Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН, Караль: 5. Каралинцы, окончание
5.4. Реконструкция внешнего облика
Фото 1[i]. Бюсты каралинцев с вариантами причесок
Перуанские ученые утверждают, что изучение лепных фигурок позволило им получить сведения о том, как одевались каралинцы и какие головные уборы и прически они носили в соответствии с их полом, возрастом и социальным положением. Эти данные явились также одной из основ их теории о социальном устройстве цивилизации Караль–Супе[ii].
На базе полученных данных были изготовлены три бюста – два женских и один мужской, а также три фигуры в полный рост. Не исключаю, что для выставок были сделаны также их копии.
Фото 3. Мужская прическа жителя Караля[iii]. Фото 4[iv]. Реконструированный по черепу скульптурный портрет реального каралинца
Прототипом для бюста юноши, принадлежавшего к элите общества (фото 3), стали, по всей видимости, глиняные фигурки, показанные на фото 5 и 6, и схожие с ними. По фигуркам ученые заключили, что молодые мужчины из знати носили длинные волосы, разобранные на пряди, и выстригали прямую челку.
Фото 5[v]и 6[vi]. Глиняные фигурки, взятые за образец при создании бюста знатного юноши
Вопреки ожиданиям у юноши мало сходства как с персонажами из глины, которые отличаются широким лицом с тонкими чертами и маленьким прямым носом, так и с реконструированным портретом реального каралинца (фото 4), обладающего большим носом и крупным ртом с мясистыми губами.
Фото 7[vii] и 8[viii]. Прическа юной девушки и ее прототипы
Женщины Караля, по мнению ученых, носили сложные прически. Прическа девушки, показанной на фото 7, выглядит как довольно короткая стрижка. В то же время волосы матроны (фото 9 и 10), руководящей ткачихами (инсталляция «Ткацкая мастерская»), действительно уложены в сложную прическу. Они разделены на прямой пробор, часть их собрана в пучок на затылке, другая – заплетена в длинную косу. Кроме того, лицо женщины обрамляют две пряди, остриженные немного ниже края уха.
Фото 9[ix] и 10[x]. Прическа матроны
Перуанские ученые считают, что женщины покрывали головы маленькими ткаными накидками. Бюст с такой накидкой есть на дальнем плане фото 1. Кроме того, женщины в накидках изображены на инсталляции, которая показана на фото 22. Волосы женщин на инсталляции, посвященной ткачеству (фото 10), закрыты плетеной сеткой. Сеткой обернут и пучок их руководительницы – матроны с корзинкой непряденого хлопка.
Фото 11[xi]. Рут Шайди демонстрирует журналистам фигурку, которая послужила образцом для фигуры каралинца
В полный рост была сделана фигура мужчины, лицом более всех похожего на портрет принесенного в жертву каралинца. Его прическа, головной убор в виде широкой тканой ленты и одежда, состоящая из набедренной повязки, взяты с глиняной статуэтки, которую держит в руках Рут Шайди на фото 11. Сама фигура мужчины стоит с ней рядом. Ее можно видеть также на фото 12 и 14.
Фото 12[xii] и 13[xiii]. Мужская фигура и ее прототип
На выставках эта мужская фигура является частью инсталляции, посвященной строительным технологиям Караля (фото 14).
Фото 14[xiv]. Инсталляция, посвященная строительным технологиям Караля
Надпись на помосте с фигурой гласит: «Архитектор – инженер, руководящий строительством здания Большой пирамиды Священного города Караля». Правда, копию кулона из раковины со спиралевидным узором (фото слева), которая украшает каралинца вне контекста (фото 12), на данной инсталляции на него не надевают, поскольку, видимо, такой кулон ему не положен по статусу.
Фото 15[xv] и 16[xvi]. Фигура жреца-властителя и ее прототип
Вторая фигура изображает, по всей видимости, жреца-властителя (фото 15). О его статусе говорят посох с «глазом бога», ожерелье из перьев и серьги, а также то, что он одет в тунику. Образцом для прически жреца-властителя послужила отчасти прическа фигурки, заснятой на фото 16.
Фото 17[xvii]. Фрагмент инсталляции, посвященной ткачеству
Третья фигура, о прическе которой шла речь ранее, показывает женщину, которая также имеет высокий статус (фото 17) – она руководит ткацкой мастерской. О высоком социальном положении говорят ее горделивый вид, прическа и ожерелье из раковин. Одета она, как и другие ткачихи, в длинную тунику. Правда, меня смущает слишком большая ее ширина, не характерная для андской одежды.
