3. Галереи храмов и версии об их функциях

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара, про­дол­же­ние

 Тех­ника и тех­но­ло­гии богов, про­дол­же­ние

image0013. Гале­реи хра­мов и вер­сии об их функциях

Ни одна из гипо­тез назна­че­ния гид­ро­тех­ни­че­ской системы Чавина не явля­ется дока­зан­ной. Ее тайна оста­ется нерас­кры­той, так же, как и тайна гале­рей, постро­ен­ных внутри пирамид.

О гале­реях было рас­ска­зано в ста­тьях, посвя­щен­ных Ста­рому и Новому хра­мам. Поэтому здесь скажу о них вкратце.

image012Фото 1. План инте­рье­ров Нового и Ста­рого хра­мов (2010)[i]

Гале­реи явля­ются внут­рен­ними поме­ще­ни­ями пира­мид, при этом прак­ти­че­ски един­ствен­ными. Кроме того, три гале­реи нахо­дятся под поверх­но­стью Атри­ума Лансона.

Лаби­ринты гале­рей – это узкие кори­доры с камен­ными сте­нами, зем­ля­ными полами и огром­ными камен­ными пото­лоч­ными бал­ками. Они пово­ра­чи­вают под пря­мым углом и ведут к неболь­шим ком­на­там и тупи­ко­вым нишам. Воз­дух посту­пает туда бла­го­даря неболь­шим вен­ти­ля­ци­он­ным шах­там, кото­рые выхо­дят наружу. Эти гале­реи, кроме той, в кото­рой нахо­дится моно­лит Лан­сон, пусты[ii].

По офи­ци­аль­ной вер­сии, носи­те­лями и во мно­гом авто­рами кото­рой сей­час явля­ется Джон Рик и его кол­леги по Про­екту архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний и сохра­не­ния Чавин-де-Уантара, гале­реи исполь­зо­ва­лись в риту­аль­ных целях. Одной из основ­ных задач гале­рей было озву­чи­ва­ние цере­мо­ний, про­хо­див­ших в ком­плексе. Это дока­зала работа Архео­аку­сти­че­ского про­екта.

Пред­став­ляет инте­рес также гипо­теза о назна­че­нии гале­рей и всего ком­плекса в целом Андрея Скля­рова.

image027Фото 2. Рекон­струк­ци­он­ный макет Чавин-де-Уантара. Наци­о­наль­ный музей Чавина[iii]

image029По мне­нию А. Скля­ров, храмы Чавина играли роль «назем­ного бун­кера с раз­ме­ще­нием в нем рабо­та­ю­щего в авто­ном­ном режиме обо­ру­до­ва­ния». Он пишет:

«Внеш­ний вид соору­же­ний ком­плекса Чавин-де-Уантара совер­шено не соот­вет­ствует нашим пред­став­ле­ниям о хра­мах, хоть они и имеют такие назва­ния. Ну какие это храмы?.. Вот бас­сейн – сразу видно, что бас­сейн. Цен­траль­ная пло­щадь – она и есть пло­щадь. Сомне­ний не воз­ни­кает. А что это за храмы с абсо­лютно глу­хими сте­нами без каких-либо окон, да еще и со «вхо­дом» на крыше или сразу под ней?!

Немало вопро­сов вызы­вает и кон­струк­ция этих «хра­мов». Про­стран­ство внутри внеш­них стен соору­же­ний Чавина запол­нено зем­лей и битым кам­нем, и уже эта толща про­ни­зана мно­го­чис­лен­ными «под­зем­ными» (хотя основ­ная часть их нахо­дится реально выше уровня земли) гале­ре­ями. Наряду с высо­кими и довольно широ­кими кори­до­рами здесь есть довольно узкие шахты, пред­на­зна­чен­ные, ско­рее всего для вен­ти­ля­ции и стока воды. Кори­доры снаб­жены нишами и лест­ни­цами и ведут в дру­гие тун­нели или в неболь­шие поме­ще­ния. Все это без искус­ствен­ного осве­ще­ния погру­зи­лось бы в непро­гляд­ную тьму, и лишь кое-где через узкие вен­ти­ля­ци­он­ные отвер­стия про­би­вался бы ред­кий луч света.

