КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков
1.2.10. Ритуалы кровопускания, продолжение
1.2.10.2. Практика проведения ритуала,
существовавшая у правящей элиты
1.2.10.2.1. Жертвоприношение крови на примере Монтесумы II
Получить наиболее полное представление о ритуале кровопускания, характерном для конца ацтекской цивилизации, позволяют сообщения постконкистских кодексов о Монтесуме II. Он был последним доиспанском императором. Поэтому память о нем еще была свежа у индейских информантов испанских монахов. Кодексы довольно подробно описывают ритуалы, которые проводились в связи с тем или иным событием в жизни империи и, в частности, совершались самим Монтесумой. Следует отметить, что он пришел к власти, уже будучи жрецом культа Уицилопочтли, т.е. жрецом самого высокого ранга, и поэтому хорошо знал идеологию и протоколы основных церемоний. Сообщения кодексов собрал и основал на них свою книгу «Монтесума»[1] бельгийский историк Мишель Гролиш. Вот, что он пишет о том, как поклонялся богам император и какие ритуалы он совершал:
«Император посвящал значительную часть своего времени богам. Его можно было увидеть ранним утром, обращающего свою молитву к Солнцу; нет сомнения, однако, что вставал он еще ночью для совершения покаяния. Иногда, например, во время войны, его посты и самоистязания становились более продолжительными. Перед тем как принять решение о начале войны, он долго советовался с божествами об ее исходе. Чтобы задобрить богов и получить от них благоприятный совет, он приносил жертвы и умерщвлял свою плоть. Когда армии находились в походе – а это случалось довольно часто, – родные воинов ограничивались лишь одной трапезой в день – в полдень; кроме того, они не расчесывали свои волосы и не мыли лицо. Император давал пример своим подданным в суровом воздержании и запрещал пение, танцы и иные развлечения, если только это не было временем религиозных праздников. Он шел в храм, чтобы предложить богам разные дары, принести в жертву обезглавленных перепелок и молиться сидя, поджав ноги, или стоя, со скрещенными на груди или возведенными к небу руками. Старые жрецы ели определенного вида грибы и пили специально приготовленные напитки, чтобы в состоянии галлюцинации предсказать будущее. Если они молчали, ошибались или их прогноз оказывался пессимистичным, то их казнили. По возвращении армий император брал под свою опеку раненых и увечных. Если Монтесума отправлялся в храм, то при приближении к священной ограде он заранее выходил из паланкина и проделывал остаток пути пешком и без пышной свиты, чтобы подчеркнуть свое более низкое но отношению к богам положение».
Жертвоприношение крови богам правитель совершал перед каждым обращением к ним. И, конечно, без этого ритуала не обходились такие важнейшие публичные церемонии государственного масштаба, как коронация.
По словам Мишеля Гролиша, в начале истории Мешико обряды коронации избранного на трон правителя были довольно простыми:
«Кандидат устраивался на троне, представлявшем собой большое плетеное кресло с высокой спинкой, покрытое дорогими звериными шкурами. Его увенчивали бирюзовой диадемой, имевшей спереди треугольную пластину, отличительный знак (xiuhuitzolli) сеньора (tekuhtli – главы рода или благородного дома), и приступали к божественному миропомазанию. Его тело полностью окрашивалось в черный цвет краской, которая должна была сделать его неутомимым и неустрашимым. Жрецы готовили эту сложную краску на основе пепла от пауков, скорпионов, сороконожек, гекконов, гадюк и т.д., смешанного с табаком, размолотыми скорпионами, пауками, ядовитыми гусеницами и семенами вызывающих галлюцинации растений. В правую руку ему вкладывали деревянный меч с обсидиановыми лезвиями, в левую – круглый щит, затем его облачали в одежды божества, которое он желал представлять на этом свете. Такой вид короля явно указывал на его готовность умереть, защищая город.
По мере разрастания империи, церемонии становились все более сложными и впечатляющими».
Мишель Гролиш приводит наиболее полную и довольно пространную версию обряда коронации Монтесумы II, содержащуюся в Хронике X. В ее кратком изложении я подробно остановлюсь только на моментах, связанных с ритуальной стороной события.
