Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Архитектура Чавин-де-Уантара
Фото 1. Долина Чавина: археологический комплекс и деревня к востоку от него[i]
«Центром культуры Чавин… был город Чавин де Уантар неподалеку от деревушки Чавин (отсюда название самой цивилизации), – пишет З. Ситчин. – Он расположен на высоте 10 тысяч футов (3048 м) над уровнем моря в Белых Кордильерах на северо-западе Анд. Здесь, в горной долине, где притоки реки Маранон образуют нечто вроде треугольника, на пространстве площадью 300 тысяч квадратных футов (около 28 км2) были устроены ровные площадки и террасы, пригодные для строительства сложных сооружений, которые были возведены по заранее намеченному плану с учетом особенностей местности (рис. 91а). Здания и площади не только образуют правильные прямоугольники и квадраты, но также с высокой точностью ориентированы по сторонам света с главной осью восток-запад. Три главных здания располагаются на высокой террасе вплотную к внешней западной стене, протянувшейся почти на 500 футов (152,4 м). Высота стены, вероятно, окружавшей комплекс зданий с трех сторон и оставлявшей открытым проход к реке с восточной стороны, достигала сорока футов (12,2 м).
Рис. 91»[ii].
Фото 2[iii]. Чавин-де-Уантар (2008)
«Три главных здания» – это слившиеся в единое целое два храма Чавина – старый и новый. Рядом с Северной пирамидой Старого храма находится Пирамида Тельо.
Основные постройки комплекса (фото 3 и 4) принято считать усеченными пирамидами. В то же время Алан Элфорд называет их «храмами с плоской крышей»[iv]. Главные входы в храмы ориентированы на восток.
Фото 3[v]. Трехмерная компьютерная реконструкция, показывающая основные объекты Чавин-де-Уантара, руины которых можно увидеть ныне. Здания имеют буквенные обозначения, принятые в настоящее время
Наиболее распространенной является периодизация истории Чавин-де-Уантара в два этапа. К первому этапу – 1200 – 500 гг. до н.э. относится Старый храм, а ко второму – 500 – 200 гг. до н.э. – Новый[vi]. (Но есть и другая, которая выделяет в истории Чавина три фазы в соответствии с изменениями, происходившими в керамике: фазу Урабарриу (Urabarriu) – 900 – 500 гг. до н.э., фазу Чакинани (Chakinani) – 500 – 400 гг. до н.э. и фазу Ханабарриу (Janabarriu) – 400 – 250 гг. до н.э. (по Ричарду Бургеру)[vii].)
Истинные названия объектов комплекса неизвестны. Имена, которые сейчас используются, были даны им уже в испанское время. В ученой среде строения комплекса называются сооружениями и для них применяются буквенные обозначения. Например, Северная пирамида именуется «сооружение С».
Старый и Новый храмы построены по U–образной модели, т.е. в плане они напоминают букву «U».
Фото 4[viii]. Реконструкционный макет Чавин-де-Уантара
Прежде чем подробно остановиться на наземной архитектуре Чавин-де-Уантара, нужно в двух словах сказать о его внутренних и подземных сооружениях.
Фото 1. Фрагмент восточного фасада Нового храма (Кастильо). Снимок 2005 г.[ix]
Архитектурные сооружения Чавина плохо сохранились. Посетители комплекса видят каменный блок зданий, частично покрытых землей и травой, остатки оползней, которые разрушили комплекс с течением времени. Обваливающиеся наружные стены храмов, кажутся непроницаемыми. Небольшие прямоугольные отверстия вдоль стен показывают только темноту. Но за ними находятся внутренние пространства (фото 2). Их известно более 20. Однако лишь немногие из этих так называемых галерей открыты для туристов. Археологи и сотрудники сайта, отвечающие за его сохранение, могут перемещаться в зонах, в которые вход воспрещен, пробираясь через упавшие каменные глыбы или ползком через подземные каналы[x].
