§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
/Корни Чавина, окончание
Уака Приета
В плане изучения корней Чавина несомненный интерес представляют археологические свидетельства, которые были обнаружены на сайте Уаки Приеты.
Фото 1. Уака Приета (2007)[1]
Уака Приета (Huaca Prieta)[2] расположена на Северном побережье Перу – в 5 км к северу от устья реки Чикамы (Chicama) в провинции Аскопе (Ascope), департамент Ла-Либертад (La Libertad). Время существования уаки (священного места, храма) хронологически соответствует двум завершающим фазам Докерамического периода – 4000 – 1500 гг. до н.э. Считается, что сайт был оккупирован приблизительно с 3100 по 1800 г. до н.э.
Фото 2. Джуниус Бёрд изучает образцы текстиля, растений и рыболовных снастей в Уаке Приете (1946 – 1947)[3]
Уака была обнаружена группой археологов во главе с Джуниусом Бёрдом (Junius Bird). В 1946 – 1947 гг. он раскопал три больших тестовых ямы в самом кургане и рядом с ним. Курган состоит из золы, камня, текстиля, растений и раковин. В верхней части насыпи находится много подземных сооружений с неизвестной функцией. Некоторые включают в себя захоронения. Стены сооружений сделаны из булыжников, сцементированных смесью воды и пепла.
Среди каменных артефактов не содержится сложных изделий, а лишь простые орудия труда. Наконечники для метательных орудий отсутствуют. Судя по находкам, жители ловили рыбу, собирали моллюсков и выращивали фрукты, тыкву, перец, фасоль, клубни и, что важно, хлопок. В то же время находки включают в себя множество примеров сложного текстиля – более 3000 фрагментов, выполненных в основном из хлопка. Считается, что именно здесь были найдены первые текстильные орнаменты. Находки, сделанные в уаке, ныне хранятся в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке.
Текстиль сильно пострадал от времени, и его орнаменты практически не видны. Однако учеными были сделаны их реконструкционные рисунки, которые сопровождают наиболее значимые экспонаты в экспозиции музея.
Фото 3[4]. Большой фрагмент текстиля с реконструкционным рисунком его орнаментальной композиции. Американский музей естественной истории
Эти орнаменты поражают. Они состоят из изображений, которые использовались в чавинской культуре, а что еще более удивительно, стали основой для канонов Паракаса.
Орнаменты выполнены в стиле, который, как и стиль Пещер Паракаса, следует назвать геометрическим. Но его визуальный ряд во многом отличается от паракасского. Однако антропоморфные изображения, которые сделаны на текстиле, заснятом на фото 3, более похожи на роботов, чем на людей, как и на тканях коричневой гаммы Паракаса. В то же время среди мотивов уаки мы видим очень близкие к паракасскому дизайну S-образные фигуры, заканчивающиеся головой, похожей на змеиную, и даже змееподобную сущностью в маске – важнейший образ Паракаса, который, как мне казалось, характерен только для этой культуры.
Фото 4[5]. Реконструкционная копия текстиля с четырехкрылым и двухвостым кондором и змееподобной сущностью в маске. Американский музей естественной истории
Одна из змееподобных сущностей в маске изображена на мотиве самого известного текстиля уаки, который представляет кондора с распростертыми крыльями. Сущность в виде спирали помещена в самом центре кондора, что называется в его сердце. Кондор имеет четыре крыла и, по всей видимости, два хвоста, т.е. является сдвоенной птицей – одним из главных божеств Паракаса на тканях геометрического стиля. В свое время была сделана реконструкционная копия этого текстиля из современных ниток. Она заснята на фото 4. Прорисовка мотива показана на фото справа[6].
