3.3. Миф о 400 мишкоуа и образы гладиаторов

КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
1.2.6. Рели­ги­оз­ные празд­ники
Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, про­дол­же­ние

image001

3.3. Миф о 400 миш­коуа и образы гладиаторов

Карлос-Хавьер Гон­са­лес пола­гает, что цере­мо­ния гла­ди­а­тор­ского жерт­во­при­но­ше­ния в честь Шипе-Тотека вос­со­зда­вала мифи­че­ское собы­тие, кото­рое про­изо­шло, как только появи­лось Пятое Солнце в резуль­тате само­по­жерт­во­ва­ния бога Нана­у­а­цина. Тогда на 400 мимиш­коа была воз­ло­жена обя­зан­ность кор­мить Солнце и Землю. Они ею пре­не­брегли и поэтому были сами при­не­сены в жертву их сест­рой и бра­тьями[i], среди кото­рых был бог отоми и чичи­ме­ков Миш­ко­атль, кото­рый также вхо­дил в пан­теон ацте­ков. В мифе о тво­ре­нии он, как и Шипе-Тотек, ассо­ци­и­ру­ется с Крас­ным Тес­кат­ли­по­кой. Миш­ко­атлю был посвя­щен Кечолли (Quecholli – «Дра­го­цен­ное перо») – 14-й месяц ацтек­ского кален­даря. В цере­мо­ни­аль­ном ком­плексе Тено­чтит­лана храм Миш­ко­атля нахо­дился в его восточ­ной части позади Вели­кого храма.

image031Фото 1[ii]. Празд­ник Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Лист 250r, фраг­мент. Пер­вые записки (Primeros memoriales). Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1558 – 1561 гг. Коро­лев­ская биб­лио­тека Мад­рида, Испания

Изоб­ра­же­ния плен­ни­ков в образе мимиш­коа можно видеть на мини­а­тюре стра­ницы 250r «Пер­вых запи­сок» Бер­нар­дино де Саа­гуна, кото­рая посвя­щена празд­нику Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли (фото 1). Их про­цес­сия, направ­ля­ю­ща­яся к тема­ла­катлю, пока­зана внизу слева. Плен­ники нари­со­ваны в образе Миш­ко­атля, харак­тер­ными чер­тами кото­рого явля­ются чер­ная полу­маска на лице и красно-бело-полосатая рас­краска кожи. Поэтому пер­со­на­жей с такими чер­тами при­нято назы­вать поло­са­тыми пленниками.

При­ме­ча­тельно, что слово «поло­са­тый» («rayado»), как и слово «цара­па­ние» («rayamiento»), про­ис­хо­дит от гла­гола «лино­вать» («rayar»), что не может не наве­сти на раз­мыш­ле­ния. Кроме того, шествие поло­са­тых плен­ни­ков на мини­а­тюре из «Пер­вых запи­сок» Саа­гуна поме­щено в кон­текст рас­сказа о гла­ди­а­тор­ском ритуале. Оба эти факта, веро­ятно, могли бы слу­жить под­твер­жде­нием гипо­тезы о мифи­че­ской состав­ля­ю­щей сце­на­рия гла­ди­а­тор­ского боя, пред­ло­жен­ной Х.-К. Гонсалесом.

Один из вари­ан­тов мифа о 400 мимиш­коа, или миш­коуа («облач­ные змеи») запи­сан в Кодексе Чималь­по­поки. Имена пер­со­на­жей мифа сви­де­тель­ствуют о том, что он был заим­ство­ван ацте­ками у дру­гих наро­дов – отоми или чичимеков.

В мифе гово­рится, что 400 миш­коуа родила в Тол­лане Истак­чаль­чи­ут­ли­и­куэ («Белая Нося­щая жаде­и­то­вую юбку»), одна из ипо­ста­сей Богини вод и пото­ков Чаль­чи­ут­ли­куэ. Сле­дом она про­из­вела на свет еще пять миш­коуа, среди кото­рых был Миш­ко­атль, три его брата и сестра. По ходу собы­тий выяс­ня­ется, что отцом всех миш­коуа было Солнце, а мате­рью – Богиня Земли Тлаль­те­кутли.

Солнце позвало 400 миш­коуа, вру­чило им круг­лые щиты и стрелы, опе­рен­ные дра­го­цен­ными перьями, и ска­зало: «Этим вы накор­мите меня и напо­ите меня!».

