5.4. Реконструкция внешнего облика

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

image004Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН, Караль: 5. Кара­линцы, окон­ча­ние

5.4. Рекон­струк­ция внеш­него облика

image001Фото 1[i]. Бюсты кара­лин­цев с вари­ан­тами причесок

Перу­ан­ские уче­ные утвер­ждают, что изу­че­ние леп­ных фигу­рок поз­во­лило им полу­чить све­де­ния о том, как оде­ва­лись кара­линцы и какие голов­ные уборы и при­чески они носили в соот­вет­ствии с их полом, воз­рас­том и соци­аль­ным поло­же­нием. Эти дан­ные яви­лись также одной из основ их тео­рии о соци­аль­ном устрой­стве циви­ли­за­ции Караль–Супе[ii].

На базе полу­чен­ных дан­ных были изго­тов­лены три бюста – два жен­ских и один муж­ской, а также три фигуры в пол­ный рост. Не исклю­чаю, что для выста­вок были сде­ланы также их копии.

image002 image004Фото 3. Муж­ская при­ческа жителя Караля[iii]. Фото 4[iv]. Рекон­стру­и­ро­ван­ный по черепу скульп­тур­ный порт­рет реаль­ного каралинца

Про­то­ти­пом для бюста юноши, при­над­ле­жав­шего к элите обще­ства (фото 3), стали, по всей види­мо­сти, гли­ня­ные фигурки, пока­зан­ные на фото 5 и 6, и схо­жие с ними. По фигур­кам уче­ные заклю­чили, что моло­дые муж­чины из знати носили длин­ные волосы, разо­бран­ные на пряди, и выстри­гали пря­мую челку.

image006 image008Фото 5[v]и 6[vi]. Гли­ня­ные фигурки, взя­тые за обра­зец при созда­нии бюста знат­ного юноши

Вопреки ожи­да­ниям у юноши мало сход­ства как с пер­со­на­жами из глины, кото­рые отли­ча­ются широ­ким лицом с тон­кими чер­тами и малень­ким пря­мым носом, так и с рекон­стру­и­ро­ван­ным порт­ре­том реаль­ного кара­линца (фото 4), обла­да­ю­щего боль­шим носом и круп­ным ртом с мяси­стыми губами.

image010                        image012Фото 7[vii] и 8[viii]. При­ческа юной девушки и ее прототипы

Жен­щины Караля, по мне­нию уче­ных, носили слож­ные при­чески. При­ческа девушки, пока­зан­ной на фото 7, выгля­дит как довольно корот­кая стрижка. В то же время волосы мат­роны (фото 9 и 10), руко­во­дя­щей тка­чи­хами (инстал­ля­ция «Ткац­кая мастер­ская»), дей­стви­тельно уло­жены в слож­ную при­ческу. Они раз­де­лены на пря­мой про­бор, часть их собрана в пучок на затылке, дру­гая – запле­тена в длин­ную косу. Кроме того, лицо жен­щины обрам­ляют две пряди, остри­жен­ные немного ниже края уха.

image014 image016Фото 9[ix] и 10[x]. При­ческа матроны

Перу­ан­ские уче­ные счи­тают, что жен­щины покры­вали головы малень­кими тка­ными накид­ками. Бюст с такой накид­кой есть на даль­нем плане фото 1. Кроме того, жен­щины в накид­ках изоб­ра­жены на инстал­ля­ции, кото­рая пока­зана на фото 22. Волосы жен­щин на инстал­ля­ции, посвя­щен­ной тка­че­ству (фото 10), закрыты пле­те­ной сет­кой. Сет­кой обер­нут и пучок их руко­во­ди­тель­ницы – мат­роны с кор­зин­кой непря­де­ного хлопка.

image018Фото 11[xi]. Рут Шайди демон­стри­рует жур­на­ли­стам фигурку, кото­рая послу­жила образ­цом для фигуры каралинца

В пол­ный рост была сде­лана фигура муж­чины, лицом более всех похо­жего на порт­рет при­не­сен­ного в жертву кара­линца. Его при­ческа, голов­ной убор в виде широ­кой тка­ной ленты и одежда, состо­я­щая из набед­рен­ной повязки, взяты с гли­ня­ной ста­ту­этки, кото­рую дер­жит в руках Рут Шайди на фото 11. Сама фигура муж­чины стоит с ней рядом. Ее можно видеть также на фото 12 и 14.

image019 image021Фото 12[xii] и 13[xiii]. Муж­ская фигура и ее прототип

На выстав­ках эта муж­ская фигура явля­ется частью инстал­ля­ции, посвя­щен­ной стро­и­тель­ным тех­но­ло­гиям Караля (фото 14).

