Кодекс Зуш-Наттолл, продолжение

КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

4.2. Грибы в доис­пан­ских пик­то­гра­фи­че­ских кодек­сах
4.2.2. Миш­тек­ская группа
Кодекс Зуш-Наттолл, про­дол­же­ние

image001

image023Фото 12[i]. Рож­де­ние в Апо­але дина­стии Места Белой и Чер­ной Ленты. Стра­ница 37

Стра­ницы 36 – 41 Кодекса Зуш-Наттолл повест­вуют о дина­стии Места Белой и Чер­ной Ленты. Ее исто­рия начи­на­ется с рас­сказа о воз­ник­но­ве­нии дина­стии, кото­рый изло­жен на стра­нице 37 (фото 12). Фер­ди­нанд Андерс пишет:

«Воз­ник­но­ве­ние про­изо­шло в Апо­але (1): в каме­ни­стой долине, кото­рая явля­ется вопло­ще­нием Пер­на­того Змея. Там, в хво­сте, в зад­ней части долины (2), росло Древо Рож­де­ния (3), где боль­шой водо­пад (4) падает в про­пасть с неф­ри­то­вым язы­ком (a), дра­го­цен­ным голо­сом. Ниже, за зана­ве­сом воды, нахо­дится квад­рат из неф­рита (b), кра­си­вое про­стран­ство. Две реки (5, 6) впа­дают в долину. В голове долины нахо­дится пещера, посвя­щен­ная Огнен­ному Змею (7). В городе пра­вили гос­по­дин 5 Ветер, Дождь (8), и его супруга гос­пожа 9 Яще­рица (9), дочь ста­рей­шин – гос­по­дина 1 Цве­ток (10) и гос­пожи 13 Цве­ток (11).

В пещере четыре жреца совер­шили свои жерт­во­при­но­ше­ния: гос­по­дин 7 Змея (12) и гос­по­дин 4 Змея (13), гос­по­дин 1 Дождь, С Чер­ным Лицом (14), и гос­по­дин 7 Дождь, Дождь (15), с пер­фо­ра­то­рами из кости и магея для само­по­жерт­во­ва­ния, пока­я­ния, с сум­ками с копа­лом, с листьями пальмы и дру­гих рас­те­ний. Была поло­жена розетка из листьев окота (16)».

image025Фото 13[ii]. Апо­ала на карте Миштеки

image027Апо­ала счи­та­ется одним из мест, где роди­лись пер­во­предки миш­те­ков, а также их пра­ви­тели. Теперь это имя вхо­дит в назва­ние города и муни­ци­па­ли­тета Сантьяго-Апоала в штате Оахака. В пере­воде с миш­тек­ского слово «Apoala» озна­чает «Там, где рас­пре­де­ля­ется вода», что соот­вет­ствует оби­лию воды на этой тер­ри­то­рии[iii].

Согласно миш­тек­скому мифу, запи­сан­ному мона­хом Фран­сиско де Бур­гоа (1674), пер­вые люди роди­лись из Древа Апо­алы. Оно росло в месте под назва­нием Каху­а­кан­девуи (Cahuacandehvui – «Скала, где лежит небо»), кото­рое нахо­дится неда­леко от Сантьяго-Апоала[iv]. Суще­ствует также миф, рас­ска­зы­ва­ю­щий о том, что от боль­шего древа в Апо­але роди­лись цари миш­те­ков. В одном из вари­ан­тов этого мифа, изло­жен­ном доми­ни­кан­ским мона­хом Анто­нио де лос Рей­е­сом (1593), вика­рием Тепо­ско­лулы, такие дере­вья нахо­ди­лись в реке Апо­алы[v]. Дан­ный вари­ант соот­вет­ствует тек­сту стра­ницы 37, повест­ву­ю­щей о воз­ник­но­ве­нии в Апо­але дина­стии Места Белой и Чер­ной Ленты. Здесь Древо Апо­алы рас­тет из пада­ю­щего в долину потока дра­го­цен­ной воды, в кото­ром рядом с кор­нями древа рож­да­ется чело­век (на фото слева). При этом худож­ник на мини­а­тюре изоб­ра­зил древо как пальму.

