КУЛЬТ ГРИБОВ
1.2. Жертвоприношения ацтеков
1.2.5. Статистика и основной способ жертвоприношений, окончание
1.2.5.2. Жертвоприношения на темалакатле
Жертвоприношения с вырыванием сердца совершались также на каменном алтаре, который имел форму низкого цилиндра и назывался темалакатлем (temalácatl). Об этом известно из текстов постконкистских авторов и, в частности, из утерянной ныне Хроники Х, которая легла в основу «Истории Страны благоденствия Новой Испании и островов материка» (1579) Диего Дюрана и «Мексиканской хроники» (1598) Фернандо де Альварадо Тесосомока, а также из «Всеобщей истории вещей Новой Испании» (1575 – 1577) Бернардино де Саагуна.
Темалакатль устанавливался у подножия храма и использовался в ходе гладиаторских боев. Так конкистадоры назвали условные сражения, которые проходили на территориях храмов. Они проводились между воинами ацтеков и военнопленными. Воины ацтеков использовали боевое оружие – плоскую дубинку с обсидиановыми лезвиями, которую испанцы называли мечом. А военнопленные защищались дубинкой, к которой вместо лезвий были прикреплены птичьи перья. Еще они получали четыре сосновые дубинки (по Саагуну) или четыре деревянных шара (по Дюрану). Кроме того, их привязывали к темалакатлю веревкой. Сразу после боя пленников приносили в жертву с вырыванием сердца. Определение «гладиаторский» вошло в научный лексикон и уже в XVI в. появились термины «гладиаторский ритуал» и «гладиаторское жертвоприношение».
Гладиаторский ритуал совершался на торжествах, главным образом – на календарном празднике второго месяца, который именовался Тлакашипеуалицтли. На этом празднике сразу после боя и жертвоприношения с гладиатора снимали кожу, которую надевал воин, взявший его в плен, и давал ее поносить другим воинам. Тлакашипеуалицтли (науа. Tlacaxipehualiztli) Бернардино де Саагун переводит как «Свежевание людей» (исп. Desollamiento de personas, Desollamiento de hombres). Комментатор Кодекса Тудела (1530 – 1554) дает более правильный перевод – «Desollamiento de varon»[1] («Свежевание мужчины»), поскольку в ритуале участвовали только пленники мужского пола. Покровителем месяца Тлакашипеуалицтли являлся бог Шипе-Тотек (Xipe Tótec – «Наш господин в ободранной коже»), вторым именем которого было Йопи. (Подробнее см.: 1.2.6. Религиозные праздники: Тлакашипеуалицтли.)
Бернардино де Саагун называет праздник Тлакашипеуалицтли одним из больших торжеств, «на которых все провинции региона встречались в Мешико». «На этих праздниках они убивали ножом пленников на мельничном жернове или круглом камне… Это был театр или зрелище, которое все посещали, чтобы посмотреть на то, как убивают пленников»[2], – пишет он. Жертвоприношения, которыми отмечался праздник в столице империи Теночтитлане (Мешико), должны были быть впечатляющими, а значит, особенно многочисленными. Поэтому пленников, приведенных из походов, могли накапливать в специально отведенных помещениях. О темалакатле храмового комплекса Теночтитлана эпохи императора Монтесумы I Диего Дюран пишет в главе ХХ «О жестоком жертвоприношении, которое мешики сделали с уастеками, называемом Тлакашипеуалицтли, что означает «свежевание», и о том, как они пригласили всех правителей провинций и городов на это зрелище и праздник». В этой главе Дюран характеризует темалакатль как большой камень, служивший «алтарем или столом, где возвеличивались и убивались те, которые были запасены для того, чтобы их принесли в жертву»[3].
В «Сообщении о сооружениях великого храма Мешико» Бернардино де Саагун оценивает темалакатль как сооружение, или здание, в зависимости от того, как перевести употребленное им слово «edificio». Он пишет:
«Шестьдесят второе сооружение называлось Темалакатлем. Это был камень, похожий на мельничный жернов, большой и просверленный посередине, как мельничный жернов; на этот камень они клали рабов и закалывали их ножом; они были привязаны за середину тела таким образом, чтобы они могли двигаться по окружности камня, и давали им оружие, чтобы они сражались. Это зрелище было очень частым, и люди из всех районов сходились посмотреть его. Жрец, одетый в медвежью шкуру, или cuetlachtli, был там крестным отцом пленников, которых там убивали, которых отводили к камню и привязывали там, и давали им оружие и оплакивали их, когда они сражались; и когда он падал (пленник), отдавали его тому, кто должен был вырвать его сердце, который был другим жрецом, одетым в другую шкуру, которого называли iooallauan»[4].
