1.2.4.2. Свидетельства «рисунков лет» Кодекса Теллериано-Ременсис, продолжение

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
, продолжение

image001image057Цар­ство­ва­ние Мон­те­сумы II (1502 – 1520)

image001Фото 1[i]. Запись о собы­тиях 1502 и 1503 гг. Лист 41r, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис. (Codex Telleriano-Remensis). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Mexicain 385. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Объем: 50 листов. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 21×30 см. Время и место созда­ния: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж

Запись о смерти Ауиц­отля в 1502 г. и при­ходе к вла­сти в этом же году Мон­те­сумы II (1466⁄1467 – 29 июня 1520 г.) появ­ля­ется на листе 41r (фото 1) анна­лов Кодекса Теллериано-Ременсис. Имя импе­ра­тора про­из­но­сится также как Моте­ку­сома и озна­чает «Гнев­ный пра­ви­тель». Мон­те­сума II был послед­ним доис­пан­ским импе­ра­то­ром. Его цар­ство­ва­ние отме­чено вели­ким голо­дом, сти­хий­ными бед­стви­ями и дру­гими страш­ными пред­зна­ме­но­ва­ни­ями конца света, среди кото­рых – сол­неч­ное затме­ние и появ­ле­ние кометы.

Смене вла­сти в Ацтек­ской импе­рии посвя­щена левая поло­вина листа 41r. На ней также изоб­ра­жена фигура «плен­ного врага на камен­ной плат­форме», свя­зан­ная линией с гли­фом города, под­пи­сан­ного «tequantepec». Согласно ком­мен­та­рию, это озна­чает, что в 1502 г. были «при­ве­дены для жерт­во­при­но­ше­ния на камен­ном алтаре плен­ники из Теку­ан­те­пека». По всей веро­ят­но­сти, они были захва­чены во время послед­ней, самой зна­чи­тель­ной воен­ной кам­па­нии Ауиц­отля (около 1500 г.), кото­рая была свя­зана с югом, с пере­шей­ком Теуан­те­пе­ком. Жерт­во­при­но­ше­ние, видимо, пред­ше­ство­вало смерти Ауиц­отля и избра­нию Мон­те­сумы II.

image003На «рисун­ках лет», отра­жа­ю­щих прав­ле­ние Мон­те­сумы II, зна­чок «плен­ный враг» появ­ля­ется лишь одна­жды. Это сви­де­тель­ствует о том, что чудо­вищно круп­ных жерт­во­при­но­ше­ний стало зна­чи­тельно меньше, чем при Ауицотле.

По сло­вам В.Е. Баг­лай, дли­тель­ные и изну­ри­тель­ные воен­ные походы Ауиц­отля, осо­бенно далеко на юг, «не при­во­дили к пол­ной инте­гра­ции захва­чен­ных тер­ри­то­рий в струк­туру ацтек­ского госу­дар­ства, что делало заво­е­ва­ния не вполне завер­шен­ными». В отли­чие от Ауиц­отля Мон­те­сума стре­мился в первую оче­редь к погло­ще­нию ранее поко­рен­ных тер­ри­то­рий. Мно­гие из так назы­ва­е­мых заво­е­ва­ний Мон­те­сумы были в зна­чи­тель­ной сте­пени про­сто «уми­ро­тво­ре­нием» тех земель, что были уже поко­рены его пред­ше­ствен­ни­ками. В том же слу­чае, когда заво­е­ва­ния все-таки велись, они не носили харак­тера мол­ние­нос­ных втор­же­ний, часто прак­ти­ко­вав­шихся ранее, а были ско­рее дей­стви­ями, направ­лен­ными на систе­ма­ти­че­ское и целе­на­прав­лен­ное под­чи­не­ние. Осо­бенно настой­чиво эта линия про­во­ди­лась в отно­ше­нии южных обла­стей, поко­рен­ных преды­ду­щими импе­ра­то­рами. Дей­ствия, имев­шие своей целью систе­ма­ти­че­ское под­чи­не­ние и погло­ще­ние южных рай­о­нов (прежде всего Оахаки и Теуан­те­пека), нача­лись на вто­рой год прав­ле­ния Мон­те­сумы II и про­дол­жа­лись в тече­ние десяти лет, т.е. прак­ти­че­ски почти до при­хода испан­цев[ii].

