Раковины

Посла­ние Врат Солнца,§ 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние

image036[i]

Рако­вины

image003Фото 1. Вит­рина с рако­ви­нами в Наци­о­наль­ном музее Чавина (2008)[1]

В Наци­о­наль­ном музее Чавина экс­по­ни­ру­ются трубы из рако­вины мол­люска стром­буса (путуто). Еще ни в одном из анд­ских музеев я не видела такого коли­че­ства этих огром­ных рако­вин. Они были най­дены груп­пой перу­ан­ских уче­ных под руко­вод­ством Луиса-Гильермо Лум­бре­раса в Гале­рее рако­вин под Атри­умом Лан­сона в 1970-х гг. и коман­дой архео­ло­гов, воз­глав­ля­е­мой Джо­ном Риком, в 2001 г.

«В 2001 г. архео­лог Рик и его кол­леги обна­ру­жили тай­ник с 20 укра­шен­ными тру­бами из рако­вин Strombus galeatus в кро­шеч­ной гале­рее возле чавин­ской Круг­лой пло­щади, – пишет в своей ста­тье «Код рако­вины» аме­ри­кан­ский архео– и пси­хо­аку­стик Мириам Колар. – Эти рако­вины про­пу­те­ше­ство­вали сотни кило­мет­ров от тро­пи­че­ских вод у побе­ре­жья совре­мен­ного Эква­дора до их места упо­ко­е­ния в Цен­траль­ных Андах. Един­ствен­ные зву­ко­про­из­во­дя­щие объ­екты, извле­чен­ные из чавин­ского вре­мени, эти путуто были также един­ствен­ными зву­ко­выми инстру­мен­тами, четко отоб­ра­жен­ными в его обшир­ном кам­не­рез­ном искус­стве. Рука и губы ука­зы­вают, что чавин­ские путуто исполь­зо­ва­лись поко­ле­ни­ями, а их потря­са­ю­щая сохран­ность поз­во­ляет им играть сего­дня. Трудно дока­зать, что древ­ние зод­чие Чавина спро­ек­ти­ро­вали свои зда­ния с уче­том сен­сор­ных эффек­тов, но зву­ко­про­из­во­дя­щие инстру­менты, несо­мненно, были созданы для того, чтобы сти­му­ли­ро­вать чув­ства»[1a].

На мно­гих рако­ви­нах выре­заны слож­ные узоры. Однако, по мне­нию Джона Рика, они были нане­сены не в Чавин-де-Уантаре. ««Сна­чала мы думали, что все это было чавин­ским дизай­ном. Мы начали их изу­чать и поняли, что их дизайн был совре­ме­нен чавин­ской куль­туре, но выпол­нен не в самом Чавине», – гово­рит Д. Рик. Судя по всему, рако­вины оста­нав­ли­ва­лись на дру­гих сай­тах в цен­траль­ных Андах в их путе­ше­ствии от мор­ских бере­гов совре­мен­ных Панамы, Коста-Рики и Эква­дора и были пре­об­ра­зо­ваны в трубы по пути»[1b].

image005 image007Фото 2[2] и 3[3]. Рез­ная рако­вина и ее абрис. Наци­о­наль­ный музей Чавина

Чавин­ские рако­вины хра­нятся и в дру­гих собра­ниях мира. На путуто из Лом­бард­ского музея (фото 4) изоб­ра­жен бог с двумя жез­лами. Древ­ний рез­чик поме­стил лицо боже­ства на есте­ствен­ный выступ рако­вины и тем самым сде­лал его объемным.

image009Фото 4. Путуто. Рез­ная рако­вина стром­буса, Чавин, 1000 – 500 гг. до н.э. Лом­бард­ский музей[4]

Осо­бенно изыс­кана резьба на рако­вине, кото­рая хра­нится в Бруклин­ском музее (фото 5). Его ката­лог дает сле­ду­ю­щее опи­са­ние этого экспоната:

