КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков, продолжение
Царствование Монтесумы II (1502 – 1520)
Фото 1[i]. Запись о событиях 1502 и 1503 гг. Лист 41r, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис. (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип объекта: пиктографический документ. Объем: 50 листов. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 21×30 см. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж
Запись о смерти Ауицотля в 1502 г. и приходе к власти в этом же году Монтесумы II (1466⁄1467 – 29 июня 1520 г.) появляется на листе 41r (фото 1) анналов Кодекса Теллериано-Ременсис. Имя императора произносится также как Мотекусома и означает «Гневный правитель». Монтесума II был последним доиспанским императором. Его царствование отмечено великим голодом, стихийными бедствиями и другими страшными предзнаменованиями конца света, среди которых – солнечное затмение и появление кометы.
Смене власти в Ацтекской империи посвящена левая половина листа 41r. На ней также изображена фигура «пленного врага на каменной платформе», связанная линией с глифом города, подписанного «tequantepec». Согласно комментарию, это означает, что в 1502 г. были «приведены для жертвоприношения на каменном алтаре пленники из Текуантепека». По всей вероятности, они были захвачены во время последней, самой значительной военной кампании Ауицотля (около 1500 г.), которая была связана с югом, с перешейком Теуантепеком. Жертвоприношение, видимо, предшествовало смерти Ауицотля и избранию Монтесумы II.
На «рисунках лет», отражающих правление Монтесумы II, значок «пленный враг» появляется лишь однажды. Это свидетельствует о том, что чудовищно крупных жертвоприношений стало значительно меньше, чем при Ауицотле.
По словам В.Е. Баглай, длительные и изнурительные военные походы Ауицотля, особенно далеко на юг, «не приводили к полной интеграции захваченных территорий в структуру ацтекского государства, что делало завоевания не вполне завершенными». В отличие от Ауицотля Монтесума стремился в первую очередь к поглощению ранее покоренных территорий. Многие из так называемых завоеваний Монтесумы были в значительной степени просто «умиротворением» тех земель, что были уже покорены его предшественниками. В том же случае, когда завоевания все-таки велись, они не носили характера молниеносных вторжений, часто практиковавшихся ранее, а были скорее действиями, направленными на систематическое и целенаправленное подчинение. Особенно настойчиво эта линия проводилась в отношении южных областей, покоренных предыдущими императорами. Действия, имевшие своей целью систематическое подчинение и поглощение южных районов (прежде всего Оахаки и Теуантепека), начались на второй год правления Монтесумы II и продолжались в течение десяти лет, т.е. практически почти до прихода испанцев[ii].
По мнению Мишеля Гролиша, «Монтесума не хотел расширять территорию своего слишком разросшегося государства; он хотел сохранять и укреплять; отсюда его походы по всем направлениям, и особенно – на юго-восток, в Оахаку». «Близко расположенный регион Оахаки, – отмечает М. Гролиш, – имел исключительное значение постольку, поскольку он был богат и плотно населен, так как там работали не имеющие себе равных ремесленники. Кроме того, владение этим регионом позволяло обойти долину Пуэбла и одновременно держать ее под угрозой»[iii].
Фото 2[iv]. 1504 г.: Смена правителя в Кольуакане. 1505 г.: «В год 13 Дом (1505 1522) умирали дети, страдали дети. Купцы доставили из Пануко (?) запасы маиса»[v]. 1506 г.: «Распятый человек, в которого возились три стрелы. Человек с факелом, напротив которого черный грызун на поле». Лист 41v, фрагмент
По некоторым данным, современники были невысокого мнения о Монтесуме как о полководце и сравнивали его с неудачливым Тисоком. Более лояльно настроенные источники сообщали, что Монтесума не отличался воинственностью, которая была свойственна его предшественнику, и в некоторых случаях войне предпочитал искусную дипломатическую игру. Между тем не стоит забывать, что священная война была дорогим удовольствием, как и доставка тысяч пленных из отдаленных мест. А поголовное истребление жителей восставших провинций, разрушение их деревень, уничтожение полей было экономически невыгодным, поскольку они в таком случае не могли платить дань. Не стоит забывать также, что первые годы правления Монтесумы были отмечены стихийными бедствиями и большим голодом (фото 2), которые приостановили завоевательные походы императора, и ему пришлось ограничиться цветочными войнами с городами-государствами долины Пуэблы. В непростых обстоятельствах своего правления Монтесуме все же удалось сохранить от распада империю, созданную его предшественниками и, в первую очередь, Ауицотлем, и даже расширить ее. При этом он пользовался оставленной ему в наследство системой управления империей, которая базировалась не столько на силе оружия, сколько на умело созданной репутации ацтекского императора, скорого на беспощадную расправу с непокорными. Монтесума в полной мере усвоил выработанные его предшественниками приемы дипломатической игры и весьма преуспел в ней.
