§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
/
Ученые отмечают среди религиозных образов культуры Чавина сверхъестественные существа с обликом ягуаров и пум, аллигаторов, змей и птиц, таких, как андский кондор и сокол. В связи с тем, что на артефактах Чавина отражено множество образов сельвы (тропического леса), особенно в керамике, Х. Тельо полагал, что Чавин имеет амазонское происхождение. Эту теория подтверждает археологическое открытие, о котором было сообщено в начале июля 2003 г.
Культура Майо-Чинчипе–Мараньон
Фото I. Сайт Санта-Ана–Ла-Флорида на современной карте. На ней видно, что он находится довольно близко к границе с Перу
В 1992 г. муниципалитет кантона Паланда (Palanda), провинция Самора-Чинчипе (Zamora Chinchipe), Эквадор, решил построить дорогу, чтобы объединить приходы, которые были расположены на восточном берегу реки. В один из дней под воздействием тяжелой техники произошел обвал речной террасы. В обнажившихся пластах земли строители увидели древние полированные каменные чаши, которые разобрали по домам, не сообщив властям о находках. Бόльшую часть из них унес шофер машины. Многие артефакты были потеряны для науки, некоторые появились в провинциальных центрах, некоторые – в Испании. Через 10 лет – в 2002 г. на место находок прибыла франко-эквадорская археологическая экспедиция, обследовала территорию, зафиксировала на поверхности следы древней оккупации этой местности, но кроме остатков построек ничего не обнаружила. К счастью, удалось найти шофера, который все 10 лет хранил сокровища. Предоставленная им информация побудила ученых вернуться на место находок и приступить к раскопкам, которые подтвердили важность этого древнего поселения в высокой сельве.
В 2003 г. археологи из Института исследований в целях развития (Орлеан, Франция) нашли остатки захоронения. Были обнаружены чаша из полированного камня, которая лежала поверх множества нефритовые бус, и остатки человеческого черепа. Позднее выяснилось, что археологи наткнулись на часть погребального комплекса, который был создан приблизительно в 3500 г. до н.э.
Фото II. Двуцветная резная каменная чаша с симметричной иконографией, несущей идеологию тропического леса, и ее развертка
Один из сосудов (фото II), обнаруженных при раскопках, особенно удивил археологов. Речь идет о чаше диаметром 20 см, вырезанной из двухцветной породы, на которую нанесены сложные иконографические узоры – кошачьи головы, змеи и хищные птицы (кондоры) – символика, явно связанная с жизнью во влажном тропическом лесу. Орнаменты напоминают те, что были в ходу у первых великих цивилизаций в перуанских Андах – Чавине и Куписнике.
«Исключительное иконографическое и художественное мастерство, с которым изготовлены эти чаши и элементы архитектуры погребальных камер, наводят на мысль, что эта новооткрытая культура могла бы быть прародительницей первых цивилизаций в Андах – речь идет именно о Чавине»[25], – сказал тогда Жан Гюффруа (Jean Guffroy), руководитель подразделения по изучению адаптации человека к тропическим средам периода голоцена в Научно-исследовательском институте в целях развития.
Новое открытие особенно интересно тем, что находки сделаны в западной Амазонии, в регионе, покрытом влажным тропическим лесом. Эта зона, расположенная на нижних отрогах восточной горной цепи Анд, распространяется до амазонской долины. Здесь берет свои истоки великая река Амазонка, и фауна и флора этого места намного богаче и разнообразней, чем на аллювиальной равнине. «Идеология и иконография Чавина были, возможно, уже вполне оформившимися в регионе, где расположена Ла-Флорида. Господствующая в настоящее время теория предполагает, что культура Чавина не распространилась за границы Перу, а мы здесь нашли элементы, такие, как в северном Перу, да еще и в контексте леса»[26], – заключил Жан Гюффруа.
Фото III. Карта распространения культуры Майо-Чинчипе–Мараньон в контексте археологических сайтов других культур
С тех пор прошло 10 лет. За это время ученые проекта Самора-Чинчипе[27] под руководством археолога Франсиско Вальдеса (Научно-исследовательский институт в целях развития, Национальный институт культурного наследия, Эквадор) провели систематическое изучение провинции Самора-Чинчипе, обнаружили и зарегистрировали более 300 социально-значимых археологических памятников в этой части высокой Амазонии. Кроме того, были осуществлены исследования по обеим сторонам нынешней границы между Эквадором и Перу в высокой Амазонии. Особое внимание уделялось тому самому сайту, открытие которого положило начало исследованиям.
