приложение
ОБРАЗ ЙАМПАЙЕКА В ИКОНОГРАФИИ МОЧЕ
Содержание
1. Божество уллючо
1.1. Божество уллючо в ипостаси человека
.…1.1.1. Божество уллючо на штандартах старого и молодого правителей Сипана
.…1.1.2. Божество уллючо на фронтали молодого правителя
.….….….1.1.2.1. Послание фронтали с точки зрения религиозной символики
.….….….1.1.2.2. Фронталь с Божеством уллючо как исторический источник
1.2. Божество уллючо в ипостасях божеств краба и дракона
2. Декапитадор
.…2.1. Декапитадор на сонахерах и чальчальчах из Уаки Рахады
.…2.2. Декапитадор культуры миштеков
.…2.3. Декапитадор в иконографии Чавина
.…2.4. Декапитадор в иконографии Моче
3. Аяпаэк
В Андском мире для занятия трона жреца-правителя того или иного царства было необходимо иметь родство с его основателем – обожествленным первопредком, который являлся верховным божеством в пантеоне этого царства. Каждый пришлый претендент на трон был обязан подтвердить свою принадлежность к роду обожествленного первопредка. Он должен был соответственно выглядеть, что достигалось ношением характерных для правителя данного царства одежд, украшений и инсигний. Претенденту нужно было продемонстрировать знание общепринятых церемоний, имея в своем арсенале соответствующие предметы культа с правильной иконографией. Поэтому соблюдение традиций в визуальных образах жрецов-правителей (наместников божества-прародителя в мире сейчас) и в изображениях божеств на культовых предметах было неотъемлемой частью жизни Андского мира, в некотором роде законом.
В результате образы божеств у культур, различающихся по времени и месту своего существования, нередко имели общие черты и свойства, которые объясняются использованием одного и того же изобразительного канона. В него вносились те или иные, большие или незначительные изменения, но всегда так, чтобы канон оставался узнаваемым. Поэтому каноны касиков имеют сходство с канонами изображений более древних божеств не только доиспанской Колумбии, но и всего Промежуточного мира. А у канона Йампайека много общего с каноном божества, изображенного на предметах из золота, серебра и меди культуры Моче (1 – 800 гг. н.э.). Они были обнаружены перуанским археологом Вальтером Альвой (Walter Alva) в 1987 и 1989 гг. в двух самых богатых гробницах мавзолея церемониального комплекса Уаки Рахады. Гробницы принадлежали двум наиболее крупным правителям династии, члены которой были похоронены в этом мавзолее. В гробнице № 1 на уровне-1 был похоронен последний представитель династии, которого условно называют Властителем Сипана (молодым правителем). Персону, похороненную в гробнице № 3 на уровне-6 мавзолея, именуют Старым властителем Сипана (старым правителем).
Фото 1[i] и 2[ii]. Реконструкция облачения старого и молодого правителей. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
Согласно радиоуглеродному анализу останки молодого правителя датируется 275 г., по другим данным – 290 г. н.э.[iii]. О радиоуглеродном анализе останков старого правителя и других лиц, погребенных в мавзолее Уаки Рахады, сведения отсутствуют. Вальтер Альва предположил, что молодой правитель был потомком старого правителя в четвертом или пятом поколении. К такому выводу он пришел «на основе наблюдающегося сходства в типе и стиле сопутствовавших личных украшений»[iv].
Уака располагается в окрестностях города Чиклайо (Chiclayo) региона Ламбайеке. Рядом с ней находилась деревня Сипан (Sipán), которая и дала название археологическому сайту, ставшему впоследствии заповедником. Найденные в мавзолее артефакты хранятся в Музее царских гробниц Сипана города Ламбайеке, а также в Музее археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана, построенном рядом с сайтом.
1. Божество уллючо
1.1. Божество уллючо в ипостаси человека
1.1.1. Божество уллючо на штандартах старого и молодого правителей Сипана
Фото 1[v]. Фрагмент сцены церемониального появления молодого правителя на троне, включающий воина со штандартами, прикрепленными к древку, который стоит рядом со слугой, держащим сонаху. (Реконструкция облачения молодого правителя и его спутников.) Зал с манекенами. Музей царский гробниц Сипана. Снимок 2015 г.
На штандартах старого и молодого правителей и на фронтальном головном украшении (фронтали) молодого правителя по единому канону изображено божество, которое условно названо Божеством уллючо.
