Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Паракас
I.2.2. Мумия Музея Америки
Фото 1[1]
В 1929 г. в Севилье (Испания) прошла Латиноамериканская выставка, на которой Археологический музей Перу представил коллекцию доколумбовых артефактов. Среди них выделялись мумии с золотыми масками Паракаса и керамика Наски. Мумия, о которой пойдет речь, и часть ее погребального приданого были экспонированы в одном из залов павильона Перу (фото 2). После выставки они оказалась в Музее Америки Мадрида[2].
Фото 2[3]. Витрина с мумией и ее погребальным приданым на Латиноамериканской выставке 1929 г.
Фардо не является полным и его скорее следует считать инсталляцией, подготовленной для выставки, поскольку изначально только ткани принадлежали этой мумии. Но почти все составляющие фардо (кроме ткаческой корзины) были обнаружены в Некрополе Вари-Кайана на полуострове Паракас и относятся к 100 – 200 гг. н.э.
Фото 3[4]. Реконструкционный рисунок одного из фардо Некрополя Паракаса
Фардо иллюстрирует погребальные обычаи народа Паракаса в начале нашей эры. Согласно им, тело помещалось на корзине в согнутом положении и покрывалось тканями и украшениями, во многих случаях сделанными специально для погребального ритуала.
Фото 4. Погребальное фардо. Размеры: высота 75 см, максимальный диаметр 95 см. Культурный контекст/стиль: Некрополь Паракаса. Период: 100 – 200 гг. н.э. Место происхождения: Вари-Кайан (Wari Kayan), Серро-Колорадо (Cerro Colorado), Паракас. Музей Америки, Мадрид, Испания[5]
У мумии можно увидеть только голову с четко выраженной деформацией черепа. Тело расположено, по сведениям из каталога музея, в коленопреклоненном положении на корзине из растительных волокон, на которой размещены различные предметы из ткани, в том числе льяуту (llautu), или лента, которая оборачивалась вокруг головы, образуя тюрбан; большой покров и два покрова меньших размеров. Один из меньших покровов украшен мотивами с косатками, а другой – с двуглавой птицей. Ткани выполнены из хлопка и шерсти верблюдовых и вышиты.
Фото 5[6]
Мумия украшена золотыми ювелирными изделиями: ротовой маской (фото 6), ожерельем (фото 8) и пекторалью (фото 12). Убранство дополняется ожерельем из раковин спондилуса (фото 13) и веером из соломки и желтых перьев (фото 14).
Фото 6. Ротовая маска. Размеры: высота 17 см, толщина 0,2 см, максимальная ширина 23 см. Материал: листовое золото[7]
Украшение, заснятое на фото 6, принято называть наригерой – носовой серьгой, а также ротовой маской (исп. máscara bucal, англ. mouth mask). Оно является носовой серьгой, поскольку цепляется за носовую перегородку и на мумии выглядит именно так. Однако на сосудах культуры Наски оно изображено как ротовая маска, поскольку его овал окружает рот персонажа (фото 7, 11).
Фото 7. Слева: керамический сосуд. Справа: наригера со стилизованным изображением лиц. Размеры: 9,5×0,1×5,5 см. Вес: 4 г. Материал: сплав золота с медью (тумбага). Культура/стиль: Наска. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Южное побережье. Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу [8]
Дизайн ротовой маски мумии очень типичен для культуры Паракаса и раннего периода культуры Наски. Существует несколько копий этого аксессуара, видимо, сделанных по одному лекалу.
Фото 8. Орехеры. Размеры: толщина 0,2 см, диаметр 5 см. Материал: листовое золото[9]
На груди мумии находится набор из 12 золотых дисков, который создателями инсталляции для выставки 1929 г. был оформлен как ожерелье (фото 8). По мнению специалистов музея, в действительности каждый диск является орехерой (orejera) – ушным украшением. Как сказано в каталоге музея, в дисках проделывалось по два отверстия, с помощью которых они нашивались в ряд на тканые ленты. По несколько таких лент набрасывалось на плечи мумии.