Более того, стены и пере­кры­тия сло­жены из очень грубо обра­бо­тан­ных бло­ков, хотя и дости­га­ю­щих порой веса в несколько тонн. Да и кладка не очень хорошо выров­нена. Воз­ни­кает пол­ное ощу­ще­ние, что все это абсо­лютно несов­ме­стимо с поня­тием «жилое поме­ще­ние», равно как и с поня­тием «место для богослужения».

image031Фото 3[iv]. Гале­рея Касти­льо (2008)

Если и про­во­дить какие-то ана­ло­гии в рам­ках при­выч­ных нам поня­тий, то внут­рен­ние кори­доры, ком­наты и ниши в целом больше похожи на какое-то склад­ское или даже про­из­вод­ствен­ное поме­ще­ние, из кото­рого про­сто все вынесли. При­чем поме­ще­ние, кото­рое не пред­на­зна­чено для непре­рыв­ного там пре­бы­ва­ния (людей или богов – не важно), а скон­стру­и­ро­вано либо для дли­тель­ного хра­не­ния чего-то типа «стра­те­ги­че­ского запаса», либо для раз­ме­ще­ния обо­ру­до­ва­ния, рабо­та­ю­щего боль­шей частью в авто­ном­ном режиме и тре­бу­ю­щего лишь ред­кого пери­о­ди­че­ского кон­троля за его функ­ци­о­ни­ро­ва­нием. А если учесть осо­бен­но­сти общей пла­ни­ровки внут­рен­них поме­ще­ний, то, пожа­луй, наи­бо­лее под­хо­дит именно вто­рой вари­ант – вари­ант поме­ще­ния для рабо­та­ю­щего авто­номно оборудования.

Вер­сия свое­об­раз­ного назем­ного бун­кера с раз­ме­ще­нием в нем рабо­та­ю­щего в авто­ном­ном режиме обо­ру­до­ва­ния поз­во­ляет объ­яс­нить и опре­де­лен­ную «небреж­ность» его внут­рен­них поме­ще­ний, то есть исполь­зо­ва­ние грубо обра­бо­тан­ных бло­ков теми стро­и­те­лями, кото­рым сде­лать ров­ные гра­нит­ные плиты не состав­ляло ника­ких про­блем. Тут в иде­ально ров­ных сте­нах и пере­кры­тиях про­сто не было ника­кой необ­хо­ди­мо­сти – обо­ру­до­ва­нию для работы эсте­тики и кра­соты усло­вий не требуется.

И послед­нее. В вари­анте такого бун­кера можно допу­стить и объ­яс­нить то отсут­ствие сре­дин­ных участ­ков лест­ниц, веду­щих на верх Касти­льо, о кото­ром упо­ми­на­лось ранее. Боги – то есть пред­ста­ви­тели высо­ко­раз­ви­той циви­ли­за­ции – были абсо­лютно не заин­те­ре­со­ваны в том, чтобы остав­лен­ное в режиме авто­ном­ной работы обо­ру­до­ва­ние было потре­во­жено какими-то любо­пыт­ными «гово­ря­щими мар­тыш­ками» в лице мест­ных индей­цев. А посему лест­ницы, веду­щие наверх, не имели вообще ника­ких «сре­дин­ных участ­ков» – их начало так и «пови­сало в воз­духе» с момента стро­и­тель­ства, затруд­няя доступ туда незва­ным гостям из числа мест­ных обитателей.

Вполне воз­можно, что и столь труд­но­до­ступ­ный гор­ный район изна­чально выби­рался в каче­стве места для стро­и­тель­ства бун­кера с целью све­де­ния к мини­муму воз­мож­но­сти про­ник­но­ве­ния сюда неже­ла­тель­ных лиц.

Но это так – лишь воль­ное раз­ви­тие вер­сии, в кото­ром нет осо­бой необходимости…

Един­ствен­ное, что, на пер­вый взгляд, сму­щает в вер­сии стро­и­тель­ства «бун­кера» циви­ли­за­цией богов – нали­чие явных при­зна­ков вто­рич­ного исполь­зо­ва­ния строй­ма­те­ри­а­лов во внут­рен­них поме­ще­ниях. Во-первых, наряду с грубо обра­бо­тан­ными камен­ными глы­бами тут попа­да­ется несколько хорошо обра­бо­тан­ных бло­ков. А во-вторых, в сте­нах есть блоки, на кото­рых сохра­ни­лись остатки баре­лье­фов, – эти блоки явно нахо­дятся не на своем «род­ном» месте.

image016Фото 4. «Ров­ные блоки и остатки баре­лье­фов в кладке внут­рен­них поме­ще­ний»[v]

Но этот «сму­ща­ю­щий момент» вполне объ­яс­ним в рам­ках вер­сии, согласно кото­рой индейцы не выстра­и­вали пол­но­стью заново «храмы», а лишь про­вели их неболь­шой ремонт, исполь­зо­вав ров­ные блоки и блоки с остат­ками баре­лье­фов так, как им взбрело в голову.