Фото IV. Франсиско Вальдес (Francisco Valdez) с керамическими находками
Сайт получил имя Санта-Ана–Ла-Флорида (Santa Ana–La Florida) по названию деревень, между которыми он располагается. Ученые установили, что в этом месте находятся каменные архитектурные остатки древнего поселения. Оно было построено на двух искусственных (насыпных) платформах. Строительство обеих платформ на очень сложном речном участке джунглей требовало значительной рабочей силы, тщательного планирования, знания обработки различных материалов и весьма передовых строительных технологий. Участок находится на восточных склонах Анд на высоте 1100 м над уровнем моря на относительно плоской речной террасе на дне глубокой и узкой долине в верховьях реки Майо-Чинчипе и стоит на реке Вальядолид (Valladolid), которая впадает в реку Паланду – приток реки Майо-Чинчипе.
Фото V. Вид с воздуха на территорию комплекса Санта-Ана – Ла-Флорида
Поселение расположено на территории площадью в 1 га, возвышающейся над ложем реки примерно на 10 м. В центре плоской части находится большая круглая утопленная площадь 40 м в диаметре с прямоугольными структурами внутри. Вокруг нее было построено более 20 домов цилиндрической формы, возможно, с конической крышей из пальмовых листьев.
Фото VI. План сайта Санта-Ана–Ла-Флорида, 2012 г.
На оси северо-запад – юго-восток располагаются две структуры ритуального назначения. На северо-западном конце оси на возвышении находится ступенчатая структура. На противоположном конце на самом высоком месте и близко к реке размещается круглая каменная структура 13 м в диаметре, построенная по спирали. Она, по-видимому, служила храмом и кладбищем. (Над храмом для его лучшей сохранности археологи возвели павильон, который виден на фото V). В восточном секторе храма было обнаружено место, где, как предполагают ученые, во время религиозных церемоний сжигались приношения (фото VII). Они называют его костром (исп. hoguera), или очагом (фр. foyer). Таких очагов археологи нашли несколько. На фото VII показан центральный очаг.
Фото VII. Центральный очаг (костер) в восточном секторе храма
В погребальной зоне похоронено неизвестное число людей с богатым погребальным инвентарем. Все погребения находятся в пределах искусственных сооружений. Основная гробница представляет собой комплексное захоронение, расположенное на расстоянии метра от алтаря храма (фото VIII). Этот погребальный ансамбль раскрыл ценную информацию о древних обычаях и похоронных обрядах того времени. Сооружалась одна гробница, которая закрывалась слоями выжженной земли. Доступ к ней осуществлялся с помощью скважины, стены которой были покрыты камнями.
Фото VIII[28]. Одна из структур храма с концентрической спиралью, где археологи обнаружили алтарь
Место расположения комплекса было выбрано не случайно. Оно находится недалеко от слияния реки Вальядолид с рекой Паландой, а союз потоков воды (Tinku) имеет большое символическое значение. Кроме того, поселение размещено близко к древним тропам, которые прорезают окружающие горы. Дистанция, которая отделяет сайт от двух ущелий, или проходов через андский хребет, является относительно короткой – 50 км, которые могут быть преодолены пешком в течение нескольких дней. Исследование выявило, что поселение стояло на путях, связывающих тропические равнины, горные долины и восточные предгорья Анд.
Радиоуглеродный анализ показал, что оккупация сайта Санта-Ана – Ла-Флорида продолжалась 2 тыс. лет – примерно с 5500 по 3435 г. до н.э. При этом период с 4410/4250 по 3830/3600 г. до н.э. можно считать временем расцвета сайта.
Поселение ученые считают центром археологической культуры, которую они назвали культурой Майо-Чинчипе–Мараньон (Mayo Chinchipe-Marañón).
Ученые нашли много общих элементов между сайтом Санта-Ана – Ла-Флорида и сайтами, располагающимися на высокогорье современного Перу, которые относятся к позднему докерамическому периоду. При анализе резных артефактов были найдены совпадения с объектами чавинской культуры.