Фото 3. Монтесума II Младший. Художник Антонио Родригес. Материалы: холст, масло. Время создания: 1680 – 1697 гг.[vi]
Большую роль в управлении империей ацтекские императоры, и в том числе Монтесума, отводили пропаганде священной войны и избранности народа ацтеков, а также пропаганде силы и храбрости ацтекских воинов и их безжалостности по отношению к непокорным. Страх перед ацтеками на завоеванных землях поддерживался не только карательными походами, но и распространением слухов о неотвратимости и жестокости наказания. Хронисты Теночтитлана были не свободны в изложении военных событий, регистрировавшихся в анналах год за годом. Анналы даже могли «редактироваться» по распоряжению властей, как это случилось после 1507 г., когда все существенные исторические документы были переписаны[vii]. Хронисты трактовали факты в пользу мешиков, а цифры убитых мирных жителей, взятых в плен и принесенных в жертву, намеренно преувеличивали. Об этом свидетельствуют расхождения в описании и оценке событий у хронистов Теночтитлана и, например, у хронистов Тлашкалы, которая также не была чужда дипломатическим играм.
Для хроник характерны однотипные сообщения, рассказывающие о том, как ацтеки врываются в город, жгут храмы, разрушают жилища, уничтожают посевы и плантации какао, казнят непокорных правителей, убивают мужчин, женщин и детей, а оставшихся в живых людей в колодках отправляют в Теночтитлан, где им предстоит стать рабами или умереть на жертвенном камне. Такая схема действий в карательных экспедициях была настолько типичной, что именно ее приводит ацтекский художник в Кодексе Мендосы для осведомления испанцев об обычаях мешиков.
В верхней части листа 66r (фото 4) слева изображен имперский сановник уитцнауатль (huitznahuatl – большой шип магея + человек, который говорит ясно), ведавший исполнением наказаний. (Титул сановника обозначен глифом над его головой. Это красно-синий лист магея – инструмент для кровопускания, – изо рта которого исходит значок речи.) Он, по всей вероятности, отдает приказ имперским экзекуторам, изображенным в центре. Они объявляют приговор мятежному правителю (касику) и удушают его веревкой. Справа нарисованы жена и сын касика в рабских ошейниках. Если исходить из титула сановника, то можно предположить, что они будут принесены в жертву. Ведь Уитцнауатль было именем бога рабов, которым суждено умереть, будучи принесенными в жертву[viii]. Ниже изображены события, которые часто были использованы как повод для войны.
Фото 4. Лист 66r, фрагмент. Кодекс Мендосы (Códice Mendocino). Расстановочный шифр: MS. Arch. Selden. A. 1. Тип объекта: манускрипт. Материал: европейская бумага. Объем: 85 листов. Языки: науатль, испанский. Время создания: 1547 г. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания[ix]
Слева воины города, подчиненного Мешико-Теночтитлану, нападают на мешикских торговцев. Веер, изображенный над их грузом, говорит о том, что они выполняли имперскую миссию, возможно, доставляли в столицу дань, собранную в других городах. За убийство торговцев правитель города и его жители должны понести наказание по приказу «владыки Мешико». Справа посланники императора в ритуальных одеждах белого цвета обвиняют правителя данного города в том, что он восстал против власти Теночтитлана и объявляют ему приговор. Согласно оному, правитель будет «погублен и уничтожен вместе с подданными из своего селения». На других сценах показаны возвращающиеся в столицу посланники, которые попутно проводят разведку местности для предстоящего карательного похода.
После карательной операции, которой нередко руководит сам Монтесума, войско ацтеков отправляется в обратный путь. Он пролегает через земли данников. Их правители выходят навстречу Монтесуме с подарками и заверяют в своей преданной покорности, обеспечивают войско продовольствием, а также кормят и поят толпу пленников. На пути следования армии появляются и правители свободных территорий, которые просят Монтесуму о том, чтобы он сделал их своими вассалами. Приходят приветствовать Монтесуму и простые люди, например, рыбаки. Узнав о прибытии императора, они спешат подарить ему свой улов и сами принимают от него подарки. Каждый мужчина получает четыре плаща, набедренные повязки и сандалии, каждая женщина – четыре юбки и столько же блузок. Таким образом Монтесума выступает в роли гаранта всеобщего благополучия. В Теночтитлане на торжество по случаю успешного похода тайно приглашаются «враги дома», которые из своих укрытий наблюдают за нескончаемыми жертвоприношениями пленных.
