КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков, продолжение
1.2.8. Жертвоприношения глазами конкистадоров
1.2.8.1. Жертвоприношения в храмовом комплексе Теночтитлана
О том, что человеческие жертвоприношения были неотъемлемой частью религиозных церемоний, свидетельствует устройство храмовых комплексов и, в частности, церемониального центра Теночтитлана. Испанцы его разрушили, а впоследствии застроили зданиями. Но описания его сохранились. Существует также план комплекса, составленный ориентировочно в середине XVI в. Он представлен на миниатюре из «Первых записок» к «Всеобщей истории вещей Новой Испании» (Флорентийскому кодексу) Бернардино де Саагуна (фото 1). Здесь на каждой лестнице художник изобразил потоки крови, которые указывают на то, что жертвоприношения проводились в каждом храме.
Фото 1[1]. Первые записки (Primeros memoriales). Тип объекта: манускрипт. Автор: Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1558 – 1561 гг. Королевская библиотека Мадрида. Лист 269r. План церемониального комплекса Теночтитлана: 1 – Великий храм со святилищами Тлалока (1а) и Уицилопочтли (1b); 2 – цомпантли; 3 – стадион для игры в мяч; 4 – трехступенчатая пирамида с темалакатлем для гладиаторских боев, рядом – фигура Шипе-Тотека (Йопи); 5 – Храм Шипе-Тотека (Храм Йопико); 6 – змеиная стена; 7 – жилища жрецов
Главным в церемониальном комплексе был Великий храм (№ 1 на фото 1), высота которого в результате последнего обновления достигла 41 или 45 м[2]. Он представлял собой усеченную пирамиду, на вершине которой находились святилища Тлалока (№ 1а) и Уицилопочтли (№1b). По одной оси с ним были выровнены храм Кецалькоатля (на миниатюре отмечен фигурой жреца, держащего курильницу и сумку с копалом, – образом Кецалькоатля), цомпантли (№ 2) и стадион для игры в мяч (№ 3).
Фото 2[3]. Шипе-Тотек, стоящий на горе, и гладиаторский бой во время праздника Тлакашипеуалицтли. Лист 266v, фрагмент. Кодекс Дюрана, История Страны благоденствия Новой Испании и островов материка (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Том 2, глава LXXXVII. Тип объекта: манускрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587 гг.). Дата: 1579 г. Национальная библиотека Испании, Мадрид
В юго-западном углу священной огороженной территории размещался комплекс Храма Шипе-Тотека (Храма Йопико), в который входила пирамида со святилищем этого бога на вершине (№ 5) и пирамида с темалакатлем, предназначавшаяся для гладиаторского жертвоприношения (№ 4).
Фото 3. Берналь Диас де Кастильо[4]
Описание храмового комплекса[5], относящееся к ноябрю 1519 г., содержится в книге «Правдивая история завоевания Новой Испании» Берналя Диаса де Кастильо (1492⁄1496 – 1584), соратника завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Он сопровождал Кортеса, когда тот вместе с императором Монтесумой II и по его приглашению осматривал ацтекскую святыню и поднимался на вершину Великого храма.
Фото 4[6]. Художественная реконструкция церемониального центра Теночтитлана
Согласно рассказу Берналя Диаса, Великий храм, который он называет «главным си» (си – храм, пирамида храма), «занимал огромную площадь, на которой могло бы поместиться сотен пять обычных домов» и был самым высоким строением в городе. Он был посвящен трем богам: Тлалоку, Уицилопочтли и Тескатлипоке. Его здание «имело форму пирамиды с усеченной вершиной, на которой помещались [две] башенки с идолами». К ним вели 114 ступеней, которые не имели перил.
Фото 5[7]. Лист 131, фрагмент. Кодекс Дюрана
«Взобравшись на верх главного си», испанцы «обнаружили на вершине площадку, а на ней пространство в виде подмостков, где находились крупные камни, на которые помещали несчастных индейцев для жертвоприношения, и там был большой идол вроде дракона и другие дьявольские статуи, и – много крови, пролитой в тот день». Здесь испанцев встретил Монтесума, который, выполняя пожелание Кортеса, предложил им «войти в одну башенку [из двух], по верху крыши которой были очень богатые зубцы, а внутри ее, в помещении в виде зала, находились два подобия алтаря, и при каждом алтаре было по гигантскому идолу, с очень высокими туловищами и весьма массивных».
