ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ АНДСКОГО МИРА
Костюм во все времена и у всех народов имел большое значение, поскольку он давал представление о человеке вообще и о его социальном статусе в частности.
Фото 1. Сосуд горлышко-стремя в виде сидящего человека. Материалы: керамика, золото. Культура/период: Моче. Раскопки/место находки: Трухильо (Trujillo), захоронение. Перу, Ла-Либертад. Британский музей[1]
В тропическом климате побережья Центральных Анд люди могли ходить голыми или почти голыми. При этом главную роль в определении статуса играл головной убор, часто очень сложный, который нес на себе львиную долю символики, характеризующей хозяина и в первую очередь властителя. Много информации содержали также татуировка, а также раскраска тела и лица.
Фото 2[2]. Керамическая скульптура. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима
Но в Андском мире на самых ранних этапах его существования для передачи статуса стал использоваться украшенный текстиль. Хочу пояснить, что термин «текстиль» является обобщающим для понятий «ткань» и «трикотаж». Вот как определяет его Большой Энциклопедический словарь (2000): «Текстиль (лат. textile – ткань – от texo – тку), изделия, выработанные из волокон и нитей (ткани, трикотаж, нетканые и дублированные материалы, валяльно-войлочные изделия, вата, сети, текстильная галантерея, крученые изделия – швейные нитки, канаты и т. п.)».
Как и другие народы, андцы научились делать текстиль еще до того, как научились делать керамику. С течением времени социальная значимость текстиля в Андском мире только усиливалось. В период Империи Уари даже головной убор (чуку) стал текстильным (фото 6). Особенно возросло значение тканей в инкский период. Вот, что пишет об этом Линн А. Майш (Lynn A. Meisch), профессор антропологии Колледжа Святой Марии в Мораге, Калифорния, которая 30 лет провела в путешествиях по Эквадору, Боливии и Перу, исследуя обычаи коренных народов и, в частности, традиционные ткани: «Андские культуры не имели письменности до прихода испанцев в 1532 г., а ткань функционировала как лидирующий способ визуальной коммуникации. …Благодаря своим формам, материалам и мотивам, текстиль выражал пол, возраст, семейное положение, социальный ранг и этническую идентичность. Как для простых людей, так и для знати, ни одно событие жизненного цикла не было полным без дарения, обмена или жертвоприношения тканью»[3]. В Инкской империи тканая одежда играла определяющую роль в жизни общества, а ткачество было одной из основ экономики. Такая функция тканей и одежды из нее является беспрецедентной в мировой истории.
В основе важности украшенного текстиля лежали два основных фактора, которые были предопределены особенностями возникновения и развития Андского мира – взаимодействием с богами во плоти.
Текстиль изначально тесно был связан с богами. Они сами одевались в него, научили людей прясть и ткать из волокон хлопка и шерсти верблюдовых, которых подарили андцам. Прядение и тканье, как мне кажется, были культовыми действиями, и те, кто занимался этим, на определенных этапах и в определенных культурах имели статус жрецов. Сделанная из пряжи наилучшего качества, украшенная священными символами ткань являлась сакральной. Ее как самое дорогое приносили в жертву богам.
Фото 3. Туника (унку). Длина 210 см, ширина 59 см. Стиль Уари, около 850 – 950 гг. н.э. Текстильный музей, Вашингтон, США[4]
Думается, что отношение андцев к ткани как к священному предмету предопределило и модели одежды, которые остаются неизменными и сейчас. Фактически вся андская одежда (пончо, туники, накидки) представляет собой полотнища ткани – не отрезы – а именно законченные полотнища прямоугольной формы – такие, какими они сходят со станка.
Фото 4. Унку. Размеры: 482×57,5 см. Материал: текстиль. Культура: Моче. Период 700 – 1000 гг. н.э. Горизонт Тиауанако. Чилийский музей доколумбового искусства[5]
Одежды андцев не касаются режущие инструменты. Размеры ткани для пончо или унку изначально задаются ткачом и выполняются именно такой длины и ширины, которая необходима заказчику. Ткань не кроится. Она не имеет фигурных пройм и вырезов горловины. Проймы и горловина представляют собой щель. Пройма образуется в результате того, что бока сшивают не полностью, оставляя место, куда можно просунуть руки. Горловина также может образовываться при сшивании двух узких полотнищ. Однако в идеале она делается в процессе тканья. Чем меньше швов имеет туника, тем выше мастерство ткача, который ее сделал, а следовательно, тем более престижной она является. Так, в эпоху Империи Уари, когда вошли в моду унку с рукавами, особенным шиком было не пришивать их к тунике, а выполнять в процессе тканья всей вещи, т.е. делать унку с рукавами цельнотканым (фото 5). Вторая часть церемониального костюма – мантия – также по сути представляет собой тканое полотнище. Таким образом, между одеждой Андского мира и тканями можно поставить знак равенства.