«Но они не забо­ти­лись об |испол­не­нии| сво­его долга; а потому только пус­кали стрелы в птиц и раз­вле­ка­лись… Часто они пой­мают ягу­ара, и не отдают его Солнцу. А как пой­мают ягу­ара, разу­кра­сятся перьями, раз­ля­гутся, укра­шен­ные перьями, и спят с жен­щи­нами, и напьются вина из циу­актли [tzihuactli], и ходят вдрызг пья­ные. Тогда Солнце позвало пяте­рых, родив­шихся послед­ними…»[iii]. Оно дало им стрелы из циу­актли, дало им теучим­алли[iv] и ска­зало им:

«Смот­рите, дети мои, теперь вы должны истре­бить четы­ре­ста миш­коуа, ничего не пожерт­во­вав­ших нашей матери и нашему отцу».
Они тут же собра­лись над одним дере­вом ака­ции, где их уви­дели и ска­зали им: «Кто это, так похо­жие на нас?» И был под­хо­дя­щий слу­чай, чтобы раз­вя­зать войну. <…> Вскоре они побе­дили и уни­что­жили |непри­я­те­лей|, и тогда накор­мили и напо­или Солнце»[v].

Дума­ется, что в пред­став­ле­нии ацте­ков 400 миш­коуа были отъ­яв­лен­ными греш­ни­ками. Они не только не кор­мили и не поили Солнце и Землю, но и не соблю­дали поло­жен­ный для этого пост. То есть они укра­шали себя перьями, спали с жен­щи­нами и пили циу­актли. Бер­нар­дино де Саа­гун слово циу­актли пере­во­дит как «малень­кий магей»[vi]. А зна­чит, миш­коуа пили свя­щен­ный пульке, кото­рый было запре­щено упо­треб­лять вне риту­аль­ных дей­ствий и тем более напи­ваться им до пьяна. Циу­актли может также озна­чать белый цвет. Этот цвет тесно свя­зан с Миш­ко­ат­лем (Mixcoatl) – «Облач­ным змеем», одним из имен кото­рого было Белый Миш­ко­атль (Iztac Mixcoatl). Сле­до­ва­тельно, стрелы из циу­актли – это стрелы из магея, или белые стрелы. Такие стрелы были атри­бу­том вер­хов­ного бога отоми Отон­те­кутли[vii] – бога-творца, вла­дыки огня и страны умер­ших. Вме­сте с теучим­алли (teuhchimalli) – щитами из пыли (праха)[viii] – белые стрелы явля­ются маги­че­ским ору­жием, кото­рое Миш­ко­атль и его три брата и сестра полу­чили для Свя­щен­ной войны, в кото­рой их братья-грешники были побеж­дены и при­не­сены в жертву Солнцу и Земле.

Миф о миш­коуа никак не свя­зан с Шипе-Тотеком, кожей, кото­рую он носил, тема­ла­кат­лем и гла­ди­а­тор­ским риту­а­лом. 400 миш­коуа были убиты стре­лами. Сле­до­ва­тельно, их ско­рее сле­дует свя­зать с риту­а­лом рас­стре­ли­ва­ния. Поэтому трудно согла­ситься с гипо­те­зой К.-Х. Гон­са­леса о том, что этот миф лежит в основе сце­на­рия гла­ди­а­тор­ской цере­мо­нии, кото­рая осу­ществ­ля­лась во вто­рой день празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли в Тено­чтит­лане. Между тем, в мифе гово­рится о пер­вой в исто­рии Пятого Солнца Свя­щен­ной войне, кото­рая велась для того, чтобы накор­мить Солнце и Землю кро­вью, серд­цами и жиз­нями вои­нов. И их кор­миль­цем высту­пает бог отоми и чичи­ме­ков Мишкоатль.

Бель­гий­ский исто­рик Мишель Гро­лиш пред­по­ла­гает, что ска­за­ние о миш­коуа было мифи­че­ской состав­ля­ю­щей ина­у­гу­ра­ци­он­ного похода импе­ра­тора, кото­рый вос­со­зда­вал рож­де­ние Свя­щен­ной войны в битве с 400 миш­коуа. Целью похода была победа, зна­ме­но­вав­ша­яся захва­том плен­ных для цере­мо­нии жерт­во­при­но­ше­ния в Храме Уици­ло­по­чтли – клю­че­вого собы­тия тор­жеств по слу­чаю коро­на­ции импе­ра­тора. Она вклю­чала в себя также гла­ди­а­тор­ские бои. Эта цере­мо­ния, по М. Гро­лишу, вос­про­из­во­дила заклю­чи­тель­ную часть мифа, кото­рая повест­вует о жерт­во­при­но­ше­нии 400 миш­коуа для корм­ле­ния Солнца и Земли. Соот­вет­ственно плен­ники были наря­жены в их одежды. Более того, М. Гро­лиш счи­тает, что на любом празд­нике, «вся­кий раз, когда про­ис­хо­дило жерт­во­при­но­ше­ние, обре­чен­ные плен­ники пред­став­ляли мимиш­коа и наря­жа­лись в соот­вет­ству­ю­щие одежды»[ix].

