Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Паракас:
3.3.3.2. Люди на суше, окончание
3.3.3.2.5. Божества-птицы
Фото 1[1]. Картина перуанского художника Педро Рохаса Понсе
На своей картине (фото 1) Педро Рохас Понсе зарисовал одно из фардо Некрополя Паракаса, на разворачивании которых он присутствовал в период своей работы с Хулио Тельо. На фардо можно видеть сверху эсклавины с фелино–птицей (см. фото 7, с. 18) и с человеком-птицей (фото слева[1а]), а также ткань с редким для Паракаса одиночным мотивом, который изображает, по всей очевидности, рукотворную птицу богов во плоти. Этот мотив уникален и в то же время он является знаковым для Паракаса, где, думается, каждый при желании мог видеть таких птиц в небе.
Человек-птица, вышитый на: Белом покрове (фото 2), покровах Музея мировой культуры Гетеборга (фото 3) и Музея золота Лимы (фото 4)
Божеств-птиц, которые вышиты на представленных здесь покровах, я бы также отнесла к теме «Люди на суше». Они показаны не как божества в ипостаси летящей птицы, а как люди, стоящие на земле и имеющие крылья птицы, которые переданы как рукотворные. Персонажи изображены фронтально. Большинство из них стоят в позе божества с жезлами. О подобных мотивах уже шла речь ранее. На них вышит человек-птица (фото 2 – 4). Они выполнены по одному и тому же канону, который отличает «ветка с плодами» и стрелка во лбу персонажа. Очевидно, что крылья у персонажа искусственные. По мнению специалистов, они представляют собой накидку с прикрепленными к ней перьями.
Фото 5[2]. Покров. Размеры: длина 213,36 см, ширина 91,44 см. Стиль: Паракас, около 200 – 100 гг. до н.э. Текстильный музей, Вашингтон, США[3]
Фото 6[4]. Участок покрова с каймой
У персонажа покрова из Текстильного музея Вашингтона (фото 5 – 7) крылья, похоже, имеют более жесткую конструкцию, нежели у людей-птиц с «плодовой веткой». Они остаются расправленными, несмотря на то, что у персонажа руки не разведены в стороны, а прижаты в груди. В них он, как и персонаж с четырьмя жезлами, держит бестелесную сущность. Еще одна сущность вышита у него сбоку, у начала роста ноги – там, где у персонажей других покровов находится хвост.
Фото 7[5]. Снимок участка каймы покрова в разных ракурсах
Персонаж изображен с минимумом атрибутов божественности. Из них мы видим, кроме бестелесных сущностей, только крылья, маску, ленты из орехер. На голову персонажа надето нечто вроде короны – головного убора, который практически не встречается на тканях Паракаса. Персонаж имеет корпулентное телосложение, короткие ноги и застенчивый вид. Он не производит впечатления сильного божества. Возможно, на этом покрове вышит один из обожествленных предков усопшего или он сам.
Фото 8. Покров. Размеры: 101×244,3 см. Материал или техника: черная шерстяная ткань полотняного переплетения, вышитая шерстью. Цвета (малиновый, розовый, синий, темно-зеленый, желтый и серо-зеленый) используются в четырех различных комбинациях цвета в фигурах. Фон каймы золотисто-коричневый. Паракас, Ранний промежуточный период, вероятно, фаза-1В, 50 – 100 гг. н.э. Южное побережье Перу. Музей изящных искусств, Бостон, США[6]
Гораздо более сложная композиция представлена на мотиве с божеством-птицей покрова из Музея изящных искусств Бостона (фото 8 – 10 и 12 – 17). Покров состоит из трех фрагментов (основного поля, и двух кусков каймы). Вышивка на нем не была полностью закончена. Об этом говорят два только намеченных мотива с левого края на основном поле и несколько частично вышитых мотивов из тех, которые находятся на кайме (фото 9).
