ЛЕГЕНДА О НАЙЛАМПЕ,
приложение
Образ Йампайека в иконографии Моче
2.1. Декапитадор на сонахерах и чальчальчах из Уаки Рахады
Фото 1. Поясная погремушка с изображением божества Обезглавливателя. Размеры: 9,8×18,1×2,6 см. Материалы и техники: золотой сплав, бирюза и раковина спондилуса; литье, инкрустация. Стиль: Моче. Без обозначения даты. Место происхождения: Перу, Северное побережье. Художественный музей Уолтерса, Маунт-Вернон, США[i]
В гробницах старого и молодого правителей Сипана (уровень-6 и уровень-1 мавзолея Уаки Рахады) и в так называемой разграбленной гробнице (уровень-3) были обнаружены практически одинаковые золотые и серебряные сонахеры, которые носились на поясе (поясные сонахеры). Они декорированы орнаментом с изображением божества, держащего туми и человеческую голову. Фигура божества связана с большим косым крестом, который как бы прикреплен к его спине. Каждая сонахера имеет форму полукруга, ограниченного снизу рядом из полусфер. Эти же сонахеры входят в состав чальчальч старого и молодого правителей Сипана (фото 2).
Фото 2. Золотая чальчальча молодого правителя. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу [ii]
Именно такое божество Моче, которое изображается с туми в одной руке и отсеченной головой в другой чаще всего на фоне большого косого креста, я называю Декапитадором (исп. Decapitador – Обезглавливатель). Этим именем я отличаю данный персонаж от Аяпаэка, который, весьма вероятно, является более поздним воплощением Декапитадора. Образ Декапитадора в основном характерен для эпохи Сипана, однако встречается и в иконографии Моче последующих периодов.
Фото 3. Сонахера из серебра. Залы Старого властителя Сипана. Музей царский гробниц Сипана[iii]
Декапитадор изображен строго по одному канону, согласно которому ему придана типичная поза божества с жезлами. А это означает следующее. Стоящий вертикально персонаж полностью показан спереди, включая голову, которая дана анфас. Ноги слегка расставлены, а стопы сильно развернуты носками наружу и расположены на одной прямой линии (вторая хореографическая позиция). Полусогнутые в локтях руки разведены в стороны. Четыре пальца прижаты к ладони, а большой палец выпрямлен. Такой хват руки тоже стал каноническим для божеств. Подобным образом сложены также пальцы пустых рук воинов Моче на росписях сосудов в стиле тонкой линии, видимо, в подражание божествам.
Фото 4. Церемониальная чаша из камня. Культура: Чавин. Неевропейская коллекция замка Сфорца, Милан, Италия[iv]
Поза божества с жезлами сформировалась еще в эпоху Чавин-де-Уантара и стала канонической в иконографии Андского мира для верховного божества, т.е. для божества-первопредка. Комплексное изучение изобразительных свидетельств культур Чавина, Паракаса и Тайроны показывает, что такая поза обусловлена тем, что божество стоит (находится) внутри или несет на спине индивидуальный летательный и/или плавательный аппарат и держится руками за его скобы (фото 4) или раму в случае рамной конструкции.
Фото 5[v]. Фронталь молодого правителя. Размеры: 65×42 см. Материалы: позолоченная медь, бирюза. Музей царских гробниц Сипана
Примером такого изображения эпохи Сипана является фронталь молодого правителя с фигурой Божества уллючо (подробнее см.: 1.2.5.1.2. Фронталь с Божеством уллючо как исторический источник). Изображение его рук не оставляет сомнения в том, что он держится ими за петли или скобы аппарата.
Фото 6[vi]. Первый штандарт молодого правителя. Музей царских гробниц Сипана
Временами понимание подобного положения рук утрачивалось, и божество начинало изображаться с пустыми руками, как это можно видеть на примере фигур Божества уллючо, помещенных на штандартах старого и молодого правителей Сипана (фото 6). Но поскольку такая поза была ничем не оправдана, в руки божеству стали вкладывать предметы – чаще всего жезлы и посохи. Поэтому я и дала этой позе такой название – поза божества с двумя жезлами. Ярким примером образа божества с двумя жезлами является Улыбающийся бог Чавина, изображенный на каменной стеле Раймонди (фото 7 и 8), которая относится к эпохе Нового храма (500 – 200 гг. до н.э.).
