Послание Врат Солнца,§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Керамика, окончание
Кошачье-лягушка, изображенное на скульптурном сосуде в стиле Куписнике (фото 43), тоже является одним из распространенных образов в чавинском изобразительном искусстве.
Фото 43. Контейнер в форме зверя, сочетающего в себе черты лягушки и животного из семейства кошачьих. Материал: керамика. Стиль: Куписнике. Горизонт: Чавин. 700 – 400 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[i]
Среди керамики Чавин есть сосуд в форме дома (фото 44). Существует крайне мало изображений жилищ Андского мира. Их и жилищами можно назвать лишь условно. А здесь мы видим настоящий дом – с дверью и даже с двускатной крышей! Похоже, стены дома сплетены из тростника, а дверь собрана из досочек. Он стоит на возвышении – горе, и к нему ведут две лестницы, образующие знак пирамиды (очень важные символы в Андском мире). Наверное, это – жилище богов во плоти.
Фото 44. Сосуд чавинской культуры[ii]
Если у дома на сосуде, заснятом на фото 24, стены смыкаются под прямым углом, то дом сосуда на фото 45 имеет стены в форме цилиндра, что более характерно для жилищ Андского мира. И, тем не менее, его крыша также двускатная. Очевидно, что повторяющееся изображение домов с двускатной крышей на ритуальной керамике подтверждает предположение о том, что они имеют отношение к богам.
Фото 45. Сосуд горлышко-стремя: дом с двускатной крышей. Размеры: 23,5×12,7 см. Культура: Чавин, стиль Куписнике, 1200 – 800 гг. до н.э. Снайт-музей искусств Университета Нотр-Дам, г. Саут-Бенд, шт. Индиана, США[iii]
Среди изображений людей на керамических сосудах часто встречается образ человека, чье лицо сплошь покрыто ритуальными шрамами или морщинами. Такие морщины руководитель Проекта по археологическому исследованию и сохранению Чавин-де-Уантара американский археолог Джон Рик в отношении пригвожденных голов считает проявлением сокращения лицевых мышц вследствие приема психоделика мескалина, содержащегося в препаратах из кактуса Сан-Педро, которые принимали жрецы для общения с богами. (Подробнее см.: «Пригвожденные головы».) И действительно, сходство образа на керамике с некоторыми каменными головами, которые украшали стены Кастильо (фото 46), обращает на себя внимание.
Фото 46[iv]. Экспонат Национального музея Чавина (2007)
У двух сосудов на голову человека надет сферический шлем с гладкими поверхностями. Такую голову можно видеть на «золотой» бутыли из Чилийского музея доколумбового искусства (фото 47).
Фото 47. Бутыль ручка-стремя: старец. Высота: 31 см. Материал: керамика. Культура: Чавин. 700 – 400 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[v]
На темно-сером сосуде из частной коллекции (фото 48) человек с морщинами/шрамами на лице показан со втянутыми щеками, как будто он задерживает дыхание.
Фото 48. Скульптурный сосуд. Размеры: 25×16,25 см. Материал: керамика. Чавин, Куписнике. Частная коллекция[vi]
Шрамированное лицо изображено также на чаше из Метрополитен-музея искусств (фото 49).
Фото 49. Чаша с лицом. Размеры: 7,6×16,5×16,8 см. Материал: керамика. Дата: V – IV вв. до н.э. География: Перу. Культура: Чавин(?). Метрополитен-музей искусств[vii]
В Американском музее естественной истории хранится сосуд, которые показывает морщинистый (шрамированный) персонаж полностью (фото 50). Здесь он изображен согбенным стариком с недовольным выражением лица и ввалившимся, беззубым ртом. Его тело прикрыто только набедренной повязкой. Оно слишком мало для огромной головы без шеи. Голый старик, выглядящий очень беззащитным, сидит в позе, которая является канонической для изображений «оживших» фардо на сосудах культуры Наски.
Фото 50. Керамический сосуд горлышко-стремя. Стиль: Куписнике. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[viii]
Сосудов, декорированных изображениями, схожими с теми, которые вырезаны на каменных стелах Чавин-де-Уантара, существует достаточно много. Однако по уровню исполнения и красоте декор чавинской керамики не может сравниться с резьбой по камню.