Тогда полу­ча­ется, что бун­кер не был раз­ру­шен до самого сво­его осно­ва­ния. Основ­ная часть его кон­струк­ций сохранилась.

То же, что индейцы затем исполь­зо­вали отре­мон­ти­ро­ван­ный таким обра­зом бун­кер для своих соб­ствен­ных нужд, сомне­ний не вызы­вает – в ходе архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок во внут­рен­них поме­ще­ниях Чавин-де-Уантара было най­дено немало мест­ной кера­мики. Но и было бы стран­ным, если бы индейцы этого не делали. Есть хоро­шее соору­же­ние – чего бы его не исполь­зо­вать. И не только в каче­стве дей­стви­тельно храма, но и про­сто для жизни.

Помимо индей­цев над вос­ста­нов­ле­нием «хра­мов» потру­ди­лись явно и совре­мен­ные рестав­ра­торы»[vi].

image037image037

Посе­ще­ние богами во плоти (и/или их бли­жай­шими пре­ем­ни­ками) Чавин-де-Уантара не вызы­вает сомне­ний. Они при­бы­вали в Чавин несколь­кими вол­нами. Волн можно выде­лить, по край­ней мере, две. Они соот­вет­ствуют двум пери­о­дам в исто­рии Чавина – эпохе Ста­рого и эпохе Нового хра­мов. При­над­ле­жали ли боги к одному или раз­ным звезд­ным домам, опре­де­лять бес­смыс­ленно, учи­ты­вая анд­ский прин­цип соблю­де­ния пре­ем­ствен­но­сти в плане рели­ги­оз­ной идео­ло­гии и ее отоб­ра­же­ния в пред­ме­тах культа при пере­ходе вла­сти от одного рода к дру­гому. Важны дру­гие вопросы. Насколько дол­гим и ощу­ти­мым было при­сут­ствие богов? Был ли Чавин-де-Уантар убе­жи­щем для них или/и здесь дей­стви­тельно суще­ство­вало какое-то производство?

Без­услов­ным дока­за­тель­ством дея­тель­но­сти богов во плоти на тер­ри­то­рии опре­де­лен­ного ком­плекса можно счи­тать архео­ло­ги­че­ские сви­де­тель­ства при­ме­не­ния тех­но­ло­гий, кото­рых не могло быть у корен­ных наро­дов на дан­ном исто­ри­че­ском этапе их раз­ви­тия, т.е. в глу­бо­кой древ­но­сти. К таким сви­де­тель­ствам сле­дует отне­сти, прежде всего, стро­и­тель­ные кон­струк­ции из камня, обра­бо­тан­ного маши­ной. В Чавине таких сви­де­тельств гораздо меньше, чем в Тиа­у­а­нако, и они не столь оче­видны. Правда, в резьбе по камню, кото­рая по боль­шей части сде­лана с при­ме­не­нием инстру­мен­тов богов, можно при­чис­лить мно­гие изоб­ра­же­ния на камен­ных сте­лах. Здесь искус­ство Чавина достигло непре­взой­ден­ных высот.

Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что боги Чавин-де-Уантара не обла­дали в пол­ном объ­еме теми тех­но­ло­ги­ями, кото­рые име­лись у богов Тиа­у­а­нако и при­ме­ня­лись в стро­и­тель­стве соб­ственно Тиа­у­а­нако и Пума-Пунку. Так, в Чавине мы не встре­тим гигант­ских мно­го­тон­ных камен­ных плит с отшли­фо­ван­ными гра­нями, кото­рые слу­жили фун­да­мен­тами хра­мов, и плит мень­шего раз­мера, кото­рые состав­ляли стены соору­же­ний, а также мно­го­гран­ных бло­ков уди­ви­тель­ной кон­струк­ции с точно выбран­ными пря­мо­уголь­ными углуб­ле­ни­ями Пума-Пунку и про­чих чудес.