Фото 5. Туника (унку). Размеры: 87×147,3 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Моче–Уари. Период: VII – IX вв. н.э. Метрополитен-музей искусств, США[6]. Фото 6. Шапка с четырьмя углами (чуку). Размеры: 12,1×18,4 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Уари. Период: VII – IX вв. н.э. Метрополитен-музей искусств[7]
Одежду из драгоценных тканей, покрытых религиозными символами, могли носить только жрецы, которые в доинкские времена являлись одновременно властителями. А они позиционировались как наместники и родственники богов. Здесь украшенный текстиль служил для демонстрирования их божественной принадлежности. В соответствии с установками андской религии умерший отправлялся на землю предков, имея с собой подтверждение его родственных связей. Им были знаки, помещенные на ткани, которые украшали стены гробницы в одних культурах, в которые умерший был запеленат или одет, – в других. Ткани были посланиями богам и обожествленным предкам.
Фото 7. Покров. Размеры: 254×141 см. Материалы: шерсть, хлопок. Техники: ткань полотняного переплетения, вышивка. Культура: Паракас. Раскопки: Вари-Кайан. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[8]
Такие послания были обязательным в андской религии. Их наносили в орнаментальных композициях на ткань с помощью краски, вышивали или делали в процессе тканья. Ими расписывали керамику, сочетая роспись со скульптурными элементами и формами. Однако текстиль появился раньше керамики и поэтому в первую очередь послания богам стали помещать на нем. И именно на нем появились те символы, которые впоследствии были перенесены на гончарные изделия. До появления керамики послания помещались с помощью резьбы также на блюда, чаши из полированного камня. Их находят во многих влиятельных центрах чавинской и до чавинской культур и не только на территории Перу. Однако их производство наладить, видимо, было сложно из-за того, что они изготавливались их цветных камней, происхождение которых археологи не могут точно определить и сходятся на том, что они был привезены «из дальних мест».
Послание было одновременно украшением ткани и часто являло собой художественную сюжетную композицию – картину, например, изображающую божество с двумя жезлами (фото 4 и 7) и его атрибуты. Каждая фигура (человек, животное, растение, их части) композиции представляла собой символ. Существовало большое количество геометрических символов (например, лестницы, ступенчатые пирамиды S-образные фигуры), из которых также компоновались орнаменты (фото 5). Уже в период Империи Уари стала заметна тенденция составлять послания из идеограмм. А в инкский период «картинам» и геометрическим узорам предпочли разработанные этой культурой значки идеографического письма – токапу. Типичные инкские токапу имеют вид прямоугольника в рамке, в который вставлен геометрический элемент (фото 8). В период Империи Уари идеограммы не были ограничены прямоугольной рамкой и представляли собой не только геометрические фигуры, но и мотивы из фигур растений, животных и людей (подробнее см.: «Кем были правители Уари?»).
Фото 8. Мужские туники (унку): унку с токапу и унку с узором, стилизованным под шкуру ягуара. Размеры: 97,8×78,1 см. Материалы: основа из хлопка, уток из шерсти верблюдовых, шелка и металлической нити. Техника: гобеленовая. Боливия, озеро Титикака, середина – конец XVI в. Американский музей естественной истории, Отдел антропологии, Нью-Йорк, США[9]
Токапу – это яркое проявление второго фактора, предопределившего важность украшенного текстиля, – отсутствия письменности в Андском мире. Узор на ткани стал ее заменой и не только в плане идентификации личности. Характеристика того или иного божества, обожествленного предка, составленная из определенных символов, могла быть настолько развернутой, что она фактически представляла собой рассказ о реальных событиях, которые были в действительности, хотя их принято считать легендой или мифом из-за того, что они повествуют о богах. Узоры на тканях были своего рода летописями, как и узоры на керамике и камне, а также фольклор. Для нас многие изображения на тканях, особенно Паракаса, являются яркими историческими свидетельствами взаимодействия андцев с богами во плоти.
В истории Андского мира были периоды, когда ткани производились гладкими, однотонными, что, возможно, свидетельствовало об утрате навыков выработки орнаментов методами тканья или вышивки. Тогда ткань расписывалась или орнаментировалась с помощью фигурных бляшек – из металла, раковин или камня. Однако общая тенденция отдавать предпочтение тканым украшениям сохранялась. Когда искусство ткачества и вышивки достигло своего пика в культурах Паракаса и Наски, эта тенденция укрепилась. Паракасское искусство вышивки было со временем утрачено. Но тканые узоры оставались преобладающими на протяжении всей дальнейшей истории Андского мира. Одним из узких направлений искусства текстиля в Андском мире в постпаракасский период стало изготовление туник и сумок из тканей, которые были полностью покрыты узорной композицией из перьев тропических птиц (фото 9).
Фото 9. Туника. Материалы: перья тропических птиц, основа – ткань из хлопка. Культура: Чиму (Chimú). Северное Перу. Период 1470 – 1530 гг. н.э. Институт искусств Чикаго, США[10]
| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | 3 |
[1] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details.aspx?objectId=480100&partId=1&place=11340&plaA=11340–3-1&page=2&page=2
[3] Meisch L.A. The Murúa Code // Natural History Magazine (http://www.naturalhistorymag.com/features/112333/the-mur-a-code).
[8] Hilos de América – Textiles Originarios (http://www.ccplm.cl/sitio/wp-content/uploads/2013/04/cuaderno_1.pdf).