1. Отдельно стоящие касики-подвески

ЗОЛОТО КОЛУМБИИ И ПАНАМЫ

Касики, про­дол­же­ние

1. ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЕ КАСИКИ-ПОДВЕСКИ

image015Фото 1. Фигур­ная под­веска, вид спе­реди. Инвен­тар­ный № 1998.3. Раз­меры: высота 6,2 см, ширина 6,1 см, тол­щина 2,5 см. Мате­риал: золо­той литей­ный сплав. Стиль: Тай­рона, 900 – 1550 гг. Клив­ленд­ский музей искусств, США[i]

Отдельно сто­я­щих каси­ков носили на груди как под­вески, о чем гово­рит нали­чие петель у них сзади[ii]. Эти петли видны на тыль­ной сто­роне касика, пока­зан­ного на фото 1 и 2. Они имеют форму цилин­дри­че­ской спи­рали и рас­по­ло­жены близко друг к другу. А зна­чит, под­веску могли носить на шнурке или исполь­зо­вать как кулон в составе оже­ре­лья или бус. Под­вески с отдельно сто­я­щими каси­ками ино­гда назы­вают пек­то­ра­лями, поскольку под пек­то­ра­лью пони­ма­ется нагруд­ное укра­ше­ние. Фигурки касиков-подвесок дости­гают 15,24 см в высоту. Раз­меры тех каси­ков, кото­рых при­креп­ляли к пти­це­по­доб­ной пла­стине, заметно меньше. Их высота колеб­лется в рай­оне 2,54 см[iii].

image017Фото 2. Фигур­ная под­веска (инвен­тар­ный № 1998.3), вид сзади

По мне­нию уче­ных, «тай­рон­ский народ Сьерра-Невада-де-Санта-Марты на севере Колум­бии про­из­во­дил вели­ко­леп­ные и самые слож­ные золо­тые пред­меты, когда-либо сде­лан­ные в Аме­рике»[iv]. При этом фигурки каси­ков счи­та­ются вер­ши­ной мастер­ства тай­рон­ских ремес­лен­ни­ков. Они явля­ются одними из самых впе­чат­ля­ю­щих и дета­ли­зи­ро­ван­ных доко­лум­бо­вых золо­тых отливок.

image019Фото 3. Пек­то­раль в форме чело­века – лету­чей мыши. Инвен­тар­ный № O16300. Раз­меры: ширина 11,3 см, высота 10,6 см. Мате­риал и тех­ника: тум­бага; метод поте­рян­ного воска, золо­че­ние окис­ле­нием. Куль­тура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Тай­рона, 900 – 1600 гг. Про­ис­хож­де­ние: Колум­бия, депар­та­мент Маг­да­лена, муни­ци­пий Сье­нага. Музей золота Колум­бии, Богота[v]

Фигурки сде­ланы не из чистого золота, а из тум­баги (tumbaga) – сплава золота и меди, где меди могло быть до 70 %. Их отли­вали по методу поте­рян­ного воска с ядром. Поэтому фигурки внутри полые. Затем их золо­тили с помо­щью орга­ни­че­ских кис­лот. На завер­ша­ю­щей ста­дии работы фигурки поли­ро­вали. В резуль­тате слой золота ста­но­вился тоньше и через него местами начи­нал про­све­чи­вать сплав, боль­шое содер­жа­ние меди в кото­ром при­да­вало ему крас­но­ва­тый цвет. Поэтому неко­то­рые части фигу­рок ста­но­ви­лись розо­ва­тыми (фото 7).

image021Фото 4. Антро­по­морф­ная под­веска. Инвен­тар­ный № 70.2003.14.1. Раз­меры: высота 12,7 см, ширина 17,2 см, тол­щина 9 см. Мате­риал и тех­ника: золото, метод поте­рян­ного воска. Куль­тура: Тай­рона, X – XV вв. Лувр, Париж, Фран­ция[vi]

Отдельно сто­я­щие фигурки сде­ланы по одному изоб­ра­зи­тель­ному канону и имеют немного отли­чий. У всех каси­ков чело­ве­че­ское тело, чело­ве­че­ское лицо и нече­ло­ве­че­ские ступни, а ино­гда и кисти рук. Однако суще­ствует также несколько каси­ков со зве­ри­ными лицами.