Фото 2. План интерьеров Нового и Старого храмов (2010)[xi]
Лабиринты галерей – это узкие коридоры, которые поворачивают под прямым углом и ведут к небольшим комнатам и тупиковым нишам. В галереях шаги на уплотненных земляных полах едва слышны, и голоса резонируют с перерывами из-за их узких размеров, каменных стен и огромных потолочных балок. Внешние звуки блокируются метрами камня и пахнущей плесенью земли. В них человек легко теряет чувство направления и местоположения, особенно по отношению к внешнему миру. Воздух, влажный и пыльный, перемежается с тягой сквозняка свежего воздуха из небольших вентиляционных шахт, которые ведут наружу. Археологи и сотрудники сайта, отвечающие за его сохранение, могут перемещаться в зонах, в которые вход воспрещен, пробираясь через упавшие каменные глыбы или ползком через подземные каналы[xii].
Фото 3[xiii]. Центральный коридор Галереи Лансона Старого храма. Фото 4. Восточный сегмент Галереи двойной консоли (Doble Ménsula) Нового храма[xiv]
«Галереи устрашающе пусты, за исключением одной. Галерея Лансона ограждает гранитный монолит 4,5 метра (15 футов) в высоту, отдельностоящий блок, покрытый резьбой, которая показывает фигуру гуманоида с поднятыми кверху глазами, клыками и змеями вместо волос. Этот Лансон – «подобный копью» по-испански – считается центральным чавинским идолом и его пророческим символом.
Расположенный в тесной крестообразной комнате в конце длинного сужающегося коридора, монолит скрыт от публики. Снаружи построена примыкающая большая лестница, которая развертывается в утопленную круглую площадь шириной 21 метр (69 футов). Чавинская Круглая площадь, бывшая ключевым церемониальным местом, возможно, оживлялась звуком труб из раковин, как показано на двух каменных рельефах вдоль ее стен. Крошечные квадратные отверстия на фрагментированных стенах выше площади являются единственной путеводной нитью к обширным внутренним недрам глубин, окружающим монолит. Для тех, кто входит в это святилище, мимолетный взгляд на Лансона внушает трепет, даже без знания его древнего религиозного контекста»[xiva].
Так пишет американская специалистка по архео– и психоакустике Мириам Колар, которая своей работой в рамках Арехоакустического проекта доказала, что Лансон «говорил» голосом путуто.
Сейчас в галереи комплекса проведено электрическое освещение. В древности, по мнению Джона Рика, они освещались с помощью системы отражения света, использовавшей зеркала из антрацита, которые во множестве были найдены на сайте[xivb].
Принято считать, что в галереи могли входить только служители культа.
Чавинские галереи уже стали легендарными. Джон Рик утверждает, что они являются уникальными в Южной Америке и, возможно, во всем Новом Свете. Наряду с этими галереями существует множество подземных водных каналов[xv]. Они, по всей видимости, соединяли две реки, обрамляющие комплекс, одну выше построек (благодаря горной террасе), а другую в долине под ними.
Фото 5[xvi]. Джон Рик в одной из галерей Чавина
21 июня 2013 г. Джон Рик и его команда наткнулись на еще один участок подземной сети каналов (фото 6), который находится в нескольких метрах от Северной пирамиды Старого храма (сооружения С) и в 70 м по прямой от центра Круглой площади.
Фото 6. Раскопки канала, обнаруженного 21 июня 2013 г.[xvii]
«Никаких раскопок без каналов, – говорит Рик. – Речь идет о концентрации подземных каналов, которые являются не только дренажными, но и служат для переноса воды; каналов, которые несут воду, больше, чем каналов, которые ее выводят. Каналы всех групп, которые вводят и выводят воду, идентифицированы как две напорные системы, неизвестные до этого в Новом Свете»[xviii].