Фото 2[vi]. Плод уллючо в захоронении Старого властителя Сипана
Уже сам факт изображения божества на штандартах, которые были династическим символом царей Сипана, говорит о том, что оно представляет собой первопредка этой династии. Имя ему – Божество уллючо (deidad de los ulluchos) – было дано по названию растения уллючо, узор из плодов которого обрамляет орнаментальную композицию штандартов и говорит о культе этого растения. Свидетельства поклонения уллючо отмечаются уже во времена старого правителя. В его гробнице археологами был найден даже плод уллючо (фото 2). Помимо штандартов уллючо представлено на символе религиозной и политической власти старого правителя – его жезле-ноже с сонахерой круглой формы, воплощающей уллючо (фото 3). Правда, в последующих захоронениях тема уллючо исчезает с изображений на предметах погребального приданого знати Сипана и возрождается снова только на штандартах молодого правителя, чтобы впоследствии навсегда укрепиться в иконографии Моче.
Фото 3[vii]. Жезл-нож–сонахера Старого властителя Сипана
Тем не менее, очевидно, что определение персонажа штандартов как Божества уллючо носит достаточно случайный характер. Как известно, в андской религии все создания природы (растения, животные, горы, водоемы и т.д.) являлись объектами поклонения. Многие из них были очеловечены в своих изобразительных воплощениях, т.е. имели человекоподобные образы, в частности, в гончарном искусстве. Так, существуют скульптурные сосуды в форме антропоморфного картофеля, кукурузы, маниоки и пр. Но персонаж на царских штандартах, несомненно, должен иметь гораздо более высокий ранг, нежели дух растения. Атрибуты персонажа складываются в сложную систему символов, которая характеризует его как божество, имеющее множество сил, и определяет его как первопредка правителей Сипана. Он является божеством-человеком, который может летать без крыльев, т.е. божеством-кораблем, воплотившим синтетический образ богов во плоти и их аппаратов.
Изображения штандартов были составлены из отдельных металлических элементов, пришитых к хлопчатобумажной ткани. Но под воздействием времени ткань распалась. В результате штандарты были извлечены из гробниц в разрозненном состоянии, как, впрочем, и многие другие предметы. Однако, на мой взгляд, их сбору и реставрации не было уделено должного внимания, как в случае ювелирных украшений. Многих деталей не хватает.
Фото 4[viii]. Штандарт старого правителя с композицией в форме круга
Сколько штандартов входило в погребальное фардо старого правителя, точно не установлено. Предположительно их было пять: два штандарта находились под правителем, а три – лежали поверх него. Они были изготовлены из позолоченной меди и имели форму прямоугольника, к нижней стороне которого были прикреплены конусы. На штандартах Божество уллючо изображено вместе со своим кораблем, который представляется летательным аппаратом открытого типа рамной конструкции. На двух штандартах корабль имеет форму круга (фото 4), ограниченного прямоугольными пластинами с изображением плода уллючо и заполненного квадратными пластинами.
Фото 5[ix]. Штандарт старого правителя с прямоугольной композицией
О форме корабля на втором штандарте (фото 5) судить трудно, поскольку от него остались в основном только прямоугольная рамка с изображением уллючо и фигура божества, а также несколько квадратных пластин, заполнявших фон вокруг фигуры персонажа. Однако очень важный элемент образа божества-корабля у штандарта сохранился. Это – ряд из конусов, которые прикреплены к нижней части рамы и очень похоже изображают сопла.
Важно отметить, что персонаж показан в образе человека, у которого нет сверхъестественных черт, исключая, пожалуй, глаза, имеющие в одном случае форму бусины, а во втором – ружейного патрона. Он стоит в позе божества с двумя жезлами и держится руками за скобы или ремни аппарата, которые редко на подобных изображениях бывают показаны. Вероятно, из-за того, что аппараты богов во плоти андцы видели издали, они не могли различить их детали и отметили на своих изображениях только характерную позу человека.
Внешний вид персонажа штандартов воспроизводит защитный костюм богов во плоти, который может быть комбинезоном полетчика в шлеме или скафандром. Он передан как рубашка, покрытая круглыми металлическими подвесками, которые символизируют чешую дракона, а также тапаррабо и пояс из треугольных подвесок, которые символизирую зубчатые гребень и хвост дракона. Это указывает на то, что персонаж является человеческим воплощением дракона, который в Андах, как и в Азии, может летать без крыльев. Шлем передан с помощью круглой каски и обода вокруг лица. Его наушники представлены как большие плоские уши круглой формы или орехеры. Оружия персонаж не имеет, но воспринимается нами как воин, благодаря тому, что образ Божества уллючо стал основной для церемониального костюма знатного воина Моче.
Фото 6. Фрагмент со штандартами реконструкционного рисунка фардо молодого правителя
Погребальное приданое молодого правителя содержало два штандарта прямоугольной формы с одной и четырьмя фигурами божества (фото 6 – 10).
Фото 7[x]. Первый штандарт молодого правителя
На штандартах молодого правителя нос божества-человека делается крючковатым и на его шее появляется ожерелье из совиных голов. А на фронтальной головной пластине молодого правителя Божество уллючо приобретает отчетливо выраженный клюв совы вместо носа. То есть к образу человека добавляются черты птицы как символа полета в андской религии и соответственно иконографии.