image023Фото 14[xiv]. Инстал­ля­ция, посвя­щен­ная стро­и­тель­ным тех­но­ло­гиям Караля

image025Над­пись на помо­сте с фигу­рой гла­сит: «Архи­тек­тор – инже­нер, руко­во­дя­щий стро­и­тель­ством зда­ния Боль­шой пира­миды Свя­щен­ного города Караля». Правда, копию кулона из рако­вины со спи­ра­ле­вид­ным узо­ром (фото слева), кото­рая укра­шает кара­линца вне кон­тек­ста (фото 12), на дан­ной инстал­ля­ции на него не наде­вают, поскольку, видимо, такой кулон ему не поло­жен по статусу.

image027 image029Фото 15[xv] и 16[xvi]. Фигура жреца-властителя и ее прототип

Вто­рая фигура изоб­ра­жает, по всей види­мо­сти, жреца-властителя (фото 15). О его ста­тусе гово­рят посох с «гла­зом бога», оже­ре­лье из перьев и серьги, а также то, что он одет в тунику. Образ­цом для при­чески жреца-властителя послу­жила отча­сти при­ческа фигурки, засня­той на фото 16.

image031Фото 17[xvii]. Фраг­мент инстал­ля­ции, посвя­щен­ной ткачеству

Тре­тья фигура, о при­ческе кото­рой шла речь ранее, пока­зы­вает жен­щину, кото­рая также имеет высо­кий ста­тус (фото 17) – она руко­во­дит ткац­кой мастер­ской. О высо­ком соци­аль­ном поло­же­нии гово­рят ее гор­де­ли­вый вид, при­ческа и оже­ре­лье из рако­вин. Одета она, как и дру­гие тка­чихи, в длин­ную тунику. Правда, меня сму­щает слиш­ком боль­шая ее ширина, не харак­тер­ная для анд­ской одежды.

image033Фото 18. Экс­по­наты Музея общины Вегеты (Végueta)[xviii]

В руках у мат­роны – кор­зинка, кото­рая спле­тена по образцу реаль­ной кор­зины, обна­ру­жен­ной при рас­коп­ках (фото 19). А ее шею укра­шает изго­тов­лен­ное в наши дни оже­ре­лье из рако­вин мор­ского мол­люска Oliva peruviana. Похо­жие оже­ре­лья также были рас­ко­паны археологами.

image035 image036Фото 19 и 20. Тек­стиль­ные находки Караля[xix]

При созда­нии одежды фигур уче­ные опи­ра­лись не только на костюмы гли­ня­ных ста­ту­эток, но и остатки реаль­ного тек­стиля. Один из тка­ных фраг­мен­тов был даже иден­ти­фи­ци­ро­ван как жен­ская одежда (фото 20). Обувь также сде­лана по образцу архео­ло­ги­че­ской находки. На фото 19 пока­зана древ­няя сан­да­лия, верх кото­рой изго­тов­лен из хлоп­ко­вых вере­вок, а низ, ско­рее всего, – из кожи верблюдового.

image038Фото 21[xx]. Вла­сти­тели и стро­и­тели Караля

Таким обра­зом, на основе выста­воч­ных мате­ри­а­лов можно заклю­чить, каковы на сего­дняш­ний день пред­став­ле­ния перу­ан­ских уче­ных о костю­мах кара­лин­цев. Они пола­гают, что основ­ной их одеж­дой была набед­рен­ная повязка. Только муж­чины, обла­да­ю­щие самым высо­ким ста­ту­сом, носили тунику. Муж­ские туники имели сред­нюю длину. Жен­щины оде­ва­лись в длин­ные туники. Как у жен­ских, так и муж­ских туник рука­вов не было. Щель гор­ло­вины у них рас­по­ла­га­лась горизонтально.

image040 image042Фото 22[xxi]. Группа элиты Караля. Фото 23[xxii]. Стро­и­тели: «архитектор-инженер» – объ­ем­ная фигура; руко­во­ди­тель стройки – фигура, нари­со­ван­ная на сред­нем плане слева; рабочие

Основ­ным голов­ным убо­ром ста­тус­ного муж­чины была тка­ная повязка. Муж­чины из про­сто­на­ро­дья ходили с непо­кры­той голо­вой. Жен­щины всех сосло­вий носили малень­кие тка­ные голов­ные накидки. Обу­вью слу­жили сан­да­лии, верх кото­рых был спле­тен из хлоп­ко­вых нитей, а подошва сде­лана из кожи вер­блю­до­вого (судя по остат­кам сан­да­лии на фото 19). Они также были поло­жены только самым знат­ным кара­лин­цам. Про­стые люди и даже те, кото­рые, к при­меру, были «инженерами-архитекторами» на стро­и­тель­стве, обуви не имели.