image023Фото 5. Под­веска в форме чело­века – лету­чей мыши в боль­шом голов­ном уборе с пти­цами. Инвен­тар­ный № O16584. Раз­меры: 9,5×11,9 см. Мате­риал и тех­ника: тум­бага, метод поте­рян­ного воска. Позд­няя Тай­рона, 600 – 1600 гг. Про­ис­хож­де­ние: Санта-Марта, Маг­да­лена, Колум­бия. Музей золота Колум­бии[vii]

Касики все­гда пока­заны сто­я­щими прямо. Их руки чаще всего будто упи­ра­ются в бедра, а ноги слегка согнуты в коленях.

image025Фото 6[viii]. Антро­по­зо­оморф­ная под­веска. Инвен­тар­ный № O23822. Раз­меры: 7,6×7,6 см. Мате­риал и тех­ники: тум­бага; метод поте­рян­ного воска, золо­че­ние. Куль­тура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Тай­рона, 900 – 1600 гг. Музей золота Колум­бии[ix]

Есть всего два касика, у кото­рых руки нахо­дятся в дру­гом поло­же­нии. Один касик играет на трубе (фото 6), а дру­гой – дер­жит перед собой некие пред­меты (фото 7).

image027Фото 7. Фигур­ная под­веска. Инвен­тар­ный № 69.7.10. Высота: 14 см. Мате­риал и тех­ника: золото, метод поте­рян­ного воска. Куль­тура: Тай­рона. Дата: X – XVI вв. Гео­гра­фия: Колум­бия. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[x]

В боль­шин­стве слу­чаев про­пор­ции фигуры касика заметно нару­шены. Глав­ным обра­зом это про­яв­ля­ется в том, что голова касика, кото­рая, кажется, не имеет шеи, слиш­ком велика для его малень­кого тела.

 

1.1. Ком­плекты лице­вых и голов­ных украшений

Изу­че­ние анд­ской ико­но­гра­фии, кото­рая в отсут­ствии пись­мен­но­сти наряду с фольк­ло­ром явля­ется основ­ным источ­ни­ком для иссле­до­ва­ния исто­рии Анд­ского мира, пока­зы­вает сле­ду­ю­щее. В доинк­ские вре­мена вер­хов­ным боже­ством (боже­ствами) этого мира были пред­ста­ви­тели высо­ко­раз­ви­тых, ско­рее всего ино­пла­нет­ных, циви­ли­за­ций, сиречь боги во плоти. Их андцы почи­тали сво­ими боже­ствен­ными пер­во­пред­ками и искон­ными вла­сти­те­лями. Стать пре­ем­ни­ком богов во плоти в мире сей­час имел право только тот чело­век, кото­рый состоял с ними в род­стве и вла­дел боже­ствен­ной силой.

Оче­видно, что чело­век не мог обла­дать сверхъ­есте­ствен­ными спо­соб­но­стями в том объ­еме, кото­рый был у божеств выс­шего уровня – пер­во­пред­ков. Но он дол­жен был вла­деть ими хотя бы отча­сти, напри­мер, быть спо­соб­ным на огром­ном рас­сто­я­нии общаться с боже­ствами в мире вверху и в том числе на земле пред­ков. Поэтому в доинк­ский период анд­ский пра­ви­тель чаще всего соче­тал свои власт­ные пол­но­мо­чия с пол­но­мо­чи­ями вер­хов­ного жреца. То есть свет­ская и рели­ги­оз­ная власть были сосре­до­то­чены в руках одного чело­века – жреца-властителя.

Между тем жрецы у вели­ких циви­ли­за­ций, таких как Чавин и Тиа­у­а­нако, были не только свя­щен­но­слу­жи­те­лями, но и уче­ными. С помо­щью богов во плоти они пости­гали и раз­ви­вали аст­ро­но­мию, агро­но­мию, меди­цину и дру­гие науки, а также спо­соб­ство­вали раз­ви­тию реме­сел. А эти зна­ния и уме­ния для в целом дикого насе­ле­ния Анд также были про­яв­ле­ни­ями боже­ствен­ных сил.

