1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
ВОИН УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ
Символика войны и жертвоприношения
как источника рождения, возрождения и плодородия
по Кодексу Борджиа
.….Содержание
Предисловие
Предварительное исследование:
…Пленный воин и его жертвоприношение в Кодексе Зуш-Наттолл
Полосатый пленник
«Восточное небо, небо воинов, на котором появляется Венера»
Мишкоатль
Ицпапалотль
Фото 1[1]. Красный и Черный Тескатлипоки играют в мяч. Черный Тескатлипока посылает мяч, совершая человеческое жертвоприношение. Страница 21 «Шесть областей мира». Фрагмент «4. Теотлачко – Северное небо» (по Э.-Г. Зейлеру)[2]. Кодекс Борджиа (Codex Borgia). Тип объекта: пиктографическая рукопись. Материал: оленья кожа. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: науатль. Время создания: неизвестно, предположительно до конкисты. Место создания: предположительно штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
На листах пиктографической рукописи, носящей название Кодекса Борджиа (рубеж XV и XVI вв.), для идеограммы человеческого жертвоприношения на жертвенном камне используется фигура мужчины, раскрашенная в красно-белую полоску с черной полумаской на лице (фото 1). Такой экстравагантный «костюм» жертвы, который похож на пижаму или карнавальный наряд, конечно, не может не вызывать удивления и желания узнать, что же он означает, и кем является этот персонаж, шагающий вперед с важным видом, несмотря на смертельную рану.
В Кодексе Борджиа яркие красно-белые полоски также являются неотъемлемыми чертами Мишкоатля и Ицпапалотль. Оба изначально были чичимекскими богами. А значит, такая раскраска могла быть знаком их племенной принадлежности. Однако, как оказалось, красно-белые полоски есть и у персонажей других книг, и в том числе у богов, изображенных на миниатюрах кодексов, созданных после конкисты.
Фото 2[3]. «…Бог Мишкоатль идет с дротиками и сетчатой сумкой в правой руке и скипетром xiuatloli – в левой»[4]. Лист 4v, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип объекта: манускрипт. Объем: 50 листов. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 21×30 см. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж. Фото 3[5]. «…Бог Тескатлипока идет со щитом в правой руке и знаменем pantli – в левой»[6]. Лист 5r, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис
Так, в Кодексе Теллериано-Ременсис они встречаются на изображении не только Мишкоатля (фото 2), но и самого Бога войны и Солнца Уицилопочтли (фото 3), который в комментариях к миниатюре ошибочно поименован Тескатлипокой.
Фото 4[7]. «…Ицпапалотль идет со знаменем в левой руке и раковиной в правой»[8]. Лист 23v, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис
Кроме того, красными полосками расчерчена белая половина ножа, представляющая собой часть головы Бога каменного ножа – Ицтапальтотека, который в испанских комментариях к этой миниатюре назван также Ицпапалотлем (фото 4). Имя Ицтапальтотека, или Ицтли происходит от слова itzli – обсидиан, камень, нож. По одним данным, Ицтли является ипостасью бога плодородия Шипе-Тотека, по другим – прислужником или ипостасью Тескатлипоки[9].
Фото 5[10]. Военачальники войска ацтеков, «одетые и украшенные для войны». Доблестные тлакатекатль, тлакочкалькатль, уицнауатль и тикокйауатль[11]. Лист 67r, фрагмент. Кодекс Мендосы (Códice Mendocino). Расстановочный шифр: MS. Arch. Selden. A. 1. Тип объекта: манускрипт. Материал: европейская бумага. Языки: науатль, испанский. Время создания: 1547 г. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета, Великобритания
В Кодексе Мендосы красно-белую штриховку имеют голени и предплечья тлакочкалькатля (tlacochcalcatl – «глава дома дротиков») – воина и жреца, имевшего одно из двух наивысших воинских званий в Ацтекской империи (фото 5, второй слева). Он был главнокомандующим и председателем высшего совета при императоре[12]. Однако, как оказалось, штрихи нанесены не на тело воина, а на его костюм (доспех), который изображал демона цицимитль. Об этом свидетельствует рисунок такого костюма на листе 20r (фото 5а) второй части кодекса, которая содержит детальный перечень дани, уплачивавшейся владыкам Мешико 371 селением.
Фото 6. Воинский костюм (доспех), создающий образ цицимитль (tzitzimitl). Фрагмент листа 20r, на котором изображена дань из городов предположительно провинции Петлакалько (Petlacalco)[13]
Красно-бело-полосатая фигура появляется также на двух страницах аверса Кодекса Зуш–Наттолл – одной из шести сохранившихся доиспанских пиктографических книг миштеков. Как и в Кодексе Борджиа, здесь представлен пленный воин, предназначенный для жертвоприношения. При этом полосатые пленники в обоих кодексах изображены схожим образом. Кроме того, Кодекс Борджиа относится к пиктографическим документам Группы Борджиа, которые объединяет стиль Миштеки-Пуэблы. Соответственно в нем ощущается сильное влияние культуры миштеков. Поэтому свидетельства Кодекса Зуш-Наттолл, я не могла оставить без внимания, тем более что они позволяют составить некоторое представление не только о традициях жертвоприношений у миштеков, но и об их воинских обычаях.
[2] Здесь и далее постраничные комментарии Э.-Г. Зейлера, на которые я опиралась в своей работе над кодексом, цитируются в переводе Д.В. Иванова, 2014 г. (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia1-2.shtml).
[4] Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[6] Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос).
[8] Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) .
[9] Примечания // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) .
[11] Кодекс Мендоса / Под редакцией и в переводе В.Н. Талаха, С.А. Куприенко. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (http://kuprienko.info/codice-mendoza/).
[12] Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/tlatoani-i-vysshiy-uroven-vlasti-i-upravleniya.html#.WiajhXlx11B).