Техника и технологии богов

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара, про­дол­же­ние

 

image001Тех­ника и тех­но­ло­гии богов

1. Обра­ботка камня

Чавин-де-Уантар явля­ется резуль­та­том дол­гой исто­рии стро­и­тель­ства и рекон­струк­ции в про­цессе экс­плу­а­та­ции до того вре­мени, как он был забро­шен около 200 г. до н.э. Здесь соче­та­ются гру­бая руч­ная и высо­ко­тех­но­ло­гич­ная обра­ботка камня.

image005Фото 1[i]. Уча­сток срав­ни­тельно хорошо сохра­нив­шейся кладки восточ­ного фасада Касти­льо с бло­ками машин­ной обра­ботки (2008)

Так, внеш­ние стены Касти­льо сло­жены в основ­ном из довольно круп­ных бло­ков, основ­ная часть кото­рых была обра­бо­тана путем ска­лы­ва­ния камня. Эта тех­но­ло­гия доста­точно при­ми­тивна и не дает глад­кой поверх­но­сти. Между тем дру­гая часть бло­ков имеет стро­гую пря­мо­уголь­ную форму с иде­ально ров­ными кра­ями и отшли­фо­ван­ными гра­нями. При этом сде­ланы они из твер­дого серого гра­нита. Такими бло­ками обли­цо­ваны цоколь Касти­льо и стены пря­мо­уголь­ной и круг­лой утоп­лен­ных пло­ща­дей. Из них сде­ланы сту­пени лест­ниц. Подоб­ного резуль­тата нельзя добиться с исполь­зо­ва­нием при­ми­тив­ных даже брон­зо­вых инстру­мен­тов, а тем более камен­ных, кото­рые выстав­лены в мест­ном музее. Речь может идти только о машин­ной обра­ботке[1].

Фото 2[2]. Гра­нит­ные блоки, полу­чен­ные путем машин­ной обра­ботки, в обли­цовке стен Боль­шой пря­мо­уголь­ной утоп­лен­ной пло­щади и в сту­пе­нях ее лестницы

Более того, гра­нита побли­зо­сти нет и каме­но­ломни, где он добы­вался, до сих пор не нашли. А белый гра­нит и чер­ный извест­няк, блоки, из кото­рых были исполь­зо­ваны в Чавин-де-Уантаре, и вовсе рас­це­ни­ва­ются как мате­ри­алы «экзо­ти­че­ского про­ис­хож­де­ния»[3]. При этом неко­то­рые моно­лит­ные сту­пени лест­ниц дости­гают 10 м в длину. Да и среди плит, кото­рыми обли­цо­ваны соору­же­ния, попа­да­ются столь же мас­сив­ные блоки. Сле­до­ва­тельно, и весили они несколько тонн. Люди вруч­ную вряд ли могли их сюда доста­вить изда­лека по гор­ной мест­но­сти[4]. Поэтому здесь можно гово­рить только о при­ме­не­нии тех­ники и тех­но­ло­гий богов.

Фото 3[5]. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея Чавина

Эту гипо­тезу под­твер­ждает и каче­ство резьбы по камню, нане­сен­ной, в част­но­сти, на блоки, кото­рыми обли­цо­ваны стены утоп­лен­ных пло­ща­дей, на колонны Пор­тала соко­ли­ных и его при­то­локу. Резьба, бес­спорно, сде­лана при помощи машины. Вруч­ную нельзя выре­зать на гра­ните с подоб­ной точ­но­стью слож­ные кри­вые орна­мента, кото­рые имеют ров­ные поверх­но­сти и оди­на­ко­вые ширину и глу­бину по всей длине.

image008Фото 4. Лест­ница на юго-восточном углу Нового храма (2005)[6]