image027Однако, на мой взгляд, это утвер­жде­ние явля­ется спор­ным, поскольку ни в одном из кодек­сов чело­век, при­но­си­мый в жертву, не изоб­ра­жен в образе миш­коуа. Исклю­че­ние состав­ляет доис­пан­ский пик­то­гра­фи­че­ский Кодекс Бор­джиа. Он создан в стиле Миштеки–Пуэблы и отра­жает в боль­шей мере общие рели­ги­оз­ные тра­ди­ции и мифы этих реги­о­нов, нежели Тено­чтит­лана. В каче­стве одного из глав­ных богов в кодексе выве­ден Миш­ко­атль, а не Уици­ло­по­чтли, изоб­ра­же­ние кото­рого даже не встре­ча­ется на его стра­ни­цах. В Кодексе Бор­джиа образ поло­са­того плен­ника (на фото слева[x]) явля­ется осно­вой идео­граммы при­но­си­мого в жертву воина. (Подроб­нее см.: «Воин Утрен­ней звезды: Поло­са­тый плен­ник».)

image017Фото 2[xi]. Гла­ди­а­тор­ский ритуал на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Лист 7, фраг­мент. Книга IX, глава II. Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Фло­рен­тий­ский кодекс. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1575 – 1577 гг. Биб­лио­тека Медичи Лау­рен­ци­ана, Фло­рен­ция, Италия

image035У Бер­нар­дино де Саа­гуна поло­са­тые плен­ники появ­ля­ются в кон­тек­сте гла­ди­а­тор­ского риту­ала только на мини­а­тюре из «Пер­вых запи­сок». К сожа­ле­нию, его основ­ной труд – Фло­рен­тий­ский кодекс – про­ил­лю­стри­ро­ван худож­ни­ками, кото­рые обла­дали весьма смут­ным пред­став­ле­нием о тра­ди­циях ацте­ков. И поэтому их работы имеют мно­же­ство несо­от­вет­ствий с исто­ри­че­скими и этно­гра­фи­че­скими реа­ли­ями. Тек­сты Фло­рен­тий­ского кодекса, осно­ван­ные во мно­гом на сооб­ще­ниях индей­ских инфор­ман­тов, пере­дают только канву собы­тий празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, поскольку детали цере­мо­ний были им уже неиз­вестны. Видимо, поэтому во Фло­рен­тий­ском кодексе Саа­гун не дает опи­са­ния «наряда» гла­ди­а­то­ров. Иллю­стра­ции к главе XXI книги II, посвя­щен­ной празд­нику Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, пока­зы­вают воина – хозя­ина плен­ника в его коже и с рега­ли­ями Шипе-Тотека – щитом–тема­ла­кат­лем и гре­мя­щим посо­хом (на фото слева[xii]). Однако среди них нет изоб­ра­же­ний самого боя. Рису­нок гла­ди­а­тор­ского риту­ала на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли (фото 2) содер­жится в книге IX, главе II, кото­рая посвя­щена ацтек­ским куп­цам. На нем для изоб­ра­же­ния гла­ди­а­тора исполь­зо­ван сте­рео­тип­ный образ ацтека – голого муж­чины в набед­рен­ной повязке и белом плаще. Он не имеет ника­кой связи с обра­зом Шипе-Тотека или дру­гого боже­ства. Исклю­че­ние состав­ляет щит с пятью сфе­рами, кото­рый счи­та­ется щитом Уицилопочтли.

image025 image003Фото 3[xiii]. Тла­на­у­а­на­лицтли. Стра­ница 83, фраг­мент. Кодекс Зуш–Наттолл (Codex Zouche–Nuttall). Музей­ный № Am1902,0308.1. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­ри­алы: кожа оленя, краски. Раз­меры стра­ницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 м. Куль­тура миш­тек­ская. Дата: 1200 – 1521 гг. Фак­си­миле кодекса, выпу­щен­ное изда­тель­ским домом «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Мате­риал: бумага. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия. Фото 4. Гла­ди­а­тор­ский бой прин­ци­пала меши­ков в образе ягу­ара с взя­тым им в плен вра­же­ским капи­та­ном в образе Шипе-Тотека (согласно тек­сту ком­мен­та­рия кодекса). Лист 12r, фраг­мент. Кодекс Тудела Лист 12r, фраг­мент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Тип объ­екта: ману­скрипт. Инвен­тар­ный № 70400. Раз­меры листа: высота 21 см, ширина 15,5 см. Мате­ри­алы: бумага, нату­раль­ные пиг­менты. Дати­ровка: 1530 – 1554 гг. Место про­ис­хож­де­ния и про­из­вод­ства: Мек­сика. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[xiv]