Фото 1[5]. Гладиаторский ритуал и жертвоприношение на темалакатле во время праздника Тлакашипеуалицтли в присутствии императора Ашайякатля («Лицо из воды») – крайний справа, и его сиуакоатля Тлакаелеля («Тот, кто укрепляет дух»). Лист 70r, фрагмент. История Страны благоденствия Новой Испании и островов материка (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Тип объекта: манускрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Национальная библиотека Испании, Мадрид
Слова Саагуна отчасти согласуются с рисунком, который иллюстрирует рассказ о жертвоприношении пленника в Кодексе Дюрана (фото 1). Однако этот рисунок, как, впрочем, и другие иллюстрации в Кодексе Дюрана, не вполне соответствует тому, что пишет сам Диего Дюран. В главе XX «О жестоком жертвоприношении, которое мешики сделали с уастеками, называемом Тлакашипеуалицтли…» он так говорит о жертвоприношении на темалакатле пленника, который был ранен и уже не мог продолжать бой:
«…Выходили четыре левита (жреца – Ф.Ó.), раскрашенные черным, с длинными собранными волосами, одетые в подобие риз (т.е. в плащи, или тильматли на науатле – Ф.Ó.), они поднимались на камень и бросали раненого вверх ртом и крепко держали его за ноги и за руки, а главный жрец затем открывал ему грудь этим ножом, затем вырывал у него сердце и предлагал солнцу пар, который от него шел. Когда оно остывало, он передавал его тем жрецам, и они помещали его в место, которое они назвали Куаушикалли, которая была еще одним большим камнем, который был посвящен солнцу и имел в середине резервуар, где делались другие жертвоприношения, отличные от этого»[5a].
Фото 2[7]. Первые записки (Primeros memoriales). Тип объекта: манускрипт. Автор: Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1558 – 1561 гг. Королевская библиотека Мадрида. Лист 269r. План церемониального комплекса Теночтитлана: 1 – Великий храм со святилищами Тлалока (1а) и Уицилопочтли (1b); 2 – цомпантли; 3 – стадион для игры в мяч; 4 – пирамида с темалакатлем, рядом – фигура Шипе-Тотека (Йопи); 5 – Храм Шипе-Тотека (Йопико); 6 – змеиная стена; 7 – жилища жрецов
Тексты Бернардино де Саагуна позволяют сделать вывод о том, что жертвоприношения на темалакатле были связаны исключительно с гладиаторскими боями, которые в церемониальном комплексе Теночтитлана проходили в Храме Шипе-Тотека, который назывался также Йопико, что в переводе означает «место Йопи». На миниатюре листа 269r из «Первых записок» (1558 – 1561) Саагуна он изображен в юго-западном углу комплекса (фото 2, № 4 и 5) вместе с фигурой Шипе-Тотека. Под Йопико Саагун понимает не только его главную пирамиду со святилищем (№ 5), но и другие сооружения, которые размещались на прилегающей территории и составляли комплекс храма. (На миниатюре они не показаны.) Это: Йопико Кальмекак (Yopico Calmécac) – «монастырь», где жили жрецы Йопико, а также Йопико цомпантли (Yopico tzompantli). По словам Саагуна, «на этом сооружении были насажены [на рейки] головы убитых на празднике тлакашипеуалицтли». Из текстов глав XX и XXI книги II «Всеобщей истории вещей Новой Испании» можно понять, что темалакатль тоже входил в комплекс Йопико. На миниатюре из «Первых записок» он размещен на трехступенчатой усеченной пирамиде с лестницей (№ 4). Из центра темалакатля выходит символ жертвоприношения – белая веревка, украшенная асташелли. Ею привязывали пленников. Углубление в центре темалакатля переполнено кровью, которая, вытекая из него, устремляется вниз по лестнице пирамиды.