«Труба из рез­ной рако­вины мол­люска Strombus со слож­ным рез­ным дизай­ном фигуры чело­века, дую­щего в рако­вину мол­люска, с кас­ка­дом из змей, исхо­дя­щим из нее, воз­можно, наме­ка­ю­щим на свя­щен­ный харак­тер про­из­во­ди­мых зву­ков. Древ­ние люди Чавина, видимо, исполь­зо­вали трубы из рако­вин во время риту­а­лов, потому что такие дей­ствия изоб­ра­жены на архи­тек­тур­ных фри­зах и мону­мен­таль­ной скульп­туре»[5].

image003 image088Фото 5. Труба из рез­ной рако­вины мол­люска Strombus. Раз­меры: 28,6×18,1×28,6 см. Куль­тура: Чавин. 400 – 200 гг. до н.э. Бруклин­ский музей, США[6]

Дей­стви­тельно, рако­вины спон­ди­луса и стром­буса зани­мают важ­ное место в анд­ской мифо­ло­гии и риту­аль­ной прак­тике, а чавин­ские, дума­ется, отно­сятся к самым глав­ным риту­аль­ным пред­ме­там, поскольку они явля­ются тру­бами. О боль­шом зна­че­нии рако­вин гово­рит и то, что достав­ляли их в высо­ко­гор­ную свя­тыню из даль­них мест.

image014Фото 6[7]. V-образный вырез (вверху) и отвер­стие мунд­штука путуто (в цен­тре)

Рако­вины были отпо­ли­ро­ваны и укра­шены резь­бой. Для того чтобы на них можно было играть, глу­хой конец (шпиль) рако­вины был сре­зан и полу­чен­ное отвер­стие было отшли­фо­вано. Кроме того, в каж­дой рако­вине был сде­лан V-образный вырез. Он назы­ва­ется чавин­ским, потому что у подоб­ных труб дру­гих куль­тур его нет. Назна­че­ние его неясно. С про­ти­во­по­лож­ной сто­роны про­свер­ли­ва­лись две дырочки пред­по­ло­жи­тельно для шнурка, с помо­щью кото­рого жрец носил рако­вину на шее.

Сред­няя длина рако­вин 25,4 см, вес от 1,36 до 2,27 кг. Рако­вины могут зву­чать как голос живот­ного, ветер, шепот или реак­тив­ный дви­га­тель[7a].

Об иссле­до­ва­нии зву­ча­ния путуто в гале­реях хра­мов и их роли в цере­мо­ниях ком­плекса читайте в мате­ри­але «Архео­аку­сти­че­ский про­ект». А послу­шать, как зву­чит музы­каль­ная ком­по­зи­ция, испол­ня­е­мая на двух древ­них путуто Чавина, можно прямо сей­час.

По У. Сал­ли­вану, «рако­вина была сим­во­лом входа на землю усоп­ших»[8] .

image015 image017Фото 7[9] и 8[10]. Рез­ная рако­вина и ее абрис. Наци­о­наль­ный музей Чавина

Известно, что в инк­ский период раковины-трубы были неотъ­ем­ле­мой частью Капак-Райми – тор­же­ства поми­но­ве­ния усоп­ших, одного из глав­ных празд­ни­ков импе­рии, завер­шав­ше­гося в декабрь­ское солн­це­сто­я­ние. «Еже­годно в это время, согласно индей­скому рели­ги­оз­ному обы­чаю, – отме­чает У. Сал­ли­ван, – мерт­вые, как гово­ри­лось, воз­вра­ща­лись на землю, чтобы вер­нуть к жизни власть тра­ди­ции, обща­ясь неко­то­рое время с живыми»[11].

image019 image021Фото 9[12] и 10[13]. Рез­ная рако­вина и ее абрис. Наци­о­наль­ный музей Чавина

