Касики, продолжение
1. ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЕ КАСИКИ-ПОДВЕСКИ
Фото 1. Фигурная подвеска, вид спереди. Инвентарный № 1998.3. Размеры: высота 6,2 см, ширина 6,1 см, толщина 2,5 см. Материал: золотой литейный сплав. Стиль: Тайрона, 900 – 1550 гг. Кливлендский музей искусств, США[i]
Отдельно стоящих касиков носили на груди как подвески, о чем говорит наличие петель у них сзади[ii]. Эти петли видны на тыльной стороне касика, показанного на фото 1 и 2. Они имеют форму цилиндрической спирали и расположены близко друг к другу. А значит, подвеску могли носить на шнурке или использовать как кулон в составе ожерелья или бус. Подвески с отдельно стоящими касиками иногда называют пекторалями, поскольку под пекторалью понимается нагрудное украшение. Фигурки касиков-подвесок достигают 15,24 см в высоту. Размеры тех касиков, которых прикрепляли к птицеподобной пластине, заметно меньше. Их высота колеблется в районе 2,54 см[iii].
Фото 2. Фигурная подвеска (инвентарный № 1998.3), вид сзади
По мнению ученых, «тайронский народ Сьерра-Невада-де-Санта-Марты на севере Колумбии производил великолепные и самые сложные золотые предметы, когда-либо сделанные в Америке»[iv]. При этом фигурки касиков считаются вершиной мастерства тайронских ремесленников. Они являются одними из самых впечатляющих и детализированных доколумбовых золотых отливок.
Фото 3. Пектораль в форме человека – летучей мыши. Инвентарный № O16300. Размеры: ширина 11,3 см, высота 10,6 см. Материал и техника: тумбага; метод потерянного воска, золочение окислением. Культура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Тайрона, 900 – 1600 гг. Происхождение: Колумбия, департамент Магдалена, муниципий Сьенага. Музей золота Колумбии, Богота[v]
Фигурки сделаны не из чистого золота, а из тумбаги (tumbaga) – сплава золота и меди, где меди могло быть до 70 %. Их отливали по методу потерянного воска с ядром. Поэтому фигурки внутри полые. Затем их золотили с помощью органических кислот. На завершающей стадии работы фигурки полировали. В результате слой золота становился тоньше и через него местами начинал просвечивать сплав, большое содержание меди в котором придавало ему красноватый цвет. Поэтому некоторые части фигурок становились розоватыми (фото 7).
Фото 4. Антропоморфная подвеска. Инвентарный № 70.2003.14.1. Размеры: высота 12,7 см, ширина 17,2 см, толщина 9 см. Материал и техника: золото, метод потерянного воска. Культура: Тайрона, X – XV вв. Лувр, Париж, Франция[vi]
Отдельно стоящие фигурки сделаны по одному изобразительному канону и имеют немного отличий. У всех касиков человеческое тело, человеческое лицо и нечеловеческие ступни, а иногда и кисти рук. Однако существует также несколько касиков со звериными лицами.
Фото 5. Подвеска в форме человека – летучей мыши в большом головном уборе с птицами. Инвентарный № O16584. Размеры: 9,5×11,9 см. Материал и техника: тумбага, метод потерянного воска. Поздняя Тайрона, 600 – 1600 гг. Происхождение: Санта-Марта, Магдалена, Колумбия. Музей золота Колумбии[vii]
Касики всегда показаны стоящими прямо. Их руки чаще всего будто упираются в бедра, а ноги слегка согнуты в коленях.
Фото 6[viii]. Антропозооморфная подвеска. Инвентарный № O23822. Размеры: 7,6×7,6 см. Материал и техники: тумбага; метод потерянного воска, золочение. Культура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Тайрона, 900 – 1600 гг. Музей золота Колумбии[ix]
Есть всего два касика, у которых руки находятся в другом положении. Один касик играет на трубе (фото 6), а другой – держит перед собой некие предметы (фото 7).
