КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков
1.2.6. Религиозные праздники
Тлакашипеуалицтли, продолжение
С науатля имя Шипе-Тотека (Xipe Tótec, от «xipehua» – «освежевать, снять шкуру, кожу», «to-» – «наш» и «tecuhtli» – «господин»)[i] авторами постконкистских кодексов и многими современными учеными, и в том числе Э.-Г. Зейлером, переводится как «Nuestro señor el desollado» – «Наш господин освежеванный». Реже можно встретить перевод «Наш господин в ободранной коже». Мексиканский археолог Альфредо Лопес Остин считает, что имя Шипе-Тотека следует переводить как «Nuestro señor el dueño de la piel» – «Наш господин хозяин кожи»[ii]. Примечательно, что за отсутствием соответствующей лексики в испанском языке авторы кодексов колониальных времен используют термины, применяемые к животным, и в том числе происходящие от глагола «desollar» («освежевать»), – «свежевание», «освежеванный». А Бернардино де Саагун вместо слова «piel» –«кожа», которое употребляется, когда речь идет о человеке, обычно использует слово «pellejo» – «шкура».
Вторым именем Шипе-Тотека было Йопи (Yopi), которое иногда связывают с племенным богом народа йопи, или йопе, населявшего нынешний штата Герреро на юге Мексики[iii]. По другим данным, Йопи был богом сапотеков[iv].
Из сообщений историков постконкистского периода следует, что Шипе-Тотек был у ацтеков одним из самых почитаемых богов, которому поклонялись все провинции империи. Он имел в ацтекском пантеоне статус высшего уровня, поскольку был одним из четырех богов-творцов – сыновей самых древних ацтекских богов – супругов Ометекутли и Омесиуатль (в другом варианте мифа их звали Тонакатеуктли и Тонакасиуатль). Им божественная пара вверила сотворение всех остальных богов, а также мира и людей. Все четыре сына Ометекутли и Омесиуатль носили одно имя – Тескатлипока.
Синий Тескатлипока отождествлялся у ацтеков с Уицилопочтли, Белый – с Кецалькоатлем. Черный Тескатлипока был единственным из всех, кто сохранил свое изначальное имя. Красный Тескатлипока отождествлялся с Шипе-Тотеком. В мифе о творении Пяти Солнц – пяти миров, или эпох – главными героями выступают Кецалькоатль и Тескатлипока, которые являются антиподами друг друга. Каждый из них создает свое собственное Солнце, разрушая Солнце другого. Они объединяются лишь для того, чтобы создать последнее, Пятое Солнце.
Кецалькоатль и Тескатлипока, включенные в пантеон ацтеков, были двумя главными богами Месоамерики. Известно, что им поклонялись цивилизации майя, Теотиуакана, тольтеков (Тулы). В эпоху ацтеков их функции претерпели изменения, однако Кецалькоатль («Пернатый змей») остался связанным со светлым, а Тескатлипока – с темным временем суток. Кецалькоатля в первую очередь характеризуют как Бога ветра (в ипостаси Эекатля) и как Бога планеты Венера как Утренней звезды (в ипостаси Тлауицкальпантекутли). Отмечается также, что он был богом-жрецом и покровителем жрецов. О Тескатлипоке («Дымящееся зеркало») говорят, прежде всего, как о повелителе четырех сторон света, олицетворении Солнца как губительного начала, Ночи и владельце зеркала, в котором отражалось все происходящее в мире.
Ни Уицилопочтли, ни Шипе-Тотек в мифе о творении не фигурируют. Это свидетельствует о том, что они получили связь с Тескатлипоками и соответственно возвысились до уровня творцов, уже в эпоху ацтеков. Что касается Уицилопочтли, то он был племенным богом мешиков и был возведен в статус одного из четверки богов-творцов уже идеологами Ацтекской империи, которые сделали его Богом войны и Солнца. Уицилопочтли посвящено большое количество ацтекских мифов. Однако мифы, рассказывающие о Шипе-Тотеке, у ацтеков практически отсутствуют. На этом основании можно предположить, что Шипе-Тотек был заимствован ацтеками из пантеона других народов.