Фото 6. Один из «зубцов», украшавших верхнюю часть стен некоторых зданий в церемониальном комплексе Теночтитлана и в том числе Великий храм. Представляет стилизованное изображение раковины улитки в разрезе, заполненной шариками. Размеры: 1100×1940×130 см. Материал: глина. Время создания: 1325/1521 гг. Место находки: исторический центр Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика[8]
«Первый, находившийся по правую руку, сказали они, – пишет Берналь Диас, – был идол Уицилопочтли, их бог войны, его лицо и нос были весьма широкие, а глаза безобразные и свирепые; все его туловище было покрыто столь многими драгоценными камнями, золотом и жемчугом, прикрепленными мастикой, которую изготавливали в этой земле из каких-то корней, и голова была покрыта этим же, а туловище его было опоясано несколькими по виду большими ужами, сделанными из золота и драгоценных камешков, и в одной его руке находился лук, а в другой – несколько стрел. Там вместе с ним был другой небольшой идол, сказали, что это его паж, он держал недлинное копье и щит весьма богатый, из золота и каменьев; и висело на шее Уицилопочтли несколько лиц индейцев и иное, вроде сердец тех же индейцев, из золота и серебра, вместе с множеством синих камешков; и там было несколько жаровен ладана, которым был их копал, с тремя сердцами индейцев, принесенных в жертву в тот день, их сжигали, и дым от того и от копала был тем жертвоприношением, совершенным ему. И были все стены и пол в этом святилище так залиты и черны от запекшейся крови, что все так сильно и скверно воняло. Затем, в другой стороне, по левую руку, рассмотрели находившегося там же другого гигантского идола высотой с Уицилопочтли, а носом, как у медведя, а глаза его ярко сверкали, сделанные из их зеркал [из обсидиана], который они называют tezcal, а к туловищу были прикреплены мозаично драгоценные камни, наподобие как у другого – Уицилопочтли, поскольку, по их словам, они были братьями, и этот Тескатлипока был богом их преисподни и владел душами мешиков, и было опутано его туловище изображениями дьявольских карликов с хвостами в виде змей. И было на стенах столь много запекшейся крови, и весь пол был ею залит, и даже на бойнях Кастилии не было такого зловония. И там были преподнесенные этому идолу пять сердец, принесенных в тот день в жертву».
Фото 7. Церемониальный тлальпануэуэтль (tlalpanhuehuetl), или военный вертикальный барабан. Размеры: высота 85 см, диаметр 49 см. Материалы и техники: ствол дерева, выдолбленный изнутри, покрытый резьбой и росписью яркими пигментами синего, желтого, красного и черного цветов (не сохранилась). Время создания: 1325/1521 гг. Место находки: Центральное нагорье, Долина Толуки, муниципалитет Тенанго-дель-Валье, штат Мехико, Мексика. Национальный музей антропологии, Мехико[9]. (Подробнее см.: «Церемониальные барабаны».)
Далее Берналь Диас описывает святилище Тлалока (Tlaloc – «Заставляющий расти») – бога дождя (воды) и плодородия, покровителя рек, озер и пещер, повелителя всех растений, наводнений, засухи, молний, града, снега, заморозков[10]:
«И на вершине этого си [(пирамиды храма)] была другая башенка с помещением, весьма богато отделанная деревом, и был там иной идол – получеловек-полуящерица, весь покрытый драгоценными камнями, а посередине [вдоль туловища] накидка. Они говорили, что тело его наполнено всеми семенами, что имелись во всей этой земле, и сказали, что это бог производства семян и плодов; но я не помню имени его. И все было залито кровью, как стены, так и алтарь, и было такое зловоние, что мы, не выдержав больше, выскочили наружу. И там находился огромный, колоссальный барабан; когда по нему били, звук от него был такой унылый и слышен оттуда на две легуа (около 11 км – Ф.Ó.) и, как они говорили, был похож на звучание инструмента из их преисподни; они сообщили, что кожа на этом барабане с исполинских змей. Тут же находилось и множество других дьявольских вещей – большие и малые трубы, всякие жертвенные ножи из камня, множество обгорелых, сморщенных сердец индейцев. И всюду – кровь и кровь!».
