Послание Врат Солнца,§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Фото 1. В Галерее Лансона Мириам Колар проводит акустические измерения с помощью микрофонной решетки, разработанной Стэнфордской археоакустической исследовательской группой[1]
«Три тысячи лет назад обширный церемониальный комплекс управлял жизнью в высокогорной Андской долине Чавин-де-Уантара, Перу, – пишет Мириам Колар. – Он был центром загадочного культа, где психотропные растения использовались в ритуалах превращения. Сегодня осталось несколько внушительных зданий. Встроенные в них каменные лица возвышались над многоуровневыми террасами и утопленными площадями. Каменные, костяные и керамические артефакты были найдены на сайте, украшенные яркими образами свирепых животных и зооморфных людей, но не было обнаружено никаких письменных текстов, описывающих ритуалы, которые имели место там.
Древние люди, как полагают, советовались с оракулом в Чавине, но все же до недавнего времени всего несколько путеводных нитей указывали на природу этого оракула. Теперь археоакустические исследования – наука о звуке, применяющаяся для археологических доказательств, – выявила тайны, встроенные в чавинскую архитектуру, раскрытые благодаря звуку раковин моллюсков, которые были похоронены на протяжении тысячелетий»[2].
Фото 2. Джон Рик с раковиной, похожей на те, что были найдены его командой в 2001 г. [3]
По словам Джона Рика, «внутренние коридоры держат в своих руках ключ к пониманию того, что происходило в Чавине». «Галереи – пленительная тайна – сложное и дорогостоящее сооружение без очевидной функции»[4], – говорит он. Но они начинают раскрывать свои секреты.
Исследования, проведенные группой ученых под руководством Луиса-Гильермо Лумбрераса, позволили им выдвинуть в 1976 г. гипотезу о том, что в Чавин-де-Уантаре существует акустическая система с участием «сети резонансных комнат, соединенных звуковыми передающими каналами»[5]. Такая система вполне могла использоваться жрецами при проведении церемоний.
Фото 3. Первая из двадцати труб из раковин Strombus galeatus, обнаруженных в 2001 г.[6]. Фото 4[7]. Одна из находок команды Джона Рика. Экспонат Национального музея Чавина
В 2001 г. археологи нашли 20 труб из морских раковин Strombus galeatus в маленькой галерее под Круглой площадью. Трубы были обнаружены неповрежденными. Это заставило ученых предположить, что они наткнулись на «своего рода ризницу, пространство, в котором хранились предметы для ритуалов»[8]. Трубы были в рабочем состоянии, т.е. на них вполне можно было играть. К тому же, храмовый комплекс сильно разрушен снаружи, но его интерьеры хорошо сохранились. Это сложные многоуровневые лабиринты коридоров с каменными стенами, огромными каменными потолочными балками и утоптанными земляными полами, которые заворачивают под прямым углом, а также с тупиковыми нишами и лестницами. Они влияют на акустику сегодня и достаточно хорошо сохранились, чтобы выяснить, что люди слышали в древности. Галереи остались, по словам Джона Рика, «нетронутыми, в своем исходном положении»[9]. Эти обстоятельства давали возможность ученым выяснить, как звучали путуто в те давние времена в галереях храмов. Так возник еще один подпроект Проекта по археологическим исследованиям и сохранению Чавин-де-Уантара, теперь уже по археоакустике комплекса.
Фото 5. Д. Рик проводит предварительные измерения импульсного отклика в Галерее двойной консоли, ноябрь 2007 г. Фото 6. Д. Рик и помощник проводят измерения бинаурального импульсного отклика (binaural impulse response measurements) в Галерее двойной консоли, февраль 2008 г. Фото 7. Д. Рик проводит измерения бинаурального импульсного отклика в Галерее лабиринтов, февраль 2008 г.[10]
Археоакустический проект был создан в 2007 г. на базе Центра компьютерных исследований в области музыки и акустики Стэнфордского университета (Пало-Альто, Калифорния, США) и направлен на изучение архитектурной и инструментальной акустики церемониального центра Чавин-де-Уантара. По словам участников проекта, «это исследование стремится измерить и изучить своего рода эфемерный артефакт: акустические и психоакустические размеры древней архитектуры и инструменты этого комплекса»[11].