Фото 18. Экспонаты Музея общины Вегеты (Végueta)[xviii]
В руках у матроны – корзинка, которая сплетена по образцу реальной корзины, обнаруженной при раскопках (фото 19). А ее шею украшает изготовленное в наши дни ожерелье из раковин морского моллюска Oliva peruviana. Похожие ожерелья также были раскопаны археологами.
Фото 19 и 20. Текстильные находки Караля[xix]
При создании одежды фигур ученые опирались не только на костюмы глиняных статуэток, но и остатки реального текстиля. Один из тканых фрагментов был даже идентифицирован как женская одежда (фото 20). Обувь также сделана по образцу археологической находки. На фото 19 показана древняя сандалия, верх которой изготовлен из хлопковых веревок, а низ, скорее всего, – из кожи верблюдового.
Фото 21[xx]. Властители и строители Караля
Таким образом, на основе выставочных материалов можно заключить, каковы на сегодняшний день представления перуанских ученых о костюмах каралинцев. Они полагают, что основной их одеждой была набедренная повязка. Только мужчины, обладающие самым высоким статусом, носили тунику. Мужские туники имели среднюю длину. Женщины одевались в длинные туники. Как у женских, так и мужских туник рукавов не было. Щель горловины у них располагалась горизонтально.
Фото 22[xxi]. Группа элиты Караля. Фото 23[xxii]. Строители: «архитектор-инженер» – объемная фигура; руководитель стройки – фигура, нарисованная на среднем плане слева; рабочие
Основным головным убором статусного мужчины была тканая повязка. Мужчины из простонародья ходили с непокрытой головой. Женщины всех сословий носили маленькие тканые головные накидки. Обувью служили сандалии, верх которых был сплетен из хлопковых нитей, а подошва сделана из кожи верблюдового (судя по остаткам сандалии на фото 19). Они также были положены только самым знатным каралинцам. Простые люди и даже те, которые, к примеру, были «инженерами-архитекторами» на строительстве, обуви не имели.
Реконструкцию внешнего облика каралинцев я бы не назвала строго научной.
Фото 24[xxiii]. Фигурки из необожженной глины
Действительно, весьма примитивные на первый взгляд фигурки из глины, если внимательно присмотреться к ним, дают довольно много сведений о каралинцах. Так, очевидно, что статуэтка, крайняя слева (прототип знатного юноши на фото 3), изображает плечистого воина с широким лицом, глазами-щелочками, маленьким прямым носом и крохотным ртом. Его лицо сурово и решительно, и он внимательно вглядывается в даль, как и полагается воину. Впрочем, лицо у персонажа слишком широкое, а главное – плоское, поэтому, я думаю, что воин изображен в маске – боевой или погребальной. В пользу этого предположения говорят и щелки вместо глаз и рта, которые у более поздних культур делались в маске мумии, поскольку считалось, что погребенный человек умер не полностью и он должен иметь возможность дышать и видеть, что происходит в мире сейчас. Я вижу в этой фигурке воина, однако перуанские ученые утверждают, что каралинцы жили мирно и ни с кем не воевали. Следует ли из этого, что у них не было воинов? Но как бы то ни было, несомненно, что на голове у персонажа не волосы с прямой челкой, как считают перуанские ученые, а головной убор в виде шлема, поскольку он имеет прямоугольные контуры в области темени.
Еще более плечистая фигурка, крайняя справа, показывает жреца-властителя. Он носит длинную тунику (а не средней длины, как у выставочной фигуры), массивное ожерелье из пластин и широкий браслет, который может быть одним из пары наручей. Вполне возможно, что его широкое лицо, которое плохо сохранилось, также является на самом деле маской.
По сравнению с соседними персонажами худенькая фигурка с короткой стрижкой на фото 24 представляется детской.
У большинства самых известных глиняных фигурок лица выполнены в той же манере, что и у фигурки воина. Это заставляет предположить, что их настоящие лица также закрыты погребальными масками. Маски имеют один тип лица с тонкими и мелкими чертами, которые принято считать в Старом Свете аристократическими. По логике вещей маски имеют те черты лица, которые были у элиты каралинцев или у тех людей, на которых она стремилась походить – на богов и обожествленных предков. Однако по понятным причинам ученые при воссоздании облика каралинцев предпочли опираться отчасти на портретную реконструкцию черепа, найденного в Главной пирамиде, а в большей мере – на типажи современных коренных жителей.
