3. Гладиаторский ритуал

КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
1.2.6. Рели­ги­оз­ные празд­ники
Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, про­дол­же­ние

image001

3. Гла­ди­а­тор­ский ритуал

Гла­ди­а­тор­скими боями кон­ки­ста­доры назвали услов­ные сра­же­ния между вои­нами ацте­ков и воен­но­плен­ными, кото­рые про­во­ди­лись на тер­ри­то­рии хра­мов. Опре­де­ле­ние «гла­ди­а­тор­ский» вошло в науч­ный лек­си­кон, и уже в XVI в. появи­лись тер­мины «гла­ди­а­тор­ский ритуал» и «гла­ди­а­тор­ское жертвоприношение».

image0573.1. Гла­ди­а­тор­ские бои

Гла­ди­а­тор­ские бои обычно были лишь ими­та­цией поедин­ков, в кото­рых победа воинов-ацтеков была пред­ре­шена. Они явля­лись частью риту­ала со слож­ной сим­во­ли­кой, кото­рый совер­шался по опре­де­лен­ному сце­на­рию. На празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли гла­ди­а­тор­ский ритуал, по Бер­нар­дино де Саа­гуну, был частью боль­шой цере­мо­нии вто­рого дня этого тор­же­ства, на кото­ром при­сут­ство­вали сам импе­ра­тор и его гости, при­быв­шие из всех про­вин­ций импе­рии, а также при­гла­шен­ные в тайне пра­ви­тели и знать непо­ко­рен­ных городов.

image001Фото 1[i]. Тема­ла­катль импе­ра­тора Мон­те­сумы I (пра­вил с 1440 по 1468⁄1469 г.). Раз­меры: высота 0,71 м, диа­метр 2,25 м. Мате­риал и тех­ника: моно­лит из базальта, резьба. Дата созда­ния: 1440/1481 г. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мексика

Согласно сооб­ще­ниям Бер­нар­дино де Саа­гуна и Диего Дюрана, плен­ник защи­щался от ацтек­ского воина, нахо­дясь на тема­ла­катле, к кото­рому он был при­вя­зан верев­кой, выхо­див­шей из его цен­тра. Исходя из раз­ме­ров импе­ра­тор­ских тема­ла­кат­лей и, в част­но­сти, тема­ла­катля Мон­те­сумы I (высота 0,71 м, диа­метр 2,25 м), его плат­формы высо­той в рост чело­века и длины веревки, кото­рой был при­вя­зан плен­ник, можно пред­по­ло­жить, что пара плен­ник – воин-ацтек нахо­ди­лась на плат­форме и вела бой как на самом камне, так и рядом с ним. Однако если бой про­хо­дил на обыч­ном тема­ла­катле, кото­рый, по Дюрану, имел диа­метр 1,67 м и был уста­нов­лен на срав­ни­тельно невы­со­кой плат­форме, то сле­дует допу­стить, что воин-ацтек не под­ни­мался на плат­форму и не вел бой на тема­ла­катле, а плен­ник не спус­кался с плат­формы на землю, как это и пока­зано на рисун­ках кодек­сов. (Подроб­нее см.: 1.2.5.2. Жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле: Рекон­струк­ция гла­ди­а­тор­ского боя.)

image003Фото 2. Гла­ди­а­тор­ский бой прин­ци­пала меши­ков в образе ягу­ара с взя­тым им в плен вра­же­ским капи­та­ном в образе Шипе-Тотека (согласно тек­сту ком­мен­та­рия кодекса). Лист 12r, фраг­мент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Тип объ­екта: ману­скрипт. Инвен­тар­ный № 70400. Раз­меры листа: высота 21 см, ширина 15,5 см. Мате­ри­алы: бумага, нату­раль­ные пиг­менты. Дати­ровка: 1530 – 1554 гг. Место про­ис­хож­де­ния и про­из­вод­ства: Мек­сика. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[ii]