Фото 8[11]. Модель храмового комплекса Теночтитлана в Национальном музее антропологии Мексики: 1 – Великий храм; 2 – Дом орлов; 3 – Храм орлов; 4 – Храм Кецалькоатля; 5 – Великое цомпантли; 6 – стадион для игры в мяч; 7 – Храм Тонатиу, Бога Солнца. На заднем плане: «Большой Теночтитлан в 1519 г.». Картина маслом на холсте. Художник: Луис Коваррубиас (Luis Covarrubias). Время создания: 1964 г.
О Храме Кецалькоатля, пирамида которого по традиции делалась конусовидной, Берналь Диас говорит как о небольшом здании в виде башни.
«Вход в него, – отмечает Диас, – охранялся двумя разинутыми змеиными каменными пастями с огромными клыками, и воистину это был вход в адскую пасть, ибо внутри было множество идолов, а в соседнем помещении много посуды для варки мяса несчастных индейцев, принесенных в жертву, всякие ножи и топоры, точно у мясников; и все там, как и в других cues, было сильно залито кровью и черно от копоти и запекшейся крови. Вблизи же были заготовлены штабеля дров, а также емкости с чудесной чистой водой из снабжавшего ею город акведука из Чапультепека».
Берналь Диас сообщает также, что на территории храмового комплекса размещались жилища жрецов. «А в особом большом доме, – пишет он, – находилось множество знатных девушек, живших здесь в строгом затворничестве, вроде монахинь, с особым даже своим святилищем си…». Вероятно, это был храм богини Сиуакоатль, одной из важнейших богинь в религии и мифологии мешиков[12].
Фото 9. Храм церемониального комплекса Акатитлана (Acatitlan – «Место среди тростников») с главной лестницей спереди и двумя большими курильницами в верхней части. Культура: ацтекская. Период поздний постклассический (1200 – 1519). Поселок Санта-Сесилия (Santa Cecilia) близ города Мехико, муниципалитет Тлальнепантла-де-Бас (Tlalnepantla de Baz), штат Мехико, Мексика[13]
«И помимо этого главного си всего Мешико, с его огромными дворами с меньшими cues, – заканчивает свой рассказ Берналь Диас де Кастильо, – подобное было и в Тлателолько – большой си со своими дворами, а также в других четырех или пяти районах Мешико, но меньших размеров, не считая многих отдельных святилищ с их идолами. Впрочем, главный си в Чолуле был не меньше, чем в Мешико, и даже выше его, ибо имел 120 ступеней, и почитали его тоже не меньше; но архитектура обоих во многом разнилась. Третий громадный си, со 117 ступенями, был в городе Тескоко. Странно и даже смешно – как это каждая провинция и даже каждый город имел собственных своих идолов, все – разных, между собой враждующих!»
Фото 10. Великий храм Тескоко. Лист 112v, фрагмент. Кодекс Иштлильшочитля (Codex Ixtlilxochitl). Тип объекта: манускрипт. Идентификационный № Mexicain 65–71. Размеры листа: 21×31 см. Материал: европейская бумага. Объем: 122 листа. Язык: испанский. Дата создания: 1550 г. Национальная библиотека Франции, Париж[14]
Одно из больших цомпантли храмового комплекса Теночтитлана описывает испанский священнослужитель, историк, писатель и драматург Антонио де Солис-и-Рибаденейра (Antonio de Solís y Rivadeneyra, 1610 – 1686) в «Истории завоевания Мешико» (1684):
«Недалеко от входа в главнейшие ворота было не менее страшное место, которое предназначено было для моления и благоговения. Оно было построено из камней и имело каменную лестницу из 30 ступеней, по которой поднимались на площадку, уставленную множеством высоких и прямых столбов. Эти столбы стояли рядами и были просверлены так, что в их отверстия от одного столба до другого пропущены были тонкие шесты или цепи. А на все эти шесты или цепи нанизаны были мертвые головы так, что между двумя столбами всегда находились мертвые головы. Число этих мертвых голов всегда должно было оставаться одинаковым…»[15].