«Как только император утвержден, он скрывается от глаз людских. Видя, что все высказались в его пользу, он удаляется в святилище орла рядом с главной пирамидой Мешико, где он имеет обыкновение молиться и совершать покаяние», – начинает свой рассказ М. Гролиш, имея в виду Дом орлов, о котором речь пойдет позже. – Тем временем в избирательном зале зажигают очаг и раскладывают вокруг него королевские одежды и знаки отличия, кадильницу с фимиамом, кости ягуара, орла и пумы, а также тыквенный сосуд с табаком».
Фото 1[2]. Заостренные кости для кровопусканий. Музей Великого храма, Мехико, Мексика
Когда избранный правитель входит в зал, все низко кланяются, и он отвечает тем же. Его усаживают в кресло рядом с жаровней, и его дядя, сиуакоатль Тлильпотопкви, берет слово. Затем короли Тескоко и Тлакопана берут Монтесуму под руки и усаживают на «трон орла» или «трон ягуара». Они остригают ему волосы так, как приличествует королю. Специально отточенной костью ягуара короли протыкают Монтесуме носовой хрящ и продевают ему в нос трубочку из нефрита и золота, в уши вставляют орехеры, а в нижнюю губу – лабре.
Фото 2[3]. Коронация Монтесумы II. Лист 152r, фрагмент. История Индий Новой Испании (Кодекс Дюрана). Тип объекта: манускрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Национальная библиотека Испании, Мадрид
«Затем те же короли, – продолжает М. Гролиш, – надевают на Монтесуму украшенный драгоценными камнями сетчатый плащ, набедренную повязку, расшитые золотом голубые сандалии и кладут ему на спину один из атрибутов жреческого звания – тыквенный сосуд с табаком. Этот сосуд, символизирующий стойкость, рассматривается как сама плоть богини Змеи, Сиуакоатль. Носить эту богиню земли и очага на спине, значит, в каком-то смысле носить свою собственную обожествленную энергию. Наконец, ему надевают на голову диадему xiuhuitzolli из нефрита и золота и вручают щит и меч (или дротики), являющиеся символом судебной власти. Затем его окуривают фимиамом и приветствуют как государя».
Фото 3 и 4. Лабре правителя или вельможи в виде змея с подвижным выдвигающимся языком. Возможно, изображает огненного змея Шиукоатля (Xiuhcoatl) – анимированное оружие Бога Солнца Уицилопочтли. Инвентарный №: 2016.64. Размеры: 6,67×4,45×6,67 см. Вес: 51,35 г. Материал: золото. География: Мексика, Месоамерика. Культура: ацтекская. Дата: XIV – XVI вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[4]
Далее наступает очередь церемонии благодарения богов с жертвоприношением крови и перепелок, которую проводит сам Монтесума теперь уже в ранге Уэй-тлатоани.
Фото 5[5]. Ритуал кровопускания, совершаемый знатным мешиком. О его высоком социальном статусе свидетельствует украшение для волос, называемое кецальлальпилон (quetzallalpilon), в состав которого входят длинные хвостовые перья кецаля. Мешик пускает кровь из уха, используя украшенный перьями перфоратор из заостренной кости. В правой руке он держит сумку с копалом. Лист 21r, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип объекта: манускрипт. Объем: 50 листов. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 21×30 см. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж
«Монтесума встает, хватает кадильницу, сыплет туда фимиам и начинает кадить перед всеми богами, и в особенности – перед богом огня. Затем он протыкает себе уши костью ягуара, голени – костью пумы, и край бедра – костью орла. Кровь постепенно сливается в очаг, куда так же постепенно бросают предварительно обезглавленных перепелок. Затем новоизбранный король снова садится в кресло. Сеньоры приподнимают этот трон, берут на плечи и несут таким образом Монтесуму на вершину главной пирамиды. Там он повторяет обряды покаяния и жертвоприношения, которым он предавался недавно – сначала перед Уицилопочтли, а затем перед «чашей орла».