image044Рекон­струк­цию внеш­него облика кара­лин­цев я бы не назвала строго научной.

image046Фото 24[xxiii]. Фигурки из необо­жжен­ной глины

Дей­стви­тельно, весьма при­ми­тив­ные на пер­вый взгляд фигурки из глины, если вни­ма­тельно при­смот­реться к ним, дают довольно много све­де­ний о кара­лин­цах. Так, оче­видно, что ста­ту­этка, край­няя слева (про­то­тип знат­ного юноши на фото 3), изоб­ра­жает пле­чи­стого воина с широ­ким лицом, глазами-щелочками, малень­ким пря­мым носом и кро­хот­ным ртом. Его лицо сурово и реши­тельно, и он вни­ма­тельно вгля­ды­ва­ется в даль, как и пола­га­ется воину. Впро­чем, лицо у пер­со­нажа слиш­ком широ­кое, а глав­ное – плос­кое, поэтому, я думаю, что воин изоб­ра­жен в маске – бое­вой или погре­баль­ной. В пользу этого пред­по­ло­же­ния гово­рят и щелки вме­сто глаз и рта, кото­рые у более позд­них куль­тур дела­лись в маске мумии, поскольку счи­та­лось, что погре­бен­ный чело­век умер не пол­но­стью и он дол­жен иметь воз­мож­ность дышать и видеть, что про­ис­хо­дит в мире сей­час. Я вижу в этой фигурке воина, однако перу­ан­ские уче­ные утвер­ждают, что кара­линцы жили мирно и ни с кем не вое­вали. Сле­дует ли из этого, что у них не было вои­нов? Но как бы то ни было, несо­мненно, что на голове у пер­со­нажа не волосы с пря­мой чел­кой, как счи­тают перу­ан­ские уче­ные, а голов­ной убор в виде шлема, поскольку он имеет пря­мо­уголь­ные кон­туры в обла­сти темени.

Еще более пле­чи­стая фигурка, край­няя справа, пока­зы­вает жреца-властителя. Он носит длин­ную тунику (а не сред­ней длины, как у выста­воч­ной фигуры), мас­сив­ное оже­ре­лье из пла­стин и широ­кий брас­лет, кото­рый может быть одним из пары нару­чей. Вполне воз­можно, что его широ­кое лицо, кото­рое плохо сохра­ни­лось, также явля­ется на самом деле маской.

По срав­не­нию с сосед­ними пер­со­на­жами худень­кая фигурка с корот­кой стриж­кой на фото 24 пред­став­ля­ется детской.

У боль­шин­ства самых извест­ных гли­ня­ных фигу­рок лица выпол­нены в той же манере, что и у фигурки воина. Это застав­ляет пред­по­ло­жить, что их насто­я­щие лица также закрыты погре­баль­ными мас­ками. Маски имеют один тип лица с тон­кими и мел­кими чер­тами, кото­рые при­нято счи­тать в Ста­ром Свете ари­сто­кра­ти­че­скими. По логике вещей маски имеют те черты лица, кото­рые были у элиты кара­лин­цев или у тех людей, на кото­рых она стре­ми­лась похо­дить – на богов и обо­жеств­лен­ных пред­ков. Однако по понят­ным при­чи­нам уче­ные при вос­со­зда­нии облика кара­лин­цев пред­по­чли опи­раться отча­сти на порт­рет­ную рекон­струк­цию черепа, най­ден­ного в Глав­ной пира­миде, а в боль­шей мере – на типажи совре­мен­ных корен­ных жителей.

image048Фото 25[xxiv]. Фигура жреца-властителя (2012)

В то же время я нахожу неко­то­рое сход­ство между лицом фигуры жреца-властителя (фото 25) и погре­баль­ной мас­кой, обна­ру­жен­ной в 2010 г. в Зда­нии хра­ни­лищ (Edificio de los Depósitos) Вичамы (Vichama) – при­бреж­ного посе­ле­ния, вхо­дя­щего в архео­ло­ги­че­скую зону куль­туры Караль–Супе (фото 26 и 27).

image050 image052Фото 26[xxv] и 27[xxvi]. Погре­баль­ная маска, най­ден­ная в Вичаме, и ее совре­мен­ная реплика из Музея общины Вегеты, рас­по­ло­жен­ного в одно­имен­ной деревне рядом с архео­ло­ги­че­ским сай­том Вичамы

Между тем, при созда­нии обра­зов кара­лин­цев перу­ан­ские уче­ные оста­вили без вни­ма­ния две гли­ня­ные фигурки, назван­ные жри­цей и ее помощ­ни­ком (фото 28 и 29), кото­рые были рас­ко­паны в Мирайе в 2006 г. Это объ­яс­ня­ется, воз­можно, тем, что фигурки резко отли­ча­ются от типич­ных для Караля ста­ту­эток и, как мне кажется, отно­сятся к зна­чи­тельно более позд­нему пери­оду этой куль­туры или к началь­ному этапу дру­гой культуры.

