КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков, продолжение
Царствование Монтесумы II (1502 – 1520), окончание
Фото 12[1]. 1507 г.: «…В Уишачтепеке в храме праздник Нового огня. Затмение Солнца. В Текутепеке землетрясение. Затмение Солнца. В реке Тосак потонули воины, 2000». 1508 г.: «…В подчиненном селении умер правитель Тесосомок». 1509 г.: «…Война в Сольтепеке. Сияние в ночном небе, называемое мешпанистли». «В этом году восстало селение Сосола [Çoçola], которое находится в шести лигах от Оашаки, против мешиков, которые оправились против него и не оставили живой души, как говорят старики, которые там находились». Лист 42r, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис
В месяце Панкецалистли 2-го года Тростника (декабрь 1507 г.) состоялся праздник Связывания годов (фото 12). Поскольку этот праздник должен был отмечаться после ряда голодных лет и открыть новую эру, а также был очень существенным элементом реформ, император следил за тем, чтобы он получился особенно грандиозным. Ночью был зажжен Новый огонь.
На следующий день в Великом храме Теночтитлана, на пирамиде Уицилопочтли, начинается жертвоприношение нескольких тысяч пленных, захваченных в оахакских сражениях. Монтесума и тлатоани Тескоко Несауальпилли лично приносят в жертву по двадцать пленных. «Наступил месяц Панкецалистли, – сообщает Мишель Гролиш, – а вместе с ним – годовщина рождения Уицилопочтли и победы на Коатепеке. Кроме того, это 2-й год Тростника, год рождения и смерти бога. Обреченные, которые гуськом взбираются на пирамиду, представляют его братьев-врагов, четыреста уицнауа. У них вырывают сердце и отсекают голову. Потом их тела сбрасываются с пирамиды на большой круглый камень, где жертвы разрезаются на части и уносятся родственниками тех, кто их захватил в плен»[2]. (Подробнее о событии читайте в материале «Праздник Нового Огня».)
Фото 13. Текпатль с резной рукоятью. Материалы: кремень, дерево. Культура: ацтекская. Время создания и место происхождения: около 1520 – 1521 гг., Мехико. Conaculta-INAH / Centro de exposiciones Arte canal[3]
Как уже отмечалось, 1505 – 1507 гг. были годами великого голода в Мексиканской долине, вызванного неурожаем. Сильная засуха и неурожай повторились и в 1513 г. Бедствия отрицательно сказались на завоевательной активности Тройственного союза и привели к возобновлению цветочных войн с городами-государствами долины Пуэблы. В ходе этих войн Монтесума не только получал пленных для жертвоприношений, но и решал политические проблемы, как внешние, так и внутренние. (Подробнее см.: «Цветочные войны».)
Пользуясь тем, что Теночтитлан переживал трудные времена, связанные с голодом, миштекские города Йануитлан и Сосолан (бывшие, вероятно, независимыми) при поддержке Тототепека, попытались поставить предел продвижению ацтеков на юг. Они убили ацтекских купцов, чем фактически объявили войну Теночтитлану. В 1506 г. туда была направлена армия Тройственного союза, которая захватила Йануитлан и разрушила его до основания, не пожалев даже деревьев. Затем ацтеки подступили к Сосолану, однако обнаружили город пустым. Его жители, боясь, что их постигнет судьба соседей, скрылись в горах. Найти их ацтекам не удалось. В Теночтитлане на церемонии жертвоприношения взятых в плен воинов Йануитлана присутствовали в качестве гостей и представители «врагов дома» (городов Тлашкалы, Уэшотцинко и Чолулы)[4].
В 1510 г., по словам Мишеля Гролиша, «войны стали вдруг затухать, как если бы союзники решили сделать передышку». «Авторитет империи начал падать, – отмечает он. – Маги из Куэтлакстлана (в настоящее время – Котакстла, к юго-западу от Веракруса), наблюдая из своей темной дыры, которая служила им обсерваторией, заметили передвигавшихся верхом на лошадях светлокожих бородатых людей, за которыми следовали мешики с багажом этих бородачей. Они истолковали видение как знамение конца империи и принесли в жертву восемь сборщиков налогов. Монтесума не прореагировал на это, и его пассивность позволила начаться мятежам. Это явное преувеличение, поскольку в момент прибытия испанцев авторитет Мешико в Куэтлакстлане оставался неоспоримым»[5].
