2. Декапитадор

 ЛЕГЕНДА О НАЙЛАМПЕ,
при­ло­же­ние
Образ Йам­пай­ека в ико­но­гра­фии Моче

image0012. Дека­пи­та­дор

2.1. Дека­пи­та­дор на сона­хе­рах и чаль­чаль­чах из Уаки Рахады

image001Фото 1. Пояс­ная погре­мушка с изоб­ра­же­нием боже­ства Обез­глав­ли­ва­теля. Раз­меры: 9,8×18,1×2,6 см. Мате­ри­алы и тех­ники: золо­той сплав, бирюза и рако­вина спон­ди­луса; литье, инкру­ста­ция. Стиль: Моче. Без обо­зна­че­ния даты. Место про­ис­хож­де­ния: Перу, Север­ное побе­ре­жье. Худо­же­ствен­ный музей Уол­терса, Маунт-Вернон, США[i]

В гроб­ни­цах ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана (уровень-6 и уровень-1 мав­зо­лея Уаки Рахады) и в так назы­ва­е­мой раз­граб­лен­ной гроб­нице (уровень-3) были обна­ру­жены прак­ти­че­ски оди­на­ко­вые золо­тые и сереб­ря­ные сона­херы, кото­рые носи­лись на поясе (пояс­ные сона­херы). Они деко­ри­ро­ваны орна­мен­том с изоб­ра­же­нием боже­ства, дер­жа­щего туми и чело­ве­че­скую голову. Фигура боже­ства свя­зана с боль­шим косым кре­стом, кото­рый как бы при­креп­лен к его спине. Каж­дая сона­хера имеет форму полу­круга, огра­ни­чен­ного снизу рядом из полу­сфер. Эти же сона­херы вхо­дят в состав чаль­чальч ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана (фото 2).

image035Фото 2. Золо­тая чаль­чальча моло­дого пра­ви­теля. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу [ii]

Именно такое боже­ство Моче, кото­рое изоб­ра­жа­ется с туми в одной руке и отсе­чен­ной голо­вой в дру­гой чаще всего на фоне боль­шого косого кре­ста, я назы­ваю Дека­пи­та­до­ром (исп. Decapitador – Обез­глав­ли­ва­тель). Этим име­нем я отли­чаю дан­ный пер­со­наж от Аяпа­эка, кото­рый, весьма веро­ятно, явля­ется более позд­ним вопло­ще­нием Дека­пи­та­дора. Образ Дека­пи­та­дора в основ­ном харак­те­рен для эпохи Сипана, однако встре­ча­ется и в ико­но­гра­фии Моче после­ду­ю­щих периодов.

image005Фото 3. Сона­хера из серебра. Залы Ста­рого вла­сти­теля Сипана. Музей цар­ский гроб­ниц Сипана[iii]

Дека­пи­та­дор изоб­ра­жен строго по одному канону, согласно кото­рому ему при­дана типич­ная поза боже­ства с жез­лами. А это озна­чает сле­ду­ю­щее. Сто­я­щий вер­ти­кально пер­со­наж пол­но­стью пока­зан спе­реди, вклю­чая голову, кото­рая дана анфас. Ноги слегка рас­став­лены, а стопы сильно раз­вер­нуты нос­ками наружу и рас­по­ло­жены на одной пря­мой линии (вто­рая хорео­гра­фи­че­ская пози­ция). Полу­со­гну­тые в лок­тях руки раз­ве­дены в сто­роны. Четыре пальца при­жаты к ладони, а боль­шой палец выпрям­лен. Такой хват руки тоже стал кано­ни­че­ским для божеств. Подоб­ным обра­зом сло­жены также пальцы пустых рук вои­нов Моче на рос­пи­сях сосу­дов в стиле тон­кой линии, видимо, в под­ра­жа­ние божествам.

image007Фото 4. Цере­мо­ни­аль­ная чаша из камня. Куль­тура: Чавин. Неев­ро­пей­ская кол­лек­ция замка Сфорца, Милан, Ита­лия[iv]

Поза боже­ства с жез­лами сфор­ми­ро­ва­лась еще в эпоху Чавин-де-Уантара и стала кано­ни­че­ской в ико­но­гра­фии Анд­ского мира для вер­хов­ного боже­ства, т.е. для божества-первопредка. Ком­плекс­ное изу­че­ние изоб­ра­зи­тель­ных сви­де­тельств куль­тур Чавина, Пара­каса и Тай­роны пока­зы­вает, что такая поза обу­слов­лена тем, что боже­ство стоит (нахо­дится) внутри или несет на спине инди­ви­ду­аль­ный лета­тель­ный и/или пла­ва­тель­ный аппа­рат и дер­жится руками за его скобы (фото 4) или раму в слу­чае рам­ной конструкции.