Фото 7. Фигурная подвеска. Инвентарный № 69.7.10. Высота: 14 см. Материал и техника: золото, метод потерянного воска. Культура: Тайрона. Дата: X – XVI вв. География: Колумбия. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[x]
В большинстве случаев пропорции фигуры касика заметно нарушены. Главным образом это проявляется в том, что голова касика, которая, кажется, не имеет шеи, слишком велика для его маленького тела.
1.1. Комплекты лицевых и головных украшений
Изучение андской иконографии, которая в отсутствии письменности наряду с фольклором является основным источником для исследования истории Андского мира, показывает следующее. В доинкские времена верховным божеством (божествами) этого мира были представители высокоразвитых, скорее всего инопланетных, цивилизаций, сиречь боги во плоти. Их андцы почитали своими божественными первопредками и исконными властителями. Стать преемником богов во плоти в мире сейчас имел право только тот человек, который состоял с ними в родстве и владел божественной силой.
Очевидно, что человек не мог обладать сверхъестественными способностями в том объеме, который был у божеств высшего уровня – первопредков. Но он должен был владеть ими хотя бы отчасти, например, быть способным на огромном расстоянии общаться с божествами в мире вверху и в том числе на земле предков. Поэтому в доинкский период андский правитель чаще всего сочетал свои властные полномочия с полномочиями верховного жреца. То есть светская и религиозная власть были сосредоточены в руках одного человека – жреца-властителя.
Между тем жрецы у великих цивилизаций, таких как Чавин и Тиауанако, были не только священнослужителями, но и учеными. С помощью богов во плоти они постигали и развивали астрономию, агрономию, медицину и другие науки, а также способствовали развитию ремесел. А эти знания и умения для в целом дикого населения Анд также были проявлениями божественных сил.
Продемонстрировать сверхъестественные способности перед народом жрецу удавалось в основном за счет специальных средств растительного происхождения, которые позволяли манипулировать сознанием. Возможно, в Америку эти растения, как и кукурузу, маниоку, помидоры, картофель, какао и пр. доставили боги во плоти и сами использовали для подчинения людей и тех же жрецов в первую очередь. Воздействие растительных препаратов во время церемоний усиливалось вербальным внушением, акустическими и визуальными эффектами, музыкой, а также ритуальными действиями жреца (см., например: «Монолит Лансон» и «2.2.3. Версия «озвучивания» церемоний» проекта «Драконы Чавин-де-Уантара»). Все это составляло часть тайных знаний жреца, основы которых также были получены от богов во плоти и постигнуты им на собственном опыте. Внешнего сходства с богами во плоти жрецы-властители добивались с помощью церемониальных одеяний, включавших в себя особый набор аксессуаров и украшений, которые также являлись инсигниями.
Фото 1[xi]. Пектораль в форме человека – летучей мыши. Инвентарный № O16300. Размеры: ширина 11,3 см, высота 10,6 см. Материал и техника: тумбага; метод потерянного воска, золочение окислением. Культура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Тайрона, 900 – 1600 гг. Происхождение: Колумбия, департамент Магдалена, муниципий Сьенага. Музей золота Колумбии[xii]
В трактовке образа касика наиболее очевидной представляется гипотеза о том, что персонаж показывает не верховное божество – первопредка тайронов, сиречь бога во плоти, а божество более низкого уровня – преемника богов во плоти, который получил от них божественные и властные полномочия. Другими словами, фигурки изображают жреца-властителя из числа тайронов, который ведет свой род от богов во плоти и является обожествленным предком тайронов.
В пользу того, что фигурки представляют не бога во плоти, а тайрона, свидетельствует реалистическая передача их человеческих лиц, измененных с помощью реально существовавших лицевых и головных украшений. Между тем, божественный первопредок был бы изображен с помощью андской символики. Это может говорить о недавнем по историческим меркам контакте тайронов с богами во плоти.