Фото 50а. Скульптурный сосуд горлышко-стремя: храм. Размеры: 22,23×15,88×15,88 см. Материал: керамика. Чавин. 900 – 200 гг. до н.э. (Начальный период – Ранний горизонт). Художественный музей Уолтерса[viiia]
Такие сосуды монохромны, и замысловатые чавинские узоры на них выполнены в технике тонкой гравировки небольшого участка гладкого лощеного шаровидного тулова (см. фото 22). Иногда орнамент прочерчен более грубыми линиями в сочетании с другими техниками. Так декорируются сосуды, изображающие конкретные образы, например, храм (фото 50а) или головы божества (фото 51 – 56).
Фото 51 и 52. Сосуд горлышко-стремя: клыкастое божество. Размеры: высота 21,6 см, ширина 14 см. Материал: лощеная темно-серая керамика. Чавин, 700 – 400 гг. до н.э. Коллекция доколумбового искусства Гари Хендершотта[ix]
Сосуды, показанные на фото 50а, 51 – 56, демонстрируют способы декорирования монохромной чавинской керамики. Лощеные поверхности сочетаются с зонами матовой текстуры и резными линиями узоров. При этом определенные части изображения, такие, как, например, уши и нос, выполняются в высоком рельефе.
Фото 53 – 56. Сосуд горлышко-стремя: голова мифического существа. Размер: 22,9 см, ширина 14 см. Материал: лощеная серая керамика с красным пигментом. Чавиноид. 600 – 400 гг. до н.э. Коллекция доколумбового искусства Гари Хендершотта[x]
Есть также и другие техники нанесения рисунков. Например, линии, составляющие трудно читаемый узор, характерный для Чавина, сделаны выпуклыми (фото 57 – 60).
Фото 57 – 60. Сосуд горлышко-стремя: клыкастый птичий хищник. Размеры: высота 24,8 см, диаметр 11,7 см. Материал: резная лощеная керамика. Чавин, Тембладера. 1000 – 600 гг. до н.э. Коллекция доколумбового искусства Гари Хендершотта[xi]
Декор лощеного сосуд из Художественного музея Уолтерса (фото 60а) сочетает гравированный рисунок и узор из выпуклых полос.
Фото 60а. Сосуд с резным орнаментом. Размеры: 29,21×10,48 см. Материал: керамика. Чавин. 900 – 200 гг. до н.э. (Ранний горизонт – Ранний промежуточный период). Художественный музей Уолтерса[xia]
В Чилийском музее доколумбового искусства хранится керамический сосуд (фото 61), который, по все видимости, изображает верховного бога Чавина, вырезанного на стеле Раймонди. Об этом говорит в первую очередь узор на его тунике. Но здесь Улыбающийся бог показан в виде жертвоприносителя. Даже не верится, что он принадлежит чавинской культуре: темы жертвоприношений нет ни на одном известном мне артефакте Чавина.
Фото 61. Зооморфная бутыль: мистический персонаж жертвоприноситель. Размеры: 32,1×20,0 см. Материал: керамика. Культура: Чавин. 1800 – 1000 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[xii]
С образом жертвоприносителя контрастирует фигура женщины с котенком ягуара на веревке (фото 62 и 63). Анфас она кажется не церемониальной, а жанровой скульптурой. Косая челка, карие глаза и пухлые, слегка вывернутые губы, милый котенок на маленьких руках.
Фото 62 и 63. Бутыль ручка-стремя: женщина с кошачьим. Размеры: 23,3×13,8 см. Материал: керамика. Период: Горизонт Чавина. Поздний формационный период. 900 – 200 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[xiii]
Воображение подсказывает, что в скульптуре может быть запечатлена чья-то дочка или молодая жена именно такой, как она позировала скульптору. Но, посмотрев на фигуру женщины в профиль (фото 63), понимаешь, что, может быть, это действительно чей-то портрет, но сделан он для погребальной церемонии. Женщина сидит в совершенно определенной позе, а ее тело своей формой напоминает фардо культуры Паракаса. Думается, эта композиция является прообразом тех, которые изображали «ожившее» фардо.
Фото 64. Антропоморфная бутыль ручка-стремя. Размеры: 24×13 см. Материал: керамика. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[xiv]
Также явно не живой человек изображен на сосуде, заснятом на фото 64. На нем надета маска, а глаза закрыты круглыми бляшками.
