3.3.3.2.5. Божества-птицы

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Пара­кас:

3.3.3.2. Люди на суше, окон­ча­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

3.3.3.2.5. Божества-птицы

image001Фото 1[1]. Кар­тина перу­ан­ского худож­ника Педро Рохаса Понсе

image056На своей кар­тине (фото 1) Педро Рохас Понсе зари­со­вал одно из фардо Некро­поля Пара­каса, на раз­во­ра­чи­ва­нии кото­рых он при­сут­ство­вал в период своей работы с Хулио Тельо. На фардо можно видеть сверху эскла­вины с фелино–пти­цей (см. фото 7, с. 18) и с человеком-птицей (фото слева[1а]), а также ткань с ред­ким для Пара­каса оди­ноч­ным моти­вом, кото­рый изоб­ра­жает, по всей оче­вид­но­сти, руко­твор­ную птицу богов во плоти. Этот мотив уни­ка­лен и в то же время он явля­ется зна­ко­вым для Пара­каса, где, дума­ется, каж­дый при жела­нии мог видеть таких птиц в небе.

image002 image004 Detail of a piece of woollen fabric (textile)Человек-птица, выши­тый на: Белом покрове (фото 2), покро­вах Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 3) и Музея золота Лимы (фото 4)

Божеств-птиц, кото­рые вышиты на пред­став­лен­ных здесь покро­вах, я бы также отнесла к теме «Люди на суше». Они пока­заны не как боже­ства в ипо­стаси летя­щей птицы, а как люди, сто­я­щие на земле и име­ю­щие кры­лья птицы, кото­рые пере­даны как руко­твор­ные. Пер­со­нажи изоб­ра­жены фрон­тально. Боль­шин­ство из них стоят в позе боже­ства с жез­лами. О подоб­ных моти­вах уже шла речь ранее. На них вышит человек-птица (фото 2 – 4). Они выпол­нены по одному и тому же канону, кото­рый отли­чает «ветка с пло­дами» и стрелка во лбу пер­со­нажа. Оче­видно, что кры­лья у пер­со­нажа искус­ствен­ные. По мне­нию спе­ци­а­ли­стов, они пред­став­ляют собой накидку с при­креп­лен­ными к ней перьями.

image008Фото 5[2]. Покров. Раз­меры: длина 213,36 см, ширина 91,44 см. Стиль: Пара­кас, около 200 – 100 гг. до н.э. Тек­стиль­ный музей, Вашинг­тон, США[3]

image010Фото 6[4]. Уча­сток покрова с каймой

image012У пер­со­нажа покрова из Тек­стиль­ного музея Вашинг­тона (фото 5 – 7) кры­лья, похоже, имеют более жест­кую кон­струк­цию, нежели у людей-птиц с «пло­до­вой вет­кой». Они оста­ются рас­прав­лен­ными, несмотря на то, что у пер­со­нажа руки не раз­ве­дены в сто­роны, а при­жаты в груди. В них он, как и пер­со­наж с четырьмя жез­лами, дер­жит бес­те­лес­ную сущ­ность. Еще одна сущ­ность вышита у него сбоку, у начала роста ноги – там, где у пер­со­на­жей дру­гих покро­вов нахо­дится хвост.

image013 image015Фото 7[5]. Сни­мок участка каймы покрова в раз­ных ракурсах

Пер­со­наж изоб­ра­жен с мини­му­мом атри­бу­тов боже­ствен­но­сти. Из них мы видим, кроме бес­те­лес­ных сущ­но­стей, только кры­лья, маску, ленты из оре­хер. На голову пер­со­нажа надето нечто вроде короны – голов­ного убора, кото­рый прак­ти­че­ски не встре­ча­ется на тка­нях Пара­каса. Пер­со­наж имеет кор­пу­лент­ное тело­сло­же­ние, корот­кие ноги и застен­чи­вый вид. Он не про­из­во­дит впе­чат­ле­ния силь­ного боже­ства. Воз­можно, на этом покрове вышит один из обо­жеств­лен­ных пред­ков усоп­шего или он сам.

image017Фото 8. Покров. Раз­меры: 101×244,3 см. Мате­риал или тех­ника: чер­ная шер­стя­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния, выши­тая шер­стью. Цвета (мали­но­вый, розо­вый, синий, темно-зеленый, жел­тый и серо-зеленый) исполь­зу­ются в четы­рех раз­лич­ных ком­би­на­циях цвета в фигу­рах. Фон каймы золотисто-коричневый. Пара­кас, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, веро­ятно, фаза-1В, 50 – 100 гг. н.э. Южное побе­ре­жье Перу. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[6]

