Послание Врат Солнца, § 4. Боги побережья и империя Уари
Фото 1[1]
В середине декабря 2008 г. агентство «Андина» (Andina) сообщило о новом сенсационном открытии перуанских археологов и опубликовало первые две фотографии раскопок (фото 1 и 2). На горе Патапо, расположенной на северном побережье Перу в 22,5 км от города Чиклайо (регион Ламбайеке), было найдено большое поселение, которое чаще всего называют крепостью. Этот археологический комплекс стал известен миру как Серро-Патапо (Cerro Pátapo, cerro – гора, холм).
Фото 2[2]
Похоже, что сайт Серро-Патапо, как и археологический комплекс Кончопаты, также находился под угрозой уничтожения. Работы по его возрождению и спасению, проводившиеся под руководством археолога Сесара Сориано Риоса (César Soriano Ríos), начались 27 ноября 2008 г. Для их осуществления были наняты 45 местных рабочих[3].
Фото 3[4]
После удалении обломков были открыты остатки прямолинейных каменных строений из битого камня или валунов, без использования тесаных каменных блоков (фото 3 – 5, 10 и 11 с сайта правительства Перу[5]). Высота некоторых стен достигала 7 м[6].
По сообщению «Андины», за очень короткое время были очищены «руины впечатляющей крепости, домов, школы, солнечных обсерваторий и даже монастыря и зала суда». В 2 км от центра цитадели в каменном здании с двухметровыми стенами был обнаружен огромный керамический горшок, содержащий приданое молодой женщины возрастом от 17 до 21 лет: одежда из хлопка, включая блузки и короткие платья, а также большое количество других личных вещей[7].
Фото 6[8]
Я нашла только одну фотографию керамики из Серро-Патапо (фото 6). Бутыль представляет собой голову уарийского имперского божества, которая обычно помещается на горлышке (фото 7). Однако здесь голова располагается на тулове сосуда. У меня это скульптура вызывает ассоциации с трофейной (отрубленной) головой.
Фото 9[9]. Сосуды лицо-на-горлышке культуры Уари. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима
В число находок входят также два геоглифа. Один из них – мифическая птица, похожая на пеликана, а другой – океанская волна. Однако наибольшее внимание археологов из Трухильо привлекли жилые зоны властителей, которые правили с 750 до 1470 г. н.э., а также зоны, где «судили узников», включающие в себя «тюремные камеры и главный зал суда». По словам «Андины», приговоренные к смертной казни сбрасывались с вершины горы, на которой расположена крепость. Кости были обнаружены у ее подножия[10].
Значение открытия
Открытие сайта Серро-Патапо имеет большое историческое значение. Сесар Сориано считает, что в Серро-Патапо было найдено поселение империи Уари (500 – 1200 гг. н.э.), т.е. первое неоспоримое свидетельство присутствия Уари в Ламбайеке. Ранее общепринятым являлось мнение, что Уари распространяло свое влияние, кроме высокогорной части Древнего Перу, только на юг побережья, и лишь некоторые ученые высказывали предположение о том, что север побережья также входил в состав империи.
На северном побережье в регионе Ламбайеке, по мнению археологов и антропологов, существовали цивилизации Моче и Ламбайеке (Сикан). При этом о столетнем периоде между падением царства Моче и возникновением царства Сикана имелось мало данных. На их основе нельзя было с достоверностью судить о том, что же происходило тогда на территории Ламбайеке. И лишь отдельные перуанские и зарубежные археологи говорили о длительном пребывании в Ламбайеке империи Уари в конце эпохи Моче и начале эпохи Ламбайеке. В связи с этим отмечалось влияние стиля Уари (Пачакамака) на иконографию керамики Сикана и смешение стилей Моче и Уари в росписи одной из уак (Huaca La Mallanga). Еще в 70-х гг. прошлого века авторитетными учеными, специалистами по истории Ламбайеке, было высказано мнение о благоприятном воздействии на культуру Ламбайеке присутствия Уари. Отмечалось, что присутствие Уари было ключевым моментом стимуляции нового расцвета на северном побережье в течение господства Уари. Говорилось даже о том, что экспансия Тиауанако, выраженная в присутствии Уари на побережье, стала причиной «великой культурной революции» в Ламбайеке. Эухенио Аларко (Eugenio Alarco) на XXXIX Международном конгрессе американистов в августе 1970 г. выдвинул даже гипотезу о том, что Найламп и его династия, правившая в Ламбайеке, происходили из Тиауанако. И теперь после многих лет упоминания о признаках присутствия Уари или Тиауанако на территории Ламбайеке открытие Сесара Сориано установило существование архитектуры культуры Уари в этом регионе[11].