Фото 6. Реконструкционный макет церемониального комплекса Теночтитлана, составленный с учетом археологических открытий, сделанных к началу 2018 г. Рисунок археолога Рауля Барреры (Raúl Barrera) и архитектора Луиса Росси (Luis Rosey), Национальный институт антропологии и истории[6]. 1 – Великий храм со святилищами Тлалока (1a) и Уицилопочтли (1b); 2 – Дом орлов; 3 – Храм орлов; 4 – Храм богини Сиуакоатль; 5 – Великое куаушикалько; 6 – Великое цомпантли; 7 – Храм Тонатиу; 8 – Храм Шипе-Тотека (Храм Йопико) 9 – стадион для игры в мяч; 10 – Храм Кецалькоатля-Эекатля
Именно на этот очень функциональный и в высшей степени символический памятник возложенной на ацтеков космической миссии проливает Монтесума свою кровь и кровь большого числа перепелок в дар Солнцу и Земле. Затем он кадит ладаном во все стороны света и приносит в жертву перепелок, сначала в святилище богини Сиуакоатль, а затем в храме Йопико, воздвигнутом в честь Шипе-Тотека, бога с содранной кожей.
Фото 7[7]. Первые записки (Primeros memoriales). Тип объекта: манускрипт. Автор: Бернардино де Саагун. Время создания: 1558 – 1561 гг. Королевская библиотека Мадрида. Лист 269. План церемониального комплекса Теночтитлана: 1) главная пирамида со святилищами Тлалока и Уицилопочтли; 2) цомпантли; 3) площадка для игры в мяч; 4) возвышение для гладиаторских боев и жертвоприношений с фигурой Шипе-Тотека; 5) Храм Шипе-Тотека (Храм Йопико); 6) змеиная стена; 7) жилища жрецов
Вселенная получает, таким образом, то, что ей положено. Прежде всего, антиподы солнце и земля или свет и мрак, с одной стороны – под видом диска и теллурического чудовища (на куаушикалли), с другой – под видом Уицилопочтли и Чихуакоатль (Сиуакоатль).
Фото 8[8]. Куаушикалли в форме орла. Время создания: около 1500 г. Обнаружена в 1985 г. вместе с куаушикалли в форме ягуара под внутренним двором дома маркиза дель Апартадо на углу улиц Аргентины и Донселес в зоне храмового комплекса Теночтитлана (исторический центр Мехико). Под домом находится Храм богини Сиуакоатль. Музей Великого храма[9]
Если верить повествованию Хроники X, Монтесума отправляется затем в свой дворец, чтобы выслушать там речи королей империи и принять их поздравления. Здесь отсутствует упоминание о периоде поста, который обычно следует за важными церемониями, однако есть свидетельства в других текстах, где описывается инвеститура tecuhtli или интронизация короля. После совершения обрядов он проводит время в храмах.
Император удаляется в «дом сановников» (tlacatecco). Одетый в короткую тунику без рукавов (xicolli), со своей табачной калебасой на спине и с мешком фимиама в руках, закрыв лицо украшенным костями покаянным плащом, он пребывает там четыре дня в обществе членов совета четырех, прошедших избрание одновременно с ним. Все это время он сидит и размышляет о своей задаче. В полдень и в полночь он поднимается на вершину пирамиды, чтобы там возжечь фимиам; в полночь он также приносит в жертву свою кровь и совершает ритуальное омовение. Ему подают лишь очень простую постную пищу с водой. По прошествии четырех дней он принимает очистительную купель. Облаченный снова в королевскую одежду, он, преисполненный сознания серьезности момента, отправляется, сопровождаемый всеми важными особами, на главную площадь – танцевать. К вечеру он удаляется в свой дворец, где устраивает прием для королей, сановников, начальников кварталов и других значительных лиц».
На приеме к Монтесуме с речами обращаются короли и гранды империи, а также жрецы и торговцы высокого ранга, которые пришли, чтобы выразить ему свои пожелания. Все эти разнообразные наставления хорошо показывают, в чем состоит задача императора в этом мире, где «он солнце в небе и факел на земле». Они говорят о его роль как правителя империи, которую он обязан расширять, а также о его «космическом долге в деле поддержания порядка во вселенной»:
«Король должен в одинаковой мере присматривать за небесами, за центром земли (где находятся три очажных камня – сердце всякого жилища, а в этом случае – домом, которым является покрытая небесным сводом земля) и за девятью отделами подземного царства – где он сам может оказаться. Порядок должен царить как в пространстве, так и во времени: надо, чтобы утреннее светило будило день. Подчиняясь указанному порядку идей, Монтесума будет поддерживать окружающую природу: горы, равнины, моря, потоки, и в особенности такие места, как пещеры, источники, скалы и деревья, где так часто обнаруживается святое. Ведь это он «заставляет солнце – передвигаться по небу, тучи – проливаться дождем, потоки воды – устремляться в разные стороны, землю – производить всевозможные плоды». Ибо Тлальтеотль производит эти плоды лишь в том случае, если ее регулярно орошают кровью и подкармливают телами жертв. Ведя войну для поддержания хода мирового механизма, Монтесума расширяет империю, увеличивая одновременно славу города. А также и славу бога-покровителя города, Уицилопочтли, которого король представляет на этом свете и с которым мешики связаны особым договором».
