чего клали к ногам этого демона многие черепа и кости умерших, указывая, что… он был владыкой смерти, и когда жертвовалась эта кровь, ставили позади него лестницу, и поднимались по ней, и разбрызгивали ее над головой в знак того, что он ее принимал и помещал себе на голову эту жертву, чтобы он не забыл об этом в час смерти того, кто ее принес. Он имел открытый рот и высунутый воспаленный язык, означавший, чтобы никогда не говорили, что нет жертвы, чтобы ему принести».
[1] López Luján L. The Offerings of the Templo Mayor of Tenochtitlan. UNM Press, 2005 (https://books.google.ru/).
[2] Chávez Balderas X. Rituales funerarios en el Templo Mayor de Tenochtitlan. 2003 (https://www.researchgate.net/publication/31855774_Rituales_funerarios_en_el_Templo_Mayor_de_Tenochtitlan_X_Chavez_Balderas).
[4] Цит. по: Chávez Balderas X. Opus cit.
[5] Chávez Balderas X. Opus cit.
[6] Цит. по: López Luján L. Opus cit.
[6a] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/archive/9/9b/20070502032618%21Tezozomoc_funeral.jpg
[7] Chávez Balderas X. Opus cit.
[9] Chávez Balderas X. Opus cit.
[11] López Luján L. Opus cit.
[13] Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).
[15] Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч.
[16] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч.
[17] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Florentine_Codex-_Moctezuma%27s_Death_and_Cremation.tif
[18] Цит. по: Chávez Balderas X. Opus cit.
[19] Costumbres, Fiestas, Enterramientos y diversas formas de proceder de los indios de la Nueva España 1945 en Tlalocan // A Journal of Source Materials on the Native Cultures of Mexico. Volumen II / Publicado por Federico Gómez de Orozco.
[20] López Luján L. Opus cit.
[22] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-53.php).
[23] Фернандо де Альва Иштлильшочитль. Сказание о Несауалькойтоле // Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куприенко, В.Н. Талах. Киев: Издатель Куприенко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).
[24] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/archive/9/9b/20070502032618%21Tezozomoc_funeral.jpg
[25] Cremación, práctica de una élite // Boletín. 22 de Enero de 2008 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/2202-cremacion-practica-de-una-elite).
[28] Chávez Balderas X. Opus cit.
[29] Chávez Balderas X. Opus cit.
[30] Chávez Balderas X. Opus cit.
[31] Кодекс Мальябекки цитируется по кн.: Кодекс Мальябекки / Под ред. В.Н. Талаха и С.А. Куприенко. Пер. с исп. В.Н. Талаха. Киев, 2013 (https://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=8Q0DFMQYchUC#v=onepage&q&f=false).