Про­де­мон­стри­ро­вать сверхъ­есте­ствен­ные спо­соб­но­сти перед наро­дом жрецу уда­ва­лось в основ­ном за счет спе­ци­аль­ных средств рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния, кото­рые поз­во­ляли мани­пу­ли­ро­вать созна­нием. Воз­можно, в Аме­рику эти рас­те­ния, как и куку­рузу, маниоку, поми­доры, кар­то­фель, какао и пр. доста­вили боги во плоти и сами исполь­зо­вали для под­чи­не­ния людей и тех же жре­цов в первую оче­редь. Воз­дей­ствие рас­ти­тель­ных пре­па­ра­тов во время цере­мо­ний уси­ли­ва­лось вер­баль­ным вну­ше­нием, аку­сти­че­скими и визу­аль­ными эффек­тами, музы­кой, а также риту­аль­ными дей­стви­ями жреца (см., напри­мер: «Моно­лит Лан­сон»  и «2.2.3. Вер­сия «озву­чи­ва­ния» цере­мо­ний» про­екта «Дра­коны Чавин-де-Уантара»). Все это состав­ляло часть тай­ных зна­ний жреца, основы кото­рых также были полу­чены от богов во плоти и постиг­нуты им на соб­ствен­ном опыте. Внеш­него сход­ства с богами во плоти жрецы-властители доби­ва­лись с помо­щью цере­мо­ни­аль­ных оде­я­ний, вклю­чав­ших в себя осо­бый набор аксес­су­а­ров и укра­ше­ний, кото­рые также явля­лись инсигниями.

image029Фото 1[xi]. Пек­то­раль в форме чело­века – лету­чей мыши. Инвен­тар­ный № O16300. Раз­меры: ширина 11,3 см, высота 10,6 см. Мате­риал и тех­ника: тум­бага; метод поте­рян­ного воска, золо­че­ние окис­ле­нием. Куль­тура: Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Период: Тай­рона, 900 – 1600 гг. Про­ис­хож­де­ние: Колум­бия, депар­та­мент Маг­да­лена, муни­ци­пий Сье­нага. Музей золота Колум­бии[xii]

В трак­товке образа касика наи­бо­лее оче­вид­ной пред­став­ля­ется гипо­теза о том, что пер­со­наж пока­зы­вает не вер­хов­ное боже­ство – пер­во­предка тай­ро­нов, сиречь бога во плоти, а боже­ство более низ­кого уровня – пре­ем­ника богов во плоти, кото­рый полу­чил от них боже­ствен­ные и власт­ные пол­но­мо­чия. Дру­гими сло­вами, фигурки изоб­ра­жают жреца-властителя из числа тай­ро­нов, кото­рый ведет свой род от богов во плоти и явля­ется обо­жеств­лен­ным пред­ком тайронов.

В пользу того, что фигурки пред­став­ляют не бога во плоти, а тай­рона, сви­де­тель­ствует реа­ли­сти­че­ская пере­дача их чело­ве­че­ских лиц, изме­нен­ных с помо­щью реально суще­ство­вав­ших лице­вых и голов­ных укра­ше­ний. Между тем, боже­ствен­ный пер­во­пре­док был бы изоб­ра­жен с помо­щью анд­ской сим­во­лики. Это может гово­рить о недав­нем по исто­ри­че­ским мер­кам кон­такте тай­ро­нов с богами во плоти.