Итак, мы исходим из того, что свое родство с богами во плоти жрец-властитель показывал внешним сходством с ними. А боги во плоти, скорее всего, представали перед тайронами исключительно в средствах индивидуальной защиты. Они могли быть одеты в скафандр с герметичным шлемом или, например, в комбинезон со шлемом, который закрывает только голову и комплектуется устройством для защиты органов дыхания и очками для защиты глаз. В результате тот же скафандр для тайронов был неотделим от образа богов во плоти и стал их частью, как кожа и волосы у человека или шкура и хвост у ягуара. Соответственно лицевые и головные украшения следует воспринимать в первую очередь не как украшения, а как средства, позволяющие передать голову божества. Ею могли быть: 1) единая конструкция – полностью закрытый шлем со стеклом в области лица (как у космонавта или водолаза) или 2) набор устройств для менее тотальной защиты, который включал в себя каску (шлем), полумаску и аппарат для защиты органов дыхания. Поэтому-то голова касика кажется такой большой в сравнении с телом. Ведь художник передал пропорциональное соотношение не головы и тела, а, скажем, шлема и скафандра. Одежда касика, несомненно, представляет собой попытку повторения дизайна скафандра или комбинезона, причем у некоторых фигурок это сходство передано на уровне фотографии.
Обращает на себя внимание тот факт, что в образ отдельно стоящего касика-подвески входит очень мало символической атрибутики – элементов, которые выражают в андской иконографии его силы (уровень, специализацию) как божества и властителя. В религиозном плане главными из них являются животные – символы различных миров андского космоса, а в плане властных полномочий – жезлы. Символическая часть образа касика сосредоточена, как правило, в его большом ажурном головном уборе. А у касиков в полукруглом монолитном головном уборе она может почти полностью отсутствовать.
Вместе с тем иконография Тайроны в целом остается привержена определенному стилю, подававшему божество исключительно с помощью символики и изображавшему его как полиморфную сущность. Данный стиль был выработан, как и вся культовая часть андской религии, задолго до нашей эры – в те времена, когда господствовала единая, панамериканская религия, которая впоследствии разделилась на две основные ветви. Одна из них существовала в мире Месоамерики, а другая – в Андском мире.
Изучение археологических памятников культуры Майо-Чинчипе–Мараньон (Эквадор) приводит к выводу о том, что культовая часть андской религии в период развития этой культуры была уже сформировавшейся, как и соответствовавшая ей иконография. Артефакты, обнаруженные археологами при раскопах сайта Санта-Ана–Ла-Флорида, выполнены с исключительным художественным мастерством и являются одним из наиболее ранних свидетельств означенного стиля. Между тем время расцвета культуры Майо-Чинчипе–Мараньон приходится на период с 4410/4250 по 3830/3600 г. до н.э.
Указанный стиль господствовал на большой территории Андского мира и прилегающих к нему землях на Панамском перешейке и включал в себя элементы, которые, как принято считать, отражают влияние месоамериканского искусства и его религиозной символики. Он был характерен для одной из первых великих цивилизаций Анд – Чавина (1200⁄1500 – 200 гг. до н.э., Перу), а также для культуры Паракаса (800 г. до н.э. – 200 г. н.э., Перу), находившейся в зоне влияния Чавина. Поэтому стиль можно назвать чавинским.
Чавинскому стилю свойственен синтетический (гибридный) образ божества первого уровня, когда животные, символизирующие его силы и функции и одновременно миры андского космоса, сливаются с человеком в единую сущность. То есть образ божества составляется из элементов, изображающих черты человека и животных (зверя, рыбы, птицы). При этом черты человека могут быть преобладающими. Такой персонаж называется учеными антропоморфным или антропозооморфным. Если на первый план выступают черты животного, персонаж характеризуется как зооантропоморфный.