Таким обра­зом, в Чавине есть отчет­ли­вые дока­за­тель­ства при­ме­не­ния кам­не­рез­ных инстру­мен­тов богов во плоти.  Но в то же время есть сви­де­тель­ства под­нов­ле­ния, пере­делки и исполь­зо­ва­ния цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса и после их исчез­но­ве­ния, в те вре­мена, когда тех­ника и тех­но­ло­гии богов были утра­чены. Ремонт кладки стен осу­ществ­лялся с помо­щью при­ми­тивно обра­бо­тан­ных бло­ков. В резуль­тате они сосед­ствуют там с бло­ками машин­ного про­из­вод­ства и битым кам­нем. Кроме того, блоки с рез­ными фигу­рами, кото­рые когда-то имели свое место в строй­ной системе рели­ги­оз­ной сим­во­лики, отра­жен­ной на обли­цовке цере­мо­ни­аль­ных поме­ще­ний, исполь­зо­ва­лись для вос­ста­нов­ле­ния дру­гих кон­струк­ций, напри­мер, в каче­стве сту­пени лест­ницы на юго-восточном углу Касти­льо (фото 4 и 5).

Фото 5[7]. Рез­ные змеи сту­пеньки лест­ницы, засня­той на фото 4 (2010)

 

image0282. Гид­ро­тех­ни­че­ские соору­же­ния

2.1. Гипо­тезы об их назначении

«Чавин-де-Уантар про­су­ще­ство­вал с 850 года до н. э. до 200 года до н. э., – пишет Галина Ершова. – Это был самый рас­цвет куль­туры Чавин. Если смот­реть на этот архи­тек­тур­ный ансамбль с высоты пти­чьего полета, то он дей­стви­тельно напо­ми­нает корабль, устрем­лен­ный носом точно на запад. Он пред­став­ляет собой вытя­ну­тый пря­мо­уголь­ный ком­плекс, окру­жен­ный с двух сто­рон при­то­ками реки Мара­ньон, несу­щими свои воды с вер­шин гор на северо-запад, вдоль анд­ских хреб­тов. С запада про­те­кает река Вачехса, при этом юго-западный угол архи­тек­тур­ного ком­плекса прак­ти­че­ски погру­жен в реку. С востока постройки Чавина, нахо­дя­щи­еся на несколько мет­ров ниже запад­ной плат­формы, огра­ни­чены рус­лом более узкого ручья Мосна. Образ плы­ву­щего корабля явля­ется исклю­чи­тельно пло­дом нашей фан­та­зии. Впро­чем, иска­тели ино­пла­не­тян смогли бы обна­ру­жить в этой кар­тинке даже схему рас­по­ло­же­ния сол­неч­ной системы между галак­ти­че­скими рука­вами. Тогда как древ­нему перу­анцу здесь, ско­рее всего, уви­делся бы образ птицы, кото­рая, широко рас­ки­нув кры­лья, взле­тает с вод­ного про­стран­ства, устрем­ля­ясь к гор­ным вер­ши­нам»[8].

image016«Илл. 63. Аэро­фо­то­съемка и схема посе­ле­ния, Чавин»[9]

Нет сомне­ний в том, что Чавин-де-Уантар был цере­мо­ни­аль­ным цен­тром, рас­про­стра­нив­шим своею вли­я­ние на боль­шие тер­ри­то­рии Анд­ского мира. Однако мно­гих иссле­до­ва­те­лей зани­мает вопрос об изна­чаль­ном назна­че­нии ком­плекса. Ведь прежде чем стать куль­то­вым местом, он, как и мно­гие доко­лум­бо­вые храмы, был отме­чен при­сут­ствием богов во плоти или/и их дове­рен­ных лиц, пре­ем­ни­ков и их дея­тель­но­стью, что и сде­лало его свя­ты­ней. А следы при­сут­ствия в Чавине, если и не самих богов во плоти, то их кам­не­рез­ных инстру­мен­тов, оче­видны. О том, что у Чавин-де-Уантара были не только куль­то­вые функ­ции, застав­ляют заду­маться его место­по­ло­же­ние, с оче­вид­но­стью при­вя­зан­ное к мест­ным рекам, и слож­ная под­зем­ная гид­ро­тех­ни­че­ская система, бук­вально про­ни­зы­ва­ю­щая всю его площадь.