Фото 5. Портрет Эрнана Кортеса (1813). Художник: Хоакин Кортес. Материалы: масло на панели. Archivo general de Indias / Centro de exposiciones Arte canal[x]
Вот, что пишет завоеватель Мексики Эрнан Кортес в своем послании-реляции императору Священной римской империи Карлу V:
«Размеры владений Моктесумы мы не смогли определить, ибо, куда бы ни посылал он своих гонцов, за двести лиг в одну и другую сторону от столицы, всюду его приказы исполнялись, хотя посреди его земель было несколько провинций, с коими он вел войну. Но, по нашим наблюдениям и по тому, что я мог понять из его речей, владения его почти равны Испании… <…> Почти все владетели земель и провинций, особенно же соседних, большую часть года, как я уже сказал, проживали в столице, и у всех них или почти у всех первенцы находились в услужении у Моктесумы.
Во всех владениях оных правителей у него стояли войска, и в них были его люди, были также его наместники и сборщики повинностей и дани, причитавшихся с каждой провинции… Каждая из провинций несла повинность особого рода, соответственно свойствам ее земель, так что Моктесуме доставляли все, что в оных провинциях имелось. А боялись его и в столице и вне ее так сильно, как ни одного государя в мире не боятся»[xi].
Этот отрывок из письма Эрнана Кортеса свидетельствует о том, что система подчинения завоеванных территорий строилась на стоявших там гарнизонах ацтекских войск, которые, в частности, обеспечивали сбор дани, и на страхе, который внушали покоренным народам ацтеки. Кроме того, Монтесума фактически держал в заложниках правителей провинций, которые вынуждены были жить в Теночтитлане и отдавать ему в услужение своих первенцев, т.е. сделать и их заложниками.
В свете изложенного становится очевидно, что масштабные жертвоприношения имели не только религиозный характер. Они были частью дипломатической игры, которую императоры вели со своими врагами и правителями завоеванных земель. Недаром «враги дома» – тлатоани не желавших покоряться Тройственному союзу городов-государств долины Пуэблы – тайно приглашались на торжества в Теночтитлан. Они должны были увидеть роскошь столицы мешиков и мощь их армии, сумевшей захватить огромное количество пленных для жертвоприношений во славу Уицилопочтли и других богов. Нет сомнений и в том, что цифры захваченных в плен и умерщвленных на жертвенном камне пленников намеренно преувеличивались промешикскими хронистами. Мешики делали все, чтобы их боялись.
Правление и, в частности, войны последнего доиспанского императора, подробно описаны в монографии Мишеля Гролиша «Монтесума» (1994), а также в книге В.Е. Баглай «Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй» (1998). Они основаны, в частности, на постконкистских хрониках, которые опирались не только на пережившие завоевание ацтекские кодексы, но и на устные свидетельства информантов. Поэтому оба труда помогают проследить динамику жертвоприношений в этот период.
Фото 6. Общая территория Тройственного союза к 1519 г.[xii]
Так, в 1503 г., сразу после своего избрания, Монтесума по традиции предпринял инаугурационный поход на город Атлиско. В результате было захвачено несколько тысяч пленных, которых принесли в жертву на церемонии коронации Монтесумы в присутствии правителей и вельмож вассальных земель и «врагов дома», прибывших на праздник тайно.
На юге интерес ацтеков привлекли независимые от Теночтитлана города Тототепек и Кетсальтепек (в Оахаке), которые славились драгоценными камнями и металлами, которые они добывали и обрабатывали. Монтесума отправил туда торговцев с предложением обменять их на ацтекские товары (главным образом ткани). Правители обоих городов отказались иметь дело с посланниками Монтесумы, заявив, что не подчиняются ему. Затем торговцы были убиты, а их тела выброшены на берег реки Кетсальтепек. Другие ацтекские купцы сообщили о случившемся Монтесуме. В 1503 г. он лично возглавил поход в этот район. Ацтекская армия вначале захватила город Асиотлу, стоявший на ее пути и связанный с Тототепеком. Затем, форсировав реку Кетсальтепек и преодолев каменные укрепления, взяла Тототепек и Кетсальтепек. Только при штурме Тототепека было захвачено 1300 пленников. Благодаря этой экспедиции Теночтитлан мог рассчитывать на поставки какао, бумаги, прекрасных тканей, драгоценных камней, украшений из перьев редких птиц и т.п.[xiii].