Фото 1. Статуя Шипе-Тотека. Место находки: Тасумаль (100 – 1200 гг. н.э.). Культура майя. Музей Стэнли Боггса, Тасумаль, Чальчуапа, Сальвадор[v]
Согласно К.-Х. Гонсалесу, археологические данные указывают на то, что Шипе-Тотек был древним божеством, поклонение которому было широко распространено в Месоамерике, настолько, что его изображения были найдены даже на территории Сальвадора (фото 1). Он отмечает, что почитание Шипе-Тотека распространилось в Теночтитлане после того, как ацтеки и их союзники разгромили в 1430 г. Аскапоцалько[vi], империю тепанеков, под властью которой они находились долгое время.
Ацтеки-мешики и их союзники поделили империю тепанеков между собой. Победа над ней стала поворотным пунктом в их истории. Она превратила Теночтитлан из вассального островного государства в мощную силу. Теперь ацтеки могли сами требовать дань с других и захватывать новые земли. Для успешного строительства империи им было необходимо обосновать свои права на власть, показав свою связь с древними богами, возвысить до них своего племенного бога Уицилопочтли и себя вместе с ним. Император Ицкоатль по совету своего сиуакоатля Тлакаелеля приказал сжечь старые исторические манускрипты, поскольку они делали слишком сильный акцент на варварском происхождении ацтеков. Ицкоатль также предпринял попытку уничтожить записи древних царств, потому что в них либо вообще не было упоминания об ацтеках, либо они довольно откровенно повествовали об их прежнем положении. Уицилопочтли ацтеки стали почитать как Бога Солнца, поставив его на один уровень с Кецалькоатлем, Тескатлипокой и Тлалоком, утверждая, что именно Уицилопочтли олицетворяет Пятое Солнце[vii].
Между тем в отношении Шипе-Тотека ученые не смогли прийти к единому мнению о том, что является его основной специализаций. Американский ученый Карл Таубе называет Шипе-Тотека богом плодородия и богом весеннего обновления[viii]. По словам бельгийского историка Мишеля Гролиша, от него «зависела смена времен года и созревание кукурузы»[ix]. Немецкий специалист Эдуард-Георг Зейлер определяет Шипе-Тотека как бога земли, К.-Х. Гонсалес – как «носителя войны и кукурузы». Авторы сходятся только в одном: Шипе-Тотек является носителем кожи. Именно она служит для идентификации этого бога на рисунках кодексов и скульптурах. На изображениях Шипе-Тотек обычно одет в кожу, снятую с человека целиком, включая кожу с головы. Поэтому лицо божества оказывается закрытым ею как маской. На основе этих признаков у скульптур ученые установили, что Шипе-Тотеку поклонялись в Классическом периоде (200 – 500 гг. н.э.) в Монте-Альбане (цивилизация сапотеков), в Раннем постклассическом периоде (900 – 1150 гг. н.э.) в Теотиуакане и Туле (Толлане) – центре цивилизации тольтеков. Из этого можно заключить, что культ Шипе-Тотека ацтеки заимствовали у тольтеков, наследниками которых они себя позиционировали.
Фото 2. Шипе-Тотек. Скульптура. Инвентарный № 10–79158. Размеры: 110×47×37 см. Материал и техника: формованная глина. Место и время создания: Теотиуакан, Ранний постклассический период (900 – 1150 гг. н.э.). Национальный музей антропологии, Мехико[x]. Фото 3 и 4. Шипе-Тотек. Скульптура, вид спереди и сзади. Инвентарный № 10–653944. Размеры: 87,5×46×15 см. Материал и техника: формованная глина. Место и время создания: Тула-де-Альенде, штат Идальго, Мексика; Ранний постклассический период (900 – 1150 гг. н.э.). Археологический музей Тулы «Хорхе Р. Акоста», Мексика[xi]
Однако глиняные идолы Шипе-Тотека этих культур одеты не в человеческую кожу, а в облегающую одежду, напоминающую трикотажный свитер (фото 2), брючный костюм или комбинезон (фото 3 и 4). Это позволяет связать ее с защитными комбинезонами представителей высокоразвитых цивилизаций (богов во плоти). Облегающие комбинезоны воспринимались древними мексиканцами как вторая кожа богов, которую они могут снимать и надевать без ущерба для жизни и здоровья. Поэтому она стала признаком их божественности и атрибутом бога, который в ацтекскую эпоху получил имя Шипе-Тотека – «Нашего господина в ободранной коже». (Подробнее см.: 2.3.3. Тайна одежды из человеческой кожи.)
