Посла­ние Врат Солнца,§ 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние

Кера­мика, окон­ча­ние

image001

Кошачье-лягушка, изоб­ра­жен­ное на скульп­тур­ном сосуде в стиле Купис­нике (фото 43), тоже явля­ется одним из рас­про­стра­нен­ных обра­зов в чавин­ском изоб­ра­зи­тель­ном искусстве.

image088Фото 43. Кон­тей­нер в форме зверя, соче­та­ю­щего в себе черты лягушки и живот­ного из семей­ства коша­чьих. Мате­риал: кера­мика. Стиль: Купис­нике. Гори­зонт: Чавин. 700 – 400 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[i]

Среди кера­мики Чавин есть сосуд в форме дома (фото 44). Суще­ствует крайне мало изоб­ра­же­ний жилищ Анд­ского мира. Их и жили­щами можно назвать лишь условно. А здесь мы видим насто­я­щий дом – с две­рью и даже с дву­скат­ной кры­шей! Похоже, стены дома спле­тены из трост­ника, а дверь собрана из досо­чек. Он стоит на воз­вы­ше­нии – горе, и к нему ведут две лест­ницы, обра­зу­ю­щие знак пира­миды (очень важ­ные сим­волы в Анд­ском мире). Навер­ное, это – жилище богов во плоти.

image090Фото 44. Сосуд чавин­ской куль­туры[ii]

Если у дома на сосуде, засня­том на фото 24, стены смы­ка­ются под пря­мым углом, то дом сосуда на фото 45 имеет стены в форме цилин­дра, что более харак­терно для жилищ Анд­ского мира. И, тем не менее, его крыша также дву­скат­ная. Оче­видно, что повто­ря­ю­ще­еся изоб­ра­же­ние домов с дву­скат­ной кры­шей на риту­аль­ной кера­мике под­твер­ждает пред­по­ло­же­ние о том, что они имеют отно­ше­ние к богам.

image092Фото 45. Сосуд горлышко-стремя: дом с дву­скат­ной кры­шей. Раз­меры: 23,5×12,7 см. Куль­тура: Чавин, стиль Купис­нике, 1200 – 800 гг. до н.э. Снайт-музей искусств Уни­вер­си­тета Нотр-Дам, г. Саут-Бенд, шт. Инди­ана, США[iii]

Среди изоб­ра­же­ний людей на кера­ми­че­ских сосу­дах часто встре­ча­ется образ чело­века, чье лицо сплошь покрыто риту­аль­ными шра­мами или мор­щи­нами. Такие мор­щины руко­во­ди­тель Про­екта по архео­ло­ги­че­скому иссле­до­ва­нию и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара аме­ри­кан­ский архео­лог Джон Рик в отно­ше­нии при­гвож­ден­ных голов счи­тает про­яв­ле­нием сокра­ще­ния лице­вых мышц вслед­ствие при­ема пси­хо­де­лика мес­ка­лина, содер­жа­ще­гося в пре­па­ра­тах из как­туса Сан-Педро, кото­рые при­ни­мали жрецы для обще­ния с богами. (Подроб­нее см.: «При­гвож­ден­ные головы».) И дей­стви­тельно, сход­ство образа на кера­мике с неко­то­рыми камен­ными голо­вами, кото­рые укра­шали стены Касти­льо (фото 46), обра­щает на себя внимание.

image045Фото 46[iv]. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея Чавина (2007)

У двух сосу­дов на голову чело­века надет сфе­ри­че­ский шлем с глад­кими поверх­но­стями. Такую голову можно видеть на «золо­той» бутыли из Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства (фото 47).

image095Фото 47. Бутыль ручка-стремя: ста­рец. Высота: 31 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Чавин. 700 – 400 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[v]

На темно-сером сосуде из част­ной кол­лек­ции (фото 48) чело­век с морщинами/шрамами на лице пока­зан со втя­ну­тыми щеками, как будто он задер­жи­вает дыхание.