Исследовательская группа проекта Самора-Чинчипе, которая работает на сайте Санта-Ана – Ла-Флорида, характеризует существовавший там комплекс как «церемониальный центр, который был построен в 4500-х гг. до н.э. в высшей степени развитым обществом»[29]. Об этом говорят не только мастерство строителей, но и искусство художников и резчиков по камню, а также гончаров, изделия которых были найдены в захоронении.
Фото IX. План основной гробницы и обнаруженные в ней артефакты
Влажный и жаркий климат Амазонии губителен для изделий из органических материалов, таких, например, как дерево, кость, кожа, растительные и шерстяные волокна. Поэтому предметы из них не сохранились. Основными находками стали гончарные изделия и изделия из цветных камней.
Фото X. Ступка из яшмы, вырезанная в форме грифа-индейки
По словам Франсиско Вальдеса, индивидуальность культуры Майо-Чинчипе–Мараньон имеет «свое наивысшее выражение в работах по камню». «Этот материал, – пишет он, – используется для производства утилитарных и ритуальных предметов и всегда нагружается мощными идеологическими ценностями»[30].
Фото XI и XII. Резные каменные чаши из полированного цветного камня с их развертками
Ритуальные сосуды, изготовленные из полированного камня, были обнаружены по всему бассейну Чинчипе. Экземпляры высокого качества были найдены и в непосредственной близости от приграничного города Багуа (Bagua) – по ту сторону реки Мараньон – на территории современного Перу. В перуанском департаменте Кахамарки располагается Уака Уаюрко (Huaca Huayurco) – археологический сайт, один из самых известных по количеству объектов, сделанных из камня. Он был, по мнению многих археологов, истинным центром специализированного производства и распределения искусно выполненных чаш и тарелок. В 1980 – 1990-е гг. учеными было сделано предположение, что эти элементы священного характера распределялись вдоль гор и побережья Перу в эпоху расцвета культуры Чавина.
Фото XIII[31]. Ожерелье. Бусины из бирюзы и малахита
Другой категорией каменных артефактов, которые были очень важны в культуре Майо-Чинчипе–Мараньон, являлись элементы украшения тела. В Америке в эту раннюю эпоху еще не умели использовать металлы, поэтому никаких металлических драгоценностей не было. Франсиско Вальдес считает, что люди этой культуры должны были иметь много украшений. Но сделанные из дерева, кости, раковин и кожи, они не сохранились.
Фото XIV и XV. Бусы и подвески из бирюзы с резными фигурами
До нас дошли лишь предметы, подавляющее большинство которых изготовлено из бирюзы, малахита или амазонита. Особое значение имела бирюза. Добавлю от себя, что ни в одном захоронении, как мне кажется, не было найдено такого ее количества. Были раскопаны целые россыпи бусин из бирюзы, а также подвески с несколькими дырочками, которые могли быть как нашиты на ткань, так и служить серьгами (фото XIV и XV).
Фото XVI[32]. Парные подвески из бирюзы
Особый интерес вызывают парные подвески, которые могли быть серьгами. Они сделаны из одного куска бирюзы, которому была придана скругленная форма с изображением змеи. Потом он был распилен пополам, и на внутренней поверхности были выгравированы профили тропических птиц. Оба изображения идентичны, но одно из них сделано меньше по размеру, чтобы передать природную разницу между самцом и самкой (фото XVI). Две половинки идеально подогнаны друг к другу, и если их сложить вместе, получается бусина. На фото XIV обе половины помещены внизу снимка. При этом одна из них положена так, что видна птица, а вторая демонстрирует внешнюю сторону – змею.
Маленькие маски из зеленого камня, показанные на фото XVII – XIX, судя по имеющимся в них отверстиям, как и подвески из бирюзы, могли быть нашиты на текстиль, который не сохранился. Маска, заснятая на фото XVIII, мне очень напоминает некоторые головы из Храма каменных голов Тиауанако.
Фото XVIII. Медальон из амазонита, хранившийся как приношение в центральном очаге (костре) храма-спирали. Фото XIX. Парные маски «с акцентированными физическими чертами, которые указывают на силу личности» (по выражению Ф. Вальдеса)
Из керамических предметов найдены в основном сосуды с ручкой (горлышком) в виде стремени, типичные, кстати говоря, для чавинской культуры, а также чаши (фото XX).