image029image031В неко­то­рых слу­чаях на стра­ни­цах аверса жезл с тремя гри­бами нари­со­ван как ветвь дерева (на фото слева). Он имеет ство­лик, из кото­рого рас­тут листья-грибы, раз­ме­щен­ные под углом к ство­лику. Но чаще у жезла «ножки» гри­бов идут почти парал­лельно друг другу. При этом в обоих слу­чаях ниж­ний конец жезла все­гда имеет плос­кую форму и окра­шен в жел­тый и/или крас­ный цвета. Между тем на стра­нице 30 у гос­по­дина 9 Ветер, Огнен­ного Змея, Орла (на фото справа) жезл изго­тов­лен в форме веера из листа пальмы, кото­рый встав­лен в нечто, похо­жее на порт­бу­кет (фр. porte bouquet – дер­жа­тель букета).

image033На стра­ни­цах аверса можно найти и дру­гие жезлы, сде­лан­ные на основе порт­бу­кета. Такой жезл из цве­тов, напри­мер, дер­жит в руке гос­по­дин 2 Ветер, Ске­лет Ягу­ара (на фото слева), нари­со­ван­ный на одной стра­нице с гос­по­ди­ном 9 Ветер, Огнен­ным Змеем, Орлом. Изго­тов­лен­ный из плот­ной бумаги или дра­го­цен­ных метал­лов и пр., порт­бу­кет, в част­но­сти, исполь­зо­вался дамами Ста­рого Света для того, чтобы состав­лен­ную фло­ри­стом ком­по­зи­цию было удобно дер­жать в руке во время балов и приемов.

Судя по изоб­ра­же­нию трех ноблей Тес­коко в Кодексе Ишт­лиль­шо­читля и в том числе пра­ви­теля Тес­коко Неса­у­аль­пилли (фото 14), подоб­ным порт­бу­ке­том поль­зо­ва­лись и в Новом Свете. У меши­ков, тес­ко­кан­цев, тлаш­каль­те­ков букеты были атри­бу­том цере­мо­ни­аль­ных костю­мов и сим­во­лом знат­но­сти, при­над­леж­но­сти к бла­го­род­ным домам, чем-то напо­до­бие цве­точ­ного жезла. Поль­ский спе­ци­а­лист Юстина Олько (Уни­вер­си­тет Вар­шавы) в своей книге «Инсиг­нии ранга в мире науа: с пят­на­дца­того по сем­на­дца­тый век»[vi] отме­чает, что члены ацтек­ской элиты носили их с собой на мно­го­чис­лен­ных меро­при­я­тиях, вклю­чая при­вет­ствия, бан­кеты, при­двор­ные цере­мо­нии, танцы или воен­ные три­умфы. Известно также, что нобли, всту­пали в цве­точ­ные сра­же­ния, имея при себе цветы, бла­го­даря чему, воз­можно, такие войны и полу­чили назва­ние цве­точ­ных. (Подроб­нее см.: 1.2.9. Цве­точ­ные войны.) «Эта осо­бая роль аро­мат­ных цве­тов, – пишет Ю. Олько, – была уси­лена их эзо­те­ри­че­ским смыс­лом в мире науа, где они были отож­деств­лены с «судь­бами» Тамо­ан­чана, цве­ту­щего места кос­ми­че­ского дерева, и с небес­ной сфе­рой, откуда была отправ­лена чело­ве­че­ским суще­ствам духов­ная состав­ля­ю­щая тоналли». Исходя из этого, Ю. Олько пред­по­ла­гает, что в пред­став­ле­ниях ацте­ков цветы заклю­чали в себе «тоналли пра­ви­те­лей», что, на мой взгляд, во мно­гом объ­яс­няет их цере­мо­ни­аль­ное исполь­зо­ва­ние. Вполне веро­ятно, что у миш­те­ков суще­ство­вала такая же тра­ди­ция. Только помимо цве­точ­ного, у них в ходу был гриб­ной жезл, кото­рый являлся атри­бу­том пра­ви­те­лей и вель­мож, когда они хотели под­черк­нуть свою при­над­леж­ность к жре­че­ству, и в част­но­сти, к жре­цам богов дождя.