В дни декабрь­ского солн­це­сто­я­ния в Куско отме­ча­лось еже­год­ное откры­тие земли усоп­ших для земли живых. Путь был открыт потому, что «вели­кая небес­ная Река» – Млеч­ный Путь, «кото­рую каж­дый смерт­ный дол­жен был пере­сечь, чтобы достиг­нуть земли мерт­вых, нахо­дился доступ­ным на гори­зонте, вос­ходя вме­сте с солн­цем солн­це­сто­я­ния»[14].

image001У. Сал­ли­ван пишет:

«В доко­лум­бо­вых Андах суще­ство­вал непо­движ­ный момент вне вре­мени, когда барьеры между этим миром и сле­ду­ю­щим могли пре­одо­ле­ваться. Этот момент насту­пал на рас­свете в декабрь­ское солн­це­сто­я­ние, когда само время каза­лось при­оста­нов­лен­ным корот­кой задерж­кой дви­же­ния солнца по гори­зонту. В этот момент Млеч­ный Путь нахо­дился в види­мом кон­такте с гори­зон­том в надви­гав­шемся рас­свете. Земля в этот момент «соеди­ня­лась» с боль­шой Рекой, по чьим бере­гам нахо­ди­лась небес­ная родина анд­ских наро­дов. И если вход в это поту­сто­рон­нее цар­ство был открыт в тот момент, когда солнце дости­гало сво­его самого южного поло­же­ния в небес­ной сфере, этот мир назы­вался пача уку, «миром внизу», еще раз под­твер­ждая вели­кое кон­цеп­ту­аль­ное стро­е­ние ноч­ного неба в тер­ми­нах севера и юга, верха и низа. <…>

Вверх и вниз по Андам откры­тие входа на землю усоп­ших воз­ве­ща­лось звуч­ным гуде­нием уал­льяй кепа, или трубы из обо­лочки рако­вины, зву­чав­шей в самый канун декабрь­ского солн­це­сто­я­ния. <…>

Пред­став­ле­ние о том, что труба-раковина имела осо­бую важ­ность в декабрь­ское солн­це­сто­я­ние, не явля­ется догад­кой, а ее сим­во­ли­че­ский смысл не был про­из­воль­ным. Ско­рее, суще­ствует устой­чи­вый харак­тер необы­чайно широ­кого рас­про­стра­не­ния рако­вины как для декабрь­ского солн­це­сто­я­ния, так и в те вре­мена, в кото­рые вос­хо­дит Млеч­ный Путь, а также вход на землю усоп­ших. При­чина здесь в том, что рако­вина явля­ется риту­аль­ным «тер­ми­ном» в языке древ­ней астрономии.

image005РИСУНОК 2.4. Кос­мо­ло­ги­че­ская диа­грамма Хуана де Сан­та­круса Пача­кути Ямки Салькамайгуа

