Музейные коллекции

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Пара­кас

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

3. Ткани

Музей­ные коллекции

Ткани Пара­каса с момента появ­ле­ния их в пер­вом деся­ти­ле­тии XX в. на чер­ном рынке до сих пор оста­ются одним из самых вос­тре­бо­ван­ных това­ров. Много тка­ней было похи­щено из гроб­ниц и про­дано част­ным кол­лек­ци­о­не­рам и музеям за рубеж. Мас­со­вый неза­кон­ный экс­порт тек­стиля отно­сится к 1931 – 1933 гг.[1].

Среди музеев, вла­де­ю­щих круп­ней­шими кол­лек­ци­ями тка­ней Пара­каса за пре­де­лами Перу, можно назвать Музей миро­вой куль­туры в Гете­борге, Шве­ция (89 еди­ниц хра­не­ния), Этно­гра­фи­че­ский музей Сток­гольма, Шве­ция (60 еди­ниц хра­не­ния), Музей изящ­ных искусств в Бостоне (США), Бруклин­ский музей (Нью-Йорк, США), Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии (Нью-Йорк)[2]. Насколько я поняла из ком­мен­та­риев к фото­гра­фиям арте­фак­тов Исто­ри­че­ской иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­рии Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии, зна­чи­тель­ная часть кол­лек­ции – тек­стиль и дру­гие пред­меты – при­были в музей вме­сте с муми­ями, кото­рые были раз­вер­нуты (unwrapped) в музее в сен­тябре 1949 г.[3].

image001Фото 1. В спе­ци­аль­ном хра­ни­лище Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (2005)[4]

Бла­го­даря актив­но­сти Хулио Тельо самая боль­шая кол­лек­ция нахо­дится в Наци­о­наль­ном музее архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу в Лиме. Суще­ствует много до сих пор нерас­па­ко­ван­ных фардо[5], кото­рые хра­нятся на стел­ла­жах в спе­ци­аль­ном поме­ще­нии, где под­дер­жи­ва­ются необ­хо­ди­мые зна­че­ния тем­пе­ра­туры и влаж­но­сти воз­духа (фото 1). Для широ­кой пуб­лики в музее открыта отдель­ная экс­по­зи­ция, кото­рая носит назва­ние Зала Паракаса.

image002 image004Фото 2[6] и 3[7]. Часть экс­по­зи­ции, посвя­щен­ная текстилю

Зал Пара­каса[8] постра­дал от зем­ле­тря­се­ния 15 авгу­ста 2007 г. и не рабо­тал около шести лет. В музее можно было видеть лишь неко­то­рые из его вит­рин. 28 сен­тября 2013 г. он был вновь открыт для посе­ти­те­лей. Зал был рекон­стру­и­ро­ван в соот­вет­ствии с совре­мен­ными стан­дар­тами музей­ного дела и новой музео­ло­гией. Теперь он зани­мает два этажа и может вме­стить до 70 посетителей.

image006 image008Фото 4[9] и 5[10]. Погре­баль­ное приданое

В экс­по­зи­ции музея 160 архео­ло­ги­че­ских объ­ек­тов. В их число вхо­дят 56 тек­стиль­ных арте­фак­тов, среди кото­рых такие при­знан­ные шедевры, как покров, пока­зан­ный на фото 6 и 7, а также те, кото­рые выстав­ля­ются впервые.

image010 image012Фото 6[11] и 7[12]. Покров с моти­вом человека-птицы

95 % тка­ных пред­ме­тов были обна­ру­жены Хулио С. Тельо в гроб­ни­цах Вари-Кайана (Wari Cayán), Арена-Бланки (Arena Blanca) и Серро-Колорадо (Cerro Colorado) на полу­ост­рове Пара­кас. А 5 % най­дены во время после­ду­ю­щих рас­ко­пок в захо­ро­не­ниях Кар­хуа (Carhua), Оку­кахе (Ocucaje) и Чучио (Chuchio) вблизи  Паракаса.

image014Фото 8[13]. Ман­тия Ран­ней Наски (на вто­ром плане) и лож­ная голова(?) из нитя­ных волос и лент тюрбана

Музей пред­став­ляет инстру­менты для пря­де­ния и тка­че­ства, голов­ные уборы, ман­тии, муж­скую одежду, а также жен­скую одежду, по иден­ти­фи­ка­ции и изу­че­нию кото­рой про­во­ди­лись работы в послед­ние годы. Про­фес­си­о­наль­ная команда музея сде­лала копии костю­мов и укра­ше­ний, кото­рые направ­лены на вос­со­зда­ние облика эпохи.

