4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
4.3. Грибы на камнерезных изображениях ацтеков
Среди произведений искусства ацтеков изображения, похожие на грибы, встречаются только на трех предметах. И все они выполнены в технике резьбы по камню.
Каменный блок с резными поверхностями
Фото 1. Фрагментированный каменный блок с резными поверхностями. Инвентарный № 00.5.38. Размеры: 20,32×34,29×41,91 см. География: Мексика, Месоамерика. Культура: ацтекская(?). Дата: XV – XVI вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США
Первый пример – это каменный блок, который хранится в Метрополитен-музее искусств. В онлайновом каталоге музея он сопровожден довольно большим комментарием. В нем сообщается, что две из шести сторон блока украшены барельефным фризом, который состоит из двух основных мотивов – бабочки (слева) и ilhuitl, или знака дня (фото 1). Подобный дизайн появляется и на других памятниках Постклассического периода (около 900 – 1521). Он часто расположен в виде полос вдоль внешних поверхностей ящиков или жертвенных сосудов (куаушикалли). Названные «небесными поясами», эти последовательности символов (глифов) у народов науа и миштеков Центрального и Южного мексиканских нагорий играли важную роль в астрологии.
«Образы бабочек, – отмечается в комментарии, – использовались на протяжении долгого времени в искусстве Месоамерики и, вероятно, обладали множеством значений и ассоциаций. На ранних классических фресках в Теотиуакане и Чолуле они связаны с воинами, огнем, плодовитостью, смертью и возрождением. У миштеков и ацтеков Позднего постклассического периода (около 1300 – 1521) они украшают носовые серьги и яркие праздничные сосуды, а также скульптуры как мужских, так и женских богов. В качестве компаньонов Шочикецаль («Цветочного кецаля») и Шочипилли («Цветочного принца») они представляют темы удовольствия и изобилия; но как атрибуты Ицпапалотль («Обсидиановой бабочки») – неутолимый голод и двойственность. Тем не менее, большинство ученых согласны с тем, что месоамериканцы рассматривали бабочек как нечто похожее на душу – убеждение, которое также разделяли древние греки и индусы. Они часто встречаются на керамических курильницах для благовоний и обычно появляются в погребальных контекстах – их ассоциации с огнем, регенерацией и дыханием ясны. Кроме того, бабочки вместе с колибри и другими крылатыми существами были тесно связаны с понятиями реинкарнации».
Фото 2. Верхняя сторона блока
Мотив, который состоит из нескольких фигур, напоминающих гриб с круглой шляпкой, покрывает верхнюю часть каменного блока (фото 2). Авторы комментария допускают вероятность того, что узор составлен из грибов или круглых плавающих листьев водяной лилии. Этот орнамент они датируют колониальной эпохой. «Повторное использование ацтекской монолитной скульптуры в колоннах или крестильных купелях, – говорится в комментарии, – не было чем-то необычным в ранний колониальный период, так как для строительства новых церквей и административных зданий требовалось огромное количество камня. Многие такие примеры найдены в архитектурном материале Мехико даже сегодня».
Скульптурная голова Майяуэль
Фото 3. Сосуд, изображающий голову богини Майяуэль. Инвентарный № 6069. Материал: камень. Время создания: около 1500 г. География: Месоамерика, Мексика. Всемирный музей Вены, Австрия[i]
Второй артефакт, на котором есть изображения, похожие на грибы, – это каменная голова Богини магея Майяуэль (фото 3). Грибы можно видеть ниспадающими на шею богини из-под ее волос. Однако их конические шляпки смотрят вниз, что заставляет эти фигуры читать как листья или золотые подвески. Более всего на гриб с толстой ножкой и круглой шляпкой похожа фигура, располагающаяся рядом со щекой Майяуэль. Но она представляет собой фронтальную часть цилиндрической орехеры, которая здесь выглядит как шляпка. Через цилиндр орехеры пропущена полоска ткани или некрученых нитей, которая кажется ножкой гриба. (Подробнее см.: «Воин в доспехе куэштекатля».) Впрочем, скульптура Майяуэль, скорее всего, была сделана мастером из Миштеки или Пуэблы. Поэтому ее автор мог использовать прием неоднозначного (двойного) прочтения символики украшений Майяуэль, чтобы представить ее не только как Богиню магея, но и как Богиню грибов. Напомню, что подобный пример объединения образов этих богинь представлен на миниатюре из Кодекса Риоса (фото 4). (Подробнее см.: «Венский мексиканский кодекс».)
Фото 4[ii]. Богиня Майяуэль. Лист 21v, фрагмент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана
Третий и наиболее убедительный из всех пример изображения грибов на памятниках ацтеков – это каменная статуя Шочипилли (фото 1), бога цветов, песен, танцев, красоты, искусства, плодородия и плодовитости. Его имя Xochipilli переводится как «Принц цветов» или «Дитя цветов» – от шочитль (xochitl – цветок) и пилли (pilli – принц или дитя).
Фото 1. Статуя Шочипилли. Инвентарный № 10–0222116. Размеры: 115,5×53×44,5 см. Материал и техника: базальт, резьба. Культура ацтеков. Время создания: начало XVI в. (до конкисты). Место и время находки: склон вулкана Попокатепетля (по другим данным, вулкана Истаксиуатля), Мексика; XIX в. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика[iii]
Статуя была найдена в XIX в. Сведения о месте ее находки разнятся. По одним данным, она была обнаружена на склоне вулкана Попокатепетля (Popocatépetl), а по другим – вулкана Истаксиуатля (Iztaccihuatl). Примечательно, что и в наши дни, согласно исследованиям мексиканских ученых (2003), грибы вида Psilocybe aztecorum Heim, называемые на испанском niños (дети), niñitos (детки), или apipiltzin на науатле, используются в религиозных ритуалах жителями деревни Сан-Педро-Нешапа (San Pedro Nexapa), которая стоит на Попокатепетле[iv].