Согласно гипотезе С. Сориано, империя Уари стала наращивать свое присутствие на территориях, ранее подвластных державе Моче (100 – 600 гг. н.э.), сразу после ее падения около 600 г., подтверждением чего и является строительство крепости Серро-Патапо. Начало господства империи в этом регионе он относит к 700 г.[12]. Период между культурами Моче и Ламбайеке на северном побережье был в истории Древнего Перу белым пятном. Теперь, по словам С. Сориано, благодаря открытию уарийского поселения в Патапо, недостающее звено найдено[13].
Теория С. Сориано была подтверждена исследованием Франсиско Кабреры (Francisco Cabrera), который определил и другие крупные сайты оккупации Уари в данном регионе. Гипотеза в дальнейшем укрепилась благодаря полевым работам в Ламбайеке археологов и антропологов из Аякучо – Адана Каситльи Риверы (Adán Castilla Rivera), Максимо Лопеса Киспе (Máximo López Quispe), Бенхамина Флореса (Benjamín Flores). Они сообщают: «Было проведено обследование около 15 поселений, где был обнаружен прямоугольный шаблон строений, характерный для империи Уари, который разрабатывался в Аякучо между 500 и 1200 гг. после Рождества Христова. Существует много совпадений в конструктивном шаблоне культуры Уари с обследованными в полевых условиях поселениями в Ламбайеке. Тип строительства похож на 99 процентов на строительство Уари»[14].
О присутствии Уари на северном побережье Перу свидетельствуют и исследования археологического сайта церемониального и погребального комплекса Сан-Хосе-де-Моро (San Jose de Moro), где находятся элитные захоронения культуры Моче 1000 лет непрерывной оккупации. Сан-Хосе-де-Моро – это название крестьянской общины, которая расположена на берегу реки Чаман (Chamán) долины Хекетепеке (Jequetepeque), к северу от города Чепен (Chepén) в департаменте Ла-Либертад (La Libertad). Раскопки здесь ведутся с 1991 г.[15]. В гробницах Сан-Хосе-де-Моро археологи обнаружили керамические изделия культуры Уари. Среди них привлекает внимание керо, показанное на фото 12.
Фото 12[16]
Это керо, пожалуй, единственный артефакт, из тех, что я видела, где Бог Врат Солнца изображен в образе декапитатора в духе Моче – с отсеченной головой, которую бог держит за волосы. Правда, в правой руке у него не туми, а топор с лезвием, опущенным вниз. Знак туми зато помещен в центре груди божества. В целом его атрибуты выписаны по канону божества-корабля Сикана–Наски. И здесь снова можно видеть странный шайбообразный нос или с дырками, или с затычками в больших ноздрях.
Таким образом, включение в состав империи Уари северного побережья Древнего Перу, которое было частью угасшей к этому времени, по мнению большинства ученых, культуры Моче, теперь уже не вызывает сомнений.
Так, А. Кастилья Ривера считает (2009), что Уари расширялось в два этапа. В результате первого территориального расширения оно стало доминировать в регионах: Аякучо, побережье Ики, Лимы, в сьерре Анкаш, Уануко, Паско до сьерры Ла-Либертад, сформировавшись как теократическое и милитаристское государство. Вторая экспансия (с 700 до 800 г. н.э.) дала возможность Уари занять новые регионы на северном побережье – Пиуру, Ламбайеке, Кахамарку, Ла-Либертад, где были созданы обнесенные стенами административные и церемониальные центры, «поселения с адекватными базовыми услугами», по выражению А. Кастильи. Империя охватывала север до Пиуры и юг до Такны, в том числе Арекипу и Куско[17].