Фото 8. Акустическая модель внутренней архитектуры Чавин-де-Уантара[12]
Прежде всего, участники проекта изучили акустические характеристики галерей. «Хорошо сохранившаяся закрытая архитектура чавинских зданий позволяет нам делать акустические измерения, которые показывают, как эти пространства передают и фильтруют звук, который предоставляет информацию о том, как архитектура сайта может создавать ощутимые звуковые эффекты»[13], – говорится на сайте проекта. По результатам исследований была создана компьютерная акустическая модель внутренней архитектуры церемониального центра (фото 8).
Фото 9[14]. Крис Чейф (Chris Chafe) – композитор, виолончелист, исследователь музыки, специализирующийся на компьютерной музыкальной композиции и интерактивном перформансе, директор Центра компьютерных исследований в области музыки и акустики
Кроме того, ученые выясняли акустические возможности самих путуто, исследовали, как звуки путуто распространяются в галереях, т.е. ведут себя в этих пространствах, и как их воспринимают люди – добровольцы, принимавшие участие в экспериментах. Исследования группы Мириам Колар показали, что оракул мог «говорить» голосом путуто, усиленного коридорами его галереи.
Фото 10. Перри Кук и Джон Рик подготавливают одну из труб для акустических измерений, используя четыре микрофона[15]
Учеными были исследованы акустические характеристики каждого инструмента – 19 из 20 найденных труб. Знание конкретных акустических возможностей путуто позволило им понять и испытать их потенциал в качестве источников звука в древнем контексте Чавина.
Фото 11[16] и 12[17]. Перри Кук играет на чавинских трубах. Перри Р. Кук (Perry R. Cook) – почетный профессор компьютерных наук и музыки в Принстонском университете, автор книг и лекций по акустике моделирования голоса и музыкальных инструментов, человеческому восприятию звука и др., вокальный солист и компьютерный музыкант
Мириам А. Колар (Miriam А. Kolar), ведущий исследователь по археоакустике Центра компьютерных исследований в области музыки и акустики, пишет:
«С д-ром Перри Куком, играющим на раковинах, мы документировали, как физические характеристики инструментов делают звук. Используя миниатюрные микрофоны, размещенные внутри и вокруг каждой раковины, мы регистрировали, как звук проходит через и излучается вокруг путуто. Д-р Джонатан Абель (Jonathan S. Abel), который возглавлял работы по акустическому анализу данных в Стэнфорде, разработал методы, которые могли бы воплотить эти измерения в компьютерные модели инструментов для цифрового сохранения их акустики. Анализ Кука показал, что звучащие тона путуто находятся между 272 Гц и 340 Гц…»[18].
Фото 13[19]. Тито Ла-Роса, перуанский музыкант, строитель музыкальных инструментов и исследователь музыки древнего Перу. Он делает оригинальные инструменты – повторение инструментов доинкских и инкской культур, используя керамику, кости, камни, перья, семена, листья, дерево и тростник
«Перуанский мастер-музыкант Тито Ла-Роса (Tito La Rosa) присоединился к нашим исследованиям путуто, – продолжает Мириам Колар. – В то время как мы работали как ученые, он предложил интуитивно-художественный ракурс, помогая нам понять диапазон техник игры и звуков, которые универсальный исполнитель мог извлечь из инструментов. Почтительность Тито к путуто напомнила нам, что была духовная составляющая, которую мы не могли охватить нашим оборудованием. Тито выдувал шепот из наиболее витиеватых древних раковин, положив начало глухим эхо в объемном конкретном пространстве музея Чавина. Текучий тон выходил из тишины, идя волнами вокруг низких высот и выстраиваясь в пространстве. Раскат путуто казался неземным, частично человеческим, частично животным, из другого времени и места»[20].