Согласно Саагуну, жертвоприношения на темалакатле совершались после гладиаторских боев во второй день праздника Тлакашипеуалицтли. В первый день бои не устраивались, и пленных приносили в жертву на течкатле в храме Уицилопочтли (фото 2, № 1b). О жертвоприношениях пленных воинов на течкатле после гладиаторских боев Саагун говорит также в главе XX книги II. Она называется «О празднике и жертвоприношениях, которые они совершали в календах первого месяца, который именовался Атлькауало, или Куауитлеоа». Здесь Саагун пишет в основном о жертвоприношениях детей богам воды и, в частности, Тлалоку – покровителю этого месяца. О гладиаторском ритуале, проводившемся в Храме Шипе-Тотека, он рассказывает в конце главы. В ходе ритуала вражеские воины, привязанные к темалакатлю Храма Шипе-Тотека, один на один сражались с взявшими их в плен воинами ацтеков. Затем «отводили их на место жертвоприношения, где их бросали на спину на камень квадратной формы высотой три или четыре пяди (пядь = 21 см – Ф.Ó.) и шириной в полторы пяди, который они назвали течкатлем, двое брали их за ноги и другие двое – за руки, а другой – за голову, а другой с кремневым ножом ударом погружал его в грудь, и через то отверстие он просовывал руку и вырывал его сердце, которое затем посвящал солнцу и другим богам, указывая им [сердцем] на четыре части света; когда это было совершено, тело они бросали вниз по лестнице, и оно катилось и ударялось, пока не достигало низа; когда оно прибывало вниз, брал его тот, кто его захватил в плен, и разрезал его на куски, чтобы съесть сваренным»[8]. На течкатле какого именно храма осуществлялось жертвоприношение, Саагун не уточняет. Но, скорее всего, им был храм Уицилопочтли.
Церемония второго дня Тлакашипеуалицтли была гораздо более помпезной по сравнению с той, что проводилась в первый день. Гладиаторский ритуал проходил в присутствии жрецов, которые воплощали богов ацтекского пантеона. А в боях принимали участие не солдаты противника и взявшие их в плен бойцы ацтеков, а лучшие из лучших воинов с обеих сторон. Историки колониального времени обычно называют их капитанами войны. Ацтеков представляли четыре заранее отобранных офицера – двое в образе орла, который олицетворял Восходящее Солнца, т.е. Уицилопочтли, и двое в образе ягуара, который олицетворял Ночное (Закатное) Солнце, т.е. Тескатлипоку. Бойцы сражались один на один. При необходимости в бой вступал воин, который, как и Уицилопочтли («Колибри-левша»), был левшой, и всегда побеждал противника.
По сценарию церемонии гладиаторские бои между пленниками и доблестными воинами ацтеков неизменно заканчивались поражением пленников и их жертвоприношением. Таким образом к религиозной составляющей праздника добавлялась составляющая политическая. Тлакашипеуалицтли был призван прославлять ацтекскую армию и военные победы императора, которые тот совершает для сохранения мироздания. Кроме того, перед ритуальным действом ставилась задача привести в восхищение и напугать правителей недружественных городов, которые по традиции в тайне приглашались на торжество. Они получали сильные впечатления от роскоши праздника и массовых жертвоприношений пленников, в число которых нередко входили и их поданные. Все это должно было склонить «врагов дома» к подчинению Теночтитлану. О реакции гостей на увиденное Диего Дюран пишет в главе XX «О жестоком жертвоприношении, которое мешики сделали с уастеками, называемом Тлакашипеуалицтли, что означает «свежевание», и о том, как они пригласили всех правителей всех провинций и городов на это зрелище и праздник». «Правители провинций и городов, восхищенные и пораженные таким жертвоприношением, – утверждает он, – отправились в свои провинции и города, полные страха и ужаса»[8а].
Идеологию праздника Тлакашипеуалицтли поддерживали также резные фризы, украшающие два больших императорских темалакатля. Они воплощали тему Священной войны и побед ацтекских правителей.
Фото 1. Куаушикалли в форме ягуара (Ocelocuauhxicalli). Размеры: 93,5×105 см. Время создания: около 1500 г. Обнаружена в 1985 г. под внутренним двором дома маркиза дель Апартадо на углу улиц Аргентины и Донселес в зоне храмового комплекса Теночтитлана. Под домом находится Храм богини Сиуакоатль. Музей Великого храма, Мехико, Мексика[8а]
Следует отметить, что с началом расширения Ацтекской империи возникла традиция, согласно которой пришедший к власти император обновлял Великий храм Теночтитлана, увеличивая его в размерах. Куаушикалли и темалакатль тоже обновлялись. Освящение обновленного Великого храма, куаушикалли и темалакатля, а также коронация императоров проводились именно на празднике Тлакашипеуалицтли. Мексиканский археолог Леонардо Лопес Лухан, возглавляющий ныне раскопки Великого храма, склонен считать Тлакашипеуалицтли главным праздником церемониального комплекса Теночтитлана[9].