Гораздо более слож­ная ком­по­зи­ция пред­став­лена на мотиве с божеством-птицей покрова из Музея изящ­ных искусств Бостона (фото 8 – 10 и 12 – 17). Покров состоит из трех фраг­мен­тов (основ­ного поля, и двух кус­ков каймы). Вышивка на нем не была пол­но­стью закон­чена. Об этом гово­рят два только наме­чен­ных мотива с левого края на основ­ном поле и несколько частично выши­тых моти­вов из тех, кото­рые нахо­дятся на кайме (фото 9).

image019Фото 9. Уча­сток покрова с каймой

Бостон­ский музей по праву гор­дится этим арте­фак­том. Поэтому он решил поба­ло­вать нас целой серией его каче­ствен­ных сним­ков. Боль­шую часть из них я при­вожу здесь, поскольку не могу отка­зать ни себе, ни вам в удо­воль­ствии на них полю­бо­ваться. Покров не только явля­ется истин­ным сокро­ви­щем Пара­каса, но и имеет свою любо­пыт­ную историю.

image021Фото 10. Уча­сток основ­ного поля покрова

Покров вхо­дит в кол­лек­цию Ден­мана Уолдо Росса (Denman Waldo Ross), кото­рый пода­рил ее музею в 1916 г. По све­де­ниям из ката­лога музея, Росс при­об­рел арте­факт у самого Хулио Тельо между 27 декабря 1915 г. и 8 января 1916 г. Покров был рас­ко­пан Х. Тельо. Он был им «най­ден на клад­бище в трех или четы­рех милях к югу от Писко»[7].

image023Фото 11. Юбка. Раз­меры: юбки 50,8×289,8 см, завя­зок 8,8×101,5 см и 8,8×99 см. Мате­риал или тех­ника: основ­ное поле из шер­стя­ной ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния темно-зеленого цвета; кайма золотисто-коричневого цвета вышита сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками зеле­ного, мали­но­вого, голу­бого, белого и корич­не­вого цве­тов; косое пере­пле­те­ние; шов скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей (завязки). Пара­кас, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1B(?), 50 – 100 гг. н.э. Пара­кас, Южное побе­ре­жье Перу. Музей изящ­ных искусств, Бостон[8]

Таким же моти­вом рас­шита и кайма фал­де­льина и его завя­зок (фото 11). Он также отно­сится к кол­лек­ции Ден­мана Уолдо Росса. Видимо, этот фал­де­льин вхо­дил в то же фардо, что и покров.

image025Фото 12. Один из пер­со­на­жей с широ­ким лицом/маской

Пер­со­нажи покрова опи­сы­ва­ются в ката­логе музея как «ими­та­торы птиц со слож­ными кры­льями, накид­кой с бахро­мой, голов­ными убо­рами и зме­ями, кото­рые несут цере­мо­ни­аль­ные жезлы и тро­фей­ные головы». В слу­чае человека-птицы с «пло­до­вой вет­кой» я склонна согла­ситься с музей­ными спе­ци­а­ли­стами в том, что на нем надета тка­ная накидка, к кото­рой при­шиты перья. Его кры­лья при­бли­зи­тельно так и выгля­дят. Но на мотиве из Бостон­ского музея дизайн и сим­во­лика кры­льев гораздо слож­нее. Дума­ется, здесь они имеют при­мерно тот же рису­нок, что и кры­лья инди­ви­ду­аль­ных лета­тель­ных аппа­ра­тов богов во плоти, а не кры­лья реаль­ной птицы боль­ших раз­ме­ров, ска­жем, кон­дора. Жезлы в обеих руках и пря­мые змее­по­доб­ные сущ­но­сти, рас­хо­дя­щи­еся под углом вниз от талии пер­со­нажа, довер­шают абрис аппа­рата. Какой-то важ­ный эле­мент аппа­рата, по всей види­мо­сти, пере­дают довольно тол­стые ноги с очень боль­шими ступ­нями в виде пти­чьих лап, у кото­рых очень длин­ные пальцы и ногти.