Фото 2. Подвеска. Инвентарный № 1982⁄02⁄26. Размеры: высота 9,8 см, ширина 4,2 см, толщина 3,4 см. Вес: 38,8 г. Материал и техника: тумбага; метод потерянного воска, золочение окислением, полирование, ложная филигрань. Культурный контекст/стиль: Тайрона. Датировка: 650 – 1500 гг. Место изготовления: Колумбия. Музей Америки, Мадрид, Испания[xiii]
Дать более точное определение персонажу трудно, поскольку неясно, какое именно существо (божество) он представляет. Ведь композиции нередко бывают весьма сложными и хитроумными и меняют восприятие образа божества в зависимости от того, с какой стороны на него смотреть. В лучших традициях таких многоплановых композиций-перевертышей ювелирами Тайроны выполнена подвеска, данная на фото 2 и 3. В вертикальном положении (фото 2) она показывает чудовище с поднятыми вверх тонкими руками, огромной головой и зубастой пастью. В этом ракурсе композицию подвески можно также прочесть как изображение одного из главных персонажей иконографии Тайроны – сидящей птицы с большим загнутым клювом, над головой которой размещены те же элементы, что присутствуют на ажурном головном уборе касика. В горизонтальном положении (фото 3) подвеска более всего напоминает лодку с носом в виде головы такой же птицы и кормой, где расположено сидение с плоской узорной спинкой. А в целом в горизонтальном положении подвеска воспринимается как креветка. Таким образом, композиция включает в себя символы полета и плавания, они же – символы воздуха и воды, мира вверху и мира внизу, и изображает божество-корабль для путешествия на землю предков с пассажиром в птичьей маске, лежащим внутри.
Фото 3[xiv]. Подвеска в горизонтальном положении
Изображения людей в их естественном виде на артефактах чавинского стиля крайне редки. К ним можно отнести всего несколько экземпляров так называемых пригвожденных голов Чавин-де-Уантара, которые показывают жрецов (см.: «Находки 2013 г.», фото 7). Зооантропоморфные изображения касиков в чавинском стиле встречаются в основном на небольших пекторалях, где фигура персонажа помещена в центр плоской летящей птицы. Среди касиков-подвесок также есть персонажи со звериными лицами (масками) или даже со звериными мордами, но их меньшинство. На больших пекторалях-птицах сидящие касики, как и на подвесках, изображены в виде людей в каске, лица которых изменены с помощью носовых и подгубных украшений.
Наиболее очевидная попытка передать голову антропозооморфного персонажа, т.е. шлемы и дыхательные аппараты богов во плоти, с помощью комплекта головных и лицевых украшений имеет место на изобразительных свидетельствах Паракаса (см., например: «I.2.3.3.2. Божества со звериными чертами»). Эти же попытки отражаются и в погребальном одеянии мумий Паракаса (см.: «1.2.2. Мумия Музея Америки»).
В Паракасе основным видом посланий был погребальный текстиль, который в период Некрополя покрывался вышитыми мотивами с изображениями божеств. Соответственно на покровах, мантиях, эсклавинах и фалдельинах мы видим их плоские образы, на которых защитные средства богов во плоти весьма узнаваемы. Фигурки касиков Тайроны имеют объем, который заставляет рассматривать в первую очередь детали изображения, а не объект в целом. Поэтому сходство со средствами защиты богов во плоти, отраженное в лицевых и головных украшениях, на них не так очевидно и не бросается в глаза.
Хорошо детализированные скульптурки касиков, у которых каждый элемент, включая украшения, выполнен с максимально возможной проработкой деталей, несомненно, дополняют образы вышивок Паракаса. Они являются еще одним свидетельством того, что в Андском мире в основе одеяний жрецов-властителей для путешествия на землю предков (погребальных костюмов) или для церемоний в мире сейчас, т.е. при жизни, лежит подражание внешнему облику богов во плоти в их защитных костюмах для подводного плавания, полета на аэропланах, а также в космических скафандрах и пр. Кроме того, иконография Тайроны и Паракаса позволяет понять, что использование лицевых украшений, которые носили люди всех сословий, были не причудой дикарей, а проявлением их традиций, во многом общих для андской религии в целом. Поэтому лицевые украшения и их наборы имели устоявшиеся формы и применялись с некоторыми изменениями декора у большинства археологических культур Андского мира как символы божественной власти, показатели положения на социальной лестнице, а главное – как знаки принадлежности к народу, живущему на земле предков, в мире наверху.