Фото 1а. Темалакатль императора Монтесумы I (правил с 1440 по 1468⁄1469 г.). Инвентарный № 10–393459. Размеры: высота 0,71 м, диаметр 2,25 м. Материал и техника: монолит из базальта, резьба. Дата создания: 1440/1481 г. Национальный музей антропологии, Мехико[10]
Постконкистские авторы в своих работах приводят истории создания двух императорских темалакатлей – камней Ашайякатля и Монтесумы I. Кроме того, они повествуют о неудачной попытке Монтесумы II обзавестись своим собственным темалакатлем. По словам Фернандо де Альварадо Тесосомока, незадолго до прихода испанцев Монтесума II приказал вытесать темалакатль «для праздника Свежевания». Каменотесы теночек (жителей Теночтитлана) пошли в Акулько, в провинции Чалько, чтобы добыть подходящий камень. Даже с помощью людей из многих районов им было невозможно переместить монолит в Теночтитлан. Камень упал в озеро Тескоко, когда они пересекали мост Шолоко, что было воспринято как плохое предзнаменование[11]. До нас дошли только темалакатль Монтесумы I (фото 1а) и темалакатль Тисока (фото 2).
Фото 2. Темалакатль императора Тисока (правил с 1481 по 1486 г.). Размеры: диаметр 2,67 м, высота 0,925 м. Вес: 9,5 т. Материал и техника: базальт, резьба. Время создания: 1481/1486 г. Национальный музей антропологии, Мехико[12]
По дизайну темалакатль Тисока является копией темалакатля Монтесумы I и отличается от него лишь в деталях. На обоих камнях сверху вырезано традиционное изображение Солнца, а на боковой поверхности – фриз с изображениями побед над городами: одиннадцатью – на темалакатле Монтесумы и пятнадцатью – на темалакатле Тисока. Сцены фриза показывают воина-победителя, хватающего за волосы (берущего в плен) воина покоренного города, глиф названия которого вырезан рядом. Победители, судя по «дымящейся» ноге этих персонажей, представлены на темалакатлях в образе Тескатлипоки.
Фото 3. Темалакатль Монтесумы I, фрагмент
Камень Тисока был поврежден или, скорее, намерено испорчен в ходе конкисты или после нее. Об этом свидетельствует неглубокий желоб, который идет от центра камня до середины его боковой поверхности (фото 4).
Фото 4. Камень Тисока. Дата съемки: между 1885 и 1895 гг. Коллекция архитектурных фотографий, Библиотека Корнеллского университета, США[12a]
Между тем мексиканские археологи Альфредо Лопес Остин и его сын Леонардо Лопес Лухан в своей работе «Посмертная история камня Тисока»[13] выдвигают другую версию. Они утверждают, что желоб являлся каналом для стекания крови, скапливавшейся в углублении, которое служило резервуаром для крови. С этим трудно согласиться. Если бы изготовление желоба было предусмотрено заранее, то орнаментальная композиция камня была бы создана в соответствии с этим конструктивным решением. Однако желоб грубо разрушает священный для ацтеков образ Солнца и одну из фигур богов, как это можно видеть на фото 4 и 5. Следовательно, желоб был сделан испанцами или по их приказу, поскольку совершить такое святотатство сами ацтеки не могли ни до, ни после конкисты.
Фото 5[13a]. Рисунок верхней грани Камня Тисока с реконструкцией утраченной части узора в зоне желоба. Популярная наука ежемесячно (Popular science monthly). Том XXXI. Нью-Йорк, 1887 г.
Элемент, предназначавшийся для крепления веревки, которой привязывали пленника, – шип или кольцо – у монолита отсутствует. На этом основании Лопесы предполагают, что камень Тисока и есть куаушикалли, которую упоминает Диего Дюран, описывая патио для гладиаторского жертвоприношения в храмовом комплексе Теночтитлана. Куаушикалли, по данным Дюрана, стояла рядом со вторым жертвенным камнем, который он называет темалакатлем. Между тем, Дюран сообщает что «эти два круглых камня были размером с брасу»[14]. А браса равняется 1,6718 м, тогда как диаметр камня Тисока составляет 2,67 м. Следовательно, в своем труде Дюран говорит о другом камне. К тому же, кольцо для крепления веревки с темалакатля Тисока вполне могло быть сбито теми же испанцами, которые сделали на монолите желоб.
Фото 6[15]. Скульптурная голова божества, вырезанная в центральной части темалакатля Монтесумы I
У камня Монтесумы I отверстие в центре также не является сквозным (фото 6). Внутри него есть полость диаметром 45 см и глубиной 20 см с лицом Тонатиу – Бога Солнца. Согласно другой гипотезе, в углублении камня вырезано лицо Шиутекутли – Бога огня. В представлениях месоамериканцев он занимал центр космоса и имел календарные связи с Шипе-Тотеком. Шиутекутли изображен с огромным раскрытым ртом и неправдоподобно большими зубами квадратной формы, которые не свойственны человеку и животным. Предмет, который он держит в зубах, не сохранился. Существует предположение, что это было кольцо, к которому веревкой привязывали пленника[16].