Из камен­ных бло­ков машин­ной обра­ботки в Чавин-де-Уантаре сде­ланы лест­ницы Боль­шой пря­мо­уголь­ной пло­щади, из них состо­яли также кладка и обли­цовка стен Касти­льо. В то же время стены всех внут­рен­них поме­ще­ния – гале­рей и под­зем­ных кана­лов – выло­жены необ­ра­бо­тан­ным кам­нем и неболь­шими камен­ными пря­мо­уголь­ными бло­ками, кото­рые не имеют иде­ально ров­ных поверх­но­стей и гра­ней, т.е. обра­бо­таны вруч­ную. Дру­гими сло­вами, только внеш­няя, парад­ная часть ком­плекса, та, кото­рую видели палом­ники и мест­ные жители, выпол­нена из бло­ков машин­ной обра­ботки, при­чем не таких впе­чат­ля­ю­щих раз­ме­ров, как в Тиа­у­а­нако. В то же время в Тиа­у­а­нако даже внут­рен­ний тун­нель Ака­паны обли­цо­ван огром­ными пли­тами с иде­ально отшли­фо­ван­ными поверх­но­стями. Оче­видно, что если стро­и­тели обла­дают мощ­ной тех­ни­кой и энер­ге­ти­че­скими ресур­сами, то им гораздо проще, быст­рее и надеж­нее исполь­зо­вать ее на всех эта­пах и во всех видах  работ, а не дове­рять их выпол­не­ние руч­ному труду мест­ных жите­лей. Но у богов Чавин-де-Уантара, эти воз­мож­но­сти явно были минимальны.

Каковы были фасады Ста­рого храма, из-за его пла­чев­ного состо­я­ния понять трудно. Между тем, гале­реи ком­наты Лан­сона обли­цо­ваны необ­ра­бо­тан­ным кам­нем. А они были соору­жены вме­сте с пер­вым зда­нием Пира­миды Лан­сона, если согла­ситься с вер­сией о том, что Лан­сон вна­чале стоял посреди откры­того двора, а затем вокруг него был насы­пан холм для пира­миды. То есть боги во плоти в стро­и­тель­стве самого пер­вого вари­анта Пира­миды Лан­сона уча­стия своей тех­ни­кой не при­ни­мали. Гале­реи и под­зем­ные тун­нели всего хра­мо­вого ком­плекса, ско­рее всего, также были соору­жены без при­ме­не­ния тех­ники богов. Если счи­тать, что тун­нели отно­сятся к эпохе Ста­рого храма, а по логике вещей так оно и есть, то полу­ча­ется, что кам­не­рез­ной тех­ни­кой обла­дали только те вла­сти­тели, кото­рые при­были в Чавин в начале эпохи Нового храма. А это гово­рит о том, что и вся высо­ко­ка­че­ствен­ная резьба по камню, вклю­чая  резьбу моно­лита Лан­сона и стел Круг­лой пло­щади, отно­сится к этому же времени.

Сле­дов какого-либо про­из­вод­ства в гале­реях и тун­не­лях не най­дено. Если пустота тун­не­лей гид­ро­си­стемы ком­плекса понятна, то пустота гале­рей застав­ляет заду­маться. Судя по тому, что гале­реи Касти­льо над­стра­и­ва­лись вме­сте с тем, как над­стра­и­ва­лась сама его пира­мида, они были необ­хо­димы. При­чем они были необ­хо­димы не на опре­де­лен­ном этапе, а на про­тя­же­нии дол­гого вре­мени, и при этом их содер­жали пустыми. Неужели и в самом деле они слу­жили только для созда­ния аку­сти­че­ских эффек­тов во время цере­мо­ний? В это как-то не верится.

image039Фото 5[1]. Абрис рако­вины, най­ден­ной архео­ло­гами под тер­ра­сой Круг­лой пло­щади Ста­рого храма

В итоге оста­ется лишь одна вер­сия назна­че­ния Чавина, кото­рая на пер­вый взгляд кажется самой фан­та­сти­че­ской: Чавин-де-Уантар был энер­ге­ти­че­ской уста­нов­кой, как еги­пет­ские пира­миды. Здесь роль пира­миды играли пики гор, кото­рые в глу­бо­кой древ­но­сти, несо­мненно, были гораздо выше, и/или камен­ное «копье», став­шее спу­стя века выре­зан­ным в камне боже­ством Лан­со­ном. Гале­реи также были постро­ены по ука­за­нию богов и исполь­зо­ва­лись ими. Об этом гово­рят их пря­мо­ли­ней­ные и пря­мо­уголь­ные линии и формы. Для нужд культа такая стро­гая гео­мет­рия не пред­став­ля­ется необ­хо­ди­мой. А если посмот­реть на резьбу, укра­ша­ю­щую одну из рако­вин (фото 5), где изоб­ра­же­ние гале­рей, запол­нен­ных какими-то тру­бами слож­ной кон­фи­гу­ра­ции, сопро­вож­да­ется устра­ша­ю­щими мас­ками, то ста­но­вится понятно, что вход в них посто­рон­ним был стро­жайше запре­щен. Поэтому-то они и оста­ва­лись пустыми и туда жрецы, памя­туя ука­за­ния богов, никого не пус­кали. Чем были гале­реи? Частью энер­ге­ти­че­ской уста­новки? Местом раз­ме­ще­ния аппа­ра­туры богов, как счи­тает А. Скля­ров? На эти вопросы, конечно, сей­час отве­тить нельзя, если только не понять, на что похожи эти фигур­ные трубы.