image097Фото 48. Скульп­тур­ный сосуд. Раз­меры: 25×16,25 см. Мате­риал: кера­мика. Чавин, Купис­нике. Част­ная кол­лек­ция[vi]

Шра­ми­ро­ван­ное лицо изоб­ра­жено также на чаше из Метрополитен-музея искусств (фото 49).

image099Фото 49. Чаша с лицом. Раз­меры: 7,6×16,5×16,8 см. Мате­риал: кера­мика. Дата: V – IV вв. до н.э. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Чавин(?). Метрополитен-музей искусств[vii]

В Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии хра­нится сосуд, кото­рые пока­зы­вает мор­щи­ни­стый (шра­ми­ро­ван­ный) пер­со­наж пол­но­стью (фото 50). Здесь он изоб­ра­жен сог­бен­ным ста­ри­ком с недо­воль­ным выра­же­нием лица и вва­лив­шимся, без­зу­бым ртом. Его тело при­крыто только набед­рен­ной повяз­кой. Оно слиш­ком мало для огром­ной головы без шеи. Голый ста­рик, выгля­дя­щий очень без­за­щит­ным, сидит в позе, кото­рая явля­ется кано­ни­че­ской для изоб­ра­же­ний «ожив­ших» фардо на сосу­дах куль­туры Наски.

image101Фото 50. Кера­ми­че­ский сосуд горлышко-стремя. Стиль: Купис­нике. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[viii]

Сосу­дов, деко­ри­ро­ван­ных изоб­ра­же­ни­ями, схо­жими с теми, кото­рые выре­заны на камен­ных сте­лах Чавин-де-Уантара, суще­ствует доста­точно много. Однако по уровню испол­не­ния и кра­соте декор чавин­ской кера­мики не может срав­ниться с резь­бой по камню.

image160Фото 50а. Скульп­тур­ный сосуд горлышко-стремя: храм. Раз­меры: 22,23×15,88×15,88 см. Мате­риал: кера­мика. Чавин. 900 – 200 гг. до н.э. (Началь­ный период – Ран­ний гори­зонт). Худо­же­ствен­ный музей Уол­терса[viiia]

Такие сосуды моно­хромны, и замыс­ло­ва­тые чавин­ские узоры на них выпол­нены в тех­нике тон­кой гра­ви­ровки неболь­шого участка глад­кого лоще­ного шаро­вид­ного тулова (см. фото 22). Ино­гда орна­мент про­чер­чен более гру­быми лини­ями в соче­та­нии с дру­гими тех­ни­ками. Так деко­ри­ру­ются сосуды, изоб­ра­жа­ю­щие кон­крет­ные образы, напри­мер, храм (фото 50а) или головы боже­ства (фото 51 – 56).

image103 image105Фото 51 и 52. Сосуд горлышко-стремя: клы­ка­стое боже­ство. Раз­меры: высота 21,6 см, ширина 14 см. Мате­риал: лоще­ная темно-серая кера­мика. Чавин, 700 – 400 гг. до н.э. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Гари Хен­дер­шотта[ix]

Сосуды, пока­зан­ные на фото 50а, 51 – 56, демон­стри­руют спо­собы деко­ри­ро­ва­ния моно­хром­ной чавин­ской кера­мики. Лоще­ные поверх­но­сти соче­та­ются с зонами мато­вой тек­стуры и рез­ными лини­ями узо­ров. При этом опре­де­лен­ные части изоб­ра­же­ния, такие, как, напри­мер, уши и нос, выпол­ня­ются в высо­ком рельефе.

image107 image109 image111 image113Фото 53 – 56. Сосуд горлышко-стремя: голова мифи­че­ского суще­ства. Раз­мер: 22,9 см, ширина 14 см. Мате­риал: лоще­ная серая кера­мика с крас­ным пиг­мен­том. Чави­ноид. 600 – 400 гг. до н.э. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Гари Хен­дер­шотта[x]

