1.2.5.2. Жертвоприношения на темалакатле

КУЛЬТ ГРИБОВ
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
1.2.5. Ста­ти­стика и основ­ной спо­соб жерт­во­при­но­ше­ний, окон­ча­ние

image0011.2.5.2. Жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле

Жерт­во­при­но­ше­ния с выры­ва­нием сердца совер­ша­лись также на камен­ном алтаре, кото­рый имел форму низ­кого цилин­дра и назы­вался тема­ла­кат­лем (temalácatl). Об этом известно из тек­стов пост­кон­кист­ских авто­ров и, в част­но­сти, из уте­рян­ной ныне Хро­ники Х, кото­рая легла в основу «Исто­рии Страны бла­го­ден­ствия Новой Испа­нии и ост­ро­вов мате­рика» (1579) Диего Дюрана и «Мек­си­кан­ской хро­ники» (1598) Фер­нандо де Аль­ва­радо Тесо­со­мока, а также из «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии» (1575 – 1577) Бер­нар­дино де Саагуна.

Тема­ла­катль уста­нав­ли­вался у под­но­жия храма и исполь­зо­вался в ходе гла­ди­а­тор­ских боев. Так кон­ки­ста­доры назвали услов­ные сра­же­ния, кото­рые про­хо­дили на тер­ри­то­риях хра­мов. Они про­во­ди­лись между вои­нами ацте­ков и воен­но­плен­ными. Воины ацте­ков исполь­зо­вали бое­вое ору­жие – плос­кую дубинку с обси­ди­а­но­выми лез­ви­ями, кото­рую испанцы назы­вали мечом. А воен­но­плен­ные защи­ща­лись дубин­кой, к кото­рой вме­сто лез­вий были при­креп­лены пти­чьи перья. Еще они полу­чали четыре сос­но­вые дубинки (по Саа­гуну) или четыре дере­вян­ных шара (по Дюрану). Кроме того, их при­вя­зы­вали к тема­ла­катлю верев­кой. Сразу после боя плен­ни­ков при­но­сили в жертву с выры­ва­нием сердца. Опре­де­ле­ние «гла­ди­а­тор­ский» вошло в науч­ный лек­си­кон и уже в XVI в. появи­лись тер­мины «гла­ди­а­тор­ский ритуал» и «гла­ди­а­тор­ское жертвоприношение».

Гла­ди­а­тор­ский ритуал совер­шался на тор­же­ствах, глав­ным обра­зом – на кален­дар­ном празд­нике вто­рого месяца, кото­рый име­но­вался Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. На этом празд­нике сразу после боя и жерт­во­при­но­ше­ния с гла­ди­а­тора сни­мали кожу, кото­рую наде­вал воин, взяв­ший его в плен, и давал ее поно­сить дру­гим вои­нам. Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли (науа. Tlacaxipehualiztli) Бер­нар­дино де Саа­гун пере­во­дит как «Све­же­ва­ние людей» (исп. Desollamiento de personas, Desollamiento de hombres). Ком­мен­та­тор Кодекса Тудела (1530 – 1554) дает более пра­виль­ный пере­вод – «Desollamiento de varon»[1] («Све­же­ва­ние муж­чины»), поскольку в ритуале участ­во­вали только плен­ники муж­ского пола. Покро­ви­те­лем месяца Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли являлся бог Шипе-Тотек (Xipe Tótec – «Наш гос­по­дин в обо­дран­ной коже»), вто­рым име­нем кото­рого было Йопи. (Подроб­нее см.: 1.2.6. Рели­ги­оз­ные празд­ники: Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли.)

Бер­нар­дино де Саа­гун назы­вает празд­ник Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли одним из боль­ших тор­жеств, «на кото­рых все про­вин­ции реги­она встре­ча­лись в Мешико». «На этих празд­ни­ках они уби­вали ножом плен­ни­ков на мель­нич­ном жер­нове или круг­лом камне… Это был театр или зре­лище, кото­рое все посе­щали, чтобы посмот­реть на то, как уби­вают плен­ни­ков»[2], – пишет он. Жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рыми отме­чался празд­ник в сто­лице импе­рии Тено­чтит­лане (Мешико), должны были быть впе­чат­ля­ю­щими, а зна­чит, осо­бенно мно­го­чис­лен­ными. Поэтому плен­ни­ков, при­ве­ден­ных из похо­дов, могли накап­ли­вать в спе­ци­ально отве­ден­ных поме­ще­ниях. О тема­ла­катле хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана эпохи импе­ра­тора Мон­те­сумы I Диего Дюран пишет в главе ХХ «О жесто­ком жерт­во­при­но­ше­нии, кото­рое мешики сде­лали с уас­те­ками, назы­ва­е­мом Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, что озна­чает «све­же­ва­ние», и о том, как они при­гла­сили всех пра­ви­те­лей про­вин­ций и горо­дов на это зре­лище и празд­ник». В этой главе Дюран харак­те­ри­зует тема­ла­катль как боль­шой камень, слу­жив­ший «алта­рем или сто­лом, где воз­ве­ли­чи­ва­лись и уби­ва­лись те, кото­рые были запа­сены для того, чтобы их при­несли в жертву»[3].

В «Сооб­ще­нии о соору­же­ниях вели­кого храма Мешико» Бер­нар­дино де Саа­гун оце­ни­вает тема­ла­катль как соору­же­ние, или зда­ние, в зави­си­мо­сти от того, как пере­ве­сти упо­треб­лен­ное им слово «edificio». Он пишет:

«Шесть­де­сят вто­рое соору­же­ние назы­ва­лось Тема­ла­кат­лем. Это был камень, похо­жий на мель­нич­ный жер­нов, боль­шой и про­свер­лен­ный посе­ре­дине, как мель­нич­ный жер­нов; на этот камень они клали рабов и зака­лы­вали их ножом; они были при­вя­заны за сере­дину тела таким обра­зом, чтобы они могли дви­гаться по окруж­но­сти камня, и давали им ору­жие, чтобы они сра­жа­лись. Это зре­лище было очень частым, и люди из всех рай­о­нов схо­ди­лись посмот­реть его. Жрец, оде­тый в мед­ве­жью шкуру, или cuetlachtli, был там крест­ным отцом плен­ни­ков, кото­рых там уби­вали, кото­рых отво­дили к камню и при­вя­зы­вали там, и давали им ору­жие и опла­ки­вали их, когда они сра­жа­лись; и когда он падал (плен­ник), отда­вали его тому, кто дол­жен был вырвать его сердце, кото­рый был дру­гим жре­цом, оде­тым в дру­гую шкуру, кото­рого назы­вали iooallauan»[4].