На каком-то этапе содер­жа­ние и обслу­жи­ва­ние уста­новки было пору­чено дове­рен­ным лицам богов во плоти. С тече­нием вре­мени Чавин поте­рял свои воз­мож­но­сти и пере­стал исполь­зо­ваться по пря­мому назна­че­нию, пре­вра­тив­шись в храм, как это было со всеми соору­же­ни­ями богов во плоти, а люди, отве­чав­шие за уста­новку, стали жре­цами. Они вклю­чили в свои риту­алы ту схему дей­ствий, кото­рая была ука­зана им богами для обслу­жи­ва­ния уста­новки, хотя со вре­ме­нем она и пере­стала рабо­тать. Или не перестала?

Еще одним аргу­мен­том в пользу непро­дол­жи­тель­ного при­сут­ствия богов во плоти в Чавин-де-Уантаре явля­ется то, что здесь не были най­дены тупу – про­стей­шие аст­ро­но­ми­че­ские инстру­менты, кото­рые во мно­же­стве были обна­ру­жены в Тиа­у­а­нако и на тер­ри­то­рии Импе­рии Уари. Конечно, нельзя только на основе этого делать вывод о пол­ном отсут­ствии или сла­бо­сти аст­ро­но­ми­че­ской науки в Чавине, но мысль такая возникает.

О том, что жители кон­крет­ного реги­она видели богов, что не могло не отпе­ча­таться в памяти их потом­ков, гово­рят, как пра­вило, изоб­ра­же­ния машин богов, в основ­ном лета­тель­ных аппа­ра­тов, кото­рые доста­точно хорошо узна­ва­емы. При этом чем меньше в них эле­мен­тов, пере­дан­ных с помо­щью понят­ных и при­выч­ных мест­ным жите­лям фигур, взя­тых из окру­жа­ю­щего мира живой при­роды, тем более близ­ким сле­дует счи­тать изоб­ра­же­ние к моменту кон­такта. Соот­вет­ственно, наобо­рот, чем больше в изоб­ра­же­ниях сим­во­лики, тем более отда­лены они по вре­мени от встречи с богами. При­ме­ром могут слу­жить изоб­ра­же­ния богов с помо­щью гео­мет­ри­че­ских форм и линий на ран­нем этапе куль­туры Пара­каса (см.: «Ткани корич­не­вой гаммы»), кото­рые под­чер­ки­вают машин­ную состав­ля­ю­щую боже­ства. В резуль­тате оно выгля­дит как метал­ли­че­ский робот. В более позд­нюю эпоху эти же харак­те­ри­стики боже­ства стали пере­да­ваться с помо­щью плав­ных линий и форм, взя­тых из живой при­роды (см.: «Тек­стиль в стиле Некро­поля»). В итоге боже­ство при­об­рело антропо– или зооморф­ный вид и стало сопро­вож­даться фигу­рами живот­ных и птиц, сим­во­ли­зи­ру­ю­щими его могу­ще­ство. А его состав­ляли, в част­но­сти, уме­ние суще­ство­вать и пере­дви­гаться в вод­ной и воз­душ­ной сре­дах, т.е. спо­соб­но­сти богов во плоти в их соот­вет­ству­ю­щем сна­ря­же­нии и/или в соот­вет­ству­ю­щих аппаратах.