Есть также и дру­гие тех­ники нане­се­ния рисун­ков. Напри­мер, линии, состав­ля­ю­щие трудно чита­е­мый узор, харак­тер­ный для Чавина, сде­ланы выпук­лыми (фото 57 – 60).

image115 image117 image119 image121Фото 57 – 60. Сосуд горлышко-стремя: клы­ка­стый пти­чий хищ­ник. Раз­меры: высота 24,8 см, диа­метр 11,7 см. Мате­риал: рез­ная лоще­ная кера­мика. Чавин, Тембла­дера. 1000 – 600 гг. до н.э. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Гари Хен­дер­шотта[xi]

Декор лоще­ного сосуд из Худо­же­ствен­ного музея Уол­терса (фото 60а) соче­тает гра­ви­ро­ван­ный рису­нок и узор из выпук­лых полос.

image163Фото 60а. Сосуд с рез­ным орна­мен­том. Раз­меры: 29,21×10,48 см. Мате­риал: кера­мика. Чавин. 900 – 200 гг. до н.э. (Ран­ний гори­зонт – Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период). Худо­же­ствен­ный музей Уол­терса[xia]

В Чилий­ском музее доко­лум­бо­вого искус­ства хра­нится кера­ми­че­ский сосуд (фото 61), кото­рый, по все види­мо­сти, изоб­ра­жает вер­хов­ного бога Чавина, выре­зан­ного на стеле Рай­монди. Об этом гово­рит в первую оче­редь узор на его тунике. Но здесь Улы­ба­ю­щийся бог пока­зан в виде жерт­во­при­но­си­теля. Даже не верится, что он при­над­ле­жит чавин­ской куль­туре: темы жерт­во­при­но­ше­ний нет ни на одном извест­ном мне арте­факте Чавина.

image123 image125Фото 61. Зооморф­ная бутыль: мисти­че­ский пер­со­наж жерт­во­при­но­си­тель. Раз­меры: 32,1×20,0 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Чавин. 1800 – 1000 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[xii]

С обра­зом жерт­во­при­но­си­теля кон­тра­сти­рует фигура жен­щины с котен­ком ягу­ара на веревке (фото 62 и 63). Анфас она кажется не цере­мо­ни­аль­ной, а жан­ро­вой скульп­ту­рой. Косая челка, карие глаза и пух­лые, слегка вывер­ну­тые губы, милый коте­нок на малень­ких руках.

image127Фото 62 и 63. Бутыль ручка-стремя: жен­щина с коша­чьим. Раз­меры: 23,3×13,8 см. Мате­риал: кера­мика. Период: Гори­зонт Чавина. Позд­ний фор­ма­ци­он­ный период. 900 – 200 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[xiii]

Вооб­ра­же­ние под­ска­зы­вает, что в скульп­туре может быть запе­чат­лена чья-то дочка или моло­дая жена именно такой, как она пози­ро­вала скуль­птору. Но, посмот­рев на фигуру жен­щины в про­филь (фото 63), пони­ма­ешь, что, может быть, это дей­стви­тельно чей-то порт­рет, но сде­лан он для погре­баль­ной цере­мо­нии. Жен­щина сидит в совер­шенно опре­де­лен­ной позе, а ее тело своей фор­мой напо­ми­нает фардо куль­туры Пара­каса. Дума­ется, эта ком­по­зи­ция явля­ется про­об­ра­зом тех, кото­рые изоб­ра­жали «ожив­шее» фардо.

image129Фото 64. Антро­по­морф­ная бутыль ручка-стремя. Раз­меры: 24×13 см. Мате­риал: кера­мика. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[xiv]

Также явно не живой чело­век изоб­ра­жен на сосуде, засня­том на фото 64. На нем надета маска, а глаза закрыты круг­лыми бляшками.

image131Фото 65. Скульп­тур­ный сосуд горлышко-стремя, изоб­ра­жа­ю­щий жен­щину. Чавин[xv] (дан­ных нет)