Фото 9. Мотив покрова. Период: Некрополь Паракаса. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима [10]
Комментарий каталога меня озадачил. Орехеры – это те ушные украшения, которые, не подвешиваются к мочке уха с помощью, скажем, крючка, а вставляются в нее целиком, если это – диски. Орехеры другой конструкция состоят из диска и стержня. В таком случае в мочку уха вставляется стержень. Стержни и особенно диски имеют довольно большой диаметр, что со временем приводит к сильному растягиванию уха. Причем же здесь тканые ленты? Разобраться в этом вопросе мне помогли изображения паракасских божеств, вышитые на тканях. На них хорошо видно, что на самом деле диски нашиты на ленты, которые прикреплены по бокам маски к головному убору так, что они свисают в области ушей как длинные серьги (фото 9). На мотиве, который показан на фото 10, отверстия в дисках больше, а лента ýже и она продета через отверстия дисков. Во всех случаях на конце лента украшена бахромой. Очень похоже, что диски нанизаны не на ленту, а на прядь волос. (И действительно каталоги некоторых музеев такие ленты определяют как украшения для волос, а диски называют бляшками.)
Фото 10[11]. Крупный план мотива узорной полосы покрова. Период: Некрополь Паракаса. Паракасская коллекция. Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция
Видимо, когда дело касалось мумии, т.е. представления персоны в мире предков, полагалось этот атрибут божественности помещать на ее плечи. Как раз на плечах располагается лента с дисками у скульптурного изображения божества или божественного предка, заснятого на фото 11. (Интересно, что находится эта персона в корзине, как мумия.)
Фото 11[12]. Скульптурные сосуды культуры Наски. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу
Но почему тогда золотые диски названы в каталоге музея орехерами? Если считать их ушными украшениями, тогда следует использовать термин пендиенте (pendientes), который глоссарием Музея Рафаэля Ларко трактуется как «украшения, свисающие с ушей»[13]. Но, как бы там ни было, связь с орехерами, скорее всего, здесь есть. Возможно, со временем обычай изменился. От гирлянды дисков было оставлено только два. Их уже не подвешивали в области ушей, а вставляли в них, сохраняя значение символа божественности и знака высокого социального статуса. (Кстати, среди вышитых мотивов культуры Паракаса уже есть изображения божеств только с одной парой серег.) Эта традиция существовала на протяжении веков вплоть до испанского завоевания. Напомню, что испанцы называли инков орехонами (ушастыми) потому, что те имели большие уши из-за ношения орехер. Со временем упростились и носовые украшения и ротовая маска превратилась в носовую серьгу гораздо меньших размеров. Правда, в период культуры Наски, основной преемницы культуры Паракаса, носовая маска пережила пик моды. Она имела форму кошачьих усов и считалась атрибутом кошачьего божества. Поэтому некоторые авторы называют ее усатой маской. В царстве Моче, которое было современником царства Наски, ротовые маски не были популярны. Здесь носили небольшие наригеры, которые изготавливались из драгоценных металлов с великим искусством.
Фото 12. Пектораль. Размеры: высота 16 см, ширина 18 см. Материал: листовое золото[14]
Пектораль мумии (фото 12), по мнению специалистов Музея Америки, представляет голову ската, окруженную змеями. Однако я вижу здесь большие круглые глаза, не имеющие век, характерную овальную щель рта и намек на нос, – т.е. лицо (маску) сера окулядо в окружении сияния лучей, которые в действительности являются драконами-змеями.
Так же, как орехеры и ротовая маска, пектораль сделана из листового золота. Культура Паракаса была сосредоточена на текстиле. Обработка драгоценных металлов не достигала высокого уровня. Освоена была в основном техника чеканки по листовому золоту.
Фото 13. Ожерелье с кулоном. Длина ожерелья 50 см. Размеры ракушки (кулона): 4×11×14 см[15]
Второе ожерелье (фото 13) изготовлено из раковин спондилуса. К нему прикреплен кулон из целой полированной раковины spondylus princeps. Спондилус, или mullu на языке кечуанов – это моллюск, который живет в теплых водах и в Америке в основном сосредоточен рядом с побережьем Эквадора. Его раковины высоко ценились в Андском мире за красоту форм и цвета (красно-коралловый у princeps sp. и фиолетовый у calcifer sp.) и применялись в производстве различных декоративных предметов, таких, как браслеты, ожерелья или подвески, которые носила элита. Раковины спондилуса несли на себя большую символическую нагрузку. Они были связаны с миром предков и использовались в ритуалах андской религии. Их помещали в храмах как приношения и в гробницах как часть погребального приданого. Ракушки имели меновую стоимость и были объектами торговли между андскими народами побережья, горной местности и сельвы.