image005В ходе риту­ала ацтек­ский воин сра­жался с плен­ни­ком насто­я­щим ору­жием – мечом и круг­лым щитом чим­алли. Мечом испанцы назы­вали маку­а­у­итль – плос­кую дере­вян­ную дубинку, по краю кото­рою были укреп­лены обси­ди­а­но­вые лез­вия (ножи, по Дюрану). Кроме того, как пишет Дюран, ацтек­ский воин был защи­щен «мяг­ким доспе­хом». Оче­видно, что он имеет в виду сте­га­ную хлоп­ча­то­бу­маж­ную рубашку без рука­вов тол­щи­ной в два-три пальца – ичка­уи­пилли (ichcahuipilli), кото­рая пока­зана на рисунке из Кодекса Мен­досы (фото слева[iii]). Ичка­уи­пилли носили все воины ацтек­ской армии. Офи­церы поверх нее наде­вали дорогimage007ой костюм («доспех»), назы­вав­шийся тла­у­ицтли (tlahuiztli). Он изго­тав­ли­вался из ткани, покры­той перьями, и имел вид ком­би­не­зона, обле­га­ю­щего тело. Для гла­ди­а­тор­ского риту­ала на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли воины-мешики наде­вали «доспехи» орла и ягу­ара (тигра, по Дюрану и Саагуну).

Плен­ник же, по сло­вам Дюрана, сра­жался голым, в одной набед­рен­ной повязке (машт­латле), что отра­жено на всех трех рисун­ках, иллю­стри­ру­ю­щих гла­ди­а­тор­ский ритуал в его кодексе (см., напри­мер, фото 3). В таком же виде плен­ник изоб­ра­жен в «Исто­рии тольтеков-чичимеков» (на фото справа) и в «Пер­вых запис­ках» Саа­гуна. Однако рисунки Кодекса Тудела (фото 2), Кодекса Малья­бекки (фото 4), Кодекса Бек­кера I (фото 6), Кодекса Зуш-Наттолл (фото 9) пока­зы­вают плен­ника, оде­того как Шипе-Тотек, т.е. как его персонификацию.

image013Фото 3[iv]. Шипе-Тотек, сто­я­щий на горе, и гла­ди­а­тор­ский бой во время празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Лист 266v, фраг­мент. Исто­рия Страны бла­го­ден­ствия Новой Испа­нии и ост­ро­вов мате­рика (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Том 2, глава LXXXVII. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

image011Плен­ника при­вя­зы­вали к тема­ла­катлю верев­кой, кото­рая выхо­дила из отвер­стия в его цен­тре. Одни источ­ники гово­рят, что плен­ника при­вя­зы­вали за голень (Кодекс Дюрана), а дру­гие – за талию (Кодекс Бек­кера I, Кодекс Зуш-Наттолл; «Пер­вые записки» и Фло­рен­тий­ский кодекс Саа­гуна; Кодекса Тудела; Кодекс Малья­бекки; «Исто­рия тольтеков-чичимеков»). Более обос­но­ван­ной, на мой взгляд, сле­дует при­знать прак­тику при­вя­зы­вать плен­ника – пер­со­ни­фи­ка­цию Шипе-Тотека – за талию. Ведь веревка была не только атри­бу­том тема­ла­катля, но и частью тела Шипе-Тотека. Об этом сви­де­тель­ствуют рисунки из «Пер­вых запи­сок» Саа­гуна. Два из них пока­зы­вают, что веревка выхо­дит из тела Шипе-Тотека, про­ши­вает его в обла­сти груди и пупка, обра­зуя слож­ную фигуру, и снова воз­вра­ща­ется внутрь тела (на фото слева). (Подроб­нее см.: 1.3. Тема­ла­катль и веревка как атри­буты образа Шипе-Тотека.) Оче­видно, что подоб­ные мани­пу­ля­ции с верев­кой на теле живого плен­ника были невоз­можны. Поэтому ее про­сто завя­зы­вали вокруг талии.

image013Фото 4[v]. Гла­ди­а­тор­ский бой между при­вя­зан­ным к тема­ла­катлю плен­ни­ком в образе Шипе-Тотека и воином-ягуаром. Лист 30r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип объ­екта: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Фак­си­миле кодекса, напе­ча­тан­ное в т. 23 серии «Избран­ные кодексы», изда­тель­ства Akademische Druck — u. Verlagsanstalt, Грас, Австрия, в 1970 г. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Италия