Фото 9. Участок покрова с каймой
Бостонский музей по праву гордится этим артефактом. Поэтому он решил побаловать нас целой серией его качественных снимков. Большую часть из них я привожу здесь, поскольку не могу отказать ни себе, ни вам в удовольствии на них полюбоваться. Покров не только является истинным сокровищем Паракаса, но и имеет свою любопытную историю.
Фото 10. Участок основного поля покрова
Покров входит в коллекцию Денмана Уолдо Росса (Denman Waldo Ross), который подарил ее музею в 1916 г. По сведениям из каталога музея, Росс приобрел артефакт у самого Хулио Тельо между 27 декабря 1915 г. и 8 января 1916 г. Покров был раскопан Х. Тельо. Он был им «найден на кладбище в трех или четырех милях к югу от Писко»[7].
Фото 11. Юбка. Размеры: юбки 50,8×289,8 см, завязок 8,8×101,5 см и 8,8×99 см. Материал или техника: основное поле из шерстяной ткани полотняного переплетения темно-зеленого цвета; кайма золотисто-коричневого цвета вышита стебельчатым швом шерстяными нитками зеленого, малинового, голубого, белого и коричневого цветов; косое переплетение; шов скрещенной вязальной петлей (завязки). Паракас, Ранний промежуточный период, фаза-1B(?), 50 – 100 гг. н.э. Паракас, Южное побережье Перу. Музей изящных искусств, Бостон[8]
Таким же мотивом расшита и кайма фалдельина и его завязок (фото 11). Он также относится к коллекции Денмана Уолдо Росса. Видимо, этот фалдельин входил в то же фардо, что и покров.
Фото 12. Один из персонажей с широким лицом/маской
Персонажи покрова описываются в каталоге музея как «имитаторы птиц со сложными крыльями, накидкой с бахромой, головными уборами и змеями, которые несут церемониальные жезлы и трофейные головы». В случае человека-птицы с «плодовой веткой» я склонна согласиться с музейными специалистами в том, что на нем надета тканая накидка, к которой пришиты перья. Его крылья приблизительно так и выглядят. Но на мотиве из Бостонского музея дизайн и символика крыльев гораздо сложнее. Думается, здесь они имеют примерно тот же рисунок, что и крылья индивидуальных летательных аппаратов богов во плоти, а не крылья реальной птицы больших размеров, скажем, кондора. Жезлы в обеих руках и прямые змееподобные сущности, расходящиеся под углом вниз от талии персонажа, довершают абрис аппарата. Какой-то важный элемент аппарата, по всей видимости, передают довольно толстые ноги с очень большими ступнями в виде птичьих лап, у которых очень длинные пальцы и ногти.
Фото 13. Один из персонажей с узким лицом/маской
Крылья четко делятся на внешнюю часть – «перья» и внутреннюю часть, которая не только отгорожена от «маховых перьев» прямой линией, но и окрашена в другой, часто контрастный цвет. Контур рук персонажа сверху и снизу повторен широкими линиями, цвет которых отличается от цвета рук. В результате создается впечатление, что руки находятся в углублении, специально для них предназначенном. На некоторых вариантах мотива особенно отчетливо видно, что персонаж держится за что-то вроде ремешков или петель (фото 13).
Фото 14. Крупный план лица/маски персонажа с фото 13
Кажется, что лица персонажей не закрыты маской, а имеют ритуальную раскраску нескольких вариантов. Однако у большинства персонажей глаза изображены как прорези в маске, за которыми – только чернота. Форма глаз-прорезей не круглая, как обычно. Глаза изображены полузакрытыми, что говорит о том, что персонажи мотивов – умершие люди. И только у одного из них (фото 13 и 14) глаза кажутся живыми. Их форма приближается к кругу, поэтому белая обводка воспринимается как белок глаза, а черный овал – как радужная оболочка со зрачком. Но именно этот персонаж более всего похож на мумию, потому что его лицо коричневое и очень худое, с впалыми щеками. У персонажа есть сходство и с обезьяной. Лица других персонажей с таким же овалом, но с другой раскраской выглядят не такими иссохшими.