Фото 5[7] и 6[8]. Реконструкционные рисунки мотивов с кондорами. Американский музей естественной истории
Что же касается Чавина, то в его изобразительном искусстве мы не встретим сдвоенной птицы и змееподобной сущности в маске. Чавином были взяты другие образы. При этом каноны Уаки Приеты, хотя и остались визуально очень похожими, получили дополнительное наполнение и им было придано новое звучание. Так, образ змеи-кондора был дополнен образом змеи-сокола, змеи-ягуара/пумы и змеи-дракона-ягуара/пумы. При этом все перечисленные образы в чавинской культуре часто объединялись в один образ божества с преобладанием черт человека. Антропоморфные персонажи текстиля уаки (фото 3) имеют мало сходства с божествами Чавина. Тем не менее, у них, на мой взгляд, может быть общая идеологическая составляющая с двумя божествами на колоннах Черно-белого портала Нового храма. (Подробное сравнение приведено в материале «Портал соколиных».)
Фото 7[9]. Фрагменты текстиля и реконструкционный рисунок его мотива, изображающего змею-кондора. Американский музей естественной истории
В то же время есть большое сходство с антропоморфными персонажами Чавина у персонажа уаки, вырезанного на костяной лопаточке (фото 8). Но при более тщательном сравнении видно, что сходство во многом чисто внешнее, так как в деталях он отличается от персонажей Чавина. А бог, как говорится, в деталях.
Фото 8[10]. «Резная лопаточка из кости с человеческой фигурой, носящей головной убор, воротник и пояс» (текст сопроводительной этикетки на музейном столе)
Так, головной убор персонажа лопаточки скорее состоит из перьев, тогда как у персонажей Чавина на голове – волосы-змеи. Черты лица вроде бы схожи. У персонажа лопаточки большие глаза и выпуклый лоб, мясистый нос, толстые губы растянуты в «улыбке», но зубы обычные, без устрашающих клыков. На его руках мы видим длинные острые ногти, которые в Чавине стали острыми кинжальными когтями. То есть персонаж Уаки Приеты не имеет черт дракона, ягуара и змеи. Он воспринимается как практически голый. Из одежды на нем только пояс и пектораль, тогда как на центральных персонажах Чавина пояс и пектораль включены в состав рисунка их комбинезонов и выглядят как их часть.
Иконография Уаки Приеты, близкая к изображениям Чавина и одновременно Паракаса, подтверждает предположение о том, что Чавин, Паракас и Уака Приета принадлежали к одной протоцивилизации и имели в своей основе одну религиозную идеологию, которая отражалась в изображениях, выполненных на предметах культа. Однако со временем в результате до некоторой степени автономного развития Чавин и Паракас как бы поделили религиозные образы, которые были (не в одинаковой степени) трансформированы и получили иное изобразительное решение и идеологическое наполнение, не нарушавшие общие границы традиции. При этом более близкой преемницей следует считать культуру Паракаса, которая восприняла религиозные представления, отраженные на артефактах Уаки Приеты, почти полностью. Но, как и в Чавине, они были использованы в Паракасе для выражения собственного видения того мира, о котором ведут речь артефакты Уаки Приеты и принадлежность к которому декларировал Паракас, но с учетом событий и представлений своей эпохи. Немаловажным фактом является еще и то, что именно Паракас стал развивать ткачество, которое, по данным на сегодняшний день, возникло в Уаке Приете.
Фото 9 и 10. Резные каменные чаши из полированного цветного камня с их развертками (Санта-Ана–Ла-Флорида)
Размышляя о соседстве змееподобных сущностей в маске, присущих Паракасу, с божествами, характерными для Чавина, я решила вернуться к находкам, сделанным в Эквадоре, чтобы более внимательно изучить резные изображения на каменных чашах Санта-Аны–Ла-Флориды. Оказалось, что иконография эквадорского церемониального комплекса и Уаки Приеты очень схожа. Я увидела то, чего раньше не заметила. Изображения кондоров и змееподобных сущностей в маске сплетены в один орнамент на чаше с фото 9. Близкая по конструкции фигура, сочетающая в себе змееподобную сущность в маске и голову кондора на длинной шее (или змею с головой кондора?), помещена на чашу с фото 10. Там же вырезана птица с человеческой головой. Получается, что змееподобные сущности в маске соседствовали и даже составляли единое целое долгое время на изображениях культовых предметов со змеями с головой кондора, зубастыми существами и были элементами одной религиозной идеологии на протяжении многих веков. Но впоследствии изобразительный ряд (и, надо думать, его смысловое наполнение) разделился. Часть была воспринята Чавином, а часть, не взятая им, была воспринята Паракасом и стала основой его культа. Это, конечно, упрощенная схема. Процессы взаимодействия культур гораздо сложнее, но разделение налицо.