О том, что веревка имела только сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, сви­де­тель­ствуют ее раз­меры. Она была довольно длин­ной и не могла суще­ственно повли­ять на воз­мож­но­сти плен­ника вести бой. (Длина веревки состав­ляла, по дан­ным Кодекса Тудела, около 8,36 м, а согласно Кодексу Дюрана, рав­ня­лась 6,69 м.) Однако воз­мож­но­сти про­ти­во­сто­ять про­тив­нику сво­ди­лись к мини­муму тем, что плен­ник вынуж­ден был защи­щаться ору­жием, кото­рое можно назвать разве что потеш­ным. Ему давали в руки чим­алли и маку­а­у­итль, по краям кото­рой вме­сто обси­ди­а­но­вых лез­вий были при­кле­ены пти­чьи перья. Кроме того, он полу­чал четыре палки (по Саа­гуну) или четыре шара (по Дюрану) из дерева. Так, согласно Саа­гуну, жрец, оде­тый в шкуру волка, «кото­рый был крест­ным отцом тех, кто там уми­рал», «давал ему четыре сос­но­вые дубинки, кото­рыми он защи­щался и кото­рыми он нано­сил удары своим про­тив­ни­кам»[vi]. Согласно Дюрану, жрец – «ста­рик, оде­тый в льви­ную шкуру», «клал к его ногам четыре шара из дерева, чтобы защи­щался тот, кото­рый был с голой кожей».

«После того, как ухо­дил ста­рик, у кото­рого было имя ста­рого льва, – пишет Дюран, – под звук бара­бана и пения, выхо­дил тот, кто назы­вался боль­шим тиг­ром, тан­це­вав­ший со своим круг­лым щитом и мечом, и при­бли­жался к тому, кто был при­вя­зан, кото­рый брал дере­вян­ные шары и кидал их. Боль­шой тигр, кото­рый был прав­шой, отби­вал удары щитом; когда шары были отбиты, несчаст­ный плен­ник брал свой щит и фех­то­вал мечом, защи­ща­ясь от боль­шого тигра, кото­рый ста­рался ранить его, но поскольку один был защи­щен, а дру­гой – голый, один имел меч с лез­ви­ями из ножей, а дру­гой – одну дере­вян­ную дубинку, за несколько кру­гов он ранил его или в голень, или в ляжку, или в руку, или в голову а когда он его ранил, начи­нали играть рожки, и рако­вины, и флейты, и плен­ный падал. Когда он падал, при­бы­вали жерт­во­при­но­си­тели и раз­вя­зы­вали его и вели его на дру­гой камень, кото­рый, как мы гово­рил, назы­вался куа­у­ши­калли, и там они вскры­вали его грудь и выры­вали его сердце и пред­ла­гали его солнцу, высоко под­ни­мая его рукой»[vii].

image015Фото 5. Шипе-Тотек. Антро­по­морф­ная жаровня. Инвен­тар­ный № 10–3241. Раз­меры: 35,8×33,3×29,3 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Место находки: гроб­ница № 58, Монте-Альбан, Оахака. Время созда­ния: около 800 г. н.э. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[viii]

Дума­ется, что четыре палки и четыре шара, подобно веревке, имели по боль­шей части лишь сим­во­ли­че­ское зна­че­ние как атри­бут Шипе-Тотека. Так, шар явля­ется атри­бу­том Шипе-Тотека на скульп­тур­ной жаровне (фото 5) из гроб­ницы Монте-Альбана (Оахака), кото­рая дати­ру­ется 800 г. н.э. Хотя судить о сим­во­лике шара по этой скульп­туре не уда­ется, смысл жеста ее пер­со­нажа чита­ется хорошо. Шипе-Тотек здесь под­нял шар пра­вой рукой и соби­ра­ется его бро­сить. В левой руке он дер­жит отруб­лен­ную голову.

image021Фото 6[ix]. Празд­ник в честь Шипе-Тотека. Стра­ница 10. Кодекс Бек­кера I (Códice Becker I). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Куль­тура миш­те­ков. Время и место созда­ния: XII в., Оахака. Этно­ло­ги­че­ский музей Вены, Австрия