Тем не мене в 1511 г. Монтесуме пришлось наверстать в больших походах то, что было упущено ранее.
Фото 14[6]. 1510 г.: Затмение солнца. 1511 г.: Пленники из Тлачкиуауко. Подчинение селения Икпатепек, которое находилось на неприступной скале. Поэтому мешики «взобрались в него по лестницам». В этом году были большие снегопады и трижды затряслась земля. 1512 г.: Пленники из Ночистлана. Подчинение селений Кимичинтепек и Нопала, которые находятся в области Тототепек. «В этом году им показалось, что задымились камни, настолько, что дым достигал небес»[7]. Лист 42v, фрагмент
В 1511 г. был предпринят очередной поход в Оахаку. На этот раз его объектом стал город Тлашиако (Тлачкиуауко). Он располагался среди гор верхней Миштеки и был покорен в свое время Монтесумой I Старшим. Эти события отражены на упомянутом ранее единственном листе анналов Кодекса Теллериано-Ременсис, отмеченном значками «пленный враг» в период правления Монтесумы II (фото 14). С 1511 г. здесь связан значок, нарисованный над площадкой для игры в мяч (тлачтли), которую поливает дождь, что толкуется в комментариях как пленники из Тлачкиуауко («Игра в мяч+дождь»).
Воины Тлашиако перехватывают караван с данью городов Коитлауаки и Оахаки на какой-то ведущей к Теночтитлану дороге, которая проходит в 60 км от их города. Монтесума проводит совещания с союзниками и назначает мобилизацию. Войскам приказано в случае сопротивления противника убить половину населения провинции, а другую – взять в плен. В случае сдачи без сопротивления – взять только несколько человек для принесения в жертву Тлакашипеуалицтли (Шипе-Тотеку).
Во время штурма города одна группа воинов устремляется к храму, другая – ко дворцу, не встречая никого сопротивления на своем пути. Храм и дворец предаются огню, город разграблен и несколько человек убиты.
«Вскоре приходят парламентеры миштеков с просьбой к императору о милосердии, – пишет Мишель Гролиш. – Осаждающие, которые не потеряли ни одного человека, требуют сначала возмещения перехваченного добра. Затем принимается решение о размерах дани и о характере принудительных работ. Побежденные обязуются снабжать питанием проходящие мимо их города войска и регулярно поставлять союзникам изделия их ремесленного труда: разного рода круглые щиты и мечи с обсидиановыми лезвиями. Они должны будут, кроме того, брать на постой конвоиров оахакской и теуантепекской дани. Кроме всего прочего, к ним назначают сборщиков налогов и мешикского губернатора.
Фото 15. Щит из перьев. Диаметр: 24 см. Время создания: XVI в. Национальный музей антропологии, Мехико. Снимок из книги: El Arte Plumaria en México, Fomento Cultural Banamex, 1993[8]
В обратный путь союзники отправляются с большим числом пленников и великолепной добычей.
За триумфом в Мешико последовали приготовления к празднику Тлакашипеуалицтли. Воины-храбрецы готовились к бою с «гладиаторами», другие участники репетировали роли, которые им предстояло сыграть в ритуальных действиях. Когда наступил день праздника, тысяча миштеков была казнена в присутствии традиционных врагов. Затем те солдаты, которые привели пленных, получили от императора, в зависимости от своего ранга, богато вышитые накидки, драгоценности, перья и оружие. Монтесума произвел в сеньоры несколько человек»[9].
