Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН
Местом, где зародилось ткачество, была Уака Приета, расположенная на Северном побережье Перу, которая существовала с 3100 по 1800 г. до н.э. Именно в этот период и появился первый ткацкий станок. Именно здесь были найдены первые ткацкие орнаменты, на которых соседствовали столь мало похожие образы Чавина и Паракаса, в некотором смысле поделенные между собой впоследствии этими культурами. И если Чавин использовал их в резьбе по камню, а также в керамике, то Паракас предпочел украшать ими ткани.
Паракас был прямым приемником Уаки Приеты. Ведь для передачи посланий в мир обожествленных предков Паракас избрал те же изобразительные каноны и, кроме того, также помещал их на тканях, хотя в его время гончарное ремесло уже было развито. Но керамика была использована Паракасом в гораздо меньшей степени. Демонстрируя преемственность культу, существовавшему в Уаке Приете, и его изобразительным канонам, Паракас трансформировал их в соответствии с своим пониманием Андского мира и его происхождения, изобретая новые образцы, но всегда вписывая их в рамки традиции. Он отразил и довел искусство изображения посланий в форме картин на ткани до совершенства.
Считается, что Паракас, хотя и не входил в состав ядра Чавинского царства, но был в зоне его влияния. Первооткрыватель и главный исследователь Паракаса и Чавина Хулио Тельо (Julio Tello) рассматривал воздействие Чавина на культуру Паракаса как определяющее. Он писал: «…Пещеры, Некрополь и Наска являются ветвями дерева, которое есть не что иное как Чавин»[i]. Обе культуры на каком-то отрезке истории существовали одновременно. Если чавинская культура датируется 1200/1500 г. до н.э. – 200 г. н.э., то культура Паракаса относится к периоду с 800 г. до н.э. по 200 г. н.э. Следовательно, появилась она на 300 лет ранее культуры Чавина второго этапа – периода Нового Храма (500 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Обе культуры угасли одновременно – в 200 г. н.э.
Фото 1[ii]. Одни из самых древних покровов в витрине Музея Рафаэля Ларко, Лима, Перу. Фото 2[iii]. Крупный план его каймы
О безусловном превосходстве Паракаса над Чавином в ткачестве говорит хотя бы то, что в главном церемониальном центре чавинской культуры – Чавин-де-Уантаре был найден один из лучших покровов в геометрическом стиле, который, несомненно, сделан мастерами Паракаса времени расцвета этого стиля (фото 1 и 2). Ну а в регионе Паракаса ученые обнаружили не один и не два тканых артефакта. Феномен необыкновенно искусно сделанных тканей с самобытной тематикой и символикой, которые были найдены в большом количестве в захоронениях Паракаса, побудил их выделить еще одну культуру в истории Древнего Перу и дать ей название по имени этого полуострова.
Возникает ощущение того, что Чавин намеренно не развивал искусство ткачества, предпочитая пользоваться услугами паракасских мастеров. Даже наиболее важные тканые артефакты из стенного текстиля, расписанного на религиозные сюжеты с использованием иконографии Чавина и имеющего церемониальное значение, были найдены на Южном побережье Перу. Если придерживаться гипотезы взаимодействия между культурами, происходящими от одной протоцивилизации, такими, как Чавин и Паракас, то такое «разделение труда» между ремесленниками этих цивилизаций вполне допустимо. Кроме того, развитие ткачества началось с введением хлопка, из которого были изготовлены и первые ткани Паракаса. Хлопок же выращивали на побережье. В горах, где находился церемониальный центр Чавин-де-Уантар, он не рос. Использование шерсти верблюдовых, которые, по мнению многих ученых, до прибытия испанцев, жили не только в горах, но и на побережье, началось не сразу.
Фото 3 – 6. Один из шедевров Паракаса в экспозиции нового Зала Паракаса Музея археологии, антропологии и истории Перу и его крупные планы (2013)[iv]
Спустя века возникновение искусства ткачества и вышивания в Паракасе воспринимается как качественный скачок в развитии этих ремесел. Ведь первые украшенные узорами ткани, которые относятся к периоду Уаки Приеты, не идут ни в какое сравнение по своему качеству и красоте с тканями Паракаса. Несомненно, этот скачок связан с появлением очередной волны богов во плоти. Именно боги Паракаса, скорее всего, и сами появлявшиеся в тканой одежде, научили людей искусству ткачества и вышивки и в очередной раз связали текстиль с собой, подтвердив его сакральность.