Скульп­тур­ный сосуд в форме жен­щины, рас­че­сы­ва­ю­щей волосы (запле­та­ю­щей косу?), еще более отчет­ливо напо­ми­нает сосуды – «ожив­шие» фардо куль­туры Наски. Тело чело­века на них имеет шаро­об­раз­ную форму. Чело­век изоб­ра­жен сидя­щим с ногами, согну­тыми в коле­нях, – так, как было при­нято уса­жи­вать мумии в погре­баль­ные кор­зины. Но при этом чело­век пока­зан живым. Поэтому я назы­ваю сосуды, выпол­нен­ные по этому канону, «ожив­шими» фардо.

image133 image135Фото 66 и 67. Сосуд горлышко-стремя. Раз­меры: высота 22,5 см, ширина 16,5 см. Мате­риал: кера­мика. Чавин, Тембла­дера. 1000 – 600 гг. до н.э. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Гари Хен­дер­шотта[xvi]

Воз­можно, понять, что сим­во­ли­зи­ро­вало фардо куль­туры Пара­каса, дает нам шанс уди­ви­тель­ный сосуд, про­ис­хо­дя­щий из захо­ро­не­ний Тембла­деры (фото 66 – 69), кото­рый сде­лан также по канону «ожив­шего» фардо. Вот, что ска­зано о нем в ката­логе кол­лек­ции Гари Хендершотта:

image137«Этот необыч­ный сосуд из лоще­ной кера­мики, окра­шен­ной в два тона оранжево-красным анго­бом, пока­зы­вает сидя­щую фигуру, голова кото­рой зате­нена чудо­вищ­ной мас­кой, заду­ман­ной так, чтобы на нее смот­рели сверху. Голова, голени и ступни фигуры созданы трех­мер­ными, а сильно пре­уве­ли­чен­ные плечи и руки выре­заны на округ­лом теле сосуда. Рав­но­мерно рас­по­ло­жен­ные белые пятна наме­чают руки и кисти и обра­зуют оже­ре­лье. Ана­ло­гич­ная группа пятен нахо­дится вдоль ног и чуть выше ниж­ней кромки сосуда. Лицо фигуры в такой же сте­пени обе­зья­нье, как и чело­ве­че­ское, с неболь­шими круг­лыми гла­зами и вздер­ну­тым носом. Маска, кото­рая фор­ми­рует шля­по­по­доб­ный голов­ной убор, имеет пол­но­стью трех­мер­ный чело­ве­че­ский нос, выре­зан­ные квад­рат­ные глаза и выре­зан­ный пря­мо­уголь­ный рот с сомкну­тыми клы­ками»[xvii].

Оче­видно, что «белые пятна», о кото­рых гово­рится в ката­логе, – ни что иное как заклепки на поверх­но­сти метал­ли­че­ского шара, в кото­ром нахо­дится чело­век. Руки изоб­ра­жены такими огром­ными, ско­рее всего, для того, чтобы под­черк­нуть их силу. Но при этом они совер­шенно плос­кие, что может сви­де­тель­ство­вать о том, что худож­ник именно такими их и уви­дел. Дру­гими сло­вами, они могли быть механическими.

image139Фото 68

Пере­ме­стив маску на голову пер­со­нажа и сде­лав ее наро­чито гру­бой, мастер отчет­ливо дает нам понять, что это не лицо боже­ства, а искус­ствен­ный объ­ект, на кото­ром начер­чено чело­ве­че­ское лицо, но с квад­рат­ными гла­зами и клы­ка­стым ртом, хотя нос вполне чело­ве­че­ский и к тому же объ­ем­ный. Таким обра­зом, логика под­ска­зы­вает, что перед нами – изоб­ра­же­ние сфе­ри­че­ского объ­екта богов во плоти (под­вод­ного аппа­рата?), в кото­ром нахо­дится гума­ноид, закры­ва­ю­щий свое лицо мас­кой, на кото­рой нари­со­вано чудо­вище. Сле­до­ва­тельно, фардо куль­туры Пара­каса вполне могло сим­во­ли­зи­ро­вать аппа­рат богов во плоти. Маска – сим­вол боже­ствен­но­сти и неиз­мен­ные атри­бут всех изоб­ра­же­ний чело­века на арте­фак­тах этой куль­туры, а также состав­ная часть фардо как Пара­каса, так и дру­гих куль­тур, – не только пере­да­вала маску под­вод­ного сна­ря­же­ния богов во плоти, но и те маски, под кото­рыми они могли скры­вать свое лицо.