Фото 11[11]. Слева вверху: керамический штамп с фигурой птицы, возможно, использовавшийся для нанесения рисунка на кожу или ткань. Слева внизу: вырезанный из китового уса лоток и трубка из птичьей кости для вдыхания через нос психоделического снадобья. Справа: костяные ткацкие инструменты и игла из рыбьей косточки
Среди находок, сделанных в Уаке Приете, есть прибор для приема психоделиков через нос (фото 11). Это является еще одним археологическим доказательством того, что в Уаке Приете практиковался тот же культ, что и в Санта-Ане–Ла-Флориде и в Чавине. Однако в плане архитектуры у культур отсутствуют совпадения. Постройки Санта-Аны–Ла-Флориды отличаются от сооружений Чавина. В то же время насыпной холм с внутренними помещениями Уаки Приеты объединяет ее с Чавином.
Таким образом, наблюдается преемственность культа и его изобразительных проявлений. Самые древние свидетельства его существования относятся, по крайней мере, к периоду 4410/4250 – 3830/3600 гг. до н.э. – времени расцвета сайта Санта-Аны – Ла-Флориды. Затем следует Уака Приета, а после нее – Чавин и Паракас, традиции которых восприняли последующие культуры. Понятно, что я назвала лишь культуры с наиболее громкими именами. В их число входит еще одно громкое имя – Караль (3000 – 1800 гг. до н.э.), который интенсивно изучается в последние годы. Но эта культура осталась пока за рамками моих исследований. Но даже при поверхностном знакомстве с Каралем становится очевидным, что он также входит в число культур – приемников той же протоцивилизации, к которой следует отнести культуры Майо–Чинчипе–Мараньон, Уаки Приеты, Чавина и Паракаса. К сожалению, изучение Караля, на мой взгляд, затрудняет отсутствие артефактов, относящихся к сфере изобразительного искусства. Караль оставил нам материальные свидетельства своей культуры, выраженные только в его грандиозной архитектуре. Захоронений так же, как и в Чавине, не было найдено, что является одной из причин отсутствия археологических свидетельств, по которым можно составить представление о культуре, поскольку погребальное приданое – один из важнейших исторических источников. Но, видимо, изделий из глины и не могло быть найдено, поскольку Караль относится к Докерамическому периоду, когда керамика еще не была изобретена. В этом плане меня не могут не удивлять находки керамических сосудов на сайте Санта-Аны–Ла-Флориды, который также относится к Докерамическому периоду и даже к еще более древней его фазе. Между тем, монохромная с примитивной гравировкой и даже расписная керамика со сложными узорами была найдена и на сайте докерамической культуры Вальдивия (3500 – 1800 гг. до н.э.) в Эквадоре. Или я чего-то не знаю?
Таким образом, если говорить о Чавине как о дереве, то следует признать, что оно, несомненно, питалось не только от амазонских корней, но и от всей разветвленной корневой системы могучего древнего древа, которое дало поросль на территории Андского мира и не только.
[4] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).
[5] Stone-Miller R. Art of the Andes. Second edition. New York: Thames and Hudson, 2002. (http://theslideprojector.com/art9/art9lecturepresentations/art9lecture12.html).
[7] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).
[8] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).
[9] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).
[10] La Libertad Huaca Prieta Chicama Peru. Museo de Historia Natural Nueva York (http://www.youtube.com/watch?v=BHUJtOgl9eg).
[11] La Libertad Huaca Prieta Chicama Peru. Museo de Historia Natural Nueva York (http://www.youtube.com/watch?v=BHUJtOgl9eg).