image028Исходя из дан­ного кри­те­рия, можно сде­лать вывод, что ком­по­зи­ции обе­лиска Тельо наи­бо­лее древ­ние, поскольку они содер­жат узна­ва­е­мое изоб­ра­же­ние лета­тель­ного аппа­рата богов во плоти, вер­нее два похо­жих изоб­ра­же­ния. Они хорошо чита­ются людьми XXI в., хотя их и нельзя назвать «зари­сов­кой с натуры», поскольку обе ракеты состав­лены из фигур людей, живот­ных и их частей, в част­но­сти зубов, кото­рые более всего выгля­дят как нечто нежи­вое, меха­ни­че­ское. Поэтому резонно пред­по­ло­жить, что кон­такт, след­ствием кото­рого стали ком­по­зи­ции на обе­лиске Тельо, слу­чился доста­точно давно, настолько, чтобы силы корабля на изоб­ра­же­нии пре­вра­ти­лись в силы боже­ства и были заме­нены сим­во­ли­че­скими фигу­рами и малень­кими ком­по­зи­ци­ями, даже сцен­ками. Чего стоит только один кро­шеч­ный рису­нок сидя­щего в тес­ном про­стран­стве человечка-птицы, хвост и кры­лья кото­рого состав­лены из кон­чи­ков паль­цев с кра­си­выми ногтями!

Впро­чем, учи­ты­вая очень высо­кий уро­вень мастер­ства, изощ­рен­ный и слож­ный изоб­ра­зи­тель­ный язык релье­фов, можно допу­стить, что они были созданы чело­ве­ком, посвя­щен­ным в тайны богов. Слож­ность изоб­ра­зи­тель­ного языка обе­лиска может гово­рить о том, что посла­ние о корабле богов было зашиф­ро­вано наме­ренно. Посла­ние обе­лиска Тельо весьма крас­но­ре­чиво и подробно. Оно повест­вует о корабле богов, пока­зы­вая его внеш­ний кон­тур и сооб­щая отдель­ными фигу­рами и сцен­ками инфор­ма­цию о воз­мож­но­стях корабля. Оно рас­ска­зы­вает о дарах богов мест­ным жите­лям в виде рас­те­ний и др., а также о них самих. При этом оно уни­кально в том числе и для Чавина, что сви­де­тель­ствует о том, что жрец-художник, кото­рый был авто­ром ком­по­зи­ции, и его окру­же­ние могли при­быть в Чавин-де-Уантар из дру­гой свя­тыни и быть носи­те­лями тех рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний и худо­же­ствен­ных сти­лей и при­е­мов, кото­рые сло­жи­лись совсем не в Чавин-де-Уантаре.

Стела Рай­монди – вер­шина искус­ства пере­дачи образа божества-корабля сим­во­ли­че­скими сред­ствами. При всей внеш­ней схо­же­сти ее обра­зов с дру­гими рез­ными изоб­ра­же­ни­ями Чавин-де-Уантара она пред­став­ля­ется мне чуж­дой им по манере пере­дачи и ком­по­новке дета­лей ком­по­зи­ции. (В ней мне видится что-то индий­ское, хотя, навер­ное, это что-то сле­дует счи­тать месо­аме­ри­кан­ским.) Ближе всего по стилю стеле Рай­монди моно­лит Лан­сон, кото­рый, дума­ется, был покрыт рез­ным изоб­ра­же­нием в эпоху Нового храма, а не во вре­мена Ста­рого храма, как это при­нято счи­тать. Но изоб­ра­зи­тель­ный ряд обоих этих объ­ек­тов отли­ча­ется от ико­но­гра­фии стел, кото­рыми были обли­цо­ваны Пря­мо­уголь­ная и Круг­лая пло­щади, таких, как боже­ство с рако­вины, боже­ство с как­ту­сом и божество-обезьяна. А именно они стали кано­ни­че­ским для после­ду­ю­щих куль­тур. Однако необ­хо­димо учи­ты­вать, что Чавин-де-Уантар не раз менял своих хозяев.

Новые вла­дельцы соблю­дали анд­ский прин­цип пре­ем­ствен­но­сти рели­ги­оз­ной идео­ло­гии и ее визу­аль­ного вопло­ще­ния на объ­ек­тах культа. Но они все же ста­ра­лись в той сте­пени, кото­рая была допу­стима и не нару­шала тра­ди­цию явно, утвер­дить и под­черк­нуть свою власть и изме­нить визу­аль­ный ряд объ­ек­тов культа соот­вет­ственно изме­не­ниям в рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ниях и в нор­мах пере­дачи образа боже­ства. К ста­рым построй­кам ком­плекса оче­ред­ные вла­сти­тели добав­ляли новые. Ста­рые соору­же­ния под­нов­ля­лись, и преж­ние изоб­ра­же­ния частично заме­ня­лись совре­мен­ными, кото­рые отра­жали оче­ред­ной этап изме­не­ний во вла­сти и рели­гии. Поэтому одно­значно ска­зать, что все стелы Круг­лой пло­щади и моно­лит Лан­сон отно­сятся к эпохе Ста­рого храма только на осно­ва­нии того, что эти арте­факты нахо­дятся в пре­де­лах этого храма, нельзя. Тем более что по тех­нике резьбы стела, изоб­ра­жа­ю­щая боже­ство с рако­ви­нами, кото­рая вхо­дила в обли­цовку Боль­шой пря­мо­уголь­ной пло­щади и соот­вет­ственно была отне­сена к эпохе Нового храма, очень близка к стеле с боже­ством, дер­жа­щим как­тус, Круг­лой площади.

