Послание Врат Солнца, § 4. Боги побережья и империя Уари: Гробница Властителя Уари
Исследовав находки, археологи пришли к следующим выводам[i]:
- Найденные металлические и керамические материалы по типу иконографии, морфологии и технологии изготовления относятся к культуре Уари Среднего горизонта (600 – 1000 гг. н.э.).
- Пространственное распределение огороженных пространств в виде буквы «D» согласуется с моделью строительства Уари Среднего горизонта.
- В основной гробнице похоронен уарийский правитель колонии империи Уари в Эспириту-Пампе. Рядом находятся могилы представителей его окружения.
- Крепость Эспириту-Пампа изначально была оккупирована культурой Уари, а затем ее заняли инки, но без изменения поселения Уари.
Фото 16[ii]. Археологический комплекс Эспириту-Пампа
Значение открытия
Перуанцы очень гордятся открытием гробницы Властителя Уари и сравнивают его с обнаружением затерянного города инков Мачу-Пикчу и гробницы Властителя Сипана культуры Моче (1987). Важные находки, сделанные в крепости, которая находится в сельве (джунглях), заставили всех снова говорить о Пайтити (Paititi). Согласно легенде, этот потерянный город, богатый золотом, находится где-то в джунглях. Его искали многие в сельве Перу, Боливии и Бразилии, но безуспешно[iii].
Перуанские ученые расценивают открытие как очень важное, настолько, что оно их «обязывает переписать историю Перу»[iv].
До обнаружения гробниц считалось, что империя Уари не распространялась в сельву на восток за пределы территории нынешнего департамента Аякучо, а проникла только в горную местность территории современного департамента Куско. Это свидетельствует о том, что влияние империи было гораздо больше, чем полагали ранее[v].
«Теперь стало известно, – пишут в своем предварительном заключении исследователи, – что империя Уари распространилась и на высокую сельву, создав колонию в Эспириту-Пампе со своей политико-религиозной системой и, конечно, династией или последовательностью губернаторов или региональных владык.
Кроме того, мы теперь знаем, что Эспириту-Пампа была не только последним бастионом инков в сопротивлении испанскому вторжению, но и достигла процветания раньше как поселение Уари, что, несомненно, было известно инкам.
Также было установлено, что Эспириту-Пампа была священным местом для обеих культур (напомним, что «Vilca» на языке кечуанов означает «священный»).
<…>
Однако мы можем утверждать сейчас на основе перекрытия элементов одной и другой культур в общей географической среде, единственной переменной которого является время, что династия инков была продолжением во времени следующих друг за другом династий Уари (как отмечает Юха Хилтунен на основе переосмысления хроники Фернандо де Монтесиноса)»[vi].
Гипотеза о том, что инки пришли вовсе не от озера Титикака, как рассказывается в их мифах, а из Аякучо и говорили не на аймарском языке, а на кечуанском, выдвинута давно. С открытием гробницы Властителя Уари она укрепилась.
* * *
Несомненно, раскопки должны продолжиться и найденные материалы требуют изучения и осмысления. А на это нужно время. Сейчас в находках меня поражает сочетание примитивности керамических предметов и высокого художественного и технического уровня изделий из металла.
Керамика, найденная в гробницах Эспириту-Пампы в целом достаточно невыразительна. Она содержит типичные для Уари сосуды дизайна лицо-на-горлышке. Лучшим из них является бутыль со сферическим туловом (фото 17). На ней довольно посредственно изображен, как принято считать, правитель Уари, или, на мой взгляд, уарийское имперское божество, кисти рук и ступни которого написаны в соответствии с каноном божества-корабля.
Фото 17[vii]. Керамическая бутыль модели лицо-на-горлышке в стиле Чакипампа (Chaquipampa)
Остальные керамические предметы трудно идентифицировать, но, по крайней мере, сосуды, показанные на фото 18 и 19, расписаны, скорее всего, в стиле Наски.
Фото[viii] 18 и 19
Однако металлические предметы, относящиеся к одеянию властителя, весьма необычны для культуры Уари. Костюм, который был составлен из этих предметов, не отображен ни на одном уарийском артефакте и, более того, он, на мой взгляд, не имеет аналогов в Древнем Перу. Полагаю, что это и есть главная сенсация данного археологического открытия.