image019Фото 5[v]. Фрон­таль моло­дого пра­ви­теля. Раз­меры: 65×42 см.  Мате­ри­алы: позо­ло­чен­ная медь, бирюза. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

При­ме­ром такого изоб­ра­же­ния эпохи Сипана явля­ется фрон­таль моло­дого пра­ви­теля с фигу­рой Боже­ства уллючо (подроб­нее см.: 1.2.5.1.2. Фрон­таль с Боже­ством уллючо как исто­ри­че­ский источ­ник). Изоб­ра­же­ние его рук не остав­ляет сомне­ния в том, что он дер­жится ими за петли или скобы аппарата.

image007Фото 6[vi]. Пер­вый штан­дарт моло­дого пра­ви­теля. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Вре­ме­нами пони­ма­ние подоб­ного поло­же­ния рук утра­чи­ва­лось, и боже­ство начи­нало изоб­ра­жаться с пустыми руками, как это можно видеть на при­мере фигур Боже­ства уллючо, поме­щен­ных на штан­дар­тах ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана (фото 6). Но поскольку такая поза была ничем не оправ­дана, в руки боже­ству стали вкла­ды­вать пред­меты – чаще всего жезлы и посохи. Поэтому я и дала этой позе такой назва­ние – поза боже­ства с двумя жез­лами. Ярким при­ме­ром образа боже­ства с двумя жез­лами явля­ется Улы­ба­ю­щийся бог Чавина, изоб­ра­жен­ный на камен­ной стеле Рай­монди (фото 7 и 8), кото­рая отно­сится к эпохе Нового храма (500 – 200 гг. до н.э.).

IMG_9043 copy image015Фото 7[vii]. Фраг­мент стелы Рай­монди. Фото 8[viii]. Абрис стелы

Вме­сто жез­лов с навер­ши­ями раз­ной кон­фи­гу­ра­ции или посо­хов с ром­бо­вид­ным навер­шием, харак­тер­ных для изоб­ра­же­ний Йам­пай­ека на сосу­дах и юве­лир­ных изде­лиях куль­туры Сикана–Ламбайеке, Дека­пи­та­дор дер­жит в одной руке туми с вере­воч­ной пет­лей, а в дру­гой – чело­ве­че­скую голову за волосы. Оба эти объ­екта обра­зуют абрис полу­круг­лых скоб лета­тель­ного аппа­рата. Дви­жи­те­лем аппа­рата явля­ется боль­шой косой крест, кото­рый нахо­дится за спи­ной Дека­пи­та­дора и вос­при­ни­ма­ется как при­креп­лен­ный к его спине. Роль полу­сфер, кото­рые, ско­рее всего, изоб­ра­жают пол­ные сферы, неясна. Но, по логике вещей это – образ вра­ща­ю­щихся частей аппа­рата. Стоит отме­тить, что полу­сферы (сферы) раз­ной вели­чины явля­ются неиз­мен­ным эле­мен­том изде­лий из меди и дра­го­цен­ных метал­лов Сикана.

image017Фото 9[ix]. Сона­хера моло­дого пра­ви­теля. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Косой крест, каж­дая лопасть кото­рого покрыта двумя парал­лель­ными лини­ями узора из пря­мо­уголь­ни­ков, нельзя соот­не­сти ни с одним из сим­во­лов анд­ской рели­гии. Ведь ими по боль­шей части слу­жили изоб­ра­же­ния созда­ний при­роды. А зна­чит, как пока­зы­вает мой опыт изу­че­ния анд­ской ико­но­гра­фии, таких пред­ме­тов не было в мире, окру­жав­шем худож­ни­ков и руко­во­див­ших ими жре­цов. Поэтому его изоб­ра­же­ние в неко­то­ром роде было ско­пи­ро­вано с пред­мета или объ­екта, при­над­ле­жав­шего богам во плоти и ассо­ци­и­ро­вав­ше­гося с их боже­ствен­ными силами. А глав­ным из них была спо­соб­ность пла­вать под водой и по воде, как я уже не раз гово­рила, «без руля и без вет­рил» и летать без кры­льев. Сле­до­ва­тельно, к спине Дека­пи­та­дора может быть при­креп­лено изоб­ра­же­ние винта инди­ви­ду­аль­ного лета­тель­ного аппа­рата, схо­жего с вертолетом-ранцем, создан­ным в США в 1940-х гг. (фото 10).

image057Фото 10[x]. Функ­ци­о­ни­ру­ю­щий вертолет-ранец «Pentecost HX-1», создан­ный фир­мой «Hoppi-Copters Inc.», осно­ван­ной Гора­цием Т. Пен­те­ко­стом (Horace T. Pentecost) в 1940-х гг. Аэро­кос­ми­че­ский музей округа Пимы, шт. Ари­зона, США[xi]