Фото 11[16]. Святилища Тлалока и Уицилопочтли на вершине главной пирамиды церемониального комплекса Теночтитлана (слева) и цомпантли (справа). Лист 232v, фрагмент. Кодекс Дюрана
Осматривая храмовый комплекс столицы ацтеков и ужасаясь их кровавыми обычаями, конкистадоры тогда еще не знали, что многие из них сами будут принесены в жертву в Великом храме Теночтитлана, а потом и в главном храме Тлателолько. Но это будет позже. А пока удача еще на их стороне. Они живут во дворце императора Ашайякатля на положении гостей.
Вскоре в один из своих визитов к Кортесу Монтесума сделался пленником этих «гостей» и остался во дворце Ашайякатля навсегда. Некоторые из его ближайших родственников, а также сановников и жрецов оказались у испанцев в заложниках. Так Эрнан Кортес через Монтесуму мог контролировать и направлять подданных императора, которые до поры до времени оставались покорны его воле. «Мотекусома делал все нам в угоду, – пишет Берналь Диас. – Одно только было выше его сил: отказ от человеческих жертвоприношений. Как ни настаивал Кортес, как ни упрашивал падре Ольмедо, не проходило и дня без этих гнусностей»[17].
Фото 12[18]. На храмовой площади испанцы убивают знатных мешиков, отмечающих праздник Тошкатль. Страница 211, фрагмент. Кодекс Дюрана
Однако течение событий резко изменилось после резни на празднике Тошкатль, который Педро де Альварадо, оставшийся за главного в отсутствие Кортеса, сам же и разрешил провести в Великом храме. По мнению некоторых конкистадоров, он устроил мешикам «кровавую баню», чтобы завладеть их золотом. Это послужило поводом для восстания в Теночтитлане, которое, видимо, давно уже готовилось.
Дворец императора Ашайякатля был окружен. По словам Берналя Диаса, «нападающие были страшно ожесточены, и Мотекусома с величайшим лишь трудом мог пресечь военные действия». 4 июля 1520 г. Кортес и его люди возвратились в столицу и были размещены в прежних покоях во дворце. Между тем ацтеки уже избрали нового императора. Им стал младший брат Монтесумы II Куитлауак, правитель Истапалапана. Планируя активные боевые действия против «гостей», они прекратили поставки продовольствия в столицу, чем Кортес по понятным причинам был чрезвычайно раздосадован. Когда к нему пришли посланники Монтесумы с просьбой о встрече, он стал сыпать в адрес императора оскорблениями и угрожать «крутыми мерами», если поставки не наладятся. Если и были у мешиков какие-то надежды на Монтесуму, к которому они, видимо, сохраняли надлежащее почтение, то теперь они были полностью утрачены. И восстание началось.
Мешики пошли на штурм дворца Ашайякатля, где, как уже было сказано, квартировали испанцы и содержались высокопоставленные пленники, включая Монтесуму. Они штурмовали дворец два дня подряд. О бое второго дня Берналь Диас пишет: «…К вечеру без перерыва шел дикий натиск, ни на минуту не прерывавшийся; множество отрядов атаковало нас, невзирая на наши пушки, аркебузы и арбалеты. Они кричали, что принесут всех нас в этот день в жертву, дав своим богам наши сердца и кровь, а ноги и руки возьмут для праздничных пиршеств, туловища же бросят содержащимся взаперти ягуарам, оцелотам и пумам, ядовитым и неядовитым змеям; а тлашкальцам, которые были вместе с нами, они кричали, что напихают их в клетки, откормят и постепенно будут их также приносить в жертву. И ночью точно так же все время было много свиста и воплей, и сыпались градом дротики, камни и стрелы».