Сосуды не украшены росписью. Двум бутылям придана форма тыквы (фото XXI). Исследования показали, что на сосудах присутствуют следы кукурузы, маниоки и какао (мякоти плода), из которых изготавливался ритуальный напиток, схожий с пивом. Сделанный из кукурузы, он называется чичей. Напитки из маниоки и какао имеют свои названия, однако их в литературе часто называют также чичей.
Фото XXI. Бутыли ручка-стремя, представляющие тыквы
Наиболее ценной находкой среди керамических сосудов является бутыль с двумя человеческими лицами (фото XXII). Вот как описывает ее Франсиско Вальдес:
«Самую впечатляющую вещь представляет собой скульптурный сосуд, несущий типичный андский символизм. Это бутыль композитной формы: тулово сосуда находится в нижней части, а ручка-стремя вытянута в верхней части. Скульптура представляет два облика человеческого лица, выходящего из изображения открытой раковины Spondylus. Голова имеет убор, который принимает форму створок раковины в перевернутом положении. На каждой стороне бутыли есть лицо, как у андского Януса, с двумя противоположными выражениями. Первое представляет собой выражение гармоничное, почти веселое, с закругленными подбородком и щеками и открытым ртом. Брови, растянутые до висков, указывают на внутреннее благополучие. Другая сторона бутыли показывает лицо более сухое, с выражением мрачным, почти гневным. Появляются нахмуренные брови, низ лица вытянут, и рот имеет форму буквы «Т». В то время как верхняя губа остается горизонтальной и жесткой, нижняя губа разъединяется в середине по прямой линии, спускающейся до подбородка. Этот рот напоминает морду кота, который появляется в то же время на керамике промежуточного периода культуры Вальдивия…»[33].
Фото XXII. Бутыль стремя-горлышко (вид спереди и сзади) с человеческими лицами, которые появляются из двустворчатого спондилуса (Spondylus princeps)
Керамические предметы и изделия из камня свидетельствуют о большом художественном и техническом мастерстве их создателей, которые не только были в состоянии освоить сложную технику, но и смогли отобразить в своих произведениях глубокие философские концепции. Это, по мнению Франсиско Вальдеса, подразумевает существование специализированных мастеров. Он предполагает, что текстиль и другие объекты из нестойких материалов должны были быть также очень изысканными.
Фото XXIII. Резная каменная ступка в форме плода какао
Таким образом, в горной Амазонии были обнаружены культовые артефакты, сделанные из материалов, например бирюзы или зеленого камня, которые не могли быть добыты в этой местности и были доставлены сюда издалека. То же можно сказать и о раковинах моллюсков, которые водятся в море. Кроме того, была найдена ступка в форме плода какао (фото XXIII), а на сосудах были обнаружены следы какао, которое было одомашнено в Месоамерике и было там культовым растением, но не выращивалось в Андах.
Ученые сделали вывод о том, что между регионами Андского мира существовало взаимодействие, в рамках которого происходил обмен изделиями. И они попытались исследовать «причины и механизмы, используемые различными народами, чтобы осуществить обмен продуктами и идеями».
Заключения ученых базируются на исследовании не только сайта Санта-Ана–Ла-Флорида, но и на изучении большой территории, окружающей его (и, в частности, провинции Самора-Чинчипе), в результате которого они установили наличие признаков, позволяющих говорить о существовании целой культуры Самора-Чинчипе–Мараньон. Ученые провели сравнительный анализ этой культуры с культурами – ее современницами и теми, которые возникли позже. Результаты исследования оказались весьма важными для понимания истории Андского мира. Привожу отрывки из заключительной части статьи Франсиско Вальдеса и его коллег «Первые общества Высокой Амазонии. Культура Майо-Чинчипе – Мараньон (Primeras Sociedades de la Alta Amazonía. La Cultura Mayo Chinchipe – Marañón), опубликованной в сентябре 2013 г. Она называется «Региональное взаимодействие».