Известно, что темалакатли устанавливались на платформе с лестницей. По сообщению Диего Дюрана, платформа темалакатля Монтесумы I превышала рост человека:
«…Когда они [мастера] передали сообщение царю, что стол (mesa) жертвоприношений закончен, – пишет он, – тот приказал им сделать высокую скамью (poyo), где он расположится, и поэтому была сделана высокая скамья, и поверх нее было приказано его поставить, которая превышала большое положение человека»[17].
Фото 7[18]. Фрагмент реконструкционного макета храмового комплекса Теночтитлана в Национальном музее антропологии Мексики. 1 – Великий храм: 1a – святилище Тлалока, 1b – святилище Уицилопочтли; 2 – предположительно Храм орлов; 3 – Дом орлов; 4 – Дом ягуаров; 4а – темалакатль Монтесумы I (по версии К.-Х. Гонсалеса); 5 – Храм Тескатлипоки (Храм ягуаров); 6 – Великое цомпантли; 7 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 8 – стадион для игры в мяч
Камень Монтесумы I был открыт в 1988 г. при проведении стабилизационных работ в западном патио Архиепископского дворца. Он находился на большой глубине, которая, по данным мексиканского археолога Карлоса-Хавьера Гонсалеса Гонсалеса, превышала 2 м. Поэтому он утверждает, что монолит не перемещался в колониальный период и сохранил свое исходное местоположение. Раскопки показали, что темалакатль Монтесумы I стоял на территории Храма Красного Тескатлипоки (№ 5 на фото 7), ипостасью которого является Шипе-Тотек. Храм размещался по оси север–юг Великого храма (№ 1) и находился с его южной стороны, посвященной Уицилопочтли (№ 1b). Темалакатль не был выровнен по одной оси с главной пирамидой храма Красного Тескатлипоки, а был помещен у северной колоннады[19] так называемого Дома ягуаров (№ 4). Учитывая данные К.-Х. Гонсалеса, на реконструкционном макете храмового комплекса Теночтитлана камень Монтесумы I можно поставить в позицию № 4а на фото 7.
Фото 8. Фрагмент реконструкционного макета храмового комплекса Теночтитлана в Национальном музее антропологии Мексики
Однако Альфредо и Леонардо Лопесы приводят доводы в пользу того, что камень Монтесумы I был все же перемещен испанцами, тогда как изначально он был выровнен по одной оси с Храмом Тескатлипоки. Именно эту версию размещения камня Монтесумы I поддерживает макет из Национального музея антропологии (№ 5а на фото 8).
Фото 9[20]. Гладиаторский ритуал на празднике Тлакашипеуалицтли. Лист 7, фрагмент. Книга IX, глава II. Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Флорентийский кодекс. Тип объекта: манускрипт. Автор: Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1575 – 1577 гг. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция, Италия
В своей работе «Посмертная история камня Тисока» Лопесы подробно останавливаются на вопросах его изначального местоположения и дальнейшего перемещения. По их данным, испанцы захоронили монолит почти сразу после падения Теночтитлана. Но вскоре он был обнаружен. Произошло это во время строительства первого собора, которое продолжалось в период с 1526 по 1532 г. Затем в течение нескольких десятилетий камень оставался открытым взорам людей, проходивших перед Порталом Прощения первого собора, т.е. перед главным (западным) входом в здание, руины которого лежат под юго-западным углом нынешнего собора. Там его видели несколько свидетелей. В их числе – один из индейских художников Бернардино де Саагуна, который «оставил изображение камня, помещенное во Флорентийский кодекс между 1575 и 1577 гг., без его скульптурных рельефов, но с его отличительными резервуаром и каналом» (фото 9).
Рядом с собором монолит видел также флорентийский работорговец Франческо Карлетти, который проживал в Мехико с июня 1595 по март 1596 г. Он включил описание камня с его характерным желобом для стекания крови в свои путевые записки. О том, что камень Тисока находился перед Порталом Прощения первого собора, пишут Диего Дюран в «Истории Страны благоденствия Новой Испании» (1581) и Фернандо де Альварадо Тесосомок в «Мексиканской хронике» (1598).
В XVII в. темалакатль Тисока был случайно или намерено зарыт в результате большого потопа 1629 г. и последующего заполнение землей образовавшейся промоины. В 1791 г. он был обнаружен при рытье канавы для водопровода лежащим лицом вниз не менее чем на 42 см ниже поверхности. В 1793 г. монолит снова зарыли, но не полностью. Его солнечный диск был повернут вверх и остался на виду, поскольку находился вровень с землей. В 1825 г. темалакатль Тисока был передан в открывшийся тогда мексиканский национальный музей, где его разместили в большом центральном патио. Ныне он хранится в Национальном музее антропологии.