В угрозе тлашкальцам содержится упоминание о практике откорма пленных, которая, насколько мне известно, не описана ни в одном из исторических источников. Однако вполне возможно, что она была характерна для уастеков. Правда, об этом мы также знаем только из сочинения Берналя Диаса, а именно, из его рассказа о походе в земли уастеков. Он говорит о клетках с людьми – мужчинами и женщинами, которые он и его товарищи увидели на окраине одного из сел. Узнав от плачущих и молящих о помощи людей, что их откармливают для принесения в жертву, конкистадоры освободили пленников.
Утром конкистадоры предприняли контратаку. «Задание было – во что бы то ни стало пробиться к главному си [(пирамиде храма)] Уицилопочтли». Взятие главного храма у мешиков и других индейских народов обозначало победу над врагом и его подчинение. Для мешиков, по словам Мишеля Гролиша, полная победа в сражении «знаменовалась поджогом храма местного бога-покровителя, а иногда и пленением бога». «Таким образом, – пишет он, – побежденные лишались обычной сверхъестественной поддержки: разрушался храм – свидетель их славы и плод усилий многих поколений; сжигались сохранявшиеся в святилище книги, чтобы уничтожить одновременно и память побежденного народа»[19]. Недаром изображение горящего храма в пиктографических документах мешиков и, в частности, в Кодексе Мендосы, является идеограммой покорения города (фото 13). Кортес, несомненно, был хорошо осведомлен о таких представлениях ацтеков, и поэтому приказал атаковать главный храм Мешико.
Фото 13. Запись о завоевании Кесалоцтока (Cueçaloztoc – «В пещере алых перьев ара») – одного из 37 городов, покоренных императором Ашайякатлем (1470 – 1481). Лист 10v, фрагмент. Кодекс Мендосы (Códice Mendocino). Расстановочный шифр: MS. Arch. Selden. A. 1. Тип объекта: манускрипт. Материал: европейская бумага. Объем: 85 листов. Языки: науатль, испанский. Время создания: 1547 г. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания[29]
Используя конницу и «махины-башни», построенные из дерева для укрытия арбалетчиков, аркебузиров и пушкарей, конкистадоры, непрерывно атакуемые мешиками, продвигались к намеченной цели.
«Таким образом, дошли до ограды дворов главного си с их идолами, в которых было больше 4 000 мешиков, не считая военачальников, с большими копьями, камнями и дротиками; и затем мы пошли на приступ, – вспоминает Берналь Диас. – Долгое время все наши приступы отражались, несмотря на действия наших махин-башен, пушек, арбалетов и аркебуз, к тому же кони наши легко спотыкались на слишком гладкой и скользкой мостовой дворов главного си. Но вот махины-башни наши, сильно уже пострадавшие, продвинулись к самым ступенькам главного си; наши пушки выбивали по 10 или 15 врагов, но их тут же заменяли многие другие; мы выскочили из махин-башен и ступенька за ступенькой стали продвигаться к верхней площадке. Кортес и здесь, как и везде, показывал чудеса храбрости; из-за пораненной руки он не мог владеть щитом, но он велел его прикрепить к руке и во главе самых храбрых бился в первых рядах; уже потом, на большой высоте, он едва не погиб от отважного замысла двух мешиков: жертвуя собой, они повисли на нем, чтобы увлечь его своей тяжестью и всем троим разбиться насмерть. По чистой случайности им это не удалось. Но бой был отчаянный, небывалый. Уже 40 человек из нас было убито, и лишь после неимоверных усилий мы дошли, наконец, до верхней площадки; все было залито кровью и завалено ранеными и трупами. Во всем нам помогали тлашкальцы. Ни изображения Нашей Сеньоры, ни Креста здесь уже не было; говорят, Мотекусома велел их убрать, но с подобающим почтением. Зато мы сейчас же выбросили, разбив, их идолов Уицилопочтли и Тескатлипоку, запалив их нечестивые святилища, продолжая одновременно борьбу с теми врагами, которые столпились против нас на верхней площадке. А всего на этом великом си защитников было три или четыре тысячи индейцев, все знатные, в том числе и papas [(жрецы)]. На верхней площадке погибли 16 наших солдат, и все мы были изранены уже не раз»[21].