Фото 7[v]. Мотив каймы покрова (2013)
Одеяния, несущие на себе определенные знаки, символы, складывающиеся в послания, говорили о почитании их владельцем богов, о его родстве с ними и о его праве властвовать от имени богов над их общим родом на земле. Они нужны были для того, чтобы представлять богов – своих предков – в мире сейчас и отправиться к ним в мир наверху – на землю предков после смерти. Самой большой ценностью, думается, в ткани была не столько ее высокая материальная стоимость, свидетельствующая о богатстве правителя, сколько искусно нанесенные отчетливые символы послания, что, впрочем, на текстиле невозможно сделать из дешевых материалов низкого качества.
Таким образом, культ предков был основой феномена ткаческого искусства Паракаса. И именно благодаря ему было найдено в гробницах Паракаса столько удивительно красивого и сложного текстиля, требовавшего больших материальных и трудовых затрат. Его народ, как никакой другой, посвятил свою жизнь поклонению предкам, обряжая усопших для путешествия на их землю. В захоронениях многих других культур Андского мира ткани также являются одним из главных составляющих погребального приданого. Да и сам процесс изготовления тканей, начиная от прядения и крашения, носил сакральный характер, как, впрочем, и во всем мире.
1. Гробницы Паракаса
Фото 1. Открытка. Размеры: высота, 7,2 см, ширина 9,9 см. Материал: бумага. Дата: XX в. Британский музей[vi]
В первые годы ХХ в. в частных коллекциях мира стали появляться вышитые ткани, которые были не похожи на уже известный текстиль древних перуанских культур. Артефакты поставлялись на черный антикварный рынок расхитителями гробниц – уакеро. Открытка (фото 1), сделанная на основе книжной иллюстрации, показывает разграбление гробницы на полуострове Паракас. На переднем плане нарисованы два уакеро – один копает, а другой выносит фардо из гробницы. Гробница открыта, и внутри видны еще два фардо. Вне гробницы по земле разбросаны человеческие останки, текстильные и керамические изделия. На заднем плане иллюстрации изображены горы полуострова Паракас[vii].
Ткани были описаны как фантастические не только из-за их сложной техники, но и из-за чарующего и красочного мира, который они отражали. Эти интересные находки вызвали сенсацию, и археологи начали искать место, из которого они происходили[viii].
Фото 2. Хулио-Сесар Тельо Рохас[ix]. Фото 3[x]. На раскопках пещер Паракаса
Во время одной из экспедиций на полуостров Паракас между 1913 и 1919 гг. к Хулио C. Тельо – первому отечественному археологу Перу – попал ставший впоследствии знаменитым настолько, что получил собственное имя, Белый покров Паракаса. Эта драгоценная вещь (около 2500 лет) вошла в первую коллекцию Музея археологии и антропологии Сан-Маркоса Лимы и считается национальным достоянием.
Фото 4[xi]. Белый покров Паракаса в экспозиции Музея археологии и антропологии Национального университета Сан-Маркоса
Фото 5[xii]. Крупный план каймы Белого покрова Паракаса
Белый покров Паракаса принадлежит к периоду Некрополя и является одной из самых красивых вещей доколумбового текстильного искусства.
Фото 6. Вид с вершины Серро–Колорадо на двуглавую гору Вари-Кайан (WariKayan). Погребальные фардо Некрополя были сосредоточены на том склоне, который ориентирован на залив Паракаса[xiii]
Хулио Тельо удалось убедить уакеро Хуана Кинтану (Juan Quintana) сопроводить его к месту находок необычных тканей[xiv]. И в 1925 г. отец перуанской археологии вернулся на полуостров Паракас с еще одной научной экспедицией. В течение 1925 и 1927 гг. он обнаружил в районе гор из красного порфира, называемых Серро-Колорадо (Cerro Colorado – Красная гора), два древних подземных кладбища, которые в общей сложности занимали около 4000 квадратных метров[xv].
