I.2.2. Мумия Музея Америки

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Паракас

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpgI.2.2. Мумия Музея Америки

image001Фото 1[1]

В 1929 г. в Севи­лье (Испа­ния) про­шла Лати­но­аме­ри­кан­ская выставка, на кото­рой Архео­ло­ги­че­ский музей Перу пред­ста­вил кол­лек­цию доко­лум­бо­вых арте­фак­тов. Среди них выде­ля­лись мумии с золо­тыми мас­ками Пара­каса и кера­мика Наски. Мумия, о кото­рой пой­дет речь, и часть ее погре­баль­ного при­да­ного были экс­по­ни­ро­ваны в одном из залов пави­льона Перу (фото 2). После выставки они ока­за­лась в Музее Аме­рики Мад­рида[2].

image003Фото 2[3]. Вит­рина с мумией и ее погре­баль­ным при­да­ным на Лати­но­аме­ри­кан­ской выставке 1929 г.

Фардо не явля­ется пол­ным и его ско­рее сле­дует счи­тать инстал­ля­цией, под­го­тов­лен­ной для выставки, поскольку изна­чально только ткани при­над­ле­жали этой мумии. Но почти все состав­ля­ю­щие фардо (кроме тка­че­ской кор­зины) были обна­ру­жены в Некро­поле Вари-Кайана на полу­ост­рове Пара­кас и отно­сятся к 100 – 200 гг. н.э.

image005Фото 3[4]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок одного из фардо Некро­поля Паракаса

Фардо иллю­стри­рует погре­баль­ные обы­чаи народа Пара­каса в начале нашей эры. Согласно им, тело поме­ща­лось на кор­зине в согну­том поло­же­нии и покры­ва­лось тка­нями и укра­ше­ни­ями, во мно­гих слу­чаях сде­лан­ными спе­ци­ально для погре­баль­ного ритуала.

image007Фото 4. Погре­баль­ное фардо. Раз­меры: высота 75 см, мак­си­маль­ный диа­метр 95 см. Куль­тур­ный контекст/стиль: Некро­поль Пара­каса. Период: 100 – 200 гг. н.э. Место про­ис­хож­де­ния: Вари-Кайан (Wari Kayan), Серро-Колорадо (Cerro Colorado), Пара­кас. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[5]

У мумии можно уви­деть только голову с четко выра­жен­ной дефор­ма­цией черепа. Тело рас­по­ло­жено, по све­де­ниям из ката­лога музея, в коле­но­пре­кло­нен­ном поло­же­нии на кор­зине из рас­ти­тель­ных воло­кон, на кото­рой раз­ме­щены раз­лич­ные пред­меты из ткани, в том числе лья­уту (llautu), или лента, кото­рая обо­ра­чи­ва­лась вокруг головы, обра­зуя тюр­бан; боль­шой покров и два покрова мень­ших раз­ме­ров. Один из мень­ших покро­вов укра­шен моти­вами с косат­ками, а дру­гой – с дву­гла­вой пти­цей. Ткани выпол­нены из хлопка и шер­сти вер­блю­до­вых и вышиты.

image009Фото 5[6]

Мумия укра­шена золо­тыми юве­лир­ными изде­ли­ями: рото­вой мас­кой (фото 6), оже­ре­льем (фото 8) и пек­то­ра­лью (фото 12). Убран­ство допол­ня­ется оже­ре­льем из рако­вин спон­ди­луса (фото 13) и вее­ром из соломки и жел­тых перьев (фото 14).

image011Фото 6. Рото­вая маска. Раз­меры: высота 17 см, тол­щина 0,2 см, мак­си­маль­ная ширина 23 см. Мате­риал: листо­вое золото[7]

Укра­ше­ние, засня­тое на фото 6, при­нято назы­вать нари­ге­рой – носо­вой серь­гой, а также рото­вой мас­кой (исп. máscara bucal, англ. mouth mask). Оно явля­ется носо­вой серь­гой, поскольку цеп­ля­ется за носо­вую пере­го­родку и на мумии выгля­дит именно так. Однако на сосу­дах куль­туры Наски оно изоб­ра­жено как рото­вая маска, поскольку его овал окру­жает рот пер­со­нажа (фото 7, 11).

image013Фото 7. Слева: кера­ми­че­ский сосуд. Справа: нари­гера со сти­ли­зо­ван­ным изоб­ра­же­нием лиц. Раз­меры: 9,5×0,1×5,5 см. Вес: 4 г. Мате­риал: сплав золота с медью (тум­бага). Культура/стиль: Наска. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Южное побе­ре­жье. Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу [8]