Итак, мы исхо­дим из того, что свое род­ство с богами во плоти жрец-властитель пока­зы­вал внеш­ним сход­ством с ними. А боги во плоти, ско­рее всего, пред­ста­вали перед тай­ро­нами исклю­чи­тельно в сред­ствах инди­ви­ду­аль­ной защиты. Они могли быть одеты в ска­фандр с гер­ме­тич­ным шле­мом или, напри­мер, в ком­би­не­зон со шле­мом, кото­рый закры­вает только голову и ком­плек­ту­ется устрой­ством для защиты орга­нов дыха­ния и очками для защиты глаз. В резуль­тате тот же ска­фандр для тай­ро­нов был неот­де­лим от образа богов во плоти и стал их частью, как кожа и волосы у чело­века или шкура и хвост у ягу­ара. Соот­вет­ственно лице­вые и голов­ные укра­ше­ния сле­дует вос­при­ни­мать в первую оче­редь не как укра­ше­ния, а как сред­ства, поз­во­ля­ю­щие пере­дать голову боже­ства. Ею могли быть: 1) еди­ная кон­струк­ция – пол­но­стью закры­тый шлем со стек­лом в обла­сти лица (как у кос­мо­навта или водо­лаза) или 2) набор устройств для менее тоталь­ной защиты, кото­рый вклю­чал в себя каску (шлем), полу­маску и аппа­рат для защиты орга­нов дыха­ния. Поэтому-то голова касика кажется такой боль­шой в срав­не­нии с телом. Ведь худож­ник пере­дал про­пор­ци­о­наль­ное соот­но­ше­ние не головы и тела, а, ска­жем, шлема и ска­фандра. Одежда касика, несо­мненно, пред­став­ляет собой попытку повто­ре­ния дизайна ска­фандра или ком­би­не­зона, при­чем у неко­то­рых фигу­рок это сход­ство пере­дано на уровне фотографии.

Обра­щает на себя вни­ма­ние тот факт, что в образ отдельно сто­я­щего касика-подвески вхо­дит очень мало сим­во­ли­че­ской атри­бу­тики – эле­мен­тов, кото­рые выра­жают в анд­ской ико­но­гра­фии его силы (уро­вень, спе­ци­а­ли­за­цию) как боже­ства и вла­сти­теля. В рели­ги­оз­ном плане глав­ными из них явля­ются живот­ные – сим­волы раз­лич­ных миров анд­ского кос­моса, а в плане власт­ных пол­но­мо­чий – жезлы. Сим­во­ли­че­ская часть образа касика сосре­до­то­чена, как пра­вило, в его боль­шом ажур­ном голов­ном уборе. А у каси­ков в полу­круг­лом моно­лит­ном голов­ном уборе она может почти пол­но­стью отсутствовать.

Вме­сте с тем ико­но­гра­фия Тай­роны в целом оста­ется при­вер­жена опре­де­лен­ному стилю, пода­вав­шему боже­ство исклю­чи­тельно с помо­щью сим­во­лики и изоб­ра­жав­шему его как поли­морф­ную сущ­ность. Дан­ный стиль был выра­бо­тан, как и вся куль­то­вая часть анд­ской рели­гии, задолго до нашей эры – в те вре­мена, когда гос­под­ство­вала еди­ная, пан­аме­ри­кан­ская рели­гия, кото­рая впо­след­ствии раз­де­ли­лась на две основ­ные ветви. Одна из них суще­ство­вала в мире Месо­аме­рики, а дру­гая – в Анд­ском мире.

Изу­че­ние архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков куль­туры Майо-Чинчипе–Мараньон (Эква­дор)  при­во­дит к выводу о том, что куль­то­вая часть анд­ской рели­гии в период раз­ви­тия этой куль­туры была уже сфор­ми­ро­вав­шейся, как и соот­вет­ство­вав­шая ей ико­но­гра­фия. Арте­факты, обна­ру­жен­ные архео­ло­гами при рас­ко­пах сайта Санта-Ана–Ла-Флорида, выпол­нены с исклю­чи­тель­ным худо­же­ствен­ным мастер­ством и явля­ются одним из наи­бо­лее ран­них сви­де­тельств озна­чен­ного стиля. Между тем время рас­цвета куль­туры Майо-Чинчипе–Мараньон при­хо­дится на период с 4410/4250 по 3830/3600 г. до н.э.

Ука­зан­ный стиль гос­под­ство­вал на боль­шой тер­ри­то­рии Анд­ского мира и при­ле­га­ю­щих к нему зем­лях на Панам­ском пере­шейке и вклю­чал в себя эле­менты, кото­рые, как при­нято счи­тать, отра­жают вли­я­ние месо­аме­ри­кан­ского искус­ства и его рели­ги­оз­ной сим­во­лики. Он был харак­те­рен для одной из пер­вых вели­ких циви­ли­за­ций Анд – Чавина (1200⁄1500 – 200 гг. до н.э., Перу), а также для куль­туры Пара­каса (800 г. до н.э. – 200 г. н.э., Перу), нахо­див­шейся в зоне вли­я­ния Чавина. Поэтому стиль можно назвать чавинским.