По мне­нию Мишеля Гро­лиша, «Мон­те­сума не хотел рас­ши­рять тер­ри­то­рию сво­его слиш­ком раз­рос­ше­гося госу­дар­ства; он хотел сохра­нять и укреп­лять; отсюда его походы по всем направ­ле­ниям, и осо­бенно – на юго-восток, в Оахаку». «Близко рас­по­ло­жен­ный регион Оахаки, – отме­чает М. Гро­лиш, – имел исклю­чи­тель­ное зна­че­ние постольку, поскольку он был богат и плотно насе­лен, так как там рабо­тали не име­ю­щие себе рав­ных ремес­лен­ники. Кроме того, вла­де­ние этим реги­о­ном поз­во­ляло обойти долину Пуэбла и одно­вре­менно дер­жать ее под угро­зой»[iii].

image005Фото 2[iv]. 1504 г.: Смена пра­ви­теля в Коль­у­а­кане. 1505 г.: «В год 13 Дом (1505 1522) уми­рали дети, стра­дали дети. Купцы доста­вили из Пануко (?) запасы маиса»[v]. 1506 г.: «Рас­пя­тый чело­век, в кото­рого вози­лись три стрелы. Чело­век с факе­лом, напро­тив кото­рого чер­ный гры­зун на поле». Лист 41v, фрагмент

По неко­то­рым дан­ным, совре­мен­ники были невы­со­кого мне­ния о Мон­те­суме как о пол­ко­водце и срав­ни­вали его с неудач­ли­вым Тисо­ком. Более лояльно настро­ен­ные источ­ники сооб­щали, что Мон­те­сума не отли­чался воин­ствен­но­стью, кото­рая была свой­ственна его пред­ше­ствен­нику, и в неко­то­рых слу­чаях войне пред­по­чи­тал искус­ную дипло­ма­ти­че­скую игру. Между тем не стоит забы­вать, что свя­щен­ная война была доро­гим удо­воль­ствием, как и доставка тысяч плен­ных из отда­лен­ных мест. А пого­лов­ное истреб­ле­ние жите­лей вос­став­ших про­вин­ций, раз­ру­ше­ние их дере­вень, уни­что­же­ние полей было эко­но­ми­че­ски невы­год­ным, поскольку они в таком слу­чае не могли пла­тить дань. Не стоит забы­вать также, что пер­вые годы прав­ле­ния Мон­те­сумы были отме­чены сти­хий­ными бед­стви­ями и боль­шим голо­дом (фото 2), кото­рые при­оста­но­вили заво­е­ва­тель­ные походы импе­ра­тора, и ему при­шлось огра­ни­читься цве­точ­ными вой­нами с городами-государствами долины Пуэблы. В непро­стых обсто­я­тель­ствах сво­его прав­ле­ния Мон­те­суме все же уда­лось сохра­нить от рас­пада импе­рию, создан­ную его пред­ше­ствен­ни­ками и, в первую оче­редь, Ауиц­от­лем, и даже рас­ши­рить ее. При этом он поль­зо­вался остав­лен­ной ему в наслед­ство систе­мой управ­ле­ния импе­рией, кото­рая бази­ро­ва­лась не столько на силе ору­жия, сколько на умело создан­ной репу­та­ции ацтек­ского импе­ра­тора, ско­рого на бес­по­щад­ную рас­праву с непо­кор­ными. Мон­те­сума в пол­ной мере усвоил выра­бо­тан­ные его пред­ше­ствен­ни­ками при­емы дипло­ма­ти­че­ской игры и весьма пре­успел в ней.

image015Фото 3. Мон­те­сума II Млад­ший. Худож­ник Анто­нио Род­ри­гес. Мате­ри­алы: холст, масло. Время созда­ния: 1680 – 1697 гг.[vi]

Боль­шую роль в управ­ле­нии импе­рией ацтек­ские импе­ра­торы, и в том числе Мон­те­сума, отво­дили про­па­ганде свя­щен­ной войны и избран­но­сти народа ацте­ков, а также про­па­ганде силы и храб­ро­сти ацтек­ских вои­нов и их без­жа­лост­но­сти по отно­ше­нию к непо­кор­ным. Страх перед ацте­ками на заво­е­ван­ных зем­лях под­дер­жи­вался не только кара­тель­ными похо­дами, но и рас­про­стра­не­нием слу­хов о неот­вра­ти­мо­сти и жесто­ко­сти нака­за­ния. Хро­ни­сты Тено­чтит­лана были не сво­бодны в изло­же­нии воен­ных собы­тий, реги­стри­ро­вав­шихся в анна­лах год за годом. Анналы даже могли «редак­ти­ро­ваться» по рас­по­ря­же­нию вла­стей, как это слу­чи­лось после 1507 г., когда все суще­ствен­ные исто­ри­че­ские доку­менты были пере­пи­саны[vii]. Хро­ни­сты трак­то­вали факты в пользу меши­ков, а цифры уби­тых мир­ных жите­лей, взя­тых в плен и при­не­сен­ных в жертву, наме­ренно пре­уве­ли­чи­вали. Об этом сви­де­тель­ствуют рас­хож­де­ния в опи­са­нии и оценке собы­тий у хро­ни­стов Тено­чтит­лана и, напри­мер, у хро­ни­стов Тлаш­калы, кото­рая также не была чужда дипло­ма­ти­че­ским играм.