image001Фото 1[5]. Гла­ди­а­тор­ский ритуал и жерт­во­при­но­ше­ние на тема­ла­катле во время празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли в при­сут­ствии импе­ра­тора Ашай­я­катля («Лицо из воды») – край­ний справа, и его сиуа­ко­атля Тла­ка­елеля («Тот, кто укреп­ляет дух»). Лист 70r, фраг­мент. Исто­рия Страны бла­го­ден­ствия Новой Испа­нии и ост­ро­вов мате­рика (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

Слова Саа­гуна отча­сти согла­су­ются с рисун­ком, кото­рый иллю­стри­рует рас­сказ о жерт­во­при­но­ше­нии плен­ника в Кодексе Дюрана (фото 1). Однако этот рису­нок, как, впро­чем, и дру­гие иллю­стра­ции в Кодексе Дюрана, не вполне соот­вет­ствует тому, что пишет сам Диего Дюран. В главе XX «О жесто­ком жерт­во­при­но­ше­нии, кото­рое мешики сде­лали с уас­те­ками, назы­ва­е­мом Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли…» он так гово­рит о жерт­во­при­но­ше­нии на тема­ла­катле плен­ника, кото­рый был ранен и уже не мог про­дол­жать бой:

«…Выхо­дили четыре левита (жреца – Ф.Ó.), рас­кра­шен­ные чер­ным, с длин­ными собран­ными воло­сами, оде­тые в подо­бие риз (т.е. в плащи, или тиль­матли на нау­атле – Ф.Ó.), они под­ни­ма­лись на камень и бро­сали ране­ного вверх ртом и крепко дер­жали его за ноги и за руки, а глав­ный жрец затем откры­вал ему грудь этим ножом, затем выры­вал у него сердце и пред­ла­гал солнцу пар, кото­рый от него шел. Когда оно осты­вало, он пере­да­вал его тем жре­цам, и они поме­щали его в место, кото­рое они назвали Куа­у­ши­калли, кото­рая была еще одним боль­шим кам­нем, кото­рый был посвя­щен солнцу и имел в сере­дине резер­вуар, где дела­лись дру­гие жерт­во­при­но­ше­ния, отлич­ные от этого»[5a].

image003Фото 2[7]. Пер­вые записки (Primeros memoriales). Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1558 – 1561 гг. Коро­лев­ская биб­лио­тека Мад­рида. Лист 269r. План цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана: 1 – Вели­кий храм со свя­ти­ли­щами Тла­лока (1а) и Уици­ло­по­чтли (1b); 2 – цом­пантли; 3 – ста­дион для игры в мяч; 4 – пира­мида с тема­ла­кат­лем, рядом – фигура Шипе-Тотека (Йопи); 5 – Храм Шипе-Тотека (Йопико); 6 – зме­и­ная стена; 7 – жилища жрецов

Тек­сты Бер­нар­дино де Саа­гуна поз­во­ляют сде­лать вывод о том, что жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле были свя­заны исклю­чи­тельно с гла­ди­а­тор­скими боями, кото­рые в цере­мо­ни­аль­ном ком­плексе Тено­чтит­лана про­хо­дили в Храме Шипе-Тотека, кото­рый назы­вался также Йопико, что в пере­воде озна­чает «место Йопи». На мини­а­тюре листа 269r из «Пер­вых запи­сок» (1558 – 1561) Саа­гуна он изоб­ра­жен в юго-западном углу ком­плекса (фото 2, № 4 и 5) вме­сте с фигу­рой Шипе-Тотека. Под Йопико Саа­гун пони­мает не только его глав­ную пира­миду со свя­ти­ли­щем (№ 5), но и дру­гие соору­же­ния, кото­рые раз­ме­ща­лись на при­ле­га­ю­щей тер­ри­то­рии и состав­ляли ком­плекс храма. (На мини­а­тюре они не пока­заны.) Это: Йопико Каль­ме­как (Yopico Calmécac) – «мона­стырь», где жили жрецы Йопико, а также Йопико цом­пантли (Yopico tzompantli). По сло­вам Саа­гуна, «на этом соору­же­нии были наса­жены [на рейки] головы уби­тых на празд­нике тла­ка­ши­пе­уа­лицтли». Из тек­стов глав XX и XXI книги II «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии» можно понять, что тема­ла­катль тоже вхо­дил в ком­плекс Йопико. На мини­а­тюре из «Пер­вых запи­сок» он раз­ме­щен на трех­сту­пен­ча­той усе­чен­ной пира­миде с лест­ни­цей (№ 4). Из цен­тра тема­ла­катля выхо­дит сим­вол жерт­во­при­но­ше­ния – белая веревка, укра­шен­ная аста­шелли. Ею при­вя­зы­вали плен­ни­ков. Углуб­ле­ние в цен­тре тема­ла­катля пере­пол­нено кро­вью, кото­рая, выте­кая из него, устрем­ля­ется вниз по лест­нице пирамиды.

