Послание Врат Солнца,§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара: Скульптура из камня, продолжение
Фото[1] 17 и 18. Каменные головы. Национальный музей Чавин-де-Уантара. Разве это ягуар?
Интересно было найти прообраз существ, изображенных на артефактах Чавин-де-Уантара, которые, в первую очередь, выделяются своими клыками, имеющими плоскую изогнутую форму – форму сабли – и такую длину, что не могут быть спрятаны во рту и поэтому видны даже при закрытой пасти. При этом я учитывала, что божества изображены как с одной парой клыков – верхней, так и с двумя – верхней и нижней.
Фото[2] 19 и 20. Ягуар и его зубы. У ягуара исключительно мощный укус, который разрушает даже оболочки бронированных рептилий
Проводя параллели с культурами Месоамерики и видя корни цивилизации Чавина там и, прежде всего, в культуре ольмеков, большинство исследователей считают, что в Чавин-де-Уантаре поклонялись ягуару. Однако зубы ягуара, хотя и имеют внушительные размеры, обладают конической формой и спрятаны во рту.
Поскольку, по всей вероятности, чавинская культура гораздо древнее, чем об этом говорит официальная история и, видимо, она старше 10000 лет, вполне возможно, что прообразом божеств Чавин-де-Уантара стало вымершее животное, например, саблезубая кошка смилодон (лат. smīlodōn от др.-греч. σμίλη «нож», и οδούς, род. п. οδόντος «зуб»), представители которого жили с 2,5 млн. до 10 тыс. лет назад в Северной и Южной Америках[3].
Фото 21. Череп смилодона[4]
Смилодон был размером со льва или амурского тигра и весил от 160 – 280 кг (Smilodon fatalis) до 220 – 400 кг (Smilodon populator), имел короткий хвост. Смилодон отличался от других представителей кошачьих мощным телосложением. Длина его клыков с корнями составляла 28 см. Они были уплощены с боков, изогнуты и заострены с вогнутой стороны. Коренные зубы, напротив, были редуцированы[5].
Фото 22. Графическая реконструкция Smilodon fatalis[6]
Смилодон, судя по графической реконструкции (фото 22), весьма схож с ягуаром и вполне мог быть прототипом для кошки-слона – одного из характерных для Чавина персонажей (фото 23 и 24).
Фото 23[7] и 24[8]. Керамический сосуд в виде кошки-слона, или кошки-быка по З. Ситчину. Национальный музей Чавин-де-Уантара
Но все же в облике божеств Чавин-де-Уантара больше змеиного, чем кошачьего. И уж, по крайней мере, это можно сказать о клыках. Они посажены близко друг другу и больше всего походят на ядовитые клыки змей (фото 25). Но у змей зубы не торчат наружу. Когда змея закрывает рот, клыки внутри него складываются.
Фото 25. Череп гадюки-носорога[9]. Фото 26[10]. Пасть крокодила
Тогда, может быть, на роль прототипа подходит крокодил? Но нет, у крокодила клыки относительно короткие и конические (фото 26). Однако у вымерших ящеров, например, у лобалопекса (lobalopex) клыки очень похожи (фото 27).
Фото 27[11]. Звероподобные рептилии
Лобалопекс относитсяк звероподобным рептилиям (терапсидам), т.е. рептилиям, которые обладали рядом признаков, характерных для млекопитающих, прежде всего, связанных со строением зубов. У звероподобных рептилий не было твердой чешуи, кожные покровы были гладкие. Со временем у них появился шерстной покров и вибриссы («усы»). Были у терапсидов и пальцы с когтями (фото 28), столь характерные для божеств Чавина.
Фото 28[12]. Фтинозух. Реконструкция внешнего вида
Однако последние из терапсидов, по мнению ученых, вымерли более 200 млн. лет назад[13]. Но поскольку по камням Ики нам известно, что в Новом свете люди общались с динозаврами, то вполне возможно, что один из ящеров и подошел на роль прототипа. А у некоторых рептилий, показанных на фото 27, есть и шишки на темечке, как у многих голов Кастильо (фото 29).
Фото 29[14]
Несомненно, прототипами божеств Чавин-де-Уантара стали не современные животные, а доисторические, вымершие. Это подтверждает гипотезу о том, что культура Чавина гораздо старше, чем принято считать. Но маловероятно, что зверь с двумя парами сабельных клыков существовал на самом деле. Он попросту не смог бы охотиться с такими зубами. Даже чтобы воспользоваться своими сабельными клыками, которых у него была одна пара, смилодону было необходимо открыть пасть на 120°. Для этого суставное соединение нижней челюсти и черепа было опущено. Еще одной его особенностью было развитие сосцевидного отростка, к которому прикреплялись мышцы, опускающие голову при нанесении удара клыками, что является приспособлением, усиливающим это движение[15].
Фото 30[16]. Обелиск Тельо
Скорее всего, наводящие ужас зубы, стали символами других зубов – металлических, принадлежавших рукотворному чудовищу, такому, как изображено на обелиске Тельо (фото 30). Люди, чей уровень развития не позволял понять, что такое машина, космический корабль, именно так их и воспринимали. Но это чудовище вступало с ними во взаимодействие. Их жизни и благополучие зависели от него. К тому же, оно дело такие вещи, которые воспринимались как чудеса. Естественно, чудовище считалось высшим существом. И для поклонения этому божеству был создан его аналог, характеристики которого были переданы соответствующими символами, взятыми из окружающего живого мира, природы, и понятными всем.