Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Фото 1[1]. В Национальном музее Чавина, Чавин-де-Уантар, регион Анкаш, Перу
Пригвожденные головы
Фото 2[2]. Каменные головы в экспозиции Национального музея Чавина
Отличительной особенностью Чавин-де-Уантара являются каменные головы, некогда украшавшие стены Нового храма снаружи. Они располагались на высоте около 12 м от земли. Сегодня только одна каменная голова находится на своем прежнем месте.
Фото 3. Работы у западного фасада Нового храма, 1940 г.[3]
Первые 42 головы были обнаружены в 1920-х гг. археологами под руководством Хулио Тельо. Головы и другие монолиты Хулио Тельо собрал на площадке перед одним из домов деревни Чавина (фото 3а).
Фото 3а. Находки Хулио Тельо в созданном им музее на открытом воздухе. Снимок из архива Паласиоса (Palacios)[3a]
17 января 1945 г. разлилось озеро Рурек (Rúrec). Оно затопило деревню и археологический комплекс и нанесло ущерб структурам святыни. Местами вода поднималась до 4 м. В результате головы были снова утрачены – смыты потоками воды и грязи. Затем в ходе очистки комплекса от аллювиальных слоев и дальнейших раскопок было найдено около 100 целых или почти целых голов. Сейчас они хранятся в Национальном музее Чавина[4].
Фото 4. Каменные головы, выставленные в Национальном музее Чавина[5]
По сведениям А. Элфорда, «каменных голов устрашающего вида – частично голов животных, но главным образом человеческих» было более двухсот.
Фото 4а[5а]. Зал с каменными головами Национального музея Чавина (2011)
Фото 4b[5b]. Вид голов в профиль
«Ныне из этих ужасных голов на своем месте осталась всего лишь одна,– пишет А. Элфорд. – У всех этих голов из Чавина торчащие клыки и типичные большие носы, а также странный шишкообразный нарост на макушке. Смысл этих изображений непонятен. Особенно странно, что эти неприветливые каменные лики должны были встречать странников, совершающих изнурительное паломничество в Чавин»[6].
Фото 5[7]. Экспонат Национального музея Чавина (2008). (На фото 6а показан анфас)
«Пригвожденные головы» (Cabezas Clavas) – так их принято называть – крепились к стене верхней части нижней ступени пирамиды Кастильо посредством специального выступа, который у них имеется на задней части (фото 5). Этот выступ вставлялся в кладку «как гвоздь в стену»[8]. Отсюда такое название. Уровень художественного исполнения и величина каменных голов неодинаковы.
Фото 5а. Пригвожденная голова. Скульптура. Материал: вулканический туф. Размеры: 31,2×39×55 см. Время создания: 900 – 500 гг. до н.э. Национальный музей Чавина[8а]
Мне известны только размеры головы, показанной на фото 5а. Ее ширина составляет 31,2 см, высота 39 см, а глубина 55 см.
Фото 6[9] и 6а[9а]. Экспонаты Национального музея Чавина (2011)
Некоторые исследователи утверждают, что головы служили свирепыми хранителями храмов. Поскольку, по общепринятому мнению, храмы Чавина были посвящены культу ягуара, то и каменные головы считаются изображениями бога ягуара и жрецов, которые превратились в него в результате соответствующего ритуала[10].
Фото 7. Сосуд горлышко-стремя с ягуаром и кактусом. Культура: Чавин. Стиль: Тембладера. 900 – 200 гг. до н.э. Высота 29,85 см, ширина 17,15 см. Художественный музей Уолтерса (Walters Art Museum), Балтимор, США[11]
О том, что такой ритуал мог существовать на самом деле, говорит сосуд с ягуаром и кактусом (фото 7), где кактус показан в виде человечка, т.е. в виде младшего божества, которое, по всей вероятности, помогает жрецу превращаться в божественного ягуара. Но действительно ли все каменные головы Кастильо изображают жрецов-ягуаров, – это большой вопрос.
Фото 8[12]. Кактус Сан-Педро, растущий в Чавин-де-Уантаре. Фото 9[13]. Цветок кактуса Сан-Педро, снятый в Чавин-де-Уантаре
Чтобы перейти в состояние мистического транса, которое было необходимо для общения с богами, жрецы принимали препараты, сделанные из кактуса Сан-Педро (лат. Echinopsis pachanoi), – фото 8 и 9, который содержит психоделик мескалин. Отличительная особенность кактуса – наличие семи ребер. Его горизонтальный срез имеет вид семиконечной звезды.