Фото 10[21]. Макет исторического центра Мехико в Музее Великого храма. Снимок 2015 г. 1 – столичный кафедральный собор и его атриум (зона № 2 раскопок Великого цомпантли) на площади Мануэля Гамио – 1а; 2 – улица Республики Гватемалы; 3 – дом № 24 по улице Республики Гватемалы (зона № 1 раскопок Великого цомпантли); 4 – Каса-дель-Майорасго-де-Нава-Чавес (место находки монолита Тлальтекутли); 5 – руины Великого храма; 6 – место находки монолита Койольшауки; 7 – западный (главный) фасад Великого храма; 8 – Дом орлов; 9 – малое цомпантли; 10 – место находки камня Монтесумы I; 11 – место изначального расположения камня Тисока
На основе приведенных данных следует заключить, что темалакатль Монтесумы I (№ 10 на фото 10) и темалакатль Тисока (№ 11) располагались на существенном расстоянии друг от друга. При этом темалакатль Монтесумы I (буква «М» на фото 11) был частью храмового комплекса Тескатлипоки (№ 5 и 6), а темалакатль Тисока (буква «Т») входил в состав храмового комплекса Шипе-Тотека (№ 16), главный храм которого, по данным археологов, находится под западной башней нынешнего столичного кафедрального собора[22] (№ 1 на фото 10).
Фото 11[23]. Реконструкционный макет храмового комплекса Теночтитлана в Национальном музее антропологии Мексики. 1 – Великий храм: 1a – святилище Тлалока, 1b – святилище Уицилопочтли; 2 – предположительно Храм орлов; 3 – Дом орлов; 4 – малое цомпантли; 5 – Дом ягуаров; 6 – Храм Тескатлипоки (Храм ягуаров); 7 – Коатеокалли (Coateocalli – «Храм всех богов»); 8 – Храм Сиуакоатль, Богини земли, деторождения и войны; 9 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 10 – Великое цомпантли; 11 – Великое куаушикалько; 12 – стадион для игры в мяч; 13 – Храм Шикомекоатль (Chicomecóatl), Богини кукурузы; 14 – Храм Шочикецаль (Xochiquétzal), Богини цветов, юности и любви; 15 – Храм Тонатиу, Бога Солнца; 16 – Храм Шипе-Тотека (Йопико); 17 – бассейн, называвшийся Тоцпалатль (Tozpálatl – «Глаз воды или весны»); 18 – Кальмекак (Calmécac) – школа для молодых ноблей с храмом бога-покровителя Кецалькоатля[24]; М – темалакатль Монтесумы I; Т – темалакатль Тисока
Миниатюра листа 70r Кодекса Дюрана (фото 12) изображает представление его автора о темалакатле императора Ашайякатля (правил с 1469 по 1481 г.) и о том, как осуществлялось на нем жертвоприношение гладиатора. Выполнивший ее художник европейской школы передал ритуал весьма приблизительно. А что касается темалакатля, то он сделал слишком большим его центральное отверстие, исказив при этом изображение Солнца, и не нарисовал его базовую платформу. Кроме того, боковую поверхность темалакатля художник просто заштриховал. Между тем Фернандо де Альварадо Тесосомок в своей «Мексиканской хронике» сообщает, что она была украшена резьбой, которая «повествовала» «о богах и в особенности об Уицилопочтли»[25].
Фото 12. Гладиаторский ритуал и жертвоприношение на темалакатле во время праздника Тлакашипеуалицтли в присутствии Ашайякатля и Тлакаелеля. Лист 70r, фрагмент. Кодекс Дюрана
Тем не менее, эта миниатюра из Кодекса Дюрана дает важную визуальную информацию, которая дополняет рассказ о жертвоприношении пленных на темалакатле. При этом она является единственным его изображением среди тех, которые содержатся как в доконкистских кодексах, так и в книгах колониального периода. Исключение составляет рисунок из «Всеобщей истории вещей Новой Испании» Бернардино де Саагуна (фото 13), который, к сожалению, имеет мало общего с реальным жертвоприношением. Главным его недостатком является то, что он показывает неправильное положение тела жертвы. Тем самым рисунок противоречит тексту автора, в котором тот дает описание этого типа жертвоприношения. Напомню, что, по словам Саагуна, пленников «клали на спину на край камня, который называли Iooalloaoan, вскрывали их грудную полость и, вырвав сердце, жертвовали его солнцу и клали в деревянную хикару»[26].