image141Фото 69

Под мас­кой пер­со­нажа сосуда скры­ва­ется лицо чело­века со сме­щен­ными в область щек глазками-пуговками, объ­ем­ным носом (таким же, как на его маске) и ртом с тон­кими губами. Автор строк о дан­ном сосуде в ката­логе кол­лек­ции Хен­дер­шотта пишет, что подоб­ное лицо может при­над­ле­жать как чело­веку, так и обе­зьяне, воз­можно, памя­туя о дру­гом сосуде (фото 70 – 72), сде­лан­ном по схо­жему канону.

image143Фото 70. Сосуд. Раз­меры: 19,7×12,5×14,65 см. Чавин, стиль Чон­го­япе, Север­ное побе­ре­жье Перу. 900 – 400 гг. до н.э. Част­ная кол­лек­ция[xviii]

Сосуд тоже был най­ден на Север­ном побе­ре­жье – на тер­ри­то­рии архео­ло­ги­че­ского сайта Чон­го­япе (Chongoyape), кото­рый также отно­сят к чавин­ской куль­туре. Голову этого пер­со­нажа не закры­вает мас­сив­ная маска. На ней – нечто вроде неболь­шого шлема, а лицо открыто. Искус­ствен­ное про­ис­хож­де­ние сферы, в кото­рой он нахо­дится, здесь ничем не обо­зна­чено. Зато пере­даны круг­лые креп­ле­ния плос­ких рук к сфере (фото 71). При этом одно из них такое боль­шое, что напо­ми­нает щит (фото 72). У чело­века такие же глаза-пуговки, правда, уже более или менее на своем месте, вздер­ну­тый объ­ем­ный нос, но оваль­ная область вокруг рта окра­шена в красновато-оранжевый цвет. Из-за нее чело­век дей­стви­тельно напо­ми­нает обе­зьяну. Но, ско­рее всего, так пере­дано дыха­тель­ное устрой­ство. Это ста­но­вится понятно, если смот­реть на лицо в про­филь (фото 72).

image145 image147Фото 71 и 72

Про­дол­жает рас­кры­вать тему сна­ря­же­ния богов во плоти как основу для атри­бу­тов боже­ствен­но­сти ред­кая на фоне скульп­тур­ных сосу­дов очень реа­ли­стично вылеп­лен­ная фигура сидя­щего боже­ства или жреца в костюме боже­ства (фото 73). Она была най­дена в Тембладере.

image149Фото 73. Кера­ми­че­ская скульп­тура, пред­став­ля­ю­щая шамана. Куль­тура: Тембла­дера. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Пола и Доры Йонссе­нов. Музей на реке, Ант­вер­пен[xix]

Здесь хорошо чита­ются шлем, пере­дан­ный голов­ным убо­ром, серь­гами и квад­рат­ными окош­ками для глаз. Есть и оже­ре­лье, назна­че­ние кото­рого мне неясно, но оно все­гда при­сут­ствует на изоб­ра­же­ниях Пара­каса, где пока­зан шлем. Дыха­тель­ное устрой­ство обо­зна­чено нари­ге­рой, форма кото­рой ста­нет харак­тер­ной для куль­туры Моче. Змеи, несо­мненно, пере­дают шланги системы обес­пе­че­ния. Но, конечно, они несут и свою рели­ги­оз­ную сим­во­лику. Та огром­ная змея, кото­рая нахо­дится у пер­со­нажа в обла­сти затылка, имеет кано­ни­че­ский образ змéя-кошачьего, при­сут­ству­ю­щий как глав­ный на мно­гих сосу­дах. Но сим­во­лика чавин­ской кера­мики не пол­но­стью сов­па­дает, на мой взгляд, с сим­во­ли­кой изоб­ра­же­ний, выре­зан­ных на камне. Поэтому судить о ней я не берусь.