Дизайн рото­вой маски мумии очень типи­чен для куль­туры Пара­каса и ран­него пери­ода куль­туры Наски. Суще­ствует несколько копий этого аксес­су­ара, видимо, сде­лан­ных по одному лекалу.

image015Фото 8. Оре­херы. Раз­меры: тол­щина 0,2 см, диа­метр 5 см. Мате­риал: листо­вое золото[9]

На груди мумии нахо­дится набор из 12 золо­тых дис­ков, кото­рый созда­те­лями инстал­ля­ции для выставки 1929 г. был оформ­лен как оже­ре­лье (фото 8). По мне­нию спе­ци­а­ли­стов музея, в дей­стви­тель­но­сти каж­дый диск явля­ется оре­хе­рой (orejera) – ушным укра­ше­нием. Как ска­зано в ката­логе музея, в дис­ках про­де­лы­ва­лось по два отвер­стия, с помо­щью кото­рых они наши­ва­лись в ряд на тка­ные ленты. По несколько таких лент набра­сы­ва­лось на плечи мумии.

image017Фото 9. Мотив покрова. Период: Некро­поль Пара­каса. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, Лима [10]

Ком­мен­та­рий ката­лога меня оза­да­чил. Оре­херы – это те ушные укра­ше­ния, кото­рые, не под­ве­ши­ва­ются к мочке уха с помо­щью, ска­жем, крючка, а встав­ля­ются в нее цели­ком, если это – диски. Оре­херы дру­гой кон­струк­ция состоят из диска и стержня. В таком слу­чае в мочку уха встав­ля­ется стер­жень. Стержни и осо­бенно диски имеют довольно боль­шой диа­метр, что со вре­ме­нем при­во­дит к силь­ному рас­тя­ги­ва­нию уха. При­чем же здесь тка­ные ленты? Разо­браться в этом вопросе мне помогли изоб­ра­же­ния пара­кас­ских божеств, выши­тые на тка­нях. На них хорошо видно, что на самом деле диски нашиты на ленты, кото­рые при­креп­лены по бокам маски к голов­ному убору так, что они сви­сают в обла­сти ушей как длин­ные серьги (фото 9). На мотиве, кото­рый пока­зан на фото 10, отвер­стия в дис­ках больше, а лента ýже и она про­дета через отвер­стия дис­ков. Во всех слу­чаях на конце лента укра­шена бахро­мой. Очень похоже, что диски нани­заны не на ленту, а на прядь волос. (И дей­стви­тельно ката­логи неко­то­рых музеев такие ленты опре­де­ляют как укра­ше­ния для волос, а диски назы­вают бляшками.)

image019Фото 10[11]. Круп­ный план мотива узор­ной полосы покрова. Период: Некро­поль Пара­каса. Пара­кас­ская кол­лек­ция. Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Швеция

Видимо, когда дело каса­лось мумии, т.е. пред­став­ле­ния пер­соны в мире пред­ков, пола­га­лось этот атри­бут боже­ствен­но­сти поме­щать на ее плечи. Как раз на пле­чах рас­по­ла­га­ется лента с дис­ками у скульп­тур­ного изоб­ра­же­ния боже­ства или боже­ствен­ного предка, засня­того на фото 11. (Инте­ресно, что нахо­дится эта пер­сона в кор­зине, как мумия.)

image021Фото 11[12]. Скульп­тур­ные сосуды куль­туры Наски. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Но почему тогда золо­тые диски названы в ката­логе музея оре­хе­рами? Если счи­тать их ушными укра­ше­ни­ями, тогда сле­дует исполь­зо­вать тер­мин пен­ди­енте (pendientes), кото­рый глос­са­рием Музея Рафа­эля Ларко трак­ту­ется как «укра­ше­ния, сви­са­ю­щие с ушей»[13]. Но, как бы там ни было, связь с оре­хе­рами, ско­рее всего, здесь есть. Воз­можно, со вре­ме­нем обы­чай изме­нился. От гир­лянды дис­ков было остав­лено только два. Их уже не под­ве­ши­вали в обла­сти ушей, а встав­ляли в них, сохра­няя зна­че­ние сим­вола боже­ствен­но­сти и знака высо­кого соци­аль­ного ста­туса. (Кстати, среди выши­тых моти­вов куль­туры Пара­каса уже есть изоб­ра­же­ния божеств только с одной парой серег.) Эта тра­ди­ция суще­ство­вала на про­тя­же­нии веков вплоть до испан­ского заво­е­ва­ния. Напомню, что испанцы назы­вали инков оре­хо­нами (уша­стыми) потому, что те имели боль­шие уши из-за ноше­ния оре­хер. Со вре­ме­нем упро­сти­лись и носо­вые укра­ше­ния и рото­вая маска пре­вра­ти­лась в носо­вую серьгу гораздо мень­ших раз­ме­ров. Правда, в период куль­туры Наски, основ­ной пре­ем­ницы куль­туры Пара­каса, носо­вая маска пере­жила пик моды. Она имела форму коша­чьих усов и счи­та­лась атри­бу­том коша­чьего боже­ства. Поэтому неко­то­рые авторы назы­вают ее уса­той мас­кой. В цар­стве Моче, кото­рое было совре­мен­ни­ком цар­ства Наски, рото­вые маски не были попу­лярны. Здесь носили неболь­шие нари­геры, кото­рые изго­тав­ли­ва­лись  из дра­го­цен­ных метал­лов с вели­ким искусством.