Фото 13[27]. Жертвоприношение на темалакатле. Лист 25r, фрагмент. Книга IV, глава IX. Всеобщая история вещей Новой Испании
Реконструкция гладиаторского боя
Гладиаторская церемония праздника Тлакашипеуалицтли на страницах кодексов в основном представлена однотипными и весьма условными рисунками гладиаторского боя. Темалакатль на них обычно изображается небольшим по диаметру и высоте, а пленник стоит на самом темалакатле, как на рисунке из «Первых записок» Бернардино де Саагуна (фото слева[28]), или рядом с ним. Поэтому при исследовании гладиаторского ритуала нельзя обойти стороной картину маслом французского художника Жана-Фредерика Максимилиена де Вальдека «Идеальная реконструкция одной доиспанской церемонии» (фото 1). Она заслуживает внимания, несмотря на то, что была создана в 1820 или 1832 г. и содержит множество несоответствий историческим и этнографическим реалиям. Реконструкцию церемонии, конечно, никак нельзя считать идеальной. Однако она представляет один из вариантов ведения гладиаторского боя, который мог иметь место в действительности.
Фото 1. «Идеальная реконструкция одной доиспанской церемонии». Картина маслом. Размеры: 92,5×136,8 см. Автор: Жан-Фредерик Максимилиен де Вальдек (Jean-Frédéric Maximilien de Waldeck, 1766–1875 гг.). Время создания: 1820 или 1832 г. Музей «Соумайя», Мехико, Мексика[29]
На переднем плане картины показан гладиаторский бой, который проходит на большом темалакатле. Сразу можно сказать, что у этого темалакатля нет отверстия в центре, а платформа, на которой он лежит слишком низкая. При этом величина камня сильно преувеличена. Оценить соотношение размеров самых больших – императорских темалакатлей – и человека позволяет снимок камня Монтесумы I, сделанный на месте его обнаружения в присутствии археологов (фото 2). Его диаметр составляет 2,25 м, а высота 0,71 м. Кроме того, камень Монтесумы I, по данным Бернардино де Саагуна, имел платформу с высотой, превышающей рост человека, который в те времена составлял где-то 1,67 м. С учетом этих данных верхняя грань темалакатля должна была располагаться на высоте не менее 2,38 м от поверхности земли. Поэтому вполне возможно допустить, что, если гладиаторский ритуал проводился на камне Монтесумы I, то пара пленник – воин-ацтек находилась на платформе и вела бой как на самом камне, так и рядом с ним.
Фото 2. Архивный снимок, показывающий темалакатль Монтесумы I на месте его обнаружения на глубине более 2 м[30]
Вместе с тем на основе имеющихся исторических источников не представляется возможным с уверенностью подтвердить или опровергнуть реконструкцию боя, предложенную Вальдеком. Бернардино де Саагун и Диего Дюран довольно подробно рассказывают о сценарии гладиаторского боя. Однако они почти ничего не говорят о том, как были регламентированы позиции его участников и их перемещения. По данным обоих историков, пленника поднимали на темалакатль и веревку, выходящую из глаза темалакатля, привязывали к середине его тела (согласно Саагуну и комментатору Кодекса Тудела) или к ноге (согласно Дюрану). Саагун пишет, что пленника привязывали так, чтобы он мог ходить по окружности темалакатля. А комментатор Кодекса Тудела и Диего Дюран приводят длину веревки в брасах.
Браса (исп. braza, от brazo – рука) – это архаичная мера длины, которая сродни российской маховой, или прямой сажени. Браса и прямая сажень определялись размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. С помощью рук и производились замеры, которые не могли быть точными, поскольку размах рук у людей неодинаков. Так, в России в XI – XVII вв. прямая сажень в переводе на метрическую систему измерений равнялась 152 см и 176 см. По данным испаноязычной Википедии, испанская сажень соответствует 1,6718 м[31].
Комментатор Кодекса Тудела сообщает, что длина веревки составляла пять брас, т.е. около 8,36 м. По Диего Дюрану, она составляла четыре брасы, т.е. около 6,69 м. При этом размер темалакатля он определяет в одну брасу, а это около 1,67 м, что существенно меньше диаметра императорских темалакатлей (2,25 м у камня Монтесумы I и 2,67 м у камня Тисока). Значит, если учесть, что браса определялась размахом рук, то край темалакатля находился на расстоянии вытянутой руки пленника, если бы он стоял в его центре. В этих условиях фехтующие противники оказывались слишком близко друг к другу, если они оба находились на темалакатле. А это не отвечало задачам гладиаторского ритуала. В ходе него воин-ацтек должен был не убивать или калечить пленника, а лишь «царапать» его мечом. Бой заканчивался, когда пленник падал, истекая кровью. Кроме того, описывая патио для гладиаторского жертвоприношения, Дюран сообщает, что темалакатль, установленный там, находился на платформе с лестницей. Правда, размеров платформы он не приводит. Однако длины веревки, которая по его данным, напомню, составляла около 6,69 м, вполне могло бы хватить для того, чтобы перемещаться по поверхности платформы или даже рядом с ней, если она была такой же низкой, как на миниатюре листа 266v Кодекса Дюрана (фото 3).
