1.2.10.2.2. Свидетельства камнерезных изображений

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков

1.2.10. Риту­алы кро­во­пус­ка­ния, про­дол­же­ние

image0011.2.10.2.2. Сви­де­тель­ства кам­не­рез­ных изображений

У майя, по неко­то­рым дан­ным, суще­ство­вал ритуал само­от­се­че­ния головы как наи­выс­шая форма жертвы богам. Но он не был вос­при­нят ацте­ками. Жертва крови вме­сте с жиз­нью в бою и на жерт­вен­ном камне в слу­чае пра­ви­те­лей, видимо, не рас­смат­ри­ва­лась. Поэтому самой боль­шой лич­ной жерт­вой богам у импе­ра­то­ров, веро­ятно, счи­та­лось кро­во­пус­ка­ние. Соот­вет­ственно на про­из­ве­де­ниях кам­не­рез­ного искус­ства эпохи ацте­ков изоб­ра­жа­лись импе­ра­торы и боги, совер­ша­ю­щие этот ритуал. Такие арте­факты созда­ва­лись, в част­но­сти, для уве­ко­ве­чи­ва­ния важ­ных собы­тий в жизни импе­рии и ее пра­ви­те­лей и были рас­ко­паны в цере­мо­ни­аль­ном цен­тре Теночтитлана.

image029Фото 1[1]. Памят­ная доска в честь обнов­ле­ния Вели­кого Храма Тено­чтит­лана в 1487 г. Раз­меры: 620×920×395 см. Мате­риал: дио­рит. Дата созда­ния: 1487 г. Место находки: Мехико, исто­ри­че­ский центр[2]. Музей Вели­кого храма, Мехико, Мексика

В каче­стве при­мера можно при­ве­сти памят­ную доску в честь обнов­ле­ния Вели­кого храма Тено­чтит­лана в 1487 г. (фото 1), кото­рая была вму­ро­вана в его стену. Вверху пока­заны импе­ра­тор Тисок (слева), кото­рый начал обнов­ле­ние, и импе­ра­тор Ауиц­отль (справа), кото­рый его закон­чил. Они совер­шают ритуал кро­во­пус­ка­ния, про­ка­лы­вая уши перед цака­та­пай­олли. Внизу выре­зано изоб­ра­же­ние даты обнов­ле­ния – 8 Трост­ник (1487).

image019Фото 2[3]. Тео­калли (храм) свя­щен­ной войны, или трон Мон­те­сумы II. Раз­меры: высота 123 см, ширина 92 см, глу­бина 100 см. Мате­риал и тех­ника: извест­няк, резьба. Дата созда­ния: 1507 г. Место находки: исто­ри­че­ский центр Мехико. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико

На важ­ней­шем памят­нике эпохи Мон­те­сумы IIТео­калли свя­щен­ной войны (фото 2) импе­ра­тор изоб­ра­жен вме­сте с Богом войны и Солнца Уици­ло­по­чтли. Они стоят перед сим­во­ли­че­ским изоб­ра­же­нием Солнца с выре­зан­ной в цен­тре датой 4 Дви­же­ние, озна­ча­ю­щей эпоху в кото­рой жили ацтеки – Пятое Солнце. Уици­ло­по­чтли и импе­ра­тор поют песню свя­щен­ной войны и дер­жат в руках атри­буты риту­ала кро­во­пус­ка­ния – сумку с копа­лом и укра­шен­ный перьями перфоратор.

image029Фото 3[4]. Копия ком­по­зи­ции, поме­щен­ной на крыше тео­калли, кото­рая изоб­ра­жает цака­та­пай­олли и дату 2 Дом (1325) – год осно­ва­ния Тено­чтит­лана. Наци­о­наль­ный музей антропологии

Над Уици­ло­по­чтли и Мон­те­су­мой II (на верх­ней гори­зон­таль­ной поверх­но­сти тео­калли) нахо­дится изоб­ра­же­ние цака­та­пай­олли с годом осно­ва­ния ацтек­ской сто­лицы – Тено­чтит­лана (фото 3). Посла­ние ком­по­зи­ции тео­калли оче­видно: Уици­ло­по­чтли и рав­ный ему по ста­тусу Мон­те­сума, ведя свя­щен­ную войну и жерт­вуя своей соб­ствен­ной кро­вью, под­дер­жи­вают Пятое Солнце на небо­своде и не дают ему упасть на землю, дабы не насту­пил конец света. (Подроб­нее см.: «Храм свя­щен­ной войны».)

image003Фото 4[5]. Скульп­тура ягу­ара с куа­у­ши­калли в зоне спины. Раз­меры: 10,50×9,35×22,70 м. Мате­риал: анде­зит. Время созда­ния: около 1500 г. Обна­ру­жена в 1985 г. вме­сте со скульп­ту­рой орла–куа­у­ши­калли под внут­рен­ним дво­ром дома мар­киза дель Апар­тадо на углу улиц Арген­тины и Дон­се­лес в зоне хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана (исто­ри­че­ский центр Мехико). Под домом нахо­дится Храм богини Сиуа­ко­атль. Музей Вели­кого храма[6]

На дне огром­ной куа­у­ши­калли в виде фигуры ягу­ара (фото 4 – 6), най­ден­ной рядом с Хра­мом богини Сиуа­ко­атль, изоб­ра­жены Тес­кат­ли­пока и Уици­ло­по­чтли, также пою­щие песню свя­щен­ной войны. Они совер­шают ритуал кро­во­пус­ка­ния, про­ка­лы­вая уши заост­рен­ной костью. Боко­вые стенки чаши укра­шены орна­мен­том из лен­точ­ных узо­ров. Узор верх­него ряда ском­по­но­ван из орли­ных перьев. Ниж­ний ряд состоит из вол­ни­стых линий (вода) и круж­ков (дра­го­цен­но­сти) и пред­став­ляет собой идео­грамму чаль­чи­уатль («дра­го­цен­ной воды») – крови.

image005 image007Фото 5[7]. Куа­у­ши­калли, выре­зан­ная на спине ягу­ара. Фото 6[8]. Про­ри­совка ком­по­зи­ции на дне куа­у­ши­калли

Сим­вол жерт­во­при­но­ше­ния крови – цака­та­пай­олли нередко поме­щался на дне куа­у­ши­калли (фото 7 и 8).

image013 image015Фото 7 и 8. Куа­у­ши­калли. Раз­меры: 407×183 см. Мате­риал: анде­зит. Время созда­ния: 1325 – 1521 гг. Объ­ект был изго­тов­лен в Куит­ла­у­аке (Cuitláhuac), сего­дня Тла­уак (Tlahuac), важ­ном озер­ном городе, дан­нике меши­ков, рас­по­ло­жен­ном на юго-востоке от Тено­чтит­лана. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии[9]

image013image015image017

 



[8] Ива­нов Д.В. Ико­но­гра­фия Тес­кат­ли­поки (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/ikonografijateskatlipoki.shtml).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>