Ана­лиз изоб­ра­же­ний гла­ди­а­то­ров в кодек­сах пока­зы­вает сле­ду­ю­щее. Рисунки миш­тек­ских книг – Кодекса Бек­кера I и Кодекса Зуш-Наттолл (фото 3), а также ацтек­ских книг – Кодекса Тудела (фото 4) и Кодекса Малья­бекки (фото 5) четко пока­зы­вают плен­ника с атри­бу­тами Шипе-Тотека. Среди них неиз­мен­ным атри­бу­том оста­ется шапка йопи­цонтли, к кото­рой в ацтек­ских кодек­сах добав­ля­ется щит с кон­цен­три­че­скими окруж­но­стями (щит–тема­ла­катль). Вме­сте с тем крас­ный цвет кожи, харак­тер­ный для плен­ника в миш­тек­ских кодек­сах, сме­ня­ется на белый, а на коже и воло­сах появ­ля­ются белые перья. Образ плен­ника в Кодексе Малья­бекки (фото 5) соче­тает в себе белый цвет кожи и белые перья с атри­бу­тами Шипе-Тотека – красно-белыми шап­кой йопи­цонтли и щитом–тема­ла­кат­лем. Однако в лето­писи Кодекса Теллериано-Ременсис, пик­то­гра­фи­че­ский текст кото­рой создан ацтек­скими масте­рами, у плен­ника эти атри­буты Шипе-Тотека отсутствуют.

image013Фото 5[xv]. Гла­ди­а­тор­ский бой между при­вя­зан­ным к тема­ла­катлю плен­ни­ком в образе Шипе-Тотека и воином-ягуаром. Лист 30r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип объ­екта: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Фак­си­миле кодекса, напе­ча­тан­ное в т. 23 серии «Избран­ные кодексы», изда­тель­ства Akademische Druck — u. Verlagsanstalt, Грас, Австрия, в 1970 г. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Италия

image040В лето­писи Кодекса Теллериано-Ременсис вся фигура плен­ника ста­но­вится белой, за исклю­че­нием мел­ких эле­мен­тов, таких, как уши, губы, ленты на пек­то­рали и сан­да­лиях, кото­рые имеют крас­ный цвет. При­ме­ча­тельно, что в мифе о тво­ре­нии, изло­жен­ном в Кодексе Чималь­по­поки, бога Нана­у­атля, прежде чем он бро­сился в огонь, чтобы стать Пятым Солн­цем, «рас­кра­сили белой крас­кой и укра­сили перьями»[xvi]. В то же время о таких дей­ствиях в отно­ше­нии бога Науи-Текпатля, кото­рый стал Меся­цем, в кодексе ничего не гово­рится. В связи с этим воз­ни­кает вопрос: идет ли такой образ от Нана­у­атля, при­но­ся­щего себя в жертву, или он явля­ется тра­ди­ци­он­ным, типич­ным для всех жертв по иной причине?

Образ белого воина в перьях и с жерт­вен­ным флаж­ком (на фото слева[xvii]) в лето­писи Кодекса Теллериано-Ременсис явля­ется идео­грам­мой, кото­рая озна­чает победу в войне, а зна­чит – захват боль­шого числа плен­ни­ков для жерт­во­при­но­ше­ния. В испан­ских ком­мен­та­риях к кодексу эта идео­грамма назы­ва­ется «плен­ный враг». Поскольку свои победы в вой­нах ацтек­ские импе­ра­торы обычно отме­чали гран­ди­оз­ными жерт­во­при­но­ше­ни­ями и гла­ди­а­тор­скими боями на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, можно пред­по­ло­жить, что идео­грамма «плен­ный враг» изоб­ра­жает участ­ника гла­ди­а­тор­ского ритуала.

Образ «плен­ного врага» согла­су­ется с опи­са­нием плен­ни­ков, под­го­тов­лен­ных для гла­ди­а­тор­ской цере­мо­нии на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, кото­рое дает Диего Дюран. В главе ХХ сво­его кодекса каса­тельно плен­ных уасте­ков он сооб­щает сле­ду­ю­щее: «Там они выстро­или этих плен­ни­ков в ряд и при­ка­зали им тан­це­вать, и поэтому все тан­це­вали; эти плен­ники были изма­заны мелом и головы покрыты перьями, а в сере­дине макушки были перья, при­вя­зан­ные к воло­сам, белые, испач­кан­ные все от ниж­ней губы до век и вокруг губ окра­шен­ные в крас­ный цвет»[xviii]. Крас­ным цве­том, веро­ятно, пере­да­вался овал эле­мента дыха­тель­ной системы, кото­рый можно видеть на скульп­тур­ных изоб­ра­же­ниях Шипе-Тотека. Веро­ятно, он вос­при­ни­мался как вто­рые губы этого бога. Однако вме­сто шапки Шипе-Тотека йопи­цонтли, как сле­дует из тек­ста Дюрана, плен­ники на макушке головы носили укра­ше­ние из белых перьев, оче­видно аста­шелли, кото­рое явля­ется атри­бу­том Тес­кат­ли­поки и Мишкоатля.