Чавин­скому стилю свой­стве­нен син­те­ти­че­ский (гибрид­ный) образ боже­ства пер­вого уровня, когда живот­ные, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие его силы и функ­ции и одно­вре­менно миры анд­ского кос­моса, сли­ва­ются с чело­ве­ком в еди­ную сущ­ность. То есть образ боже­ства состав­ля­ется из эле­мен­тов, изоб­ра­жа­ю­щих черты чело­века и живот­ных (зверя, рыбы, птицы). При этом черты чело­века могут быть пре­об­ла­да­ю­щими. Такой пер­со­наж назы­ва­ется уче­ными антро­по­морф­ным или антро­по­зо­оморф­ным. Если на пер­вый план высту­пают черты живот­ного, пер­со­наж харак­те­ри­зу­ется как зооантропоморфный.

image031Фото 2. Под­веска. Инвен­тар­ный № 1982⁄02⁄26. Раз­меры: высота 9,8 см, ширина 4,2 см, тол­щина 3,4 см. Вес: 38,8 г. Мате­риал и тех­ника: тум­бага; метод поте­рян­ного воска, золо­че­ние окис­ле­нием, поли­ро­ва­ние, лож­ная фили­грань.  Куль­тур­ный контекст/стиль: Тай­рона. Дати­ровка: 650 – 1500 гг. Место изго­тов­ле­ния: Колум­бия. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[xiii]

Дать более точ­ное опре­де­ле­ние пер­со­нажу трудно, поскольку неясно, какое именно суще­ство (боже­ство) он пред­став­ляет. Ведь ком­по­зи­ции нередко бывают весьма слож­ными и хит­ро­ум­ными и меняют вос­при­я­тие образа боже­ства в зави­си­мо­сти от того, с какой сто­роны на него смот­реть. В луч­ших тра­ди­циях таких мно­го­пла­но­вых композиций-перевертышей юве­ли­рами Тай­роны выпол­нена под­веска, дан­ная на фото 2 и 3. В вер­ти­каль­ном поло­же­нии (фото 2) она пока­зы­вает чудо­вище с под­ня­тыми вверх тон­кими руками, огром­ной голо­вой и зуба­стой пастью. В этом ракурсе ком­по­зи­цию под­вески можно также про­честь как изоб­ра­же­ние одного из глав­ных пер­со­на­жей ико­но­гра­фии Тай­роны – сидя­щей птицы с боль­шим загну­тым клю­вом, над голо­вой кото­рой раз­ме­щены те же эле­менты, что при­сут­ствуют на ажур­ном голов­ном уборе касика. В гори­зон­таль­ном поло­же­нии (фото 3) под­веска более всего напо­ми­нает лодку с носом в виде головы такой же птицы и кор­мой, где рас­по­ло­жено сиде­ние с плос­кой узор­ной спин­кой. А в целом в гори­зон­таль­ном поло­же­нии под­веска вос­при­ни­ма­ется как кре­ветка. Таким обра­зом, ком­по­зи­ция вклю­чает в себя сим­волы полета и пла­ва­ния, они же – сим­волы воз­духа и воды, мира вверху и мира внизу, и изоб­ра­жает божество-корабль для путе­ше­ствия на землю пред­ков с пас­са­жи­ром в пти­чьей маске, лежа­щим внутри.

image033Фото 3[xiv]. Под­веска в гори­зон­таль­ном положении

Изоб­ра­же­ния людей в их есте­ствен­ном виде на арте­фак­тах чавин­ского стиля крайне редки. К ним можно отне­сти всего несколько экзем­пля­ров так назы­ва­е­мых при­гвож­ден­ных голов Чавин-де-Уантара, кото­рые пока­зы­вают жре­цов (см.: «Находки 2013 г.», фото 7). Зооан­тро­по­морф­ные изоб­ра­же­ния каси­ков в чавин­ском стиле встре­ча­ются в основ­ном на неболь­ших пек­то­ра­лях, где фигура пер­со­нажа поме­щена в центр плос­кой летя­щей птицы. Среди касиков-подвесок также есть пер­со­нажи со зве­ри­ными лицами (мас­ками) или даже со зве­ри­ными мор­дами, но их мень­шин­ство. На боль­ших пекторалях-птицах сидя­щие касики, как и на под­вес­ках, изоб­ра­жены в виде людей в каске, лица кото­рых изме­нены с помо­щью носо­вых и под­губ­ных украшений.

