Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Техника и технологии богов
1. Обработка камня
Чавин-де-Уантар является результатом долгой истории строительства и реконструкции в процессе эксплуатации до того времени, как он был заброшен около 200 г. до н.э. Здесь сочетаются грубая ручная и высокотехнологичная обработка камня.
Фото 1[i]. Участок сравнительно хорошо сохранившейся кладки восточного фасада Кастильо с блоками машинной обработки (2008)
Так, внешние стены Кастильо сложены в основном из довольно крупных блоков, основная часть которых была обработана путем скалывания камня. Эта технология достаточно примитивна и не дает гладкой поверхности. Между тем другая часть блоков имеет строгую прямоугольную форму с идеально ровными краями и отшлифованными гранями. При этом сделаны они из твердого серого гранита. Такими блоками облицованы цоколь Кастильо и стены прямоугольной и круглой утопленных площадей. Из них сделаны ступени лестниц. Подобного результата нельзя добиться с использованием примитивных даже бронзовых инструментов, а тем более каменных, которые выставлены в местном музее. Речь может идти только о машинной обработке[1].
Фото 2[2]. Гранитные блоки, полученные путем машинной обработки, в облицовке стен Большой прямоугольной утопленной площади и в ступенях ее лестницы
Более того, гранита поблизости нет и каменоломни, где он добывался, до сих пор не нашли. А белый гранит и черный известняк, блоки, из которых были использованы в Чавин-де-Уантаре, и вовсе расцениваются как материалы «экзотического происхождения»[3]. При этом некоторые монолитные ступени лестниц достигают 10 м в длину. Да и среди плит, которыми облицованы сооружения, попадаются столь же массивные блоки. Следовательно, и весили они несколько тонн. Люди вручную вряд ли могли их сюда доставить издалека по горной местности[4]. Поэтому здесь можно говорить только о применении техники и технологий богов.
Фото 3[5]. Экспонат Национального музея Чавина
Эту гипотезу подтверждает и качество резьбы по камню, нанесенной, в частности, на блоки, которыми облицованы стены утопленных площадей, на колонны Портала соколиных и его притолоку. Резьба, бесспорно, сделана при помощи машины. Вручную нельзя вырезать на граните с подобной точностью сложные кривые орнамента, которые имеют ровные поверхности и одинаковые ширину и глубину по всей длине.
Фото 4. Лестница на юго-восточном углу Нового храма (2005)[6]
Таким образом, в Чавине есть отчетливые доказательства применения камнерезных инструментов богов во плоти. Но в то же время есть свидетельства подновления, переделки и использования церемониального комплекса и после их исчезновения, в те времена, когда техника и технологии богов были утрачены. Ремонт кладки стен осуществлялся с помощью примитивно обработанных блоков. В результате они соседствуют там с блоками машинного производства и битым камнем. Кроме того, блоки с резными фигурами, которые когда-то имели свое место в стройной системе религиозной символики, отраженной на облицовке церемониальных помещений, использовались для восстановления других конструкций, например, в качестве ступени лестницы на юго-восточном углу Кастильо (фото 4 и 5).
Фото 5[7]. Резные змеи ступеньки лестницы, заснятой на фото 4 (2010)
2. Гидротехнические сооружения
2.1. Гипотезы об их назначении
«Чавин-де-Уантар просуществовал с 850 года до н. э. до 200 года до н. э., – пишет Галина Ершова. – Это был самый расцвет культуры Чавин. Если смотреть на этот архитектурный ансамбль с высоты птичьего полета, то он действительно напоминает корабль, устремленный носом точно на запад. Он представляет собой вытянутый прямоугольный комплекс, окруженный с двух сторон притоками реки Мараньон, несущими свои воды с вершин гор на северо-запад, вдоль андских хребтов. С запада протекает река Вачехса, при этом юго-западный угол архитектурного комплекса практически погружен в реку. С востока постройки Чавина, находящиеся на несколько метров ниже западной платформы, ограничены руслом более узкого ручья Мосна. Образ плывущего корабля является исключительно плодом нашей фантазии. Впрочем, искатели инопланетян смогли бы обнаружить в этой картинке даже схему расположения солнечной системы между галактическими рукавами. Тогда как древнему перуанцу здесь, скорее всего, увиделся бы образ птицы, которая, широко раскинув крылья, взлетает с водного пространства, устремляясь к горным вершинам»[8].
«Илл. 63. Аэрофотосъемка и схема поселения, Чавин»[9]
Нет сомнений в том, что Чавин-де-Уантар был церемониальным центром, распространившим своею влияние на большие территории Андского мира. Однако многих исследователей занимает вопрос об изначальном назначении комплекса. Ведь прежде чем стать культовым местом, он, как и многие доколумбовые храмы, был отмечен присутствием богов во плоти или/и их доверенных лиц, преемников и их деятельностью, что и сделало его святыней. А следы присутствия в Чавине, если и не самих богов во плоти, то их камнерезных инструментов, очевидны. О том, что у Чавин-де-Уантара были не только культовые функции, заставляют задуматься его местоположение, с очевидностью привязанное к местным рекам, и сложная подземная гидротехническая система, буквально пронизывающая всю его площадь.