image001Фото 14. Неса­у­аль­пилли (Nezahualpilli – «Постя­щийся Принц», 1463 – 1515 гг.) – тла­то­ани Тес­коко в 1472 – 1515 гг. Лист 108r, фраг­мент. Кодекс Ишт­лиль­шо­читля (Codex Ixtlilxochitl). Тип объ­екта: ману­скрипт. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Mexicain 65–71. Раз­меры листа: 21×31 см. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Объем: 122 листа. Язык: испан­ский. Дата созда­ния: 1550 г.  Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж[vii]

image031Изоб­ра­же­ние пяти­ко­неч­ного гриб­ного жезла гос­по­дина 9 Ветер, Огнен­ного Змея, Орла (на фото слева), наво­дит на мысль о том, что оно отра­жает реаль­ный пред­мет, кото­рым нобли поль­зо­ва­лись во время цере­мо­ний. Оче­видно, что на тор­же­стве свет­ского или рели­ги­оз­ного харак­тера, кото­рое дли­лось не один час, они дер­жали в руке не лес­ные грибы за их ножки, а про­из­ве­де­ние фло­ри­ста. Он мог гриб­ной жезл сде­лать из паль­мо­вого листа, надев на его «пальцы» шляпки насто­я­щих гри­бов. Таким же обра­зом, из части паль­мо­вогоimage038 листа, по всей веро­ят­но­сти, изго­тав­ли­ва­лись и жезлы из трех гри­бов (без порт­бу­кета), кото­рые гораздо чаще появ­ля­ются на стра­ни­цах кодекса. Ведь их ниж­ний конец, обер­ну­тый, воз­можно, в цвет­ную бумагу (жел­тую и/или крас­ную), имеет плос­кую форму, тогда как у ветки дерева он дол­жен быть цилин­дри­че­ским. На «пальцы» паль­мо­вого листа нака­лы­вали и круг­лые шляпки. В каче­стве при­мера можно при­ве­сти жезл пер­со­нажа в костюме Тла­лока (на фото справа). Этот жезл в начале изу­че­ния кодекса пока­зался мне очень стран­ным при том, что Ф. Андерс опре­де­лил его как лист пальмы. На ниж­нем конце жезла худож­ник нари­со­вал знак дра­го­цен­но­сти, кото­рый сви­де­тель­ствует о риту­аль­ном зна­че­нии этого атрибута.

image040Фото 15. Жрецы, совер­ша­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ние в пещере долины Апо­алы. Стра­ница 37, фрагмент