Изоб­ра­же­ние гла­ди­а­тор­ского риту­ала в миш­тек­ских кни­гах – Кодексе Бек­кера I и Кодексе Зуш-Наттолл сви­де­тель­ствует, что палочки в руках плен­ника были малень­кими и не могли слу­жить ору­жием. Кодекс Бек­кера I (XII в. н.э.), кото­рый, как и жаровня из гроб­ницы Монте-Альбана, был создан в Оахаке, пока­зы­вает, что палочки были атри­бу­тами Шипе-Тотека как божества-корабля и вопло­щали пря­мые лопа­сти винта. (Подроб­нее см.: 2.2. Образ божества-корабля в миш­тек­ских кодек­сах.) Что каса­ется шаров, то на рисун­ках, пред­став­ля­ю­щих гла­ди­а­тор­ский ритуал, они отсут­ствуют. Однако вполне можно допу­стить, что, как и палочки, они были риту­аль­ными пред­ме­тами. Исходя из пере­чис­лен­ных фак­тов, можно заклю­чить сле­ду­ю­щее. Дей­ствия с палоч­ками и шарами плен­ника – пер­со­ни­фи­ка­ции Шипе-Тотека – вхо­дили в сце­на­рий гла­ди­а­тор­ского риту­ала наро­дов Оахаки еще до появ­ле­ния ацтеков-мешиков на исто­ри­че­ской арене и были заим­ство­ваны ими в период рас­ши­ре­ния импе­рии для соб­ствен­ного сце­на­рия риту­ала. Воз­можно, к тому вре­мени смысл мани­пу­ля­ция с палоч­ками и шарами был утра­чен и они стали рас­це­ни­ваться как ору­жие. К нему мешики доба­вили маку­а­у­итль – ору­жие, кото­рым сами сра­жа­лись на войне. Правда, лез­вия они заме­нили белыми перьями и сде­лали его тем самым тоже символическим.

В пер­вый день празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли при­но­си­лось в жертву очень боль­шое число людей. А во вто­рой день, когда совер­ша­лось гла­ди­а­тор­ское жерт­во­при­но­ше­ние, их коли­че­ство было зна­чи­тельно меньше. Диего Дюран два­жды при­во­дит число уби­тых в ходе него индей­цев: тридцать-сорок и сорок-пятьдесят чело­век. «Про­дол­жа­лось это сра­же­ние и спо­соб жерт­во­вать весь день, и таким обра­зом уми­рали сорок-пятьдесят индей­цев, не счи­тая тех, кого уби­вали в квар­та­лах, кото­рые имели дове­ри­теля идола…»[x], – пишет он.

Согласно мне­нию боль­шин­ства авто­ров XVI в., плен­ники, кото­рые должны были при­нять уча­стие в гла­ди­а­тор­ских боях, про­хо­дили спе­ци­аль­ный отбор. Пред­по­чте­ние отда­ва­лось знат­ным плен­ни­кам, имев­шим офи­цер­ское зва­ние, – тем, кото­рых эти авторы назы­вают капи­та­нами войны.

Тори­био де Бена­венте, или Мото­ли­ния, один из пер­вых 12 фран­цис­кан­цев, при­быв­ших в Новую Испа­нию в 1524 г., в своих «Вос­по­ми­на­ниях» о празд­но­ва­нии Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли пишет сле­ду­ю­щее: «Это про­дол­жа­лось два дня, и в пер­вый убили маль­чи­ков, а во вто­рой на камне, – как гово­рят, гран­дов»[xi].

Цен­ную инфор­ма­цию о выборе плен­ни­ков дает монах Хуан-Баутиста Помар[xii], лето­пи­сец Тес­коко в XVI в. Сна­чала он рас­суж­дает о кален­дар­ных празд­ни­ках, отме­чая, что неко­то­рые из них имели более высо­кий ранг, нежели дру­гие. Это – празд­ники, посвя­щен­ные Тес­кат­ли­поке, Уици­ло­по­чтли и Тла­локу. Наи­выс­ший ранг, по его мне­нию, имел празд­ник Шипе-Тотека, «кото­рый был как бог войн, кото­рому жерт­во­вали самых доб­лест­ных плен­ни­ков, чтобы сде­лать извест­ными тех, кто их пой­мал, с тор­же­ствен­но­стью осо­бой, по срав­не­нию с той, с кото­рой дела­лись дру­гие обыч­ные жертвоприношения».