Фото 2[v]. Вулканы Истаксиуатль и Попокатепетль на спутниковом снимке Мексики
Оба вулкана располагаются рядом друг с другом на территориальной границе между штатами Мехико и Пуэбла. На снимке (фото 2) она показана тонкой пунктирной линией зеленого цвета, прочерченной по середине горной гряды. Истаксиуатль находится в 55 км от Мехико (столицы империи – Теночтитлана). Попокатепетль располагается дальше от Мехико (в 72 км от него) и ближе к городам Пуэбле и Тлашкале – на расстоянии 43 и 53 км соответственно. То есть в эпоху ацтеков Попокатепетль находился ближе к городам-государствам долины Пуэблы, которые не хотели подчиняться Теночтитлану и вели с ним цветочные войны. Между тем пограничные земли империи в районе вулканов Истаксиуатля и Попокатепетля не могли не испытывать влияния религиозных традиций обеих долин – Мексиканской долины и долины Пуэблы.
Специалист по доколумбовым цивилизациям и колониальной истории Мексики Мануэль Агилар-Морено (Калифорнийский государственный университет Лос-Анджелеса) полагает, что статуя была найдена на нижних склонах вулкана Истаксиуатля в районе Тлальманалько (Tlalmanalco). Этот живописный город, некогда входивший в провинцию Чалько (Chalco), расположен в Мексиканской долине у подножия вулкана. Он являлся важным доколумбовым религиозным центром и был известен своими художниками. Согласно испанскому историку Диего Дюрану, регион Тлальманалько был подобием Тлалокана, богатого рая бога Тлалока на нижних склонах вулкана Истаксиуатль, который считался горой пропитания. По мнению М. Агилара-Морено, Шочипилли сидит, скрестив ноги на лодыжках в напряженной позе, которая соответствует позе жреца в трансе. Он совершает «шаманский полет в Тлалокан, в прекрасный рай плодородия и изобилия для ацтеков». Резные фигурки на коленях статуи и ее пьедестале – это глифы теонанакатля (teonanacatl), священного гриба[vi].
Фото 3 и 4. Статуя Шочипилли, показанная в профиль с обеих сторон
Голова Шочипилли покрыта накидкой, отороченной по краю перьями. Лицо закрыто маской. В уши вставлены орехеры с круглой фронтальной частью, которую многие принимают за шляпку гриба. Грудь украшает пектораль в виде кожи, снятой с головы монстра. На ней изображены толстые дуги бровей и два круглых пустых отверстия, в которых, видимо, находились глаза чудовища. Снизу показаны длинные зубы. Пектораль ассоциируется с Богиней Земли Тлальтекутли, которая в ипостаси монстра каждый вечер глотает Солнце, извергая его на рассвете[vii]. То есть в данном случае она глотает Шочипилли в ипостаси Бога сумеречного Солнца. (Его голова еще находится над горизонтом, а тело уже поглотила земля.)
Фото 5[viii]. Тлальтекутли глотает погребальное фардо бога Тлальчитонатиу (Tlalchitonatiuh – «Закатное солнце»)[ix]. Лист 16, фрагмент. Бурбонский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Манускрипт на листе аматной бумаги длиной 14,2 м. Язык: науатль и добавленные позднее глоссы на кастильском. Автор неизвестен. Культура ацтеков. Время и место создания: 10 – 20-е гг. XVI в. (незадолго до или сразу после конкисты); Мексика. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба, 1899 г. Место хранения оригинала: Библиотека Национального собрания, Париж, Франция
Однако пектораль ясно читается как шкура убитого чудовища и говорит о том, что Шочипилли победил смерть. Его ножные браслеты также снабжены зубами и/или когтями монстра. На браслетах, которые Шочипилли носит на плечевой части рук, изображен похожий на ухо завиток, которые многие считают усиком вьюнка. Однако он идентичен крылу бабочки, которая изображена на постаменте в составе грибного венка. Браслеты, которые Шочипилли носит на запястьях, украшены орнаментом, похожим на бабочку с раскрытыми крыльями.
Предметы, которые вставлялись в руки Шочипилли, были утрачены. По мнению археолога и этноисторика Бертины Ольмедо Веры (Bertina Olmedo Vera), сотрудника Национального института антропологии и истории Мексики, в его руки, «несомненно, были помещены характерные элементы этого бога, возможно, цветы или его жезл с навершием из сердца, называемый йоллотопилли»[x] (yollotopilli, от yollo – сердце, topilli – жезл) – фото 6.
Фото 6. Шочипилли, представленный под именем Макуильшочитля (Macuilxochitl – «Пятицвет»). Страница 265v, фрагмент. Первые записки (Primeros memoriales). Тип объекта: манускрипт. Автор: францисканский монах Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1558 – 1561 гг. Королевская библиотека Мадрида, Испания[xi]
[iv] Montoya A. et al. Traditional knowledge about mushrooms in a Nahua community in the state of Tlaxcala, Mexico // Mycologia 95 (5), 2003 (http://www.cybertruffle.org.uk/cyberliber/59350/0095/005/0793.htm).
[vi] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art.pdf).
[vii] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl // Arqueología Mexicana. № 83. 2007 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM083.pdf).
[ix] Matos Moctezuma E. y López Luján L. Opus cit.