image093Фото 73а. Антро­по­морф­ная фигура. Рас­пи­сан­ная кера­мика. Куль­тура: Чавин. 1200 – 300 гг. до н.э.[xixa]

Про­дол­жая тему сна­ря­же­ния богов во плоти, нельзя не упо­мя­нуть кера­ми­че­скую фигуру, засня­тую на фото 73а. На пер­вый взгляд она кажется невин­ным мла­ден­цем с широко откры­тыми испу­ган­ными гла­зами и с пустыш­кой во рту, кото­рый одет в пол­зунки весе­лень­кой рас­цветки и чеп­чик. Но оче­видно, что это – порт­рет во весь рост древ­него водо­лаза (кос­мо­навта) в ска­фандре и, видимо, в ластах. Жаль, что не сохра­ни­лись те пред­меты, кото­рые встав­ля­лись ему в руки, и что о дан­ном арте­факте очень мало све­де­ний и, в част­но­сти, нет ука­за­ний на то, где он был обна­ру­жен. Но вер­немся к кера­мике Тембладеры.

image151 image153 image155Фото 74 – 76. Скульп­тур­ный сосуд. Раз­мер: 27,3 см. Мате­ри­алы: кера­мика, пиг­мент. Тембла­дера, Позд­ний Чавин, Север­ное побе­ре­жье Перу. 700 – 400 гг. до н.э. Част­ная кол­лек­ция[xx]

В гроб­ни­цах Тембла­деры были также най­дены сосуды, кото­рые, как счи­та­ется, изоб­ра­жают водо­но­сов (фото 74 – 77). Канон, по кото­рому был сде­лан сосуд, засня­тый на фото 74 – 76, полу­чил свое раз­ви­тие в период импе­рии Уари. Кроме того, на лице его пер­со­нажа ясно чита­ется харак­тер­ный для чавин­ской куль­туры слез­ный эле­мент. Ком­по­зи­ция вто­рого сосуда (фото 77) впо­след­ствии повто­ря­лась на скульп­тур­ных буты­лях Моче, хотя и без такого нагро­мож­де­ния сосу­дов за спи­ной. Однако по своим стилю и сим­во­лизму сосуды с водо­но­сами, на мой взгляд, имеют мало общего как друг с дру­гом, так и с осталь­ными гон­чар­ными изде­ли­ями, кото­рые содер­жа­лись в гроб­ни­цах Тембладеры.

image157Фото 77. Скульп­тур­ный сосуд горлышко-стремя. Стиль: Тембла­дера[xxi]

Кера­мика Тембла­дера, как и чавин­ская кера­мика в целом, настолько раз­но­родна, что оста­ется только удив­ляться, почему она отне­сена к одной куль­туре. Ско­рее, при­ме­ни­тельно к чавин­ской кера­мике можно гово­рить о раз­ных куль­ту­рах, кото­рые суще­ство­вали в одно время и нахо­ди­лись в неко­то­ром вза­и­мо­дей­ствии, сохра­няя свою само­быт­ность. Дру­гими сло­вами, чавин­ская кера­мика – это нечто вроде кол­лек­ции Гале­реи при­но­ше­ний, кото­рая была сде­лана в раз­ных сти­лях, раз­ными гон­ча­рами раз­ных наро­дов, жив­ших на раз­ных тер­ри­то­риях, часто уда­лен­ных друг от друга на боль­шое рас­сто­я­ние. Может быть, в ту эпоху суще­ство­вал обы­чай дарить кера­мику хозя­ину, при­гла­сив­шему гостей на празд­ник, и исполь­зо­вать впо­след­ствии дра­го­цен­ные подарки в каче­стве погре­баль­ного приданого?

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a | 24 | 24а | 24b | 25 | 26 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>