Фото 14. Тито Ла-Роса играет на одном из чавинских путуто, чтобы продемонстрировать музыкальный потенциал древних рогов из раковин во время исследовательской сессии в Национальном музее Чавина в 2008 г.[21]
Послушать, как играют Мириам Колар и Тито Ла-Роса на двух древних путуто, найденных под террасой Круглой площади, а теперь хранящихся в Национальном музее Чавина, можно прямо сейчас. Это современная музыкальная интерпретация. Она не представляет акустику сайта, а скорее демонстрирует один из стилей игры и тональный диапазон этих инструментов[22]. Рассказывая о своей работе ежегодному собранию Американской ассоциации содействия развитию науки в феврале 2012 г., Мириам Колар пояснила, что музыка путуто «не очень впечатляюще звучит в записи». «Но в живую пробирает вас до костей»[23], – сказала она.
«Трудно доказать, что древние зодчие Чавина спроектировали свои здания с учетом сенсорных эффектов, но звукопроизводящие инструменты, несомненно, были созданы для того, чтобы стимулировать чувства»[24], – отмечает Мириам Колар.
Участники проекта проводили акустически тесты и снаружи зданий. Так, они играли на реплике путуто на площади. Это позволило им выявить очевидные звуковые эффекты, такие, как инициирование эха между фасадами зданий и окружающими горами. Но по большей части работы проводились в галереях. Для того чтобы выяснить, как звук передается и преобразуется архитектурой, были произведены акустические измерения с помощью тестовых сигналов, акустической системы, микрофонов и записывающих устройств.
Фото 15. Коби ван Тондер (Cobi van Tonder), родилась в Южной Африке, композитор, медиа-артист и преподаватель[25]
Используя комбинацию этих методов, Мириам Колар обнаружила, что вибрационные частоты путуто могли сделать Лансон говорящим. Привожу перевод отрывка из ее статьи «Код раковины. Как наука о звуке объяснила древний перуанский оракул» («The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle»):
«Посетители Чавина иногда замечают, что архитектура галерей преобразует звук удивительными способами. Небольшие горизонтальные каналы позволяют звуку путешествовать между, казалось бы, отдельными коридорами, комнатами и камерами. В зависимости от формы, длины и архитектурного контекста этих каналов звук, который проходит сквозь них, фильтруется, производя широкий спектр эффектов. Я начала документирование и измерение акустики так называемых вентиляционных шахт Чавина в археологическом полевом сезоне 2009 г., как правило, в одиночку, иногда с помощником, чтобы помочь управлять передачей между внутренними и внешними отверстиями.
Фото 16. Мириам Колар проводит акустические измерения в Галерее Лансона (виден в конце коридора)[26]. Фото 17[27]. Монолит Лансон (съемка широкоугольным объективом, 2004 г.)
Во время моего первого визита в галерею Лансона я заметила, что резной рот монолита выровнен идеально с одной из горизонтальных вентиляционных шахт, которые ведут из галереи к Круглой площади. Рик ранее исследовал эффект света, проходящего через этот канал, и пришел к выводу, что он может быть использован для освещения лица Лансона. Но никто не рассмотрел создаваемый им символический «канал речи».
Фото 18[28]. План внутренней архитектуры Старого и Нового храмов
К этому центральному «каналу речи» с боков примыкают два параллельных канала, каждый несколько иных пропорций. Я разработала серию тестов, чтобы изучить, как звук в галерее трансформируется на выходе из каналов, используя частоты в пределах диапазона человеческого слуха (около 20 – 20000 Гц). В разных местах Галереи Лансона я использовала точные репродукторы и сабвуфер для воспроизведения математически генерируемых тестовых сигналов. Серия микрофонов внутри каналов отслеживала акустические изменения во время прохождения звука. Я повторила эти измерения несколько раз и в разные дни.
Фото 19[29]. Снятые широкоугольным объективом центральный коридор Галереи Лансона (посередине) и пересекающий его под прямым углом коридор, который находится ближе к Круглой площади (справа и слева). Снимок 2009 г.