Согласно Саа­гуну, жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле совер­ша­лись после гла­ди­а­тор­ских боев во вто­рой день празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. В пер­вый день бои не устра­и­ва­лись, и плен­ных при­но­сили в жертву на теч­катле в храме Уици­ло­по­чтли (фото 2, № 1b). О жерт­во­при­но­ше­ниях плен­ных вои­нов на теч­катле после гла­ди­а­тор­ских боев Саа­гун гово­рит также в главе XX книги II. Она назы­ва­ется «О празд­нике и жерт­во­при­но­ше­ниях, кото­рые они совер­шали в кален­дах пер­вого месяца, кото­рый име­но­вался Атль­ка­у­ало, или Куа­у­ит­леоа». Здесь Саа­гун пишет в основ­ном о жерт­во­при­но­ше­ниях детей богам воды и, в част­но­сти, Тла­локу – покро­ви­телю этого месяца. О гла­ди­а­тор­ском ритуале, про­во­див­шемся в Храме Шипе-Тотека, он рас­ска­зы­вает в конце главы. В ходе риту­ала вра­же­ские воины, при­вя­зан­ные к тема­ла­катлю Храма Шипе-Тотека, один на один сра­жа­лись с взяв­шими их в плен вои­нами ацте­ков. Затем «отво­дили их на место жерт­во­при­но­ше­ния, где их бро­сали на спину на камень квад­рат­ной формы высо­той три или четыре пяди (пядь = 21 см – Ф.Ó.) и шири­ной в пол­торы пяди, кото­рый они назвали теч­кат­лем, двое брали их за ноги и дру­гие двое – за руки, а дру­гой – за голову, а дру­гой с крем­не­вым ножом уда­ром погру­жал его в грудь, и через то отвер­стие он про­со­вы­вал руку и выры­вал его сердце, кото­рое затем посвя­щал солнцу и дру­гим богам, ука­зы­вая им [серд­цем] на четыре части света; когда это было совер­шено, тело они бро­сали вниз по лест­нице, и оно кати­лось и уда­ря­лось, пока не дости­гало низа; когда оно при­бы­вало вниз, брал его тот, кто его захва­тил в плен, и раз­ре­зал его на куски, чтобы съесть сва­рен­ным»[8]. На теч­катле какого именно храма осу­ществ­ля­лось жерт­во­при­но­ше­ние, Саа­гун не уточ­няет. Но, ско­рее всего, им был храм Уицилопочтли.

Цере­мо­ния вто­рого дня Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли была гораздо более пом­пез­ной по срав­не­нию с той, что про­во­ди­лась в пер­вый день. Гла­ди­а­тор­ский ритуал про­хо­дил в при­сут­ствии жре­цов, кото­рые вопло­щали богов ацтек­ского пан­теона. А в боях при­ни­мали уча­стие не сол­даты про­тив­ника и взяв­шие их в плен бойцы ацте­ков, а луч­шие из луч­ших вои­нов с обеих сто­рон. Исто­рики коло­ни­аль­ного вре­мени обычно назы­вают их капи­та­нами войны. Ацте­ков пред­став­ляли четыре зара­нее ото­бран­ных офи­цера – двое в образе орла, кото­рый оли­це­тво­рял Вос­хо­дя­щее Солнца, т.е. Уици­ло­по­чтли, и двое в образе ягу­ара, кото­рый оли­це­тво­рял Ноч­ное (Закат­ное) Солнце, т.е. Тес­кат­ли­поку. Бойцы сра­жа­лись один на один. При необ­хо­ди­мо­сти в бой всту­пал воин, кото­рый, как и Уици­ло­по­чтли («Колибри-левша»), был лев­шой, и все­гда побеж­дал противника.

По сце­на­рию цере­мо­нии гла­ди­а­тор­ские бои между плен­ни­ками и доб­лест­ными вои­нами ацте­ков неиз­менно закан­чи­ва­лись пора­же­нием плен­ни­ков и их жерт­во­при­но­ше­нием. Таким обра­зом к рели­ги­оз­ной состав­ля­ю­щей празд­ника добав­ля­лась состав­ля­ю­щая поли­ти­че­ская. Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли был при­зван про­слав­лять ацтек­скую армию и воен­ные победы импе­ра­тора, кото­рые тот совер­шает для сохра­не­ния миро­зда­ния. Кроме того, перед риту­аль­ным дей­ством ста­ви­лась задача при­ве­сти в вос­хи­ще­ние и напу­гать пра­ви­те­лей недру­же­ствен­ных горо­дов, кото­рые по тра­ди­ции в тайне при­гла­ша­лись на тор­же­ство. Они полу­чали силь­ные впе­чат­ле­ния от рос­коши празд­ника и мас­со­вых жерт­во­при­но­ше­ний плен­ни­ков, в число кото­рых нередко вхо­дили и их подан­ные. Все это должно было скло­нить «вра­гов дома» к под­чи­не­нию Тено­чтит­лану. О реак­ции гостей на уви­ден­ное Диего Дюран пишет в главе XX «О жесто­ком жерт­во­при­но­ше­нии, кото­рое мешики сде­лали с уас­те­ками, назы­ва­е­мом Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, что озна­чает «све­же­ва­ние», и о том, как они при­гла­сили всех пра­ви­те­лей всех про­вин­ций и горо­дов на это зре­лище и празд­ник». «Пра­ви­тели про­вин­ций и горо­дов, вос­хи­щен­ные и пора­жен­ные таким жерт­во­при­но­ше­нием, – утвер­ждает он, – отпра­ви­лись в свои про­вин­ции и города, пол­ные страха и ужаса»[8а].

  image057Импе­ра­тор­ские тема­ла­катли

Идео­ло­гию празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли под­дер­жи­вали также рез­ные фризы, укра­ша­ю­щие два боль­ших импе­ра­тор­ских тема­ла­катля. Они вопло­щали тему Свя­щен­ной войны и побед ацтек­ских правителей.

image005Фото 1. Куа­у­ши­калли в форме ягу­ара (Ocelocuauhxicalli). Раз­меры: 93,5×105 см. Время созда­ния: около 1500 г. Обна­ру­жена в 1985 г. под внут­рен­ним дво­ром дома мар­киза дель Апар­тадо на углу улиц Арген­тины и Дон­се­лес в зоне хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана. Под домом нахо­дится Храм богини Сиуа­ко­атль. Музей Вели­кого храма, Мехико, Мек­сика[8а]

Сле­дует отме­тить, что с нача­лом рас­ши­ре­ния Ацтек­ской импе­рии воз­никла тра­ди­ция, согласно кото­рой при­шед­ший к вла­сти импе­ра­тор обнов­лял Вели­кий храм Тено­чтит­лана, уве­ли­чи­вая его в раз­ме­рах. Куа­у­ши­калли и тема­ла­катль тоже обнов­ля­лись. Освя­ще­ние обнов­лен­ного Вели­кого храма, куа­у­ши­калли и тема­ла­катля, а также коро­на­ция импе­ра­то­ров про­во­ди­лись именно на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Мек­си­кан­ский архео­лог Лео­нардо Лопес Лухан, воз­глав­ля­ю­щий ныне рас­копки Вели­кого храма, скло­нен счи­тать Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли глав­ным празд­ни­ком цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана[9].