«Одной из наиболее примечательных характеристик культуры Майо-Чинчипе–Мараньон, – отмечает Ф. Вальдес, – является сеть взаимодействий, которая была установлена на большой территории, включавшей в себя не только высокую Амазонию, но и межандские переходы, которые использовались для того, чтобы спуститься к побережью Тихого океана. Свидетельства этой деятельности присутствуют в каждом из этих регионов и только начинают быть идентифицированы. Раннее взаимодействие было, пожалуй, самой важной чертой древней истории первых обществ, созданных в этой части Америки. В андской цивилизации связь между побережьем, горами и Амазонией была постоянной и важнейшей для структурирования панандского космологического мышления. <…>
Каким бы невероятным это ни казалось, но в течение более чем 5500 лет народы трех регионов были связаны жизненной необходимостью обобществлять ресурсы и идеи, существовавшие в каждой конкретной группе, и обмениваться ими. Мобильность, унаследованная у первых народов, которые населяли континент, сохранялась на протяжении всей доколумбовой истории. Свидетельства, найденные по водоразделу Майо-Чинчипе–Мараньон, отражают реальность, которая выходит за пределы простого желания обмениваться продуктами для того, чтобы дополнить средства к существованию, или обмениваться продуктами, которые являются привлекательными из-за их редкости. С самого начала природа многих иноземных изделий, которые были найдены на отдаленных территориях, соответствует объектам, нагруженным идеологической ценностью, мощной и необходимой для нормального функционирования общества и космоса. Взаимодействие находит свой путь в необходимости, заставляющей людей разделять идеи, которые поддерживают и укрепляют престиж каждого народа, и обогащать ими друг друга (принципы дополняемости и взаимности).
Свидетельствами этого были, например, священные морские раковины, которые появляются в разных точках межандского коридора, а также на восточном склоне Анд и в низкой Амазонии. Очень рано возникает в ритуальном контексте трех регионов священная диада, состоящая из морской улитки Strombus (Pututo) и шипастого двустворчатого Spondylus (mullu). В культуре Вальдивия поклонение этим священным элементам и их оборот начались на фазах 2 и 3 и, возможно, являлись одной из движущих сил развития этого общества… Почти одновременно эти раковины достигли высокой Амазонии и стали священными (престижными) элементами у народов бассейна Чинчипе. Фрагменты Strombus, найденные в двух могилах элитного сайта Санта-Ана–Ла-Флорида, свидетельствуют о важности, которая ему придавалась. Кроме того, присвоение значения магической силы, воплощаемой Spondylus, скульптурному сосуду подчеркивает эзотерическую мощность, передаваемую этим посланием. Бусы из mullu и других раковин имеют хорошее распределение по всему бассейну. Целые двустворчатые раковины этого моллюска были найдены в местах, граничащих с рекой Мараньон, недалеко от нынешнего города Багуа. Джон Мурра в своем классическом исследовании движения mullu на побережье Тихого океана цитирует летописцев Бернабе Кобо и Педро Писарро, которые рассказывают о важности Spondylus во время инков. <…> В андском понимании улитка Strombus являлась мужским элементом, в то время как Spondylus – женским элементом, который способствует плодовитости. <…> Раковины не были единственными продуктами, которые свидетельствуют о региональных контактах. К ним относятся также цветные камни, происходящие из отдаленных районов. Происхождение некоторых из них (например, бирюзы) до сих пор неизвестно. Некоторые органические продукты были также предметами интенсивного трафика. Лекарственные растения и особенно разнообразные галлюциногены, которые выращивались в тропическом лесу, должны были перемещаться по восточной гряде до побережья. Использование коки засвидетельствовано в фазе-2 и 3 культуры Вальдивия… но это растение имеет амазонское происхождение и обязательно должно было обмениваться и в более ранние времена. Случай какао (в стадии изучения) также может быть еще одним хорошим примером продукта, одомашненного в высокой Амазонии, который проникал постепенно в прибрежные области. Известно, что это был очень популярный продукт, по крайней мере, со времен культуры Chorrera (1000 г. до н.э.). Тем не менее, для исследования важнее (чем сами продукты) определить причины и механизмы, используемые различными народами, чтобы осуществить обмен продуктами и идеями».