Фото 7. Инсталляция, показывающая пещеру Паракаса. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу (2012)[xvi]. Фото 8[xvii]. Рисунок пещеры в разрезе
На одном из кладбищ вертикальный вход в каждую гробницу имел вытянутую цилиндрическую форму. Он вел к подземной камере – пещере, выдолбленной в скале и располагавшейся на глубине 6 – 7 м. В разрезе такая пещера напоминает керамическую бутыль с широким туловом и узким длинным горлышком (фото 7 и 8). Внутри каждой пещеры находилось множество мумий. Например, гробница V содержала 55 мумий[xviii]. В среднем пещера хранила до 37 мумий. При этом наиболее знатные персоны помещались в центре[xix]. Всего Х. Тельо обнаружил 39 пещер[xx].
Фото 9 – 11. Вход в одну из пещер. Стоп-кадры фильма из архива CONCYTEC «Документальные следы: Наука, искусство и технология. Культура Паракаса»[xxi]. Фото 12[xxii]. Реконструкция входа в пещеру. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса
Галина Ершова в своей книге «Древняя Америка: полет во времени и пространстве» пишет по этому поводу:
«Пещерные» погребения (или куэвас, что по-испански означает «пещера») называют еще «бутылкообразным» – по форме ямы, в которую помещались умершие. Наиболее ранние могильники этого типа датируются 600–400 годами до н. э. Наиболее типичными для этой культуры считаются погребения на полуострове Паракас. На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1–1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы ее края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту, высота которой могла достигать 4–6 м. На стенах шахты высекались ступени – характерный тип вертикального спуска. Шахта приводила к просторной куполообразной камере, высеченной в грунте. Глубина всего сооружения от входа до основания камеры в исключительных случаях могла достигать 7,5 м, в среднем же составляла 2–3 м. Сама камера (диаметром 3–4 м и высотой 1–1,5 м) располагалась симметрично относительно входной шахты и была выложена камнем. В камере находились несколько мумий – в среднем 30–40, в исключительном случае – до 55. Когда места не хватало, мумии помещались даже в вертикальную шахту. Каждая мумия сидела, подогнув колени к груди, закутанная в несколько слоев одежд из цветных тканей. На мумиях были раскрашенные маски (фальшивые головы) из хлопковой ткани. Каждый покойник был прикрыт китовыми костями или циновками.
<…>
Фото 13[xxiii] и 14[xxiv]. Инсталляция, демонстрирующая пещеру с несколькими фардо и погребальным приданым, а также мумию внутри фардо. Новый Зал Паракаса, Музей археологии, антропологии и истории Перу (2013)
Инвентарь, сопровождавший погребение, как правило, не был особенно богат. Рядом с покойником помещали керамические сосуды – черные и с рельефным изображением. Как обычно, каждого человека сопровождали предметы, использовавшиеся им в быту. Так, вместе с женщиной находились остатки пищи: початок кукурузы, арахис, фасолевая мука. Кроме того, там были такие предметы, как пряслица, куски тканей и мотки волос. Для мужчин более характерен набор из рыболовных сетей, плетеного приспособления для переноски грузов, тканей. Часто встречаются копьеметалки, наконечники дротиков, шкуры лам и гуанако, раковины, обсидиан. Гораздо реже можно обнаружить окислившиеся до зелени бронзовые или медные изделия»[xxv].
Фото 15[xxvi]. Макет Некрополя на горе Вари-Кайан в витрине Музея Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса (2007)
На другом кладбище, которое находилось на склоне горы Вари-Кайан, гробницы представляли собой большие прямоугольные подземные помещения (фото 15 – 17). Это кладбище Х. Тельо назвал городом мертвых – некрополем. Считается, что каждый большой зал принадлежал определенной семье, в котором она хоронила своих усопших в течение многих поколений.
Фото 16[xxvii] и 17[xxviii]. Инсталляции, показывающие комнату Некрополя. Новый Зал Паракаса, Музей археологии, антропологии и истории Перу (2013)
«По описаниям Тельо, на севере полуострова Паракас, вдоль берега, – сообщает Г. Ершова, – были обнаружены целые ряды сооружений, которые поначалу археологи приняли за остатки поселений. Но проведенные раскопки открыли обширные прямоугольные каменные ямы разных размеров. По всей видимости, их сооружали специально или же оборудовали на местах развалин каменных домов. В некоторых случаях могильники представляли собой целые подземные помещения с маленьким «вестибюлем», из которого в расположенную ниже комнату вела специальная лестница. Стены толщиной в 30–40 см были сложены из мелких камней, палок, китовых костей, вмазанных в раствор глины с примесью известняка.