А. Элфорд счи­тает, что гид­ро­тех­ни­че­ская система было постро­ена задолго до хра­мов. Он отмечает:

«И дей­стви­тельно, архео­логи обна­ру­жили сви­де­тель­ства более ран­них посе­ле­ний в Чавин-де-Уантаре – проба изо­топа угле­рода отно­сит их к 1400 году до РХ. И это дает осно­ва­ние пред­по­ло­жить, что важ­ная роль этого места по мень­шей мере на 800 лет пред­ше­ствует стро­и­тель­ству хра­мов. Что же про­ис­хо­дило тогда в этой отда­лен­ной гори­стой мест­но­сти? Воз­можно, ответ на эту загадку свя­зан с пер­вым эта­пом стро­и­тель­ства – с под­зем­ной сетью пре­вос­ходно выпол­нен­ных камен­ных кана­лов, по кото­рым вода пере­те­кала из бли­жай­шей реки и через пора­зи­тельно совер­шен­ную водо­про­вод­ную систему пода­ва­лась под зда­ние»[10].

Вот что пишет о гид­ро­тех­ни­че­ской системе З. Сит­чин:

«В резуль­тате рас­ко­пок была обна­ру­жена сеть под­зем­ных тун­не­лей, про­ре­зан­ных в толще скалы. Они про­ни­зы­вают всю мест­ность, как застро­ен­ную зда­ни­ями, так и сво­бод­ную, и соеди­няют между собой ряды под­зем­ных поме­ще­ний, обра­зу­ю­щих несколько цепо­чек (рис. 95).

Рис. 95

Отвер­стия тун­не­лей еще больше оза­да­чили архео­ло­гов, поскольку они, по всей види­мо­сти, соеди­няли две реки, обрам­ляв­шие город, одну выше построек (бла­го­даря гор­ной тер­расе), а дру­гую в долине под ними»[11].

image013З. Сит­чин явля­ется авто­ром гипо­тезы о том, что гид­ро­тех­ни­че­ская система исполь­зо­ва­лась для добычи золота:

«Именно высо­кий худо­же­ствен­ный уро­вень най­ден­ных в Чавин де Уан­тар арте­фак­тов, а не слож­ность и необыч­ность построек про­из­вели неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние на уче­ных и под­вели к выводу о том, что куль­тура Чавин состав­ляла основу циви­ли­за­ции север­ных и цен­траль­ных рай­о­нов Перу, а сам город слу­жил рели­ги­оз­ным цен­тром. Однако послед­ние находки, сде­лан­ные в Чавин де Уан­тар, ука­зы­вают на то, что назна­че­ние города было не рели­ги­оз­ным, а, ско­рее, ути­ли­тар­ным. Неко­то­рые иссле­до­ва­тели выдви­нули пред­по­ло­же­ние, что тун­нели пред­на­зна­ча­лись для защиты от навод­не­ний, отводя от зда­ний города потоки воды, кото­рые устрем­ля­лись с гор во время тая­ния сне­гов. Но если угроза затоп­ле­ния дей­стви­тельно суще­ство­вала (ско­рее, после силь­ных дождей, чем от тая­ния сне­гов), то зачем такие искус­ные и опыт­ные стро­и­тели воз­вели город в этом опас­ном месте?

Мы утвер­ждаем, что это было сде­лано наме­ренно. Древ­ние стро­и­тели изоб­ре­та­тельно исполь­зо­вали теку­щие на двух уров­нях реки, чтобы создать мощ­ный управ­ля­е­мый поток воды, необ­хо­ди­мый для про­из­вод­ствен­ных про­цес­сов в Чавин де Уан­таре. Здесь, как и во мно­гих дру­гих местах, про­точ­ная вода исполь­зо­ва­лась для намывки золота»[12].

Про­тив­ники гипо­тезы о добыче золота, счи­тают гид­ро­тех­ни­че­скую систему Чавина избы­точ­ной для этого. Ведь золото можно намы­вать с помо­щью про­стей­ших при­спо­соб­ле­ний в реках. Это так, но ведь все зави­сит от объ­е­мов производства.

image014А. Элфорд тоже явля­ется сто­рон­ни­ком про­из­вод­ствен­ного назна­че­ния Чавина. Однако он не столь кон­кре­тен, как З. Сит­чин, и гово­рит о некоем про­из­вод­стве, свя­зан­ном с необ­хо­ди­мо­стью исполь­зо­ва­ния боль­шого коли­че­ства про­точ­ной воды.

