Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Архитектура Чавин-де-Уантара, продолжение
Подземные галереи Атриума Лансона
Под Атриумом Лансона находятся подземные галереи. Долгое время об их существовании не было известно, как не было известно и о том, куда ведет лестница, начинавшаяся неподалеку от монолита Лансон. Помогло приоткрыть завесу этой тайны землетрясение 1970 г., открывшее доступ к подземным помещениям. Оказалось, что лестница ведет в подземные галереи[i]. В это время в Чавин-де-Уантаре работала группа ученых из Национального университета Сан-Маркоса Лимы во главе с Луисом-Гильермо Лумбрерасом (Luis Lumbreras) и Эрнаном Аматом Оласабалем (Hernán Amat Olazábal). Именно она в процессе раскопок обнаружила сам Атриум Лансона и три подземные галереи под ним. Галереи были построены вместе с Круглой площадью. Ученые назвали их Галереей раковин (Galería de las Caracolas), Галереей приношений (Galería de las Ofrendas) и Галереей лагеря (Galería del Campamento)[ii].
Фото 1. Старых храм: реконструкционный рисунок здания храма с Атриумом и Круглой площадью (внизу), план галерей (посередине), разрез верхней части Пирамиды Лансона с центральным коридором и комнатой Лансона (повернута боком)
Как можно видеть на плане Старого храма (фото 1), Галерея приношений и Галерея раковин располагаются по обе стороны Круглой площади (справа и слева от входа в Пирамиду Лансона), а Галерея лагеря – с внешней стороны Атриума.
Фото 2[iii] и 3[iv]. Резная раковина и ее абрис
Галерея раковин потому так и называется, что в ней были обнаружены раковины. В основном это раковины больших улиток – стромбуса (Strombus sр.).
Фото 4[v]. Труба из раковины, найденная Джоном Риком и его командой
В 2001 г. команда Джона Рика под Круглой площадью обнаружила еще 20 раковин стромбуса (путуто), украшенных резьбой, из которых были изготовлены трубы, звучавшие во время ритуалов. Точное место находки не сообщается. В отчете по проекту 2011 г. говорится, что они были обнаружены в той части Каменного канала (Rocas Canal), которая проходит под Круглой площадью[vi].
На сайте Министерства культуры Перу сообщается, что найденная галерея намного меньше Галереи раковин и Галереи приношений и раскопана она была по рекомендации Луиса-Гильермо Лумбрераса. «Там были найдены двадцать путуто, очень хорошо сохранившиеся, – говорится в комментарии, – что заставляет нас думать, что это была своего рода ризница, пространство, в котором хранились предметы для ритуалов»[vii].
Фото 5[viii]. Витрина с раковинами Национального музея Чавина
Теперь раковины экспонируются в Национальном музее Чавина (фото 5). Подробнее о них читайте далее, в материале «Раковины».
Фото 1. Ступка зооморфная из диорита с украшениями в высоком, плоском и низком рельефе, представляющая ягуара. Размеры: 21×21×6,5 см. Обнаружена Марино Гонсалесом (Marino González) в Атриуме Лансона. Чавинский проект археологических исследований, Эрнан Амат и Луис Лумбрерас. Музей археологии и антропологии Сан-Маркоса. Фото 2. Ступка в витрине выставки «Бестиарий Анд» музея (2005)[ix].
Важнейшим для науки считается открытие Галереи приношений. Чтобы попасть в нее нужно преодолеть лестницу со множеством ступенек высотой до одного метра. Лестница ведет в большой коридор, с левой стороны которого находятся девять «келий». В них и хранились сотни ритуальные артефактов, изготовленных и украшенных с высочайшим мастерством: керамические сосуды, а также изделия из кости и камня – контейнеры для приготовления веществ (например, ступки) и их потребления (например, чашки, ложки или лопаточки)[x].