image023Фото 12. Пек­то­раль. Раз­меры: высота 16 см, ширина 18 см. Мате­риал: листо­вое золото[14]

Пек­то­раль мумии (фото 12), по мне­нию спе­ци­а­ли­стов Музея Аме­рики, пред­став­ляет голову ската, окру­жен­ную зме­ями. Однако я вижу здесь боль­шие круг­лые глаза, не име­ю­щие век, харак­тер­ную оваль­ную щель рта и намек на нос, – т.е. лицо (маску) сера окулядо в окру­же­нии сия­ния лучей, кото­рые в дей­стви­тель­но­сти явля­ются драконами-змеями.

Так же, как оре­херы и рото­вая маска, пек­то­раль сде­лана из листо­вого золота. Куль­тура Пара­каса была сосре­до­то­чена на тек­стиле. Обра­ботка дра­го­цен­ных метал­лов не дости­гала высо­кого уровня. Осво­ена была в основ­ном тех­ника чеканки по листо­вому золоту.

image025Фото 13. Оже­ре­лье с куло­ном. Длина оже­ре­лья 50 см. Раз­меры ракушки (кулона): 4×11×14 см[15]

Вто­рое оже­ре­лье (фото 13) изго­тов­лено из рако­вин спон­ди­луса. К нему при­креп­лен кулон из целой поли­ро­ван­ной рако­вины spondylus princeps. Спон­ди­лус, или mullu на языке кечу­а­нов – это мол­люск, кото­рый живет в теп­лых водах и в Аме­рике в основ­ном сосре­до­то­чен рядом с побе­ре­жьем Эква­дора. Его рако­вины высоко цени­лись в Анд­ском мире за кра­соту форм и цвета (красно-коралловый у princeps sp. и фио­ле­то­вый у calcifer sp.) и при­ме­ня­лись в про­из­вод­стве раз­лич­ных деко­ра­тив­ных пред­ме­тов, таких, как брас­леты, оже­ре­лья или под­вески, кото­рые носила элита. Рако­вины спон­ди­луса несли на себя боль­шую сим­во­ли­че­скую нагрузку. Они были свя­заны с миром пред­ков и исполь­зо­ва­лись в риту­а­лах анд­ской рели­гии. Их поме­щали в хра­мах как при­но­ше­ния и в гроб­ни­цах как часть погре­баль­ного при­да­ного. Ракушки имели мено­вую сто­и­мость и были объ­ек­тами тор­говли между анд­скими наро­дами побе­ре­жья, гор­ной мест­но­сти и сельвы.

image027Фото 14. Веер. Раз­меры: высота 34 см, мак­си­маль­ная ширина 30 см. Мате­ри­алы: перья, рас­ти­тель­ные волокна. Тех­ника: пле­те­ние[16]

Полу­круг­лый веер мумии (фото 14) спле­тен из перьев и трост­ника. В резуль­тате изу­че­ния ико­но­гра­фии покро­вов уче­ные при­шли к выводу о том, что веер явля­ется сим­во­лом шама­нов или пред­ков, а в соот­вет­ствии с его поло­же­нием на мумии внутри фардо он сим­во­ли­зи­рует сердце пред­ков. Иссле­до­ва­ние погре­баль­ных фардо из Некро­поля Вари-Кайана пока­зало в боль­шин­стве слу­чаев нали­чие веера внутри. Эта вещь была такой же частью фардо мумий, как и боль­шие покровы, рубашки, юбки и накидки.