Фото 14. Веер. Размеры: высота 34 см, максимальная ширина 30 см. Материалы: перья, растительные волокна. Техника: плетение[16]
Полукруглый веер мумии (фото 14) сплетен из перьев и тростника. В результате изучения иконографии покровов ученые пришли к выводу о том, что веер является символом шаманов или предков, а в соответствии с его положением на мумии внутри фардо он символизирует сердце предков. Исследование погребальных фардо из Некрополя Вари-Кайана показало в большинстве случаев наличие веера внутри. Эта вещь была такой же частью фардо мумий, как и большие покровы, рубашки, юбки и накидки.
В погребальное приданое мумии из Музея Америки входит прямоугольная корзина с крышкой, сплетенная из лент тростника и растительного волокна (фото 15). Ее можно видеть в витрине Латиноамериканской выставки на фото 2 в нижней части инсталляции. В каталоге музея отмечается, что корзина не могла быть найдена вместе с данной мумией, поскольку они принадлежат к разным культурам. Мумия относится к Позднему горизонту. А такие корзины в составе погребального приданого стали характерны для культур Лимы и Ичмы (Ichma) Позднего промежуточного периода (1000 – 1470 гг. н.э.). Вполне вероятно, что корзина попала в приданое мумии в результате мероприятий, связанных с выставкой.
Фото 15. Прямоугольная корзина с крышкой. Размеры: высота 10 см, ширина 38 см. Культурный контекст/стиль: Поздний промежуточный период, 1000 – 1470 гг. н.э.[17]
Но если сама корзина и не связана с Паракасом, то ее содержимое как раз имеет самое прямое отношение к его культуре периода Некрополя 100 – 200 гг. н.э. Предметы, помещенные в корзину, были найдены в Некрополе Вари-Кайана, как и сама мумия. В корзине находятся различные инструменты для ткачества и прядения, маленький ткацкий станок и клубки ниток, благодаря чему мы имеем редкую возможность увидеть, какими инструментами творились шедевры Паракаса.
В содержимое корзины входит основа тканей – клубки ниток из хлопка и шерсти верблюдовых. На фото 16 и 17 показаны два из них.
Фото 16. Клубок ниток из шерсти верблюдовых, окрашенный в красный цвет. Диаметр 6 см[18]. Фото 17. Клубок ниток из коричневого хлопка. Диаметр 7 см[19]
На Южном побережье Центральных Анд основным сырьем для тканей был хлопок, который имел природную окраску светло-коричневой гаммы. Шерсть верблюдовых из горной местности также использовалась и высоко ценилась, в частности, за то, что лучше поддавалась крашению в отличии от растительных волокон. В результате проведенных исследований клубка красной шерсти (фото 16) было установлено, что по оттенку цвета и по технике прядения нитки соответствуют тем, которые были использованы при изготовлении одеяния мумии властителя.
Как можно видеть на снимках (фото 16 и 17), качество пряжи очень высокое. Создается впечатление, что она изготовлена на современном фабричном оборудовании. Но на самом деле для ее прядения были использованы только простейшие веретена, такие, как заснятые на фото 18, и более ничего. Сами веретена и их пряслица выполнены очень тщательно. Пряслица в большинстве своем покрыты узорами. Веретена, как правило, изготовлены из дерева, а пряслица – из глины или камня.
Фото 18. Веретена с пряслицами[20]
Веретено, показанное на фото 18 слева, сделано из дерева и удлинено с помощью тонкого стержня из тростника, вставленного в его середину. Длина веретена 25 см, максимальный диаметр 0,5 см. На веретено надето пряслице из глины (диаметр 2,1 см, толщина 0,9 см). Тростниковый стержень и пряслице закреплены на веретене черной смолой. Второе веретено (длина 25 см, максимальный диаметр 0,5 см) выполнено из дерева, а его пряслице (высота 1 см, диаметр 0,9 см) – из камня.