Плен­ни­ков, по сло­вам Х.-Б. Помара, выби­рал сам импе­ра­тор из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных ему после тща­тель­ной про­верки «муже­ства и силы духа каж­дого из них; потому что, если бы они не были такими, они не умерли бы на жерт­во­при­но­ше­нии для этого идола, кото­рый, как уже было ска­зано, был осо­бым богом войн и сра­же­ний». Отбор плен­ни­ков для празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли про­во­дился даже на празд­нике, посвя­щен­ном Тес­кат­ли­поке. Х.-Б. Помар гово­рит, что они пожерт­во­вали в его храме всех плен­ни­ков, кото­рые были добыты, и добав­ляет: «…кроме тех, кото­рые как силь­ные духом были заре­зер­ви­ро­ваны на день идола Шипе, кото­рого, по дру­гому имени, назы­вали Tlatlauhquitezcatl, что есть при­мерно «алое или пыла­ю­щее зеркало».

image019Фото 7. Воин-орел. Скульп­тура. Инвен­тар­ный № 11.0−02759. Раз­меры: 31,5×36,2×25,2 см. Мате­риал: анде­зит. Время созда­ния: 1450/1521 гг. Место про­ис­хож­де­ния: Тес­коко, штат Мехико. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[xiii]

Со сто­роны ацте­ков в боях участ­во­вали также только доб­лест­ные воины. Ими могли быть те, кто взял в плен сво­его про­тив­ника по риту­аль­ному бою (хозя­ева плен­ни­ков). Однако на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли ацте­ков пред­став­ляли не хозя­ева плен­ни­ков, а четыре зара­нее ото­бран­ных элит­ных офи­цера – двое в «доспехе» орла, кото­рый оли­це­тво­рял Вос­хо­дя­щее Солнца, т.е. Уици­ло­по­чтли, и двое в «доспехе» ягу­ара, кото­рый оли­це­тво­рял Ноч­ное (Закат­ное) Солнце, т.е. Тес­кат­ли­поку. Диего Дюран пишет, что в паре вои­нов один был стар­ший (боль­шой тигр, боль­шой орел), а дру­гой – млад­ший (малый тигр, малый орел).

Для выпол­не­ния постав­лен­ной перед ними задачи ото­бран­ные воины не только про­хо­дили спе­ци­аль­ную под­го­товку, но и очи­щали себя постом, кото­рый все­гда у ацте­ков вклю­чал в себя жерт­во­при­но­ше­ние крови. «И тот, кто дол­жен был сра­жаться, – гово­рится в Кодексе Риоса, – постился четыре дня, и обу­чался мно­гие дни перед тем сра­жаться с при­вя­зан­ным, и при­но­сил мно­гие жерт­во­при­но­ше­ния этому демону, чтобы он дал ему победу»[xiv].

Про­тив­ники сра­жа­лись один на один. Однако, по сло­вам Саа­гуна, «если он был силен, тот, кто был при­вя­зан, и хорошо защи­щался, набра­сы­ва­лись все чет­веро». При необ­хо­ди­мо­сти в бой всту­пал воин, кото­рый был лев­шой и все­гда побеж­дал про­тив­ника. Оче­видно, что этот воин ассо­ци­и­ро­вался с Уици­ло­по­чтли, имя кото­рого может пере­во­диться как «Колибри-левша».

«Неко­то­рые плен­ники, кото­рые были силь­ными, – пишет Саа­гун, – изну­ряли чет­ве­рых сра­жав­шихся, и они не могли его сло­мить. Поэтому при­хо­дил еще один – пятый, кото­рый был лево­ру­кий, кото­рый исполь­зо­вал левую руку вме­сто пра­вой; этот ломал его сопро­тив­ле­ние, отби­рал ору­жие и бро­сал с ним на землю; затем под­хо­дил тот, кото­рый назы­вался Iooallóa, и он вскры­вал его грудь, и выры­вал у него сердце»[xv].