Наи­бо­лее оче­вид­ная попытка пере­дать голову антро­по­зо­оморф­ного пер­со­нажа, т.е. шлемы и дыха­тель­ные аппа­раты богов во плоти, с помо­щью ком­плекта голов­ных и лице­вых укра­ше­ний имеет место на изоб­ра­зи­тель­ных сви­де­тель­ствах Пара­каса (см., напри­мер: «I.2.3.3.2. Боже­ства со зве­ри­ными чер­тами»). Эти же попытки отра­жа­ются и в погре­баль­ном оде­я­нии мумий Пара­каса (см.:  «1.2.2. Мумия Музея Аме­рики»).

В Пара­касе основ­ным видом посла­ний был погре­баль­ный тек­стиль, кото­рый в период Некро­поля покры­вался выши­тыми моти­вами с изоб­ра­же­ни­ями божеств. Соот­вет­ственно на покро­вах, ман­тиях, эскла­ви­нах и фал­де­льи­нах мы видим их плос­кие образы, на кото­рых защит­ные сред­ства богов во плоти весьма узна­ва­емы. Фигурки каси­ков Тай­роны имеют объем, кото­рый застав­ляет рас­смат­ри­вать в первую оче­редь детали изоб­ра­же­ния, а не объ­ект в целом. Поэтому сход­ство со сред­ствами защиты богов во плоти, отра­жен­ное в лице­вых и голов­ных укра­ше­ниях, на них не так оче­видно и не бро­са­ется в глаза.

Хорошо дета­ли­зи­ро­ван­ные скульп­турки каси­ков, у кото­рых каж­дый эле­мент, вклю­чая укра­ше­ния, выпол­нен с мак­си­мально воз­мож­ной про­ра­бот­кой дета­лей, несо­мненно, допол­няют образы выши­вок Пара­каса. Они явля­ются еще одним сви­де­тель­ством того, что в Анд­ском мире в основе оде­я­ний жрецов-властителей для путе­ше­ствия на землю пред­ков (погре­баль­ных костю­мов) или для цере­мо­ний в мире сей­час, т.е. при жизни, лежит под­ра­жа­ние внеш­нему облику богов во плоти в их защит­ных костю­мах для под­вод­ного пла­ва­ния, полета на аэро­пла­нах, а также в кос­ми­че­ских ска­фанд­рах и пр. Кроме того, ико­но­гра­фия Тай­роны и Пара­каса поз­во­ляет понять, что исполь­зо­ва­ние лице­вых укра­ше­ний, кото­рые носили люди всех сосло­вий, были не при­чу­дой дика­рей, а про­яв­ле­нием их тра­ди­ций, во мно­гом общих для анд­ской рели­гии в целом. Поэтому лице­вые укра­ше­ния и их наборы имели усто­яв­ши­еся формы и при­ме­ня­лись с неко­то­рыми изме­не­ни­ями декора у боль­шин­ства архео­ло­ги­че­ских куль­тур Анд­ского мира как сим­волы боже­ствен­ной вла­сти, пока­за­тели поло­же­ния на соци­аль­ной лест­нице, а глав­ное – как знаки при­над­леж­но­сти к народу, живу­щему на земле пред­ков, в мире наверху.