image011Фото 1а. Тема­ла­катль импе­ра­тора Мон­те­сумы I (пра­вил с 1440 по 1468⁄1469 г.). Инвен­тар­ный № 10–393459. Раз­меры: высота 0,71 м, диа­метр 2,25 м. Мате­риал и тех­ника: моно­лит из базальта, резьба. Дата созда­ния: 1440/1481 г. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[10]

Пост­кон­кист­ские авторы в своих рабо­тах при­во­дят исто­рии созда­ния двух импе­ра­тор­ских тема­ла­кат­лей – кам­ней Ашай­я­катля и Мон­те­сумы I. Кроме того, они повест­вуют о неудач­ной попытке Мон­те­сумы II обза­ве­стись своим соб­ствен­ным тема­ла­кат­лем. По сло­вам Фер­нандо де Аль­ва­радо Тесо­со­мока, неза­долго до при­хода испан­цев Мон­те­сума II при­ка­зал выте­сать тема­ла­катль «для празд­ника Све­же­ва­ния». Каме­но­тесы тено­чек (жите­лей Тено­чтит­лана) пошли в Акулько, в про­вин­ции Чалько, чтобы добыть под­хо­дя­щий камень. Даже с помо­щью людей из мно­гих рай­о­нов им было невоз­можно пере­ме­стить моно­лит в Тено­чтит­лан. Камень упал в озеро Тес­коко, когда они пере­се­кали мост Шолоко, что было вос­при­нято как пло­хое пред­зна­ме­но­ва­ние[11]. До нас дошли только тема­ла­катль Мон­те­сумы I (фото 1а) и тема­ла­катль Тисока (фото 2).

image033Фото 2. Тема­ла­катль импе­ра­тора Тисока (пра­вил с 1481 по 1486 г.). Раз­меры: диа­метр 2,67 м, высота 0,925 м. Вес: 9,5 т. Мате­риал и тех­ника: базальт, резьба. Время созда­ния: 1481/1486 г. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[12]

По дизайну тема­ла­катль Тисока явля­ется копией тема­ла­катля Мон­те­сумы I и отли­ча­ется от него лишь в дета­лях. На обоих кам­нях сверху выре­зано тра­ди­ци­он­ное изоб­ра­же­ние Солнца, а на боко­вой поверх­но­сти – фриз с изоб­ра­же­ни­ями побед над горо­дами: один­на­дца­тью – на тема­ла­катле Мон­те­сумы и пят­на­дца­тью – на тема­ла­катле Тисока. Сцены фриза пока­зы­вают воина-победителя, хва­та­ю­щего за волосы (беру­щего в плен) воина поко­рен­ного города, глиф назва­ния кото­рого выре­зан рядом. Побе­ди­тели, судя по «дымя­щейся» ноге этих пер­со­на­жей, пред­став­лены на тема­ла­кат­лях в образе Тескатлипоки.

image013Фото 3. Тема­ла­катль Мон­те­сумы I, фрагмент

Камень Тисока был повре­жден или, ско­рее, наме­рено испор­чен в ходе кон­ки­сты или после нее. Об этом сви­де­тель­ствует неглу­бо­кий желоб, кото­рый идет от цен­тра камня до сере­дины его боко­вой поверх­но­сти (фото 4).

image011Фото 4. Камень Тисока. Дата съемки: между 1885 и 1895 гг. Кол­лек­ция архи­тек­тур­ных фото­гра­фий, Биб­лио­тека Кор­нелл­ского уни­вер­си­тета, США[12a]

Между тем мек­си­кан­ские архео­логи Аль­фредо Лопес Остин и его сын Лео­нардо Лопес Лухан в своей работе «Посмерт­ная исто­рия камня Тисока»[13] выдви­гают дру­гую вер­сию. Они утвер­ждают, что желоб являлся кана­лом для сте­ка­ния крови, скап­ли­вав­шейся в углуб­ле­нии, кото­рое слу­жило резер­ву­а­ром для крови. С этим трудно согла­ситься. Если бы изго­тов­ле­ние желоба было преду­смот­рено зара­нее, то орна­мен­таль­ная ком­по­зи­ция камня была бы создана в соот­вет­ствии с этим кон­струк­тив­ным реше­нием. Однако желоб грубо раз­ру­шает свя­щен­ный для ацте­ков образ Солнца и одну из фигур богов, как это можно видеть на фото 4 и 5. Сле­до­ва­тельно, желоб был сде­лан испан­цами или по их при­казу, поскольку совер­шить такое свя­то­тат­ство сами ацтеки не могли ни до, ни после конкисты.

image013Фото 5[13a]. Рису­нок верх­ней грани Камня Тисока с рекон­струк­цией утра­чен­ной части узора в зоне желоба. Попу­ляр­ная наука еже­ме­сячно (Popular science monthly). Том XXXI. Нью-Йорк, 1887 г.

Эле­мент, пред­на­зна­чав­шийся для креп­ле­ния веревки, кото­рой при­вя­зы­вали плен­ника, – шип или кольцо – у моно­лита отсут­ствует. На этом осно­ва­нии Лопесы пред­по­ла­гают, что камень Тисока и есть куа­у­ши­калли, кото­рую упо­ми­нает Диего Дюран, опи­сы­вая патио для гла­ди­а­тор­ского жерт­во­при­но­ше­ния в хра­мо­вом ком­плексе Тено­чтит­лана. Куа­у­ши­калли, по дан­ным Дюрана, сто­яла рядом со вто­рым жерт­вен­ным кам­нем, кото­рый он назы­вает тема­ла­кат­лем. Между тем, Дюран сооб­щает что «эти два круг­лых камня были раз­ме­ром с брасу»[14]. А браса рав­ня­ется 1,6718 м, тогда как диа­метр камня Тисока состав­ляет 2,67 м. Сле­до­ва­тельно, в своем труде Дюран гово­рит о дру­гом камне. К тому же, кольцо для креп­ле­ния веревки с тема­ла­катля Тисока вполне могло быть сбито теми же испан­цами, кото­рые сде­лали на моно­лите желоб.