Фото 8[xi], 9[xii] и 10[xiii]. Три фигуры из четырех второго штандарта молодого правителя
Стремление показать способность божества к полету понятным образом, т.е. с помощью птичьей символики, характерно для всей иконографии Андского мира. Оно проявилось уже в первые годы существования династии Сипана. В качестве символа полета и основного символа династии была выбрана сова – хищная ночная птица, которая связана с миром внизу. Фигура совы украшает головной убор Молодого нобля – основателя династии, погребенного на самом нижнем, девятом уровне мавзолея Уаки Рахады в гробнице № 15. Юноша был похоронен с дубинкой и щитом (рисунок справа) и поэтому также носит условное имя Знатного воина. На его фронтали полукруглой формы (рисунок слева) сова совмещена со знаком, указывающим на способность божества летать без крыльев, – фигурой в форме туми, которая передавала зрительное восприятие вращающегося винта аппарата богов во плоти. Этот знак не являлся универсальным и поэтому был продублирован символом птицы. Образ совы-воина, принятый Молодым ноблем, лег в основу облика божества-родоначальника династии и его визуализации в погребальном облачении ее членов и на сопутствующих ювелирных украшениях и других инсигниях. В дальнейшем образ совы-воина сливается с обликом Божества уллючо, рождая одно из его воплощений – божество, называемое Человеком-совой, Совой-воином, Совиным богом, Аяпаэком, а чаще – персонажем «D» согласно его обозначению на прорисовке известной росписи бутыли (см. фото 13).
Фото 11[xiv]. Наригера Старого властителя Сипана. Материалы: золото, серебро, бирюза
Изображение родоначальника династии в облике Совы-воина появляется уже на наригере Старого властителя Сипана (фото 11). Он одет и вооружен так же, как Молодой нобль, и носит похожий головной убор. Фигура совы с распростертыми крыльями здесь практически повторяет изображение этой птицы на фронтали Молодого нобля. Однако с головного убора родоначальника на наригере пропал очень важный элемент – знак туми. Исчез он и с головного убора самого Старого властителя Сипана (фото 12). На его полукруглой фронтали знак туми заменен другим символом полета без крыльев – расходящимися в стороны (V-образными) выступами, которые также «копировали» лопасти винта, но, видимо, другой конструкции. (Подробнее см.: 3. Декапитадор.) Такой головной убор становится на долгое время традиционным для династии и наиболее употребительным для Совиного бога в иконографии Моче. Наиболее полно образ Совы-воина воплощен в облике, создаваемом фардо правителя, похороненного на уровне-3 в гробнице № 14, известного под условным именем Жреца-воина.
Фото 12[xv]. Реконструкция облачения и инсигний Старого властителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана
Следует отметить, что совмещение религиозной и политической власти было типично для правителей всего Андского мира. Однако у цивилизации Моче, в которой войны, ритуальные бои и соответственно воины играли первостепенную роль, правитель-жрец был еще, как правило, и верховным главнокомандующим. Последний из династии Сипана – молодой правитель, оставаясь царем, наместником божества-прародителя на земле, верховным жрецом и верховным главнокомандующим, делегировал часть своих полномочий двум приближенным. Одни из них получил статус главного жреца, а другой – главнокомандующего.
Фото 13[xvi]. Церемония вручения керо с кровью побежденных воинов главным богам Моче. Фрагмент прорисовки развертки росписи бутыли из Музея этнологии, Мюнхен, Германия. Опубликована в кн.: Donnan C. Moche Art of Peru / University of California, Museum of Culture History. Los Angeles, 1978
Разделение функций правителя в мире сейчас было подкреплено идеологически. Божество-прародитель также было разделено на два божества. И это закрепилось в религии Моче, о чем свидетельствуют изображения скульптурных и расписных сосудов. Сам Властитель Сипана был погребен в облике Божества уллючо – в образе воина, но без дубинки и щита, которых Божество уллючо не имело. Данному образу соответствует Лучистый бог в иконографии Моче (персонаж «А» на прорисовке росписи бутыли, фото 13). Жрец был обряжен для путешествия на землю предков как Сова-воин без оружия. В результате появился Совиный бог, которому ученые приписывают функции жреца (персонаж «D» на прорисовке). Однако божество Сова-воин также присутствует в иконографии Моче. Думается, обоих совиных богов можно считать одним божеством в разных проявлениях. Таким образом, стремление жрецов Сипана показать способность божества-родоначальника к полету понятным образом, т.е. с помощью птичьей (совиной) символики, породило новых богов и создало путаницу в головах ученых, которые до сих пор не могут разобраться в пантеоне Моче.