Несо­мненно, звезд­ный гость, летав­ший с помо­щью такого аппа­рата, пред­став­лял смер­тель­ную опас­ность для корен­ных жите­лей, кото­рые по неосто­рож­но­сти могли лишиться головы. Этим и объ­яс­ня­ется столь сви­ре­пый и устра­ша­ю­щий образ Дека­пи­та­дора с туми и отсе­чен­ной голо­вой, кото­рый всем своим видом пока­зы­вает, что его нужно осте­ре­гаться. Такой вид боги во плоти могли при­ни­мать в реаль­но­сти, чтобы отпуг­нуть мест­ных жите­лей и убе­речь их от беды.

Пояс­ные сона­херы, подоб­ные тем, что были най­дены в гроб­ни­цах Уаки Рахады, харак­терны для цере­мо­ни­аль­ного обла­че­ния мочик­ской знати и осо­бенно – для воен­ного костюма. В нем, судя по скульп­тур­ным и живо­пис­ным изоб­ра­же­ниям на сосу­дах, они при­сут­ство­вали в ком­плекте с чаль­чаль­чами. До нас дошли в основ­ном чаль­чальчи с такими сона­хе­рами, кото­рые также имеют форму полу­круга и огра­ни­чены снизу дугой из полу­сфер, но сде­ланы гораздо более при­ми­тивно. При­том фигура Дека­пи­та­дора на сона­хе­рах заме­нена пло­дами уллючо (см. фото 15 – 19 в мате­ри­але «Чаль­чальча»). Про­изо­шло это, оче­видно, потому, что юве­лир­ное ремесло Моче не было доста­точно раз­вито, чтобы повто­рить такое слож­ное изде­лие, как сона­хера из Уаки Рахады.

image055Фото 11[xii]. Золо­тая сона­хера, ранее похи­щен­ная уакеро из безы­мян­ной гроб­ницы Уаки Рахады. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Сона­херы с Дека­пи­та­до­ром пора­жают мастер­ством худож­ника, создав­шего столь изящ­ную и хит­ро­ум­ную ком­по­зи­цию, и юве­лира, выпол­нив­шего ее на столь высо­ком уровне с тща­тель­ной про­ра­бот­кой мель­чай­ших дета­лей. К тому же не может не удив­лять и то, что сона­херы моло­дого и ста­рого пра­ви­те­лей, кото­рых раз­де­ляет четыре поко­ле­ния, прак­ти­че­ски явля­ются копи­ями друг друга. Кроме того, по стилю образ Дека­пи­та­дора суще­ственно отли­ча­ется от манеры подачи дру­гих пер­со­на­жей на изоб­ра­же­ниях пред­ме­тов, най­ден­ных в гроб­ни­цах обоих пра­ви­те­лей, и в част­но­сти от Боже­ства уллючо. Между тем, Боже­ство уллючо, при­сут­ству­ю­щее на штан­дар­тах обоих пра­ви­те­лей и на фрон­тали моло­дого пра­ви­теля, и Дека­пи­та­дор пред­став­ляют одно и то же боже­ство, но вопло­щен­ное раз­ными худо­же­ствен­ными сред­ствами и изго­тов­лен­ное с исполь­зо­ва­нием раз­ных при­е­мов обра­ботки металла.

Тех­ника изго­тов­ле­ния сона­хер с Дека­пи­та­до­ром, как мне пред­став­ля­ется, была намного более про­дви­ну­той, чем у ремес­лен­ни­ков Моче. Насколько я пони­ма­нию, в ней были исполь­зо­ваны, в част­но­сти, метод поте­рян­ного воска и метод поте­рян­ного воска с ядром. (Подроб­нее см.: «Юве­лир­ные тех­ники древ­ней Колум­бии».) Таких высот работы с дра­го­цен­ными метал­лами достигли только юве­лиры древ­ней Колум­бии. Они счи­та­ются непре­взой­ден­ными масте­рами и изоб­ре­та­те­лями мно­гих тех­ник, полу­чив­ших впо­след­ствии рас­про­стра­не­ние в Анд­ском и Про­ме­жу­точ­ном мире. Между тем юве­лиры Моче, как пока­зы­вают находки из гроб­ниц мав­зо­лея Уаки Рахады, в основ­ном делали укра­ше­ния из листов меди, выре­зая из них нуж­ные фигуры, форма кото­рым при­да­ва­лась мето­дом репуссе. А рису­нок нано­сился спо­со­бом гра­ви­ровки. Детали соеди­ня­лись с помо­щью скре­пок. Суще­ствует несколько при­ме­ров исполь­зо­ва­ния метал­ли­че­ского при­поя[xiii]. Находки из золота и серебра в захо­ро­не­ниях прак­ти­че­ски отсут­ствуют. Золо­тые и сереб­ря­ные пред­меты в боль­шом коли­че­стве были обна­ру­жены только в гроб­ни­цах ста­рого и моло­дого пра­ви­теля, и все они отли­ча­ются пре­вос­ход­ной рабо­той юве­ли­ров. (Судя по тем пред­ме­там, кото­рые уда­лось вер­нуть, золо­тых и сереб­ря­ных изде­лий было много и в раз­граб­лен­ной гробнице.)