Для хро­ник харак­терны одно­тип­ные сооб­ще­ния, рас­ска­зы­ва­ю­щие о том, как ацтеки вры­ва­ются в город, жгут храмы, раз­ру­шают жилища, уни­что­жают посевы и план­та­ции какао, каз­нят непо­кор­ных пра­ви­те­лей, уби­вают муж­чин, жен­щин и детей, а остав­шихся в живых людей в колод­ках отправ­ляют в Тено­чтит­лан, где им пред­стоит стать рабами или уме­реть на жерт­вен­ном камне. Такая схема дей­ствий в кара­тель­ных экс­пе­ди­циях была настолько типич­ной, что именно ее при­во­дит ацтек­ский худож­ник в Кодексе Мен­досы для осве­дом­ле­ния испан­цев об обы­чаях мешиков.

В верх­ней части листа 66r (фото 4) слева изоб­ра­жен импер­ский санов­ник уитц­на­у­атль (huitznahuatl – боль­шой шип магея + чело­век, кото­рый гово­рит ясно), ведав­ший испол­не­нием нака­за­ний. (Титул санов­ника обо­зна­чен гли­фом над его голо­вой. Это красно-синий лист магея – инстру­мент для кро­во­пус­ка­ния, – изо рта кото­рого исхо­дит зна­чок речи.) Он, по всей веро­ят­но­сти, отдает при­каз импер­ским экзе­ку­то­рам, изоб­ра­жен­ным в цен­тре. Они объ­яв­ляют при­го­вор мятеж­ному пра­ви­телю (касику) и уду­шают его верев­кой. Справа нари­со­ваны жена и сын касика в раб­ских ошей­ни­ках. Если исхо­дить из титула санов­ника, то можно пред­по­ло­жить, что они будут при­не­сены в жертву. Ведь Уитц­на­у­атль было име­нем бога рабов, кото­рым суж­дено уме­реть, будучи при­не­сен­ными в жертву[viii]. Ниже изоб­ра­жены собы­тия, кото­рые часто были исполь­зо­ваны как повод для войны.

image009Фото 4. Лист 66r, фраг­мент. Кодекс Мен­досы (Códice Mendocino). Рас­ста­но­воч­ный шифр: MS. Arch. Selden. A. 1. Тип объ­екта: ману­скрипт. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Объем: 85 листов. Языки: нау­атль, испан­ский. Время созда­ния: 1547 г. Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека Окс­форд­ского уни­вер­си­тета, Вели­ко­бри­та­ния[ix]

Слева воины города, под­чи­нен­ного Мешико-Теночтитлану, напа­дают на мешик­ских тор­гов­цев. Веер, изоб­ра­жен­ный над их гру­зом, гово­рит о том, что они выпол­няли импер­скую мис­сию, воз­можно, достав­ляли в сто­лицу дань, собран­ную в дру­гих горо­дах. За убий­ство тор­гов­цев пра­ви­тель города и его жители должны поне­сти нака­за­ние по при­казу «вла­дыки Мешико». Справа послан­ники импе­ра­тора в риту­аль­ных одеж­дах белого цвета обви­няют пра­ви­теля дан­ного города в том, что он вос­стал про­тив вла­сти Тено­чтит­лана и объ­яв­ляют ему при­го­вор. Согласно оному, пра­ви­тель будет «погуб­лен и уни­что­жен вме­сте с под­дан­ными из сво­его селе­ния». На дру­гих сце­нах пока­заны воз­вра­ща­ю­щи­еся в сто­лицу послан­ники, кото­рые попутно про­во­дят раз­ведку мест­но­сти для пред­сто­я­щего кара­тель­ного похода.