Поскольку лице­вые укра­ше­ния каси­ков пред­став­ляют собой мини­а­тюр­ные копии реаль­ных пол­но­раз­мер­ных укра­ше­ний тай­ро­нов, они имеют для исто­ри­ков осо­бый инте­рес. Изу­че­ние этих укра­ше­ний в составе костюма касика дает воз­мож­ность сде­лать еще один шаг в пони­ма­нии сим­во­лики каж­дого из них в оде­я­нии той или иной погре­бен­ной пер­соны или пер­со­нажа, изоб­ра­жен­ного на куль­то­вых пред­ме­тах Анд­ского мира раз­ных пери­о­дов его исто­рии. С дру­гой сто­роны, вме­сте с голов­ными убо­рами и одеж­дой укра­ше­ния поз­во­ляют соста­вить неко­то­рое пред­став­ле­ние о том, как выгля­дели и как были устро­ены костюмы богов во плоти, посе­тив­ших Тай­рону. В то же время, как пока­зы­вает изу­че­ние изоб­ра­зи­тель­ных сви­де­тельств дру­гих куль­тур Анд­ского мира, боже­ство, изоб­ра­жен­ное без божеств-помощников, обычно явля­ется отра­же­нием инди­ви­ду­аль­ного лета­тель­ного и/или пла­ва­тель­ного сред­ства. Поэтому при­смот­римся к ком­плекту голов­ных и лице­вых укра­ше­ний и одежде каси­ков осо­бенно внимательно.

 

1.1.1. Лице­вые украшения

image027Фото 1. Фигур­ная под­веска. Инвен­тар­ный № 69.7.10. Высота: 14 см. Мате­риал и тех­ника: золото, метод поте­рян­ного воска. Куль­тура: Тай­рона. Дата: X – XVI вв. Гео­гра­фия: Колум­бия. Метрополитен-музей искусств[xv]

Юве­лир­ные изде­лия, кото­рые мы видим на лице каси­ков, слу­жат не столько укра­ше­ни­ями, сколько сред­ством для изме­не­ния их облика. Только у одного касика нари­гера сде­лана в форме серьги, напо­ми­на­ю­щей почку (фото 1). У боль­шин­ства каси­ков в нос встав­лен двой­ной цилиндр (двой­ной стержень).

image036Фото 2[xvi]. Круп­ный план касика (инвен­тар­ный № O16300) из Музея золота Колумбии

Между тем тай­роны обычно укра­шали себя носо­выми серь­гами в форме колец, полу­ме­ся­цев и бабо­чек[xvii]. Можно пред­по­ло­жить, что ноше­ние двой­ного цилин­дра было опасно для здо­ро­вья и жизни. Ведь он встав­лялся в носо­вую пере­го­родку. А на такое, видимо, решался не каждый.

image038Фото 3. Пек­то­раль в форме чело­века – лету­чей мыши. Раз­меры: 12,6×14,7 см. Куль­тура: Тай­рона, период 900 – 1600 гг. Музей золота Тай­роны, Дом таможни, Санта-Марта, Колум­бия[xviii]

Все касики носят под­губ­ное укра­ше­ние, кото­рое при­нято обо­зна­чать тер­ми­ном «лабрé» (labret). В основ­ном оно имеет шаро­вид­ную форму (фото 2). Реже встре­ча­ется лабре в виде амару (фото 3).

image040Фото 4[xix]. Под­веска. Инвен­тар­ный № О12564. Раз­меры: ширина 6,4 см, высота 6,2 см. Вес: 32,9 г. Куль­тура: Тай­рона. Про­ис­хож­де­ние: Колум­бия, депар­та­мент Маг­да­лена, муни­ци­пий Сье­нага. Музей золота Колум­бии[xx]

Губы у мно­гих каси­ков сильно рас­тя­нуты по гори­зон­тали и выда­ются впе­ред. Это пред­по­ла­гает нали­чие во рту неко­его рас­ши­ри­теля, кото­рым, веро­ятно, поль­зо­ва­лись жрецы-властители в реаль­ной жизни. Сов­местно с нари­ге­рой в виде двой­ного цилин­дра и лабре рас­ши­ри­тель пере­дает форму ниж­ней части «лица» богов во плоти, т.е. форму дыха­тель­ного аппа­рата или устрой­ства для защиты дыха­тель­ных путей.

image046Фото 5[xxi]. Антро­по­морф­ная фигура. Инвен­тар­ный № О11445. Раз­меры: ширина 5 см, высота 6 см. Вес: 46,5 г. Куль­тура: Тай­рона. Про­ис­хож­де­ние: Колум­бия, муни­ци­пий Санта-Марта, депар­та­мент Маг­да­лена. Музей золота Колум­бии[xxii]