В погре­баль­ное при­да­ное мумии из Музея Аме­рики вхо­дит пря­мо­уголь­ная кор­зина с крыш­кой, спле­тен­ная из лент трост­ника и рас­ти­тель­ного волокна (фото 15). Ее можно видеть в вит­рине Лати­но­аме­ри­кан­ской выставки на фото 2 в ниж­ней части инстал­ля­ции. В ката­логе музея отме­ча­ется, что кор­зина не могла быть най­дена вме­сте с дан­ной мумией, поскольку они при­над­ле­жат к раз­ным куль­ту­рам. Мумия отно­сится к Позд­нему гори­зонту. А такие кор­зины в составе погре­баль­ного при­да­ного стали харак­терны для куль­тур Лимы и Ичмы (Ichma) Позд­него про­ме­жу­точ­ного пери­ода (1000 – 1470 гг. н.э.). Вполне веро­ятно, что кор­зина попала в при­да­ное мумии в резуль­тате меро­при­я­тий, свя­зан­ных с выставкой.

image029Фото 15. Пря­мо­уголь­ная кор­зина с крыш­кой. Раз­меры: высота 10 см, ширина 38 см. Куль­тур­ный контекст/стиль: Позд­ний про­ме­жу­точ­ный период, 1000 – 1470 гг. н.э.[17]

Но если сама кор­зина и не свя­зана с Пара­ка­сом, то ее содер­жи­мое как раз имеет самое пря­мое отно­ше­ние к его куль­туре пери­ода Некро­поля 100 – 200 гг. н.э. Пред­меты, поме­щен­ные в кор­зину, были най­дены в Некро­поле Вари-Кайана, как и сама мумия. В кор­зине нахо­дятся раз­лич­ные инстру­менты для тка­че­ства и пря­де­ния, малень­кий ткац­кий ста­нок и клубки ниток, бла­го­даря чему мы имеем ред­кую воз­мож­ность уви­деть, какими инстру­мен­тами тво­ри­лись шедевры Паракаса.

В содер­жи­мое кор­зины вхо­дит основа тка­ней – клубки ниток из хлопка и шер­сти вер­блю­до­вых. На фото 16 и 17 пока­заны два из них.

image031Фото 16. Клу­бок ниток из шер­сти вер­блю­до­вых, окра­шен­ный в крас­ный цвет. Диа­метр 6 см[18]. Фото 17. Клу­бок ниток из корич­не­вого хлопка. Диа­метр 7 см[19]

На Южном побе­ре­жье Цен­траль­ных Анд основ­ным сырьем для тка­ней был хло­пок, кото­рый имел при­род­ную окраску светло-коричневой гаммы. Шерсть вер­блю­до­вых из гор­ной мест­но­сти также исполь­зо­ва­лась и высоко цени­лась, в част­но­сти, за то, что лучше под­да­ва­лась кра­ше­нию в отли­чии от рас­ти­тель­ных воло­кон. В резуль­тате про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний клубка крас­ной шер­сти (фото 16) было уста­нов­лено, что по оттенку цвета и по тех­нике пря­де­ния нитки соот­вет­ствуют тем, кото­рые были исполь­зо­ваны при изго­тов­ле­нии оде­я­ния мумии властителя.

Как можно видеть на сним­ках (фото 16 и 17), каче­ство пряжи очень высо­кое. Созда­ется впе­чат­ле­ние, что она изго­тов­лена на совре­мен­ном фаб­рич­ном обо­ру­до­ва­нии. Но на самом деле для ее пря­де­ния были исполь­зо­ваны только про­стей­шие вере­тена, такие, как засня­тые на фото 18, и более ничего. Сами вере­тена и их пряс­лица выпол­нены очень тща­тельно. Пряс­лица в боль­шин­стве своем покрыты узо­рами. Вере­тена, как пра­вило, изго­тов­лены из дерева, а пряс­лица – из глины или камня.

image033Фото 18. Вере­тена с пряс­ли­цами[20]

Вере­тено, пока­зан­ное на фото 18 слева, сде­лано из дерева и удли­нено с помо­щью тон­кого стержня из трост­ника, встав­лен­ного в его сере­дину. Длина вере­тена 25 см, мак­си­маль­ный диа­метр 0,5 см. На вере­тено надето пряс­лице из глины (диа­метр 2,1 см, тол­щина 0,9 см). Трост­ни­ко­вый стер­жень и пряс­лице закреп­лены на вере­тене чер­ной смо­лой. Вто­рое вере­тено (длина 25 см, мак­си­маль­ный диа­метр 0,5 см) выпол­нено из дерева, а его пряс­лице (высота 1 см, диа­метр 0,9 см) – из камня.

image035Фото 19. Тка­че­ская гре­бенка (peine de telar). Раз­меры: длина 38 см, ширина 10 см, тол­щина 6,50 см[21]