«Может быть, Чавин был когда-то про­мыш­лен­ным цен­тром и раз­гадка его роли как свя­щен­ного цен­тра лежит в его таин­ствен­ном про­шлом? Вряд ли это слу­чай­ное сов­па­де­ние – кажу­ща­яся излишне слож­ной кон­струк­ция водо­про­вода в Чавине и столь же высо­кий уро­вень инже­нер­ной тех­ники водо­про­вода Ака­паны в Тиа­у­а­нако»[13], – утвер­ждает он.

Фото 1. «Под­зем­ные каналы Чавина»[14]

А. Скля­ров счи­тает, что гид­ро­тех­ни­че­ская система имела функ­ции водо­про­вода и кана­ли­за­ции, т.е. слу­жила для быто­вых нужд[15]. Но, несмотря на то, что для стро­и­те­лей Чавина соору­же­ние этой системы, в отли­чие от индей­цев, пред­став­ляло собой вполне орди­нар­ную задачу, все же боль­шин­ство уче­ных пола­гают, что для быто­вых нужд она также была избыточной.

Фото 2[16]. Река Мосна

image020

Г. Ершова счи­тает, что гид­ро­тех­ни­че­ская система слу­жила для нужд культа и опре­де­ле­ния начала сезо­нов сель­ско­хо­зяй­ствен­ных работ:

«Архео­ло­ги­че­ские и гид­ро­гра­фи­че­ские иссле­до­ва­ния пока­зали, что чавинцы были не про­сто вели­ко­леп­ными стро­и­те­лями кана­лов и акве­ду­ков. Они умели исполь­зо­вать и воду лед­ни­ков из вер­хо­вий Вачехсы, по всей види­мо­сти, в обря­до­вых или же кален­дар­ных целях. С наступ­ле­нием теп­лого сезона лед­ники начи­нали таять, и уро­вень воды в Вачехсе под­ни­мался до уровня юго-западного угла Чавина. Тогда счи­тав­ша­яся дев­ственно чистой вода все силь­нее зали­вала широ­кую плат­форму вокруг основ­ных построек, кас­ка­дом спус­ка­лась к пло­щади и затем устрем­ля­лась в реку Мосна, про­дол­жая свой путь на север.

Таким обра­зом, в гале­реях созда­вался резо­нанс, мно­го­кратно уве­ли­чи­вав­ший шум потока, – в эти моменты вся хра­мо­вая сакраль­ная часть свя­ти­лища бук­вально ревела и гро­хо­тала. Можно пред­по­ло­жить, что гор­ное эхо также про­из­во­дило опре­де­лен­ный аку­сти­че­ский эффект. Когда же тая­ние пре­кра­ща­лось, уро­вень воды опус­кался, и все воз­вра­ща­лось в обыч­ное состо­я­ние. Для зем­ле­дель­цев, сле­дя­щих за вре­ме­нем посе­вов, этот знак имел жиз­ненно важ­ное зна­че­ние»[17].

Бла­го­даря про­грессу в иссле­до­ва­ниях под­зем­ных кана­лов, кото­рые про­во­дятся совре­мен­ными архео­ло­гами, нам предо­став­ля­ется воз­мож­ность узнать о гид­ро­тех­ни­че­ской система Чавина больше, чем знали кори­феи тео­рии палео­кон­такта, и уви­деть Камен­ный канал изнутри на серии фотоснимков.

 

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20а | 20b | 20c | 21 |

[3] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).

[4] Скля­ров А. Указ. соч.

[7] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4444600786/

[8] Ершова Г.Г. Древ­няя Аме­рика: полет во вре­мени и про­стран­стве. М.: Але­тейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67).

[9] Ершова Г.Г. Указ. соч.

[10] Элфорд А. Боги нового тыся­че­ле­тия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).

[11] Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).

[13] Элфорд А. Указ. соч. (http://lib.rus.ec/b/131465/read).

[14] Скля­ров А. Указ. соч.

[17] Ершова Г. Г. Указ. соч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>