image016 image018Фото 9[14]. Остатки ткани корич­не­вой гаммы. Фото 10[15]. Фраг­мент ман­тии Ран­ней Наски круп­ным планом

В зале выстав­лены не только целые ткани, но и те, кото­рые сохра­ни­лись частично. При­ме­ром тому слу­жит самый древ­ний тек­стиль Пара­каса – ткань корич­не­вой гаммы, пока­зан­ная на фото 9, а также ман­тия, отно­ся­ща­яся к концу куль­туры Пара­каса (к ран­нему пери­оду Наски) – фото 8 и 10. Их сохра­нив­ши­еся фраг­менты при­креп­лены к под­ложке из совре­мен­ной ткани.

image020 image022Фото 11. Чаша с изоб­ра­же­нием сера окулядо[16]. 12. Бутыль два-горлышка-и-мост, изоб­ра­жа­ю­щая жилище[17]

В Зале Пара­каса также можно видеть кера­мику, сосуды из тыквы с пиро­гра­вю­рами, лич­ные украшения.

image024 image026Фото 13[18]. Оже­ре­лье из рако­вин. Фото 14[19]. Веер из перьев

Часть экс­по­зи­ции посвя­щена моди­фи­ка­ций тела (фото 15 и 16).

image028Фото 15[20]. Кол­лек­ция черепов

Пара­кас изве­стен сво­ими боль­шими позна­ни­ями в опе­ра­циях на голов­ном мозге – в тре­па­ни­ро­ва­нии чере­пов, а также обы­чаем их дефор­ма­ции. Поэтому в зале создана музей­ная среда, где выстав­лены пред­меты прак­ти­че­ской хирур­гии и кол­лек­ция дефор­ми­ро­ван­ных и тре­па­ни­ро­ван­ных чере­пов. Четыре черепа пред­став­ляют типы дефор­ма­ций (низ­кую, кони­че­скую или усечено-коническую, удли­нен­ную фрон­тально и вдав­лен­ную в сред­ней части и цилин­дри­че­скую). Здесь же нахо­дится стенд, кото­рый рас­ска­зы­вает на основе новых иссле­до­ва­ний о прак­тике тату­ажа и рос­писи тела. Тек­сты сопро­вож­дены сним­ками, кото­рые были сде­ланы с мумий, а также рекон­струк­ци­он­ными рисун­ками. Тату­и­ровки нано­си­лись на колени, челю­сти и ладони и изоб­ра­жали рыб, птиц, змей, мифи­че­ских существ и гео­мет­ри­че­ские сим­волы – те же фигуры, кото­рые поме­ща­лись на тканях.

image030Фото 16[21]. Стенд, посвя­щен­ный тату­ажу и рос­писи тела

В экс­по­зи­цию вклю­чены боль­шие фото­гра­фии мест, где жили пара­касцы, кото­рые допол­ня­ются фри­зами из храма Анимас-Альтас (Ánimas Altas) в Каль­анго (Callango), долина Ики. Часть музей­ного про­стран­ства отве­дена для показа погре­баль­ной куль­туры Пара­каса. Здесь нахо­дятся инстал­ля­ции, посвя­щен­ные устрой­ству гроб­ниц Пещер и Некро­поля Паракаса.

image031 image033Фото 17[22] и 18[23]. Инстал­ля­ции, пока­зы­ва­ю­щие пещеру (слева) и ком­нату Некро­поля Паракаса

| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | xv | xvi | xvii | 3 | 4 | 4a | 5 | 5a| 6 |



[1] ¿Cómo llegaron los textiles a Gotemburgo? (http://www.paracas.se/es/history/).

[5] Los textiles de Paracas (http://www.paracas.se/es/about/).

[8]Све­де­ни­яо­но­во­мЗа­ле­Па­ра­ка­са­по­черп­ну­тыиз: Inauguran sala dedicada a los Paracas en el Museo Nacional de Arqueología, Antropología e Historia del Perú (http://www.cultura.gob.pe/comunicacion/noticia/inauguran-sala-dedicada-los-paracas-en-el-museo-nacional-de-arqueologia); http://icarte.blogspot.ru/2013/09/museo-en-lima-exhibe-por-primera-vez-41.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>