К боко­ви­нам шле­мов каси­ков в обла­сти щек и ушей при­креп­лены укра­ше­ния двух видов, кото­рые касики носят одно­вре­менно или порознь. Одно из них соот­вет­ствует пер­вому из двух типов ушных укра­ше­ний, исполь­зо­вав­шихся анд­цами в доко­лум­бо­вую эпоху, – пен­ди­енте (фото 5 и 6).

image048Фото 6[xxiii]. Круп­ный план про­филя касика (инвен­тар­ный № O16300) из Музея золота Колумбии

Пен­ди­енте каси­ков имеют форму кольца, по низу кото­рого рас­по­ло­жен ряд цилин­дри­че­ских спи­ра­лек (фото 6). Пен­ди­енте под­ве­шены к при­па­ян­ным на боко­вине шлема пет­лям, кото­рые ино­гда напо­ми­нают уши (фото 5).

image050Фото 7[xxiv]. Круп­ный план головы касика из Музея золота Тайроны

Вто­рое укра­ше­ние сде­лано в виде плос­кой спи­рали с шари­ком в цен­тре. Не вполне ясно, какому именно типу укра­ше­ний оно соот­вет­ствует. Это может быть оре­хера с подоб­ным навер­шием. Но, ско­рее всего, укра­ше­ние пред­став­ляет пен­ди­енте, кото­рое под­ве­ши­ва­лось к голов­ному убору по бокам спе­реди. Об этом гово­рит тот факт, что оно рас­по­ла­га­ется выше пер­вого пен­ди­енте и ближе к ску­лам, нежели к ушам.

image052Фото 8[xxv]. Круп­ный план засня­того снизу лица касика из Музея золота Тайроны

Среди отдельно сто­я­щих фигур касиков-людей выде­ля­ются две скульп­турки, лица пер­со­на­жей кото­рых, по мне­нию аме­ри­кан­ских спе­ци­а­ли­стов, закрыты мас­кой лету­чей мыши или кро­ко­дила (фото 9 и 10).

image054Фото 9. Под­веска, изоб­ра­жа­ю­щая фигуру в маске кро­ко­дила или лету­чей мыши. Инвен­тар­ный № 1991.419.31. Раз­меры: 13,3×16,6 см. Мате­риал и тех­ники: тум­бага; метод поте­рян­ного воска, золо­че­ние окис­ле­нием. Куль­тура: Тай­рона. Дата: X – XVI вв. Гео­гра­фия: Колум­бия. Метрополитен-музей искусств[xxvi]

Тео­ре­ти­че­ски такая маска в реаль­ной жизни могла быть состав­лена из отдель­ных укра­ше­ний, вклю­чав­ших в себя нари­геру. При­меры боль­ших нари­гер слож­ного дизайна есть среди золо­тых арте­фак­тов доис­пан­ских куль­тур Колум­бии. Но в захо­ро­не­ниях Тай­роны ни подоб­ные нари­геры, ни тем более маски, схо­жие с теми, что носят золо­тые касики, най­дены не были.

image056Фото 10. Шаман­ская под­веска в виде сто­я­щей фигуры чело­века в маске лету­чей мыши. Инвен­тар­ный № 2000.813. Раз­меры: 16×12,5×2 см. Мате­риал: золо­той сплав. Куль­тура: Тай­рона, 900 – 1600 гг. Про­ис­хож­де­ние: депар­та­мент Маг­да­лена, регион Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, Колум­бия. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[xxvii]

image032 image034

 


[ii] Bray W. Gold, Stone, and Ideology: Symbols of Power in the Tairona Tradition of Northern Colombia (http://www.doaks.org/resources/publications/doaks-online-publications/pre-columbian-studies/goldandpower/goldandpower08.pdf/view).

[vii] Lleras R., Pineda R. Oro de Colombia Chamanismo y Orfebrería. Santiago de Chile, 2005 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/el-oro-de-colombia/).

[xvii] Bray W. Opus cit.

[xx] Луис Дуке Гомес. Золото Колум­бии. Юве­лир­ное искус­ство индей­цев (http://www.indiansworld.org/kultura-tayrona.html#.WEWNS31fs-k)

[xxii] Луис Дуке Гомес. Указ. соч. (http://www.indiansworld.org/kultura-tayrona.html#.WEWNS31fs-k).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>