Трудно себе представить радость археологов – в подобных подземных комнатах могло размещаться до двух сотен мумий! Одному лишь Тельо удалось обнаружить 429 мумий, переживших повсеместные грабительские раскопки. И можно только гадать, сколько бесценных древностей исчезло навсегда, оказавшись в руках «черных археологов»[xxix].
Мумии в Некрополе находились в конусообразных свертках разной величины. Их размеры и местоположение зависели от знатности и богатства усопшего. «Большой сверток, отмечает Г. Ершова, – должен был находиться в центре группы из нескольких тючков помельче. Так, например, в большой погребальной камере близ Серро-Колорадо были найдены 33 больших тюка (диаметр и высота по 1,50 м), 42 средних тюка (90 см в диаметре и 1 м высотой) и 354 совсем мелких».
Фото 18[xxx]. Архивная фотография ангара с фардо, извлеченными командой Тельо. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса
25 октября1927 г. Хулио Тельо со своей командой обнаружил первую сотню фардо. Всего в районе Серро–Колорадо им было найдено 429 фардо. В 1928 г. члены экспедиции стали извлекать мумии и текстиль из гробниц. Они собрали 394 ткани и получили финансирование от Фонда Рокфеллера для их сохранения. К 1938 г. 180 тканей были выставлены в Институте антропологических исследований, где Х. Тельо и его команда состояли в штате[xxxi].
Фото 19[xxxii]. Археологические комплексы Пещер, Некрополя и Арены-Бланки на карте полуострова Паракас
Хулио Тельо определил, что кладбище с пещерами старше, чем некрополь Вари-Кайана, и пришел к выводу, что они принадлежат к двум различным периодам культуры Паракаса. Первый из них он назвал периодом пещер Паракаса (800 – 200 гг. до н.э.), второй – периодом Некрополя (200 г. до н.э. – 150 г. н.э.)[xxxiii].
Фото20. Хулио Тельо позирует рядом с фардо[xxxiv]. Фото 21. Хулио Тельо в Институте антропологических исследований (ныне Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу) показывает разворачивание мумии Паракаса, 1937 г.[xxxv]
Х. Тельо нашел на полуострове Паракас и третье кладбище, которое он назвал Арена-Бланка (Arena Blanca – Белый песок) или Кабеса-Ларга (Cabeza Larga – Длинная голова). Последнее название связано с наличием на кладбище деформированных черепов удлиненной формы. Там, кроме разграбленных могил, были обнаружены остатки подземных жилищ.
Гробницы периода Пещер были открыты также в пустыне Окукахе (Ocucaje) в долине реки Ики[xxxvi].
Фото 22. Карта культуры Паракаса[xxxvii]
По мнению перуанских ученых, ядро культуры Паракаса обоих периодов находилось на самом полуострове и территории, протянувшейся вдоль побережья Тихого океана к югу от полуострова (красный цвет на карте, фото 22). Во времена Пещер в сферу влияния Паракаса входила зона долины Ики (белый цвет на карте), а в период Некрополя – земли к северу от полуострова (желтый цвет). По сведениям Г. Ершовой, «захоронения со сходным инвентарем встречаются в некрополе (собственно Паракасе), Кабеса-Ларга, Серро-Колорадо, а также в долинах рек Наска, Ика, Писко и Чинча»[xxxviii].
Фото 23[xxxix]. Подземное жилище Серро-Колорадо. Эпоха: Пещеры Паракаса. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса
Полуостров Паракас – это пустыня, где часто дует очень сильный ветер, который тоже называется «Паракас». На основе «Словаря» (1608) Диего Гонсалеса Ольгина (Diego González Holguín) слово «Paraca» можно перевести с кечуанского как «дождь из песка» (para – дождь, acco – песок) или как «песок, который падает как дождь»[xl]. Считается, что бедные почвы и суровый климат не позволяли людям заселить полуостров. Кроме подземных жилищ Арена-Бланки, а также на северном склоне Серро-Колорадо[xli], о чем рассказывает инсталляция Музея Хулио Тельо (фото 23), остатков поселений, тем более с наземной архитектурой, а также следов сельскохозяйственной деятельности на полуострове обнаружено не было.