Я была в шоке от значения устойчивых результатов. Мои измерения показали, что эти каналы были прекрасными усилителями для чавинских путуто. По сравнению с другими звуковыми частотами частоты, соответствующие тонам раковин, были усилены на 10 – 20 децибел (добавление 10 децибел звучит так, как если увеличить громкость звука в два раза) после вхождения звука в канал. Когда звук достигал внешних концов, где каналы открыты над Круглой площадью, частоты непутуто подавлялись еще больше. Центральный канал был не только символическим продолжением рта Лансона, но функциональным «каналом речи» между резным ртом идола и церемониальной площадью снаружи. Оракул можно было бы сделать говорящим голосом раковины.
Фото 20. «Упрощенная реконструкция чавинской Круглой площади и архитектуры Галереи Лансона показывает «канал речи» между интерьером монолита Лансон и наружной площадью через центральный канал, который акустически выделяет тон раскопанных на сайте инструментов из раковин»[30]
Акустическая связь между каналами Галереи Лансона и раскопанными на сайте путуто является редкостной динамичной связью, что трудно отклонить как совпадение. Во-первых, архитектура Чавина основательно прорезана каналами различных форм и размеров. Похоже, таким образом, что форма и размещение этих конкретных каналов отражают планомерное строительство: одним словом, проектирование.
Фото 21[31]. Стелы Круглой площади, изображающие фигуры, которые держат путуто и словно играют на них, шествуя к Пирамиде Лансона. Их местоположение в облицовке стены Круглой площади на реконструкционном рисунке (фото 20) отмечено черным цветом
Во-вторых, расположение этих звуковых каналов – между каменным монолитом и площадью – ритуально обозначено. Путуто изображены так, как будто на них играют фигуры процессии на каменных рельефах, которыми облицована северо-западная стена Круглой площади, всего в нескольких метрах ниже проекции каналов. Дно площади было сделано с двумя вставками в ее брусчатке из окаменелых морских улиток, спиралевидных животных, которые выглядят, как поперечное сечение путуто. В нескольких метрах к югу существует вероятное место хранения путуто: в Галерее раковин они были размещены на хранение, как если бы они висели вдоль ее стен.
Это сочетание факторов указывает на древнюю церемонию, не только оживлявшуюся звуком этих рогов, но сосредоточенную на них. Здание проецирует звук путуто (и исключает другие звуки) ото рта его «оракула» к слушателям снаружи. Код раковины может иметь решающее значение в создании новых теорий о чавинском ритуале: почему бы этот оракул не мог быть озвучен путуто?»[32].
Как пишет сама Мириам Колар, открытие того, что оракул мог «говорить» голосами путуто, было неожиданным для нее. Изначально задачей Мириам Колар были исследования в области психоакустики. Она изучала, как архитектура и звуки, производимые в различных зонах галерей, воспринимаются добровольцами, а также как на них влияет звучание путуто.
Насколько я понимаю, это исследование было предпринято не только с целью «проверить идею о том, что строители храма обладали глубоким понимание акустики»[33]. Американские специалисты, направляемые Джоном Риком, изучали воздействие акустики галерей на человека. При этом ученые исходили из предположения, что оно использовалось жрецами Чавина для привлечения на свою сторону новых сторонников из числа правителей отдельных земель для распространения и укрепления влияния церемониального центра на Андский мир. Другими словами, ученые считают, что в галереи храма был открыт подконтрольный жрецам доступ паломников из числа элиты.