Фото 7. Верхний Каменный канал после полной раскопки и консервации (2010)[xix]
В рамках Проекта по археологическим исследованиям и сохранению Чавин-де-Уантара проводятся изучение и очистка дренажного Каменного канала (Canal del Rocas) – основной подземной структуры сайта, которая была частью изначальной системы управления его водными ресурсами. Эти работы являются приоритетными для сохранения комплекса, поскольку Каменный канал проходит под всеми архитектурными структурами и собирает воду, которая с дождями попадает в них, а затем отводит ее в реку Мосну. Работы могут помочь уменьшить ущерб от задержки влаги в сооружениях[xx].
Фото 8. Основное русло Каменного канала на реконструкционном рисунке сайта (фрагмент плаката «Работы и находки 2011 г.»)
Считается, что гидротехническая система Чавин-де-Уантара использовалась также для звукового сопровождения проводившихся там церемоний. Например, благодаря серии небольших каменных вентиляционных отверстий в Каменном канале на террасе Малой прямоугольной площади перед Кастильо (фото 9), создавался эффект «рева ягуара» для этого храма, когда вода лилась каскадом под ним.
Фото 9. Серия каменных вентиляционных отверстий, расположенных на террасе Малой прямоугольной площади (2005)[xxi]
Система отверстий, показанная на фото 9, находится на террасе Малой прямоугольной площади, рядом с северо-восточным углом Кастильо. Соответствующий участок на фото 9а обведен белой рамкой.
Фото 9а[xxia]. Вид на Кастильо с высоты птичьего полета
Джон Рик утверждает, что гидравлическая система Чавина была создана и использовалась жрецами для манипулирования водой в ритуальных целях и что в Чавине существовал культ воды. «El Comercio» в статье от 24 марта 2013 г. приводит следующие его высказывания:
«Мы были изумлены, когда начали находить сложные дренажные каналы с 2011 г. После прошлого сезона мы нашли 8 основных систем каналов в небольшом пространстве 40 на 80 м, а мы раскопали только 8 % этой зоны. Мы насчитали 50 систем каналов, демонстрирующих управление интенсивностью воды, которую приносит Уачекса в комплексную систему», – говорит Рик. Очевидно, что такая изощренная система не нужна для того, чтобы пить воду. «Эта напорная система управляла ею, вела ее, поднимала ее, опускала ее, чтобы заставить ее появляться, исчезать, звучать как крики животных внизу, неся приношения и создавая обстановку, которая необъяснима в материальном мире. Тот, кто приходил сюда, чтобы увидеть, имеет ли этот культ силу, наблюдал за жрецами, заставляющими танцевать воду!»[xxib].
Подробнее о каналах и галереях читайте далее, в материале: «Техника и технологии богов».
Фото 1[xxii]. Вид на южный фасад Пирамиды Тельо. Слева – Новый храм. Фото 2. Южный фасад Пирамиды Тельо[xxiii]
О конструкции Пирамиды Тельо (сооружения D) мало что известно, поскольку здание полуразрушено и от наружных стен осталось немного. Известно только, что в нем размещены две галереи. Оно не выровнено по Черно-белой оси, образованной Черно-белым порталом (Порталом соколиных) Нового храма, по которой выровнено большинство площадей и зданий Чавин-де-Уантара. Это говорит о том, что Пирамида Тельо была, возможно, построена позднее или, что более вероятно, раньше[xxiv].
Фото 1[xxv]. Вид на Старый храм со стороны Большой прямоугольной площади Нового храма (2011). На среднем плане справа налево: холм Пирамиды Тельо, холм Северной пирамиды, голубое пятно – Центральная пирамида, Новый храм
Старый храм (Templo Viejo) с внутренним двориком – Атриумом – составляли три пирамиды – Северная, Центральная и Южная. На месте Южной пирамиды теперь находится Новый храм. Считается, что история строительства чавинского комплекса насчитывает три этапа. На реконструкционном рисунке (фото 2) можно видеть, как менялся внешний вид святыни и с ним облик Старого храма.