А. Элфорд считает, что гидротехническая система было построена задолго до храмов. Он отмечает:
«И действительно, археологи обнаружили свидетельства более ранних поселений в Чавин-де-Уантаре – проба изотопа углерода относит их к 1400 году до РХ. И это дает основание предположить, что важная роль этого места по меньшей мере на 800 лет предшествует строительству храмов. Что же происходило тогда в этой отдаленной гористой местности? Возможно, ответ на эту загадку связан с первым этапом строительства – с подземной сетью превосходно выполненных каменных каналов, по которым вода перетекала из ближайшей реки и через поразительно совершенную водопроводную систему подавалась под здание»[10].
Вот что пишет о гидротехнической системе З. Ситчин:
«В результате раскопок была обнаружена сеть подземных туннелей, прорезанных в толще скалы. Они пронизывают всю местность, как застроенную зданиями, так и свободную, и соединяют между собой ряды подземных помещений, образующих несколько цепочек (рис. 95).
Отверстия туннелей еще больше озадачили археологов, поскольку они, по всей видимости, соединяли две реки, обрамлявшие город, одну выше построек (благодаря горной террасе), а другую в долине под ними»[11].
З. Ситчин является автором гипотезы о том, что гидротехническая система использовалась для добычи золота:
«Именно высокий художественный уровень найденных в Чавин де Уантар артефактов, а не сложность и необычность построек произвели неизгладимое впечатление на ученых и подвели к выводу о том, что культура Чавин составляла основу цивилизации северных и центральных районов Перу, а сам город служил религиозным центром. Однако последние находки, сделанные в Чавин де Уантар, указывают на то, что назначение города было не религиозным, а, скорее, утилитарным. Некоторые исследователи выдвинули предположение, что туннели предназначались для защиты от наводнений, отводя от зданий города потоки воды, которые устремлялись с гор во время таяния снегов. Но если угроза затопления действительно существовала (скорее, после сильных дождей, чем от таяния снегов), то зачем такие искусные и опытные строители возвели город в этом опасном месте?
Мы утверждаем, что это было сделано намеренно. Древние строители изобретательно использовали текущие на двух уровнях реки, чтобы создать мощный управляемый поток воды, необходимый для производственных процессов в Чавин де Уантаре. Здесь, как и во многих других местах, проточная вода использовалась для намывки золота»[12].
Противники гипотезы о добыче золота, считают гидротехническую систему Чавина избыточной для этого. Ведь золото можно намывать с помощью простейших приспособлений в реках. Это так, но ведь все зависит от объемов производства.
А. Элфорд тоже является сторонником производственного назначения Чавина. Однако он не столь конкретен, как З. Ситчин, и говорит о некоем производстве, связанном с необходимостью использования большого количества проточной воды.
«Может быть, Чавин был когда-то промышленным центром и разгадка его роли как священного центра лежит в его таинственном прошлом? Вряд ли это случайное совпадение – кажущаяся излишне сложной конструкция водопровода в Чавине и столь же высокий уровень инженерной техники водопровода Акапаны в Тиауанако»[13], – утверждает он.
Фото 1. «Подземные каналы Чавина»[14]
А. Скляров считает, что гидротехническая система имела функции водопровода и канализации, т.е. служила для бытовых нужд[15]. Но, несмотря на то, что для строителей Чавина сооружение этой системы, в отличие от индейцев, представляло собой вполне ординарную задачу, все же большинство ученых полагают, что для бытовых нужд она также была избыточной.
Фото 2[16]. Река Мосна
Г. Ершова считает, что гидротехническая система служила для нужд культа и определения начала сезонов сельскохозяйственных работ:
«Археологические и гидрографические исследования показали, что чавинцы были не просто великолепными строителями каналов и акведуков. Они умели использовать и воду ледников из верховий Вачехсы, по всей видимости, в обрядовых или же календарных целях. С наступлением теплого сезона ледники начинали таять, и уровень воды в Вачехсе поднимался до уровня юго-западного угла Чавина. Тогда считавшаяся девственно чистой вода все сильнее заливала широкую платформу вокруг основных построек, каскадом спускалась к площади и затем устремлялась в реку Мосна, продолжая свой путь на север.
Таким образом, в галереях создавался резонанс, многократно увеличивавший шум потока, – в эти моменты вся храмовая сакральная часть святилища буквально ревела и грохотала. Можно предположить, что горное эхо также производило определенный акустический эффект. Когда же таяние прекращалось, уровень воды опускался, и все возвращалось в обычное состояние. Для земледельцев, следящих за временем посевов, этот знак имел жизненно важное значение»[17].
Благодаря прогрессу в исследованиях подземных каналов, которые проводятся современными археологами, нам предоставляется возможность узнать о гидротехнической система Чавина больше, чем знали корифеи теории палеоконтакта, и увидеть Каменный канал изнутри на серии фотоснимков.
[i] http://farm4.staticflickr.com/3033/2940195552_6c04f485c4_b.jpg
[1] Скляров А. Перу и Боливия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov2.htm).
[3] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).
[4] Скляров А. Указ. соч.
[5] http://www.flickr.com/photos/thebossfrombcp/2939533965/
[6] http://archive.cyark.org/photograph-of-an-original-and-modern-staircase-at-the-southeast-corner-of-building-a-media
[7] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4444600786/
[8] Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67).
[9] Ершова Г.Г. Указ. соч.
[10] Элфорд А. Боги нового тысячелетия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).
[11] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[12] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[13] Элфорд А. Указ. соч. (http://lib.rus.ec/b/131465/read).
[14] Скляров А. Указ. соч.
[15] Скляров А. Указ. соч.
[16] http://www.flickr.com/photos/ojos-de-agua/5598741785/in/photostream/
[17] Ершова Г. Г. Указ. соч.