В кор­зине нахо­дится также пря­мо­уголь­ная гре­бенка (бёрдо) с зубьями, скреп­лен­ными рас­ти­тель­ным волок­ном с одной из ее длин­ных сто­рон (фото 19). Бёрдо сде­лано из дерева и обли­цо­вано пла­сти­нами из рас­ти­тель­ного волокна, пере­пле­тен­ного с нит­ками из корич­не­вого хлопка для полу­че­ния узора зиг­заг. Бёрдо исполь­зу­ется, чтобы дер­жать раз­дельно нити основы и уплот­нять нити утка, т.е. плотно под­би­вать нити к гото­вому куску ткани[22].

image037Фото 20. Ткац­кий ста­нок с неза­кон­чен­ной тка­нью в виде ленты с зооморф­ными узо­рами. Раз­меры станка: мак­си­маль­ная ширина 35,2 см, мини­маль­ная ширина 14,2 см. Куль­тур­ный контекст/стиль: Некро­поль Пара­каса. Южное побе­ре­жье. Период: 100 – 200 гг. н.э.[23]

Ткац­кий ста­нок, нахо­дя­щийся в кор­зине (фото 20), состоит из двух отрез­ков стебля трост­ника и одной дере­вян­ной палочки, исполь­зу­е­мой в каче­стве палочки, заме­ня­ю­щей чел­нок. Ткань очень тон­кой фак­туры из ниток высо­кого каче­ства, хорошо скру­чен­ных и ров­ных. Ее основа выпол­нена из хлопка, а уток – из шер­сти вер­блю­до­вых, тех­ника гобе­ле­но­вая, лицо из утка.

На основе ана­лиза ико­но­гра­фии и тех­ники тка­нья спе­ци­а­ли­сты Музея Аме­рики сде­лали заклю­че­ние, что ста­нок с тка­нью не мог быть изна­чально частью погре­баль­ного при­да­ного мумии и был добав­лен в кор­зину, когда состав­ля­лась инстал­ля­ция для выставки.

По мне­нию боль­шин­ства архео­ло­гов, инстру­менты для тка­че­ства и пря­де­ния обычно сопро­вож­дают жен­ские мумии. В этой связи воз­ни­кает резон­ный вопрос: не была ли пер­сона, мумия кото­рой нахо­дится теперь в Музее Аме­рики, жен­щи­ной? Но если в инк­ский период тка­чами выс­шей кате­го­рии могли быть и муж­чины, почему так не могло быть заве­дено и в Пара­касе? С дру­гой сто­роны, изыс­кан­ный тек­стиль и бога­тые укра­ше­ния, в число кото­рых вхо­дит веер и рако­вина спон­ди­луса, харак­те­ри­зуют пер­сону как жреца-властителя выс­шего ранга. Вряд ли ткач мог достичь такого высо­кого поло­же­ния. Ско­рее, дело здесь несколько в дру­гом. Дума­ется, что пара­касцы были убеж­дены в том, что искус­ство тка­че­ства им пода­рили боги во плоти. Они научили их этому ремесло, а сле­до­ва­тельно, сами пряли и ткали, т.е. были боже­ствен­ными тка­чами. Инстру­менты для пря­де­ния и тка­че­ства, кото­рые были у богов, стали атри­бу­тами их боже­ствен­ной сущ­но­сти. Поэтому, под­ра­жая богам в одежде и укра­ше­ниях, жрецы-правители, пози­ци­о­ни­ро­вав­шие себя как их пре­ем­ники, в каче­стве сим­во­лов своей боже­ствен­ной вла­сти исполь­зо­вали наборы тка­че­ских инстру­мен­тов, с кото­рыми их и хоронили.

Впро­чем, воз­можно, что сотруд­ники Музея архео­ло­гии Перу кор­зину с инстру­мен­тами изна­чально не свя­зы­вали с этим кон­крет­ным погре­баль­ным фардо, а поме­стили ее в одну вит­рину с мумией для того, чтобы про­де­мон­стри­ро­вать посе­ти­те­лям выставки инстру­менты, кото­рыми изго­тав­ли­ва­лись ткани в те вре­мена. Ведь пояс­ни­тель­ная над­пись на вит­рине гла­сит: «Доко­лум­бо­вое Перу. Эпоха I. Мумия Пара­каса». То есть инстал­ля­ция посвя­щена не только мумии, но и всей эпохе.

| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | xv | xvi | xvii | 3 | 4 | 4a | 5 | 5a| 6 |



[13] Glosario. Catálogo en línea. Museo Larco (http://www.museolarco.org/catalogo/glosario.php).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>