Несколько иначе выглядят факты, приводимые Хуаном де Торквемадой (Juan de Torquemada, 1562 – 1624) – францисканским монахом, который был миссионером в испанской колониальной Мексике и считался ведущим францисканским летописцем своего поколения. В своем труде «Индейская монархия» («Monarquía indiana»), опубликованном в Испании в 1615 г., он пишет, что «захваченные в процессе этой кампании пленные в количестве 12210 человек были казнены на открытии храма Тламацинтатль и новой площадки под громадный приемник сердец и крови»[9]. По мнению М. Гролиша, «указание на столь большое число принесенных в жертву может быть просто проявлением хвастовства».
1511 г. на листе 42v анналов Кодекса Теллериано-Ременсис связан также с рисунком, рассказывающем о войне в Икпатепеке, который находился рядом с границами города-государства Тотетепек. 1512 г. связан с фигурой пленного врага, стоящего на горе с изображением кактуса опунции (нопала). Согласно толкованию сцены, в этом году были приведены пленники из Ночистлана. Кроме того, мешики подчинили селения Кимичинтепек и Нопал, которые находятся в области Тототепек.
По данным Мишеля Гролиша, в 1511 г. Монтесума и его союзники предприняли карательный поход против отказавшихся платить дань городов-государств Нопаллана и Икпатепека, расположенных в южной части Оахаки. Оба города были успешно усмирены. Вскоре состоялось возвращение в столицу – с богатой добычей и примерно с 5100 пленными из Нопаллана и 3860 пленными из Икпатепека. Возможно, во время этого похода союзники подчинили себе также и другие центры – такие, как Квимичинтепек и Ицквиксочитепек, откуда они привели 400 пленных[10]. (Подробнее об этой экспедиции читайте в материале «Цветочные войны».)
В том же 1511 г. потребовалось направить еще одну карательную экспедицию в Герреро на выручку гарнизону Тлакотепека, которому угрожали восставшие йопи. В результате было взято в плен 200 человек.
«О победах в последующие годы, – пишет Мишель Гролиш, – имеются лишь разрозненные сведения. Постоянная цель союзников – Оахака. В 1513 году они одерживают победу над Алотепеком – небольшим городом, расположенным, возможно, к западу от Теуантепка, рядом с Экатепеком и Тлаколулой, либо, что более вероятно, к северо-востоку от Кецальтепека. Они одерживают также не получившую дальнейшего развития победу над независимым королевством Тототепек, расположенным на побережье Южных морей. В том же 1513 году они совершили рейд в Кецаланап, в результате которого захватили якобы 1332 пленных. В наше время под таким названием существует один город в штате Веракрус, на берегу озера Катемако, и несколько городов в Оахаке, но в документе, повествующем о событии, он относится к стране уастеков.
В следующем году (1514) занят Чиуапоуалоян (также в Оахаке), а жители Куэцкоманкстлауакана пытаются спастись бегством и пытаются закрепиться в Кецальтепеке. Этот город сдается в свою очередь, так же как и Ицтлактлалокан. В этом походе отличился Куаутемок, хотя сам поход из-за близости места действия может смешиваться с тем, в результате которого был покорен Алотепек.
В 1515 году разрушен расположенный к северу от Тототепека город Ченцонтепек (Санта-Крус Ченцонтепек), и захвачен Теокуаутли (возле Нопаллана?) вместе со статуей его бога-покровителя Шипе-Тотека. В следующем году состоялись последние упомянутые в источниках победы – над городами Ксалтианквиско (Санта-Мария Халтиангис, на севере Оахаки) и Митла…»[11].
Фото 16. Встреча Кортеса и Монтесумы. Картина маслом неизвестного художника второй половины XVII в. Коллекция Джея И. Кислака (Jay I. Kislak). Библиотека Конгресса США[12]
Последний раз значок «пленный враг», означающий крупное жертвоприношение военнопленных, появляется в анналах Кодекса Теллериано-Ременсис на листе 43v, на котором записаны события роковых для ацтекской цивилизации 1519 и 1520 гг. (Соответствующий лист в Кодексе Теллериано-Ременсис утрачен и взят из дублирующего его отчасти Кодекса Риоса – фото 17.)