В главе XXXVI Дюран при­во­дит схо­жее опи­са­ние плен­ни­ков, кото­рыми на сей раз ока­за­лись мат­ла­цинки. Но добав­ляет к нему новые подроб­но­сти, сооб­щая, что «головы нама­зали им рас­топ­лен­ной рези­ной (ule) и укра­сили их перьями кур (индю­шек? – Ф.Ó.) и лица изма­зали им той же мазью из резины»[xix]. То есть длин­ные, хво­сто­вые перья при­вя­зы­вали к воло­сам, а корот­кие перья к ним при­кле­и­вали, исполь­зуя для этого кау­чук (застыв­ший сок кау­чу­ко­вого дерева), пред­ва­ри­тельно его рас­то­пив. Рас­топ­лен­ным кау­чу­ком («мазью из резины»), кото­рый имел чер­ный цвет, плен­ни­кам, оче­видно, окра­ши­вали область вокруг глаз. Об этом можно судить на основе изоб­ра­же­ния «плен­ного врага» Кодекса Теллериано-Ременсис. На его лице от виска до виска про­ве­дена широ­кая чер­ная полоса. Она напо­ми­нает мас­ка­рад­ные очки, кото­рые отсы­лают нас к образу Миш­ко­атля и поло­са­тых плен­ни­ков Кодекса Бор­джиа. Кроме того, согласно Дюрану, на плен­ных мат­ла­цин­ков наде­вали «какие-то бан­дажи (bragueros) из раз­но­цвет­ной бумаги».

image013Фото 6[xx]. Шипе-Тотек, сто­я­щий на горе, и гла­ди­а­тор­ский бой во время празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Лист 266v, фраг­мент. Исто­рия Страны бла­го­ден­ствия Новой Испа­нии и ост­ро­вов мате­рика (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Том 2, глава LXXXVII. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

Однако в «наряде», опи­сан­ном Дюра­ном, плен­ники, похоже, участ­во­вали только в тан­цах, пред­ше­ство­вав­ших бою и жерт­во­при­но­ше­нию. Ведь на рисун­ках из его кодекса плен­ник, сто­я­щий на тема­ла­катле, изоб­ра­жен голым – в одной набед­рен­ной повязке и с чистой кожей. В каче­стве при­мера можно при­ве­сти рису­нок из главы LXXXVII, кото­рая посвя­щена празд­нику Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли (фото 6). Он пока­зы­вает бой между плен­ни­ком и воином-ягуаром на фоне горы. На ней стоит Шипе-Тотек, оде­тый в чело­ве­че­скую кожу, с пол­ным ком­плек­тов своих атри­бу­тов: шап­кой йопи­цонтли, гре­мя­щим посо­хом, щитом–тема­ла­кат­лем и лен­тами в форме ласточ­ки­ного хво­ста. Однако ни один из этих атри­бу­тов не вхо­дит в образ плен­ника, кото­рый опи­сы­вает Дюран и кото­рый изоб­ра­жен на идео­грамме «плен­ный враг» Кодекса Теллериано-Ременсис. Правда, Дюран и не гово­рит о том, что плен­ник оли­це­тво­рял Шипе-Тотека или кого-либо другого.

image043Фото 7[xxi]. «Тес­кат­ли­пока, идол пока­я­ния, и его храм». Лист 124v. Кодекс Товара. Тип доку­мента: ману­скрипт. Мате­ри­алы: бумага, аква­рель. Языки: испан­ский, нау­атль. Автор: монах-иезуит Хуан де Товар (Juan de Tovar, около 1546 г. – около 1626 г.). Время и место созда­ния: 1585 г., Мек­сика. Биб­лио­тека Джона Кар­тера Бра­уна, Про­ви­денс, США

Между тем щит, кото­рый дер­жат плен­ники на рисун­ках из Кодекса Дюрана и Кодекса Теллериано-Ременсис, по сво­ему дизайну отли­ча­ется от щита Шипе-Тотека. Он более соот­вет­ствует щиту, кото­рый счи­та­ется атри­бу­том Уици­ло­по­чтли и несет на себе пять сфер, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих пять направ­ле­ний мира: север, юг, запад, восток и центр, где нахо­дится сто­лица импе­рии Тено­чтит­лан. Однако на щите плен­ни­ков сферы при­няли вид белых дву­створ­ча­тых рако­вин, кото­рые сим­во­ли­зи­руют Под­зем­ный мир. В Кодексе Товара с таким щитом пред­став­лен Тес­кат­ли­пока (фото 7), кото­рый ассо­ци­и­ру­ется с Ноч­ным (Закат­ным Солн­цем), тогда как Уици­ло­по­чтли – с Днев­ным (Вос­хо­дя­щим) Солн­цем. На щите Тес­кат­ли­поки пять рако­вин, видимо, сим­во­ли­зи­руют направ­ле­ния Под­зем­ного мира. Сам он изоб­ра­жен сидя­щим на троне в своем храме, оде­тым в крас­ный плащ с чере­пами и костями. Цвет плаща гово­рит о том, что перед нами – Крас­ный Тес­кат­ли­пока, кото­рый ассо­ци­и­ру­ется с Шипе-Тотеком и Миш­ко­ат­лем. Его волосы в Кодексе Товара покрыты белыми перьями, как и волосы плен­ни­ков, пред­на­зна­чен­ных для гла­ди­а­тор­ского жертвоприношения.