Фото 5 – 7. Шипе-Тотек. Скульптура из камня. Инвентарный № 1650 PJ-115. Размеры: 36×25×28 см. Происхождение неизвестно. Время создания: Постклассический период (900 – 1521 гг. н.э.). Региональный музей антропологии, Вильяэрмоса, штат Табаско, Мексика[xii]
В человеческую кожу на изображениях одежда Шипе-Тотека превратилась позже – в Постклассический период (900 – 1521 гг. н.э.). В качестве примера можно привести каменную статую, найденную в Вильяэрмосе, штат Табаско (фото 5 – 7). Снятая с человека кожа, которую носит персонаж статуи, имеет разрез на спине, характерным образом скрепленный завязками. А кисть руки, свободно свисающая вниз с предплечья персонажа (фото 7), наглядно свидетельствует о том, что божество одето именно в кожу человека.
Фото 8. Шипе-Тотек в женской коже, на которой с помощью кожи женского полового органа создана имитация мужских семенников, в результате чего в нем объединились гендерные признаки обоих полов. Скульптура из камня. Инвентарный № 10–627677. Размеры: 111×26×37 см. Время создания: Постклассический период (1250 – 1521 гг. н.э.). Место находки: Кастильо-де-Тейо, Веракрус. Национальный музей антропологии, Мехико[xiii]
Глиняная скульптура эпохи ацтеков, принадлежащая культуре Веракруса и датирующаяся 1250 – 1521 гг., показывает Шипе-Тотека, одетого в кожу, снятую с женщины, как двуполое божество-прародителя (фото 8). На основе этого канона сделаны также глиняные фигурки Позднего постклассического периода (1250 – 1521 гг. н.э.). Одна из них, данная на фото 9, происходит из Тлателолько, который стал частью столицы Ацтекской империи Теночтитлана при Ашайякатле (правил с 1469 по 1481 г.).
Фото 9. Антропоморфная фигурка. Скульптура. Инвентарный № 10–333856. Размеры: 14,6×6,6×4,8 см. Материал и техника: формованная глина. Место и время создания: Тлателолько, Мехико; Поздний постклассический период (1250 – 1521 гг. н.э.). Национальный музей антропологии, Мехико[xiv]
Между тем еще одна археологическая находка, сделанная на территории церемониального комплекса Тлателолько и датируемая 1337/1521 гг., снова изображает Шипе-Тотека в облегающем комбинезоне с круглым вырезом (фото 10). Он дополнен тяжелыми сапогами и большими перчатками, а также шлемом с тумиобразным навершием, который говорит о том, что перед нами – божество-корабль. Образ, созданный глиняной фигурой из Тлателолько, весьма близко воспроизводит облик представителя высокоразвитой цивилизации в защитном снаряжении и свидетельствует о недавнем, по историческим меркам, контакте с богами во плоти. Этот новый контакт позволил вернуться к тому образу бога, который был создан в эпохи Теотиуакана и Тулы. (Подробнее см.: 2.3.3. Тайна одежды из человеческой кожи.)
Фото 10. Фигура Шипе-Тотека, сидящего на скамейке. Инвентарный № 10–333885. Размеры: 6,5×14,9×9,8 см. Материал и техника: формованная глина. Время и место создания: 1337/1521 гг., Тлателолько. Национальный музей антропологии, Мехико[xv]
Исследование скульптурных изображений Шипе-Тотека показало, что для эпох, предшествующих эпохе ацтеков, он действительно являлся богом высшего уровня – богом-творцом, прародителем человечества, каковыми были для народов испаноязычной ныне Америки представители высокоразвитых цивилизаций. В эпоху ацтеков, как свидетельствуют изображения двуполого божества в человеческой коже, в которых объединяются Шипе-Тотек и Тласольтеотль, за Шипе-Тотеком сохранялся статус бога-прародителя.
Рисунки пиктографических кодексов, созданных в стиле Миштека–Пуэбла в конце существования ацтекской цивилизации – незадолго до конкисты, представляют Шипе-Тотека прежде всего в ипостаси Ицтапальтотека (Ицтли) – бога каменного ножа, т.е. в образе жертвоприносителя.