Фото 17[13]. «В год 1 Тростник (1519 г.) враги. Встретил испанцев Мотекусома в день 1 Эекатль. Война с Какамацином. Испанцы расположились во дворце в Теночтитлане». «В год 2 Кремень (1520 г.) бедствия. Избиение индейцев испанцами в главном храме Теночтитлана. Пленники из Уаштепека. Правитель Куитлауак». Лист 89r, фрагмент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана
Среди сцен, относящихся к 1519 г., – изображение испанца с мечом и крестом на белом коне, который нарисован как лама. Напротив испанца показан индеец, протягивающий ему драгоценное ожерелье. «В год 1 Тростник (1519 г.) враги, – говорится в комментарии. – Встретил испанцев Мотекусома в день 1 Эекатль. Война с Какамацином. Испанцы расположились во дворце в Теночтитлане». Рядом с глифом 1520 г. изображена пирамида Великого храма Теночтитлана, со ступеней которой скатываются тела убитых жрецов. У подножья пирамиды нарисован испанец с мечом и убитый им прихожанин. Эта идеограмма рассказывает об избиении ацтеков, пришедших в храмовый комплекс Теночтитлана на праздник Панкецалистли. Конкистадорами руководил Педро де Альварадо. Значок «пленный враг» изображен над глифом города Уаштепека, из чего комментатор кодекса делает вывод, что пленники захвачены в этом месте. Когда, кем и при каких обстоятельствах были захвачены и принесены в жертву пленники из Уаштепека, и сколько их было, неизвестно. Ниже нарисован значок «правитель на троне». Имя правителя, согласно комментарию, – Куитлауак.
Куитлауак (Cuitláhuac, 1476 – 1520) был возведен на трон еще до убийства Монтесумы, которое произошло между 7 и 10 июля 1520 г. Он был младшим братом императора и вместе с ним содержался у испанцев в заложниках. После того как Педро де Альварадо учинил резню в храмовом комплексе Теночтитлана, в городе началось восстание. Монтесума предложил Кортесу освободить брата, чтобы можно было начать переговоры с предводителями сопротивления. Это и было сделано. Однако Куитлауак был избран уэй-тлатоани и возглавил восстание мешиков. Оно привело к бегству Кортеса из Теночтитлана в ночь с 10 на 11 июля 1520 г., которая получила название «Ночи печали». По словам Франсиско Лопеса де Гомары, «Кортес потерял тогда друзей, богатство и власть, а вместе с потерей столицы и все королевство [мешиков]»[14]. Вот, как об этом повествует Мишель Гролиш:
«После смерти императора сражения приобрели необычайную жестокость. Испанцы делали ежедневные вылазки с целью овладения мостами, которые могли обеспечить им выход из города. Все попытки оказывались напрасными. Наконец, когда почти все люди были ранены и из трех дамб, соединявших остров с твердой землей, две были разрушены, Кортес решил бежать ночью по тлакопанской дамбе.
Отход совершался в полном молчании. Погода способствовала предприятию: шел проливной дождь и бушевал сильный ветер. Испанцы уводили с собой детей Монтесумы и уносили почти все реквизированное к тому времени золото. Какама и другие именитые заложники были ликвидированы. Вначале все происходило так, как если бы ацтеки ни о чем не подозревали. Но затем, когда авангард войска Кортеса мог считать себя избежавшим опасности, а последние его отряды выходили из дворца Ашайякатля, испанцы подверглись нападению. Воины возникали повсюду: они бросали камни и дротики, наносили удары копьем и палицей с обсидиановыми вкладышами (maquahuitl), сбрасывали перегруженных награбленным добром пришельцев в каналы. Они были на крышах, в лодках, на дамбе; сражаясь без устали, они рассекали бредущую на ощупь и лишенную возможности маневрировать колонну, брали пленных и сразу уводили в храм Уицилопочтли для принесения в жертву. Беглецы должны были приходить в ужас от стука больших военных барабанов и от душераздирающих криков своих товарищей по оружию, которых можно было заметить в зареве жаровен на вершине пирамиды.