Согласно Дюрану, таких воинов-левшей было чет­веро. Они были одеты «один – в белое, а дру­гой – в зеле­ное, а дру­гой – в жел­тое, а дру­гой – в крас­ное» и назва­лись «четыре рас­света (quatro auroras)». Эти чет­веро имели раз­ре­ше­ние ранить или даже убить плен­ника, кото­рый убил тигра или орла.

image067Фото 8. Воин-ягуар. Раз­меры: 5,65×7,80×5,30 м. Мате­риал: базальт. Время созда­ния: 1250 – 1500 гг. Место находки: зона хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана (исто­ри­че­ский центр Мехико). Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[xvi]

«…И в самом деле, – отме­чает Дюран, – име­лись неко­то­рые плен­ные, столь энер­гич­ные и искус­ные, что с шарами, кото­рые они бро­сали, или с круг­лым щитом и дере­вян­ным мечом, что у них были в руках, они защи­ща­лись так доб­лестно, что слу­ча­лось им убить боль­шого тигра или малого, или боль­шего или малого орла, и было, что неко­то­рые отвя­зы­ва­лись от веревки, кото­рой они были при­вя­заны, и, будучи отвя­зан­ными, они напа­дали на про­тив­ника, и тогда они уби­вали один дру­гого, и это про­ис­хо­дило, когда плен­ный был важ­ной пер­со­ной и был капи­та­ном на войне, где он был взят в плен»[xvii].

 image0573.2. Корен­ное назва­ние гла­ди­а­тор­ского риту­ала
и его мифи­че­ская составляющая

image026На нау­атле гла­ди­а­тор­ский ритуал назы­ва­ется тла­на­у­а­на­лицтли (tlahnahuanaliztli), что, по сло­вам Диего Дюрана, «ско­рее всего, озна­чает «метить или цара­пать» (señalar o rasguñar) мечом». Согласно его пояс­не­нию, в задачу того, кто всту­пал в бой, не вхо­дило нане­се­ние плен­нику серьез­ных ран. Фех­туя своим мечом, он дол­жен был только касаться им при­вя­зан­ного к тема­ла­катлю чело­века так, чтобы отво­рить «кровь из руки, или ноги, или головы, или какой-то дру­гой части тела»[xviii]. Резуль­тат этих дей­ствий, кото­рые весьма напо­ми­нают ритуал кро­во­пус­ка­ния, отра­жен на рисунке гла­ди­а­тора из «Пер­вых запи­сок» Саа­гуна (на фото слева). Когда обес­си­лен­ный плен­ник падал, бой закан­чи­вался и его при­но­сили в жертву.

image025Фото 9[xix]. Тла­на­у­а­на­лицтли. Стра­ница 83, фраг­мент. Кодекс Зуш–Наттолл (Codex Zouche–Nuttall). Музей­ный № Am1902,0308.1. Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­ри­алы: кожа оленя, краски. Раз­меры стра­ницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 м. Куль­тура миш­тек­ская. Дата: 1200 – 1521 гг. Фак­си­миле кодекса, выпу­щен­ное изда­тель­ским домом «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Мате­риал: бумага. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия

Tlahuahuanaliztli с нау­атля на испан­ский в лите­ра­туре пере­во­дится как rayamiento. Это суще­стви­тель­ное, не встре­ча­ю­ще­еся в испанско-русских сло­ва­рях общего назна­че­ния, про­ис­хо­дит от гла­гола «rayar» – «лино­вать». Однако Google-переводчик неиз­менно пере­во­дит слово «rayamiento» как «цара­па­ние». Бла­го­даря изоб­ра­же­нию гла­ди­а­тор­ского риту­ала в миш­тек­ском Кодексе Зуш-Наттолл (фото 9) и ком­мен­та­риям к нему австрий­ского исто­рика Фер­ди­нанда Андерса ста­но­вится отча­сти понятно, почему ритуал полу­чил такое назва­ние. На пра­вой руке обоих воинов-ягуаров, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в тла­на­у­а­на­лицтли, надета лапа этого зверя с боль­шими ког­тями. Ими царь миш­те­ков – гос­по­дин 8 Олень, Коготь Ягу­ара, изоб­ра­жен­ный справа, в бук­валь­ном смысле цара­пает плен­ника. «С помо­щью про­стых пало­чек, – пишет Фер­ди­нанд Андерс, говоря о плен­нике, – ему при­шлось защи­щаться от двух воинов-ягуаров… кото­рые напали на него и поца­ра­пали его сво­ими ког­ти­стыми лапами (rayaron con sus garras)»[xx].

