Воин Утренней звезды

 1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

image001ВОИН УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ
Сим­во­лика войны и жерт­во­при­но­ше­ния
как источ­ника рож­де­ния, воз­рож­де­ния и пло­до­ро­дия
по Кодексу Борджиа

.….Содер­жа­ние
Пре­ди­сло­вие
Пред­ва­ри­тель­ное иссле­до­ва­ние:
Плен­ный воин и его жерт­во­при­но­ше­ние в Кодексе Зуш-Наттолл
Поло­са­тый плен­ник
«Восточ­ное небо, небо вои­нов, на кото­ром появ­ля­ется Венера»
Миш­ко­атль
Ицпа­па­лотль

image057Пре­ди­сло­вие

image003Фото 1[1]. Крас­ный и Чер­ный Тес­кат­ли­поки играют в мяч. Чер­ный Тес­кат­ли­пока посы­лает мяч, совер­шая чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние. Стра­ница 21 «Шесть обла­стей мира». Фраг­мент «4. Тео­т­лачко – Север­ное небо» (по Э.-Г. Зей­леру)[2]. Кодекс Бор­джиа (Codex Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Мате­риал: оле­нья кожа. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: нау­атль. Время созда­ния: неиз­вестно, пред­по­ло­жи­тельно до кон­ки­сты. Место созда­ния: пред­по­ло­жи­тельно штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

На листах пик­то­гра­фи­че­ской руко­писи, нося­щей назва­ние Кодекса Бор­джиа (рубеж XV и XVI вв.), для идео­граммы чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния на жерт­вен­ном камне исполь­зу­ется фигура муж­чины, рас­кра­шен­ная в красно-белую полоску с чер­ной полу­мас­кой на лице (фото 1). Такой экс­тра­ва­гант­ный «костюм» жертвы, кото­рый похож на пижаму или кар­на­валь­ный наряд, конечно, не может не вызы­вать удив­ле­ния и жела­ния узнать, что же он озна­чает, и кем явля­ется этот пер­со­наж, шага­ю­щий впе­ред с важ­ным видом, несмотря на смер­тель­ную рану.

В Кодексе Бор­джиа яркие красно-белые полоски также явля­ются неотъ­ем­ле­мыми чер­тами Миш­ко­атля и Ицпа­па­лотль. Оба изна­чально были чичи­мек­скими богами. А зна­чит, такая рас­краска могла быть зна­ком их пле­мен­ной при­над­леж­но­сти. Однако, как ока­за­лось, красно-белые полоски есть и у пер­со­на­жей дру­гих книг, и в том числе у богов, изоб­ра­жен­ных на мини­а­тю­рах кодек­сов, создан­ных после конкисты.

image005 image007Фото 2[3]. «…Бог Миш­ко­атль идет с дро­ти­ками и сет­ча­той сум­кой в пра­вой руке и ски­пет­ром xiuatloli – в левой»[4]. Лист 4v, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Mexicain 385. Тип объ­екта: ману­скрипт. Объем: 50 листов. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 21×30 см. Время и место созда­ния: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж. Фото 3[5]. «…Бог Тес­кат­ли­пока идет со щитом в пра­вой руке и зна­ме­нем pantli – в левой»[6]. Лист 5r, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис

Так, в Кодексе Теллериано-Ременсис они встре­ча­ются на изоб­ра­же­нии не только Миш­ко­атля (фото 2), но и самого Бога войны и Солнца Уици­ло­по­чтли (фото 3), кото­рый в ком­мен­та­риях к мини­а­тюре оши­бочно поиме­но­ван Тескатлипокой.

image009Фото 4[7]. «…Ицпа­па­лотль идет со зна­ме­нем в левой руке и рако­ви­ной в пра­вой»[8]. Лист 23v, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис

Кроме того, крас­ными полос­ками рас­чер­чена белая поло­вина ножа, пред­став­ля­ю­щая собой часть головы Бога камен­ного ножа – Ицта­пальто­тека, кото­рый в испан­ских ком­мен­та­риях к этой мини­а­тюре назван также Ицпа­па­лот­лем (фото 4). Имя Ицта­пальто­тека, или Ицтли про­ис­хо­дит от слова itzli – обси­диан, камень, нож. По одним дан­ным, Ицтли явля­ется ипо­ста­сью бога пло­до­ро­дия Шипе-Тотека, по дру­гим – при­служ­ни­ком или ипо­ста­сью Тес­кат­ли­поки[9].