Фото 11[xvi]. Шипе-Тотек в ипостаси Ицтапальтотека. Страница 68, фрагмент. Ватиканский кодекс-В (Codex Vaticanus 3773 B). Идентификационный № Vat.lat.3773. Тип объекта: пиктографическая рукопись. Объем 49 листов. Язык: науатль. Материал: кожа. Место происхождения: регион Чолула, штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
На рисунке из Ватиканского кодекса-В (фото 11) голова Шипе-Тотека в ипостаси Ицтапальтотека как бы выходит изо рта огромного текпатля, который и сам является божеством. Об этом говорит его анимированное изображение, имеющее глаза с бровями, нос и зубы. Другой анимированный текпатль Шипе-Тотек держит в правой руке. На рисунке, содержащемся в тоналаматле Кодекса Борджиа (фото 12), на голове Шипе-Тотека в ипостаси Ицтапальтотека от текпатля осталась только его верхняя половина. Она более напоминает характерный для Шипе-Тотека конусовидный головной убор йопицонтли, хотя также снабжена глазами, носом и зубами.
Фото 12[xvii]. «Шипе-Тотек, Наш ободранный господин, бог земли»[xviii] (по Э.-Г. Зейлеру). Страница 61, фрагмент. Кодекс Борджиа (Codex Borgia). Тип объекта: пиктографический документ. Материал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: науатль. Время создания: неизвестно, предположительно до конкисты. Место создания: штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
Между тем жертвенный нож в ацтекских мифах играет роль мужского детородного органа и его семени. В одном из мифов говорится, что луну и звезды земля в образе Коатликуэ зачала от каменного ножа, упавшего с неба. В другом мифе рассказывается о том, что каменный нож, сброшенный на землю, разбился на 1600 кусков и породил 1600 богов[xix].
Согласно религиозной идеологии ацтеков, без смерти не может быть рождения и возрождения. Так, боги и воины приносят себя в жертву, чтобы возродиться на небе и поддержать мировой порядок. А без жертвоприношения крови и жизни невозможно весеннее возрождение природы, обильный урожай растений и богатый приплод животных. В этом аспекте Шипе-Тотек в ипостаси бога жертвенного ножа Ицтапальтотека, или Ицтли является богом плодородия.
Главный жрец праздника Тлакашипеуалицтли и верховный жрец культа Шипе-Тотека, по данным Бернардино де Саагуна, назывался одним из имен Шипе-Тотека – Йоаллаоа (Ioallaoa – «Тот, кто пьет ночь»), которое отождествляется с ножом. На гладиаторской церемонии он выступал как жертвоприноситель. Согласно Саагуну, Йоаллаоа «сидел на самом почетном месте, потому что на него возлагалось извлечение сердец тех, кто там умирал»[xx]. Если учесть, что жрец-сакрификатор Йоаллаоа был персонификацией Шипе-Тотека, как и пленники, которых он убивал на темалакатле, получается, что Шипе-Тотек приносил в жертву самого себя.
Сравнительное изучение изобразительных свидетельств «фотографического» и символического (заместительного) стилей разных эпох и культур позволило идентифицировать основные атрибуты скульптурных и рисованных образов Шипе-Тотека с элементами защитного снаряжения представителей высокоразвитых цивилизаций (богов во плоти) и движителями их аппаратов, а также выявить основные возможности и функции Шипе-Тотека, которыми он обладал в представлении древних мексиканцев. Атрибуты образа Шипе-Тотека характеризуют его как божество-корабль, которое объединяет в себе черты людей – представителей высокоразвитых цивилизаций и их аппаратов. (Подробнее см.: 2. Гипотезы, основанные на изобразительных свидетельствах.)