В клас­си­че­ском гре­че­ском мифе о Дев­ка­ли­оне, напри­мер, «раз­ру­ши­тель­ные волны потопа были повер­нуты вспять зву­ча­нием рако­вины Три­тона: рако­вина была изоб­ре­тена Aigokeros, то есть Козе­ро­гом, кото­рый управ­лял зим­ним солн­це­сто­я­нием в том мире-веке, когда Овен «нес» солнце». В резуль­тате иссле­до­ва­ний Ферст­ман при­шел к выводу, что майя свя­зы­вали рако­вину с декабрь­ским солн­це­сто­я­нием, а пан­цирь чере­пахи – с июнь­ским. Дехенд ука­зы­вал, что май­я­с­ким иеро­гли­фом для «нуля» была рако­вина, сим­во­ли­зи­ро­вав­шая завер­ше­ние одного цикла и начало сле­ду­ю­щего. Элиад отме­чал, что в Север­ной Аме­рике и Азии шаманы ино­гда исполь­зуют трубу-раковину вме­сто бара­бана в начале путе­ше­ствия в пре­ис­под­нюю. В ацтек­ском мифе о Кет­цаль­ко­атле герой полу­чает доступ к земле усоп­ших, направ­ляя звук трубы-раковины Вла­дыке Земли Усоп­ших. Должно быть, рако­вина сим­во­ли­зи­рует декабрь­ское солн­це­сто­я­ние по той же при­чине, по какой гора сим­во­ли­зи­рует июнь­ское солн­це­сто­я­ние. Рако­вина при­хо­дит с мор­ского дна (про­стран­ственно про­ти­во­по­лож­ного «высо­чай­шей горе в мире»), пред­став­ляй самый низ­кий или самый южный край земли точно так же, как декабрь­ское солн­це­сто­я­ние пред­став­ляет самый южный край в годо­вом обо­роте солнца. Обра­ще­ние к диа­грамме Пача­кути Ямки (рису­нок 2.4) пока­зы­вает, что такая логика дей­ство­вала в Андах. Зем­ной про­ти­во­по­лож­но­стью «Горе Июнь­ского Солн­це­сто­я­ния» явля­ется масса воды, назы­вав­ша­яся мама­ко­чей, «роди­тель­ским морем (или озе­ром)», соеди­няв­шимся с пукио, или «источ­ни­ком», обра­зо­вы­вав­шимся в сезон дождей, на сто­роне декабрь­ского солн­це­сто­я­ния рисунка. Как мы уже видели, анд­ский миф может вели­чать какой-нибудь вход в под­зе­ме­лье, такой как пещера, род­ник и полое дерево, вхо­дом в пача уку
<…>
И эта интер­пре­та­ция смысла мор­ской сим­во­лики рако­вины – как экс­по­нат со дна моря она сим­во­ли­зи­рует «самое низ­кое поло­же­ние солнца в небес­ной сфере в декабрь­ское солн­це­сто­я­ние – объ­яс­няет также, почему Уакай­пата, пло­щадь, где про­хо­дили инк­ские обряды декабрь­ского солн­це­сто­я­ния, была покрыта на два фута в глу­бину пес­ком, ста­ра­тельно под­ня­того на десять тысяч футов в Анды с бере­гов Тихого океана.

Ассо­ци­а­ция рако­вины как с декабрь­ским солн­це­сто­я­нием, так и со вхо­дом на землю усоп­ших, зало­жен­ная в инк­ских обря­дах Капак Райми, имеет оче­вид­ную связь со мно­гими месо­аме­ри­кан­скими при­ме­рами»[15].

image002Фото 11[16]. Тиа­у­а­нако, 21 июня 2010 г., или 5518 г. по аймар­скому летоисчислению

Трубы из рако­вин стром­буса и сей­час исполь­зу­ются корен­ными наро­дами во время риту­а­лов. На фото 11 заснято, как анд­ский свя­щен­ник в Тиа­у­а­нако тру­бит в свя­щен­ную рако­вину на тор­же­ствен­ной цере­мо­нии Willkakuti – празд­ника воз­вра­ще­ния солнца. Он отме­ча­ется одно­вре­менно со встре­чей аймар­ского нового года Machaq Mara, кото­рый при­хо­дит с пер­выми лучами солнца 21 июня.

 image037Помимо самих путуто, в Чавин-де-Уантаре были най­дены их рез­ные изоб­ра­же­ния. Одно из них есть на обе­лиске Тельо (фото 12), кото­рый я отношу к эпохе Ста­рого храма. По мне­нию перу­ан­ского архео­лога К. Маков­ски, он нахо­дился в цен­тре Круг­лой утоп­лен­ной площади.

image030Фото 12[17]. Изоб­ра­же­ние рако­вины на обе­лиске Тельо (2013)

Среди плит, кото­рые и сей­час укра­шают стену Круг­лой пло­щади, нахо­дятся две стелы с пер­со­на­жами, игра­ю­щими на путуто (фото 13).