Фото 7[xiv]. Эмблема или веер. Инвентарный № 43381. Материалы: перья, тростник, краски. География: Месоамерика, Мексика. Дата: XVI в., колониальный период. Всемирный музей Вены, Австрия[xv]
Зимой 1506 – 1507 гг. Монтесума решил проникнуть дальше в Оахаку и подчинить город Теуктепек. Императору нужны были пленники для жертвоприношений на церемонии открытия нового храма, который был построен по его указанию и назывался Коатеокалли. В нем, по словам М. Гролиша, были собраны, а точнее – заключены «все взятые в плен божества врагов». «Как утверждает Дюран, эта коллекция была обязана своим существованием не только и не столько набожности короля, – отмечает М. Гролиш. – Настоящая цель Монтесумы состояла в том, чтобы приютить этих богов в Мешико и держать их в некотором роде как заложников – точно так, как он поступал с сыновьями покорившихся королей»[xvi].
Фото 8 и 9. Фигура божества с календарными знаками и символами звезд и солнца. Высота: 22,8 см. Материалы: зеленый камень, спондилус или коралл. Культура: ацтекская. Время создания: 1500 – 1520 гг. Музей Земли Вюртемберг (Wurttembergisches Landesmuseum), Штутгарт, Германия[xvii]
Отправившаяся в поход союзная армия включала в себя контингенты из главных городов империи. Однако город Теуктепек оказался неприступным. Он был окружен четырьмя валами, а его защитники показали себя неустрашимыми воинами. Вместе с тем в ходе боев было захвачено около 2300 пленных. Поэтому было принято решение трогаться в обратный путь. По возвращении армии триумф был устроен как обычно, хотя Монтесума, не принявший участие в экспедиции, предпочел бы, чтобы город был взят. Тлатоани союзных государств и «любимые» враги – правители государств долины Пуэблы были приглашены на праздник по случаю открытия Коатеокалли. После торжественного награждения воинов, особо отличившихся в последних баталиях, началась сама церемония открытия.
Фото 10. Куаушикалли. Материал: базальт. Время создания: 1502 –1520 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес, Калифорния, США[xviii]
«Император мира (cem anahuac tlatoani), – пишет Мишель Гролиш, – отправился в храм, где он был принят жрецами, которые гудели в морские раковины, дудели в флейты и били в барабаны, продолжая при этом воскурять фимиам. Он облачился в жреческие одежды, позволил начертить священной смолой на своем теле знак раскаяния и надел золотую митру. Сиуакоатль проделал то же самое. С кадильницей в форме разливательного ковша в руке Монтесума пошел воздать благодарность божествам храма. В полдень начались жертвоприношения. Пока гудели раковины, император и сиуакоатль принесли в жертву некоторое количество теуктепеков, вырывая у них сердце, чтобы поднять его вверх, к солнцу, а затем бросить внутрь алтаря. Жрецы приняли эстафету, и работа продолжалась до самой ночи. Кровь 2300 жертв, текущая бурным потоком из их зияющих ран, окрасила красным цветом весь фасад сооружения, отметив его торжественное открытие самым блестящим образом»[xix].
Фото 11. Керамическая курильница. Музей Великого храма Теночтитлана, Мехико, Мексика[xx]
[ii] Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WfQeFnZx11C).
[iii] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-53.php).
[v] Кодекс Теллериано-Ременсис цитируется по кн.: Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[vii] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-30.php#t1).
[viii] Gran Diccionario Náhuatl [en línea]. Universidad Nacional Autónoma de México (http://www.gdn.unam.mx/diccionario/consultar/palabra/huitznahuatl/id/50028).
[xi] Кортес Э. Второе послание-реляция императору Карлу V, писанное в Сегура-де-ла-Фронтера 30 октября 1520 года (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Kortes/text2.phtml?id=751).
[xii] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WjYXzHmYN1D).
[xiii] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WjYXzHmYN1D).
[xiv] http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/reaparece-el-penacho-de-moctezuma_6789/2
[xvi] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).
[xix] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-35.php).