image027Фото 13. Один из пер­со­на­жей с узким лицом/маской

Кры­лья четко делятся на внеш­нюю часть – «перья» и внут­рен­нюю часть, кото­рая не только отго­ро­жена от «махо­вых перьев» пря­мой линией, но и окра­шена в дру­гой, часто кон­траст­ный цвет. Кон­тур рук пер­со­нажа сверху и снизу повто­рен широ­кими лини­ями, цвет кото­рых отли­ча­ется от цвета рук. В резуль­тате созда­ется впе­чат­ле­ние, что руки нахо­дятся в углуб­ле­нии, спе­ци­ально для них пред­на­зна­чен­ном. На неко­то­рых вари­ан­тах мотива осо­бенно отчет­ливо видно, что пер­со­наж дер­жится за что-то вроде ремеш­ков или петель (фото 13).

image029Фото 14. Круп­ный план лица/маски пер­со­нажа с фото 13

Кажется, что лица пер­со­на­жей не закрыты мас­кой, а имеют риту­аль­ную рас­краску несколь­ких вари­ан­тов. Однако у боль­шин­ства пер­со­на­жей глаза изоб­ра­жены как про­рези в маске, за кото­рыми – только чер­нота. Форма глаз-прорезей не круг­лая, как обычно. Глаза изоб­ра­жены полу­за­кры­тыми, что гово­рит о том, что пер­со­нажи моти­вов – умер­шие люди. И только у одного из них (фото 13 и 14) глаза кажутся живыми. Их форма при­бли­жа­ется к кругу, поэтому белая обводка вос­при­ни­ма­ется как белок глаза, а чер­ный овал – как радуж­ная обо­лочка со зрач­ком. Но именно этот пер­со­наж более всего похож на мумию, потому что его лицо корич­не­вое и очень худое, с впа­лыми щеками. У пер­со­нажа есть сход­ство и с обе­зья­ной. Лица дру­гих пер­со­на­жей с таким же ова­лом, но с дру­гой рас­крас­кой выгля­дят не такими иссохшими.

image031Фото 15. Пер­со­наж с узким крас­ным лицом/маской

При­ме­ром может слу­жить пер­со­наж с крас­ным лицом и зна­ком пира­миды вокруг рта (фото 15). Его глаза изоб­ра­жены как про­рези у маски. Хотя он и не похож на мумию, но про­из­во­дит жут­кое впе­чат­ле­ние. У дру­гой поло­вины пер­со­на­жей лицо широ­кое, а под­бо­ро­док при­бли­жа­ется к квад­рат­ному (фото 12). Такой овал лица более харак­те­рен для маски.

image033Фото 16. Два пред­ста­ви­теля пер­со­на­жей с узким и широ­ким лицом/маской на кайме покрова

Два наи­бо­лее типич­ных пред­ста­ви­теля пер­со­на­жей с узким и широ­ким лицом/маской вышиты на кайме покрова (фото 16). Пред­по­ло­же­ний о том, кто эти пер­со­нажи и каковы их вза­и­мо­от­но­ше­ния, у меня даже не воз­ни­кает. Одеты они оди­на­ково и имеют одни и те же атри­буты, т.е. по сво­ему поло­же­нию пер­со­нажи равны. А поло­же­ние их, оче­видно, очень высоко. Об этом гово­рит, прежде всего, их голов­ной убор – глав­ный пока­за­тель ста­туса боже­ства и вла­сти­теля. Он про­сто огро­мен. Форма верх­ней его части нигде более не встре­ча­ется. Она как бы состоит из трех шаров, к кото­рым при­креп­лен сдво­ен­ный пара­кас­ский налоб­ник и две пары длин­ных рожек или стерж­ней. (Как еще их можно назвать, я не знаю. На перья они мало похожи.) В целом голов­ной убор напо­ми­нают восточ­ный тюр­бан. Лицо/маску пер­со­на­жей обрам­ляют ленты из оре­хер.