Между тем на мини­а­тю­рах индей­ских худож­ни­ков (и на их хоро­ших копиях) те эле­менты, что мы при­ни­маем за круг­лые перья, ско­рее всего, явля­ются рако­ви­нами (см., напри­мер, фото 4). Изоб­ра­же­ния рако­вин на щите гла­ди­а­тора и перьев, при­кле­ен­ных к его воло­сам и коже, прак­ти­че­ски иден­тичны и соот­вет­ствуют глифу белой дву­створ­ча­той рако­вины. При этом «перья» нари­со­ваны не только на дубинке плен­ника, лишен­ной лез­вий, но и на лез­виях бое­вой дубинки воина-ягуара. Воз­можно, в дан­ном слу­чае глиф белой рако­вины несет на себе двой­ную сим­во­лику и обо­зна­чает как перья, так и рако­вины. Видимо, худож­ник исполь­зо­вал его, чтобы свя­зать пер­со­на­жей мини­а­тюры – плен­ника и воина-ацтека с Под­зем­ным миром и Тескатлипокой.

image003Фото 8[xxii]. Крас­ный и Чер­ный Тес­кат­ли­поки играют в мяч. Стра­ница 21 «Шесть обла­стей мира», фраг­мент «4. Тео­т­лачко – Север­ное небо» (по Э.-Г. Зей­леру). Кодекс Бор­джиа (Códice Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­риал: оле­нья кожа. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: нау­атль. Время созда­ния: неиз­вестно, пред­по­ло­жи­тельно до кон­ки­сты. Место созда­ния: пред­по­ло­жи­тельно штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Так, одним из атри­бу­тов Тес­кат­ли­поки, как уже было ска­зано, явля­ется укра­ше­ние для волос, назы­ва­ю­ще­еся аста­шелли. Счи­та­ется, что его делали из комочка белого пуха орла и хво­сто­вых перьев цапли. Аста­шелли укра­шали также концы белой веревки – еще одного сим­вола жерт­во­при­но­ше­ний. Однако на рисун­ках кодек­сов шарик перьев на аста­шелли обычно заме­няет белая ракушка. При­ме­ром может слу­жить мини­а­тюра из Кодекса Бор­джиа, дан­ная на фото 8. Она пока­зы­вает Крас­ного и Чер­ного Тес­кат­ли­пок, игра­ю­щих в мяч. Головы обоих укра­шены аста­шелли и белыми ракуш­ками. К атри­бу­там Чер­ного Тес­кат­ли­поки, кото­рый во время игры совер­шает чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние, добав­лено еще несколько аста­шелли. Они закреп­лены на кон­цах пря­дей его чер­ных волос.

Гла­ди­а­тор­ский бой свя­зы­вает с Тес­кат­ли­по­кой и то, что пару плен­нику на изоб­ра­же­ниях обычно состав­ляет воин в «доспехе» ягу­ара, кото­рый явля­ется науа­лем Тес­кат­ли­поки. При этом две гори­зон­таль­ные черты, нане­сен­ные на лицо воина-ягуара, изоб­ра­жен­ного на мини­а­тюре из Кодекса Малья­бекки (см. фото 5), соот­вет­ствуют рас­краске лица, кото­рая была при­суща Тес­кат­ли­поке (см. фото 8).

Не исклю­чено, что гла­ди­а­тор­ский ритуал в цере­мо­ни­аль­ном ком­плексе Тено­чтит­лана совер­шался не только в Йопико, но и в Храме Крас­ного Тес­кат­ли­поки. В пользу такого пред­по­ло­же­ния гово­рит тот факт, что тема­ла­катль Мон­те­сумы I был уста­нов­лен на тер­ри­то­рии этого храма. Кроме того, оба импе­ра­тор­ских тема­ла­катля – камни Мон­те­сумы I и Тисока несут на себе изоб­ра­же­ния побед в сра­же­ниях, на кото­рых ацтеки-победители пока­заны в образе Тес­кат­ли­поки. (Подроб­нее см.: «Импе­ра­тор­ские тема­ла­катли».)