image011Фото 6[15]. Скульп­тур­ная голова боже­ства, выре­зан­ная в цен­траль­ной части тема­ла­катля Мон­те­сумы I

У камня Мон­те­сумы I отвер­стие в цен­тре также не явля­ется сквоз­ным (фото 6). Внутри него есть полость диа­мет­ром 45 см и глу­би­ной 20 см с лицом Тона­тиу – Бога Солнца. Согласно дру­гой гипо­тезе, в углуб­ле­нии камня выре­зано лицо Шиуте­кутли – Бога огня. В пред­став­ле­ниях месо­аме­ри­кан­цев он зани­мал центр кос­моса и имел кален­дар­ные связи с Шипе-Тотеком. Шиуте­кутли изоб­ра­жен с огром­ным рас­кры­тым ртом и неправ­до­по­добно боль­шими зубами квад­рат­ной формы, кото­рые не свой­ственны чело­веку и живот­ным. Пред­мет, кото­рый он дер­жит в зубах, не сохра­нился. Суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что это было кольцо, к кото­рому верев­кой при­вя­зы­вали плен­ника[16].

Известно, что тема­ла­катли уста­нав­ли­ва­лись на плат­форме с лест­ни­цей. По сооб­ще­нию Диего Дюрана, плат­форма тема­ла­катля Мон­те­сумы I пре­вы­шала рост человека:

«…Когда они [мастера] пере­дали сооб­ще­ние царю, что стол (mesa) жерт­во­при­но­ше­ний закон­чен, – пишет он, – тот при­ка­зал им сде­лать высо­кую ска­мью (poyo), где он рас­по­ло­жится, и поэтому была сде­лана высо­кая ска­мья, и поверх нее было при­ка­зано его поста­вить, кото­рая пре­вы­шала боль­шое поло­же­ние чело­века»[17].

image013Фото 7[18]. Фраг­мент рекон­струк­ци­он­ного макета хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана в Наци­о­наль­ном музее антро­по­ло­гии Мек­сики. 1 – Вели­кий храм: 1a – свя­ти­лище Тла­лока, 1b – свя­ти­лище Уици­ло­по­чтли; 2 – пред­по­ло­жи­тельно Храм орлов; 3 – Дом орлов; 4 – Дом ягу­а­ров; 4а – тема­ла­катль Мон­те­сумы I (по вер­сии К.-Х. Гон­са­леса); 5 – Храм Тес­кат­ли­поки (Храм ягу­а­ров); 6 – Вели­кое цом­пантли; 7 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 8 – ста­дион для игры в мяч

Камень Мон­те­сумы I был открыт в 1988 г. при про­ве­де­нии ста­би­ли­за­ци­он­ных работ в запад­ном патио Архи­епи­скоп­ского дворца. Он нахо­дился на боль­шой глу­бине, кото­рая, по дан­ным мек­си­кан­ского архео­лога Карлоса-Хавьера Гон­са­леса Гон­са­леса, пре­вы­шала 2 м. Поэтому он утвер­ждает, что моно­лит не пере­ме­щался в коло­ни­аль­ный период и сохра­нил свое исход­ное место­по­ло­же­ние. Рас­копки пока­зали, что тема­ла­катль Мон­те­сумы I стоял на тер­ри­то­рии Храма Крас­ного Тес­кат­ли­поки (№ 5 на фото 7), ипо­ста­сью кото­рого явля­ется Шипе-Тотек. Храм раз­ме­щался по оси север–юг Вели­кого храма (№ 1) и нахо­дился с его южной сто­роны, посвя­щен­ной Уици­ло­по­чтли (№ 1b). Тема­ла­катль не был выров­нен по одной оси с глав­ной пира­ми­дой храма Крас­ного Тес­кат­ли­поки, а был поме­щен у север­ной колон­нады[19] так назы­ва­е­мого Дома ягу­а­ров (№ 4). Учи­ты­вая дан­ные К.-Х. Гон­са­леса, на рекон­струк­ци­он­ном макете хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана камень Мон­те­сумы I можно поста­вить в пози­цию № 4а на фото 7.

image015Фото 8. Фраг­мент рекон­струк­ци­он­ного макета хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана в Наци­о­наль­ном музее антро­по­ло­гии Мексики

Однако Аль­фредо и Лео­нардо Лопесы при­во­дят доводы в пользу того, что камень Мон­те­сумы I был все же пере­ме­щен испан­цами, тогда как изна­чально он был выров­нен по одной оси с Хра­мом Тес­кат­ли­поки. Именно эту вер­сию раз­ме­ще­ния камня Мон­те­сумы I под­дер­жи­вает макет из Наци­о­наль­ного музея антро­по­ло­гии (№ 5а на фото 8).

image017Фото 9[20]. Гла­ди­а­тор­ский ритуал на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Лист 7, фраг­мент. Книга IX, глава II. Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Фло­рен­тий­ский кодекс. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1575 – 1577 гг. Биб­лио­тека Медичи Лау­рен­ци­ана, Фло­рен­ция, Италия

В своей работе «Посмерт­ная исто­рия камня Тисока» Лопесы подробно оста­нав­ли­ва­ются на вопро­сах его изна­чаль­ного место­по­ло­же­ния и даль­ней­шего пере­ме­ще­ния. По их дан­ным, испанцы захо­ро­нили моно­лит почти сразу после паде­ния Тено­чтит­лана. Но вскоре он был обна­ру­жен. Про­изо­шло это во время стро­и­тель­ства пер­вого собора, кото­рое про­дол­жа­лось в период с 1526 по 1532 г. Затем в тече­ние несколь­ких деся­ти­ле­тий камень оста­вался откры­тым взо­рам людей, про­хо­див­ших перед Пор­та­лом Про­ще­ния пер­вого собора, т.е. перед глав­ным (запад­ным) вхо­дом в зда­ние, руины кото­рого лежат под юго-западным углом нынеш­него собора. Там его видели несколько сви­де­те­лей. В их числе – один из индей­ских худож­ни­ков Бер­нар­дино де Саа­гуна, кото­рый «оста­вил изоб­ра­же­ние камня, поме­щен­ное во Фло­рен­тий­ский кодекс между 1575 и 1577 гг., без его скульп­тур­ных релье­фов, но с его отли­чи­тель­ными резер­ву­а­ром и кана­лом» (фото 9).