На арте­фак­тах пери­ода Нового храма, к кото­рым с боль­шой долей уве­рен­но­сти нужно отне­сти резьбу Пор­тала соко­ли­ных, мы уже не най­дем очер­та­ний аппа­ра­тов богов. Их силы пере­даны в гораздо более услов­ной манере. Един­ствен­ным «изоб­ра­же­нием с натуры» оста­лись лишь костюмы кры­ла­тых божеств, в кото­рых легко уга­ды­ва­ются ком­би­не­зоны богов во плоти.

Отсут­ствие объ­ек­тов, изоб­ра­жа­ю­щих лета­тель­ные аппа­раты «с натуры», и всего один объ­ект (обе­лиск Тельо), где лета­тель­ный аппа­рата есть, но он сде­лан уже в услов­ной манере, гово­рит о том, что боги во плоти, при­быв­шие в Чавин, не имели кораб­лей. При­чин тому могло быть несколько. Напри­мер, они могли утра­тить лета­тель­ные аппа­раты потому, что их коло­ния не имела связи со своим звезд­ным домом, а тех­ника при­шла в негод­ность со вре­ме­нем. Или же они были вынуж­дены поки­нуть свою базу как побеж­ден­ные в «войне богов», оста­вив там иму­ще­ство. В про­тив­ном слу­чае боги во плоти не пре­ми­нули бы про­де­мон­стри­ро­вать свое могу­ще­ство для под­дер­жа­ния и укреп­ле­ния вла­сти над чавин­цами. То же, ско­рее всего, про­изо­шло и с мощ­ной стро­и­тель­ной тех­ни­кой (если она, конечно, у них была изначально).

Вполне веро­ятно, что отно­си­тельно Чавина можно гово­рить даже не о богах во плоти, а об их зем­ных потом­ках и/или дове­рен­ных лицах, уна­сле­до­вав­ших зна­ния и остав­шу­юся тех­нику богов, кото­рая сво­ди­лась к кам­не­рез­ным и шли­фо­валь­ным инстру­мен­там. Воз­можно, эти потомки и стали теми жре­цами, камен­ные головы кото­рых были раз­ме­щены на фаса­дах Касти­льо. Поэтому-то они наряду с Улы­ба­ю­щимся богом почи­та­лись боже­ствами Чавин-де-Уантара, хотя более низ­кими по рангу, нежели Улы­ба­ю­щийся бог, являв­шийся ора­ку­лом, кото­рому они слу­жили и сооб­ще­ния кото­рого транслировали.

Счи­та­ется, что Чавин-де-Уантар был цен­тром циви­ли­за­ции. Судя по орга­ни­за­ции и слож­но­сти стро­и­тель­ных работ, кото­рые про­из­во­ди­лись с пред­ва­ри­тель­ным пла­ни­ро­ва­нием, высо­кому уровню раз­ви­тия реме­сел и сель­ского хозяй­ства, мно­гие зна­ния богов были сохра­нены и при­ме­ня­лись на прак­тике. Навер­ное, и за этими зна­ни­ями в том числе при­хо­дили сюда палом­ники ото­всюду, а не только, чтобы услы­шать про­ро­че­ства ора­кула. О без­ого­во­роч­ной вла­сти Чавина гово­рит отсут­ствие у него армии. Вли­я­ние Чавина, по мне­нию неко­то­рых уче­ных и, в част­но­сти, Джона Рика, бази­ро­ва­лось на убе­ди­тель­но­сти цере­мо­ний, кото­рые здесь так мастер­ски совер­ша­лись и, глав­ное, были при­вя­заны к оракулу.