Фото 22[34]. Джон Рик во время акустических тестов в одной из галерей Чавина
Мириам Колар и ее коллеги размещали археологов – профессоров, студентов-выпускников или их перуанских коллег – в разных местах узких, лабиринтоподобных проходов внутри храма и проигрывали звуки через динамики, расположенные в различных точках лабиринта. При этом они спрашивали добровольцев, откуда шел звук[35]. Журналист Крис Соломон в своей статье «Звук истории: мескалин, музыка и террор» пишет:
«В некоторых проходах звуки почти отсутствуют – через короткий канал можно увидеть идущего человека, но нельзя его услышать. В других – звук дезориентирует. «Эта среда является не только физическим лабиринтом, но это и звуковой лабиринт», – говорит Мириам Колар, доктор наук, которая недавно защитила диссертацию по акустике Чавина. «Эксперименты показывают, что слушатели, стоящие в некоторых зонах темных галерей могут дико ошибаться, определяя, откуда идет звук, но в других местах их восприятие является совершенно точным», – говорит она. – Действительно ли галереи были изначально построены как звуковой лабиринт, неизвестно, но эта функция могла быть использована»»[36].
По словам Криса Соломона, «Колар хотела бы и в дальнейшем изучать, как работает «голос» оракула, и как звуки, произведенные в галереях Чавина, влияют на мозг, чтобы разобраться в том, как далеко манипуляторы звуком забирались в головы инициируемых». «Исследование 2008 г., например, показало, – сообщает он, – что прослушивание резонансных частот 110 герц (звучание вполголоса) временно смещает активность мозговой деятельности исследуемых волонтеров (в зонах, участвующих в речи, эмоциональной обработке и принятии решений)»[37].
«Чувствование было стихийным в древнем Чавине, и звуковое восприятие особенно провокационным из-за его сильного и незамедлительного воздействия на сознание, – пишет М. Колар. – Звук создает сенсорные эффекты, которые часто не могут быть точно определены. Физические вибрации, услышанные или почувствованные, влияют на наши эмоции, мысли и поведение, готовя почву для того, как мы будем интерпретировать переживания, как мы поймем места и события»[38].
Фото 22а. Антрацитовое зеркало. Высота: 12 см. Материал: антрацит. Культура: Чавин. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[38а]
Надо отдать должное Мириам Колар в том, что свои психоакустические исследования она проводила с пониманием того, что в плане переживаний паломников их восприятие звука было неотделимо от воздействий всего окружения, создаваемого величественной внешней архитектурой и убранством комплекса, а также резными изображениями божеств, особенно Лансона. Наибольшее внимание она уделила ощущениям, возникающим у человека в лабиринтообразных галереях, где легко потерять ориентацию, в частности относительно внешнего мира, даже при свете электрических ламп. А в древности «свет мог быть исключен или им манипулировали, используя полированные угольные зеркала и теневые проекции». Кроме того, в своих исследованиях она учитывала, что звуковые эффекты «могли быть активизированы для участников ритуала за счет использования растительных психотропных препаратов»[39]. Все это она называет «сенсорным ландшафтом Чавина», а его изучение считает «важным потому, что есть свидетельства, что лидеры культа использовали его для установления и усиления их религиозной власти». В резюме своей диссертации, опубликованном на сайте Археоакустического проекта, Мириам Колар излагает основной вывод своего исследования в канве этой теории Джона Рика, подтверждая ее право на существование:
«Согласно предположениям, в значительной степени разработанным Джоном Риком, существенными ресурсами, необходимыми для активного развития чавинского церемониального центра в течение 700-летнего периода (около 1200 – 500 гг. до н.э.), распоряжалась властная элита, которая демонстрировала и контролировала ритуальный процесс через инновации, скрытые традицией. Церемониальный комплекс мог действовать как мультисенсорное место совершения действия, место, где убедительные эмпирические манипуляции поражали посетителей, чья испытанная связь с чавинским «культом» могла способствовать укреплению их домашнего статуса. Благодаря этому процессу, принципы Чавина были упрочены во всей зоне его влияния, о чем свидетельствуют, например, многие примеры географического распределения чавинской иконографии. Материальные следы таких вероятных социальных движений могут быть лучше поняты через акустические и психоакустические исследования, исследования, которые предоставляют новые свидетельства древнего звукового окружения в Чавине, которое могло быть использовано в качестве инструмента для преднамеренного и стратегического манипулирования человеческими переживаниями»[40].