Рядом с собо­ром моно­лит видел также фло­рен­тий­ский рабо­тор­го­вец Фран­че­ско Кар­летти, кото­рый про­жи­вал в Мехико с июня 1595 по март 1596 г. Он вклю­чил опи­са­ние камня с его харак­тер­ным жело­бом для сте­ка­ния крови в свои путе­вые записки. О том, что камень Тисока нахо­дился перед Пор­та­лом Про­ще­ния пер­вого собора, пишут Диего Дюран в «Исто­рии Страны бла­го­ден­ствия Новой Испа­нии» (1581) и Фер­нандо де Аль­ва­радо Тесо­со­мок в «Мек­си­кан­ской хро­нике» (1598).

В XVII в. тема­ла­катль Тисока был слу­чайно или наме­рено зарыт в резуль­тате боль­шого потопа 1629 г. и после­ду­ю­щего запол­не­ние зем­лей обра­зо­вав­шейся про­мо­ины. В 1791 г. он был обна­ру­жен при рытье канавы для водо­про­вода лежа­щим лицом вниз не менее чем на 42 см ниже поверх­но­сти. В 1793 г. моно­лит снова зарыли, но не пол­но­стью. Его сол­неч­ный диск был повер­нут вверх и остался на виду, поскольку нахо­дился вро­вень с зем­лей. В 1825 г. тема­ла­катль Тисока был пере­дан в открыв­шийся тогда мек­си­кан­ский наци­о­наль­ный музей, где его раз­ме­стили в боль­шом цен­траль­ном патио. Ныне он хра­нится в Наци­о­наль­ном музее антропологии.

image019Фото 10[21]. Макет исто­ри­че­ского цен­тра Мехико в Музее Вели­кого храма. Сни­мок 2015 г. 1 – сто­лич­ный кафед­раль­ный собор и его атриум (зона № 2 рас­ко­пок Вели­кого цом­пантли) на пло­щади Ману­эля Гамио – 1а; 2 – улица Рес­пуб­лики Гва­те­малы; 3 – дом № 24 по улице Рес­пуб­лики Гва­те­малы (зона № 1 рас­ко­пок Вели­кого цом­пантли); 4 – Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (место находки моно­лита Тлаль­те­кутли); 5 – руины Вели­кого храма; 6 – место находки моно­лита Кой­оль­ша­уки; 7 – запад­ный (глав­ный) фасад Вели­кого храма; 8 – Дом орлов; 9 – малое цом­пантли; 10 – место находки камня Мон­те­сумы I; 11 – место изна­чаль­ного рас­по­ло­же­ния камня Тисока

На основе при­ве­ден­ных дан­ных сле­дует заклю­чить, что тема­ла­катль Мон­те­сумы I (№ 10 на фото 10) и тема­ла­катль Тисока (№ 11) рас­по­ла­га­лись на суще­ствен­ном рас­сто­я­нии друг от друга. При этом тема­ла­катль Мон­те­сумы I (буква «М» на фото 11) был частью хра­мо­вого ком­плекса Тес­кат­ли­поки (№ 5 и 6), а тема­ла­катль Тисока (буква «Т») вхо­дил в состав хра­мо­вого ком­плекса Шипе-Тотека (№ 16), глав­ный храм кото­рого, по дан­ным архео­ло­гов, нахо­дится под запад­ной баш­ней нынеш­него сто­лич­ного кафед­раль­ного собора[22] (№ 1 на фото 10).

image021Фото 11[23]. Рекон­струк­ци­он­ный макет хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана в Наци­о­наль­ном музее антро­по­ло­гии Мек­сики. 1 – Вели­кий храм: 1a – свя­ти­лище Тла­лока, 1b – свя­ти­лище Уици­ло­по­чтли; 2 – пред­по­ло­жи­тельно Храм орлов; 3 – Дом орлов; 4 – малое цом­пантли; 5 – Дом ягу­а­ров; 6 – Храм Тес­кат­ли­поки (Храм ягу­а­ров); 7 – Коатео­калли (Coateocalli – «Храм всех богов»); 8 – Храм Сиуа­ко­атль, Богини земли, дето­рож­де­ния и войны; 9 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 10 – Вели­кое цом­пантли; 11 – Вели­кое куа­у­ши­калько; 12 – ста­дион для игры в мяч; 13 – Храм Шико­ме­ко­атль (Chicomecóatl), Богини куку­рузы; 14 – Храм Шочи­ке­цаль (Xochiquétzal), Богини цве­тов, юно­сти и любви; 15 – Храм Тона­тиу, Бога Солнца; 16 – Храм Шипе-Тотека (Йопико); 17 – бас­сейн, назы­вав­шийся Тоц­па­латль (Tozpálatl – «Глаз воды или весны»); 18 – Каль­ме­как (Calmécac) – школа для моло­дых ноблей с хра­мом бога-покровителя Кецаль­ко­атля[24]; М – тема­ла­катль Мон­те­сумы I; Т – тема­ла­катль Тисока

Мини­а­тюра листа 70r Кодекса Дюрана (фото 12) изоб­ра­жает пред­став­ле­ние его автора о тема­ла­катле импе­ра­тора Ашай­я­катля (пра­вил с 1469 по 1481 г.) и о том, как осу­ществ­ля­лось на нем жерт­во­при­но­ше­ние гла­ди­а­тора. Выпол­нив­ший ее худож­ник евро­пей­ской школы пере­дал ритуал весьма при­бли­зи­тельно. А что каса­ется тема­ла­катля, то он сде­лал слиш­ком боль­шим его цен­траль­ное отвер­стие, иска­зив при этом изоб­ра­же­ние Солнца, и не нари­со­вал его базо­вую плат­форму. Кроме того, боко­вую поверх­ность тема­ла­катля худож­ник про­сто заштри­хо­вал. Между тем Фер­нандо де Аль­ва­радо Тесо­со­мок в своей «Мек­си­кан­ской хро­нике» сооб­щает, что она была укра­шена резь­бой, кото­рая «повест­во­вала» «о богах и в осо­бен­но­сти об Уици­ло­по­чтли»[25].