image023Фото 10[xxi]. Раз­во­рот стра­ниц 83 и 84, фраг­мент. Кодекс Зуш–Наттолл

Помимо тла­на­у­а­на­лицтли в цере­мо­нию празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли мог быть вклю­чен ритуал, кото­рый назы­ва­ется тла­ка­ка­лицтли (tlacacaliliztli), или рас­стре­ли­ва­ние (flechamiento), в ходе кото­рого плен­ника в образе Шипе-Тотека уби­вали с помо­щью стрел или дро­ти­ков. Изоб­ра­же­ние риту­ала можно видеть на стра­нице 10 Кодекса Бек­кера I (см. фото 6) и на раз­во­роте стра­ниц 83 и 84 Кодекса Зуш-Наттолл (фото 10), где пер­со­ни­фи­ка­цию Шипе-Тотека, при­вя­зан­ную за руки и за ноги к вер­ти­каль­ной кон­струк­ции из кольев, рас­стре­ли­вает дро­ти­ками «воин, посвя­щен­ный смерти»[xxii].

Ясное пони­ма­ние того, что сим­во­ли­зи­руют риту­алы тла­на­у­а­на­лицтли и тла­ка­ка­лицтли, видимо, было утра­чено уже в XVI в., когда созда­ва­лись труды Диего Дюрана и Бер­нар­дино де Саа­гуна. Они по боль­шей части опи­сы­вают лишь внеш­нюю сто­рону собы­тий. Ско­рее всего, сце­на­рий цере­мо­нии празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли изна­чально был осно­ван на мифе, кото­рый до нас не дошел. Его содер­жа­ние после кон­ки­сты, по всей веро­ят­но­сти, было уже осно­ва­тельно забыто. Ведь жерт­во­при­но­ше­ние путем рас­стре­ли­ва­ния, как и гла­ди­а­тор­ское жерт­во­при­но­ше­ние, не были изоб­ре­те­нием ацте­ков, покло­няв­шихся Уици­ло­по­чтли. Архео­ло­ги­че­ские дан­ные и исто­ри­че­ские доку­менты под­дер­жи­вают пред­по­ло­же­ние о том, что Шипе-Тотек и его глав­ная цере­мо­ния при­сут­ство­вали в Мек­си­кан­ской долине и при­ле­га­ю­щих рай­о­нах, по край­ней мере, с 1000 г. н.э.[xxiii].

Каков был ран­ний сце­на­рий риту­ала, свя­зан­ного с тема­ла­кат­лем, на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли у миш­те­ков и какова была его цель и мифи­че­ская состав­ля­ю­щая, на основе Кодекса Бек­кера I и Кодекса Зуш-Наттолл уста­но­вить также не уда­ется. Фер­ди­нанд Андерс счи­тает, что плен­ник был убит в ходе риту­ала. Однако пик­то­грамма, под­твер­жда­ю­щая его слова, в Кодексе Зуш-Наттолл отсут­ствует. Каким обра­зом был при­не­сен в жертву чело­век в образе Шипе-Тотека и был ли он при­не­сен в жертву вообще, ни Кодекс Бек­кера I, ни Кодекс Зуш-Наттолл не сооб­щают. Но нельзя ска­зать, что миш­теки не прак­ти­ко­вали чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. В Кодексе Зуш-Наттолл есть несколько мини­а­тюр, пока­зы­ва­ю­щих, как тот или иной пра­ви­тель при­но­сит в жертву плен­ника, извле­кая его сердце. Кроме того, на стра­ни­цах обоих кодек­сов пред­став­лено жерт­во­при­но­ше­ние пер­со­ни­фи­ка­ции Шипе-Тотека с помо­щью стрел. Сле­дует отме­тить также, что в обоих миш­тек­ских кодек­сах ничего не гово­рится о све­же­ва­нии плен­ни­ков и о гла­ди­а­тор­ском бое в пони­ма­нии ацтеков-мешиков.