Фото 14. Пленный Монтесума с веревкой на шее обращается к восставшему народу. Кодекс Монтесумы, фрагмент. Тип объекта: пиктографический документ. Материал и размеры: полоса аматной бумаги в двух фрагментах, 250×20 см. Время создания: конец XVI – начало XVII в. Национальна библиотека антропологии и истории, Мехико[22]
Взятие главного храма не дало ожидаемого результата. Конкистадорам пришлось отступить и вернуться во дворец Ашайякатля. «…На следующий день, – пишет Берналь Диас, – нападение не только возобновилось, но и превосходило все прежние дни; а средств и сил у нас становилось все меньше. Тогда Кортес принял решение – пусть великий Мотекусома поговорит с ними с плоской крыши (дворца Ашайякатля – Ф.Ó.) и прикажет им прекратить военные действия, так как мы хотим уйти из их города»[23]. Монтесуме пришлось согласиться. Однако на просьбу императора предводители мешиков ответили отказом. Как только разговор закончился, мешики продолжили метать во врагов камни и дротики. В Монтесуму попали три камня: один – в голову, другой – в руку, а третий – в ногу. Вскоре он умер.
Ни ацтеки, ни даже испанские хронисты не верили в смерть Монтесумы от рук мешиков. Они считали, что императора убили сами испанцы, поскольку он стал им больше не нужен и, более того, превратился в обузу. По данным профессора Д.Н. Егоров, переводчика и комментатора «Правдивой истории завоевания Новой Испании» Берналя Диаса де Кастильо, Монтесума II был убит конкистадорами в период с 7 по 10 июля 1520 г.[24].
Для извещения мешиков о смерти Монтесумы Кортес велел освободить одного из самых важных жрецов, а также видного сановника. Они должны были сообщить новому императору Куитлауаку и его военачальникам, что испанцы готовы выдать тело для торжественного погребения. Кроме того, посланники должны были передать мешикам, что «если теперь не произойдет замирения, то весь город ужасно поплатится». С телом испанцы отправили большое количество знатных мешиков и жрецов, бывших у них в плену. «Но… события от этого мало изменились, – замечает Берналь Диас. – Правда, при виде убитого раздались крики горя, завывания и причитания, но уже в следующий момент штурм возобновился с еще большим ожесточением»[25].
Кортес, видя тщету дальнейших усилий, собрал всеобщий совет, где сообщил, что необходимо уйти из города и пробиться к суше, к берегу озера. Выбрано было ночное время, ибо бдительность врагов тогда несколько ослабевала. Ночь бегства Кортеса из Теночтитлана с 10 на 11 июля 1520 г. получила название «Ночи печали».
Фото 15[26]. Реконструкционный план Теночтитлана и входящего в него Тлателолько (1519)
Обмотав тряпками копыта лошадей, нагрузившись золотом, конкистадоры покидали Теночтитлан в зловещей тишине. Мешики хорошо спланировали нападение. Они позволили всему войску врага выйти на узкую дамбу, ведущую в Тлакопан, тем самым лишив его возможности закрепиться в каких-либо строениях и сделав более уязвимым. Мешики начали атаку, когда авангард войска Кортеса, перейдя три промежутка (канала) в дамбе, переходил четвертый, последний, – «Канал Тольтеков». И тут разнесся боевой клич мешиков, стрелы и дротики с наконечниками с несколькими зазубринами, как рассказывает Бернардино де Саагун во «Всеобщей истории Новой Испании» (Книга XII), «…обрушились на испанцев. И испанцы в ответ стреляли из арбалетов и огнестрельного оружия… С обеих сторон было много убитых… Канал был доверху заполнен трупами… а те, кто шел следом, переправлялись на другой берег по трупам»[27].