Фото 14[xvii]. Фронталь молодого правителя. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
Фронталь молодого правителя (фото 14) своим абрисом весьма напоминает украшение головы старого правителя. Она в принципе имеет ту же полукруглую форму, те же V-образные выступы сверху и несет на себе изображение Божества уллючо. В этом видно стремление молодого правителя указать на свою принадлежность к династии, проявить почтение к ее традициям и заявить о том, что он возложил на себя те же функции правителя-жреца, что и его предшественники и, в особенности, старый правитель.
Нет ничего удивительного в том, что молодой правитель считал необходимым подчеркнуть свое родство именно со старым правителем. Об этом говорит, например, тот факт, что он взял такие же штандарты с Божеством уллючо, тогда как в других гробницах мавзолея подобные штандарты найдены не были. Кроме того, чальчальчи и сонахеры молодого правителя являются почти полными копиями тех, что содержались в фардо старого правителя. Судя по числу предметов в погребальном приданом и их роскоши, Старый властитель Сипана был правителем не меньшего масштаба, нежели молодой, а славная история его жизни и подвигов в виде легенд, очевидно, достигала ушей молодого правителя. Однако Властитель Сипана, несомненно, во всем хотел превзойти предшественника и выделить особенности своей личности и своего правления, не забывая, конечно, о соблюдении закона преемственности. Такого рода мотивы особенно хорошо прослеживаются на главной инсигнии каждого правителя – на головном уборе Властителя Сипана.
Фото 15[xviii]. Торжественное появление Властителя Сипана перед подданными. Он восседает на троне, который несут четверо слуг. Впереди идут жрец и жрица, посыпающие землю перед правителем порошком из раковин спондилуса. Кадр из документального фильма «Властитель Сипана» (2008)
Божество уллючо показано на фронтали властителя очень подробно и в полный рост, а также дополнено орнаментами и связано с фигурой несущего его монстра. В результате фронталь молодого правителя гораздо полнее раскрывают для посвященных силы и функции Божества уллючо, нежели фронталь старого правителя. Для непосвященных, т.е. для тех, кого называют народом, подданными, послание фронтали Властителя Сипана также становится гораздо более понятными, нежели послание геометричного головного убора традиционного дизайна. Вместо полукруга с неизвестно что обозначающими прямоугольными выступами народ видел на фронтали родовое божество династии – то же, что и на штандартах правителя, – подчинившее себе огромного монстра. В глазах подданных такой головной убор, конечно, увеличивал престиж их царя.
Фото 15. Аяпаэк. Фрагмент росписи флореро, представляющего битву между божествами. Код каталогизации: ML018882. Размеры: 24,9×44,6×44,4 см. Вес: 3550 г. Основной материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко, Лима, Перу[xix]
Однако фронталь с V-образными выступами не утратила своей значимости и осталась главным головным убором Совиного бога и Аяпаэка (фото 15) как одного из его воплощений в иконографии Моче. В то же время головной убор с двумя раскрытыми кистями в иконографии Моче, как правило, носят не божества, а представители знати Моче и в основном на своих скульптурных изображениях (фото 16). При этом руки располагаются не на фронтальной пластине, а крепятся прямо к короне и размещаются по бокам головы персонажа.
Фото 16[xx]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, изображающая жреца-астронома во время церемонии чачандо. Код каталогизации: ML001062. Размеры: 19×19×10 см. Вес: 673 г. Материалы: керамика, перламутр. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[xxi]
[ii] http://peru.com/2012/07/10/actualidad/nacionales/descubrimiento-senor-sipan-recordado-cada-20-julio-lambayeque-noticia-74397
[iii] Sandoval Damian, Virginia Maria. Los mochicas de Lambayeque y el Señor de Sipan. Universidad de Cajamarca. Chiclayo, 2010 (http://es.slideshare.net/virsandoval/monograf-los-mochicas-de-lambayeque-y-el-seor-de-sipan); Face to face with Peru’s Lord of Sipan 1,900 years after his death. 28.09.2016 (http://www.euronews.com/2016/09/28/face-to-face-with-peru-s-lord-of-sipan-1900-years-after-his-death).
[iv] Shimada I., Shinoda K., Bourget S., Alva W., Uceda S. MtDNA Analysis of Mochica and Sicán Populations of Pre-Hispanic Peru. 2005 (http://www.academia.edu/400002/MtDNA_Analysis_of_Mochica_and_Sic%C3%A1n_Populations_of_Pre-Hispanic_Peru).
[v] http://www.eltelegrafo.com.ec/noticias/larga-distancia/1/tumbas-reales-de-sipan-un-descubrimiento-del-siglo-xx
[vi] Стоп-кадр из фильма «Documental del Señor de Sipán».
[vii] Стоп-кадры из фильма «Documental del Señor de Sipán», опубликованного 16 июня 2014 г. (https://www.youtube.com/watch?v=jmAFsLM5xV8).