Фото 7[vii]. Фрагмент стелы Раймонди. Фото 8[viii]. Абрис стелы
Вместо жезлов с навершиями разной конфигурации или посохов с ромбовидным навершием, характерных для изображений Йампайека на сосудах и ювелирных изделиях культуры Сикана–Ламбайеке, Декапитадор держит в одной руке туми с веревочной петлей, а в другой – человеческую голову за волосы. Оба эти объекта образуют абрис полукруглых скоб летательного аппарата. Движителем аппарата является большой косой крест, который находится за спиной Декапитадора и воспринимается как прикрепленный к его спине. Роль полусфер, которые, скорее всего, изображают полные сферы, неясна. Но, по логике вещей это – образ вращающихся частей аппарата. Стоит отметить, что полусферы (сферы) разной величины являются неизменным элементом изделий из меди и драгоценных металлов Сикана.
Фото 9[ix]. Сонахера молодого правителя. Музей царских гробниц Сипана
Косой крест, каждая лопасть которого покрыта двумя параллельными линиями узора из прямоугольников, нельзя соотнести ни с одним из символов андской религии. Ведь ими по большей части служили изображения созданий природы. А значит, как показывает мой опыт изучения андской иконографии, таких предметов не было в мире, окружавшем художников и руководивших ими жрецов. Поэтому его изображение в некотором роде было скопировано с предмета или объекта, принадлежавшего богам во плоти и ассоциировавшегося с их божественными силами. А главным из них была способность плавать под водой и по воде, как я уже не раз говорила, «без руля и без ветрил» и летать без крыльев. Следовательно, к спине Декапитадора может быть прикреплено изображение винта индивидуального летательного аппарата, схожего с вертолетом-ранцем, созданным в США в 1940-х гг. (фото 10).
Фото 10[x]. Функционирующий вертолет-ранец «Pentecost HX-1», созданный фирмой «Hoppi-Copters Inc.», основанной Горацием Т. Пентекостом (Horace T. Pentecost) в 1940-х гг. Аэрокосмический музей округа Пимы, шт. Аризона, США[xi]
Несомненно, звездный гость, летавший с помощью такого аппарата, представлял смертельную опасность для коренных жителей, которые по неосторожности могли лишиться головы. Этим и объясняется столь свирепый и устрашающий образ Декапитадора с туми и отсеченной головой, который всем своим видом показывает, что его нужно остерегаться. Такой вид боги во плоти могли принимать в реальности, чтобы отпугнуть местных жителей и уберечь их от беды.
Поясные сонахеры, подобные тем, что были найдены в гробницах Уаки Рахады, характерны для церемониального облачения мочикской знати и особенно – для военного костюма. В нем, судя по скульптурным и живописным изображениям на сосудах, они присутствовали в комплекте с чальчальчами. До нас дошли в основном чальчальчи с такими сонахерами, которые также имеют форму полукруга и ограничены снизу дугой из полусфер, но сделаны гораздо более примитивно. Притом фигура Декапитадора на сонахерах заменена плодами уллючо (см. фото 15 – 19 в материале «Чальчальча»). Произошло это, очевидно, потому, что ювелирное ремесло Моче не было достаточно развито, чтобы повторить такое сложное изделие, как сонахера из Уаки Рахады.
Фото 11[xii]. Золотая сонахера, ранее похищенная уакеро из безымянной гробницы Уаки Рахады. Музей царских гробниц Сипана
Сонахеры с Декапитадором поражают мастерством художника, создавшего столь изящную и хитроумную композицию, и ювелира, выполнившего ее на столь высоком уровне с тщательной проработкой мельчайших деталей. К тому же не может не удивлять и то, что сонахеры молодого и старого правителей, которых разделяет четыре поколения, практически являются копиями друг друга. Кроме того, по стилю образ Декапитадора существенно отличается от манеры подачи других персонажей на изображениях предметов, найденных в гробницах обоих правителей, и в частности от Божества уллючо. Между тем, Божество уллючо, присутствующее на штандартах обоих правителей и на фронтали молодого правителя, и Декапитадор представляют одно и то же божество, но воплощенное разными художественными средствами и изготовленное с использованием разных приемов обработки металла.