image001Фото 12. Гла­ди­а­тор­ский ритуал и жерт­во­при­но­ше­ние на тема­ла­катле во время празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли в при­сут­ствии Ашай­я­катля и Тла­ка­елеля. Лист 70r, фраг­мент. Кодекс Дюрана

Тем не менее, эта мини­а­тюра из Кодекса Дюрана дает важ­ную визу­аль­ную инфор­ма­цию, кото­рая допол­няет рас­сказ о жерт­во­при­но­ше­нии плен­ных на тема­ла­катле. При этом она явля­ется един­ствен­ным его изоб­ра­же­нием среди тех, кото­рые содер­жатся как в докон­кист­ских кодек­сах, так и в кни­гах коло­ни­аль­ного пери­ода. Исклю­че­ние состав­ляет рису­нок из «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии» Бер­нар­дино де Саа­гуна (фото 13), кото­рый, к сожа­ле­нию, имеет мало общего с реаль­ным жерт­во­при­но­ше­нием. Глав­ным его недо­стат­ком явля­ется то, что он пока­зы­вает непра­виль­ное поло­же­ние тела жертвы. Тем самым рису­нок про­ти­во­ре­чит тек­сту автора, в кото­ром тот дает опи­са­ние этого типа жерт­во­при­но­ше­ния. Напомню, что, по сло­вам Саа­гуна, плен­ни­ков «клали на спину на край камня, кото­рый назы­вали Iooalloaoan, вскры­вали их груд­ную полость и, вырвав сердце, жерт­во­вали его солнцу и клали в дере­вян­ную хикару»[26].

image024Фото 13[27]. Жерт­во­при­но­ше­ние на тема­ла­катле. Лист 25r, фраг­мент. Книга IV, глава IX. Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испании

 

image057Рекон­струк­ция гла­ди­а­тор­ского боя

image026Гла­ди­а­тор­ская цере­мо­ния празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли на стра­ни­цах кодек­сов в основ­ном пред­став­лена одно­тип­ными и весьма услов­ными рисун­ками гла­ди­а­тор­ского боя. Тема­ла­катль на них обычно изоб­ра­жа­ется неболь­шим по диа­метру и высоте, а плен­ник стоит на самом тема­ла­катле, как на рисунке из «Пер­вых запи­сок» Бер­нар­дино де Саа­гуна (фото слева[28]), или рядом с ним. Поэтому при иссле­до­ва­нии гла­ди­а­тор­ского риту­ала нельзя обойти сто­ро­ной кар­тину мас­лом фран­цуз­ского худож­ника Жана-Фредерика Мак­си­ми­ли­ена де Валь­дека «Иде­аль­ная рекон­струк­ция одной доис­пан­ской цере­мо­нии» (фото 1). Она заслу­жи­вает вни­ма­ния, несмотря на то, что была создана в 1820 или 1832 г. и содер­жит мно­же­ство несо­от­вет­ствий исто­ри­че­ским и этно­гра­фи­че­ским реа­лиям. Рекон­струк­цию цере­мо­нии, конечно, никак нельзя счи­тать иде­аль­ной. Однако она пред­став­ляет один из вари­ан­тов веде­ния гла­ди­а­тор­ского боя, кото­рый мог иметь место в действительности.

image028Фото 1. «Иде­аль­ная рекон­струк­ция одной доис­пан­ской цере­мо­нии». Кар­тина мас­лом. Раз­меры: 92,5×136,8 см. Автор: Жан-Фредерик Мак­си­ми­лиен де Валь­дек (Jean-Frédéric Maximilien de Waldeck, 1766–1875 гг.). Время созда­ния: 1820 или 1832 г. Музей «Соумайя», Мехико, Мек­сика[29]

На перед­нем плане кар­тины пока­зан гла­ди­а­тор­ский бой, кото­рый про­хо­дит на боль­шом тема­ла­катле. Сразу можно ска­зать, что у этого тема­ла­катля нет отвер­стия в цен­тре, а плат­форма, на кото­рой он лежит слиш­ком низ­кая. При этом вели­чина камня сильно пре­уве­ли­чена. Оце­нить соот­но­ше­ние раз­ме­ров самых боль­ших – импе­ра­тор­ских тема­ла­кат­лей – и чело­века поз­во­ляет сни­мок камня Мон­те­сумы I, сде­лан­ный на месте его обна­ру­же­ния в при­сут­ствии архео­ло­гов (фото 2). Его диа­метр состав­ляет 2,25 м, а высота 0,71 м. Кроме того, камень Мон­те­сумы I, по дан­ным Бер­нар­дино де Саа­гуна, имел плат­форму с высо­той, пре­вы­ша­ю­щей рост чело­века, кото­рый в те вре­мена состав­лял где-то 1,67 м. С уче­том этих дан­ных верх­няя грань тема­ла­катля должна была рас­по­ла­гаться на высоте не менее 2,38 м от поверх­но­сти земли. Поэтому вполне воз­можно допу­стить, что, если гла­ди­а­тор­ский ритуал про­во­дился на камне Мон­те­сумы I, то пара плен­ник – воин-ацтек нахо­ди­лась на плат­форме и вела бой как на самом камне, так и рядом с ним.

image030Фото 2. Архив­ный сни­мок, пока­зы­ва­ю­щий тема­ла­катль Мон­те­сумы I на месте его обна­ру­же­ния  на глу­бине более 2 м[30]

Вме­сте с тем на основе име­ю­щихся исто­ри­че­ских источ­ни­ков не пред­став­ля­ется воз­мож­ным с уве­рен­но­стью под­твер­дить или опро­верг­нуть рекон­струк­цию боя, пред­ло­жен­ную Валь­де­ком. Бер­нар­дино де Саа­гун и Диего Дюран довольно подробно рас­ска­зы­вают о сце­на­рии гла­ди­а­тор­ского боя. Однако они почти ничего не гово­рят о том, как были регла­мен­ти­ро­ваны пози­ции его участ­ни­ков и их пере­ме­ще­ния. По дан­ным обоих исто­ри­ков, плен­ника под­ни­мали на тема­ла­катль и веревку, выхо­дя­щую из глаза тема­ла­катля, при­вя­зы­вали к сере­дине его тела (согласно Саа­гуну и ком­мен­та­тору Кодекса Тудела) или к ноге (согласно Дюрану). Саа­гун пишет, что плен­ника при­вя­зы­вали так, чтобы он мог ходить по окруж­но­сти тема­ла­катля. А ком­мен­та­тор Кодекса Тудела и Диего Дюран при­во­дят длину веревки в брасах.