image045Можно было бы пред­по­ло­жить, что при ста­ром пра­ви­теле суще­ство­вали мастер­ские, в кото­рых рабо­тали юве­лиры, при­быв­шие вме­сте с его дво­ром на землю Моче из древ­него Эква­дора или Колум­бии или дру­гих тер­ри­то­рий Про­ме­жу­точ­ного мира. Они изго­то­вили по своим шаб­ло­нам боль­шой набор сона­хер с Дека­пи­та­до­ром и чаль­чальчи с такими сона­хе­рами. Эти пред­меты могли пере­да­ваться по наслед­ству чле­нам дина­стии. Часть из них поме­ща­лась в фардо нобля, когда он уми­рал. Поэтому коли­че­ство насле­ду­е­мых сона­хер со вре­ме­нем сокра­ща­лось. Так, в фардо ста­рого пра­ви­теля было най­дено 20 пояс­ных сона­хер с изоб­ра­же­нием Дека­пи­та­дора, изго­тов­лен­ных из золота и серебра. Десять золо­тых сона­хер из этого ком­плекта пока­заны на фото[xiv] слева. Еще две сона­херы вхо­дили в составе боль­ших чаль­чальч. А у моло­дого пра­ви­теля их оста­лось всего две и две на чаль­чаль­чах.

image027 image029Фото 12[xv] и 13[xvi]. Сона­херы моло­дого пра­ви­теля в вит­рине Музея цар­ских гроб­ница Сипана. Снимки 2001 и 2007 гг.

Однако в захо­ро­не­ниях чле­нов дина­стии Сипана, жив­ших в период между прав­ле­нием ста­рого и цар­ство­ва­нием моло­дого пра­ви­теля (кроме раз­граб­лен­ной гроб­ницы на уровне-3), пояс­ные сона­херы не содер­жа­лись вообще, а чаль­чальчи, появив­ши­еся только в гроб­ни­цах вои­нов на уровне-4, не имели ника­ких укра­ше­ний и соот­вет­ственно не были снаб­жены сона­хе­рами. На основе этих дан­ных можно было бы сде­лать вывод о том, что в основ­ном наслед­ство ста­рого пра­ви­теля доста­лось только его потомку через четыре поко­ле­ния, а именно, моло­дому пра­ви­телю, а также пра­ви­телю, похо­ро­нен­ному в раз­граб­лен­ной гроб­нице. Но этому пред­по­ло­же­нию про­ти­во­ре­чит тот факт, что при всей схо­же­сти шаб­лона две золо­тые сона­херы моло­дого пра­ви­теля немного больше по раз­меру сона­хер ста­рого пра­ви­теля, а «лез­виям» его чаль­чальч при­дана более искрив­лен­ная форма. Сле­до­ва­тельно, гипо­теза насле­до­ва­ния дан­ных инсиг­ний исключается.

Ско­рее всего, с при­рас­та­нием земель, накоп­ле­нием богат­ства, укреп­ле­нием вла­сти и авто­ри­тета у моло­дого пра­ви­теля появи­лась воз­мож­ность зака­зать юве­лир­ные изде­лия у ино­зем­ных масте­ров в соот­вет­ствии со сво­ими пред­по­чте­ни­ями и в рам­ках тра­ди­ций дина­стии. В этот заказ было вклю­чено и изго­тов­ле­ние копий сона­хер и чаль­чальч ста­рого пра­ви­теля. Однако оста­ется неяс­ным, с каких сона­хер и чаль­чальч дела­лись копии. Оста­ется только пред­по­ло­жить, что для этих целей погре­баль­ное фардо ста­рого пра­ви­теля было вскрыто.

image060   image062


[xii] http://ricardosiman.com/museo-sipan/entrada-museo

[xiii] Alva W., Chero L. La Tumba del Sacerdote Guerrero // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 – 137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato, Italia, 2008. (http://www.academia.edu/8549431/La_Tumba_del_Sacerdote_Guerrero_de_Sipán).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>