Фото 25[xxiv]. Фигура жреца-властителя (2012)
В то же время я нахожу некоторое сходство между лицом фигуры жреца-властителя (фото 25) и погребальной маской, обнаруженной в 2010 г. в Здании хранилищ (Edificio de los Depósitos) Вичамы (Vichama) – прибрежного поселения, входящего в археологическую зону культуры Караль–Супе (фото 26 и 27).
Фото 26[xxv] и 27[xxvi]. Погребальная маска, найденная в Вичаме, и ее современная реплика из Музея общины Вегеты, расположенного в одноименной деревне рядом с археологическим сайтом Вичамы
Между тем, при создании образов каралинцев перуанские ученые оставили без внимания две глиняные фигурки, названные жрицей и ее помощником (фото 28 и 29), которые были раскопаны в Мирайе в 2006 г. Это объясняется, возможно, тем, что фигурки резко отличаются от типичных для Караля статуэток и, как мне кажется, относятся к значительно более позднему периоду этой культуры или к начальному этапу другой культуры.
Большая часть статуэток Караля и Мирайи сделана достаточно примитивно и не покрыта росписью. Фигурки жрицы и ее помощника расписаны и, кроме того, выполнены гораздо более искусно. Если фигурки Караля вылеплены стоящими или, реже, сидящими со скрещенными ногами, то раскрашенные фигурки показаны сидящими с подтянутыми к груди коленями. При этом туника женщины покрывает ноги. Данная поза с таким положением туники стала характерна для скульптурных изображений Наски и, на мой взгляд, она соответствует позе мумии. Думается, оба персонажа представляют обожествленных прародителей каралинцев.
Фото 28[xxvii]. Женская фигурка
Детали фигурок тщательно проработаны, что позволяет оценить внешность каралинцев, их костюм и сделать заключение о высоком статусе персонажей. Роспись лучше сохранилась на женской фигурке. У нее черные брови, обведенные белой краской не полностью открытые глаза и приоткрытый красный рот. Волосы у женщины черные, прямые и длинные. Они падают ей на плечи и грудь, спускаясь ниже талии. Похоже, что под волосами голову охватывает красная лента, часть которой видна на лбу. Шею женщины украшает ожерелье из пластинок, скорее всего, сделанных из раковин. Спереди на ее красной тунике выткана широкая узорная полоса в серебристых тонах с тонкими черными линиями по бокам. Эти особенности туники – главный аргумент в пользу того, что фигурка относится к более поздней, нежели Караль, культуре. Ведь в Карале крашение и ткачество находились на зачаточном уровне. Однако текстильных находок слишком мало для того, чтобы судить об этом с уверенностью. Возможно, хотя и маловероятно, что знатных жителей Караля вовсе не сжигали, как предполагают некоторые исследователи, а хоронили в роскошных изузоренных одеждах на особых землях, таких, например, как полуостров Паракас.
Фото 29[xxviii]. Мужская статуэтка
У мужской фигурки краска сохранилась только на голове, причем частично. Поэтому о его одежде сказать ничего нельзя. Он так же, как и женщина, носит ожерелье, но составленное из более крупных пластин. Возможно также, что это – пектораль. На его голове – цветная повязка или тюрбан, а в ушах, по всей видимости, – орехеры. Глаза мужчины круглые, широко открытые, что вызывает ассоциации с образом сера окулядо (глазастого существа) – божества Паракаса. Правда, они имеют некоторую особенность, присущую только данному персонажу. Их зрачки уведены в крайнее левое положение. При этом создается впечатление, что персонаж с испугом на кого-то косится.
Иконография этих двух фигурок гораздо ближе к образцам последующих культур, нежели у остальных, а внешний вид персонажей, включая их одежду и украшения, находится в рамках образов, характерных для культур Андского мира, существовавших на территории Перу и Боливии. И эта непрерывность традиции, идущей из такой древности, не может не поражать.
| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | xv | xvi | xvii | 3 |
[ii] La Organizaciόn Social y Política: Diferenciaciόn Social, Estratos Jerarquizados y Autoridades (http://www.caralperu.gob.pe/caralperu/civilizacion/civilizacionfiguras.html).
[v] http://1.bp.blogspot.com/_2kWdwSYKoVc/TLnUm48i9OI/AAAAAAAAAMA/LxvYAt7CRdM/s320/Caral%2Beditada%2BEl%2BComercio.JPG