Но был ли Чавин-де-Уантар глав­ным рели­ги­оз­ным цен­тром и гос­под­ство­вал ли он над дру­гими цен­трами своей эпохи? Поло­жи­тель­ный ответ на этот вопрос кажется мне теперь не столь оче­вид­ным. И не только из-за срав­ни­тельно сла­бого при­сут­ствия богов во плоти в исто­рии сайта. Архео­ло­ги­че­ские находки, сде­лан­ные в дру­гих ком­плек­сах чавин­ской куль­туры на тер­ри­то­рии нынеш­него Перу, а глав­ное, недав­ние находки в Эква­доре и выводы уче­ных про­екта Самора-Чинчипе, руко­вод­имого архео­логом Фран­сиско Валь­десом, гово­рят о том, что не Чавин был созда­те­лем основ­ных эле­мен­тов той мат­рицы, кото­рой он стал, по мне­нию Хулио Тельо, для после­ду­ю­щих анд­ских куль­тур. Воз­можно, истин­ный центр анд­ской рели­гии нахо­дился в дру­гом месте в то время и не на тер­ри­то­рии Перу. А может быть, в Анд­ском мире той поры не было системы под­чи­нен­но­сти цен­тров и отсут­ство­вала борьбы за власть между ними, а суще­ство­вало только вза­и­мо­дей­ствие, бази­ро­вав­ше­еся на при­вер­жен­но­сти одной рели­гии, – по сути, почи­та­нии богов во плоти, кото­рая и была осно­вой вла­сти в каж­дом отдельно взя­том регионе?

Идея вза­и­мо­дей­ствия, выска­зан­ная Фран­сиско Валь­де­сом, очень мно­гое ста­вит на свои места и заслу­жи­вает серьез­ного осмыс­ле­ния. Так, из нее сле­дует, что Чавин-де-Уантар и дру­гие цен­тры чавин­ской куль­туры на тер­ри­то­рии нынеш­него Перу были частью циви­ли­за­ции, кото­рая имела гораздо более широ­кие тер­ри­то­ри­аль­ные рамки и была гораздо древ­нее их. В то же время важ­ность и вли­я­тель­ность Чавин-де-Уантара необ­хо­димо при­знать очевидными.

Ко всем загад­кам Чавина нужно доба­вить еще одну. Обычно пред­став­ле­ние о куль­туре по боль­шей части состав­ля­ется на основе иссле­до­ва­ния погре­баль­ного при­да­ного ее захо­ро­не­ний. Известны такие гроб­ницы чавин­ской куль­туры, как, напри­мер, Купис­нике, Тембла­дера, и др. Но о захо­ро­не­ниях чавин­ского пери­ода в самом Чавине я не имею ника­ких све­де­ний. Вряд ли они были раз­ру­шены наро­дами после­ду­ю­щих доко­лум­бо­вых куль­тур. Хотя они могли быть раз­граб­лены уакеро нового вре­мени. Но сами погре­баль­ные соору­же­ния в таких слу­чаях, как пра­вило, оста­ются на своих местах. Ско­рее всего, на тер­ри­то­рии ком­плекса ни одной элит­ной чавин­ской гроб­ницы обна­ру­жено не было. Где же Чавин хоро­нил своих вла­сти­те­лей? Уж не в Пара­касе ли?

В дан­ной связи инте­ре­сен тот факт, что стела Рай­монди и стела Яуи рав­но­ценно смот­рятся отра­жен­ными по вер­ти­кали. Только меня­ется образ пред­став­лен­ного боже­ства. Пер­со­наж стелы Рай­монди из сто­я­щего божества-дракона с двумя жез­лам, если повер­нуть ее абрис на 180о, пре­вра­ща­ется в летя­щее божество-дракона с несколь­кими голо­вами (фото 6). А такая подача пер­со­нажа – харак­тер­ный прием худож­ни­ков Пара­каса. Боле того, среди моти­вов выши­вок пери­ода Некро­поля Пара­каса есть те, что были созданы по схо­жему канону (см.: «Божества-чудовища», с. 26 мате­ри­ала «Пара­кас»).

image041             image043Фото 6[2]. Абрис стелы Рай­монди в про­ти­во­по­лож­ных ракурсах

Хулио Тельо счи­тал, что вли­я­ние чавин­ской куль­туры на дру­гие куль­туры Анд­ского мира осо­бенно оче­видно про­яв­ля­ется в Пара­касе. Но, исходя из того, что Чавин и Пара­кас сосу­ще­ство­вали друг с дру­гом на неко­то­ром вре­мен­ном этапе, я думаю, что вли­я­ние могло быть взаимным.

6 января 2014 г.

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |151617 | 18 | 18a | 18b | 18с | 18d | 18e | 19 | 19а | 20 | 20а | 20b | 20c | 21 |


[ii] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).

[v] Скля­ров А. Перу и Боли­вия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov3.htm).

[vi] Скля­ров А. Указ. соч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>