Фото 13[xxi]. Праздник в честь Шипе-Тотека. Страница 10. Кодекс Беккера I (Códice Becker I). Тип объекта: пиктографический документ. Культура миштеков. Время и место создания: XII в., Оахака. Этнологический музей Вены, Австрия
Так, например, в самой древней (из сохранившихся) книге миштеков – Кодексе Беккера I (XII в.) изображение гладиаторской церемонии (фото 13) является идеограммой божества-корабля, которая включает в себя рисунки платформы с темалакатлем, персонификации Шипе-Тотека и его ритуальных действий. Человек, воплощающий Шипе-Тотека, в Кодекс Беккера I носит одни из важнейших атрибутов этого бога – шапку йопицонтли (yopitzontli – хохолок Йопи; по Диего Дюрану – «волосы бога Йопи»[xxii]). Она состоит из окруженного белой жертвенной веревкой конического элемента с бумажными лентами, выполненными в форме ласточкиного хвоста[xxiii] (на фото слева). Эта форма соответствует глифу расщелины, который у ольмеков означал вход в потусторонний мир. Йопицонтли воплощает небольшой движитель с прямыми лопастями.
Фото 14. Гладиаторский ритуал. Страница 83, фрагмент. Кодекс Зуш–Наттолл (Codex Zouche–Nuttall). Музейный № Am1902,0308.1. Тип объекта: пиктографический документ. Материалы: кожа оленя, краски. Размеры страницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 м. Культура: миштекская. Дата: 1200 – 1521 гг. Факсимиле кодекса, выпущенное издательским домом «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Материал: бумага. Место хранения оригинала: Британский музей, Лондон Англия
На страницах другой миштекской книги – Кодекса Зуш-Наттолл, а именно на его реверсе (XIV в.), который датируется началом эпохи ацтеков, к йопицонтли в образе персонификаций Шипе-Тотека добавляются длинные ленты в форме ласточкиного хвоста, которые он носит на теле (фото 14). Они воплощают прямые лопасти большого Х-образного винта, такого, как, например, у вертолета.
Фото 15[xxiv]. Шипе-Тотек – господин 14-й тресены священного календаря в образе Красного Тескатлипоки. Лист 14, фрагмент. Бурбонский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Пиктографический документ на листе аматной бумаги длиной 14,2 м. Язык: науатль и добавленные позднее глоссы на кастильском. Культура ацтеков. Время и место создания: 10 – 20-е гг. XVI в. (незадолго до или сразу после конкисты); Мексика. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба, 1899 г. Место хранения оригинала: Библиотека Национального собрания, Париж, Франция
В эпоху ацтеков к атрибутам Шипе-Тотека на рисованных изображениях добавляется подвеска анауатль с красным бантом, концы которого выполнены в форме ласточкиного хвоста (на фото слева). На миниатюре из Бурбонского кодекса (фото 15) Шипе-Тотек представлен в образе, характерном для изобразительной традиции Монте-Альбана – центра Сапотекской цивилизации. Шапка йопицонтли здесь заменена круглым шлемом с веерообразным плюмажем из красных перьев кечолли и нефритовых перьев кецаля. На его животе располагается подвеска анауатль. Эта подвеска, как и темалакатль, являются символами Анауатль – окруженной водой Земли, имеющей форму кольца (колеса) и расположенной в центре Вселенной, простирающейся в вертикальном и горизонтальном направлениях. А концы банта в форме ласточкиного хвоста символизируют способность Шипе-Тотека путешествовать по уровням Вселенной. (Подробнее см.: 2.1. Анауатль и йопицонтли.) На данной миниатюре анауатль заменяет темалакатль, который изображен в руке персонажа как воинский щит.
Благодаря перечисленным атрибутам Шипе-Тотек обладал способностью перемещаться по мирам Вселенной от уровня Закатного Солнца в Подземный мир и мог служить посредником между богами и человечеством. В эпоху ацтеков к функции жертвоприносителя Шипе-Тотека была добавлена функция бога войны и хранителя Пятого Солнца, о чем свидетельствует миниатюра из Бурбонского кодекса (см. фото 15). Согласно толкованию идеограммы этой миниатюры, он помогает светилу пройти путь от уровня Закатного Солнца до пятого уровня Подземного мира и обратно. Шипе-Тотек сопровождает его и кормит кровью, сердцами и жизнями мужчин. «Наш господин носитель кожи» сам принес их в жертву на войне и на жертвенном камне, а теперь выполняет свою обязанность посредника между людьми и богами. (Подробный разбор миниатюры из Бурбонского кодекса читайте в материале «2.3.2. Тайна топора и перьев».)