Фото 15. Персонаж с узким красным лицом/маской
Примером может служить персонаж с красным лицом и знаком пирамиды вокруг рта (фото 15). Его глаза изображены как прорези у маски. Хотя он и не похож на мумию, но производит жуткое впечатление. У другой половины персонажей лицо широкое, а подбородок приближается к квадратному (фото 12). Такой овал лица более характерен для маски.
Фото 16. Два представителя персонажей с узким и широким лицом/маской на кайме покрова
Два наиболее типичных представителя персонажей с узким и широким лицом/маской вышиты на кайме покрова (фото 16). Предположений о том, кто эти персонажи и каковы их взаимоотношения, у меня даже не возникает. Одеты они одинаково и имеют одни и те же атрибуты, т.е. по своему положению персонажи равны. А положение их, очевидно, очень высоко. Об этом говорит, прежде всего, их головной убор – главный показатель статуса божества и властителя. Он просто огромен. Форма верхней его части нигде более не встречается. Она как бы состоит из трех шаров, к которым прикреплен сдвоенный паракасский налобник и две пары длинных рожек или стержней. (Как еще их можно назвать, я не знаю. На перья они мало похожи.) В целом головной убор напоминают восточный тюрбан. Лицо/маску персонажей обрамляют ленты из орехер.
Фото 17. Один из персонажей основного поля покрова
Одеты персонажи, как и большинство божеств Паракаса, очень просто – в пончо с крылышками и тапаррабо с бахромой. На груди персонажей изображены бестелесные сущности с круглыми головами/масками и распущенными волосами, зачесанными на один бок. Такие же сущности вышиты на внутренней поверхности крыльев. В левой руке персонажи держат бестелесную сущность за волосы. Маленькие головы/маски изображены у основания каждого махового пера крыльев. И хотя они явственно отделены от перьев прямой линией, вместе они составляют змееподобную сущность. Змееподобной сущностью заканчивается и полосатый жезл, который персонажи держат в правой руке. Что представляет собой жезл, находящийся в области левой руки персонажей, которой они держат волосы бестелесной сущности, трудно сказать. Волосы имеют вид толстого крюка, которым персонажи цепляются за крыло. Именно с этим крюком и сопряжен жезл. На его конце подвешено что-то вроде рыбьего хвостового плавника.
Фото 18[9]. Покров. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу
Покров из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 18 – 20) украшен мотивом, вышитым по такому же канону, что и мотив покрова из Музея изящных искусств Бостона, и тоже имеет основное поле черного цвета. Но у его мотивов и каймы фон красный, а в цветовой композиции фигур много желтого цвета. Поэтому покров получился очень торжественным и помпезным.
Фото 19[10]. Крупный план основного поля покрова
На покрове, в отличие от предыдущего, изображен один персонаж, а варианты мотивов разнятся в основном только цветовым решением.
Фото 19а[10а]. Участок основного поля покрова крупным планом
Персонаж покрова производит впечатление бабочки из-за длинных закрученных на концах усов, вторая пара которых является частью его крыльев. Имеются и другие отличия. Так, у персонажа есть птичий хвост. Бестелесные сущности расположены не на его крыльях, а на щиколотках, где обычно находятся ножные браслеты. Перья на крыльях изображены как змееподобные сущности с зубчатыми телами. Крылья еще менее напоминают птичьи и еще более похожи на искусственные. В результате персонаж выглядит так же, как и персонаж мотива предыдущего покрова, – человеком в летательном костюме.
Фото 20[11]. Вариант мотива основного поля покрова
У персонажа маска/лицо удлиненной формы с большим лбом. Возможно, художник изобразил здесь человека с искусственно деформированным черепом. Головной убор персонажа более традиционен для паракасских вышивок и состоит из высокой шапки и сдвоенного налобника. Правда, маска/лицо верхнего налобника изображена с оскаленными зубами, что нельзя называть типичным. К головному убору прикреплены не четыре, а два «стержня», которым здесь придана форма, напоминающая магнит или камертон. Ленты из орехер не обрамляют лицо/маску персонажа, а начинаются у основания шеи. Они выполнены в виде змееподобных сущностей. Такое местоположение лент и их подача в качестве змееподобных сущностей мне встречаются впервые.