Выслушав речи с наставлениями и пожеланиями, Монтесума «смиренно говорит о своей малой пригодности и призывает богов быть милостивыми к нему». Затем, поблагодарив всех присутствующих, император удаляется в свои покои. «На этом первая фаза коронации завершена, – пишет Мишель Гролиш. – Теперь ему нужно лишь предпринять войну, которая покажет его способность руководить войском и его личную храбрость и одновременно установит мир в провинциях и покажет со всей очевидностью, что у Мешико есть новый император. Наконец, эта война должна поставить новоизбранному достаточное количество пленных для жертвоприношения в честь его инаугурации».
Фото 9. Монтесума II Младший. Художник Антонио Родригес. Материалы: холст, масло. Время создания: 1680 – 1697 гг.[10]
Поход нового императора на восставший город Атлиско и его вторая инаугурация подробно описываются в материале «Жертвоприношение пленных на коронации Монтесумы II», основанном на книге М. Гролиша. Он сообщает, что помазание и венчание на власть императора происходят на четвертый день торжеств, начавшихся после возвращения войск из победоносного похода. Поскольку церемония первой и второй коронации схожи, М. Гролиш описывает ее коротко, очевидно, пропуская ритуал кровопускания: «На вершине пирамиды Уицилопочтли натирают черной мазью тело нового императора, потом окропляют его в четыре приема священной водой с помощью кропила, изготовленного из веток кедра и вербы, а затем торжественно облачают его в королевские одежды, вручают королевские инсигнии (знаки высшей власти) и надевают на голову королевскую диадему. Монтесума обещает покровительствовать культовым ритуалам, стоять на стороне богов и законов города, поддерживать войны и защищать интересы общества – если понадобится, то и ценой своей жизни».
И только вслед за этим происходит жертвенная казнь нескольких тысяч человек, взятых в плен во время последней интронизационной войны, к которым добавляются воины, захваченные в предыдущих походах и содержавшиеся в резерве на случай такого большого торжества.
Таким образом, история Монтесумы II показывает, что жертвоприношение крови было священной обязанностью монарха. Он совершал его перед каждым обращением к богам как во время приватных молений, так и в ходе публичных церемоний. В качестве перфораторов правитель использовал заостренные кости культовых животных. Как свидетельствует миниатюра из Кодекса Теллериано-Ременсис (см. фото 3), они могли быть украшены драгоценными перьями. По словам Диего Дюрана, эти инструменты использовались только один раз, а потом выбрасывались. Считалось, что ритуал кровопускания правители и знать обязаны были совершать как при жизни, так и после смерти. Правитель брал с собой в Миктлан не только роскошную еду, личные вещи и драгоценности, слуг, рабов, карликов и уродцев, чтобы вести там жизнь, сообразную статусу монарха. Тлатоани брал с собой также жреца и перфораторы для кровопускания, чтобы продолжать поклоняться богам. (Подробнее см.: 1.2.7. Погребение правителей и знати.)
[1] Книга цитируется по изданию: Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=20; https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=21; https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=22).
[3] http://bdh-rd.bne.es/viewer.vm?id=0000169486&page=1
[4] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/321343?sortBy=Relevance&ft=Aztec&offset=20&rpp=20&pos=26
[5] http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8458267s/f67.item.r=Codex%20Telleriano-Remensis
[6] Reconstruyen en 3D estructuras del Recinto Sagrado de Tenochtitlan // Boletín № 60. 25 de Febrero de 2018 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/6955-reconstruyen-en-3d-estructuras-del-recinto-sagrado-de-tenochtitlan).