На миниатюрах из трудов Бернардино де Саагуна темалакатль является атрибутом образа Шипе-Тотека. Так, на рисунке из «Первых записок» (фото слева) хорошо видно, что темалакатль как бы висит в воздухе рядом с телом персонажа, а не находится в его руке, как положено щиту. В правой руке Шипе-Тотек держит чикауацли (chicahuaztli) – остроконечный посох с сонахой – еще одни опознавательный атрибут этого бога на изображениях. Темалакатль и чикауацли не могут характеризовать Шипе-Тотека как бога войны. Однако темалакатль очень похож на круглые щиты, которыми были вооружены воины ацтеков и, в частности, на анауайо (anahuayo) – щит, украшенный концентрическими кругами. Вместе с тем посох чикауацли напоминает копье. Такое сходство, видимо, позволило ацтекским идеологам Священной войны превратить Шипе-Тотека в бога войны. Об этом свидетельствует миф, который в изложении индейских информантов был использован Педро де лос Риосом для рассказа о том, кем был Шипе-Тотек в понимании ацтеков.
Фото 16[xxv]. Шипе-Тотек. Лист 8r, фрагмент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 46,5×29,5 см. Автор: Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана
Согласно мифу, Шипе-Тотек являлся последователем и спутником Кецалькоатля. По его примеру он стал «совершать покаяние и приносить в жертву Богам не только преходящие блага, но также и телесные, и собственную кровь». Более того, Шипе-Тотек призывал к этому народ Тулана (Тулы). (А Тула, напомню, была столицей тольтеков, приемниками которых позиционировали себя ацтеки.) Педро де лос Риос сообщает, что оба бога – Кецалькоатль и Шипе-Тотек были «двумя учителями покаяния». Поэтому на рисунке из Кодекса Риоса (фото 16) Шипе-Тотек изображен как бы стоящим на большом листе магея, который использовался во время покаяния, чтобы пустить кровь, дабы пожертвовать ее богам. Но главное – Шипе-Тотек у ацтеков считался родоначальником войны и был ее проповедником. И поэтому, по словам Риоса, он изображается у них с копьем и щитом. (Между тем на рисунке из его кодекса Шипе-Тотек держит в руках посох и темалакатль). Кроме того, Шипе-Тотек первым стал утверждать, что человек сможет попасть на небеса, если только погибнет на войне.
«Говорят, что ходил этот Тотек одетым в человеческую кожу, и так продолжалось до сих времен, когда просветил их Господь от их слепоты с приходом народа испанского, – пишет Педро де лос Риос. – И в праздники, устраиваемые этому Тотеку, как увидим дальше, они надевали человеческие кожи убитых на войне, и так танцевали и праздновали его день, потому что от него, сказывают, у них велось происхождение войны, и поэтому они рисуют его с этими отличительными знаками, т.е. с коротким копьем [hasta], знаменем и круглым щитом. Ему они оказывали величайшее почтение, и говорят, что он первым открыл им путь в небеса, потому что у них существовало то заблуждение, наряду с другими |местными народами|, что только те, кто погибал на войне, шли в небеса, как нами уже было сказано»[xxvi].
[ii] Dedican exposición a Xipe Tótec, dios portador del maíz y de la guerra / Instituto Nacional de Antropología e Historia // Boletín № 358 (http://www.inah.gob.mx/es/component/content/article?id=5773).
[vi] Dedican exposición a Xipe Tótec, dios portador del maíz y de la guerra.
[vii] Брэй У. Ацтеки. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html); Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext3.phtml).
[viii] Таубе К. Мифы ацтеков и майя / Пер. с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005 (https://www.indiansworld.org/myth_taube2.html#.Wye6OIp9h1A).
[ix] Гролиш М. Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-32.php).
[x] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).
[xi] Gamboa Cabezas L.M. y García Sánchez M. Xipe Tótec: “Nuestro señor el desollado” de Tollan Xicocotitlan // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).
[xii] González González C.J. Opus cit.
[xiii] González González C.J. Opus cit.
[xiv] Gamboa Cabezas L.M. y Sánchez M.G. Opus cit.
[xx] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Segundo Libro, capitulo XXI // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).
[xxii] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo XXXVI. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind01dur#page/280/mode/2up).
[xxiii] González González C.J. Opus cit.
[xxvi] «Кодекс Риос». Отрывки // Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куприенко, В.Н. Талах. Киев: Издатель Куприенко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).