Браса (исп. braza, от brazo – рука) – это арха­ич­ная мера длины, кото­рая сродни рос­сий­ской махо­вой, или пря­мой сажени. Браса и пря­мая сажень опре­де­ля­лись раз­ма­хом рук чело­века от конца паль­цев одной руки до конца паль­цев дру­гой. С помо­щью рук и про­из­во­ди­лись замеры, кото­рые не могли быть точ­ными, поскольку раз­мах рук у людей неоди­на­ков. Так, в Рос­сии в XIXVII вв. пря­мая сажень в пере­воде на мет­ри­че­скую систему изме­ре­ний рав­ня­лась 152 см и 176 см. По дан­ным испа­но­языч­ной Вики­пе­дии, испан­ская сажень соот­вет­ствует 1,6718 м[31].

Ком­мен­та­тор Кодекса Тудела сооб­щает, что длина веревки состав­ляла пять брас, т.е. около 8,36 м. По Диего Дюрану, она состав­ляла четыре брасы, т.е. около 6,69 м. При этом раз­мер тема­ла­катля он опре­де­ляет в одну брасу, а это около 1,67 м, что суще­ственно меньше диа­метра импе­ра­тор­ских тема­ла­кат­лей (2,25 м у камня Мон­те­сумы I и 2,67 м у камня Тисока). Зна­чит, если учесть, что браса опре­де­ля­лась раз­ма­хом рук, то край тема­ла­катля нахо­дился на рас­сто­я­нии вытя­ну­той руки плен­ника, если бы он стоял в его цен­тре. В этих усло­виях фех­ту­ю­щие про­тив­ники ока­зы­ва­лись слиш­ком близко друг к другу, если они оба нахо­ди­лись на тема­ла­катле. А это не отве­чало зада­чам гла­ди­а­тор­ского риту­ала. В ходе него воин-ацтек дол­жен был не уби­вать или кале­чить плен­ника, а лишь «цара­пать» его мечом. Бой закан­чи­вался, когда плен­ник падал, исте­кая кро­вью. Кроме того, опи­сы­вая патио для гла­ди­а­тор­ского жерт­во­при­но­ше­ния, Дюран сооб­щает, что тема­ла­катль, уста­нов­лен­ный там, нахо­дился на плат­форме с лест­ни­цей. Правда, раз­ме­ров плат­формы он не при­во­дит. Однако длины веревки, кото­рая по его дан­ным, напомню, состав­ляла около 6,69 м, вполне могло бы хва­тить для того, чтобы пере­ме­щаться по поверх­но­сти плат­формы или даже рядом с ней, если она была такой же низ­кой, как на мини­а­тюре листа 266v Кодекса Дюрана (фото 3).

image013Фото 3[32]. Шипе-Тотек, сто­я­щий на горе, и гла­ди­а­тор­ский бой во время празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Лист 266v, фраг­мент. Кодекс Дюрана, том 2, глава LXXXVII

Правда, плат­форма на этой мини­а­тюре пока­зана весьма условно, как и уста­нов­лен­ный на ней тема­ла­катль. Их изоб­ра­же­ния сде­ланы без учета пер­спек­тивы. Поэтому они кажутся плос­кими. Но к плат­форме ведут лест­ницы из двух сту­пе­ней, кото­рые гово­рят о том, что она не лежала на земле и имела опре­де­лен­ную высоту. Тема­ла­катль нари­со­ван слиш­ком малень­ким для тех раз­ме­ров, кото­рые при­во­дит Дюран, а его веревка слиш­ком корот­кой. Тем не менее, несмотря на все эти несо­от­вет­ствия, сле­дует при­знать сле­ду­ю­щее. Поло­же­ние плен­ника отно­си­тельно тема­ла­катля и плат­формы, а участ­ни­ков боя отно­си­тельно друг друга, пере­даны, ско­рее всего, верно. Воин-ацтек не под­ни­мался на низ­кую плат­форму и не вел бой на тема­ла­катле раз­ме­ром в одну брасу, а плен­ник не спус­кался с плат­формы на землю.

Гипо­тезы о том, чем являлся тема­ла­катль в пред­став­ле­нии месо­аме­ри­кан­цев, читайте в мате­ри­але «Сим­во­лика тема­ла­катля и жерт­во­при­но­ше­ний на тема­ла­катле».

 

image013image015image017



[1] El Libro Escrito Europeo del Códice Tudela o Códice del Museo de América, Madrid / Juan José Batalla Rosado. 2014 (http://itinerarios.uw.edu.pl/wp-content/uploads/2014/11/06_Batalla.pdf).

[2] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Libro IX, capitulo II // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0002#page/344/mode/2up).

[3] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 1, capítulo XX. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind01dur#page/174/mode/2up).

[4] Sahagún, Bernardino de. Opus cit. Apéndice del Segundo Libro (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/226/mode/2up).

[6] Sahagún, Bernardino de. Opus cit. Libro II, capitulo XXI (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).

[9] López Luján, Leonardo. Las ofrendas del Templo Mayor de Tenochtitlan. México, INAH, 1993 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Ofrendas.pdf).

[11] Цит. по: López Luján, Leonardo. Opus cit.

[13] Alfredo López Austin and Leonardo López Luján. The Posthumous History of the Tizoc Stone 2012, University Press of Colorado (http://www.mesoweb.com/about/articles/Tizoc.pdf).

[13a] https://archive.org/stream/popularsciencemo31newy#page/80

[14] Durán, Diego. Opus cit. Vol. 2, capítulo LXXXVII (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).

[15] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).

[16] González González C.J. Opus cit.

[17] Durán, Diego. Opus cit. Vol. 1, capítulo XX (https://archive.org/stream/historiadelasind01dur#page/174/mode/2up).

[19] González González C.J. Opus cit.

[22] González González C.J. Opus cit.

[25] Цит. по: López Luján, Leonardo. Opus cit.

[26] Sahagún, Bernardino de. Opus cit. Libro II, capitulo XXI (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).

[30] González González C.J. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>