image013Фото 5[10]. Вое­на­чаль­ники вой­ска ацте­ков, «оде­тые и укра­шен­ные для войны». Доб­лест­ные тла­ка­те­катль, тла­коч­каль­катль, уиц­на­у­атль и тико­кй­а­у­атль[11]. Лист 67r, фраг­мент. Кодекс Мен­досы (Códice Mendocino). Рас­ста­но­воч­ный шифр: MS. Arch. Selden. A. 1. Тип объ­екта: ману­скрипт. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Языки: нау­атль, испан­ский. Время созда­ния: 1547 г. Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека Окс­форд­ского уни­вер­си­тета, Великобритания

В Кодексе Мен­досы красно-белую штри­ховку имеют голени и пред­пле­чья тла­коч­каль­катля (tlacochcalcatl – «глава дома дро­ти­ков») – воина и жреца, имев­шего одно из двух наи­выс­ших воин­ских зва­ний в Ацтек­ской импе­рии (фото 5, вто­рой слева). Он был глав­но­ко­ман­ду­ю­щим и пред­се­да­те­лем выс­шего совета при импе­ра­торе[12]. Однако, как ока­за­лось, штрихи нане­сены не на тело воина, а на его костюм (доспех), кото­рый изоб­ра­жал демона цици­митль. Об этом сви­де­тель­ствует рису­нок такого костюма на листе 20r (фото 5а) вто­рой части кодекса, кото­рая содер­жит деталь­ный пере­чень дани, упла­чи­вав­шейся вла­ды­кам Мешико 371 селением.

image015Фото 6. Воин­ский костюм (доспех), созда­ю­щий образ цици­митль (tzitzimitl). Фраг­мент листа 20r, на кото­ром изоб­ра­жена дань из горо­дов пред­по­ло­жи­тельно про­вин­ции Пет­ла­калько (Petlacalco)[13]

Красно-бело-полосатая фигура появ­ля­ется также на двух стра­ни­цах аверса Кодекса Зуш–Наттолл – одной из шести сохра­нив­шихся доис­пан­ских пик­то­гра­фи­че­ских книг миш­те­ков. Как и в Кодексе Бор­джиа, здесь пред­став­лен плен­ный воин, пред­на­зна­чен­ный для жерт­во­при­но­ше­ния. При этом поло­са­тые плен­ники в обоих кодек­сах изоб­ра­жены схо­жим обра­зом. Кроме того, Кодекс Бор­джиа отно­сится к пик­то­гра­фи­че­ским доку­мен­там Группы Бор­джиа, кото­рые объ­еди­няет стиль Миштеки-Пуэблы. Соот­вет­ственно в нем ощу­ща­ется силь­ное вли­я­ние куль­туры миш­те­ков. Поэтому сви­де­тель­ства Кодекса Зуш-Наттолл, я не могла оста­вить без вни­ма­ния, тем более что они поз­во­ляют соста­вить неко­то­рое пред­став­ле­ние не только о тра­ди­циях жерт­во­при­но­ше­ний у миш­те­ков, но и об их воин­ских обычаях.

 

image013image015image017


[2] Здесь и далее постра­нич­ные ком­мен­та­рии Э.-Г. Зей­лера, на кото­рые я опи­ра­лась в своей работе над кодек­сом, цити­ру­ются в пере­воде Д.В. Ива­нова, 2014 г. (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia1-2.shtml).

[4] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[6] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос).

[8] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) .

[9] При­ме­ча­ния // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) .

[10] http://bodley30.bodley.ox.ac.uk

[11] Кодекс Мен­доса / Под редак­цией и в пере­воде В.Н. Талаха, С.А. Куп­ри­енко. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (http://kuprienko.info/codice-mendoza/).

[12] Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/tlatoani-i-vysshiy-uroven-vlasti-i-upravleniya.html#.WiajhXlx11B).

[13] http://bodley30.bodley.ox.ac.uk

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>