Фото 2[xxvi]. Видоизменения храмового комплекса Чавин-де-Уантара по фазам его развития
Фото 3[xxvii]. Монолит Лансон (2006)
Центральная пирамида (сооружение B) находится между зданием Нового храма и Северной пирамидой. Она имеет стены из тесаных камней, соединенных глиной. Она заполнена землей и необработанными камнями. Внутри пирамиды построено пять узких галерей, в том числе Галерея Лансона – Улыбающегося бога, главного оракула эпохи – и соединительная Галерея VIII.
Каменный оракул находится в Галерее Лансона на пересечении двух коридоров – в так называемой комнате Лансона (фото 3). Сооружение В часто именуют также Пирамидой Лансона.
Фото 4[xxviii]. Вид на западную часть Круглой площади и Пирамиду Лансона
В 1945 г. верхняя часть пирамиды наряду с Галереей VIII и верхней частью лестницы Круглой площади была разрушена наводнением. Руины пирамиды можно видеть на среднем плане фото 4. Узкая лестница заканчивается наверху пирамиды. Там, под навесом, располагается вход в Галерею Лансона для туристов (фото 5).
Фото 5[xxix]. Вход в Галерею Лансона (2008)
У каждой из частей, формировавших Старый храм, была своя функция в церемониях, которые там проводились.
Перуанский специалист Кшиштоф Маковски (Krzysztof Makowski), главный профессор Папского католического университета Перу, в своей работе «Боги храма Чавина: размышления о религиозной иконографии» («Dioses del templo de Chavín: reflexiones sobre la iconografía religiosa», 1977) предполагает, что Старый храм представляет собой символическое изображение вселенной в представлении чавинцев. При этом Лансон символизирует ось, вокруг которой вращается вселенная[xxx].
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 17a | 18 | 18a | 18b | 18с | 18e | 19 | 20 |
[ii] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[iv] Элфорд А. Боги нового тысячелетия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).
[vii] Burger R.L. Chavín de Huántar and Its Sphere of Influence. 2008 (http://ru.scribd.com/doc/149589501/Burger-2008).
[x] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).
[xii] Kolar M. Opus cit.
[xiii]http://www.flickr.com/photos/17087047@N00/7754828932/in/photolist-cPgwt7-cPgoSJ-cPgz4h-cPgjXU-eirxuS-4n7iFD-5mKLqH
[xiv]http://archive.cyark.org/photograph-looking-down-the-east-segment-of-the-doble-mensula-gallery-inside-building-a-media
[xiva] Kolar M. Opus cit.
[xivb] Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/).
[xv] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. Ministerio de Cultura del Perú. 24 junio 2013 (http://www.mcultura.gob.pe/noticia/chavin-de-huantar-un-plan-de-manejo-para-nuevos-hallazgos).
[xvii] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. Ministerio de Cultura del Perú. 24 junio 2013
[xviii] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. Ministerio de Cultura del Perú. 24 junio 2013
[xix] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report. Global Heritage Fund (http://ghn.globalheritagefund.com/uploads/documents/document_2053.pdf).
[xx] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report
[xxi]http://archive.cyark.org/photograph-of-the-stone-lined-rocas-vents-located-on-the-plaza-menor-terrace-media
[xxia] http://i88.photobucket.com/albums/k180/cbrescia/articulos/photograph-of-chavin-de-huantar-taken-from-the-southeast.jpg
[xxib] Cárdenas M.Á. Laberintos subterráneos salen a la luz en Chavín. El Comercio. 24 de marzo del 2013 (http://conchucos.com.pe/attachments/article/212/D-EC-24032013 — El Comercio — País — pag 25.pdf).
[xxviii] http://www.mcultura.gob.pe/noticia/chavin-de-huantar-un-plan-de-manejo-para-nuevos-hallazgos
[xxx] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).