Фото 65. Скульптурный сосуд горлышко-стремя, изображающий женщину. Чавин[xv] (данных нет)
Скульптурный сосуд в форме женщины, расчесывающей волосы (заплетающей косу?), еще более отчетливо напоминает сосуды – «ожившие» фардо культуры Наски. Тело человека на них имеет шарообразную форму. Человек изображен сидящим с ногами, согнутыми в коленях, – так, как было принято усаживать мумии в погребальные корзины. Но при этом человек показан живым. Поэтому я называю сосуды, выполненные по этому канону, «ожившими» фардо.
Фото 66 и 67. Сосуд горлышко-стремя. Размеры: высота 22,5 см, ширина 16,5 см. Материал: керамика. Чавин, Тембладера. 1000 – 600 гг. до н.э. Коллекция доколумбового искусства Гари Хендершотта[xvi]
Возможно, понять, что символизировало фардо культуры Паракаса, дает нам шанс удивительный сосуд, происходящий из захоронений Тембладеры (фото 66 – 69), который сделан также по канону «ожившего» фардо. Вот, что сказано о нем в каталоге коллекции Гари Хендершотта:
«Этот необычный сосуд из лощеной керамики, окрашенной в два тона оранжево-красным ангобом, показывает сидящую фигуру, голова которой затенена чудовищной маской, задуманной так, чтобы на нее смотрели сверху. Голова, голени и ступни фигуры созданы трехмерными, а сильно преувеличенные плечи и руки вырезаны на округлом теле сосуда. Равномерно расположенные белые пятна намечают руки и кисти и образуют ожерелье. Аналогичная группа пятен находится вдоль ног и чуть выше нижней кромки сосуда. Лицо фигуры в такой же степени обезьянье, как и человеческое, с небольшими круглыми глазами и вздернутым носом. Маска, которая формирует шляпоподобный головной убор, имеет полностью трехмерный человеческий нос, вырезанные квадратные глаза и вырезанный прямоугольный рот с сомкнутыми клыками»[xvii].
Очевидно, что «белые пятна», о которых говорится в каталоге, – ни что иное как заклепки на поверхности металлического шара, в котором находится человек. Руки изображены такими огромными, скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть их силу. Но при этом они совершенно плоские, что может свидетельствовать о том, что художник именно такими их и увидел. Другими словами, они могли быть механическими.
Переместив маску на голову персонажа и сделав ее нарочито грубой, мастер отчетливо дает нам понять, что это не лицо божества, а искусственный объект, на котором начерчено человеческое лицо, но с квадратными глазами и клыкастым ртом, хотя нос вполне человеческий и к тому же объемный. Таким образом, логика подсказывает, что перед нами – изображение сферического объекта богов во плоти (подводного аппарата?), в котором находится гуманоид, закрывающий свое лицо маской, на которой нарисовано чудовище. Следовательно, фардо культуры Паракаса вполне могло символизировать аппарат богов во плоти. Маска – символ божественности и неизменные атрибут всех изображений человека на артефактах этой культуры, а также составная часть фардо как Паракаса, так и других культур, – не только передавала маску подводного снаряжения богов во плоти, но и те маски, под которыми они могли скрывать свое лицо.
Под маской персонажа сосуда скрывается лицо человека со смещенными в область щек глазками-пуговками, объемным носом (таким же, как на его маске) и ртом с тонкими губами. Автор строк о данном сосуде в каталоге коллекции Хендершотта пишет, что подобное лицо может принадлежать как человеку, так и обезьяне, возможно, памятуя о другом сосуде (фото 70 – 72), сделанном по схожему канону.
Фото 70. Сосуд. Размеры: 19,7×12,5×14,65 см. Чавин, стиль Чонгояпе, Северное побережье Перу. 900 – 400 гг. до н.э. Частная коллекция[xviii]
Сосуд тоже был найден на Северном побережье – на территории археологического сайта Чонгояпе (Chongoyape), который также относят к чавинской культуре. Голову этого персонажа не закрывает массивная маска. На ней – нечто вроде небольшого шлема, а лицо открыто. Искусственное происхождение сферы, в которой он находится, здесь ничем не обозначено. Зато переданы круглые крепления плоских рук к сфере (фото 71). При этом одно из них такое большое, что напоминает щит (фото 72). У человека такие же глаза-пуговки, правда, уже более или менее на своем месте, вздернутый объемный нос, но овальная область вокруг рта окрашена в красновато-оранжевый цвет. Из-за нее человек действительно напоминает обезьяну. Но, скорее всего, так передано дыхательное устройство. Это становится понятно, если смотреть на лицо в профиль (фото 72).