Бесспорно, империя, объединившая Анды, существовала. Но насколько она была централизованной, и действительно ли в ней доминировало Уари и тем более Тиауанако? Действительно ли Уари стояло у ее истоков и было движущей силой всех процессов? Можно ли это образование называть империей Уари? Мои исследования показывают, что нет. Думается, что спасаясь от природных катаклизмов – тотального наводнения, а затем катастрофической засухи, боги Моче со своим народом перебрались в горы и, обосновавшись там, инициировали те процессы, которые привели к окончательному падению Тиауанако, утрате его влияния на андский мир и объединению Анд под их контролем. Роль Уари для меня пока неясна. Вероятно, его использовали как военную силу и своего рода ширму. Но очевидно, что правители из Аякучо не были главными в большой игре.
Конечно, трудно спорить с аякучанскими археологами, которые сравнили архитектуру долины Аякучо и Ламбайеке и нашли совпадения на 99 %. Но эта архитектура настолько примитивна, что в ней сложно отыскать какие-либо бесспорные отличительные особенности, как, например, резьба по камню или обработка камня вообще. Обработка камня в структурах Серро-Патапо и долины Аякучо (кроме города Уари) отсутствует полностью. Кроме того, для культуры горного Уари, как известно, характерны D-образные структуры. Но в отчете аякучанских археологов говорится только о прямолинейных конструкциях. И в Серро-Патапо, судя по довольно подробному фотоматериалу, D-образных структур нет. Нет их и в тех поселениях Уари, которые стали строиться державой, уже когда она готовилась к экспансии и осуществляла ее. Я говорю о городах типа Пикильякты. Возможно, с этими городами нашли сходство у построек Ламбайеке археологи? Вот подобные города как раз и могли быть построены поднявшимися в горы мочикцами или под их руководством.
С другой стороны, вполне допустимо, что в Ламбайеке действительно были поселения Уари, т.е. те, которые соответствовали археологической культуре долины Аякучо. Ведь пока неясно, как развивались события, и, может быть, аякучанское войско на самом деле стояло в крепостях Ламбайеке.
Тем не менее, все говорит о том, что Найламп пришел не из Тиауанако в Ламбайеке, а, наоборот – из Ламбайеке в Тиауанако и Уари. Ярче всего об этом свидетельствует проведенный мной анализ керамики. И мне уже известно, что подкрепить эту теорию я могу с помощью драконов царства Чавин-де-Уантар.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 16а | 17 |
[4] http://www.peru.gob.pe/Nuevo_Portal_Municipal/portales/Municipalidades/1248/galeria/pm_galeria_vista.asp
[5] http://www.peru.gob.pe/Nuevo_Portal_Municipal/portales/Municipalidades/1248/entidad/PM_MUNICIPALIDAD_DETALLE.asp?pk_id_entidad=1248&pk_id_tema=30694&pk_id_sub_tema=8683
[6] http://www.peru.gob.pe/Nuevo_Portal_Municipal/portales/Municipalidades/1248/entidad/PM_MUNICIPALIDAD_DETALLE.asp?pk_id_entidad=1248&pk_id_tema=30694&pk_id_sub_tema=8683
[10] http://enperublog.com/2008/12/14/wari-city-unvieled-in-cerro-patapo-missing-link-discovered/
[11] Maguiña Gómez C. Wari en Lambayeque. 2009 (http://www.historiayfotos.com/2009/05/wari-en-lambayeque.html).
[14] Maguiña Gómez C. Opus cit. (http://www.historiayfotos.com/2009/05/wari-en-lambayeque.html).
[15] http://fieldschool.pucp.edu.pe/programs/san-jose-de-moro/program-description: http://sanjosedemoro.pucp.edu.pe/
[17] Maguiña Gómez C. Opus cit. (http://www.historiayfotos.com/2009/05/wari-en-lambayeque.html).