Техника изготовления сонахер с Декапитадором, как мне представляется, была намного более продвинутой, чем у ремесленников Моче. Насколько я пониманию, в ней были использованы, в частности, метод потерянного воска и метод потерянного воска с ядром. (Подробнее см.: «Ювелирные техники древней Колумбии».) Таких высот работы с драгоценными металлами достигли только ювелиры древней Колумбии. Они считаются непревзойденными мастерами и изобретателями многих техник, получивших впоследствии распространение в Андском и Промежуточном мире. Между тем ювелиры Моче, как показывают находки из гробниц мавзолея Уаки Рахады, в основном делали украшения из листов меди, вырезая из них нужные фигуры, форма которым придавалась методом репуссе. А рисунок наносился способом гравировки. Детали соединялись с помощью скрепок. Существует несколько примеров использования металлического припоя[xiii]. Находки из золота и серебра в захоронениях практически отсутствуют. Золотые и серебряные предметы в большом количестве были обнаружены только в гробницах старого и молодого правителя, и все они отличаются превосходной работой ювелиров. (Судя по тем предметам, которые удалось вернуть, золотых и серебряных изделий было много и в разграбленной гробнице.)
Можно было бы предположить, что при старом правителе существовали мастерские, в которых работали ювелиры, прибывшие вместе с его двором на землю Моче из древнего Эквадора или Колумбии или других территорий Промежуточного мира. Они изготовили по своим шаблонам большой набор сонахер с Декапитадором и чальчальчи с такими сонахерами. Эти предметы могли передаваться по наследству членам династии. Часть из них помещалась в фардо нобля, когда он умирал. Поэтому количество наследуемых сонахер со временем сокращалось. Так, в фардо старого правителя было найдено 20 поясных сонахер с изображением Декапитадора, изготовленных из золота и серебра. Десять золотых сонахер из этого комплекта показаны на фото[xiv] слева. Еще две сонахеры входили в составе больших чальчальч. А у молодого правителя их осталось всего две и две на чальчальчах.
Фото 12[xv] и 13[xvi]. Сонахеры молодого правителя в витрине Музея царских гробница Сипана. Снимки 2001 и 2007 гг.
Однако в захоронениях членов династии Сипана, живших в период между правлением старого и царствованием молодого правителя (кроме разграбленной гробницы на уровне-3), поясные сонахеры не содержались вообще, а чальчальчи, появившиеся только в гробницах воинов на уровне-4, не имели никаких украшений и соответственно не были снабжены сонахерами. На основе этих данных можно было бы сделать вывод о том, что в основном наследство старого правителя досталось только его потомку через четыре поколения, а именно, молодому правителю, а также правителю, похороненному в разграбленной гробнице. Но этому предположению противоречит тот факт, что при всей схожести шаблона две золотые сонахеры молодого правителя немного больше по размеру сонахер старого правителя, а «лезвиям» его чальчальч придана более искривленная форма. Следовательно, гипотеза наследования данных инсигний исключается.
Скорее всего, с прирастанием земель, накоплением богатства, укреплением власти и авторитета у молодого правителя появилась возможность заказать ювелирные изделия у иноземных мастеров в соответствии со своими предпочтениями и в рамках традиций династии. В этот заказ было включено и изготовление копий сонахер и чальчальч старого правителя. Однако остается неясным, с каких сонахер и чальчальч делались копии. Остается только предположить, что для этих целей погребальное фардо старого правителя было вскрыто.
[ix] http://viajes.efetur.com/noticia/el-museo-peruano-tumbas-reales-de-sipan-alcanza-los-2-millones-de-visitantes/
[xii] http://ricardosiman.com/museo-sipan/entrada-museo
[xiii] Alva W., Chero L. La Tumba del Sacerdote Guerrero // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 – 137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato, Italia, 2008. (http://www.academia.edu/8549431/La_Tumba_del_Sacerdote_Guerrero_de_Sipán).