Продолжает раскрывать тему снаряжения богов во плоти как основу для атрибутов божественности редкая на фоне скульптурных сосудов очень реалистично вылепленная фигура сидящего божества или жреца в костюме божества (фото 73). Она была найдена в Тембладере.
Фото 73. Керамическая скульптура, представляющая шамана. Культура: Тембладера. Коллекция доколумбового искусства Пола и Доры Йонссенов. Музей на реке, Антверпен[xix]
Здесь хорошо читаются шлем, переданный головным убором, серьгами и квадратными окошками для глаз. Есть и ожерелье, назначение которого мне неясно, но оно всегда присутствует на изображениях Паракаса, где показан шлем. Дыхательное устройство обозначено наригерой, форма которой станет характерной для культуры Моче. Змеи, несомненно, передают шланги системы обеспечения. Но, конечно, они несут и свою религиозную символику. Та огромная змея, которая находится у персонажа в области затылка, имеет канонический образ змéя-кошачьего, присутствующий как главный на многих сосудах. Но символика чавинской керамики не полностью совпадает, на мой взгляд, с символикой изображений, вырезанных на камне. Поэтому судить о ней я не берусь.
Фото 73а. Антропоморфная фигура. Расписанная керамика. Культура: Чавин. 1200 – 300 гг. до н.э.[xixa]
Продолжая тему снаряжения богов во плоти, нельзя не упомянуть керамическую фигуру, заснятую на фото 73а. На первый взгляд она кажется невинным младенцем с широко открытыми испуганными глазами и с пустышкой во рту, который одет в ползунки веселенькой расцветки и чепчик. Но очевидно, что это – портрет во весь рост древнего водолаза (космонавта) в скафандре и, видимо, в ластах. Жаль, что не сохранились те предметы, которые вставлялись ему в руки, и что о данном артефакте очень мало сведений и, в частности, нет указаний на то, где он был обнаружен. Но вернемся к керамике Тембладеры.
Фото 74 – 76. Скульптурный сосуд. Размер: 27,3 см. Материалы: керамика, пигмент. Тембладера, Поздний Чавин, Северное побережье Перу. 700 – 400 гг. до н.э. Частная коллекция[xx]
В гробницах Тембладеры были также найдены сосуды, которые, как считается, изображают водоносов (фото 74 – 77). Канон, по которому был сделан сосуд, заснятый на фото 74 – 76, получил свое развитие в период империи Уари. Кроме того, на лице его персонажа ясно читается характерный для чавинской культуры слезный элемент. Композиция второго сосуда (фото 77) впоследствии повторялась на скульптурных бутылях Моче, хотя и без такого нагромождения сосудов за спиной. Однако по своим стилю и символизму сосуды с водоносами, на мой взгляд, имеют мало общего как друг с другом, так и с остальными гончарными изделиями, которые содержались в гробницах Тембладеры.
Фото 77. Скульптурный сосуд горлышко-стремя. Стиль: Тембладера[xxi]
Керамика Тембладера, как и чавинская керамика в целом, настолько разнородна, что остается только удивляться, почему она отнесена к одной культуре. Скорее, применительно к чавинской керамике можно говорить о разных культурах, которые существовали в одно время и находились в некотором взаимодействии, сохраняя свою самобытность. Другими словами, чавинская керамика – это нечто вроде коллекции Галереи приношений, которая была сделана в разных стилях, разными гончарами разных народов, живших на разных территориях, часто удаленных друг от друга на большое расстояние. Может быть, в ту эпоху существовал обычай дарить керамику хозяину, пригласившему гостей на праздник, и использовать впоследствии драгоценные подарки в качестве погребального приданого?
[vii] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/309520?rpp=20&pg=1&ao=on&ft=Chavin&pos=13
[viii] http://farm4.staticflickr.com/3553/3388232938_4f0655fe96_b.jpg
[viiia] http://art.thewalters.org/detail/79371/temple-effigy-stirrup-vessel/
[x] http://www.prices4antiques.com/Pottery-Pre-Columbian-Peru-Vessel-Stirrup-Spout-Mythical-Creature-Head-Burnished-D9925624.html
[xi] http://fineart.ha.com/c/item.zx?saleNo=643&lotIdNo=7001
[xia] http://art.thewalters.org/detail/79370/spouted-vessel-with-carved-designs/
[xviii] http://www.robertmorrisfineart.com/gallery/pre-columbian/south-america/chavin-vessel-with-shield/