Поскольку лицевые украшения касиков представляют собой миниатюрные копии реальных полноразмерных украшений тайронов, они имеют для историков особый интерес. Изучение этих украшений в составе костюма касика дает возможность сделать еще один шаг в понимании символики каждого из них в одеянии той или иной погребенной персоны или персонажа, изображенного на культовых предметах Андского мира разных периодов его истории. С другой стороны, вместе с головными уборами и одеждой украшения позволяют составить некоторое представление о том, как выглядели и как были устроены костюмы богов во плоти, посетивших Тайрону. В то же время, как показывает изучение изобразительных свидетельств других культур Андского мира, божество, изображенное без божеств-помощников, обычно является отражением индивидуального летательного и/или плавательного средства. Поэтому присмотримся к комплекту головных и лицевых украшений и одежде касиков особенно внимательно.
1.1.1. Лицевые украшения
Фото 1. Фигурная подвеска. Инвентарный № 69.7.10. Высота: 14 см. Материал и техника: золото, метод потерянного воска. Культура: Тайрона. Дата: X – XVI вв. География: Колумбия. Метрополитен-музей искусств[xv]
Ювелирные изделия, которые мы видим на лице касиков, служат не столько украшениями, сколько средством для изменения их облика. Только у одного касика наригера сделана в форме серьги, напоминающей почку (фото 1). У большинства касиков в нос вставлен двойной цилиндр (двойной стержень).
Фото 2[xvi]. Крупный план касика (инвентарный № O16300) из Музея золота Колумбии
Между тем тайроны обычно украшали себя носовыми серьгами в форме колец, полумесяцев и бабочек[xvii]. Можно предположить, что ношение двойного цилиндра было опасно для здоровья и жизни. Ведь он вставлялся в носовую перегородку. А на такое, видимо, решался не каждый.
Фото 3. Пектораль в форме человека – летучей мыши. Размеры: 12,6×14,7 см. Культура: Тайрона, период 900 – 1600 гг. Музей золота Тайроны, Дом таможни, Санта-Марта, Колумбия[xviii]
Все касики носят подгубное украшение, которое принято обозначать термином «лабрé» (labret). В основном оно имеет шаровидную форму (фото 2). Реже встречается лабре в виде амару (фото 3).
Фото 4[xix]. Подвеска. Инвентарный № О12564. Размеры: ширина 6,4 см, высота 6,2 см. Вес: 32,9 г. Культура: Тайрона. Происхождение: Колумбия, департамент Магдалена, муниципий Сьенага. Музей золота Колумбии[xx]
Губы у многих касиков сильно растянуты по горизонтали и выдаются вперед. Это предполагает наличие во рту некоего расширителя, которым, вероятно, пользовались жрецы-властители в реальной жизни. Совместно с наригерой в виде двойного цилиндра и лабре расширитель передает форму нижней части «лица» богов во плоти, т.е. форму дыхательного аппарата или устройства для защиты дыхательных путей.
Фото 5[xxi]. Антропоморфная фигура. Инвентарный № О11445. Размеры: ширина 5 см, высота 6 см. Вес: 46,5 г. Культура: Тайрона. Происхождение: Колумбия, муниципий Санта-Марта, департамент Магдалена. Музей золота Колумбии[xxii]
К боковинам шлемов касиков в области щек и ушей прикреплены украшения двух видов, которые касики носят одновременно или порознь. Одно из них соответствует первому из двух типов ушных украшений, использовавшихся андцами в доколумбовую эпоху, – пендиенте (фото 5 и 6).