Обращает на себя внимание и необычное пончо персонажа. В отличие от однотонных скромных пончо персонажей других покровов, оно украшено пестрым узором, который составлен из разноцветных прямоугольников, как бы надрезанных снизу. А ведь, как известно, в церемониальных композициях не может быть ничего случайного. Тогда, что же они могут значить?
Фото 21. Покров. Размеры: 134,6×255,3 см. Материал или техника: Шерстяная ткань полотняного переплетения с вышивкой шерстяными нитками стебельчатым швом. Паракас, Ранний промежуточный период, фаза-1, 0 – 100 гг. н.э. Коллекция Денмана Уолдо Росса. Музей изящных искусств, Бостон[12]
Второй покров из Музея изящных искусств Бостона (фото 21 – 23) выглядит невзрачным по сравнению с двумя роскошными покровами, о которых только что шла речь. На нем изображено очень странное существо, которое на первый взгляд напоминает мягкую игрушку с большими глазами, опушенными длинными ресницами. Но если его внимательно изучить, то можно прийти к выводу, что информация, которую несет данный покров, не менее значима, чем текст послания покровов, где показаны персонажи в летном снаряжении.
Фото 22. Участок покрова с каймой
Персонаж покрова, видимо, также следует отнести к людям-птицам, хотя у него нет ни крыльев, ни хвоста. Большую птицу, похожую на сову, представляет собой голова персонажа, лицо/маска которого занимает место ее туловища. На силуэт птицы похож также рисунок вокруг глаз персонажа. Конечно, при взгляде на те варианты мотива основного поля, где сова черного цвета, а над ее глазами есть брови в виде тонкой светлой линии (фото слева), создается впечатление, что на голову персонажа надет шлем летчика с очками.
А на кайме покрова есть вариант мотива, где и у самого персонажа на вполне человеческих глаза изображены очки (фото справа). Три неясных предмета в виде расширяющихся на конце разноцветных лент прикреплены к шлему в области уха. Чем является и что символизирует предмет, похожий на неровно вырезанный кусок ткани, который закреплен на плече персонажа, также непонятно.
Фото 23. Вариант мотива на основном поле покрова
Очень любопытно изображение змееподобной сущности, которая начинается у подбородка персонажа, из чего можно заключить, что она относится к дыхательной системе. Но сущность показана плоской, хотя и с тонким каналом внутри. При этом она имеет вид ломаной линии, составленной из прямых отрезков, которые подвижно соединены между собой с помощью крепежных деталей. Их головки изображены как головы бестелесных сущностей. Заканчивается змееподобная сущность головой/маской с широко открытым ртом, которая напоминает патрон для электрической лампы.
Если трактовать змееподобную сущность как осветительный прибор или шланг дыхательной системы, а слезный элемент не как птиц, а как двойную рыбу Паракаса, то нужно, вероятно, считать, что на мотиве вышит человек в подводном снаряжении. Но как тогда быть с головой персонажа? Ведь она явно изображена как птица. Но не стоит забывать, что в андском искусстве один и тот же образ часто имел несколько значений. Поэтому символика мотива может одновременно представлять как водную, так и воздушную стихии, и говорить о том, что божество относится к ним обеим.
В одной руке персонаж держит то, что принято считать веером, а в другой – посох или жезл. На верхний конец жезла помещена очень любопытная фигура, которая не встречается более ни на одном мотиве. На первый взгляд она кажется бесформенной закорючкой. Но если приглядеться, то можно увидеть четыре конечности (одной из них она как бы приветствует нас), длинный хвост и лицо/маску с глазками и ротиком.