image033Фото 9[xxiii]. Миш­ко­атль в ипо­стаси Тла­у­иц­каль­пан­те­кутли, Бога Утрен­ней звезды, и опоры Сиуат­лампы – запад­ной части неба. Стра­ница 49, фраг­мент. Кодекс Борджиа

В Кодексе Бор­джиа аста­шелли и белые ракушки явля­ется также атри­бу­том Миш­ко­атля (фото 9) и его двой­ника – при­но­си­мого в жертву поло­са­того плен­ника, кото­рого можно видеть на фото 8.

image003В итоге иссле­до­ва­ние образа гла­ди­а­тора пока­зы­вает сле­ду­ю­щее. Ацтеки, заим­ство­вав­шие культ Шипе-Тотека и свя­зан­ные с ним цере­мо­нии у дру­гих наро­дов, адап­ти­ро­вали их сце­на­рий и сим­во­лику для своих целей. Так же они посту­пили и с обра­зом гла­ди­а­тора. В резуль­тате в цен­тре импе­рии – Тено­чтит­лане он пере­стал быть оче­вид­ной пер­со­ни­фи­ка­цией Шипе-Тотека и вклю­чил в себя также черты дру­гих богов. Наи­бо­лее убе­ди­тель­ным под­твер­жде­нием этого явля­ются опи­са­ния гла­ди­а­то­ров в Кодексе Дюрана и изоб­ра­же­ния, сде­лан­ные ацтек­ским масте­ром по состав­ле­нию кодек­сов в лето­писи Кодекса Теллериано-Ременсис. Напомню, что этот доку­мент был создан между 1549 и 1555 гг. и счи­та­ется одним из самых ран­них ком­мен­ти­ро­ван­ных кодек­сов. В нем идео­грамма «плен­ный враг» содер­жит черты Миш­ко­атля, Тес­кат­ли­поки и Шипе-Тотека. При этом такие без­услов­ные атри­буты Шипе-Тотека, как шапка йопи­цонтли и ленты в форме ласточ­ки­ного хво­ста, в ней отсут­ствуют. К чер­там Шипе-Тотека можно отне­сти, пожа­луй, только уве­ли­чен­ный крас­ным цве­том рот пер­со­нажа, кото­рый, правда, есть не на всех изоб­ра­же­ниях «плен­ного врага». Атри­бу­том, кото­рый свя­зы­вает плен­ника с Шипе-Тотеком, может быть также ноша, кото­рая закреп­лена на его теле пере­кре­щи­ва­ю­щи­мися на груди рем­нями. Она пока­зана только на одном рисунке (на фото слева), кото­рый изоб­ра­жает плен­ника сбоку. Ноша пред­став­ляет собой боль­шой моток белой жерт­вен­ной веревки – неотъ­ем­ле­мой части тема­ла­катля и образа Шипе-Тотека. (Согласно тек­сту главы XXI книги II Фло­рен­тий­ского кодекса Бер­нар­дино де Саа­гуна, каж­дому плен­нику пола­га­лась своя веревка, кото­рой его при­вя­зы­вали к веревке, выхо­див­шей из «глаза» тема­ла­катля[xxiv].) Заме­нив обыч­ную ношу воина с его пожит­ками и едой на моток белой веревки, худож­ник, видимо, гово­рит о том, что он отправ­ля­ется на войну, но не на земле, а в поту­сто­рон­нем мире.

Итак, глав­ными состав­ля­ю­щими позд­ней вер­сии образа гла­ди­а­тора, отра­жен­ной в Кодексе Теллериано-Ременсис и Кодексе Дюрана, явля­ются сим­волы жерт­во­при­но­ше­ния: белая кожа, белый фла­жок, белая веревка, а также белые перья, аста­шелли и белые рако­вины, кото­рые свя­зы­вают его ско­рее с Тес­кат­ли­по­кой – Ноч­ным (Закат­ным) Солн­цем, нежели с Шипе-Тотеком. Кроме того, на изоб­ра­же­ниях и в реаль­но­сти плен­ник полу­чил в руки ору­жие. В резуль­тате в Под­зем­ный мир стал отправ­ляться не Шипе-Тотек, свя­зан­ный с Зем­лей, а воин, свя­зан­ный с Ноч­ным Солн­цем. Жерт­во­при­но­ше­ние пер­со­ни­фи­ка­ции Шипе-Тотека пре­вра­ти­лось в ими­та­цию сра­же­ния Свя­щен­ной войны – гла­ди­а­тор­ский бой, в кото­ром плен­нику про­ти­во­сто­яли не только воины-ягуары, как в ран­ней миш­тек­ской вер­сии, но и воины-орлы. Те и дру­гие отправ­ляли его на службу Солнцу. Однако служба побеж­ден­ного воина должна была про­хо­дить не на небе. Туда плен­ник попа­дал, если был при­не­сен в жертву на теч­катле, уста­нов­лен­ном на вер­шине храма Уици­ло­по­чтли. В дан­ном слу­чае его ждала служба Солнцу в Под­зем­ном мире. Ведь гла­ди­а­тор­ский бой и жерт­во­при­но­ше­ние плен­ного воина про­хо­дили на тема­ла­катле – сим­воле Земли. Сле­до­ва­тельно, воины-мешики и жрец-сакрификатор, кото­рым высту­пал сам Шипе-Тотек в лице сво­его глав­ного жреца, отправ­ляли его в Под­зем­ный мир, куда све­тило попа­дало ночью. Доб­лест­ный вра­же­ский воин, побеж­ден­ный ацтеками-мешиками и при­не­сен­ный ими в жертву, дол­жен был сра­жаться с богами Под­зем­ного мира, чтобы помочь Солнцу вер­нуться на небо и про­дол­жить свой путь.