Таким обра­зом, Кодекс Зуш-Наттолл дает нам уни­каль­ные сви­де­тель­ства того, что у миш­тек­ской знати в ходу были гриб­ные жезлы, сде­лан­ные из листьев пальмы и шля­пок гри­бов. Они исполь­зо­вали их как сим­волы ранга, держа в руках, наряду с дру­гими атри­бу­тами, во время про­цес­сий покло­не­ния пра­ви­телю, сва­деб­ных шествий, на цере­мо­нии бра­ко­со­че­та­ния. Чаще всего в дру­гой руке пер­со­нажи дер­жат сумку с копа­лом, кото­рая явля­ется атри­бу­том жреца в кодек­сах, как ацтек­ских, так и миш­тек­ских. Реже гриб­ной жезл имеют при себе пер­со­нажи, кото­рые высту­пают как носи­тели кале­басы с таба­ком – еще одного атри­бута жреца. Тре­тий сим­вол жреца – это пер­фо­ра­торы для кро­во­пус­ка­ния. Пер­фо­ра­тор из кости также состав­ляет пару гриб­ному жезлу, правда, в руках всего одного пер­со­нажа. Кроме того, почти у всех пере­чис­лен­ных обла­да­те­лей гриб­ного жезла кожа окра­шена в серый или чер­ный цвета, кото­рые также иден­ти­фи­ци­руют пер­со­нажи изоб­ра­же­ний как жре­цов. При этом чер­ный цвет, ско­рее всего, слу­жит на мини­а­тю­рах аверса инди­ка­то­ром про­фес­си­о­наль­ных жре­цов. Так, трое чер­ных и один крас­ный жрец пока­заны совер­ша­ю­щими «само­по­жерт­во­ва­ние, пока­я­ние» в пещере на стра­нице 37 (фото 8). Двое из них вме­сте с сум­кой с копа­лом несут гриб­ные жезлы со шляп­ками круг­лой и вытя­ну­той ост­ро­ко­неч­ной формы. Исходя из кон­тек­ста той или иной сцены, можно пред­по­ло­жить, что жрецы с гриб­ными жез­лами отно­сятся к культу Тла­лока, Бога дождя, воды и пло­до­ро­дия, покро­ви­теля миш­те­ков. Не стоит забы­вать также, что миш­теки назы­вали себя «людьми дождя», что тоже свя­зы­вает их с Тлалоком.

Утвер­жде­нию о связи гриб­ного жезла исклю­чи­тельно со жре­цами про­ти­во­ре­чат образы гос­по­дина 10 Собака, Орла (5), дер­жа­щего гриб­ной жезл во время бра­ко­со­че­та­ния (см. фото 2 на преды­ду­щей стра­нице), а также гос­по­дина 2 Вода, Огнен­ного Змея, Ноги с Огнем, кото­рый «ходит на войну» (см. фото 11 на преды­ду­щей стра­нице). Изоб­ра­же­ния этих пер­со­на­жей – жениха и воина – не содер­жат жре­че­ской атрибутики.

Оче­видно, что сим­во­ли­че­ски, а часто и визу­ально, гриб­ные жезлы в Кодексе Зуш-Наттолл свя­заны со свя­щен­ным дре­вом, как в Кодексе Бор­джиа и Кодексе Фейервари-Майера, выпол­нен­ных в стиле Миштеки-Пуэблы (подроб­нее см.: 4.2.1.  Группа Бор­джиа). На мини­а­тю­рах этих книг на древе рас­тут не цветы, что харак­терно для ацтек­ских кодек­сов, а листья-грибы. Между тем срав­ни­тель­ное иссле­до­ва­ние Кодекса Зуш-Наттолл и миш­тек­ских мифов пока­зало, что в нем гово­рится не о Древе Тамо­ан­чана, а о Древе Апо­алы, Древе Рож­де­ния, кото­рое мыс­лится как пальма. Поэтому сим­вол Древа Рож­де­ния – гриб­ные жезлы – имеют в своей основе лист пальмы.

image009Фото 16. Бра­ко­со­че­та­ние гос­пожи 3 Кре­мень (дочери) и гос­по­дина 12 Ветер, Глаза, Кото­рый Дымит. Раз­во­рот стра­ниц 20 и 19