Тем не менее, из пик­то­гра­фи­че­ского тек­ста стра­ницы 83 Кодекса Зуш-Наттолл сле­дует, что ритуал на тема­ла­катле, про­ве­ден­ный миш­тек­ским царем 8 Олень, Коготь Ягу­ара, в 1101 г. н.э., был свя­зан с побе­дой в войне. Видимо, именно по этой при­чине он сде­лался основ­ным собы­тием празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, кото­рый стал одним из глав­ных в Ацтек­ской империи.

image027Фото 11. Ритуал рас­стре­ли­ва­ния – тла­ка­ка­лицтли и гла­ди­а­тор­ский ритуал – тла­на­у­а­на­лицтли. Лист 28r, фраг­мент. Исто­рия тольтеков-чичимеков (Historia Tolteca-Chichimeca). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Mexicain 46–58. Тип объ­екта: ману­скрипт. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Язык: нау­атль. Время созда­ния: между 1545 и 1565 гг. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции[xxiv]

В «Исто­рии тольтеков-чичимеков», кото­рая была создана между 1545 и 1565 гг., гла­ди­а­тор­ское жерт­во­при­но­ше­ние также опи­сы­ва­ется как завер­ша­ю­щая цере­мо­ния воен­ных заво­е­ва­ний вме­сте с жерт­во­при­но­ше­нием путем рас­стре­ли­ва­ния, начи­ная от дат, соот­вет­ству­ю­щих Ран­нему пост­клас­си­че­скому пери­оду (900 – 1200 гг. н.э.). Согласно этому доку­менту, в 1174 г. четыре пра­ви­теля, потер­пев­ших пора­же­ние, были при­не­сены в жертву в Чолуле жерт­во­при­но­си­те­лями, кото­рые также имели ранг пра­ви­те­лей. Дан­ные факты пред­став­лены источ­ни­ком как при­чина для уста­новки в Чолуле тема­ла­катля, исполь­зо­ва­ние кото­рого про­дол­жа­лась до при­бы­тия испан­цев[xxv].

Нет сомне­ний в том, что заим­ство­ван­ный у дру­гих наро­дов культ Шипе-Тотека и сце­на­рий его празд­ника пре­тер­пели опре­де­лен­ную транс­фор­ма­цию в период рас­ши­ре­ния Ацтек­ской импе­рии и были при­спо­соб­лены ее идео­ло­гами для про­па­ганды Свя­щен­ной войны и жерт­во­при­но­ше­ния плен­ных как ее неотъ­ем­ле­мой части. Однако, как можно пред­по­ло­жить, канва празд­ника и назва­ния его риту­а­лов были сохра­нены как необ­хо­ди­мая дань тра­ди­циям. Поэтому, в част­но­сти, гла­ди­а­тор­ский ритуал про­дол­жал име­но­ваться цара­па­нием, хотя воины исполь­зо­вали уже не когти, а дубинки с обси­ди­а­но­выми лез­ви­ями. Помимо воинов-ягуаров, сим­во­ли­зи­ро­вав­ших Ночь и Землю, в ритуале стали при­ни­мать уча­стие воины-орлы, кото­рые сим­во­ли­зи­ро­вали День и Солнце. Это также сви­де­тель­ствует об изме­не­нии задач риту­ала и его сим­во­ли­че­ской состав­ля­ю­щей, о кото­рой до сих пор ведутся споры между учеными.

image013image015image017



[vi] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Segundo Libro, capitulo XXI // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).

[vii] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo LXXXVII. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).

[viii] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).

[x] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo LXXXVII. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).

[xi] Цит. по: González González C.J. Opus cit.

[xii] Цит. по: González González C.J. Opus cit.

[xiv] Кодекс Малья­бекки / Под ред. В.Н. Талаха и С.А. Куп­ри­енко. Пер. с исп. В.Н. Талаха. Киев, 2013 (https://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=8Q0DFMQYchUC#v=onepage&q&f=false).

[xv] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Segundo Libro, capitulo XXI // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).

[xvii] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo LXXXVII. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).

[xviii] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo LXXXVII. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).

[xix] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50960001&objectid=662517

[xx] Anders F., Jansen M.Pérez Jiménez G.A. Crónica Mixteca: El rey 8 Venado, Garra de Jaguar, y la dinastía de Teozacualco-Zaachila. Libro explicativo del llamado Códice Zouche-Nuttall. Fondo de Cultura Económica, 1992 (https://openaccess.leidenuniv.nl/handle/1887/17936).

[xxii] Anders F., Jansen M.Pérez Jiménez G.A. Opus cit.

[xxiii] González González C.J. Opus cit.

[xxv] González González C.J. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>