После кара­тель­ной опе­ра­ции, кото­рой нередко руко­во­дит сам Мон­те­сума, вой­ско ацте­ков отправ­ля­ется в обрат­ный путь. Он про­ле­гает через земли дан­ни­ков. Их пра­ви­тели выхо­дят навстречу Мон­те­суме с подар­ками и заве­ряют в своей пре­дан­ной покор­но­сти, обес­пе­чи­вают вой­ско про­до­воль­ствием, а также кор­мят и поят толпу плен­ни­ков. На пути сле­до­ва­ния армии появ­ля­ются и пра­ви­тели сво­бод­ных тер­ри­то­рий, кото­рые про­сят Мон­те­суму о том, чтобы он сде­лал их сво­ими вас­са­лами. При­хо­дят при­вет­ство­вать Мон­те­суму и про­стые люди, напри­мер, рыбаки. Узнав о при­бы­тии импе­ра­тора, они спе­шат пода­рить ему свой улов и сами при­ни­мают от него подарки. Каж­дый муж­чина полу­чает четыре плаща, набед­рен­ные повязки и сан­да­лии, каж­дая жен­щина – четыре юбки и столько же блу­зок. Таким обра­зом Мон­те­сума высту­пает в роли гаранта все­об­щего бла­го­по­лу­чия. В Тено­чтит­лане на тор­же­ство по слу­чаю успеш­ного похода тайно при­гла­ша­ются «враги дома», кото­рые из своих укры­тий наблю­дают за нескон­ча­е­мыми жерт­во­при­но­ше­ни­ями пленных.

image011Фото 5. Порт­рет Эрнана Кор­теса (1813). Худож­ник: Хоакин Кор­тес. Мате­ри­алы: масло на панели. Archivo general de Indias / Centro de exposiciones Arte canal[x]

Вот, что пишет заво­е­ва­тель Мек­сики Эрнан Кор­тес в своем послании-реляции импе­ра­тору Свя­щен­ной рим­ской импе­рии Карлу V:

«Раз­меры вла­де­ний Мок­те­сумы мы не смогли опре­де­лить, ибо, куда бы ни посы­лал он своих гон­цов, за две­сти лиг в одну и дру­гую сто­рону от сто­лицы, всюду его при­казы испол­ня­лись, хотя посреди его земель было несколько про­вин­ций, с коими он вел войну. Но, по нашим наблю­де­ниям и по тому, что я мог понять из его речей, вла­де­ния его почти равны Испа­нии… <…> Почти все вла­де­тели земель и про­вин­ций, осо­бенно же сосед­них, боль­шую часть года, как я уже ска­зал, про­жи­вали в сто­лице, и у всех них или почти у всех пер­венцы нахо­ди­лись в услу­же­нии у Моктесумы.

Во всех вла­де­ниях оных пра­ви­те­лей у него сто­яли вой­ска, и в них были его люди, были также его намест­ники и сбор­щики повин­но­стей и дани, при­чи­тав­шихся с каж­дой про­вин­ции… Каж­дая из про­вин­ций несла повин­ность осо­бого рода, соот­вет­ственно свой­ствам ее земель, так что Мок­те­суме достав­ляли все, что в оных про­вин­циях име­лось. А боя­лись его и в сто­лице и вне ее так сильно, как ни одного госу­даря в мире не боятся»[xi].

Этот отры­вок из письма Эрнана Кор­теса сви­де­тель­ствует о том, что система под­чи­не­ния заво­е­ван­ных тер­ри­то­рий стро­и­лась на сто­яв­ших там гар­ни­зо­нах ацтек­ских войск, кото­рые, в част­но­сти, обес­пе­чи­вали сбор дани, и на страхе, кото­рый вну­шали поко­рен­ным наро­дам ацтеки. Кроме того, Мон­те­сума фак­ти­че­ски дер­жал в залож­ни­ках пра­ви­те­лей про­вин­ций, кото­рые вынуж­дены были жить в Тено­чтит­лане и отда­вать ему в услу­же­ние своих пер­вен­цев, т.е. сде­лать и их заложниками.