В этом месте Ф. Вальдес рассматривает теорию о существовании групп посредников, которые могли заниматься межрегиональным обменом. Но, как мне кажется, посредники и группы посредников – это нечто само собой разумеющееся в такого рода деятельности. Вторая гипотеза представляется более заслуживающей внимания. Ф. Вальдес пишет:
«Другая теория предполагает, что сила региональных властей базировалась на эзотерическом знании, которым обладали учителя или властители далеких народов. Поэтому было необходимо установить контакт с ними и обмениваться знаниями, укрепляя взаимодействия (Helms 1979, 1993). Циркуляция изделий престижа из дальних регионов, как правило, принимается в качестве доказательства господства такой системы. Вот почему следует обратить особое внимание на происхождение определенных элитных объектов. За ними стоит много историй, декодирование которых позволит лучше понять функционирование древних доколумбовых обществ».
С моей точки зрения, исследования ученых проекта Чинчипе–Мараньон подтвердили документально гипотезу о существовании на начальном этапе истории Андского мира и Месоамерики единой власти, в основе которой лежала мощная религиозная идеология. Ее сила базировалась на огромной разнице в развитии богов во плоти, которые были носителями цивилизации высочайшего уровня, и темных и диких в своей массе жителей Америки. Они воспринимали действия богов и их аппаратов как чудо. Именно реальные «чудеса» и делали пришельцев богами, на них зиждилась их власть над местным населением. Иначе власть не имела бы такой силы и не могла распространяться на столь большую территорию, а тем более удерживаться на ней длительное время. Власть местных правителей держалась на приверженности этой идеологии и этим богам и осуществлялась из церемониальных центров. С течением времени Месоамерика и Андский мир дистанцировались друг от друга и приобрели свои характерные черты, которые сделали эти два мира непохожими. Однако общность идеологии в своей основе не была утрачена.
В Андском мире на протяжении почти всей его истории сохранялся изначальный механизм функционирования власти, сложившийся в эпоху первых богов во плоти. Так происходило потому, что боги не оставляли на долго Андский мир своим вниманием. Их присутствие, хотя, может быть, не всегда плотное, ощущалось, и люди могли наблюдать божественные чудеса, которые укрепляли религию и власть. В основе религиозного мировоззрения андцев лежало поклонение предкам – богам во плоти, которых они считали своими прародителями, а их небесную землю – землей предков. Боги во плоти и земные правители сменяли друг друга, но сохраняли приверженность старой религии, при этом неизменно подновляя и изменяя ее в соответствии с велениями времени и своими интересами, но в рамках приверженности традициям. Это было необходимо, чтобы считаться потомками первых богов и своих обожествленных предков, правивших до них. Только это давало право на трон.
Таково мое понимание движущих сил истории Андского мира, которое укрепило и прояснило в некоторых моментах исследование Ф. Вальдеса и его коллег. В то же время для меня открытием стали факты, которые свидетельствует о том, что культ андской религии в своих основных внешних проявлениях практически полностью был сформирован уже в ту древнейшую эпоху. Ф. Вальдес пишет:
«Наконец, следует отметить, что множество андских практик, которые первоначально засвидетельствованы на сайте Санта-Ана–Ла-Флорида, распространились через региональное взаимодействие. Первоначальное построение представления о том, какой будет андская космология, материализуется из обычаев и практик, таких, как:
• симметричная архитектурная линия и утопленная круглая площадь;
• церемониальные практики с пространствами, предназначенными для использования центральных костров;
• расположение погребений на базе священных зданий;
• использование сложной иконографии (священного языка) с учетом абстрактных концептуальных норм;
• использование экзотических камней символических цветов, как у бирюзы, чтобы выразить понятие священного;
• производство и ритуальное использование натуралистических или абстрактных скульптурных сосудов с ручкой в виде стремени или без нее;
• обычай изготавливать и украшать текстиль бляшками из ярких материалов или каменными масками (свидетельство того, что текстиль не сохранился);
• общественное потребление чичи из маниоки, кукурузы и какао;
• жевание коки;
• использование галлюциногенов во всеобщем ритуальном контексте;
• использование узких троп, проложенных в склонах горного хребта.
Исследование показывает, что высокая Амазония так же, как и низкая, никогда не была изолирована от андского культурного контекста, древние практики, которые имели место на этих территориях, вышли за границы сельвы и были включены в общее наследие доколумбовых народов. Непрерывный диалог с другими регионами распространял древние знания…»
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 16a | 17 |17а | 17b | 18 |