image043Как и в Вен­ском мек­си­кан­ском кодексе, в Кодексе Зуш-Наттолл ассо­ци­а­цию с гри­бами, кото­рые росли в горах Миш­теки, вызы­вают пары зер­кально отра­жен­ных завит­ков. Они вхо­дят в состав каймы цвета золота, оги­ба­ю­щей Гору Насе­ко­мого на стра­ни­цах, рас­ска­зы­ва­ю­щих о бра­ко­со­че­та­нии гос­пожи 3 Кре­мень (дочери) и гос­по­дина 12 Ветер, Глаза, Кото­рый Дымит (фото 16). По мне­нию Фер­ди­нанда Андерса, эта гора явля­ется «местом, кото­рое играет важ­ную роль в ран­ней исто­рии миш­тек­ских дина­стий». На стра­нице 37, посвя­щен­ной рож­де­нию дина­стии Места Белой и Чер­ной Ленты, такая же кайма, но белого цвета, оги­бает долину Апо­алы (см. фото 12). Долина, веро­ятно, мыс­лится как часть Ниж­него мира, поскольку рас­по­ла­га­ется очень низко отно­си­тельно Древа Апо­алы, рас­ту­щего на горе. (Ф. Андерс назы­вает долину про­па­стью.) Соот­вет­ственно кайма вокруг нее и грибы на ней здесь имеют белый цвет, как и грибы схо­жего вида на стра­нице из Вен­ского кодекса (на фото слева).

Двой­ные завитки в Кодексе Зуш-Наттолл изоб­ра­жены не только в составе каймы, обрам­ля­ю­щей гору и долину. Как и в Вен­ском кодексе, нари­со­ван­ные по кон­туру горы, они могут состав­лять с горой еди­ное целое, имея тот же цвет, напри­мер, корич­не­вый или зеле­ный, т.е. цвет гриба. В резуль­тате воз­ни­кает пред­по­ло­же­ние о том, что в обоих кодек­сах грибы явля­ются атри­бу­том глифа горы, а гриб в пред­став­ле­нии миш­те­ков нераз­рывно свя­зан с горой. Однако, как и в Вен­ском кодексе, в Кодексе Зуш-Наттолл двой­ные завитки на поверх­но­сти горы пере­ме­жаться с желто-красными шари­ками, напри­мер, на стра­нице 22 (фото 17). На этой же стра­нице двой­ные завитки про­хо­дят по кон­туру туч. Понятно, что грибы на тучах не рас­тут. Сле­до­ва­тельно, гипо­тезу нужно было бы при­знать невер­ной. Но, с дру­гой сто­роны, известно, что тучи нахо­дятся во вла­де­нии Тла­лока, Бога дождя и пло­до­ро­дия, вод Цар­ства мерт­вых. А грибы отно­сятся именно к миру Тла­лока. С этой точки зре­ния, изоб­ра­же­ние гри­бов на тучах, кото­рые сопро­вож­дают поло­са­тых вои­нов, пред­на­зна­чен­ных для жерт­во­при­но­ше­ния, пред­став­ля­ется вполне уместным.

image045Фото 17[viii]. Эпи­зод справа: сра­же­ние Поло­са­тых Людей с гос­по­ди­ном 9 Ветер, Кецаль­ко­ат­лем, Крем­не­вым Ножом, и его помощ­ни­ками. Стра­ница 22

Однако более всего раз­ру­шает гипо­тезу о двой­ном зер­кально отра­жен­ном завитке как о грибе и атри­буте глифа горы образ Людей Камня, или Камен­ных Людей, у кото­рых двой­ной зави­ток раз­ме­щен на лок­те­вом и колен­ном суста­вах, а также на голове (фото 18).

image047Фото 18[ix]. Взя­тие в плен Людей Камня. Стра­ница 3, фрагмент

image013image015image017



[ii] Paxton M., Staines Cicero L. (editors). Constructing Power and Place in Mesoamerica: Pre-Hispanic Paintings from Mesoamerica. University of New Mexico Press, 2017 (https://books.google.ru/).

[v] Paxton M., Staines Cicero L. Opus cit.

[vi] Olko J. Insignia of Rank in the Nahua World: From the Fifteenth to the Seventeenth century. University press of Colorado, 2014 (https://books.google.ru/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>