В свете изло­жен­ного ста­но­вится оче­видно, что мас­штаб­ные жерт­во­при­но­ше­ния имели не только рели­ги­оз­ный харак­тер. Они были частью дипло­ма­ти­че­ской игры, кото­рую импе­ра­торы вели со сво­ими вра­гами и пра­ви­те­лями заво­е­ван­ных земель. Неда­ром «враги дома» – тла­то­ани не желав­ших поко­ряться Трой­ствен­ному союзу городов-государств долины Пуэблы – тайно при­гла­ша­лись на тор­же­ства в Тено­чтит­лан. Они должны были уви­деть рос­кошь сто­лицы меши­ков и мощь их армии, сумев­шей захва­тить огром­ное коли­че­ство плен­ных для жерт­во­при­но­ше­ний во славу Уици­ло­по­чтли и дру­гих богов. Нет сомне­ний и в том, что цифры захва­чен­ных в плен и умерщ­влен­ных на жерт­вен­ном камне плен­ни­ков наме­ренно пре­уве­ли­чи­ва­лись про­ме­шик­скими хро­ни­стами. Мешики делали все, чтобы их боялись.

Прав­ле­ние и, в част­но­сти, войны послед­него доис­пан­ского импе­ра­тора, подробно опи­саны в моно­гра­фии Мишеля Гро­лиша «Мон­те­сума» (1994), а также в книге В.Е. Баг­лай «Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй» (1998). Они осно­ваны, в част­но­сти, на пост­кон­кист­ских хро­ни­ках, кото­рые опи­ра­лись не только на пере­жив­шие заво­е­ва­ние ацтек­ские кодексы, но и на уст­ные сви­де­тель­ства инфор­ман­тов. Поэтому оба труда помо­гают про­сле­дить дина­мику жерт­во­при­но­ше­ний в этот период.

image027Фото 6. Общая тер­ри­то­рия Трой­ствен­ного союза к 1519 г.[xii]

Так, в 1503 г., сразу после сво­его избра­ния, Мон­те­сума по тра­ди­ции пред­при­нял ина­у­гу­ра­ци­он­ный поход на город Атлиско. В резуль­тате было захва­чено несколько тысяч плен­ных, кото­рых при­несли в жертву на цере­мо­нии коро­на­ции Мон­те­сумы в при­сут­ствии пра­ви­те­лей и вель­мож вас­саль­ных земель и «вра­гов дома», при­быв­ших на празд­ник тайно.

На юге инте­рес ацте­ков при­влекли неза­ви­си­мые от Тено­чтит­лана города Тото­те­пек и Кет­саль­те­пек (в Оахаке), кото­рые сла­ви­лись дра­го­цен­ными кам­нями и метал­лами, кото­рые они добы­вали и обра­ба­ты­вали. Мон­те­сума отпра­вил туда тор­гов­цев с пред­ло­же­нием обме­нять их на ацтек­ские товары (глав­ным обра­зом ткани). Пра­ви­тели обоих горо­дов отка­за­лись иметь дело с послан­ни­ками Мон­те­сумы, заявив, что не под­чи­ня­ются ему. Затем тор­говцы были убиты, а их тела выбро­шены на берег реки Кет­саль­те­пек. Дру­гие ацтек­ские купцы сооб­щили о слу­чив­шемся Мон­те­суме. В 1503 г. он лично воз­гла­вил поход в этот район. Ацтек­ская армия вна­чале захва­тила город Асиотлу, сто­яв­ший на ее пути и свя­зан­ный с Тото­те­пе­ком. Затем, фор­си­ро­вав реку Кет­саль­те­пек и пре­одо­лев камен­ные укреп­ле­ния, взяла Тото­те­пек и Кет­саль­те­пек. Только при штурме Тото­те­пека было захва­чено 1300 плен­ни­ков. Бла­го­даря этой экс­пе­ди­ции Тено­чтит­лан мог рас­счи­ты­вать на поставки какао, бумаги, пре­крас­ных тка­ней, дра­го­цен­ных кам­ней, укра­ше­ний из перьев ред­ких птиц и т.п.[xiii].

image015Фото 7[xiv]. Эмблема или веер. Инвен­тар­ный № 43381. Мате­ри­алы: перья, трост­ник, краски. Гео­гра­фия: Месо­аме­рика, Мек­сика. Дата: XVI в., коло­ни­аль­ный период. Все­мир­ный музей Вены, Австрия[xv]

Зимой 1506 – 1507 гг. Мон­те­сума решил про­ник­нуть дальше в Оахаку и под­чи­нить город Теук­те­пек. Импе­ра­тору нужны были плен­ники для жерт­во­при­но­ше­ний на цере­мо­нии откры­тия нового храма, кото­рый был построен по его ука­за­нию и назы­вался Коатео­калли. В нем, по сло­вам М. Гро­лиша, были собраны, а точ­нее – заклю­чены «все взя­тые в плен боже­ства вра­гов». «Как утвер­ждает Дюран, эта кол­лек­ция была обя­зана своим суще­ство­ва­нием не только и не столько набож­но­сти короля, – отме­чает М. Гро­лиш. – Насто­я­щая цель Мон­те­сумы состо­яла в том, чтобы при­ютить этих богов в Мешико и дер­жать их в неко­то­ром роде как залож­ни­ков – точно так, как он посту­пал с сыно­вьями поко­рив­шихся коро­лей»[xvi].