Использование галлюциногенов для религиозных целей и, в частности, кактуса Сан-Педро было распространенным явлением и подтверждается археологическими находками. Он считался божественным растением и на керамике многих культур изображался как самостоятельно, так и в качестве атрибута божества, например, жезла или звезды с семью лучами.
Фото 10[14] и 11[15]. Каменная стела, изображающая божество Чавина
Верховное божество Чавина с кактусом-жезлом вырезано на стеле, представленной на фото 10 и 11. Она является частью облицовки Круглой площади.
Фото 12[16] и 13[17]. Экспонаты Национального музея Чавина
По словам гида музея Чавина Луиса Минаи (Luis Minay), жрецы вставляли в носы ватные шарики, чтобы остановить кровотечение, вызванное наркотиками[18]. И этот факт отражают некоторые скульптурные изображения (фото 12). По другим данным, побочным эффектом было истечение слизи из носа (фото 13).
Фото 14[19]. Фрагмент плаката «Работы и находки 2011 г.»
Интересно, что на проявлениях последствий приема наркотиков, отображенных на некоторых пригвожденных головах (фото 14), было заострено внимание на отчетном плакате «Работы и находки 2011 г.» Проекта по археологическим исследованиям и сохранению Чавин-де-Уантара. Он был опубликован в издании «El Comercio». В качестве источника сведений на плакате указаны руководители проекта – старейший перуанский специалист Луис Гильермо Лумбрерас (Luis Guillermo Lumbreras) и американский археолог Джон Рик (John Rick). Последний, кстати сказать, всерьез заинтересовался проблемой шаманизма. Результаты его исследований отражены в статье «Чавин-де-Уантар: Данные по развитию шаманизма» (Rick J.W. Chavín de Huántar: Evidence for an evolved shamanism. San Diego Museum Papers 44: Mesas and Cosmologies in the Central Andes. 2006).
Фото 15[20]. Рисунки, сделанные с пригвожденных голов Чавин-де-Уантара
Опираясь на текст плаката и некоторые высказывания в прессе Джона Рика – носителя современной точки зрения на культуру Чавина, можно заключить, что глубокие морщины голов он расценивает как сокращение лицевых мышц в результате приема мескалина. А ведь морщины на некоторых головах изображаются в виде замысловатых чавинских узоров, а на других – как ритуальное шрамирование по абрису сокращения лицевых мышц (фото 15). Сами же пригвожденные головы современные ученые во главе с Джоном Риком характеризуют в тексте плаката как «хранителей храма» и предполагают, что они «являются портретами богов или высокопоставленных жрецов». Какой же магической силой должны были обладать жрецы Чавин-де-Уантара, чтобы ватные шарики, выделения из носа и маска боли от сокращения мышц – все эти мало эстетичные проявления приема мескалина – стали признаками божественности!
Теперь мне стало понятно, почему на щеках жрецов Тиауанако показаны выпуклости от комка листьев коки (mascajo). Ведь кока так же, как и кактус Сан-Педро, обладает психоделическими свойствами. Видимо, в Тиауанако кактус Сан-Педро не рос, и для общения с богами жрецы использовали листья коки. Выпуклость на щеке, как и ватные шарики в носу жрецов Чавин-де-Уантара, стала знаком божественности. Блок с человеческими лицами в высоком рельефе, обнаруженный на участке святилища Каласасайи. Относится, по мнению Артура Познански, к третьему периоду |
Фото 16[21]. Каменные головы Полуподземного храма в Тиауанако
Кроме Чавин-де-Уантара, каменные головы на стенах есть и в Тиауанако, и Теотиуакане (Мексика). На этом основании некоторые исследователи пытаются установить связь между этими тремя святынями. Так, А. Скляров пишет:
«Внешний облик голов, конечно, разный. Но способ их крепления в стенах абсолютно одинаковый во всех трех регионах!.. Голова представляет из себя лишь окончание блока, основная часть которого уходит в каменную кладку. А ведь это – далеко не единственный строительный способ, который можно было бы использовать для создания подобных «украшений». И все-таки в трех весьма удаленных друг от друга древних центрах мы наблюдаем один и тот же технологический прием!..»[22].
Фото 17[23]. Каменная голова пирамиды Кецалькоатля в Теотиуакане
Мало кто знает, что многие из каменных голов были перемещены внутрь храма (фото 18 – 20[23а]). Когда это произошло, неясно.
Фото 18 и 19. Пригвожденные головы в галереях Кастильо (2013)
Но на фото 20 видно, что одна из голов вделана в стену галереи. Следовательно, они могли быть перенесены во внутренние коридоры еще в древности.