Фото 23. Иллюстрация Эмилиано Понци (Emiliano Ponzi) к статье «Код раковины»
Любопытно, что свою статью «Код раковины» Мириам Колар сопроводила весьма неоднозначной иллюстрацией (фото 23). Рисунок изображает маленькую мужскую фигуру в шляпе (очевидный намек на Джона Рика) в виде тени, которая отбрасывает еще одну тень на увеличенную до огромных размеров реальную каменную плиту (фото 24) с фигурой жреца, трубящего в путуто.
Фото 24. «Чавинская иконография, изображающая объекты из морских раковин и инструменты, такие, как путуто, которое держит первая фигура на этом фрагменте карниза, обнаруженного на сайте Джоном Риком и командой»[41]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20a | 21 | 22 | 23 | 23a | 23b | 23с | 24 |
[2] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).
[4] Bridges T. What Lies Beneath. January 2005. GHF in the News – 2005 News Archives (http://globalheritagefund.org/in_the_news/2005_news_archives/what_lies_beneath).
[5] Kolar M.A., Abel J.S., Rick J.W. et all. A Modular Computational Acoustic Model of Ancient Chavín de Huántar, Perú. 2010 (https://ccrma.stanford.edu/groups/chavin/publications/ASA2010_ChavinModel_presentation.pdf).
[6] http://www.stanford.edu/dept/artsinitiative/cgi-bin/sai.php?section=gallery&page=gallery&action=6
[7] Chavín de Huántar Archaeological Acoustics Project. Resume (https://ccrma.stanford.edu/groups/chavin/index_ES.html).
[8] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. 24 junio 2013 (http://www.mcultura.gob.pe/noticia/chavin-de-huantar-un-plan-de-manejo-para-nuevos-hallazgos).
[9] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. 24 junio 2013.
[10] http://www.stanford.edu/dept/artsinitiative/cgi-bin/sai.php?section=gallery&page=gallery&action=6
[11] Chavín de Huántar Archaeological Acoustics Project. Resume (https://ccrma.stanford.edu/groups/chavin/index_ES.html).
[12] Kolar M.A., Abel J.S., Rick J.W. et all. A Modular Computational Acoustic Model…
[14] Kolar M.A., Abel J.S., Rick J.W. et all. A Modular Computational Acoustic Model…
[18] Kolar M. The Code of the Conch.
[20] Kolar M. The Code of the Conch.
[22] Solomon C. The Sound of History: Mescaline, Music, and Terror. July 24, 2012 (http://www.psmag.com/culture/mescaline-music-terror-42603/).
[23] Haunting Sounds at an Ancient Peruvian Site. 16 February 2012 (http://news.sciencemag.org/2012/02/haunting-sounds-ancient-peruvian-site).
[24] Kolar M. The Code of the Conch.
[26] Kolar M. Tuned to the Senses: An Archaeoacoustic Perspective on Ancient Chavín. Published July 22, 2013 (http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin).
[27] http://archive.cyark.org/photograph-of-the-lanzon-stela-protruding-through-the-gallery-ceiling-building-b-media
[28] Kolar M.A., Abel J.S., Rick J.W. et all. A Modular Computational Acoustic Model…
[30] Kolar M. Tuned to the Senses.
[31] http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin
[32] Kolar M. The Code of the Conch.
[33] Haunting Sounds at an Ancient Peruvian Site. 16 February 2012.
[35] Haunting Sounds at an Ancient Peruvian Site. 16 February 2012.
[36] Solomon C. Opus cit.
[37] Solomon C. Opus cit.
[38] Kolar M. The Code of the Conch.
[38а] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/317412?rpp=20&pg=1&ao=on&ft=Chavin&pos=4
[39] Kolar M. The Code of the Conch.
[40] Archaeological Psychoacoustics at Chavín de Huántar, Perú. Ph.D. Dissertation Research by Miriam A. Kolar (https://ccrma.stanford.edu/groups/chavin/kolardissertation.html).
[41] Kolar M. Tuned to the Senses.