image017 image019Фото 8 и 9. Фигура боже­ства с кален­дар­ными зна­ками и сим­во­лами звезд и солнца. Высота: 22,8 см. Мате­ри­алы: зеле­ный камень, спон­ди­лус или коралл. Куль­тура: ацтек­ская. Время созда­ния: 1500 – 1520 гг. Музей Земли Вюр­темб­ерг (Wurttembergisches Landesmuseum), Штут­гарт, Гер­ма­ния[xvii]

Отпра­вив­ша­яся в поход союз­ная армия вклю­чала в себя кон­тин­генты из глав­ных горо­дов импе­рии. Однако город Теук­те­пек ока­зался непри­ступ­ным. Он был окру­жен четырьмя валами, а его защит­ники пока­зали себя неустра­ши­мыми вои­нами. Вме­сте с тем в ходе боев было захва­чено около 2300 плен­ных. Поэтому было при­нято реше­ние тро­гаться в обрат­ный путь. По воз­вра­ще­нии армии три­умф был устроен как обычно, хотя Мон­те­сума, не при­няв­ший уча­стие в экс­пе­ди­ции, пред­по­чел бы, чтобы город был взят. Тла­то­ани союз­ных госу­дарств и «люби­мые» враги – пра­ви­тели госу­дарств долины Пуэблы были при­гла­шены на празд­ник по слу­чаю откры­тия Коатео­калли. После тор­же­ствен­ного награж­де­ния вои­нов, особо отли­чив­шихся в послед­них бата­лиях, нача­лась сама цере­мо­ния открытия.

image021Фото 10. Куа­у­ши­калли. Мате­риал: базальт. Время созда­ния: 1502 –1520 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес, Кали­фор­ния, США[xviii]

«Импе­ра­тор мира (cem anahuac tlatoani), – пишет Мишель Гро­лиш, – отпра­вился в храм, где он был при­нят жре­цами, кото­рые гудели в мор­ские рако­вины, дудели в флейты и били в бара­баны, про­дол­жая при этом вос­ку­рять фимиам. Он обла­чился в жре­че­ские одежды, поз­во­лил начер­тить свя­щен­ной смо­лой на своем теле знак рас­ка­я­ния и надел золо­тую митру. Сиуа­ко­атль про­де­лал то же самое. С кадиль­ни­цей в форме раз­ли­ва­тель­ного ковша в руке Мон­те­сума пошел воз­дать бла­го­дар­ность боже­ствам храма. В пол­день нача­лись жерт­во­при­но­ше­ния. Пока гудели рако­вины, импе­ра­тор и сиуа­ко­атль при­несли в жертву неко­то­рое коли­че­ство теук­те­пе­ков, выры­вая у них сердце, чтобы под­нять его вверх, к солнцу, а затем бро­сить внутрь алтаря. Жрецы при­няли эста­фету, и работа про­дол­жа­лась до самой ночи. Кровь 2300 жертв, теку­щая бур­ным пото­ком из их зия­ю­щих ран, окра­сила крас­ным цве­том весь фасад соору­же­ния, отме­тив его тор­же­ствен­ное откры­тие самым бле­стя­щим обра­зом»[xix].

image023Фото 11. Кера­ми­че­ская куриль­ница. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана, Мехико, Мек­сика[xx]

image013image015image017


[ii] Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WfQeFnZx11C).

[iii] Гро­лиш М. Мон­те­сума / Пере­вод с фран­цуз­ского Н.М. Куки­ева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-53.php).

[v] Кодекс Теллериано-Ременсис цити­ру­ется по кн.: Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[viii] Gran Diccionario Náhuatl [en línea]. Universidad Nacional Autónoma de México (http://www.gdn.unam.mx/diccionario/consultar/palabra/huitznahuatl/id/50028).

[xi] Кор­тес Э. Вто­рое послание-реляция импе­ра­тору Карлу V, писан­ное в Сегура-де-ла-Фронтера 30 октября 1520 года (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Kortes/text2.phtml?id=751).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>