Фото 20. Каменная голова, вставленная в стену галереи (2013)
Находки 2013 г.[24]
Фото 1[25]. Обнаружение одной из голов
5 июля 2013 г. в Чавин-де-Уантаре во время археологических раскопок вокруг Нового храма были обнаружены две каменные головы в хорошей сохранности, что считается большой удачей. Чаще головы находят разбитыми. Артефакты датируются 1200 – 500 гг. до н.э.
Фото 2[26]. Презентация находки в раскопе
Открытие было сделано в рамках Проекта по археологическому исследованию и сохранению Чавин-де-Уантара, возглавляемого Джоном Риком с момента его запуска почти 20 лет назад.
Фото 3[27]. Головы в Национальном музее Чавина (пока положены на картонки)
Головы имеют около 103 см в длину, 39 см в ширину и 43 см в высоту и весят каждая приблизительно 250 кг. У обеих голов, покрытых фигурами змей, круглые очень большие и широко открытые глаза и выраженные ноздри.
Фото 4[28] и 5[29]. Одна из голов. Вид анфас и в три четверти
Раскоп, в котором были найдены головы, располагается между двумя зданиями храма Чавин-де-Уантара. По словам Джона Рика, это, пожалуй, единственные головы, которые были найдены в том месте, где они упали со стены. Предполагается, что упасть со стены их заставило землетрясение в 500 г. до н.э. Позднее, около 200 г. н.э., обрушилась стена, на которой они были. Археологи обнаружили головы в двух шагах друг от друга.
Фото 6[30]. Вторая голова. Вид в три четверти
Находки относятся к категории голов, изображающих персонажей, в которых больше от человека, чем от зверя. На мой взгляд, они отличаются по манере исполнения и смысловой нагрузке от большинства голов из этой же категории, которые были найдены ранее (см., например, фото 7). Особенно это заметно по рисунку губ. Они не сжаты в тонкую линию, а вытянуты в трубочку, как для поцелуя. Вид у голов не мрачный и устрашающий, а, напротив, веселый и приветливый.
Фото 7[31]. Редкая голова, которая показывает человека практически без звериных символов. Национальный музей Чавина (2007)
Такие же «веселые» головы уже есть в коллекции музея (фото 8). Видимо, они относятся к тому же времени, что и найденные в 2013 г. Однако эти головы изображают сущность, в которой больше от зверя, нежели от человека.
Фото 8[32]. Экспонаты Национального музея Чавина (2013)
[3] http://museoarqueologiasanmarcos.blogspot.ru/p/exposiciones.html
[3a] http://antiguoperublog.blogspot.ru/2014/01/los-gigantes-de-conchucos.html
[4] http://es.wikipedia.org/wiki/Cabezas_clavas; http://elcomercio.pe/actualidad/1623203/noticia-dos-nuevas-cabezas-clavas-fueron-halladas-templo-chavin
[5] http://peregrinadanza.wordpress.com/tag/chavin-de-huantar/
[5а] http://www.flickr.com/photos/phronemos/5944276088/in/photostream/
[5b] http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1046045&page=5
[6] Элфорд А. Боги нового тысячелетия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).
[9] http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín
[9а] http://www.flickr.com/photos/phronemos/5944272220/in/photostream/
[21] http://pueblosoriginarios.com/textos/posnansky/tihuanacu.html#!prettyPhoto/1/
[22] Скляров А. Перу и Боливия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov2.htm).
[23] http://fotki.yandex.ru/search/Теотиуакан/users/dkojda/view/158281?page=3&how=week&type=image
[23а] http://www.youtube.com/watch?v=S3vOLHPNdqQ&list=PLILQNhQanOEgbi4FvCw6M0fexBgPW0u6x
[24] http://huarilindo.ning.com/profiles/blogs/chavin-de-huantar-tres-nuevas-cabezas-clavas-asombran-al-mundo; http://elcomercio.pe/actualidad/1623203/noticia-dos-nuevas-cabezas-clavas-fueron-halladas-templo-chavin
[25] http://www.apuntesempresariales.com/tres-nuevas-cabezas-clavas-en-chavin-de-huantar-asombran-al-mundo/
[26] http://huarilindo.ning.com/profiles/blogs/chavin-de-huantar-tres-nuevas-cabezas-clavas-asombran-al-mundo
[27] http://huarilindo.ning.com/profiles/blogs/chavin-de-huantar-tres-nuevas-cabezas-clavas-asombran-al-mundo
[28] http://huarilindo.ning.com/profiles/blogs/chavin-de-huantar-tres-nuevas-cabezas-clavas-asombran-al-mundo
[29] http://elcomercio.pe/actualidad/1623203/noticia-dos-nuevas-cabezas-clavas-fueron-halladas-templo-chavin