Фото 3[32]. Шипе-Тотек, стоящий на горе, и гладиаторский бой во время праздника Тлакашипеуалицтли. Лист 266v, фрагмент. Кодекс Дюрана, том 2, глава LXXXVII
Правда, платформа на этой миниатюре показана весьма условно, как и установленный на ней темалакатль. Их изображения сделаны без учета перспективы. Поэтому они кажутся плоскими. Но к платформе ведут лестницы из двух ступеней, которые говорят о том, что она не лежала на земле и имела определенную высоту. Темалакатль нарисован слишком маленьким для тех размеров, которые приводит Дюран, а его веревка слишком короткой. Тем не менее, несмотря на все эти несоответствия, следует признать следующее. Положение пленника относительно темалакатля и платформы, а участников боя относительно друг друга, переданы, скорее всего, верно. Воин-ацтек не поднимался на низкую платформу и не вел бой на темалакатле размером в одну брасу, а пленник не спускался с платформы на землю.
Гипотезы о том, чем являлся темалакатль в представлении месоамериканцев, читайте в материале «Символика темалакатля и жертвоприношений на темалакатле».
[1] El Libro Escrito Europeo del Códice Tudela o Códice del Museo de América, Madrid / Juan José Batalla Rosado. 2014 (http://itinerarios.uw.edu.pl/wp-content/uploads/2014/11/06_Batalla.pdf).
[2] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Libro IX, capitulo II // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0002#page/344/mode/2up).
[3] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 1, capítulo XX. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind01dur#page/174/mode/2up).
[4] Sahagún, Bernardino de. Opus cit. Apéndice del Segundo Libro (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/226/mode/2up).
[5] http://bdh-rd.bne.es/viewer.vm?id=0000169486&page=1
[5a] Durán, Diego. Opus cit. Vol. 1, capítulo XX (https://archive.org/stream/historiadelasind01dur#page/178/mode/2up).
[6] Sahagún, Bernardino de. Opus cit. Libro II, capitulo XXI (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).
[8] Sahagún, Bernardino de. Opus cit. Libro II, capítulo XX (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/118/mode/2up).
[8а] Durán, Diego. Opus cit. Vol. 1, capítulo XX (https://archive.org/stream/historiadelasind01dur#page/176/mode/2up).
[8а] http://www.lugares.inah.gob.mx/museos-inah/exposiciones/sala-piezas/7448–7448-10–220914-ocelocuauhxicalli.html?lugar_id=471&expo_id=6016; https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/ocelotl-cuauhxicalli/xwHohDx2Aqy6VQ
[9] López Luján, Leonardo. Las ofrendas del Templo Mayor de Tenochtitlan. México, INAH, 1993 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Ofrendas.pdf).
[10] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/piedra-del-ex-arzobispado/DQFveX9XnWOibQ
[11] Цит. по: López Luján, Leonardo. Opus cit.
[12] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/piedra-de-tizoc/oAH4WlVbBeGd_A
[12a] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sacrificial_Stone_(3675933544).jpg
[13] Alfredo López Austin and Leonardo López Luján. The Posthumous History of the Tizoc Stone 2012, University Press of Colorado (http://www.mesoweb.com/about/articles/Tizoc.pdf).
[13a] https://archive.org/stream/popularsciencemo31newy#page/80
[14] Durán, Diego. Opus cit. Vol. 2, capítulo LXXXVII (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).
[15] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).
[16] González González C.J. Opus cit.
[17] Durán, Diego. Opus cit. Vol. 1, capítulo XX (https://archive.org/stream/historiadelasind01dur#page/174/mode/2up).
[18] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Model_of_City_of_Tenochtitlan_with_Mural_Backdrop_-_Museum_of_Anthropology_-_Mexico_City_-_Mexico_(15323120417).jpg
[19] González González C.J. Opus cit.
[22] González González C.J. Opus cit.
[24] Recinto Ceremonial. Templo Mayor (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/recinto_ceremonial.pdf).
[25] Цит. по: López Luján, Leonardo. Opus cit.
[26] Sahagún, Bernardino de. Opus cit. Libro II, capitulo XXI (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).
[29] https://es.wikipedia.org/wiki/Archivo:5912_Reconstrucción_ideal_de_una_ceremonia_prehispánica.jpg
[30] González González C.J. Opus cit.