Фото 19. Ткаческая гребенка (peine de telar). Размеры: длина 38 см, ширина 10 см, толщина 6,50 см[21]
В корзине находится также прямоугольная гребенка (бёрдо) с зубьями, скрепленными растительным волокном с одной из ее длинных сторон (фото 19). Бёрдо сделано из дерева и облицовано пластинами из растительного волокна, переплетенного с нитками из коричневого хлопка для получения узора зигзаг. Бёрдо используется, чтобы держать раздельно нити основы и уплотнять нити утка, т.е. плотно подбивать нити к готовому куску ткани[22].
Фото 20. Ткацкий станок с незаконченной тканью в виде ленты с зооморфными узорами. Размеры станка: максимальная ширина 35,2 см, минимальная ширина 14,2 см. Культурный контекст/стиль: Некрополь Паракаса. Южное побережье. Период: 100 – 200 гг. н.э.[23]
Ткацкий станок, находящийся в корзине (фото 20), состоит из двух отрезков стебля тростника и одной деревянной палочки, используемой в качестве палочки, заменяющей челнок. Ткань очень тонкой фактуры из ниток высокого качества, хорошо скрученных и ровных. Ее основа выполнена из хлопка, а уток – из шерсти верблюдовых, техника гобеленовая, лицо из утка.
На основе анализа иконографии и техники тканья специалисты Музея Америки сделали заключение, что станок с тканью не мог быть изначально частью погребального приданого мумии и был добавлен в корзину, когда составлялась инсталляция для выставки.
По мнению большинства археологов, инструменты для ткачества и прядения обычно сопровождают женские мумии. В этой связи возникает резонный вопрос: не была ли персона, мумия которой находится теперь в Музее Америки, женщиной? Но если в инкский период ткачами высшей категории могли быть и мужчины, почему так не могло быть заведено и в Паракасе? С другой стороны, изысканный текстиль и богатые украшения, в число которых входит веер и раковина спондилуса, характеризуют персону как жреца-властителя высшего ранга. Вряд ли ткач мог достичь такого высокого положения. Скорее, дело здесь несколько в другом. Думается, что паракасцы были убеждены в том, что искусство ткачества им подарили боги во плоти. Они научили их этому ремесло, а следовательно, сами пряли и ткали, т.е. были божественными ткачами. Инструменты для прядения и ткачества, которые были у богов, стали атрибутами их божественной сущности. Поэтому, подражая богам в одежде и украшениях, жрецы-правители, позиционировавшие себя как их преемники, в качестве символов своей божественной власти использовали наборы ткаческих инструментов, с которыми их и хоронили.
Впрочем, возможно, что сотрудники Музея археологии Перу корзину с инструментами изначально не связывали с этим конкретным погребальным фардо, а поместили ее в одну витрину с мумией для того, чтобы продемонстрировать посетителям выставки инструменты, которыми изготавливались ткани в те времена. Ведь пояснительная надпись на витрине гласит: «Доколумбовое Перу. Эпоха I. Мумия Паракаса». То есть инсталляция посвящена не только мумии, но и всей эпохе.
| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | xv | xvi | xvii | 3 | 4 | 4a | 5 | 5a| 6 |
[5] http://ceres.mcu.es/pages/ImageServlet?accion=41&cabecera=N&txt_id_imagen=1&txt_rotar=0&txt_contraste=0&txt_zoom=10&appOrigen=
[9] http://ceres.mcu.es/pages/ImageServlet?accion=41&cabecera=N&txt_id_imagen=1&txt_rotar=0&txt_contraste=0&txt_zoom=10&appOrigen=
[13] Glosario. Catálogo en línea. Museo Larco (http://www.museolarco.org/catalogo/glosario.php).
[14] http://ceres.mcu.es/pages/ImageServlet?accion=41&cabecera=N&txt_id_imagen=1&txt_rotar=0&txt_contraste=0&txt_zoom=10&appOrigen=
[16] http://ceres.mcu.es/pages/ImageServlet?accion=41&cabecera=N&txt_id_imagen=1&txt_rotar=0&txt_contraste=0&txt_zoom=10&appOrigen=
[20] http://ceres.mcu.es/pages/Visor?AMuseo=MAM&Ninv=70410&accion=4; http://ceres.mcu.es/pages/Visor?AMuseo=MAM&Ninv=70409&accion=4
[22] Словарь изобразительного искусства (http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь изобразительного искусства/Ткачество/).