image032Фото 13[18]. Стелы Круг­лой пло­щади, изоб­ра­жа­ю­щие фигуры, кото­рые дер­жат путуто и словно играют на них, шествуя к Пира­миде Лансона

В брус­чатку Круг­лой утоп­лен­ной пло­щади были сде­ланы две вставки из ока­ме­не­лых мор­ских ули­ток, что можно интер­пре­ти­ро­вать как «вход на землю усоп­ших», говоря сло­вами У. Сал­ли­вана. Кроме того, на лице пер­со­нажа, тру­бя­щего в путуто, кото­рый выре­зан на рако­вине из Бруклин­ского музей (см. фото 5), хорошо чита­ется слез­ный эле­мент.

Таким обра­зом, есть все осно­ва­ния заклю­чить, что Чавин-де-Уантар был посвя­щен покло­не­нию предкам.

image033Фото 14. Рез­ная камен­ная стела. Наци­о­наль­ный музей Чавина (2008)[19]

В то же время, нужно при­знать, что рако­вины в Чавине сим­во­ли­зи­ро­вали не только землю пред­ков. Помимо рако­вин стром­буса (путуто) на рез­ных чавин­ских ком­по­зи­циях можно видеть и дву­створ­ча­тую рако­вину спон­ди­луса (мулью). Обе эти рако­вины дер­жит в руках вер­хов­ное боже­ство Чавин-де-Уантара – Улы­ба­ю­щийся бог, кото­рый изоб­ра­жен на стеле, вхо­див­шей в состав плит обли­цовки Боль­шой пря­мо­уголь­ной пло­щади (фото 14). А на плите, най­ден­ной недавно в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от зда­ния Касти­льо Джо­ном Риком и его коман­дой, выре­заны два пер­со­нажа, один из кото­рых играет на путуто, а дру­гой дер­жит в руке мулью (фото 15). Путуто явля­ется сим­во­лом муж­ского начала, а мулью – жен­ского. Поэтому счи­та­ется, что Улы­ба­ю­щийся бог, дер­жа­щий эти две рако­вины, тем самым оли­це­тво­ряет двой­ствен­ность полов и сим­во­ли­зи­рует пло­до­ро­дие[20]. Инте­ресно, что рако­вина спон­ди­луса не явля­ется здесь тру­бой, поскольку ее шпиль не обре­зан. То же можно ска­зать и о рако­вине, изоб­ра­жен­ной на обе­лиске Тельо.

image035Фото 15[21]. Камен­ный карниз

Камен­ный кар­низ и стела, изоб­ра­жа­ю­щая Улы­ба­ю­ще­гося бога с рако­ви­нами, отно­сятся к эпохе Нового храма. Может ли появ­ле­ние на куль­то­вых изоб­ра­же­ниях этого пери­ода мулью озна­чать, что рели­ги­оз­ная идео­ло­гия эпохи Нового храма отли­ча­лась от той, что была во вре­мена Ста­рого храма?


| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a | 23b 24 |


[i] Chavín, el milagro de la arqueología mundial. La Mula Reportajes. 25 junio 2013 (https://www.youtube.com/watch?v=ux0e-tLv-5I&list=FLd3jyhImKgGJS74jxcVz7PA&index=25).

[1] http://www.flickr.com/photos/thebossfrombcp/2939547301/in/photostream/

[1a] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).

[1b] Haven C. Ancient shells meet high-tech: Stanford researchers study the sound of pre-Incan conches. February 2011 (http://globalheritagefund.org/in_the_news/2011_news_archives/maya).

[8] Сал­ли­ван У. Тайны инков: Мифо­ло­гия, Аст­ро­но­мия и Война со Вре­ме­нем. М.: Вече, 2000 (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).

[11] Сал­ли­ван У. Указ. соч.

[14] Сал­ли­ван У. Указ. соч.

[15] Сал­ли­ван У. Указ. соч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>