image035Фото 17. Один из пер­со­на­жей основ­ного поля покрова

Одеты пер­со­нажи, как и боль­шин­ство божеств Пара­каса, очень про­сто – в пончо с кры­лыш­ками и тапар­рабо с бахро­мой. На груди пер­со­на­жей изоб­ра­жены бес­те­лес­ные сущ­но­сти с круг­лыми головами/масками и рас­пу­щен­ными воло­сами, заче­сан­ными на один бок. Такие же сущ­но­сти вышиты на внут­рен­ней поверх­но­сти кры­льев. В левой руке пер­со­нажи дер­жат бес­те­лес­ную сущ­ность за волосы. Малень­кие головы/маски изоб­ра­жены у осно­ва­ния каж­дого махо­вого пера кры­льев. И хотя они явственно отде­лены от перьев пря­мой линией, вме­сте они состав­ляют змее­по­доб­ную сущ­ность. Змее­по­доб­ной сущ­но­стью закан­чи­ва­ется и поло­са­тый жезл, кото­рый пер­со­нажи дер­жат в пра­вой руке. Что пред­став­ляет собой жезл, нахо­дя­щийся в обла­сти левой руки пер­со­на­жей, кото­рой они дер­жат волосы бес­те­лес­ной сущ­но­сти, трудно ска­зать. Волосы имеют вид тол­стого крюка, кото­рым пер­со­нажи цеп­ля­ются за крыло. Именно с этим крю­ком и сопря­жен жезл. На его конце под­ве­шено что-то вроде рыбьего хво­сто­вого плавника.

image037Фото 18[9]. Покров. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Покров из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (фото 18 – 20) укра­шен моти­вом, выши­тым по такому же канону, что и мотив покрова из Музея изящ­ных искусств Бостона, и тоже имеет основ­ное поле чер­ного цвета. Но у его моти­вов и каймы фон крас­ный, а в цве­то­вой ком­по­зи­ции фигур много жел­того цвета. Поэтому покров полу­чился очень тор­же­ствен­ным и помпезным.

image039Фото 19[10]. Круп­ный план основ­ного поля покрова

На покрове, в отли­чие от преды­ду­щего, изоб­ра­жен один пер­со­наж, а вари­анты моти­вов раз­нятся в основ­ном только цве­то­вым решением.

image053Фото 19а[10а]. Уча­сток основ­ного поля покрова круп­ным планом

Пер­со­наж покрова про­из­во­дит впе­чат­ле­ние бабочки из-за длин­ных закру­чен­ных на кон­цах усов, вто­рая пара кото­рых явля­ется частью его кры­льев. Име­ются и дру­гие отли­чия. Так, у пер­со­нажа есть пти­чий хвост. Бес­те­лес­ные сущ­но­сти рас­по­ло­жены не на его кры­льях, а на щико­лот­ках, где обычно нахо­дятся нож­ные брас­леты. Перья на кры­льях изоб­ра­жены как змее­по­доб­ные сущ­но­сти с зуб­ча­тыми телами. Кры­лья еще менее напо­ми­нают пти­чьи и еще более похожи на искус­ствен­ные. В резуль­тате пер­со­наж выгля­дит так же, как и пер­со­наж мотива преды­ду­щего покрова, – чело­ве­ком в лета­тель­ном костюме.

image041Фото 20[11]. Вари­ант мотива основ­ного поля покрова

У пер­со­нажа маска/лицо удли­нен­ной формы с боль­шим лбом. Воз­можно, худож­ник изоб­ра­зил здесь чело­века с искус­ственно дефор­ми­ро­ван­ным чере­пом. Голов­ной убор пер­со­нажа более тра­ди­ци­о­нен для пара­кас­ских выши­вок и состоит из высо­кой шапки и сдво­ен­ного налоб­ника. Правда, маска/лицо верх­него налоб­ника изоб­ра­жена с оска­лен­ными зубами, что нельзя назы­вать типич­ным. К голов­ному убору при­креп­лены не четыре, а два «стержня», кото­рым здесь при­дана форма, напо­ми­на­ю­щая маг­нит или камер­тон. Ленты из оре­хер не обрам­ляют лицо/маску пер­со­нажа, а начи­на­ются у осно­ва­ния шеи. Они выпол­нены в виде змее­по­доб­ных сущ­но­стей. Такое место­по­ло­же­ние лент и их подача в каче­стве змее­по­доб­ных сущ­но­стей мне встре­ча­ются впервые.

Обра­щает на себя вни­ма­ние и необыч­ное пончо пер­со­нажа. В отли­чие от одно­тон­ных скром­ных пончо пер­со­на­жей дру­гих покро­вов, оно укра­шено пест­рым узо­ром, кото­рый состав­лен из раз­но­цвет­ных пря­мо­уголь­ни­ков, как бы над­ре­зан­ных снизу. А ведь, как известно, в цере­мо­ни­аль­ных ком­по­зи­циях не может быть ничего слу­чай­ного. Тогда, что же они могут значить?

image043Фото 21. Покров. Раз­меры: 134,6×255,3 см. Мате­риал или тех­ника: Шер­стя­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния с вышив­кой шер­стя­ными нит­ками сте­бель­ча­тым швом. Пара­кас, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1, 0 – 100 гг. н.э. Кол­лек­ция Ден­мана Уолдо Росса. Музей изящ­ных искусств, Бостон[12]