Фото 6[xxiii]. Крупный план профиля касика (инвентарный № O16300) из Музея золота Колумбии
Пендиенте касиков имеют форму кольца, по низу которого расположен ряд цилиндрических спиралек (фото 6). Пендиенте подвешены к припаянным на боковине шлема петлям, которые иногда напоминают уши (фото 5).
Фото 7[xxiv]. Крупный план головы касика из Музея золота Тайроны
Второе украшение сделано в виде плоской спирали с шариком в центре. Не вполне ясно, какому именно типу украшений оно соответствует. Это может быть орехера с подобным навершием. Но, скорее всего, украшение представляет пендиенте, которое подвешивалось к головному убору по бокам спереди. Об этом говорит тот факт, что оно располагается выше первого пендиенте и ближе к скулам, нежели к ушам.
Фото 8[xxv]. Крупный план заснятого снизу лица касика из Музея золота Тайроны
Среди отдельно стоящих фигур касиков-людей выделяются две скульптурки, лица персонажей которых, по мнению американских специалистов, закрыты маской летучей мыши или крокодила (фото 9 и 10).
Фото 9. Подвеска, изображающая фигуру в маске крокодила или летучей мыши. Инвентарный № 1991.419.31. Размеры: 13,3×16,6 см. Материал и техники: тумбага; метод потерянного воска, золочение окислением. Культура: Тайрона. Дата: X – XVI вв. География: Колумбия. Метрополитен-музей искусств[xxvi]
Теоретически такая маска в реальной жизни могла быть составлена из отдельных украшений, включавших в себя наригеру. Примеры больших наригер сложного дизайна есть среди золотых артефактов доиспанских культур Колумбии. Но в захоронениях Тайроны ни подобные наригеры, ни тем более маски, схожие с теми, что носят золотые касики, найдены не были.
Фото 10. Шаманская подвеска в виде стоящей фигуры человека в маске летучей мыши. Инвентарный № 2000.813. Размеры: 16×12,5×2 см. Материал: золотой сплав. Культура: Тайрона, 900 – 1600 гг. Происхождение: департамент Магдалена, регион Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, Колумбия. Музей изящных искусств, Бостон, США[xxvii]
[i] http://www.clevelandart.org/collections/collection%20online.aspx?type=refresh&searchoption=1&csearch=Department:Art%20of%20the%20Americas
[ii] Bray W. Gold, Stone, and Ideology: Symbols of Power in the Tairona Tradition of Northern Colombia (http://www.doaks.org/resources/publications/doaks-online-publications/pre-columbian-studies/goldandpower/goldandpower08.pdf/view).
[v] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/pectoral-en-forma-de-hombre-murci%C3%A9lago/QAFp3T1fG8B0UQ?hl=es
[vii] Lleras R., Pineda R. Oro de Colombia Chamanismo y Orfebrería. Santiago de Chile, 2005 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/el-oro-de-colombia/).
[viii] http://www.googleartproject.com/es/collection/museo-del-oro-bogota/artwork/anthropo-zoomorphous-breastplate-sierra-nevada-de-santa-marta-tairona-tairona-period/499049/
[ix] http://www.googleartproject.com/es/collection/museo-del-oro-bogota/artwork/anthropo-zoomorphous-breastplate-sierra-nevada-de-santa-marta-tairona-tairona-period/499049/
[xii] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/pectoral-en-forma-de-hombre-murci%C3%A9lago/QAFp3T1fG8B0UQ?hl=es
[xiv] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=1982/02/26&txt_id_imagen=2&txt_rotar=0&txt_contraste=0
[xvii] Bray W. Opus cit.
[xx] Луис Дуке Гомес. Золото Колумбии. Ювелирное искусство индейцев (http://www.indiansworld.org/kultura-tayrona.html#.WEWNS31fs-k)
[xxii] Луис Дуке Гомес. Указ. соч. (http://www.indiansworld.org/kultura-tayrona.html#.WEWNS31fs-k).