Потери пришельцев были огромны: более шестисот испанцев и две тысячи тлашкальтеков распрощались с жизнью; артиллерия, почти все золото и все остальное было потеряно; все оставшиеся в живых были ранены. Однако Куитлауаку не удалось помешать выходу Кортеса из города. С того самого момента начинаются его неудачи»[15].
К 30 июня 1520 г. Мексиканская долина была освобождена от испанцев. Больше ничего Куитлауак совершить не успел: через 80 дней после избрания он умер от оспы, завезенной в Мексику испанцами.
Фото 16. Взятие Кортесом Мешико-Теночтитлана. Картина маслом неизвестного художника второй половины XVII в. Коллекция Джея И. Кислака. Библиотека Конгресса США[16]
После смерти Куитлауака власть переходит к Куаутемоку (Cuāuhtémōc – «Нисходящий Орел», 1495/1502 – 1525), которого из-за его юного возраста называли Куаутемокцином. Ему не удается сдержать натиск испанцев. При поддержке индейских союзников они подчиняют себе всю Мексиканскую долину. Согласно письменным свидетельствам Берналя Диаса де Кастильо и Эрнана Кортеса, 23 августа 1521 г. конкистадоры захватывают Теночтитлан. Этому предшествовала осада города, которая началась 23 мая 1521 г. К 9 июня Теночтитлан был полностью окружен[17]. Город блокирован, бригантины удерживают на расстоянии лодки, а следовательно, и провиант. Захватчики взбираются на дамбы, атакуют баррикады и разрушают их одну за другой. Ночью осаждающие отходят назад. Утром все повторяется.
Кровопролитные бои продолжаются более трех месяцев. Разбиты идолы Великого храма Теночтитлана и сожжены их святилища. Однако жители города – мужчины и женщины, взявшие в руки оружие, – продолжают яростно сопротивляться. Мешикам удается во время одного из штурмов города устроить ловушку конкистадорам, «отловить живьем» и унести на своих спинах 66 пленных, которых они приносят в жертву в главном храме Тлателолько. (Подробнее см.: 1.2.8.2. Жертвоприношение испанцев и их союзников в главном храме Тлателолько после поражения у «Моста бедствия».)
Убиты десятки испанцев и тысячи индейцев. Истощаются запасы продовольствия у осажденных. Вскоре они вынуждены питаться травой и корнями. Однако они отвергают любые мирные предложения.
Но в конце концов силы врагов стали преобладающими, город был разрушен и завален горами разлагающихся трупов, а император Куаутемок был пленен. Бернардино де Саагун во «Всеобщей истории Новой Испании» утверждает, что «знатнейшие мешики», среди которых был сам император и его сиуакоатль Тлакоцин, сами приняли решение сдаться и отправили Куаутемока на лодке к Кортесу. «И когда посадили Куаутемокцина в лодку, – пишет Саагун, – весь народ заплакал. Люди говорили: «Вот отправляется самый юный властелин, Куаутемокцин, отправляется сдаваться испанцам! Отправляется сдаваться «богам»! <…> Потом вновь началось побоище, и было много убитых. А после наступило время исхода: война была проиграна. Посреди шума и криков слышалось: «Хватит, пора уходить! Пошли!» Услышав это, народ пришел в движение: все люди уходили, одни по воде, а другие по большой дороге. И там еще многие были убиты испанцами, разгневанными на то, что некоторые мешки все еще не расстались со своими маканами [(тасапа – деревянная палица с толстым и круглым концом)] и щитами»[18].