Боль­шая часть ста­ту­эток Караля и Мирайи сде­лана доста­точно при­ми­тивно и не покрыта рос­пи­сью. Фигурки жрицы и ее помощ­ника рас­пи­саны и, кроме того, выпол­нены гораздо более искусно. Если фигурки Караля вылеп­лены сто­я­щими или, реже, сидя­щими со скре­щен­ными ногами, то рас­кра­шен­ные фигурки пока­заны сидя­щими с под­тя­ну­тыми к груди коле­нями. При этом туника жен­щины покры­вает ноги. Дан­ная поза с таким поло­же­нием туники стала харак­терна для скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний Наски и, на мой взгляд, она соот­вет­ствует позе мумии. Дума­ется, оба пер­со­нажа пред­став­ляют обо­жеств­лен­ных пра­ро­ди­те­лей каралинцев.

image054Фото 28[xxvii]. Жен­ская фигурка

Детали фигу­рок тща­тельно про­ра­бо­таны, что поз­во­ляет оце­нить внеш­ность кара­лин­цев, их костюм и сде­лать заклю­че­ние о высо­ком ста­тусе пер­со­на­жей. Рос­пись лучше сохра­ни­лась на жен­ской фигурке. У нее чер­ные брови, обве­ден­ные белой крас­кой не пол­но­стью откры­тые глаза и при­от­кры­тый крас­ный рот. Волосы у жен­щины чер­ные, пря­мые и длин­ные. Они падают ей на плечи и грудь, спус­ка­ясь ниже талии. Похоже, что под воло­сами голову охва­ты­вает крас­ная лента, часть кото­рой видна на лбу. Шею жен­щины укра­шает оже­ре­лье из пла­сти­нок, ско­рее всего, сде­лан­ных из рако­вин. Спе­реди на ее крас­ной тунике выткана широ­кая узор­ная полоса в сереб­ри­стых тонах с тон­кими чер­ными лини­ями по бокам. Эти осо­бен­но­сти туники – глав­ный аргу­мент в пользу того, что фигурка отно­сится к более позд­ней, нежели Караль, куль­туре. Ведь в Карале кра­ше­ние и тка­че­ство нахо­ди­лись на зача­точ­ном уровне. Однако тек­стиль­ных нахо­док слиш­ком мало для того, чтобы судить об этом с уве­рен­но­стью. Воз­можно, хотя и мало­ве­ро­ятно, что знат­ных жите­лей Караля вовсе не сжи­гали, как пред­по­ла­гают неко­то­рые иссле­до­ва­тели, а хоро­нили в рос­кош­ных изу­з­о­рен­ных одеж­дах на осо­бых зем­лях, таких, напри­мер, как полу­ост­ров Паракас.

image056Фото 29[xxviii]. Муж­ская статуэтка

У муж­ской фигурки краска сохра­ни­лась только на голове, при­чем частично. Поэтому о его одежде ска­зать ничего нельзя. Он так же, как и жен­щина, носит оже­ре­лье, но состав­лен­ное из более круп­ных пла­стин. Воз­можно также, что это – пек­то­раль. На его голове – цвет­ная повязка или тюр­бан, а в ушах, по всей види­мо­сти, – оре­херы. Глаза муж­чины круг­лые, широко откры­тые, что вызы­вает ассо­ци­а­ции с обра­зом сера окулядо (гла­за­стого суще­ства) – боже­ства Пара­каса. Правда, они имеют неко­то­рую осо­бен­ность, при­су­щую только дан­ному пер­со­нажу. Их зрачки уве­дены в край­нее левое поло­же­ние. При этом созда­ется впе­чат­ле­ние, что пер­со­наж с испу­гом на кого-то косится.

Ико­но­гра­фия этих двух фигу­рок гораздо ближе к образ­цам после­ду­ю­щих куль­тур, нежели у осталь­ных, а внеш­ний вид пер­со­на­жей, вклю­чая их одежду и укра­ше­ния, нахо­дится в рам­ках обра­зов, харак­тер­ных для куль­тур Анд­ского мира, суще­ство­вав­ших на тер­ри­то­рии Перу и Боли­вии. И эта непре­рыв­ность тра­ди­ции, иду­щей из такой древ­но­сти, не может не поражать.

| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | xv | xvi | xvii | 3 |


[ii] La Organizaciόn Social y Política: Diferenciaciόn Social, Estratos Jerarquizados y Autoridades (http://www.caralperu.gob.pe/caralperu/civilizacion/civilizacionfiguras.html).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>