Фото 20[ix]
Обращает на себя внимание то, что в музейной витрине (фото 20) и на манекене (фото 21) серебряные предметы в форме перьев, которые, по моему мнению, являются астрономическими инструментами – topos, были интерпретированы как головное украшение и помещены по центру лба властителя, как это было принято у инков. Правда, они действительно похожи на птичьи перья. Но, может быть, это не ошибка и инки носили на голове именно topos, а не перья как символ власти?
Фото 21[x]
Маловероятно, что серебряная маска является посмертной маской Властителя Уари, т.е. слепком с его лица. Однако изготовивший ее мастер, думается, постарался сделать лицо похожим. В связи с этим мне не дает покоя, может быть, только кажущееся сходство маски Властителя Уари с лицом скульптурной головы Виракочи из храма Ракчи (департамент Куско) – уникальным явлением в искусстве Древнего Перу, где не было (исключая царство Моче) портретных изображений ни в скульптуре, ни в живописи. При этом голова Виракочи, безусловно, представляет собой портрет, скорее всего, некоей исторической личности высочайшего уровня, мастерски выполненный в реалистичной манере. Но поскольку статуя Виракочи была сделана в инкские времена, человек, образ которого она несет, наверняка, был инкой. Другими словами, интуиция меня тоже подталкивает к мысли об уарийских корнях инков.
По сути дела скульптура Виракочи – это единственный дошедший до нас реалистичный портрет человека, которого мы можем назвать инкой. Но почему тогда он так не похож на коренных жителей Перу и Боливии? И какой непонятный у него головной убор!
Фото 22[xi]. Голова предположительно Виракочи, отколотая конкистадорами от туловища скульптуры (находится в Куско). Музей Америки, Мадрид, Испания
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 |
[i] Espiritu Pampa. Una nueva historia. Cusco, 2011 (http://www.drc-cusco.gob.pe/dmdocuments/publicaciones/CatalogoEspiritupampa.pdf).
[iv] Espiritu Pampa. Una nueva historia (http://www.drc-cusco.gob.pe/dmdocuments/publicaciones/CatalogoEspiritupampa.pdf).
[vi] Espiritu Pampa. Una nueva historia (http://www.drc-cusco.gob.pe/dmdocuments/publicaciones/CatalogoEspiritupampa.pdf).
Cосуд на трёх ножках в форме вымени — это ремейк древнекитайского или южносибирского. Они появились в эпоху Луньшань вместе с рогатым скотом. Такие же были и в Забайкалье. Голова, видимо, тоже оттуда. И маска.
Дорогая Надежда!
Спасибо за интересный комментарий. Но Андский мир до прибытия испанцев знал только верблюдовых. Поэтому вряд ли образ дойного вымени мог использоваться для создания предметов культа. Считается, что такие сосуды изображают маниоку (см. http://vicuna.ru/index.php/diccionario/mandioca/). Впрочем, исключать того, что правители были родом из Восточной Азии, конечно, нельзя, поскольку в иконографии Андского мира, например Чавин-де-Уантара (http://vicuna.ru/index.php/piedras/chavin-de-huantar/), есть достаточно ассоциаций с китайским изобразительным искусством. Вполне возможно, что вымя со временем могло быть переосмыслено в маниоку.
Федосья
Cосуд на трёх ножках в форме вымени — это ремейк древнекитайского или южносибирского. Они появились в эпоху Луньшань, в III тысячелетии до н.э., вместе с рогатым скотом, и вошли в традицию. Такие же были и в Забайкалье. Голова, видимо, тоже оттуда. И маска. Значит, правители прибыли из Восточной Азии.
Cосуд на трёх ножках в форме вымени — это ремейк древнекитайского или южносибирского. Они появились в эпоху Луньшань, в 3 тысячелетии до н.э. вместе с рогатым скотом, и вошли в традицию. Такие же были и в Забайкалье. Голова, видимо, тоже оттуда. И маска. Значит, правители были китайского или тюркского происхождения.