Фото 17. Пленение Куаутемока. Картина маслом неизвестного художника второй половины XVII в. Размеры: 120×200 см. Коллекция Джея И. Кислака. Библиотека Конгресса США[19]
Вот, что сообщает об этих событиях сам Эрнан Кортес в третьем письме-реляции (от 15 мая 1522 г.) императору Священной римской империи Карлу V:
«Когда мы собрались все вместе и бригантины встали наготове позади домов на сваях, где находились враги, я приказал, чтобы после условного выстрела аркебузы наши вошли в ту небольшую часть, которая еще не завоевана, и сбросили врагов в воду, где их уже поджидали бригантины; и наказал я им, чтобы они искали Куаутемокцина и постарались бы захватить его живым, ибо тогда бы война закончилась. А я перед боем поднялся на плоскую крышу… те [мешики], кто согласился, выходили больше пяти часов, а город был наполнен мертвецами и воды [озера] также – одни [утонули], пытаясь спастись вплавь, другие утонули в этом большом озере с лодками, горестно было смотреть на это и невозможно вообразить их страдания; бесконечные вереницы мужчин, женщин и детей направлялись к нам. И стремясь поскорее выйти из опасного места, они толкались, падали в воду и тонули посреди множества мертвых; были у них умершие и из-за соленой воды, которую они пили, из-за голода и ужасного смрада – там умерли больше 50 000 душ. Тела умерших они, не желая, чтобы мы прознали про их нужду, не бросали в воду, где на них могли бы наткнуться бригантины, и не выносили за пределы своего стана, чтобы мы в городе не увидели их; и таким образом на тех улицах, где они находились, мы нашли горы из мертвецов, и не возможно было поставить ногу, чтобы не наступить на мертвеца; а так как люди из города выходили к нам, я заблаговременно на всех улицах разместил испанцев, чтобы помешать нашим друзьям убивать этих несчастных, которых было не счесть. А также сказал я всем военачальникам наших друзей, чтобы они ни под каким видом не позволяли своим убивать тех [мешиков]. которые выходят; но это не смогло помешать, так как их было столь много, что в этот день они убили и принесли в жертву больше 15 000 душ…»[20].
Таким образом, согласно анналам Кодекса Теллериано-Ременсис, первое жертвоприношение военнопленных, сохранившееся в исторической памяти ацтеков благодаря своим масштабам, произошло в 1406 г. Тогда могло быть умерщвлено 8000 пленников. В это время Теночтитлан еще находился под властью Аскапоцалько, которым правил Тесосомок, умерший по разным данным в 1424 или 1426 г. На похоронах царя «принесли в жертву рабов, вырывая у них сердца и бросая в огонь» костра, в котором горело его тело. (Подробнее см.: 1.2.7. Погребение правителей и знати.) Количество рабов неизвестно, но тот факт, что «их тела похоронили в большой могиле»[21], говорит о том, что оно было значительным. Из перечисленных фактов следует, что практика человеческих жертвоприношений была обычной для тепанеков и, скорее всего, в данную историческую эпоху именно они, а не ацтеки, были зачинателями проведения столь масштабных жертвоприношений военнопленных и рабов.
В Кодексе Теллериано-Ременсис далеко не всегда указывается число взятых в плен и принесенных в жертву людей. Эти данные позволяют восполнить сведения из постконкистских хроник. Следует учесть, что в источниках иногда приводится только общее количество пленных, которые не всегда приносились в жертву в полном составе. Часть из них оставалась в живых и получала статус рабов. Их использовали на тяжелых работах, например, в сельском хозяйстве, строительстве, а также как домашнюю прислугу. Рабов тоже приносили в жертву. С этой целью их покупали жрецы храмов для общественных праздничных церемоний, состоятельные люди – для частных ритуалов. Рабы для жертвоприношений считались богатым подарком. Свободный человек в крайней нужде мог продать себя для жертвоприношения в храме, чтобы обеспечить на какое-то время пропитание умирающей от голода семье.
Постоянными многочисленные жертвоприношения у ацтеков стали в период правления Ауицотля, длившегося с 1486 по 1502 г. Этому способствовали интенсивные военные действия Тройственного союза под руководством Ауицотля, которые привели к значительному приращению земель Ацтекской империи и позволили захватывать большое количество пленных. Каждый год, относящийся к периоду правления Ауицотля (за одним исключением), на листах анналов Кодекса Теллериано-Ременсис сопровождается значком «пленный враг». Он свидетельствует о том, что в означенные годы регулярно проводились запомнившиеся своим размахом жертвоприношения военнопленных.