Вполне возможно, что в обнаруженных рядом с гробницами помещениях жили люди, которые занимались обслуживанием гробниц и, в частности, мумификацией тел покойных. Г. Ершова пишет о специфике этого процесса в период Некрополя:
«Как и прежде, тела предварительно высушивались или коптились. Тельо предполагает, что именно потому рядом с могильниками этого типа находились и специальные помещения с очагом («кухни») или небольшие выгороженные камнями дворики со следами огня и золы и большими сосудами. В них, по всей видимости, приносили морскую воду, которой поливали тела в процессе мумификации. При нагревании тел на огне из воды выпаривалась соль, что способствовало хорошей консервации органических тканей»[xlii].
| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | xv | xvi | xvii | 3 | 4 | 4a |
[i]Цит. по: Arranz Bocos I. (Universitat Autonoma de Barcelona). Aproximaciόn a la iconografía y simbolismo en los textiles Paracas (http://www.raco.cat/index.php/boletinamericanista/article/viewFile/98963/146876).
[iv]https://revistarumbos.lamula.pe/2013/09/26/nueva-sala-paracas-presenta-por-primera-vez-41-textiles-originales-de-hace-2500-anos/rumbos/
[vi]http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1595410&partId=1&searchText=Paracas&page=1
[vii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1595410&partId=1&searchText=Paracas&page=1
[viii] ¿Cómo llegaron los textiles a Gotemburgo? (http://www.paracas.se/es/history/).
[xi]http://www.kldotv.com/2013/09/27/reinauguran-en-peru-la-sala-mas-grande-dedicada-a-la-cultura-paracas/
[xii]Exponen el Manto Blanco de Paracas en el centro Cultural de San Marcos (http://www.youtube.com/watch?v=Cn4vhFYXocw).
[xiii]http://www.doaks.org/research/pre-columbian/pre-columbian-project-grant-reports-1/doaks-pco-project-grant-report-2005
[xiv] ¿Cómo llegaron los textiles a Gotemburgo? (http://www.paracas.se/es/history/).
[xv] Bader T. Paracas Textiles (http://web.nmsu.edu/~tbader/portfolio/professional/Paracan%20Textiles.pdf);.http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_paracas).
[xvii] Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/73).
[xviii] Lizardo Tavera. Paracas: Cerro Colorado y Wari Kayan (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/paracas.htm).
[xix] Bader T. Opus cit.
[xxi] Documental Huellas: Ciencia, Arte y Tecnología. Cultura Paracas. Archivo Audiovisual del CONCYTEC.Oficina de Comunicaciones Marzo de 2012 (https://www.youtube.com/watch?v=bLQEv7eMttk).
[xxiii] http://peru.com/estilo-de-vida/cultura/museo-nacional-arqueologia-asi-fue-presentacion-catalogo-sala-paracas-noticia-227359–730976?foto=1
[xxiv] https://tvrobles.lamula.pe/2013/09/29/reinauguraron-nueva-sala-paracas-en-el-mnaahp/tvrobles/
[xxv] Ершова Г.Г. Указ. соч. (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/73).
[xxvii]https://tvrobles.lamula.pe/2013/09/29/reinauguraron-nueva-sala-paracas-en-el-mnaahp/tvrobles/
[xxviii]http://peru.com/estilo-de-vida/cultura/presentaran-piezas-cultura-paracas-nunca-antes-exhibidas-fotos-noticia-198440–633184?foto=2
[xxix] Ершова Г.Г. Указ. соч. (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/73)
[xxxii] При создании карты использована работа LizardoTavera(opuscit.), которая была исправлена и дополнена на основе других источников.
[xxxiii] Lizardo Tavera. Opus cit.
[xxxvi] Jacinto P. Cultura Chavín y Paracas (http://www.csi-csif.es/andalucia/modules/mod_ense/revista/pdf/Numero_28/PEDRO_JACINTO_JAEN_GONZALEZ_02.pdf).
[xxxviii] Ершова Г.Г. Указ. соч. (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/70).
[xl] Arranz Bocos I. Opus cit.
[xli] Arranz Bocos I. Opus cit.