Фото 3. Фрагмент каменного пестика ступки. Размеры: высота 29,1 см, диаметр 11,5 см. Происходит из Чавин-де-Уантара. Музей археологии и антропологии Сан-Маркоса. Фото 4. Калька с резного орнамента пестика[xi]
Исследования ученых Университета Сан-Маркоса позволили заключить, что множество артефактов, содержавшихся в Галерее приношений, представляют собой предметы, которые использовались в ритуалах для потребления продуктов питания (например, во время праздника), а также для потребления токсичных веществ, таких, как галлюциногены или другие психотропные препараты. После выполнения этих ритуалов (вероятно, проведенных по случаю окончания строительства Атриума Лансона и Круглой площади) использованная атрибутика была помещена в Галерею приношений, и вход в нее был закрыт[xii].
Фото 5. Керо: мистический персонаж. Галерея приношений Старого храма Чавин-де-Уантара. Коллекция Музея археологии и антропологии Национального университета Сан-Маркоса[xiii]
Фото 6. Сосуд зооморфный. Размеры: 17,5×23,7×11,5 см. Материал: керамика. Обнаружен при раскопках Круглой площади. По мнению Эрнана Амати Росы Фунга (Hernán Amaty Rosa Fung), относится к постчавинской оккупации комплекса культурой Рекуай. Музей археологии и антропологии Сан-Маркоса. Фото 7. Обнаружение сосуда (1970). Фотография из архива Музея археологии и антропологии Сан-Маркоса[xiv]
Во время археологических раскопок, которые проводились в рамках Проекта по археологическим исследованиям и сохранению Чавин-де-Уантара в зоне террасы Круглой площади, в 2005 г. была обследована и сфотографирована Галерея лагеря (фото 1 – 3).
Фото 1. Западный коридор Галереи лагеря[i]. Фото 2. Его конец[ii]
Галерея лагеря располагается под северо-восточной частью террасы Круглой площади. Ее настоящий вход неизвестен, но, возможно, она изначально была соединена с Галереей раковин. Как бы там ни было, окончательный вывод сделать нельзя, так как галерея находится в плохом состоянии. Галерея в настоящее время держится на современных опорах, и два ее сегмента заполнены обрушившимся материалом. Каменная кладка возле обвалов наводит на мысль о том, что галерея выходит за них, но ее исходная длина неизвестна. Доступные части галереи не демонстрируют швов в каменной кладке, что означает, что она была сооружена в течение одной фазы строительства[iii].
Фото 3. Восточный коридор[iv]
О том, почему галерея так называется, и было ли что-то найдено в ней археологами, информация отсутствует.
В 2005 г. также производились раскопки участка, показанного на плане (фото 4) в виде фигуры из клеточек (рядом с Галереей лагеря). Так обозначен прямоугольный раскоп, разбитый на квадраты, некоторые из которых показаны на фото 5 – 7. Возможно, археологи наткнулись в этом месте на коридор подземного канала.
Фото 5 и 6[v]. Участок раскопок террасы Круглой площади (2005)
А на участке, показанном на фото 7, похоже, располагается вход в него, так как тесаные плиты уложены лестницей.
Фото 7[vi]. Предположительно, вход в подземный канал (2005)
[i] Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67).
[ii] Investigaciones Arqueológicas de San Marcos y la Galería de las Ofrendas de Chavín (http://museoarqueologiasanmarcos.blogspot.ru/p/exposiciones.html).
[v] http://cinabrio.over-blog.es/article-laberintos-subterraneos-salen-a-la-luz-en-chavin-peru-116611315.html
[vi] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report. Global Heritage Fund (http://ghn.globalheritagefund.com/uploads/documents/document_2053.pdf).
[vii] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. 24 junio 2013 (http://www.mcultura.gob.pe/noticia/chavin-de-huantar-un-plan-de-manejo-para-nuevos-hallazgos).
[xii] http://museoarqueologiasanmarcos.blogspot.ru/p/exposiciones.html
[i] http://archive.cyark.org/photograph-of-the-western-corridor-of-the-campamento-underneath-the-circular-plaza-terrace-media
[iii] http://archive.cyark.org/photograph-of-the-western-corridor-of-the-campamento-underneath-the-circular-plaza-terrace-media
[iv] http://archive.cyark.org/photograph-of-the-eastern-corridor-of-the-campamento-underneath-the-circular-plaza-terrace-media
[vi] http://archive.cyark.org/chavn-de-huntar-map-circular-plaza-atrium-area