Впрочем, численность пленников, принесенных в жертву на царских церемониях, в промешикских источниках обычно преувеличивалась. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть силу и военную мощь империи, напугать врага и предупредить попытки мятежа, заставить регулярно выплачивать дань, а также склонить правителей еще не завоеванных земель к добровольному вхождению в Ацтекскую империю на положении данников.
Придя к власти, последний доиспанский император Монтесума II продолжал вести военные действия и расширять империю, хотя и не столь интенсивно, как его предшественник Ауицотль, в силу разных причин, которые носили как объективный, так и субъективный характер. Тем не менее, в период его правления жертвоприношения пленных остаются регулярными. Названные в источниках цифры, соответствующие количеству пленных, приведенных в Теночтитлан из разных походов и принесенных в жертву в правление Монтесумы II, нельзя назвать небольшими по нашим меркам. Их численность составляет обычно не менее тысячи человек. Однако по своим масштабам жертвоприношения пленных при Монтесуме II не могут сравниться с жертвоприношениями при Ауицотле. Лишь два акта жертвоприношения отмечены в Кодексе Теллериано-Ременсис значком «пленный враг», который означает, что жертвоприношения были грандиозными и сопоставимыми по числу умерщвленных пленных с жертвоприношениями в царствование Ауицотля. Они относятся к 1511 и 1512 гг. По всей вероятности, такая мера была вынужденной. В период великого голода 1505 – 1507 гг. и некоторое время спустя завоевательная активность Тройственного союза была приостановлена. В результате авторитет империи стал падать, что привело к нескольким мятежам на покоренных землях. Для укрепления авторитета империи и понадобилась демонстрация ее военной мощи. Были предприняты карательные походы с захватом огромного числа пленных. (Не стоит забывать, что захват множества пленных даже без взятия города противника у ацтеков считался победой.) В честь их успешного завершения были устроены торжества с многотысячными жертвоприношениями пленных, показавшими силу империи.
Известно, что иногда не всех пленных, захваченных в походе, приносили в жертву по возвращении в столицу. Часть из них могли оставлять про запас для того, чтобы накопить больше людей для особо значимых церемоний, которые проводились позже.
В жертву ацтеки приносили не только воинов, но также женщин и детей, захваченных в ходе военных операций. По новым данным, их головы тоже использовали для сооружения башни из черепов Великого цомпантли периода правления Ауицотля.
В анналах Кодекса Теллериано-Ременсис далеко не всегда указывается, по какому поводу совершались жертвоприношения, отмеченные значком «пленный враг». Думается, большая часть таких актов, особенно в период царствования Ауицотля, проходила на праздниках в честь военных триумфов ацтекских правителей. При этом жертвоприношения были посвящены Богу войны и Солнца Уицилопочтли. Данный вывод вполне согласуется с военной доктриной ацтеков, провозгласивших себя избранниками Уицилопочтли, которые посредством войны и жертвоприношений должны кормить кровью Солнце и Землю и тем самым поддерживать существование мира. Кроме того, жертвоприношения военнопленных сопровождали календарные праздники и торжества по случаю инаугурации императоров, открытия нового храма, обновления храма и др. Между тем, на церемониях погребения и поминовения императоров, которые в эпоху величия цивилизации ацтеков сопровождались многочисленными человеческими жертвоприношениями, военнопленные не использовались. В жертву приносили в основном рабов, а также слуг.
[2] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-43.php; https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).
[4] Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WjYXzHmYN1D).
[5] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-51.php).
[7] Исторические анналы // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[9] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-52.php).
[10] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-52.php).
[11] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-53.php).
[13] https://digi.vatlib.it/view/MSS_Vat.lat.3738/0181
[14] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).
[15] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-94.php).
[16] http://www.loc.gov/exhibits/kislak/kislak-exhibit.html#obj23
[17] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext7.htm).
[18] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext7.htm).
[19] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_capture_of_the_Mexican_Emperor_Cuauhtemoc.jpg
[20] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext7.htm).
[21] Фернандо де Альва Иштлильшочитль. Сказание о Несауалькойтоле // Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куприенко, В.Н. Талах. Киев: Издатель Куприенко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).