Между тем нельзя отри­цать веро­ят­но­сти того, что суще­ство­вало несколько сце­на­риев гла­ди­а­тор­ского жерт­во­при­но­ше­ния. При этом один из них мог пред­по­ла­гать при­не­се­ние в жертву плен­ника – пер­со­ни­фи­ка­ции Шипе-Тотека, как это пока­зано на мини­а­тю­рах из Кодекса Малья­бекки (см. фото 4) и Кодекса Тудела (фото 10). В этом слу­чае Шипе-Тотек в лице сво­его подо­бия также отправ­лялся на службу све­тилу в каче­стве хра­ни­теля Пятого Солнца, каким пред­став­ляет его пик­то­гра­фи­че­ский текст мини­а­тюры из Бур­бон­ского кодекса. (Подроб­ный раз­бор сим­во­лики мини­а­тюры читайте в мате­ри­але «2.3.2. Тайна топора и перьев».)

image068Фото 10. Празд­ник Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Внизу: гла­ди­а­тор­ский бой прин­ци­пала меши­ков в образе ягу­ара с взя­тым им в плен вра­же­ским капи­та­ном в образе Шипе-Тотека. Вверху: прин­ци­пал меши­ков в образе Шипе-Тотека. Лист 12r. Кодекс Тудела[xxv]

При­ме­ча­тельно, что в Кодексе Тудела прин­ци­пал меши­ков, изоб­ра­жен­ный в образе Шипе-Тотека (фото 10, вверху), согласно испан­скому ком­мен­та­рию, одет в кожу взя­того им в плен вра­же­ского капи­тана, с кото­рым он про­вел гла­ди­а­тор­ский бой, а его грудь укра­шает оже­ре­лье из сер­дец этого и дру­гих гла­ди­а­то­ров. А зна­чит, суще­ство­вал сце­на­рий празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, согласно кото­рому сердца гла­ди­а­то­ров посвя­ща­лись не Богу Солнца Тона­тиу, а Шипе-Тотеку.

image013image015image017



[i] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).

[iii] «Легенда о Солн­цах» из «Кодекса Чималь­по­поки» // Ска­за­ния о Солн­цах. Мифы и исто­ри­че­ские легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талах. Киев: Изда­тель Куп­ри­енко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).

[iv] Traditions des anciens Mexicains, texte inédit et original en langue nahuall avec traduction latine par Walter Lehmann // Journal de la société des américanistes. 1906. № 3–2. P. 239 – 297 (http://www.persee.fr/doc/jsa_0037-9174_1906_num_3_2_3465).

[v] «Легенда о Солн­цах» из «Кодекса Чимальпопоки».

[vi] De historiografía lingüística e historia de las lenguas. 2004 (https://books.google.ru/).

[vii] De historiografía lingüística e historia de las lenguas.

[viii] Traditions des anciens Mexicains…

[ix] Гро­лиш М. Мон­те­сума / Пере­вод с фран­цуз­ского Н.М. Куки­ева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=22).

[xv] http://www.famsi.org/research/graz/magliabechiano/img_page061.html

[xvi] «Легенда о Солн­цах» из «Кодекса Чималь­по­поки» // Ска­за­ния о Солн­цах. Мифы и исто­ри­че­ские легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талах. Киев: Изда­тель Куп­ри­енко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).

[xviii] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 1, capítulo XX. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind01dur#page/176/mode/2up).

[xix] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo XXXVI. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind01dur#page/280/mode/2up).

[xxii]i https://digi.vatlib.it/view/MSS_Borg.mess.1/0051

[xxiv] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Libro II, capitulo XXI // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).

[xxv] http://ceres.mcu.es/; El Libro Escrito Europeo del Códice Tudela o Códice del Museo de América, Madrid / Juan José Batalla Rosado. 2014 (http://itinerarios.uw.edu.pl/wp-content/uploads/2014/11/06_Batalla.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>