Вто­рой покров из Музея изящ­ных искусств Бостона (фото 21 – 23) выгля­дит невзрач­ным по срав­не­нию с двумя рос­кош­ными покро­вами, о кото­рых только что шла речь. На нем изоб­ра­жено очень стран­ное суще­ство, кото­рое на пер­вый взгляд напо­ми­нает мяг­кую игрушку с боль­шими гла­зами, опу­шен­ными длин­ными рес­ни­цами. Но если его вни­ма­тельно изу­чить, то можно прийти к выводу, что инфор­ма­ция, кото­рую несет дан­ный покров, не менее зна­чима, чем текст посла­ния покро­вов, где пока­заны пер­со­нажи в лет­ном снаряжении.

image045Фото 22. Уча­сток покрова с каймой

image047Пер­со­наж покрова, видимо, также сле­дует отне­сти к людям-птицам, хотя у него нет ни кры­льев, ни хво­ста. Боль­шую птицу, похо­жую на сову, пред­став­ляет собой голова пер­со­нажа, лицо/маска кото­рого зани­мает место ее туло­вища. На силуэт птицы похож также рису­нок вокруг глаз пер­со­нажа. Конечно, при взгляде на те вари­анты мотива основ­ного поля, где сова чер­ного цвета, а над ее гла­зами есть брови в виде тон­кой свет­лой линии (фото слева), созда­ется впе­чат­ле­ние, что на голову пер­со­нажа надет шлем лет­чика с очками.image049

А на кайме покрова есть вари­ант мотива, где и у самого пер­со­нажа на вполне чело­ве­че­ских глаза изоб­ра­жены очки (фото справа). Три неяс­ных пред­мета в виде рас­ши­ря­ю­щихся на конце раз­но­цвет­ных лент при­креп­лены к шлему в обла­сти уха. Чем явля­ется и что сим­во­ли­зи­рует пред­мет, похо­жий на неровно выре­зан­ный кусок ткани, кото­рый закреп­лен на плече пер­со­нажа, также непонятно.

image051Фото 23. Вари­ант мотива на основ­ном поле покрова

Очень любо­пытно изоб­ра­же­ние змее­по­доб­ной сущ­но­сти, кото­рая начи­на­ется у под­бо­родка пер­со­нажа, из чего можно заклю­чить, что она отно­сится к дыха­тель­ной системе. Но сущ­ность пока­зана плос­кой, хотя и с тон­ким кана­лом внутри. При этом она имеет вид лома­ной линии, состав­лен­ной из пря­мых отрез­ков, кото­рые подвижно соеди­нены между собой с помо­щью кре­пеж­ных дета­лей. Их головки изоб­ра­жены как головы бес­те­лес­ных сущ­но­стей. Закан­чи­ва­ется змее­по­доб­ная сущ­ность головой/маской с широко откры­тым ртом, кото­рая напо­ми­нает патрон для элек­три­че­ской лампы.

Если трак­то­вать змее­по­доб­ную сущ­ность как осве­ти­тель­ный при­бор или шланг дыха­тель­ной системы, а слез­ный эле­мент не как птиц, а как двой­ную рыбу Пара­каса, то нужно, веро­ятно, счи­тать, что на мотиве вышит чело­век в под­вод­ном сна­ря­же­нии. Но как тогда быть с голо­вой пер­со­нажа? Ведь она явно изоб­ра­жена как птица. Но не стоит забы­вать, что в анд­ском искус­стве один и тот же образ часто имел несколько зна­че­ний. Поэтому сим­во­лика мотива может одно­вре­менно пред­став­лять как вод­ную, так и воз­душ­ную сти­хии, и гово­рить о том, что боже­ство отно­сится к ним обеим.

В одной руке пер­со­наж дер­жит то, что при­нято счи­тать вее­ром, а в дру­гой – посох или жезл. На верх­ний конец жезла поме­щена очень любо­пыт­ная фигура, кото­рая не встре­ча­ется более ни на одном мотиве. На пер­вый взгляд она кажется бес­фор­мен­ной зако­рюч­кой. Но если при­гля­деться, то можно уви­деть четыре конеч­но­сти (одной из них она как бы при­вет­ствует нас), длин­ный хвост и лицо/маску с глаз­ками и ротиком.

Про­дол­же­ние: с. 34

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 | 26 | 2728 | 29303132 | 33 | 34 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>