«Согласованных действий не могло быть, – пишет Берналь Диас, – и если мы не разбрелись окончательно, то лишь потому, что все одинаково рьяно неслись к одной цели, имея в своем распоряжении одну-единственную лишь дорогу. И все же мы продвигались! Трудно сказать, что сталось бы с нами, если все произошло бы не ночью, в темноте, а при дневном свете! Несомненно, не спасся бы ни один человек! Впрочем, и сейчас было ужасно: то тут, то там мешики захватывали кого-либо из наших и волокли его для жертвоприношения; и еще то, что мы спаслись, было заслугой лишь Нашего Сеньора [Бога]. И тому, кто не видел этой ночи, тяжело представить, насколько было ужасно – множество воинов окруживших нас и лодки, с которых они хватали наших солдат.
<…>
Около сотни наших засели в одном из cues [(пирамид храмов)]; целых три дня и ночи они отбивали приступы всего Мешико, но потом, обезумев от голода и жажды, сдались; все они, как и прочие захваченные, были принесены в жертву идолам…»[28].
Императору Куитлауаку удалось к 30 июня 1520 г. освободить Мексиканскую долину. Но через 80 дней после избрания он умер от оспы, завезенной испанцами. Последним императором ацтеков стал племянник Монтесумы Куаутемок, которому было тогда всего лишь 23 или 24 года.
Фото 16. Взятие Кортесом Мешико-Теночтитлана. Картина маслом неизвестного художника второй половины XVII в. Коллекция Джея И. Кислака (Jay I. Kislak). Библиотека Конгресса США[29]
Вскоре при поддержке индейских союзников испанцы подчиняют себе всю Мексиканскую долину. 23 августа 1521 г. они берут Теночтитлан. Этому предшествовала осада города, которая началась 23 мая 1521 г. К 9 июня Теночтитлан был полностью окружен. Осада продолжалась почти три месяца и сопровождалась неоднократными попытками штурмовать город[30].
Основной целью конкистадоров снова стал захват Великого храма Теночтитлан, где находился главный идол Уицилопочтли.
Судя по испанским источникам, конкистадорам из корпуса Кортеса удалось, несмотря на отчаянное сопротивление мешиков – и воинов, и жрецов, занять Великий храм. Они подожгли его святилища-башенки и низвергнули идол Уицилопочтли. Но потом им пришлось покинуть главную храмовую площадь и вечером отступить в свой лагерь. Мешики же сообщают, что они спасли статую и выдвигают свою версию событий: «[Прорвавшиеся на главную храмовую площадь] испанцы доставили пушку и установили ее на жертвенном базаменте… Но тотчас же прибыли великие вожди и все воины-мешики, сражавшиеся на лодках, они подоспели [по каналам] и высадились на набережную [у главной храмовой площади]… И когда испанцы увидели, что уже наступают, что уже идут те, кто их прогонит, тотчас же отступили они, держа свои мечи. Произошла большая давка, всеобщее бегство их. Со всех сторон летели в испанцев стрелы. Со всех сторон спешили мешикские воины, чтобы сразиться с ними… Испанцы отступили, бросив пушку, поставленную на жертвенном базаменте. Ее тут же схватили воины-мешики, в гневе потащили ее, бросили в воду [канала]…»[31]. Однако правдивой все же следует считать информацию, содержащуюся в испанских источниках, поскольку мешики в Великом храме больше не проводили никаких обрядов. Следовательно, конкистадорам удалось разбить идолов Великого храма и сжечь их святилища[32].
[2] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[4] http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6810-publicacion-devela-el-aspecto-letrado-de-bernal-diaz-del-castillo
[5] Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext3.htm).
[6] https://i.pinimg.com/originals/b0/42/79/b04279630e85ca1da521e761922ed685.jpg
[9] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/tlalpanhuehuetl-o-tambor-vertical/6AHVj-jUHviwnw
[10] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[11] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Model_of_City_of_Tenochtitlan_with_Mural_Backdrop_-_Museum_of_Anthropology_-_Mexico_City_-_Mexico_(15323120417).jpg
[12] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[13] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:StaCeciliaAcatitlan.jpg
[14] http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b84701752/f38.item
[15] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[17] Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext4.htm).
[19] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=33).
[21] Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).
[23] Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).
[24] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).
[25] Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).
[27] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).
[28] Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).
[30] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext7.htm).
[31] Цит. по: Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext6.htm).
[32] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext6.htm).